Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ИЗМЕНЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианов Алексей Юрьевич

Настоящая статья посвящена исследованию построения особой системы управления изменениями в компаниях в сложных экономических условиях, вызванных введёнными ограничениями, актуальность приобретает сохранения конкурентоспособности, рабочих мест, поддержания должного уровня производительности. Особое внимание при этом должно быть уделено командообразованию с ориентацией на формирование новой качественной корпоративной культуры с применением нематериальных форм стимулирования труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A MANAGEMENT SYSTEM IN NEW CONDITIONS

This article is devoted to the study of building a special change management system in companies in difficult economic conditions caused by the restrictions imposed, the relevance is becoming competitive, maintaining jobs, maintaining the proper level of productivity. At the same time, special attention should be paid to team building with a focus on the formation of a new high-quality corporate culture using non-material forms of labor stimulation.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 330.354

DOI 10.23672/SAE.2023.63.31.001

Андрианов Алексей Юрьевич

кандидат экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]

Построение системы управления

в новых условиях

Alexey Yu. Andrianov

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department of Management

and Information Technologies

of the Faculty of Law and Management,

Vladimir Law Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]

Building a management system

in new conditions

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию построения особой системы управления изменениями в компаниях в сложных экономических условиях, вызванных введёнными ограничениями, актуальность приобретает сохранения конкурентоспособности, рабочих мест, поддержания должного уровня производительности. Особое внимание при этом должно быть уделено командообразованию с ориентацией на формирование новой качественной корпоративной культуры с применением нематериальных форм стимулирования труда.

Ключевые слова: санкции, изменения, система управления, уровень производительности.

Annotation. This article is devoted to the study of building a special change management system in companies in difficult economic conditions caused by the restrictions imposed, the relevance is becoming competitive, maintaining jobs, maintaining the proper level of productivity. At the same time, special attention should be paid to team building with a focus on the formation of a new high-quality corporate culture using non-material forms of labor stimulation.

Keywords: sanctions, changes, management system, performance level.

В существующих условиях одним из самых перспективных инструментов увеличения эффективности деятельности организации является командообразование.

В целом, в случае возникновения необходимости формирования новой команды, следует отметить, что новые сотрудники, вступающие в компанию, особенно ценны, потому что они зачастую могут указывать на области возможностей для улучшения.

Но даже существующие сотрудники должны быть побуждены к тому, чтобы задаться вопросом: Почему всё делается определённым образом? - и искать новые способы, чтобы сделать работу быстрее, лучше и с более высоким уровнем качества и обслуживания.

Следует отметить, что введение экономических санкций оказывает непосредственное сильнейшее влияние на внешнеэкономическую деятельность страны, на структуру её внутреннего рынка. Как правило, негативные последствия заключаются в снижении финансовых ресурсов компаний, что неизбежно влечёт за собой уменьшение заработной платы сотрудников, сокращение рабочих мест.

В сложных экономических условиях, вызванных введёнными ограничениями, актуальность приобретает построение особой системы управления изменениями в компаниях в целях сохранения конкурентоспособности, рабочих мест, поддержания должного уровня производительности.

Особое внимание при этом должно быть уделено командообразованию с ориентацией на формирование новой качественной корпоративной культуры с применением нематериальных форм стимулирования труда.

Командообразование на этапах процесса изменений обеспечивает эффективность преобразований компании. Перемены в компании должны составлять постоянный процесс, а не представлять собой разовые мероприятия. «Такое понимание на уровне жизненной философии должно найти отражение во всей системе управления - от её идеологической основы до процедур принятия решений. Только в этом случае изменения станут менее болезненны, получат поддержку от сотрудников и обеспечат позитивный результат» [1]. При этом потенциал команды должен быть использован в достаточной мере, в связи с чем, необходимо «...детально проработать вопросы методического, организационного и информационного обеспечения процессов формирования команд» [1].

В условиях экономических санкций «...материальные формы мотивации становятся менее продуктивными. На многих предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ухудшаются финансовые показатели, включая объём продажи и выручки после реализации готовой продукции. Вслед за этим, начинается дефицит фондов заработной платы, что приводит к сокращению оплаты труда сотрудников организации. Как следствие - производительность труда сотрудников снижается, что не совпадает со стратегическими целями экономической политики» [2].

Отсутствие в компании ранее созданной нематериальной мотивационной среды будет содействовать увольнению наиболее активных, креативных и востребованных участников команды. Остальная часть незаинтересованных в развитии и получении прибыли сотрудников будет продолжать свою деятельность и при наступлении кризисных состояний [3] создавая угрозу эффективности деятельности компании благодаря собственной низкой производительности.

Большинство организаций в современном мире расширяют сферы и инструменты управления командами. При этом наиболее легко поддаются управлению трансформациями организации с «гибкой» формой управления, нежели с авторитарным стилем.

С целью достижения наиболее позитивных последствий влияния экономических санкций в виде перехода на самообеспечение, следования стратегии импортозамещения, расширения экспорта, любая команда, как правило, проходит кризисные стадии, носящие временный характер при грамотном командообразовательном подходе.

Набор, обучение новой команды, проведение аналитической работы по антикризисным мерам потребует значительной оперативности временных ресурсов, что достаточно проблематично в кризисных состояниях.

Безусловно, управленческие действия посредством командообразовательных мероприятий имеют возможность свести к минимуму данное сопротивление. Сотрудники должны быть мотивированы на внедрение перемен.

В случае, если у сотрудников появится уверенность в стабильности их будущего финансового состояния, сопротивление, как правило, минимизируется.

Таким образом, обучение и коммуникация являются ключевыми компонентами минимизации негативных реакций. Сотрудники могут быть проинформированы как о характере изменения, так и о логике его осуществления до того, как оно произойдёт, с помощью проведения групповых презентаций или индивидуальных обсуждений.

Ещё одним важным компонентом преодоления сопротивления является привлечение сотрудников к участию и вовлечению, как в стадии разработки, так и в стадии реализации усилий по внедрению организационных и структурных перемен. В частности, могут быть развёрнуты организованные формы содействия и поддержки. Руководитель, лидеры команд, менеджеры могут гарантировать наличие у сотрудников необходимых ресурсов для осуществления изменений, принимать во внимание объяснения сотрудников, осуществлять с ними переговоры, организовывать коллективные обсуждения с целью сведения к минимуму производственного стресса посредством разъяснения неясных моментов.

Таким образом, именно кризисное экономическое состояние позволяет разглядеть в способах и формах командообразования возможность сохранения существующей команды сотрудников, устранения потенциально возможного сопротивления при намерении введения изменений, поддержания стабильной обстановки в коллективе при переориентировании на другую область деятельности.

Литература:

1. Роль команды в процессе управления изменениями. URL : https://blog.iteam.ru/rol-komandy-v-protsesse-upravleniya-izmeneniyami (дата обращения 03.04.2023).

2. Исаев Е.Н. Современная система управления мотивацией персонала в условиях введения международных санкций // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2018. С. 242-245.

3. Колесникова В.Ю. Особенности формирования стратегий развития предприятий в условиях экономических санкций / В.Ю. Колесникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1091-1095.

Literature:

1. The role of the team in the process of change management. URL : https://blog.iteam.ru/rol-koman dy-v-protsesse-upravleniya-izmeneniyami (date of the application 03.04.2023).

2. Isaev E.N. Modern system of personnel motivation management in the conditions of the introduction of international sanctions / E.N. Isaev // State and municipal administration. Scientific notes. 2018. P. 242-245.

3. Kolesnikova V.Yu. Features of the formation of enterprise development strategies in the conditions of economic sanctions / V.Yu. Kolesnikova // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2015. Vol. 13. P. 1091-1095.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.