Научная статья на тему 'Построение системы оценочных показателей и расчет показателя биосферной совместимости территориальной автотранспортной системы'

Построение системы оценочных показателей и расчет показателя биосферной совместимости территориальной автотранспортной системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / АВТОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / MOTOR TRANSPORTATION SYSTEM / БИОСФЕРНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / BIOSPHERE COMPATIBILITY / СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / SYSTEM OF ESTIMATED INDICATORS / ПОКАЗАТЕЛЬ БИОСФЕРНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ / INDICATOR OF BIOSPHERIC COMPATIBILITY / БАЛАНС БИОТЕХНОСФЕРЫ / BALANCE OF A BIOTECHNOSPHERE / URBANIZING TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бакаева Н. В., Шишкина П. В.

Предлагается новый концептуальный подход оценки экологической безопасности от воздействия автотранспортной системы и его инфраструктуры на окружающую среду на основе показателя биосферной совместимости. Сформирована система оценочных показателей при реализации функций ТАТС. Определено значение показателя биосферной совместимости для двух предприятий автосервиса и на его основе дана оценка влияния производственной деятельности этих объектов на окружающую среду. Оценена перспектива прогрессивного саморазвития предприятий технического сервиса автомобилей без ущерба для окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF SYSTEM OF ESTIMATED INDICATORS AND CALCULATION OF THE INDICATOR OF BIOSPHERIC COMPATIBILITY OF TERRITORIAL MOTOR TRANSPORTATION SYSTEM

The new conceptual approach of an estimation of ecological safety from influence of motor transportation system and its infrastructure on environment on the basis of an indicator of biospheric compatibility is offered. The system of estimated parameters is generated at realization of functions TATS. Value of an indicator of biospheric compatibility for two enterprises of car-care centre is defined and on its basis the estimation of influence of industrial activity of these objects on environment is given. The prospect of progressive selfdevelopment of the enterprises of technical service of cars is estimated without damage to environment.

Текст научной работы на тему «Построение системы оценочных показателей и расчет показателя биосферной совместимости территориальной автотранспортной системы»

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЯ БИОСФЕРНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

CONSTRUCTION OF SYSTEM OF ESTIMATED INDICATORS AND

CALCULATION OF THE INDICATOR OF BIOSPHERIC COMPATIBILITY OF TERRITORIAL MOTOR TRANSPORTATION

SYSTEM

H.B. Бакаева, H.B. Шишкина N.B. Bakaeva, I.V. Shishkina

«Государственный университет - учебно - научно - производственный комплекс», г. Орел

Предлагается новый концептуальный подход оценки экологической безопасности от воздействия автотранспортной системы и его инфраструктуры на окружающую среду на основе показателя биосферной совместимости. Сформирована система оценочных показателей при реализации функций ТАТС. Определено значение показателя биосферной совместимости для двух предприятий автосервиса и на его основе дана оценка влияния производственной деятельности этих объектов на окружающую среду. Оценена перспектива прогрессивного саморазвития предприятий технического сервиса автомобилей без ущерба для окружающей среды.

The new conceptual approach of an estimation of ecological safety from influence of motor transportation system and its infrastructure on environment on the basis of an indicator of biospheric compatibility is offered. The system of estimated parameters is generated at realization of functions TATS. Value of an indicator of biospheric compatibility for two enterprises of car-care centre is defined and on its basis the estimation of influence of industrial activity of these objects on environment is given. The prospect of progressive self-development of the enterprises of technical service of cars is estimated without damage to environment.

Автотранспортные системы городов и урбанизированных территорий (ТАТС) являются структурами, реализующими удовлетворение потребностей населения в транспортных услугах при эффективном использовании автотранспорта и обеспечении дорожной безопасности в соответствии с уровнем приемлемого риска и экологически обоснованного качества окружающей среды в соответствии с действующей нормативно-правовой базой.

На сегодняшний день именно автотранспорт создает порядка 70...80% всех загрязнений природной среды, а в мегаполисах и крупных городах - все 90%, превращая их в центры основных экологических проблем [1].

Сложившаяся в большинстве городов неблагоприятная экологическая ситуация является следствием того, что чаще всего главным критерием эффективности функционирования ТАТС служит максимум прибыли и расширение масштабов бизнеса, а

не сбалансированность и устойчивость среды обитания на основе приоритетов ресурсосбережения, экологичности и безопасности. Как результат - проявление системных отрицательных последствий: рост потребления невозобновляемых природных ресурсов, вредных выбросов и неутилизируемых отходов, увеличение ущерба от этих воздействий, и, соответственно, рост затрат на содержание и развитие объектов автотранспортной инфраструктуры.

Существующая среди некоторых ученых точка зрения о том, что переход к рыночной модели экономического развития автоматически позволит решить все экологические проблемы, оказалась несостоятельной. Учитывая ежегодный экологический ущерб (5...7 млрд. у.е.) от воздействия ТАТС [2], возникает проблема их безопасного функционирования и устойчивого развития, связанная, в первую очередь, с обеспечением экологической безопасности, а, поисковые исследования, направленные на создание эффективных методов управления воздействием автотранспорта на окружающую среду, представляются актуальными.

Проблему обеспечения экологической безопасности будем рассматривать с позиции парадигмы биосферной совместимости, предложенной Российской академией архитектуры и строительных наук, в основе которой лежит императив: «Единство поселения (от хутора до мегаполиса) и окружающей Природы, единство сознания, ибо человек - часть Природы и без нее не может существовать» [3]. Этот постулат, от которого зависит дальнейшее прогрессивное развитие, может рассматривать как основополагающий при жизнедеятельности человека и функционировании различных организационно-технических структур в системе жизнеобеспечения поселений, в т.ч. и автотранспортных на конкретной территории.

Одним из принципов парадигмы биосферной совместимости является установление количественных соотношений между потенциалом биосферы, человеческим потенциалом и местами удовлетворения потребностей (элементами техносферы), т.е., так называемых, тройственных балансов [3]. Проведенные исследования воздействия человека и его хозяйственной деятельности через функции города показали возможность сокращения или увеличения потенциала биосферы [5].

С этих позиций для оценки состояния автотранспортной системы на конкретной территории необходимо разработать систему показателей, отвечающих предложенной парадигме, и соподчиненных функциям города или урбанизированных поселений. Если автотранспортные системы будут функционировать на принципах биосферосовме-стимости, то тем самым, будут способствовать реализации всех функций поселений через свои составляющие и элементы.

Исходя из проведенных исследований [4] установлено, что если хотя бы одна из функций не реализуется, то нарушаются принципы развития города (поселения) как самоорганизующейся системы. В этой связи, поскольку ТАТС является одной из городских подсистем, то, «проецируя» ее подфункции на функции города, получим систему следующих оценочных показателей.

Ф1 «Жизнеобеспечение»: пассажирские и грузовые перевозки, удовлетворение транспортных потребностей населения по основным видам деятельности, создание необходимых условий для эффективной работы всех отраслей народного хозяйства.

К показателям оценки реализуемости функции «Жизнеобеспечение» отнесем, например:

- уровень насыщенности автотранспортными средствами (П^1);

- уровень удовлетворения спроса на транспортные услуги по их номенклатуре и количеству (П®1), качеству ();

- показатель аварийности (П®1);

- уровень обеспеченности элементами автотранспортной и автодорожной инфраструктуры (П^1) и другие.

Ф2| «Развлечения и отдых»: автомобильный спорт, встречи автолюбителей, шоу и выставки автомобилей.

К показателям оценки реализуемости функции ««Развлечения и отдых» отнесем:

- уровень развития автомобильного спорта (П®2);

- уровень проведения автомобильных соревнований (П ®2) и другие.

Ф3 «Власть». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, а также дорожного хозяйства является Министерство транспорта Российской Федерации. На региональном уровне - это аналогичные структуры органов муниципальной власти.

К показателям оценки реализуемости функции власти можно отнести:

- уровень нормативно-правового регулирования в области автомобильного транспорта ();

- уровень реализации законопроектов в сфере транспортной политики () и другие

Ф4\ «Милосердие»: право бесплатного проезда транспортом общего пользования на городских и пригородных маршрутах отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; лицам, подвергшимся воздействию радиации; ветеранам труда; членам семей погибших военнослужащих; инвалидам, детям-сиротам и др.); особые льготные условия парковки, предусмотренные для людей с ограниченными физическими возможностями.

К числу показателей оценки реализуемости функции «Милосердие» через автотранспортную составляющую можно отнести, например, уровень обеспечения льготным проездом в общественном транспорте (П^4).

Ф5| «Знания»: профессиональное образование, подготовка и переподготовка кадров, научное обеспечение автотранспортной отрасли.

К показателям оценки реализуемости функции «Знания» отнесем:

- уровень реализации общенациональных инновационных программ в сфере

транспортной политики (П^5);

- уровень охвата населения профессиональным высшим образованием в сфере автомобильного транспорта (П^5) и индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны, являющейся частью развития человеческого потенциала (П^5), и другие;

Фц Творчество - инженерное творчество, проектирование и дизайн автомобилей. Творчество для ТАТС - это постановка и решение задач, связанных с созданием, проектированием, испытанием, доводкой, транспортировкой, эксплуатацией, ремонтом и

ВЕСТНИК _МГСУ

утилизациеи технических систем, их элементов, конструкционных материалов и технологий, которые отличаются более высоким техническим уровнем, конкурентоспособностью.

К показателям оценки реализуемости функции творчества относятся:

- показатели композиционной целостности автомобиля (П1Ф6), рациональность его формы (масштабная согласованность формы целого и частей, соответствие формы назначению изделия) (ПФ6), показатель художественной выразительности (оригинальность художественного замысла автомобиля, соответствие стиля окружающей среде, образная и декоративная выразительность) (П®6); показатель оригинальности

дизайна автомобиля (П^6) и другие.

Ф7 «Связь с природой»: негативное воздействие ТАТС на природную среду и процессы регенерации и восстановления природной среды.

К показателям оценки реализуемости функции «Связь с природой» можно отнести:

- уровень загрязнения природной среды по параметрам качества ее компонентов (атмосферного воздуха, водной среды, почвы) (П^7);

- уровень заболеваемости населения, зависящий от загрязнения воздушного бассейна, качества питьевой воды, состояния почвы и многих факторов, связанных с негативным воздействием автотранспорта (П®1), и другие.

Таким образом, автотранспортная система, состояние которой на конкретной территории оценивается совокупностью показателей, участвует в реализации всех функций города (поселения). Иерархия оценочных показателей представляется в некоторой степени очевидной, так как охватывает почти все потребности человека и увязывает соответствующие им функции в единую систему (рис. 1).

Фуннмн гсцвдл

I

Ф/ К] I .¡|1.|-ч . ПРЗ13IIII

— I I

Ф2

1';|";: к'|| мит II П|,П]|1\

ФЗ

Ькпасп.

Ф<1

Мнпосфя*

Ф.!

:ц шид Тпи^г'«™

I

■ глп. с Г||И|[||ЦПН

При^ми-члщ^-пчг.члн'ья'км структура ТАТС

1!'

п:

п:

и

ж

П:

¡Г

и

п?

п?

а;

[Г"

и

П'

и-

п?

и

11

п

л:

п

и

■ //

и:

п

а

е-

Рис. 1 - Структура, обеспечивающая реализацию функций города через систему оценочных

показателей ТАТС

Исходя из тезиса, что все функции биосферосовместимого города важны, равнозначны между собой и не одна не заменяет другую [5], комплексные показатели реализации по всем функциям с учетом вклада элементов и составляющих ТАТС определяются по формуле:

кпфп п*п . р, , (1)

г=1

где П®п - г-тый показатель Ф„ - функции; Ф„ - п-ая функция; п=1...М, N=7; -ранговое значение г-того показателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базируясь на тезисе «биосферосовместимого круговорота материальных ресурсов» [5], установим количественную оценку вклада элементов ТАТС в функцию «Связь с природой». В качестве объектов исследования примем предприятия технического сервиса, в частности, станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Последние, как установлено исследованиями [8], обеспечивают не менее 25% загрязнений от общего объема негативного воздействия ТАТС на окружающую среду.

В качестве критерия оценки интегрального взаимодействия потенциала биосферы и элементов ТАТС предлагается показатель баланса биотехносферы, относительное значение которого можно представить в виде коэффициента:

Кбс=/(Б) = УУ[/(Б1к - 3ц)], (2)

к г

где Бгк - количественное значение единицы биосферы при воздействии на нее к -тых элементов ТАТС; Зк - количественное значение г - тых загрязняющих веществ (ЗВ), образующихся от воздействия к - тых элементов ТАТС с максимальными концентрациями, допускающими развитие (МКДР) территорий.

Положительный баланс биотехносферы Квс>0 обеспечивает биосферосовмести-мую реализацию функции «Связь с природой», без ущерба для окружающей среды. В противном случае, <0, имеет место регрессивное развитие территории, с увеличением ущерба окружающей среде.

Количественное значение биосферы Бгк для ТАТС может быть определено по формуле:

с

• К , (3)

г-т оз

сгк

где б - относительное значение требуемой площади единицы биосферы по от-

Сгк

ношению к площади элемента ТАТС (СТОА, АЗС, рабочего поста и др.), необходимой для нейтрализации г - тых ЗВ от воздействия к - тых элементов ТАТС до уровня МКДР, м2; ^к - коэффициент однородности биосферы, учитывающий различные интенсивности выбросов и возможность привидения их к одному источнику (^¡к = 1,0); К03 - коэффициент озеленения территории.

В свою очередь, количественное значение г - тых ЗВ, образующихся от воздействия к - тых элементов системы ТАТС рассчитывается по формуле:

З.к= (Щк ■ Хк ■Ка + Дт* • NАТС) • Кэз • Коп, (4)

где Wik - относительное значение параметра i - тых загрязнений от воздействия k

- тых элементов ТАТС, рассчитываемое для территории распространения ЗВ; - количество элементов ТАТС, создающих загрязнения на рассчитываемой территории; КА

- коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, Кл = 160; A mik - снижение выбросов i - того ЗВ от k - того элемента ТАТС в результате осуществления природоохранных мероприятий; Natc - количество единиц автотранспорта, на которых произошло снижение ЗВ в выхлопных газах в результате реализации инновационных технологий; Кэз - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории (Кэз = 1,6); Коп - коэффициент экологической опасности i - того ЗВ (коэффициент привидения ЗВ к условным выбросам) (Кэз = 1,0).

Относительное значение требуемой площади биосферы, необходимой для нейтрализации i - тых ЗВ от воздействия k - тых элементов ТАТС может быть определено по формуле:

Sm = (V /**)/KaЬ (5)

где Vik - объем i - тых ЗВ от k - тых элементов ТАТС, т/год; %ik - количество элементов ТАТС, загрязнение от которых на рассчитываемой территории может быть поглощено биосферой; Kik - количество ЗВ, утилизируемых 1 м2 биосферы, т/год. По данным [7] 1 га насаждений потребляет в год 105 т выделений углекислого газа и углеводородов, следовательно, 1 м2 - 0,0105 т/год.

Относительное значение параметра ЗВ от воздействия k - тых элементов ТАТС, соотнесенное к зоне распространения (ASpacnpik) i - тых ЗВ до уровня МКДР, рассчитывается по формуле:

Wik = (Vik /(Smepik + AS pacnp k), (6)

где Smepik - площадь загрязненной территории от k - тых элементов ТАТС в соответствии с радиусом санитарно-защитной зоны, м2; A S'acnp ik - прирост площади зоны распространения ЗВ до уровня МКДР, м2.

Расчет показателя биосферной совместимости был выполнен применительно к двум станциям технического обслуживания автомобилей ОАО «Орел-Лада» и ЗАО «Орелоблавтотехобслуживание». Исходными данными к расчету послужили следующие.

Станция технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) ЗАО "Орелоблавтотехобслуживание" располагается на промплощадке в Железнодорожном районе г. Орла на самой его окраине. С севера от территории предприятия находится территория ОАО «Орелавтотранссервис», далее - Ливенское шоссе; с востока - пассажирское предприятие «Автобусный парк № 1», напротив предприятия, к югу - строительная площадка автосалона «Hyndai» и здание автосалона «Daewoo»; с юго-запада -АЗС. Жилые дома расположены на расстоянии 400 м от границ предприятия.

Ситуация в районе ул. Ливенской усугубляется не только функционированием рассматриваемой СТОА, но и образованием зон наложения ЗВ (рис. 2 поз.4) ввиду взаимодействия выбросов сразу нескольких предприятий: АЗС, ПАТП-1, ОАО «Орелавтотранссервис» и ТЦ «Daewoo». Поэтому, целесообразно в расчетах принимать прирост площади территории распространения ЗВ до уровня МКДР (рис. 2 поз.2).

Общая площадь территории Smep, занимаемой предприятием и его инфраструктурой в пределах радиуса санитарно-защитной зоны, составляет 8968 м2. Прирост площади составил 3000 м2.

На территории СТОА ЗАО "Орелоблавтотехобслуживание" выявлено 24 источника загрязнения атмосферы (рис. 3).

Рис. 2 - Схема распространения загрязнений в районе ЗАО Орелоблавтотехобслуживание" по ул. Ливенской: 1 - источники ЗВ; 2 - границы распространения ЗВ при существующих технологиях до уровня МКДР; 3 - границы распространения ЗВ при применении природоохранных мероприятий и внедрении экологически безопасных технологий; 4 - зоны наложения ЗВ от нескольких источников

лоблавтотехобслуживание"

Среди них: пост диагностирования, уборочно-моечный участок, зона ТО и ТР, кузовной участок, малярный участок, склад и открытые стоянки.

Согласно отчетности в год предприятием обслуживается по всем участкам в среднем 6 000 легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными ДВС.

Расчет валовых и максимально разовых выбросов ЗВ производился с использованием удельных показателей, т.е. количества выделяемых ЗВ, приведенных к единице

используемого оборудования рабочих постов согласно методическим указаниям [6]. Установили, что в атмосферу попадает 19 ингредиентов ЗВ, среди которых наиболее характерными являются: оксид углерода - СО, углеводороды - СН, оксид азота - N0* в пересчете на диоксид азота - К02, твердые частицы - С, соединения серы в пересчете на диоксид серы - Б02 и соединения свинца - РЬ.

Эффектом суммации обладают: азота диоксид, свинец и его соединения, ангидрид сернистый и фтористый водород. Сумма всех выбросов по предприятию составляет 1,409374 т/год.

Относительное значение требуемой площади биосферы, необходимой для нейтрализации объема загрязнений V к:

^ =£I (V /^)/Кл) = ((1,409374)/24)/0,01°5=5,59.

¡=1 к=1

Относительное количественное значение параметров i - тых ЗВ ( i = 19) образующихся от воздействия к - тых элементов (к=24 -количество рабочих постов) на территории их распространения:

24 19

Щ = ХЕ (Кк /№к + Мк) =(1,409374/(8968+3000)) =0,0001.

11

В результате осуществления регулирующих воздействий в соответствии с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», количество ЗВ может быть снижено (см. формулу 3):

Ат¡к ■ ЫАТС = 0,00005.6000 =0,3.

Количественное значение i - тых ЗВ с учетом природоохранных мероприятий и услуг:

31 =££ ((Щ-Жк ■ К) + (Лта • N))• К„ • Коп =(0,000Г24160)-(0,00005 6000) 1,6 1,0= 1 1

.= 0,08.

Значение показателя биосферной совместимости для СТОА ЗАО «Орелоблавто-техобслуживание» определится из соотношения:

24 19 о

Кбс = ££ .Кэз) - ((Щк-Хк-Гк +Лт^лтс).К33Коп =(559,10 03) - (0,08)=

11 S¡k 4 ' '

=0,42-0,08=0,34.

Аналогично определим показатель биосферной совместимости для СТОА ОАО "Орел-Лада". Это предприятие располагается на промплощадке в северо-восточной окраине г. Орла. С севера от его территории находится ЗАО «Автокомплекс»; с востока - строительная площадка торгового центра; с юго-востока - АЗС, далее - трасса "Москва-Белгород"; с юга и запада - торговый рынок. Жилые дома расположены на расстоянии 215 мот границ предприятия.

Площадь предприятия с ученом асфальтированного покрытия, подъездов и стоянок, а также площадь застройки в пределах радиуса санитарно-защитной зоны составляет 11589 м2. Учитывая расположение в непосредственной близости к СТОА автотранспортного предприятия и АЗС прирост площади загрязненной территории до уровня МКДР составил 2000 м2.

В год предприятием обслуживается по всем участкам в среднем 3 500 легковых автомобилей с бензиновыми ДВС. На территории СТОА находятся следующие объекты, представляющие опасность для окружающей среды: участок приемки-выдачи, участок мойки, зона ТО и ТР, участок окраски и сушки, кузовной цех. Кроме производственных участков на территории данного предприятия организованы открытые стоянки личного транспорта работников предприятия, клиентов, а также места ожидания и хранения АТС. Всего выявлено 23 источника выбросов ЗВ в атмосферу. Количественная характеристика всех выбросов в сумме составила 0,776957 т/год.

На основе полученных данных по выбросам ЗВ определим относительное значение требуемой площади биосферы, необходимой для нейтрализации объема загрязнений Ук:

^ - ЕЕ (V /)/Кк)=((0,776957)/2з)/0,0105=3,22.

к=1 г=1

Относительное количественное значение параметров г - тых ЗВ (г= 19), образующихся от воздействия к - тых элементов (к=23 - количество рабочих постов) на территории СТОА в пределах границ их распространения:

У1 = £ £ (Гк /(£* + Мк) =(0,776957/(11580+2000)) =0,00005.

1 1

Составляющая снижения массы ЗВ в формуле (3) в результате применения экологически безопасных технологий составит:

Атк ■ NATC =0,00005'3500= 0,175

Количественное значение г - тых загрязнений с учетом природоохранных мероприятий и услуг:

^ £ ((у■ КА) + (Атгк • N))• Кэз • Кш =((0,00005'23 160)-(0,00005-3500)) 1,6 1,0 =

1 1

=0,06.

Значение показателя биосферной совместимости для СТОА ОАО «Орел-Лада» определится из соотношения: 23 19 с

^ = ЕЕ (ТТ • Кэз) - ((Ук 'Хк • Гк +Лт^АТС).КэзК0п нЦ2.1,0 • 0,3) -1 1 ск 4 -(0,06) =0,24-0,06= 0,18.

Полученные результаты по расчету показателя баланса биотехносферы для территории двух СТОА (А"бс=0,34 и А"бс=0,18) дают основания заключить, что значения этого показателя для обеих СТОА достаточно низкие и обусловлены значительным техногенным воздействием на биосферу и синергетическим эффектом от взаимодействия сразу нескольких предприятий в одном районе. Для СТОА ЗАО «Орелоблавтоте-хобслуживание» этот процесс выражен в меньшей мере (Квс=0,34), что объясняется комплексом природоохранных мероприятий, внедрением передовых технологических решений и инноваций на предприятии, направленных на сокращение уровня негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, предложенные расчетные зависимости для оценки показателя биосферной совместимости как баланса позволяют выполнить анализ влияния конкретного элемента ТАТС на окружающую среду и выявить возможности внедрения биосферосовместимых технологий для снижения негативного воздействия.

Литература

1 Воздействие транспортного комплекса РФ на состояние окружающей среды и здоровье населения [Текст]: Аналитический доклад/ сост. В.А. Петрухин; ФГУП НИИАТ - М.:НПСТ «Трансколсатинг», 2002.- 68с.

2 Доклад Президента Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (НАПТО) на Всероссийской конференции «Автомобильный сервис в России: проблемы, задачи, реформа» г. Москва. 23.06.2005 г.

3 Ильичев, В.А. Принципы преобразования города в биосферосовместимый и развивающий человека [Текст] / В.А. Ильичев. - М.: Градостроительство, 2009. - № 3 - С. 20-30.

4 Ильичев, В.А. Некоторые вопросы проектирования поселений с позиции концепции биосферной совместимости [Текст] / В.А. Ильичев, В.И. Колчунов, А.В. Берсенев, А.Л. Поздняков. - Academia, 2009. - №1. - С. 50-57.

5 Ильичев, В.А. Может ли город быть биосферосовместимым и развивающим человека? [Текст] / В.А. Ильичев. - М.: Архитектура и строительство Москвы. - 2009. - № 1. - С. 10-13.

6 Методика инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. - М.,1991 г.

7 Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек [Текст]/ Ю.В. Новиков.-М.: ЮНИТИ, 1998. - 415 с.

8 Ременцов, А.Н. Рынок услуг предприятий автосервиса: сущность, структура, границы [Текст] / А.Н. Ременцов, А.А. Ряховский // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сборник научных трудов №11. - М., 2001.

References

1 Influence of a transport complex of the Russian Federation on a state of environment and health the population [Text]: the Analytical report / make. V.A.Petruhin; FGUP NIIAT - M.: NPST "Trans-kolsating", 2002.- 68 p.

2 Report of the President of National association of the enterprises technical service and repair motor transportation means (NAPTO) on All-Russia Singular conference «Automobile service in Russia: problems, task, reform» Moscow. 6.23.2005.

3 Ilyichev, V.A. Principles of city transformation in biospheric compatibility and time-vivajushchy the person [Text] / V.A.Ilyichev. - M: Town-planning, 2009. - № 3 - p. 20-30.

4 Ilyichev, V.A Some questions of designing of settlements from a position of the concept of biospheric compatibility [Text] / V.A.Ilyichev, V.I.Kolchunov, A.V.Bersenev, A.L.Pozdnyakov. -Academia, 2009. - №1. - p. 50-57.

5 Ilyichev, V.A. Whether there can be a city biospheric compatibility and developing the person? [Text] / V.A.Ilyichev. - M: Architecture and building of Moscow. - 2009. - № 1. - p. 10-13.

6 Technique of inventory of emissions of polluting substances in atmosphere for av-totransportnyh the enterprises. - M, 1991.

7 Novikov, Y.V. Ecology, environment and the person [Text] / Y.V. Novikov. .-M.: YUNITI, 1998. - 415 p.

8 Rementsov, A.N. The market of services of the enterprises of car-care center: essence, structure, borders [Text] / A.N.Rementsov, A.A.Rjahovsky//Social sphere: development problems in modern conditions: the Collection of proceedings №11. - M, 2001.

Ключевые слова: урбанизированная территория, автотранспортная система, биосферная совместимость, система оценочных показателей, показатель биосферной совместимости, баланс биотехносферы.

Keywords: urbanizing territory, motor transportation system, biosphere compatibility, system of estimated indicators, indicator of biospheric compatibility, balance of a biotechnosphere.

302030, г. Орел, ул. Московская, 77, Бакаевой Н.В.

e-mai автора: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.