Научная статья на тему 'Построение системы индикаторов энергоэффективности организации и практика их расчета по критериям Постановлений Правительства РФ'

Построение системы индикаторов энергоэффективности организации и практика их расчета по критериям Постановлений Правительства РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №600 / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ISO 50001:2011 / ИНДИКАТОР ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / RF REGULATION №600 / INTERNATIONAL STANDARD ISO 50001:2011 / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY MANAGEMENT / ENERGY EFFICIENCY INDICATOR / ENERGY EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозенко В. К., Михеев Д. В.

В данной работе авторами рассмотрен вопрос разработки системы индикаторов энергоэффективности (ИЭЭ) как одного из достаточных условий для создания результативно функционирующей системы энергетического менеджмента (СЭнМ) организации. В статье представлены методические указания по эффективному построению системы ИЭЭ организации, базирующиеся на выполнении необходимых и достаточных условий, на соответствии критериям эффективности системы ИЭЭ и на учете практических рекомендаций, основанных на ведущем мировом опыте. Произведено исследование государственных правовых актов (Постановления Правительства РФ №308 от 16.04.2012, №562 от 12.07.2011, №600 от 17.06.2015), направленных на стимулирование повышения энергоэффективности российской экономики. Охарактеризованы основные недостатки данных актов по части определения ИЭЭ энерготехнологического оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF ORGANISATION ENERGY EFFICIENCY INDICATORS SYSTEM AND PRACTICE OF THEIR CALCULATING BY RUSSIAN FEDERATION GOVERNMENT REGULATIONS CRITERIA

This paper considers the development of energy efficiency indicators (EnEI) as one of sufficient conditions to create effectively functioning organisation energy management system (EnMS). It presents the guideline for the effective construction of organisation EnEI system that is based on implementation of necessary and sufficient conditions, compliance with EnEI system efficiency criteria and taking into consideration practical recommendations based on the leading global experience. Authors analysed state legal acts (RF Government Regulations №308 from 16.04.2012, №562 from 12.07.2011, №600 from 17.06.2015) aimed to stimulate energy efficiency of the Russian economy. Main disadvantages of these acts with regard to the definition of EnEI of energotechnological equipment are described.

Текст научной работы на тему «Построение системы индикаторов энергоэффективности организации и практика их расчета по критериям Постановлений Правительства РФ»

цУДК 338.46:621.31

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАКТИКА ИХ РАСЧЕТА ПО КРИТЕРИЯМ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Лозенко В.К., д.т.н., профессор кафедры Менеджмента в энергетике и промышленности ФГБОУВО «Национальный исследовательский

университет «МЭИ», e-mail: [email protected]

Михеев Д.В., ассистент кафедры Менеджмента в энергетике и промышленности ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

университет «МЭИ», e-mail: [email protected]

В данной работе авторами рассмотрен вопрос разработки системы индикаторов энергоэффективности (ИЭЭ) как одного из достаточных условий для создания результативно функционирующей системы энергетического менеджмента (СЭнМ) организации. В статье представлены методические указания по эффективному построению системы ИЭЭ организации, базирующиеся на выполнении необходимых и достаточных условий, на соответствии критериям эффективности системы ИЭЭ и на учете практических рекомендаций, основанных на ведущем мировом опыте. Произведено исследование государственных правовых актов (Постановления Правительства РФ №308 от 16.04.2012, №562 от 12.07.2011, №600 от 17.06.2015), направленных на стимулирование повышения энергоэффективности российской экономики. Охарактеризованы основные недостатки данных актов по части определения ИЭЭ энерготехнологического оборудования.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергоменеджмент, Постановление Правительства РФ №600, Международный стандарт ISO 50001:2011, индикатор энергоэффективности, энергетическое оборудование.

CONSTRUCTION OF ORGANISATION ENERGY EFFICIENCY INDICATORS SYSTEM AND PRACTICE OF THEIR CALCULATING BY RUSSIAN FEDERATION GOVERNMENT REGULATIONS CRITERIA

Lozenko V., Doctor of Technical Sciences, professor, Management in power engineering and industry chair, FSEIHE «National Research

University «MPEI», e-mail: [email protected] Mikheev D., assistant of the Management in power engineering and industry chair, FSEI HE «National Research University «MPEI», e-mail:

[email protected]

This paper considers the development of energy efficiency indicators (EnEI) as one of sufficient conditions to create effectively functioning organisation energy management system (EnMS). It presents the guideline for the effective construction of organisation EnEI system that is based on implementation of necessary and sufficient conditions, compliance with EnEI system efficiency criteria and taking into consideration practical recommendations based on the leading global experience. Authors analysed state legal acts (RF Government Regulations №308from 16.04.2012, №562from 12.07.2011, №600from 17.06.2015) aimed to stimulate energy efficiency of the Russian economy. Main disadvantages of these acts with regard to the definition of EnEI of energotechnological equipment are described.

Keywords: energy efficiency, energy management, RF Regulation №600, International Standard ISO 50001:2011, energy efficiency indicator, energy equipment.

Введение

Для создания эффективной системы энергетического менеджмента (СЭнМ) в крупных организациях (в первую очередь в холдингового типа) недостаточно внедрять только требуемую МС ISO 50001:2011 [2] документацию СЭнМ [1, 2], потому что в этом случае процессы принятия и исполнения решений в области энергоменеджмента не обеспечиваются необходимой методико-фактологической базой, а также проявляются сложности интеграции построенной СЭнМ с общей системой управления организации [3]. Эти факторы оказывают негативное влияние на эффективность внедрения СЭнМ.

Для разрешения отмеченных выше сложностей необходимо создание достаточных условий в виде внедрения дополнительной документации СЭнМ, прямо не требуемой МС ISO 50001:2011, но направленной на построение результативно функционирующей СЭнМ [1, 3]. Хорошую практическую направленность и эффективность при внедрении СЭнМ [4—7] демонстрируют документы, представленные и подробно рассмотренные авторами в [1, 3].

Особого внимания из этих документов заслуживает Положение о системе ИЭЭ, содержащее в себе инструментарии и механизмы для комплексного количественного определения уровня энергоэффективности организации и оценки технико-экономического состояния ее инфраструктуры.

Методические указания по построению системы ИЭЭ организации в рамках Положения о системе ИЭЭ

1. Разработка иерархической системы ИЭЭ организации в соответствии с деревом энергоцелей и энергозадач (необходимое условие). Для управления энергоэффективностью на основе системы ИЭЭ необходимо выстроить определенную иерархическую структуру ИЭЭ, охватывающих все ключевые области СЭнМ организации. При этом ИЭЭ выстраиваются в иерархию по принципу,

представленному в таблице 1.

Количество уровней детализации в иерархии ИЭЭ определяется тем фактом, что оперативные ИЭЭ должны обеспечивать однозначную привязку к оперативным энергозадачам (энергоцелям наиболее низкого уровня) в работе, осуществляемой сотрудниками организации, и позволять осуществить ее оценку. На практике в большинстве случаев [4, 5] достаточно формирования 3—4 уровней декомпозиции ИЭЭ.

Стратегические ИЭЭ соответственно могут быть использованы при принятии решений менеджерами наивысшего уровня в иерархии СЭнМ, тактические ИЭЭ — менеджментом среднего звена, оперативные ИЭЭ — оперативными управляющими.

Системно-иерархический подход к управлению СЭнМ на основе ИЭЭ позволяет осуществлять сбалансированный мониторинг и давать объективную оценку функционирования СЭнМ организации, а также реализовывать механизм принятия предупреждающих управленческих решений для предотвращения нежелательных отклонений, в частности, исполнения плана мероприятий по энергоменеджменту на всех уровнях управления организации.

Таким образом, при формировании иерархической структуры ИЭЭ организации применима методика, по которой структура ИЭЭ выстраивается в соответствии с деревом энергоцелей и энергозадач (рис. 1).

Указанный подход к структурированию ИЭЭ упрощает формулирование и выбор ИЭЭ и гарантирует то, что каждой функциональной области энергоменеджмента будет поставлен в соответствие ИЭЭ, на основании анализа которого можно осуществлять управление.

Состав и структура ИЭЭ должны меняться и корректироваться с изменениями как внешней, так и внутренней среды организации. Для ИЭЭ необходимо устанавливать целевые (или контрольные) значе-

124 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 |

Таблица 1. Иерархический принцип представления ИЭЭ организации

Название ИЭЭ Уровень иерархии организации Декомпозиция Влияние на энергоцели

1 Интегральный Организация Определяющее

2 Стратегические Верхний уровень Декомпозиция интегрального ИЭЭ Высокое

3 Тактические Средний уровень Декомпозиции стратегических ИЭЭ или более высоких в иерархии тактических ИЭЭ Среднее

4 Оперативные Нижний уровень Декомпозиции тактических ИЭЭ наиболее низкого уровня в иерархии тактических индикаторов Низкое

Тактические/оперативные ИЭЭ

Рис. 1. Дерево энергоцелей и энергозадач и ИЭЭ организации

ния, базирующиеся на детальном исследовании и соответствующие установленным энергополитике, энергоцелям и энергозадачам.

Важной особенностью системы ИЭЭ является то, что она также может быть использована для оценки достижения энергоцелей и задач организации и анализа эффективности СЭнМ как в целом, так и в определенных функциональных областях и, как следствие, может быть взаимосвязана с системами планирования, контроля и мотивации в области энергоменеджмента.

2. Выполнение достаточных условий при построении системы ИЭЭ. Недостаточно определить только структуру ИЭЭ организации, необходимо также выполнить достаточные условия построения эффективной системы ИЭЭ организации:

■ обеспечить необходимые технические и организационные средства измерения, контроля и мониторинга параметров ИЭЭ;

■ разработать методику измерения ИЭЭ, определяющую способ расчета каждого из них;

■ определить состав необходимых для их расчета исходных данных;

■ определить единицы измерения значений ИЭЭ (ИЭЭ организации могут выражаться в стоимостных, временных и других абсолютных единицах, удельных, относительных единицах, а также в случае необходимости в логических (булевых) единицах (таблица 2));

■ определить диапазоны теоретически возможных значений показателей;

■ определить периодичность расчета;

■ определить способы, методы и критерии оценки уровня энергоэффективности организации на основе ИЭЭ;

■ определить состав внутренних и внешних факторов, которые оказывают влияние на значение каждого из ИЭЭ;

■ определить сотрудников, ответственных за построение и функционирование системы ИЭЭ организации, и уровень их компетенции и ответственности.

3. Оценка соответствия системы ИЭЭ критериям эффективности. Необходимо, чтобы выстроенная и применяемая система ИЭЭ удовлетворяла критериям, представленным в таблице 3. В

Таблица 2. Подходы к измерению ИЭЭ организации

№ Тип ИЭЭ Пример

1 Абсолютный Абсолютное использование различных видов энергии (мощности) в системах, процессах, объектах и оборудовании в натуральных единицах (Гкал(Гкал/ч), кВт-ч (кВт/кВА/кВар), м3 газа и т.д.) и в финансовом выражении (рубли, доллары т.д.).

Время выполнения технологических операций и т.д. (с, мин, ч и т.д.).

Количество агрегатов, аварийных остановов оборудования и т.д. (шт.).

2 Относительный Доля энергозатрат по системе, процессу, объекту и оборудованию в структуре себестоимости продукции, выполнения работ и оказания услуг (%).

3 Удельный Расход энергии на единицу использованного сырья и материалов, на тонну промежуточной или итоговой произведенной продукции, на единицу выполненных работ или оказанных услуг и т.д.

4 Логический Качественное выполнение требований, отсутствие того или иного события, дефекта, происшествия и т.д.

ТЯАШРОЯТ ВиБШЕББ Ш ЯШЗТА | №3 2015 | 125

Таблица 3. Критерии эффективности системы ИЭЭ организации

№ Критерий Пояснение

Критерии для формирования системы ИЭЭ

1 Комплексность Для каждой функциональной области СЭнМ должны быть выделены основные ИЭЭ, служащие ключевыми и непосредственно использующиеся при анализе и принятии решений, и дополнительные ИЭЭ, выполняющие вспомогательную и калибровочную функции и позволяющие получить более полную картину процесса.

2 Адаптивность ИЭЭ (в том числе способы их измерения и расчета) должны быть адаптируемы к внешним и внутренним условиям и регулярно актуализироваться в сторону повышения объективности всей СЭнМ.

3 Ответственность Должны быть назначены лица, ответственные за все процессы построения системы ИЭЭ, ее функционирования и улучшения, а также определены соответствующие меры по стимулированию и мотивации данных лиц.

Критерии для получения исходных данных, необходимых для расчета ИЭЭ

4 Достаточность Организационно-технические способы, средства и системы учета и измерения энергоресурсов и физических параметров должны предоставлять энергоменеджеру все необходимые данные для последующих расчетов по используемым в организации методикам расчета с заданными уровнями достоверности, точности и устойчивости информации.

5 Актуальность Информация, содержащая данные об ИЭЭ, должна сохранять ценность в момент ее использования.

6 Своевременность Информация, содержащая данные об ИЭЭ, должна фиксироваться, передаваться, использоваться и храниться не позже определенного момента времени.

Критерии для расчета ИЭЭ

7 Научная обоснованность Должны быть разработаны и использоваться корректные методики расчета ИЭЭ.

8 Объективность При расчете ИЭЭ должны использоваться подтвержденные данные, позволяющие исключить возможность субъективной оценки.

9 Простота Расчет ИЭЭ должен являться несложным и не должен занимать много времени у руководителей организации, управляющих СЭнМ.

Критерии для анализа уровня энергоэффективности организации

10 Наглядность ИЭЭ должны быть легкодоступными и однозначными, чтобы обеспечить понятливость и простоту демонстрации состояния, оперативность выявления сбоя и реагирования на него в процессе.

11 Сопоставимость Значения ИЭЭ должны использоваться для сравнения с контрольными (целевыми) значениями, а также для сравнения в динамике.

12 Адекватность ИЭЭ должны позволять объективно анализировать и оценивать текущий уровень энергоэффективности организации и прогнозировать его будущие состояния.

случае выявления несоответствия критериям, в разрабатываемую систему ИЭЭ вносится соответствующая коррекция. Оценка на соответствие критериям должна проводиться как при построении системы ИЭЭ организации, так и при ее функционировании.

4. Корректировка системы ИЭЭ на основе учета практических рекомендаций. При построении системы ИЭЭ, позволяющей эффективно управлять СЭнМ, следует воспользоваться следующими практическими рекомендациями:

■ ИЭЭ должны быть чувствительными к ключевым факторам, влияющим на энергоиспользование, и наилучшим образом отражать существенные изменения в работе;

■ следует выбирать ИЭЭ, изменяющиеся в широком диапазоне;

■ следует концентрироваться на измерении нескольких ключевых ИЭЭ и избегать излишних измерений (совокупное число ключевых стратегических ИЭЭ, охватывающих все области СЭнМ организации, на практике не должно превышать двадцати);

■ основой для выработки ИЭЭ следует выбирать интересы клиентов (потребителей), акционеров, собственников, государственных органов и других ключевых заинтересованных сторон;

■ ИЭЭ должны быть разработаны на всех организационных уровнях (от высшего руководства до рядовых сотрудников организации) и донесены до всех ответственных за них и связанных с ними сотрудников;

■ в случае выбора нескольких ИЭЭ для одной функциональной области СЭнМ они должны быть ранжированы по степени убывания их относительной важности, приоритета и охвата функциональной области;

■ несколько близких ИЭЭ может быть сгруппировано в единый интегральный ИЭЭ для предоставления достоверной обобщенной оценки в определенной функциональной области СЭнМ;

■ должны быть соблюдены все необходимые требования к системам учета ТЭР и физических параметров с целью повышения точности и достоверности получаемой информации;

■ текущие значения ИЭЭ целесообразно использовать для анализа на основе сравнений с:

- теоретически возможными (расчетно-нормативными) ИЭЭ, определяемыми в организации на основе достоверных и научно обоснованных источников;

126 ТКЛШРОКТ БШШБЗБ Ш ЯШЗТЛ | №3 2015 |

Таблица 4. Универсальная классификация ИЭЭ для динамического анализа энергоэффективности

Сокращение Расшифровка Пояснение

иээИКр Идеальный конечный результат для ИЭЭ Рассчитываются, обосновываются и утверждаются на основании методик по определению потенциалов экономии энергии/повышения энергоэффективности и периодически актуализируются (в зависимости от изменения тарифов, появления нового оборудования, состояния объектов и т.д.).

ИХ),,, Экономически целесообразный уровень ИЭЭ

ИЭЭ6, Базовое значение ИЭЭ

Кэфф=ИЭЭэ11/ИЭЭ„ Коэффициент энергоэффективности Является отношением ИЭЭ!Ц к текущему показателю энергоэффективности (ИЭЭТ)). то есть показателем оценки работы в области энергоэффективности.

ИЭЭ ,Кэфф_

ИЭЭбз

ИЭЭэ

ИЭЭи

Базовое значение индикатора энергоэффективности (ИЭЭ)

КЭфф=1 (при стремлении ИЭЭтзк ИЭЭэи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кэфф

КЭфф< 1 (при ИЭЭ на текущем уровне)

Идеальный конечный результат для ИЭЭ Отсутствие энергоиспользования

Рис. 2. Изменение значений ИЭЭ в течение времени

- ИЭЭ других организаций (при наличии данных для сравнения);

- нормативными ИЭЭ, значения которых прописаны в соответствующих отраслевых документах;

- ИЭЭ, соответствующими лучшей мировой практике.

■ ИЭЭ должны основываться на событиях прошлого, настоящего и будущего, чтобы представлять динамику изменения во времени.

5. Анализ уровня энергоэффективности организации по количественным значениям ИЭЭ. Определение уровня энергоэффективности организации осуществляется в соответствии с энергоцелями и задачами согласно системно-иерархическому принципу представления ИЭЭ.

В рамках этого анализа выявляются причинно-следственные связи текущей ситуации, фиксируются отклонения от заданных величин, идентифицируются слабые места организации в области энергоэффективности и т.д., что служит базой для последующей разработки рекомендаций корректирующих действий и планов мероприятий по энергоменеджменту.

Пример подхода к динамическому анализу ИЭЭ представлен в таблице 4 и на рис. 2.

6. Оценка адекватности количественных значений ИЭЭ на следующий расчетный период. На основании объективной оценки со стороны ответственных лиц, менеджмента организации и внешних консультантов-экспертов (в том числе согласно пп. 1-4 методических указаний) рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений, обновления и актуализации элементов и процессов системы ИЭЭ.

Далее представлены сведения о практике расчета ИЭЭ для энерготехнологического оборудования (нижний уровень иерархии ИЭЭ) согласно нормативным актам РФ.

Опыт и практика расчета ИЭЭ для энерготехнологического оборудования по критериям Постановлений Правительства РФ №308, №562, №600

В целях стимулирования реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности отечественные предприятия на основании нормативных актов [8-12], разработанных и утвержденных государственными органами РФ, имеют возможность осуществлять следующие действия:

■ производить возврат излишне уплаченных налогов за предшествующий период и увеличивать расходы в виде амортизационных отчислений в налоговом учете, применяя специальный повышаю-

щий коэффициент амортизации (не выше 2) в отношении основных средств с высокой энергоэффективностью [8, 9, 12];

■ заключать договор об инвестиционном налоговом кредите (ИНК) с целью уменьшения налоговых платежей за счет изменения срока уплаты налога [10, 11,12].

Разработка и последующая реализация данных организационно-экономических инструментов носит исключительно благоприятный характер [13], так как они:

■ нацелены на стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности за счет предоставления льготного налогового режима организациям важнейших отраслей экономики РФ, внедряющим энергосберегающие технологии и энергоэффективное оборудование в технологические и производственные процессы;

■ ориентированы на повышение конкурентоспособности производителей энергоэффективного оборудования (оборудование, к которому могут применяться подобные инструменты должно пользоваться повышенным вниманием со стороны потенциальных покупателей);

■ содействуют тесной кооперации между наукой и бизнесом (представители научного сообщества могут являться разработчиками энергоэффективного оборудования или экспертами при оценке энергоэффективности уже выпускаемого оборудования);

■ развитие рынка консалтинговых услуг в РФ (за счет оказания консалтинговыми компаниями соответствующих услуг по части налогообложения и в других сферах);

■ повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата в стране (за счет высвобождения свободных финансовых средств благодаря модернизации производства и внедрению в производство инновационных технологий).

■ осуществление позитивного взаимодействия между промышленными предприятиями, консалтинговыми компаниями и налоговыми органами РФ за счет осуществления проверок бизнеса и повышения его прозрачности.

Полный обзор всех условий и специфик получения данных налоговых преференций содержится в Налоговом Кодексе РФ [9, 11]. Воспользоваться данными инструментами могут лишь те организации, чье энергопотребляющее оборудование входит в перечень объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, утвержденный Постановлениями Правительства РФ №308 от 16.04.2012, №562 от 12.07.2011 и №600 от 17.06.2015 [8, 10, 12] (с 17.06.2015 Постановления №308 и №562

ТЯАШРОЯТ ВШЕ^В Ш ЯШБТА | №3 2015 | 127

Таблица 5. Сравнительная характеристика ошибок и проблем, возникающих при определении ИЭЭ объектов из перечней Постановлений Правительства РФ №308, №562 и №600

Ошибка Постановления №308 и №562 Постановление №600

Верхний научно-методический уровень

1 Неверное толкование термина «энергоэффективность» согласно [2]. Существовала Устранена

2 Отсутствие терминов, принятых сокращений для обозначения единиц измерения физических величин и ссылок на другие нормативные технические документы, что существенно затрудняет применение этих Постановлений. Существовала Не устранена

3 В Постановлениях не указаны его разработчики (технические специалисты). Существовала Не устранена

Ошибки и проблемы, возникающие на практике

4 Оборудование из перечней Постановлений не структуризировано по какому-либо признаку. Существовала Устранена

5 Некоторые ИЭЭ бессмысленны с точки зрения физики и не могут быть применены к реальным техническим системам. Существовала Устранена

6 Отсутствие однозначности в определении ИЭЭ. Существовала Устранена

7 Необоснованность численных значений ИЭЭ. Существовала Устранена

8 ИЭЭ некоторых видов оборудования напрямую зависит от способа их эксплуатации, что не учитывается в Постановлениях. Существовала Устранена частично

9 Отсутствие в перечнях Постановлений некоторых типов энергетического оборудования, которые практически используются. Существовала Устранена частично

признаны утратившими силу, вместо них действует Постановление №600). В данных Постановлениях указано наименование оборудования, его код ОКОФ и ИЭЭ в количественном выражении в физических единицах измерения (а для Постановления №600 приведены также качественные характеристики). Этот показатель служит критерием возможности или невозможности применения льготного налогового режима в отношении основных средств организации.

К сожалению, ни один из реальных объектов, который может быть отнесен к перечню Постановлений, не имеет в паспорте (технической документации завода-изготовителя) прописанное значение ИЭЭ. Именно поэтому его необходимо определять (например, КПД парового котла является ИЭЭ, но в паспорте парового котла нет самого термина «ИЭЭ», как и в паспортах другого оборудования), чем могут заниматься завод-изготовитель или экспертная организация на основании данных из технической документации завода-изготовителя. Для подтверждения достоверности и правильности своих методик и расчетов им следует обращаться в ВУЗы, НИИ и прочие профильные научные и отраслевые организации, которые на основании своего экспертного статуса в рассматриваемой предметной области могут дать заключение об отсутствии/наличии ошибок в разработанных методиках и произведенных согласно им расчетах, что будет являться весомым аргументом для налоговых органов.

Однако Постановления №308 и №562 имели научно-методические ошибки верхнего уровня и ряд ошибок и проблем, возникающих на практике при определении ИЭЭ, что подробно продемонстрировано авторами в [13]. В таблице 5 приведена сравнительная характеристика данных ошибок и проблем в сравнении с новым Постановлением №600.

Стоит отметить существенный прогресс в новом законодательном акте по сравнению с предшествующими, а также

позитивный шаг по объединению Постановлений №308 и №562 в одно Постановление №600 (возник единый перечень энергоэффективных объектов и технологий, одинаково применимый при получении организацией льготного ИНК и налоговых льгот).

В Постановлении №600 прописано, что в рамках его выполнения будет актуализироваться перечень энергоэффективных объектов и технологий и проводиться анализ практики применения льгот, поэтому есть объективные основания считать, что ошибки 8 и 9 из таблицы 5 будут устранены. С другой стороны важным требованием к Постановлению №600 остается устранение ошибок 2 и 3 из таблицы 5 верхнего научно-методического уровня.

Заключение

1. Обоснована необходимость разработки и внедрения в практику энергоменеджмента организации документа под названием «Положение о системе ИЭЭ», который относится к перечню документации, достаточной для построения результативной СЭнМ [1, 3].

2. Разработаны и представлены методические указания по эффективному построению системы ИЭЭ организации.

3. Произведена классификация ИЭЭ по иерархии в СЭнМ, по подходам к их измерению, представлены их взаимосвязь с функциональными областями СЭнМ и критерии эффективности системы ИЭЭ организации в рамках результативной СЭнМ. Приведены практические рекомендации по эффективному построению системы ИЭЭ организации на основе ведущей мировой практики.

4. Осуществлен анализ стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики на основе получения организацией ИНК и налоговых льгот, регламентируемых государственными правовыми актами. Выделены и обоснованы основные недостатки данных актов, произведена их сравнительная характеристика с указанием исправленных и существующих ошибок.

128 ТЯАШРОЯТ БШШБЗЗ Ш ЯШБТА | №3 2015 |

Литература:

1. ISO 50001:2011 «Energy management systems - Requirements with guidance for use» / International Organization for Standartization. - Geneva, Switzerland, 2011. - 22 p.

2. Doty S. Energy Management Handbook Seventh Edition / Steven Doty and Wayne C. Turner. - Lilburn: The Fairmont Press, 2009. - 865 p.

3. Eccleston C.H. Inside Energy. Developing and Managing an ISO 50001 Energy Management System / CRC Press. - NW, 2012. - 313 p.

4. Capehart B.L. Guide to energy management 7th ed. / Barney L. Capehart, Wayne C. Turner, William J. Kennedy. - Lilburn: The Fairmont Press, 2012. - 660 p.

5. Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 №562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита».

6. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности».

7. Постановление №600 от 17.06.2015 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности».

8. Налоговый Кодекс РФ: Часть первая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 03 декабря 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - Ст. 67.

9. Налоговый Кодекс РФ: Часть вторая: [Принят Гос. Думой 19 июля 2000 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 03 июня 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - Ст. 259.3, п. 1, пп. 4 и ст. 381, п. 21.

10. Лозенко В.К. Развитие организационных механизмов - ключевой фактор инновационного прогресса в управлении энергоэффективностью / В.К. Лозенко, М.К. Агеев // Журнал «Контроллинг». - 2012.

- №1 (43). - С. 55-61.

11. Лозенко В.К. Система энергетического менеджмента в электросетевом комплексе / В.К. Лозенко, А.Е. Муров, В.Э. Воротницкий, М.К. Агеев, М.А. Булатенко, А.В. Кошелев, Д.В. Михеев. - Красноярск: ООО ИПК «Платина», 2014. - 212 с. - ISBN 978-5-98624-128-9.

12. Лозенко В.К. Условия построения результативно функционирующей системы энергетического менеджмента предприятия / В.К. Лозенко, М.К. Агеев, Д.В. Михеев / Менеджмент, маркетинг, логистика: теория и практика. Сборник материалов международной научной конференции. Россия, г. Москва, 28-30 октября 2014 г. [Электронный ресурс] / под ред. проф. В.Д. Васильева. - Электрон. текст. дан. - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 12-15. - 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM). - ISBN 978-5-00090-040-6.

13. Лозенко В.К. Практика расчетов индикаторов энергоэффективности технологического оборудования по критериям Постановлений Правительства РФ №308 и №562 / В.К. Лозенко, Д.В. Михеев / «Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития»: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, Издательство ЦРНС, 2015. - С. 155-159.

- ISBN 978-5-00068-268-5.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 | 129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.