Научная статья на тему 'Построение типологической группировки поведения хозяйствующих субъектов в информационном пространстве финансового рынка'

Построение типологической группировки поведения хозяйствующих субъектов в информационном пространстве финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / STOCK MARKET / ЭМИТЕНТЫ ММВБ / MICEX ISSUERS / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / AVAILABILITY OF INFORMATION / ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION OBJECTIVITY / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / TYPOLOGICAL MAP OF INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Е. Ю.

В данной статье осуществлена попытка построения типологической группировки реальной совокупности компаний, осуществлен анализ основных видов участников рыночных отношений в зависимости от поведения в информационном пространстве, используя типологическую карту информационного пространства финансового рынка, обобщая высказывания о таких признаках информации на финансовом рынке, как объективность и доступность. В исследовании построена диаграмма распределения совокупности объектов наблюдения на основные классы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF TYPOLOGICAL GROUP OF CONDUCT FACING SUBJECTS IN THE INFORMATION SPACE OF FINANCIAL MARKET

In this article, an attempt was made to build a typological grouping of a real set of companies, an analysis of the main types of participants in market relations, depending on the behavior in the information space, using a typological map of the information space of the financial market, summarizing statements about such signs of information on financial market as an objectivity and accessibility. In the study, a diagram is constructed of the distribution of the set of observational objects to the main classes.

Текст научной работы на тему «Построение типологической группировки поведения хозяйствующих субъектов в информационном пространстве финансового рынка»

ПОСТРОЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ ПОВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Е.Ю. Гущина, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

Аннотация. В данной статье осуществлена попытка построения типологической группировки реальной совокупности компаний, осуществлен анализ основных видов участников рыночных отношений в зависимости от поведения в информационном пространстве, используя типологическую карту информационного пространства финансового рынка, обобщая высказывания о таких признаках информации на финансовом рынке, как объективность и доступность. В исследовании построена диаграмма распределения совокупности объектов наблюдения на основные классы.

Ключевые слова: фондовый рынок, эмитенты ММВБ, доступность информации, объективность информации, типологическая карта информационного пространства.

В настоящее время неотъемлемой частью при формировании единого информационного пространства является информационное пространство финансового рынка. Проблемы формирования информационного пространства финансового рынка увеличиваются параллельно с высокими темпами развития технологий, методов формирования, обработки и распространения информации. Поэтому из всего потока информации найти объективные данные и в соответствии с этим принять правильное управленческое, инвестиционное, а главное, эффективное, решение становится сложно. Ряду компаний выгодно манипулировать отчетностью, данными и искажать информацию для того, чтобы извлечь максимум прибыли. Таким образом, одним из самых актуальных и распространенных исследований в экономике является изучение финансового рынка. Получение эмпирических доказательств неэффективности какого-либо национального сегмента финансового рынка позволит привлечь потенциальных инвесторов.

Актуальность обусловлена необходимостью совершенствования методов оценки достоверности информации для принятия инвесторами ключевых решений.

Для анализа качественной стороны Journal of Economy and Business, vol. 7

информации выделяют два основных классификационных признака: доступность и объективность информации.

При оценке признака доступности выделяют понятия общедоступной и публичной информации. Алексеев М.А., Лихутин П.Н. и Глинский В.В. разграничили данные понятия: «общедоступная информация» - является более широким понятием, нежели «публичная информация», так как информация, доступная широкому кругу лиц может не только передана третьим лицам, но изменена и даже искажена. Так вводится третий термин - «информационный шум» [1, 2].

По мере роста использования общедоступной информации происходит рост доли заключенного в ней информационного шума. Данное понятие способствует формированию возмущений в поведении инвесторов и приводит к систематическим расхождениям между справедливой и рыночной стоимостью активов.

Вторым классификационным признаком является объективность информации, который делит информацию на выраженную и скрытую. Существуют различные методики оценки достоверности информации, в работе была использована модель, предложенная М. Бенишем [3]. С помощью индекса

М-Бсоге, а также его порогового значе- информационного пространства, исходя ния финансовую информацию можно их предложенные классификационных отнести к правдивой или искаженной. признаков (табл. 1).

В упомянутой выше статье экономисты предлагают типологическую карту

Таблица 1. Типологическая карта информационного пространства

Выраженная информация Скрытая информация

Общедоступная информация Публичная информация «Травоядные» «Растения»

Информационный шум «Паразиты» «Плотоядные»

Конфиденциальная информация Служебная информация «Симбионты» «Мимикрия»

В таблице предложена типология, в основе которой лежит определение характера поведения хозяйствующих субъектов как поставщиков информации.

Компании, попадающие под класс «травоядные», максимально раскрывают информацию о себе, сообщая о себе достоверные данные. Цель такой стратегии - формирование максимальной инвестиционной привлекательности активов. Обработка публичной выраженной информации множеством потенциальных покупателей делает рыночную оценку активов справедливой.

«Растения» ориентированы на перевод конфиденциальной информации в общедоступную, но при этом имеют значимую скрытую компоненту. Такая информационная политика приводит к постепенному формированию ощущений неопределенности у инвесторов. Но поскольку публичная информация объективно не отражает действительное экономическое состояние компаний, менеджмент организации рассчитывает на недостаточно глубокую оценку со стороны инвесторов, что приведёт к ложным выводам.

Информационная стратегия «паразитов» нацелена на формирования максимального шума вокруг раскрываемой выраженной информации и рассчитывают на то, что высокая частота упоминаний о них приведет дополнительных спекулянтов, и это повысит ликвидность предлагаемых финансовых активов.

«Плотоядные» придерживаются

стратегии максимального информационного шума при максимальном сокрытии информации, характеризующей реальное состояние хозяйствующего субъекта.

«Симбионты», сохраняя информацию о функционировании компаний в рамках конфиденциальных границ, готовы делиться ею ради установления долгосрочных партнерских отношений и предпринимают меры, направленные на устранение возможного негативного влияния скрытой информации на взаимодействие с контрагентами.

Компании, принадлежащие классу «мимикрия», не только не стремятся сделать информацию общедоступной, но и в рамках служебной информации делают максимальные сокрытия.

Построение такой типологической карты даёт комплексное представление о информационном пространстве той или иной отрасли.

Продемонстрируем применение методического подхода на практике - построим типологическую группировку реальной совокупности компаний, выбрав в качестве объекта наблюдения 100 эмитентов ММВБ, лидирующих по объему обыкновенных акций, обращающихся на рынке.

Для построения типологической группировки предприятий решим задачу формирования качественно однородных групп в информационном пространстве. Решение этой задачи находим с помощью выделения общедоступной и конфиденциальной, выраженной и скрытой информации на основа-

нии качественно-количественного подхода к получению однородных статистических данных, известного также как совокупностная концепция.

На основе системы комплексного раскрытия информации об эмитентах и профессиональных участниках фондового рынка (СКРИН) была сформирована выборка, состоящая из 100 компаний, организационно-правовой формы акционерное общество [5].

Для разбиения выделенных объектов по классификационному признаку «дос-

тупность информации» было определено наличие у компаний официальных корпоративных сайтов в Интернете. А также была проведена проверка содержания информационных сообщений с целью выявления информационного шума. Анализ осуществлялся оценкой текстов программой контент-анализа «ВААЛ», имеющейся в свободном доступе [4].

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Процентное соотношение доступности информации эмитентов ММВБ

Тип информации Результат, %

Публичная информация 55,13

Информационный шум 44,87

Исследование показало, что 35 компаний (44,87%) формируют агрессивно окрашенную информацию о себе, что позволяет отнести их к компаниям, ориентированным на информационный шум.

Таким образом, 55,13% компаний имеют информацию публичного характера в свободном доступе.

На основании полученных результатов интегрального индекса M-score можно разделить исследуемую совокупность на те компании, которые манипулируют финансовой отчетностью, и тех, кто предоставляет правдивые сведения. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Распределение компаний-эмитентов ММВБ по классификационному признаку объективности информации_

Наименование категории Количество компаний Процентное соотношение (%)

Выраженная информация 36 46,15

Скрытая информация 42 53,85

Итак, исследование показало, что 53,85% компаний манипулируют финансовой отчётностью, и только менее половины компаний отражают реальные сведения о финансовом состоянии компании.

Заключительным этапом является

формирование карты информационного пространства финансового рынка в контексте разделения совокупности объектов наблюдения по классам, исходя из уровня достоверности и степени раскрытия информации (табл. 4).

Таблица 4. Типологическая группировка информационного пространства финансового рынка на примере компаний-эмитентов ММВБ (количественное распределение) _

Выраженная информация Скрытая информация

Общедоступная информация Публичная информация «Травоядные» (29%) «Растения» (26 %)

Информационный шум «Паразиты» (17%) «Плотоядные»(28 %)

Конфиденциальная информация Служебная информация «Симбионты»- «Мимикрия»

Для наглядности полученных резуль- пределения совокупности объектов на-татов была построена диаграмма рас- блюдения на основные классы (рис. 1).

| травоядные ■ растения ■ паразиты ■ плотоядные

28%

17%

29%

26%

Рис. 1. Распределение объектов наблюдения на основные виды поставщиков

информации

Самую многочисленную группу составляют травоядные - компании, максимально ориентированные на открытость и привлечение внешнего финансирования. Их доля около 29%,

Свыше 28% занимают компании, представляющие группу «плотоядные» и 17% - «паразиты». Информационный шум, агрессивная маркетинговая политика, направленная на обман потребителей - характерные черты стратегий таких компаний. Рост числа доли данного класса должно вызывать озабоченность у органов государственной власти.

Доля группы «растения» - 28%. Это говорит о текущем не совсем благоприятном состоянии инвестиционного климата в регионе.

В результате расчётов ни одна компания не была отнесена к типу «симбионты» и «мимикрия». В большей степени, это связано с тем, что в выборку были взяты крупнейшие компании-эмитенты ММВБ, занимающие лидирующие позиции по количеству выпускаемых обыкновенных акций и их доля на рынке, поэтому все выбранные ком-

пании по признаку «доступность информации» формируют открытую, публичную информацию.

Таким образом, инвестиционная привлекательность финансовых активов зависит от соотношения выраженной и скрытой информации. Высокая доля скрытой информации повышает риск инвестирования, напротив, с повышением качества выраженной информации, в том числе качества бухгалтерских (финансовых) отчетностей приводит к формированию повышенного спроса на финансовые активы компаний.

Исследование вопросов информационной эффективности отрасли - востребованное направление в изучении инвестиционной привлекательности рынка.

На основе общедоступной информации был проведён анализ информации, сделано разбиение компаний на типологические классы по двум классификационным признакам.

Таким образом, исследование является базой для дальнейших научных поисков и может послужить основой для более глубоких исследований.

Библиографический список

1 Алексеев М.А. Проблемы применения показателя манипулирования к финансовой отчетности российских предприятий. - 2016. - С. 417-423

2 Алексеев М.А., В.В. Глинский, П.Н. Лихутин. Статистические методы в анализе экономических и социальных процессов. - 2017. - С. 1-11

3 Benish M.D. The Decection of Earnings Manipulation // Financial Analysts Journal. - 1999. - P. 57-82

4 «ВААЛ» - психолингвистическая экспертная программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vaal.ru (дата обращения: 01.04.2016).

5 «СКРИН» - система раскрытия информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skrin.ru (дата обращения: 28.03.2016).

CONSTRUCTION OF TYPOLOGICAL GROUP OF CONDUCT FACING SUBJECTS IN THE INFORMATION SPACE OF FINANCIAL MARKET

E.Yu. Gushchina, student

Novosibirsk state university of economics and management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. In this article, an attempt was made to build a typological grouping of a real set of companies, an analysis of the main types ofparticipants in market relations, depending on the behavior in the information space, using a typological map of the information space of the financial market, summarizing statements about such signs of information on financial market as an objectivity and accessibility. In the study, a diagram is constructed of the distribution of the set of observational objects to the main classes.

Keywords: stock market, MICEX issuers, availability of information, information objectivity, typological map of information space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.