Научная статья на тему 'Построение системы налогового контроля финансовых результатов в строительных организациях'

Построение системы налогового контроля финансовых результатов в строительных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
986
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / FINANCIAL RESULTS / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / TAXATION / TAX AUDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Екатерина Викторовна

В последнее время наблюдается активизация деятельности инвесторов и застройщиков в строительной индустрии, и как следствие увеличивается потребность в качественном управлении строительными организациями. Наряду с решительными шагами в области повышения эффективности использования ресурсного потенциала строительных организаций и рационализации производства возрастает роль налоговых проверок финансовых результатов. В частности, возникает необходимость в проверке и мониторинге расчётов по основным налогам, оказывающим наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность строительной организации. Практика показывает, что в настоящее время на большинстве малых предприятий внутренний контроль развит слабо, существует примитивная схема управления, функции ведения учёта, анализа и контроля выполняет только один специалист главный бухгалтер. Большой объём работы не позволяет в полной мере осуществлять планирование и контроль текущей деятельности. Сущность финансового результата как важнейшего элемента контроля налогообложения состоит в том, что на основании проверки правильности формирования прибыли может быть дана оценка экономической эффективности осуществления как отдельных хозяйственных операций, так и функционирования организации в целом. При разработке программы контрольных мероприятий определяются и соответствующие приёмы, и способы проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A SYSTEM OF TAX CONTROL OVER FINANCIAL RESULTS CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Recently there has been a revitalization of investors and developers in the construction industry, and as a consequence increases the need for quality management of construction organizations. Along with resolute steps in improving the efficiency of resource capacity building organizations and rationalization of production, the role of tax audits of financial results. In particular, the necessity of checking and monitoring of settlements on the main taxes that have the greatest impact on the financial-economic activity of the construction organization. Practice shows that currently, the majority of small enterprises internal control is weak, there is a primitive scheme of management, functions of accounting, analysis and control performs only one person the chief accountant. A large volume of work does not allow to fully implement the planning and control of current activities. The essence of the financial result as an essential element of control of taxation consists in the fact that on the basis of verification of correctness of formation of profit can be the estimation of economic efficiency of implementation as a separate economic operations and functioning of the organization as a whole. When developing a programme of control measures are identified and appropriate methods and means of verification

Текст научной работы на тему «Построение системы налогового контроля финансовых результатов в строительных организациях»

УДК 657

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2015

Е. В. Медведева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация. В последнее время наблюдается активизация деятельности инвесторов и застройщиков в строительной индустрии, и как следствие увеличивается потребность в качественном управлении строительными организациями. Наряду с решительными шагами в области повышения эффективности использования ресурсного потенциала строительных организаций и рационализации производства возрастает роль налоговых проверок финансовых результатов. В частности, возникает необходимость в проверке и мониторинге расчётов по основным налогам, оказывающим наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность строительной организации. Практика показывает, что в настоящее время на большинстве малых предприятий внутренний контроль развит слабо, существует примитивная схема управления, функции ведения учёта, анализа и контроля выполняет только один специалист - главный бухгалтер. Большой объём работы не позволяет в полной мере осуществлять планирование и контроль текущей деятельности. Сущность финансового результата как важнейшего элемента контроля налогообложения состоит в том, что на основании проверки правильности формирования прибыли может быть дана оценка экономической эффективности осуществления как отдельных хозяйственных операций, так и функционирования организации в целом. При разработке программы контрольных мероприятий определяются и соответствующие приёмы, и способы проверки.

Ключевые слова: налогообложение, налоговые проверки, система внутреннего контроля, финансовые результаты.

Несмотря на огромное количество существующих налогов, основу налоговой системы и значительную долю налоговых поступлений обеспечивают всего несколько налогов, одним из которых является налог на прибыль организаций. Поэтому возникает необходимость в тщательном проведении контроля налогообложения за финансовыми результатами. Финансовые результаты - это итоги хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, ведущие к приросту (или уменьшению) собственного капитала [1, с. 125].

Контроль налогообложения финансовых результатов - это совокупность действий, объединённых в единую систему, направленных на максимальный учёт требований законодательства о налогах и сборах, законное использование льгот и особенностей налогового права с целью оптимизации налоговых платежей, избежания возможных штрафных санкций и снижение налоговых рисков, возникающих в хозяйственной деятельности организации [2, с. 161].

Практика показывает, что в настоящее время на большинстве малых предприятий внутренний контроль развит слабо, существует примитивная схема управления, функции ведения учёта, анализа и контроля выполняет только один специалист -главный бухгалтер. Большой объём работы не позволяет в полной мере осуществлять планирование и

контроль текущей деятельности. Тем не менее применение и совершенствование внутреннего контроля налогообложения в практике деятельности предприятий является одним из путей снижения налоговых рисков.

Структура современной системы внутреннего контроля представлена на рисунке 1.

Сущность финансового результата как важнейшего элемента контроля налогообложения состоит в том, что на основании проверки правильности формирования прибыли может быть дана оценка экономической эффективности осуществления как отдельных хозяйственных операций, так и функционирования организации в целом во взаимосвязи с величиной налогов, уплачиваемых с полученной прибыли, при этом применяемые в ходе контрольных действий процедуры позволяют установить прямую зависимость между размером полученного эффекта и стимулированием.

Значимость внутреннего контроля налогообложения финансовых результатов заключается также в том, что достоверные сведения об экономических итогах деятельности предприятия являются необходимым условием для повседневного управления процессом формирования и использования всех видов прибыли [2, с. 160]. Так, размер налоговой нагрузки организации напрямую зависит от конечных финансовых результатов отчётного периода. 60

Рисунок 1 - Структура системы внутреннего контроля организации

Таким образом, основной целью внутреннего контроля налогообложения финансовых результатов является обеспечение ответственных лиц, менеджмента организации объективной информацией о состоянии сферы налоговых правоотношений компании, а также обеспечение оптимального уровня налогообложения путём максимального учёта требований законодательства о налогах и сборах. При этом достижение указанной цели должно быть осуществлено наиболее эффективным образом - это одна из основных задач функционирования системы внутреннего контроля налогообложения.

В случае дальнейшего расширения деятельности для успешной реализации поставленной цели необходимо будет, во-первых, принять на работу специалиста, хорошо ориентирующегося в бухгалтерском и налоговом правовом поле, обладающего богатым опытом работы в бухгалтерской или аудиторской практиках, владеющего навыками быстрого реагирования на изменения в сфере профессиональной деятельности. Во-вторых, необходимо чётко определить круг подконтрольных операций, действий, показателей, а также установить наиболее эффективные контрольные процедуры в зависимости от специфики деятельности предприятия, организации бухгалтерского и налогового учёта, уровня налоговых рисков и прочих факторов. В-третьих, организовать максимально эффективную схему информирования менеджмента о результатах контрольной деятельности и разработать внутреннюю форму отчётности для системы внутреннего контроля налогообложения.

Данные задачи носят организационный характер, при этом главной задачей внутреннего контроля налогообложения является снижение налоговых рисков и оптимизация налоговых платежей. Можно выделить следующие направления кон-

трольных действий, которые необходимы для выполнения указанной задачи:

- установить основные источники информации, необходимые для осуществления эффективного контроля и определить используемую нормативно-правовую базу;

- выявить особенности организации учёта финансовых результатов и разработать программу контрольных мероприятий с учётом специфики деятельности;

- установить правильность определения и отражения в учёте прибыли (убытков) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- проанализировать правильность учёта доходов и расходов, не связанных с основной деятельностью организации;

- выяснить правомерность включения доходов и расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

- определить правильность расчёта и уплаты налога;

- выяснить обоснованность и правомерность распределения чистой прибыли;

- установить соответствие данных бухгалтерской финансовой отчётности, отражающих финансовые результаты деятельности организации, аналогичным данным синтетического и аналитического учёта;

- идентифицировать риски и составить «карту налоговых рисков», выделив наиболее критичные области с точки зрения возможного ущерба, определить вероятность их наступления и возможные убытки в случае наступления того или иного факта хозяйственной деятельности;

- изучить арбитражную практику по различным налоговым спорам, обобщить результаты с целью дальнейшего ориентирования при налогообложении;

- разработать рекомендации по оптимизации налогообложения компании и снижению налоговых рисков.

При этом отметим, что внутренний контроль налогообложения направлен не только на произошедшие события и факты хозяйственной деятельности, но и ориентирован на перспективу: оценку возможных налоговых последствий от совершения тех или иных операций и предложение путей преодоления негативных явлений [4, с. 98-99].

Также к задачам внутреннего контроля налогообложения финансовых результатов можно отнести формирование той части учётных принципов, которая определяет порядок исполнения налогового законодательства. Оценка налогового законодательства и выработка наиболее приемлемых решений в части его исполнения в большинстве случаев предопределяет значительную часть налоговых расходов. Одновременно формирование учётных принципов налогообложения позволяет руководству предприятия выработать стратегию поведения в различных хозяйственных ситуациях. В то же время контроль налогообложения финансовых результатов должен включать и такие мероприятия, как оценка эффективности ведения налогового учёта, мониторинг, анализ и аккумулирование информации об исчисленных и уплаченных налоговых платежах в бюджет, контроль взаимодействия с налоговыми органами, а также прочие вопросы контроля исполнения налогового законодательства.

Одним из важнейших аспектов внутреннего контроля является его тщательное планирование, то есть составление программы с подробным перечнем контрольных процедур и мероприятий. Программа внутреннего контроля необходима для обеспечения рациональности и адекватности общей

стратегии контроля организации окружающим условиям, а также для обеспечения соответствия курса действий и принимаемых управленческих решений возможности их успешной реализации. Если контрольную деятельность осуществлять без элемента планирования, то значимость системы внутреннего контроля будет сведена к нулю.

Следует отметить, что проверка правильности определения финансовых результатов в значительной степени зависит от качества проведения контрольных процедур на предыдущих стадиях, в том числе на этапах контроля затрат, основных средств, расчётных операций, кредиторской и дебиторской задолженности, проверки правильности исчисления и уплаты налогов и так далее. Поэтому для выражения объективного мнения по поводу достоверности отражения в учёте и отчётности прибылей и убытков необходимо установить правильность формирования доходов и расходов организации в целом от всех хозяйственных операций, прямо или косвенно влияющих на показатели финансовых результатов [3, с. 26-31].

Для рационального построения системы проверки финансовых результатов и эффективного управления его процессом внутренний контроль финансовых результатов следует рассматривать в различных аспектах: пространственном, временном и информационно-технологическом, как представлено в таблице 1.

Таким образом, при организации проверки важное значение имеет правильное установление последовательности включения в контрольный процесс взаимосвязанных этапов данной системы (наблюдения, проверки, сбора информации, её систематизации, обобщения и прочее).

Таблица 1 - Организация внутреннего контроля финансовых результатов

Организационные аспекты Содержание Организационные требования и предположения

Пространственный Цель и задачи внутреннего контроля, определяемые исходя из потребностей в получении соответствующей информации; основные объекты проверки, определенные в соответствии с поставленной целью Понимание и использование основополагающих принципов и правил внутреннего контроля организации; соблюдение требований проведения контрольных процедур и мероприятий; применение наиболее эффективных способов и методических приемов в ходе осуществления проверки; прогнозирование и контроль результативности всех мероприятий по формированию и налогообложению финансовых результатов

Временной Сроки обработки и представления информации о процессе проверки и его результатах

Информационно -технологический Используемые контрольные процедуры, источники информации, методы и приемы обработки данных и так далее

Составлению непосредственно программы контроля налогообложения предшествует определение зон повышенного налогового риска путём составления «карты налоговых рисков» организации [4-8]. Подобная процедура способствует повышению эффективности функционирования внутреннего контроля и минимизации затрат на проведение контрольных действий.

Итак, проверка и мониторинг налоговых обязательств осуществляются особо тщательно, программа контрольных действий составляется таким образом, чтобы охватить все возможные налоговые и правовые проблемы организации. Можно выделить следующие основные направления налоговой проверки рисунок 2.

При разработке программы контрольных мероприятий определяются и соответствующие приёмы и способы проверки. Как правило, используют-

ся общенаучные методические приёмы контроля (анализ, синтез, аналогия, моделирование и другие), эмпирические (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счёта, метод сопоставления однородных фактов, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка и другие) и специфические приёмы смежных экономических наук (приёмы экономического анализа, экономико-математические методы, методы статистики).

При осуществлении налоговой проверки можно ориентироваться и на основные методы налогового аудита, например, метод анализа налоговых деклараций или метод анализа бухгалтерских счетов при расчёте с бюджетом и внебюджетными фондами.

Рисунок 2 - Направления внутреннего контроля налогообложения

Программу проверки эффективности деятельности разделим на четыре основных этапа:

- проверка и оценка положений учредительных документов и учётной политики;

- контроль финансовых результатов от основной деятельности;

- контроль финансовых результатов от прочей деятельности;

- контроль налогообложения по налогу на прибыль.

Особое внимание при осуществлении проверки уделяется углубленной проверке договоров строительного подряда и расходов, связанных с выполнением строительных работ. Данную процедуру можно разбить на следующие составляющие: проверка соблюдения учётной политики; анализ заключенных договоров на соответствие нормам гражданского законодательства; анализ соответ-

ствия договорам фактически выполненных работ; проверка правильности списания материалов, используемых при выполнении строительно-монтажных работ; подтверждение достоверности определения выручки от реализации выполненных работ и формирования себестоимости выполненных работ; аудит расходов, выполненных с привлечением субподрядных организаций.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день имеет место высокая вероятность финансовых потерь предприятия в результате непреднамеренного нарушения налогового законодательства. Одним из эффективных способов избежать негативных последствий является применение внутреннего контроля налогообложения, который аккумулирует информацию о состоянии расчётов компании с бюджетом, осуществляет контроль над налоговыми рисками и

разрабатывает мероприятия по налоговому планированию [8, 9, 10].

Планирование и группировка элементов контроля строятся на принципах последовательности формирования финансового результата, объективности и обоснованности отражения в бухгалтерском и налоговом учёте расходов и доходов, исходя из их экономического содержания. Несмотря на то, что процесс организации системы внутреннего контроля налогообложения финансовых результатов сложный и требует большого количества временных, трудовых и денежных ресурсов, тем не менее, данная структура позволит эффективно управлять организацией и будет способствовать повышению прибыльности и стабильности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Е. А., Гуськова Т. Н. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией // Экономика и управление : новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 125-127.

2. Насакина Л. А. Финансовый и управленческий анализ при проведении аудита прибыли организаций сферы услуг // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. 2012. № 1. С. 160-163.

3. Попова Л. В., Никулина Л. Н. Аудит налогообложения : учеб. пособие. М. : Дело и сервис, 2009. 192 с.

4. Соколова И. А., Прохорова Н. А. К вопросу

об определении сущности налогового риска // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2013. № 5 (31). С.118-121.

5. Светличкина О. Ю. Современный подход к управлению налоговыми рисками // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2014. № 3. С. 93-95.

6. Якупов З. С. Влияние развития институтов государственности на организацию налогового контроля // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 106-112.

7. Полтева Т. В., Мингалёв Н. В. Анализ финансовых инструментов инвестирования: соотношение риска и доходности // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 33-36.

8. Шнайдер О. В., Люльков Р. Н. Учет на предприятиях малого бизнеса : учебное пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. в г. Тольятти Самарской обл. Тольятти, 2012.

9. Чинахова С. Е. Учет и внутренний контроль дебиторской задолженности при осуществлении факторинговых операций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007.№ 5. С. 175-181.

10. Никифорова Е. В., Чинахова С. Е. Особенности учета дебиторской задолженности при осуществлении факторинговых операций // Вестник СамГУПС. 2009. № 3. С. 44-47.

BUILDING A SYSTEM OF TAX CONTROL OVER FINANCIAL RESULTS CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

© 2015

E. V. Medvedeva, Ph.D. in economics Accounting, economic analysis and audit sub-faculty Associate professor, Volga State University of Service, Togliatti (Russia)

Annotation. Recently there has been a revitalization of investors and developers in the construction industry, and as a consequence increases the need for quality management of construction organizations. Along with resolute steps in improving the efficiency of resource capacity building organizations and rationalization of production, the role of tax audits of financial results. In particular, the necessity of checking and monitoring of settlements on the main taxes that have the greatest impact on the financial-economic activity of the construction organization. Practice shows that currently, the majority of small enterprises internal control is weak, there is a primitive scheme of management, functions of accounting, analysis and control performs only one person - the chief accountant. A large volume of work does not allow to fully implement the planning and control of current activities. The essence of the financial result as an essential element of control of taxation consists in the fact that on the basis of verification of correctness of formation of profit can be the estimation of economic efficiency of implementation as a separate economic operations and functioning of the organization as a whole. When developing a programme of control measures are identified and appropriate methods and means of verification.

Keywords: financial results, the system of internal control, taxation, tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.