Научная статья на тему 'Построение современного учета на основе процессно-ориентированного подхода в розничных торговых предприятиях потребительской кооперации'

Построение современного учета на основе процессно-ориентированного подхода в розничных торговых предприятиях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / БЮДЖЕТ / BUDGET / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PROCESS-BASED APPROACH / ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RESPONSIBILITY / COST CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная Н.Н.

В связи с кризисными явлениями в экономике и постоянным ее реформированием проблема построения эффективной системы управления розничным торговым предприятием потребительской кооперации Украины приобретает особую актуальность. Модернизация учета информационного ядра предприятия, в котором формируется большая часть данных, необходимых для управления, становиться очевидной. Поэтому построение современного учета в рознице это прежде всего ориентация на управленческую деятельность, что и может обеспечить применение процессно-ориентированного подхода, который в мире принято считать одним из основных и наиболее действенных концепций менеджмента. Целью работы является обоснование необходимости применения в практической деятельности розничных торговых предприятий потребительской кооперации прогрессивных теоретических разработок в процессе построения современного учета на основе процессно-ориентированного подхода. Исследование темы проведено с помощью общенаучных приемов и методов науки, в частности семантического анализа. Это позволило исследовать и упорядочить терминологию процессно-ориентированного подхода; Методом сравнительного анализа выявлены особенности такого управления, а также исследованы его преимущества и недостатки по сравнению с другими подходами к управлению. Метод логического анализа использован для формирования выводов и предложений по изучаемой тематике. В статье предложено модернизировать работу розничных торговых предприятий потребительской кооперации Украины путем использования процессно-ориентированного подхода. Установлено, что розничные эти компании имеют децентрализованную организационную структуру. Предложено выделить бизнес-процессы, на основе которых выделен тип центра ответственности с описанием организационных форм и функциональных обязанностей. Показан алгоритм внедрения процессно-ориентированного подхода, что поможет уменьшить проблемы при его освоении и сделает более легким в применении. Построение учета и работы розничного торгового предприятия потребительской кооперации на основе процессно-ориентированного подхода позволит формировать релевантное учетно-информационное обеспечение для принятия на его основе взвешенных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building a modern accounting system under the process-based approach at consumer cooperation enterprises

Importance Due to the crisis in the economy and permanent economic reforms, the problem of building an effective management system at Ukrainian retail enterprises of consumer cooperation has acquired particular relevance. Modernization of accounting system being the information core of an enterprise, which generates a large amount of management information, becomes obvious. Therefore, building a modern accounting system at retail enterprises of consumer cooperation of Ukraine particularly focuses on management activities that may ensure the application of the process-based approach. It is recognized that this approach is one of the most effective management concepts in the world. Objectives The aim of the study is to substantiate the need for practical application of progressive theoretical insights when building a modern accounting system under the process-based approach at retail enterprises of consumer cooperation. Methods During the study, I applied general scientific methods and techniques, in particular, the semantic analysis. It enabled to examine and streamline the terminology of the process-based approach. The comparative analysis method helped identify the features of process-based management, and to explore its advantages and disadvantages as compared to other approaches to management. I used the method of logical analysis to make conclusions and proposals on the subject under consideration. Results I propose to improve the performance of Ukrainian retail enterprises of consumer cooperation by using the process-based approach. I found out that these retail enterprises have a decentralized organizational structure. I identified business processes, on which basis I distinguished a cost center type, with a description of organization forms and functional responsibilities. I present an algorithm of realizing the process-based approach, which will facilitate the implementation process. Conclusions and Relevance Building the accounting system and operations of retail enterprises of consumer cooperation based on the process-based approach will provide relevant accounting and information support for informed management decisions.

Текст научной работы на тему «Построение современного учета на основе процессно-ориентированного подхода в розничных торговых предприятиях потребительской кооперации»

зарубежный опыт

УДК 657.1: 339.17: 339.3

построение учета на основе процессно-ориентированного подхода на розничных торговых предприятиях потребительской кооперации

Н.Н. ПОДДУБНАЯ,

аспирант кафедры аудита E-mail: nataliia_poddubna@mail.ru Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана, Украина

В связи с кризисными явлениями в экономике и постоянным ее реформированием проблема построения эффективной системы управления розничным торговым предприятием потребительской кооперации Украины приобретает особую актуальность.

Модернизация учета - информационного ядра предприятия, в котором формируется большая часть данных, необходимых для управления, становится очевидной. Поэтому построение современного учета в рознице - это прежде всего ориентация на управленческую деятельность, что и может обеспечить применение процессно-ори-ентированного подхода, который в мире принято считать одним из основных и наиболее действенных концепций менеджмента.

Целью работы является обоснование необходимости применения в практической деятельности розничных торговых предприятий потребительской кооперации прогрессивных теоретических разработок в процессе построения современного учета на основе процессно-ориен-тированного подхода.

Исследование темы проведено с помощью общенаучных приемов и методов науки, в частности семантического анализа. Это позволило исследовать

и упорядочить терминологию процессно-ориентиро-ванного подхода. Методом сравнительного анализа выявлены особенности такого управления, а также исследованы его преимущества и недостатки по сравнению с другими подходами к управлению. Метод логического анализа использован для формирования выводов и предложений по изучаемой тематике.

В статье предложено модернизировать работу розничных торговых предприятий потребительской кооперации Украины путем использования процессно-ориентированного подхода. Установлено, что розничные эти компании имеют децентрализованную организационную структуру. Предложено выделить бизнес-процессы, на основе которых выделен тип центра ответственности с описанием организационных форм и функциональных обязанностей. Показан алгоритм внедрения процессно-ориентированного подхода, что поможет уменьшить проблемы при его освоении и сделает более легким в применении.

Построение учета и работы розничного торгового предприятия потребительской кооперации на основе процессно-ориентированного подхода позволит формировать релевантное учетно-ин-формационное обеспечение для принятия на его основе взвешенных управленческих решений.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, бюджет, потребительская кооперация, процессно-ори-ентированный подход, центр ответственности

Розничные торговые предприятия потребительской кооперации Украины являются конкурентными и полноправными участниками рынка, которые своей деятельностью вносят значительный вклад в развитие и улучшение как мировой, так и национальной экономики. Подтверждением этого могут служить следующие факты, имеющие отношение к их международной деятельности: с 1992 г. Центральный союз потребительских обществ Украины (Укоопсоюз) - полноправный член Международного кооперативного альянса, с июня 2011 г. - член Ассоциации «Лига национальных (республиканских) кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств» и с 2012 г. -член Европейского сообщества потребительских кооперативов.

В настоящее время общая численность кооператоров в странах - членах Международного кооперативного альянса составляет почти один миллиард человек. Тот факт, что сегодня на планете так много кооператоров, только подтверждает способность кооперативной модели хозяйствования органично влиться в рыночные механизмы1.

Следует отметить и то, что на Украине количество предприятий потребительской кооперации имеет хоть и небольшую, но устойчивую тенденцию к увеличению, что не может не свидетельствовать об их востребованности в экономике страны. Автор проанализировал количество субъектов Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины по организационно-правовым формам хозяйствования (рис. 1), что позволило сделать некоторые выводы.

Следует отметить, что в свете постоянных кризисных явлений, как политических, так и экономических, которые преследуют повсеместно страны, торговая деятельность играет важную роль. Благодаря этой сфере балансируют производство и потребление, создается значительная

1 Материалы ХХ1 (внеочередного) съезда потребительской кооперации Украины 04.10.2012. Центральный союз потребительских обществ Укоопсоюз. Киев, 2012. 79 с.

-47 (341)

доля добавленной стоимости, появляются рабочие места и привлекается значительная часть экономически активного населения, идет удовлетворение спроса и получение прибыли субъектами хозяйствования.

Однако в условиях трансформационных изменений, обусловленных экономическими, политическими, правовыми и социальными факторами, развитие розничных торговых предприятий потребительской кооперации Украины требует поиска и разработки прогрессивных методов управления ими, что поможет формировать их конкурентные преимущества не только тактического, но и стратегического характера.

Это станет возможным только тогда, когда руководство любого предприятия будет обладать оперативной, актуальной и полной информацией о состоянии и перспективах развития. Поэтому разработка эффективной системы учета и управления компанией в соответствии с современными требованиями приобретает особую актуальность.

Большое количество ученых, среди которых и Дж. Бримсон [2], Д. Джестон [6], В. Репин [14], Е. Карпенко и Л. Шимановская-Дианич [17], исследовали процессно-ориентированное управление и его применение в розничных торговых предприятиях. Другие ученые, такие как Р. Ал-боров и Г. Ливенская [1], Ф. Васин [3], М. Вахру-шина [4], В. Ивашкевич [7], Л. Нападовская [11], В. Палий [12], Н. Фирсова [15], большое внимание в своих работах уделили вопросам построения учета и изучению центров ответственности на предприятиях.

Но, несмотря на значительные наработки, проблема построения учета в нынешних условиях хозяйствования розничных торговых предприятий потребительской кооперации остается дискуссионной и открытой.

Цель данной работы заключается в обосновании необходимости внедрения в практическую деятельность розничных торговых предприятий потребительской кооперации теоретических положений ученых, что будет способствовать лучшему построению учета, определению особенностей и этапов выделения центров ответственности на основе процессного подхода.

Проведенные исследования деятельности розничных торговых предприятий потребитель- 2014-

Рис. 1. Динамика увеличения численности предприятий потребительской кооперации

Украины за 2007-2013 гг., ед.*

* Статистический сборник. Киев: Государственная служба статистики Украины, 2013. 249 с.

ных торговых предприятий потребительской кооперации Украины -явление новое и малоисследованное, поэтому и возникают разного рода проблемы при внедрении метода в повседневную практику. В связи с этим целесообразно

ской кооперации Украины (в том числе анкетирование сотрудников) позволили установить, что на подавляющем большинстве предприятий управление и руководство осуществляются на основе функционального подхода, о чем свидетельствуют 65-70% респондентов. Однако, учитывая современные тенденции развития экономики, а следовательно, и субъектов хозяйствования, которые в ней работают, необходимо использовать новый, более прогрессивный подход в их деятельности, с чем соглашаются 70% опрошенных.

Доказательством этого результата может быть то, что при использовании функционального подхода главный акцент делается на четком выполнении только функций, тогда как процессный подход рассматривает все во взаимосвязи, в комплексе, т.е. выполнение функций одного центра ответственности влияет на работу другого, и как результат - на эффективность работы предприятия в целом. По мнению автора, для розничных торговых предприятий потребительской кооперации оптимальным будет построение работы именно на такой основе.

Применение процессно-ориенти-рованного подхода в деятельности рознич-

предложить общий алгоритм применения данного подхода в работе розничных торговых предприятий потребительской кооперации (рис. 2).

Процессный подход по своей сути можно рассматривать как ориентацию предприятия на процессы, а систему управления этим предприятием - на управление сначала каждым отдельным процессом, а в дальнейшем - их совокупностью. Таким образом, розничные торговые предприятия потребительской кооперации можно считать бизнес-системой, которая состоит из целого множества взаимосвязанных процессов с главной целью -удовлетворением потребностей потребителей и пайщиков.

Определение краткосрочных и долгосрочных целей предприятия, его тактики и стратегии

Идентификация бизнес-процессов предприятия и их взаимосвязи

Ж

Учет и стоимостная оценка бизнес-процессов, формирование их бюджетов

Определение необходимых средств, ресурсов

V

Определение дохода, который предприятие получает при реализации

Интеграция бюджетов бизнес-процессов и бюджетов центров ответственности с закрепленной персональной ответственностью

JL

Выполнение бизнес-процессов

JL

Анализ экономической эффективности и корректировка (при необходимости) каждого бизнес-процесса

Рис. 2. Алгоритм внедрения процессно-ориентированного подхода в работу розничных торговых предприятий потребительской кооперации

Исследователь Дж. Бримсон в своей работе, говорит о том, что процессно-ориентированное управление является структурированием видов деятельности и процессов на предприятии для удовлетворения потребностей внутренних и внешних потребителей при минимальном расходовании ресурсов, используемых для создания постоянного качества выходного результата [2, с. 328].

Ученые Л. Шимановская-Дианич и Е. Карпенко предлагают понимать под процессно-ориентирован-ным управлением управленческую деятельность, которая базируется на системе взаимосвязанных процессов и направлена на достижение целевых ориентиров при обеспечении конкурентоспособности, эффективности и успеха предприятия на долгосрочную перспективу за счет удовлетворения потребностей потребителей [17, с. 29].

Учитывая наработки ученых [6, 13, 14, 17] и практический опыт функционирования розничных торговых предприятий потребительской кооперации Украины и принимая во внимание то, что ранее разделение работы данных предприятий на бизнес-процессы не проводилось, целесообразно выделять процессы основные, вспомогательные и управленческие.

Так как назначение торговли заключается в удовлетворении потребностей потребителей, а товарные запасы на предприятиях этой сферы занимают наибольшую долю в оборотных активах, основным бизнес-процессом можно определить управление товарными запасами, включающее в себя приобретение, хранение и реализацию продукции.

Такое разделение процессов позволит не только эффективно построить работу, определив своеобразный алгоритм действий персонала, но и распределить ответственность. Хорошо известно, что в процессе управления товарными запасами задействованы различные структурные подразделения организации. Поэтому, по мнению автора, целесообразно организовать процесс учета на розничных торговых предприятиях потребительской кооперации по центрам ответственности, руководствуясь выделенными процессами.

Прежде чем определить центры ответственности, необходимо учесть децентрализованную организационную структуру розничных торговых предприятий потребительской кооперации, которая имеет выделенные подразделения. Их работ-

ники наделены полномочиями самостоятельного принятия управленческих решений.

Центр ответственности может совпадать с организационной единицей предприятия (обособленное структурное подразделение, склад, магазин, бригада), которая, как уже отмечалось, отвечает за определенный конкретный процесс. Для предприятия было бы лучше всего организовать работу так, чтобы центр ответственности по формированию прибыли совпадал бы с центром ответственности по возникновению затрат. Однако на практике это сделать крайне сложно.

Эффективность функционирования центра ответственности - главный критерий деятельности, за который несут ответственность менеджер центра или исполнитель. Однако не стоит забывать, что непосредственное влияние на эффективность любого центра ответственности оказывает состояние учета, контроля и анализа - ядра формирования всей информационной базы предприятия.

Сегодня среди ученых существуют разногласия в выделении типов центров ответственности, которые целесообразно иметь на предприятиях. Профессор Л. Нападовская [11] выделяет три центра ответственности: затрат, инвестиций, прибыли. Такого же мнения придерживаются Ф. Васин [3, с. 55], В. Палий и Р. Вандер Вил [12, с. 303]. Однако ученые М. Вахрушина [4, с. 18], С. Голов [5], Н.В. Фирсова [15] дополняют данную классификацию выделением еще одного вида, а именно центра дохода.

Зарубежные исследователи Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер и Ш. Датар [16, с. 110-111] высказывают мнение о том, что наиболее распространенным является выделение четырех типов центров ответственности, а также определяют каждому центру конкретную задачу за решение которой он отвечает: центр затрат - только за расходы, центр продаж - только за доход (выручку), центр прибыли - за расходы и обеспечение дохода, центр инвестиций - за расходы, выручку и инвестиции.

Различные ученые [7-10] увеличивают число центров ответственности и предлагают выделять центры капиталовложений, снабжения, сбыта, управления, производственные центры и др.

Под центром ответственности на розничных торговых предприятиях потребительской кооперации целесообразно понимать подразделения

различных уровней организации, в которых установлена персональная ответственность руководителя, материально ответственного лица за совершенные действия (деятельность или бездеятельность, что немаловажно) в пределах их компетенции и возложенных на них обязанностей (делегирование полномочий - достаточно распространенное явление именно в розничных торговых предприятиях системы потребительской

кооперации) для осуществления тактического и стратегического управления.

Таким образом, для данных предприятий, учитывая их специфику деятельности и организационную структуру, уместно выделять три центра ответственности: дохода (с отдельным центром маржинального дохода в его составе), затрат и прибыли с описанием бизнес-процессов, за которые они отвечают (см. таблицу).

Бизнес-процессы и типы центров ответственности розничных торговых предприятий потребительской кооперации

Бизнес-процесс Состав бизнес-процесса Организационная форма центра ответственности Тип центра ответственности Функциональные обязанности центра ответственности

Управленческие бизнес-процессы

Управление стратегическим развитием предприятия Управление финансами, персоналом, маркетингом Планово-экономический отдел, торговый отдел Центр затрат Формирование административных затрат по номенклатуре статей расходов

Основные бизнес-процессы

Приобретение товаров Исследование конъюнктуры рынка, анализ спроса, формирование товарного ассортимента, выбор поставщика с оптимальными условиями поставок, формирование заказа, организация логистики Торговый отдел, магазин Центр затрат Затраты на обеспечение товарами и сбыт по номенклатуре статей расходов, на оплату труда, амортизацию транспортных средств и складских помещений

Хранение товарных запасов Выбор места хранения товара, прием по количеству и качеству, предпродажная подготовка, перемещение товарных запасов в места реализации Склад, магазин Центр затрат Формирование сбытовых затрат по номенклатуре статей расходов: на оплату труда, амортизацию транспортных средств и складских помещений, на упаковочные материалы, отопление, освещение и связь в местах хранения

Реализация товарных запасов Формирование цен и управление, маркетинговые мероприятия, реализация товарных запасов, оказание сопутствующих услуг по реализации товаров, выбор способа расчета Магазин, отдел магазина Центр затрат Формирование себестоимости реализованных товарных запасов, затраты на оплату труда продавцов, амортизацию складских помещений, содержание магазина

Центр доходов (центр маржинального дохода) Выполнение планов товарооборота - полученная выручка от реализации (маржинальный доход в общей структуре товарооборота рассчитан в абсолютном (сумма) и относительном (процент) виде от общей суммы товарооборота)

Центр прибыли Получение запланированного объема валовой прибыли от реализации товаров и окупаемости понесенных затрат

■47 (341) - 2014

зарубежный опыт Foreign Experience - 55 -

Окончанине таблицы

Бизнес-процесс Состав бизнес-процесса Организационная форма центра ответственности Тип центра ответственности Функциональные обязанности центра ответственности

Вспомогательные бизнес-процессы

Административно-хозяйственное обеспечение Определение потребностей в персонале, организация работы сотрудников, заключение договоров с контрагентами предприятия, предоставление юридической поддержки, внедрение и обслуживание информационно-технического обеспечения структурных подразделений организации, регистрация всех хозяйственных операций, формирование отчетности и ее передача заинтересованным лицам, контроль за соблюдением всех нормативно-правовых актов Отдел кадров, планово-экономический отдел, юридический отдел, бухгалтерия Центр затрат Формирование административных затрат по номенклатуре статей расходов

Глава правления облпотребсоюза (райпотребсоюза, потребительского общества) Центр прибыли Обеспечение положительного финансового результата от обычной деятельности розничного торгового предприятия потребительской кооперации

Следует отметить, что в практической деятельности розничного торгового предприятия потребкооперации распространено такое явление, как смешанный центр ответственности. Это означает, что подразделения организации могут сочетать в себе признаки как минимум двух различных центров ответственности.

Смешанным центром ответственности может быть отдел магазина, если руководитель этого подразделения наделен полномочиями самостоятельной закупки товаров, тем самым исполняя роль центра затрат и одновременно - центра дохода, поскольку они, руководствуясь спецификой потребительской кооперации, проводят маркетинговые мероприятия и ведут продажу товаров.

В очередной раз подтверждается тезис: при выделении центров ответственности следует руководствоваться процессным подходом. Это объясняется тем, что в отличие от функционального подхода при процессном выделяется понятие «бизнес-процесс» как определенная последовательность четких действий, нацеленных на достижение запланированного конкретного результата, который можно измерить не только количественно, но и качественно.

Применение данного принципа предполагает обособление в каждом бизнес-процессе его составляющих элементов, каждый из которых имеет

определенные измеряемые ресурсы («вход») и результаты («выход»). Таким образом, становится понятно, что совокупность работ по использованию ресурсов с преобразованием «входов» в «выходы» является процессом. Поэтому при определении взаимосвязанных и взаимодействующих процессов можно проследить, что зачастую «выход» одного процесса является «входом» в следующий. Поэтому применение процессно-ориентированного управления при построении учета в торговле позволяет персоналу формировать четкую, оперативную и взаимосвязанную информацию.

При этом следует отметить, что руководитель, на которого возложена персональная ответственность за выполнение контролируемых им показателей, отслеживает их только на границах бизнес-процессов. Следовательно, от квалификационных характеристик управленца зависит результат его деятельности, причем в результате реального делегирования полномочий, а значит, и ответственности, руководитель вправе выбирать такие методы и технологии достижения конечной цели, которые он считает целесообразными.

Как отмечалось ранее, одной из определяющих черт центра ответственности является установление руководителям определенных обязательств. Таким образом, для определения

эффективности деятельности любого центра ответственности необходимо оценить работу руководителя. Это означает, что для достижения поставленных целей он должен не только просто контролировать определенные процессы. В его компетенцию должно входить право прямого влияния на контролируемый параметр.

Например, если он отвечает за расходы, то может влиять на их уровень или отдельно по каждой статье, или в целом. Так, отдел магазина (непосредственно на месте сбыта продукции) или руководитель торгового отдела (который в системе потребительской кооперации часто выполняет функции отдела сбыта) могут отвечать за расходы лишь в том случае, если имеют возможность оперативно влиять на формирование себестоимости реализованных товаров (принимать участие в принятии решений, связанных с себестоимостью реализации) и контролировать в едином центре ответственности расходы на закупку и реализацию. Но центрами затрат на сбыт и хранение товаров отделы магазинов могут быть частично, поскольку наряду с прямыми расходами, на которые они влияют, существуют также косвенные, которые относятся ко всему магазину.

Значит, отнесение косвенных расходов к компетенции заведующих отделами неправомерно, поэтому целесообразно ответственность за эти траты и контроль за их состоянием возложить на заведующих магазином.

Именно в таких условиях становится целесообразным выделение центра маржинального дохода. На практике часто возникают ситуации, когда предприятие, не проведя детального анализа, хочет освободиться от убыточных, по его мнению, товаров. Однако если осуществить маржинальный анализ конкретного вида товарных запасов, ситуация может кардинально измениться.

Если по результатам проведенного анализа станет видно, что убытки от реализации этих товарных запасов ниже суммы постоянных затрат, которые на них приходятся, мнение руководства о прекращении продажи данных товаров является ошибочным.

Коль скоро руководитель определенного подразделения отвечает за прибыль, то для ее увеличения или получения он имеет право и возможность снижать расходы и увеличивать производи-

тельность труда, чтобы достичь запланированного оптимального показателя деятельности.

Следовательно, дельным становится замечание, которое было сделано ранее: формально подходить к выделению центров ответственности невозможно и неверно. Кроме того, не существует «чистых» центров ответственности, т.е. тех, которые были бы ответственны только за доходы, расходы и прибыль отдельно.

Доказательством этого является то, что центром маржинального дохода на розничных торговых предприятиях потребительской кооперации выступают склады и отделы магазинов, а сами магазины являются смешанным центром ответственности, т.е. совмещают в себе функции центра затрат (отвечают за себестоимость реализованных товаров, затрат на их хранение и сбыт), центра доходов (отвечают за получение дохода (выручки), за реализацию и обеспечение товарооборота). И как результат - магазин является центром прибыли от обычной деятельности розничного торгового предприятия потребительской кооперации.

Современное построение учета на предприятии - это ориентация на управленческую деятельность, управленческие нужды. Поэтому постепенно в деятельность организации начинают внедрять различные инструменты менеджмента.

Ярким представителем такого инструмента, который получил широкое распространение, является бюджетирование, или система бюджетного управления. Однако в традиционном понимании и исполнении оно уже не способно в полной мере отвечать вызовам современности. Причинами этого стали:

- восприятие бюджета как готовящейся разными отделами обычной таблицы, констатирующее простое отклонение фактических показателей деятельности от запланированных данных;

- защита активов владельцев любой ценой и недопущение отклонений от плана;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неосуществление анализа факторов, повлекших отклонение;

- неясность, на каком этапе произошли изменения;

- проблемы консолидации бюджетов;

- трудоемкость и значительные затраты времени на подготовку и передачу отчетов, которые способствуют потере целостности и досто-

верности данных при их предоставлении пользователям;

- то, что информация о текущем состоянии дел, ресурсов представлена на определенную конкретную дату, а не на перспективу.

С учетом перечисленных факторов становится ясно: традиционный подход к бюджетированию не в состоянии обеспечить эффективное планирование будущей деятельности организации. Поэтому целесообразно в розничных торговых предприятиях потребительской кооперации Украины вводить процессно-ориентированный подход и к построению бюджетов, ведь одним из его преимуществ, в отличие от традиционного подхода, является выявление причинно-следственной связи.

Процессно-ориентированный подход к бюджетированию (Activity-Based Budgeting) - новый, но очень перспективный подход. Однако в практическую деятельность предприятий он вводится медленно, если не сказать больше. Причинами этого могут быть:

- недостаточность теоретических разработок и практических рекомендаций;

- непонимание руководством преимуществ такого подхода;

- отсутствие разработанной программной поддержки и высокая трудоемкость данного процесса;

- нежелание и даже некоторое противодействие персонала нововведениям.

Автор предлагает на розничных торговых предприятиях потребительской кооперации внедрять центры ответственности (это наследие традиционного подхода, или, как еще принято его называть, бюджетирования на основе финансовой структуризации), но основываясь на процессном подходе, т.е. выделяя и моделируя бизнес-процессы. В этом случае бюджеты имеют непосредственную связь со стратегическими задачами предприятия, а не только с обычным текущим контролем за использованием ресурсов.

Данная методика является достаточно сложной при внедрении в практику розничных торговых предприятий потребкооперации, так как требует детальной структуризации, а также четкого определения границ всех бизнес-процессов с назначением ответственных лиц - закрепления

персональной ответственности за результаты бизнес-процессов - и предоставлением им полномочий и отчетности за потребленные ресурсы.

Постепенное внедрение новых методик в практическую деятельность предприятий потребительской кооперации, т.е. своеобразная интеграция новых подходов и уже существующих позволит облегчить восприятие нововведений и поможет адаптироваться персоналу, а также сэкономить финансовые ресурсы предприятия при внедрении современных инструментов управления, что является немаловажным фактором в деятельности любой организации.

Таким образом, процессный подход в бюджетировании на розничных торговых предприятиях потребительской кооперации даст возможность:

- проанализировать эффективность каждого выделенного процесса;

- выявить структуру затрат по каждому процессу и проследить этапы формирования себестоимости реализации по этапам;

- изучить деятельность каждого центра ответственности и персональную ответственность работников за полученный результат;

- выявить процессы, которые неэффективно используют выделенные ресурсы;

- проинформировать каждого сотрудника о его участии в достижении стратегических целей предприятия;

- оценить деятельность предприятия в целом. Стоит отметить, что еще одним из преимуществ (в том числе и для этого создаются центры ответственности при процессном подходе) является потенциальная возможность премирования работников. Однако для использования данной методики необходимо четко установить, каким статусом обладают каждый центр ответственности и процесс, за который он отвечает.

Наиболее оптимальный вариант, к которому стремятся предприятия, - это максимизация дохода и минимизация затрат. Поэтому уместно устанавливать систему, при которой по итогам каждого отчетного периода будут осуществляться премирование или же, в случае неправомерного перерасхода ресурсов, - применение штрафных санкций к виновникам.

При таком подходе для каждого центра ответственности можно устанавливать показатели

материального поощрения персонала. Так, для центра дохода - это экономия затрат на продажу; перевыполнение запланированного показателя дохода (выручки) от реализации при ее плановом физическом объеме; для центра затрат - экономия расходов в каждом процессе, снижение себестоимости реализации товаров; для центра прибыли - перевыполнение запланированного плана прибыли в пересчете на единицу товарных запасов.

Итак, можно констатировать, что применение процессного подхода в деятельности торговых предприятий потребительской кооперации Украины на современном этапе имеет явные преимущества. Например, в отличие от существующих методов (системного, функционального и др.) процессный подход к оценке эффективности и управлению дает возможность исследовать затраты на процессы и доходы от потребителей, а также сопоставлять расходы и доходы отдельных процессов. Это в будущем позволит применять наиболее совершенные способы повышения эффективности работы и, как следствие, получать высокие результаты.

Актуальность процессного подхода объясняется еще и тем, что при его применении предполагается синергия между процессами, которые объективно существуют на предприятии, работниками, которые в них заняты, но часто действуют субъективно, технологиями управления и законами, которые управляют отношениями между поставщиками, потребителями, рынками и государством.

Таким образом, будущее современного учета -за процессно-ориентированным подходом, который предусматривает помимо прочего выделение центров ответственности и бюджетирования и позволяет розничным торговым предприятиям потребительской кооперации Украины:

- значительно упростить процедуру аналитического и синтетического учета;

- оперативно формировать отчеты по требованию руководящего персонала;

- отслеживать вклад каждого центра ответственности в перспективное развитие предприятия;

- четко определять права и обязанности персонала;

- развивать и выводить на новый уровень систему делегирования полномочий (что практикуется в системе потребительской кооперации);

- выявлять пути снижения затрат;

- сокращать время, необходимое на выполнение бизнес-процессов;

- устанавливать связи между центрами ответственности и процессами, которые они выполняют;

- повышать эффективность использования и улучшать сочетание имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, денежных);

- поднимать качество и обоснованность управленческих решений;

- строить работу в соответствии с современными реалиями хозяйствования и разработанными научными методиками.

Список литературы

1. Алборов Р.А., Ливенская Г.Н. Управленческий учет затрат по центрам ответственности в производственных организациях: монография. Ижевск: Удмуртский университет, 2013. 108 с.

2. БримсонДж. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании / Дж. Бримсон, Дж. Антос при участии Дж. Коллинза; пер. с англ. В.Д. Горюновой; под. общ. ред. В.В. Неудачина. М.: Вершина, 2007. 336 с.

3. Васин Ф.П. Управленческий учет: учеб. пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. 98 с.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 8-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2010. 570 с.

5. Голов С.Ф. Управленческий учет: учебник. 3-е изд. М.: Либра, 2006. 704 с.

6. Джестон Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис: пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2008. 512 с.

7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, Инфа М, 2011. 576 с.

8. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2001. 348 с.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра М., 1999. 584 с.

10. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности: монография. М.: Дело и Сервис, 2002. 176 с.

11. Нападовская Л.В. Управленческий учет. Киев: Книга, 2004. 544 с.

12. Палий В.Ф., Р. Ван дер Вил. Управленческий учет. М.: Инфра-М, 1997. 480 с.

13. Портер М.Е. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

14. Репин В.В. Процессный подход к управ-

лению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Стандарты и качество, 2004. 408 с.

15. Фирсова Н.В. Модель построения управленческого учета затрат на предприятиях торговли потребительской кооперации // Экономика АПК. 2010. № 3. С. 41-46.

16. Хорнгрен Ч. Управленческий учет / Ч. Хогнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар. СПб: Питер, 2008. 1008 с.

17. Шимановская-Дианич Л.М., Карпенко Е.А. Процессно-ориентированное управление и внутренний контроль на предприятиях розничной торговли: монография. Полтава: ПУЭТ, 2012. 269 с.

International Accounting Foreign Experience

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

BUILDING AN ACCOUNTING SYSTEM UNDER

THE PROCESS-BASED APPROACH AT CONSUMER COOPERATION ENTERPRISES

Nataliya N. PODDUBNAYA

Abstract

Importance Due to the crisis in the economy and permanent economic reforms, the problem of building an effective management system at Ukrainian retail enterprises of consumer cooperation has acquired particular relevance. Modernization of accounting system being the information core of an enterprise, which generates a large amount of management information, becomes obvious. Therefore, building a modern accounting system at retail enterprises of consumer cooperation of Ukraine particularly focuses on management activities that may ensure the application of the process-based approach. It is recognized that this approach is one of the most effective management concepts in the world. Objectives The aim of the study is to substantiate the need for practical application of progressive theoretical insights when building a modern accounting system under the process-based approach at retail enterprises of consumer cooperation. Methods During the study, I applied general scientific methods and techniques, in particular, the semantic analysis. It enabled to examine and streamline the

terminology of the process-based approach. The comparative analysis method helped identify the features of process-based management, and to explore its advantages and disadvantages as compared to other approaches to management. I used the method of logical analysis to make conclusions and proposals on the subject under consideration. Results I propose to improve the performance of Ukrainian retail enterprises of consumer cooperation by using the process-based approach. I found out that these retail enterprises have a decentralized organizational structure. I identified business processes, on which basis I distinguished a cost center type, with a description of organization forms and functional responsibilities. I present an algorithm of realizing the process-based approach, which will facilitate the implementation process.

Conclusions and Relevance Building the accounting system and operations of retail enterprises of consumer cooperation based on the process-based approach will provide relevant accounting and information support for informed management decisions.

Keywords: accounting, budget, consumer cooperation, process-based approach, cost center, responsibility

References

1. Alborov R.A., Livenskaya G.N. Uprav-lencheskii uchet zatrat po tsentram otvetstvennosti v proizvodstvennykh organizatsiyakh: monografiya [Managerial cost accounting by cost centers in industrial organizations: a monograph]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2013, 108 p.

2. Brimson J. Protsessno-orientirovannoe byudzhetirovanie. Vnedrenie novogo instrumenta upravleniya stoimost'yu kompanii [Driving Value Using Activity-Based Budgeting]. Moscow, Vershina Publ., 2007, 336 p.

3. Vasin F.P. Upravlencheskii uchet [Managerial Accounting]. Moscow, Financial Academy under Government of Russian Federation Publ., 1997, 98 p.

4. Vakhrushina M.A. Bukhgalterskii upravlencheskii uchet [Management accounting]. Moscow, Omega-L Publ., 2010, 570 p.

5. Golov S.F. Upravlencheskii uchet [Management accounting]. Kiev, Libra Publ., 2006, 704 p.

6. Jeston J. Upravlenie biznes-protsessami. Prakticheskoe rukovodstvo po uspeshnoi realizatsii proektov [Business Process Management: Practical Guidelines to Successful Implementations]. St. Petersburg, Simvol-Plyus Publ., 2008, 512 p.

7. Ivashkevich V.B. Bukhgalterskii upravlencheskii uchet [Management accounting]. Moscow, Mag-istr, INFRA-M Publ., 2011, 576 p.

8. Kerimov V.E. Bukhgalterskii uchet naproizvodstvennykh predpriyatiyakh [Accounting for manufacturing enterprises]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2011, 348 p.

9. Kondrakov N.P. Bukhgalterskii uchet [Accounting]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999, 584 p.

10. Mishin Yu.A. Upravlencheskii uchet: upravlenie zatratami i rezul 'tatami proizvodstvennoi

deyatel 'nosti: monografiya [Management accounting: cost and result management of operations: a monograph]. Moscow, Delo i Servis Publ., 2002, 176 p.

11. Napadovskaya L.V. Upravlencheskii uchet [Management accounting]. Kiev, Kniga Publ., 2004, 544 p.

12. Palii V.F., Vander Wille R. Upravlencheskii uchet [Management accounting]. Moscow, INFRA-M Publ., 1997, 480 p.

13. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.

14. Repin V.V. Protsessnyi podkhod k uprav-leniyu. Modelirovanie biznes-protsessov [The process-based approach to management. Business process modeling]. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2004, 408 p.

15. Firsova N.V. Model' postroeniya uprav-lencheskogo ucheta zatrat na predpriyatiyakh torgovli potrebitel'skoi kooperatsii [A model of building cost management accounting at retail enterprises of consumer cooperation]. Ekonomika APK = The Economy of the AIC, 2010, no. 3, pp. 41-46.

16. Horngren Ch. Upravlencheskii uchet [Introduction to Management Accounting]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 1008 p.

17. Shimanovskaya-Dianich L.M., Karpenko E.A. Protsessno-orientirovannoe upravlenie i vnutren-nii kontrol' na predpriyatiyakh roznichnoi torgovli: monografiya [Activity-based management and internal control at retail trade enterprises: a monograph]. Poltava, PUET Publ., 2012, 269 p.

Nataliya N. PODDUBNAYA

Kyiv National Economic

University named after Vadym Hetman, Kyiv,

Ukraine

nataliia_poddubna@mail.ru

Вниманию читателей!

В № 46 журнала «Международный бухгалтерский учет» за 2014 год в статье В.А. Ситниковой «Сальдированный» подход к учету выбытия основных средств» по вине редакции была допущена следующая опечатка: на стр. 24 и 25 вместо «Vera A. SITNIKOVA» следует читать «Valentina A. SITNIKOVA». Редакция журнала «Международный бухгалтерский учет» приносит свои извинения автору статьи и читателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.