Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА'

ПОСТРОЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СБАЛАНСИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС РЕЗУЛЬТАТОВ / BALANCED SCORECARD / ORGANIZATION STRATEGY / BALANCED SET OF RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собко В. В., Балтина А. М.

Статья посвящена теме сбалансированной системы показателей. Рассматривается понятие сбалансированной системы показателей, ее взаимосвязь со стратегией организации, а также уровни сбалансированной системы показателей, В частности: общественный заказ, перспектива обучения и развития, внутренние процессы, финансовая перспектива, потребители. Также в статье представлена сбалансированная система показателей для Оренбургского Государственного Университета в разрезе каждого из уровней ССП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собко В. В., Балтина А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A BALANCED SYSTEM INDICATORS OF THE UNIVERSITY

The Article is devoted to the topic of the balanced scorecard. The concept of a balanced scorecard, its relationship with the strategy of the organization, as well as the levels of a balanced scorecard, in particular: public order, the prospect of training and development, internal processes, financial prospects, consumers. The article also presents a balanced scorecard for Orenburg State University in the context of each of the levels of SSP.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА»

УДК 33

Собко В.В. студент 2 курса Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет научный руководитель: Балтина А.М., д-р экон.н.

профессор Россия, г. Оренбург ПОСТРОЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА Аннотация: Статья посвящена теме сбалансированной системы показателей. Рассматривается понятие сбалансированной системы показателей, ее взаимосвязь со стратегией организации, а также уровни сбалансированной системы показателей, В частности: общественный заказ, перспектива обучения и развития, внутренние процессы, финансовая перспектива, потребители. Также в статье представлена сбалансированная система показателей для Оренбургского Государственного Университета в разрезе каждого из уровней ССП.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, стратегия организации, сбалансированный комплекс результатов.

Sobko V. V. student

2nd year, faculty of Finance and Economics Orenburg State University Russia, Orenburg Scientific adviser: Baltina A.M.

Dr. Econ.Sciences, Professor BUILDING A BALANCED SYSTEM INDICATORS OF THE UNIVERSITY Abstract: the Article is devoted to the topic of the balanced scorecard. The concept of a balanced scorecard, its relationship with the strategy of the organization, as well as the levels of a balanced scorecard, in particular: public order, the prospect of training and development, internal processes, financial prospects, consumers. The article also presents a balanced scorecard for Orenburg State University in the context of each of the levels of SSP.

Keywords: balanced scorecard, organization strategy, balanced set of results.

Сбалансированная система показателей (далее -ССП) является одним из наиболее эффективных и перспективных инструментов менеджмента качества, а также стратегического менеджмента, позволяющим оценить деятельность организации и принимать своевременные управленческие

решения с учетом изменяющейся внешней среды [1].

Сбалансированная система показателей связывает стратегию организации и ее операционную деятельность, позволяет отразить равновесие между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, внутренними и внешними факторами деятельности, что обеспечивает повышение конкурентоспособности организации.

По мнению Балтиной А.М., в ССП для государственных и муниципальных учреждений следует добавить к известным четырем уровням - обучение и развитие, внутренние процессы, потребители, финансы - уровень «Общественный заказ», в котором производится перевод стратегических целей, сформулированных учредителем, на операционный уровень [2].

Правильно составленная ССП должна представлять собой комплекс показателей результатов и факторов деятельности. Без последних невозможно понять, как были достигнуты первые [3].

ССП должна иметь сбалансированный комплекс результатов (отсроченные характеристики) и факторов достижения результатов (опережающие показатели), что является неотъемлемой частью общей стратегии ВУЗа.

Рассмотрим каждый из уровней ССП отдельно.

1) Общественный заказ - удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием.

2) Перспектива обучение и развития - реализация дополнительных образовательных программ, повышения квалификации персонала, профессиональной переподготовки.

3) Внутренние процессы - учебная, научная, воспитательная деятельность.

4) Финансовая перспектива - повышение количества обучающихся, написание, издание и тиражирование учебников, учебных пособий.

5) К потребительской перспективе относится распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня, создание для обучающихся и работников условий для реализации их умственного и творческого потенциала.

Для того чтобы построить сбалансированную систему показателей используем материалы сайта «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования» [4], официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) [5], а также Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [6] для определения перспективных значений показателей.

Применительно к Оренбургскому государственному университету

ССП выглядит следующим образом.

Таблица 1 - Сбалансированная система показателей ОГУ

Цель Показатели Текущее значение (на 2018 г) Перспект ивное значение

Общественный заказ

Обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, и магистратуры по областям знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Образование и педагогические науки», с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний 3,02 % 2020 г -11 %

Финансовая перспектива

Увеличение доходов от платных видов деятельности, привлечения новых источников финансирования Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент) 159,90 тыс. руб. 2020 г -600 тыс. руб.

Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации 26,19 % 2020 г -30 %

Потребители

Расширение целевой категории абитуриентов и повышение численности студентов Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения 9255 чел. 2020 г. -10500 чел.

Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года в общей численности выпускников 65 % 2020 г. -85 %.

Повышение привлекательност и ОГУ на международном образовательном рынке и привлечение иностранных граждан на обучение Общая численность иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры 1131 чел. 2020 г. -1156 чел.

Доля аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме 69,87% 2020 г. -75,00%

Развитие и повышение доли институтов магистратуры и аспирантуры Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам 16% 2020 г. -21%

Общая численность аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров 156 чел. 2020 г. -176 чел.

Доля аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме 69,87 % 2020 г. -75,00 %

Процессы (учебная, научная, воспитательная деятельность)

Обеспечение Удельный вес численности лиц, прошедших в течение учебного года обучение за рубежом, в общей численности студентов, обучающихся по программам высшего образования, процентов 12 чел. 2020 г -18 чел.

высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособ ности на мировом рынке образования Образовательные программы высшего образования - программы подготовки кадров высшей квалификации, образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена), процентов 19 % 2020 г -25 %

Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента), по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования 95,42 % 2020 г -100 %

Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР 99,61 % 2020 г -100%

Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией 5 ед. 2020 г -2020 г -15 ед.

Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период в общей численности НИР 2,33 % 2020 г - 8 %

Таким образом, можно сделать следующее выводы. Сбалансированная система показателей - это мощная основа, помогающая организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения и стратегии в набор оперативных целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как следствие - эффективность работы.

Вся деятельность организации, ее ресурсы и инициативы, должны равняться на стратегию. Сбалансированная система показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения причин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из перспектив и на всех уровнях организации.

ССП создавалась как инструмент, позволяющий согласовать действия подразделений и сотрудников для достижения основной цели, стоящей перед организацией. Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить. Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает.

Использованные источники:

1. Салимова В.Р. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, 2016. - № 8. - С. 55-58.

2. Балтина А.М. Сбалансированная система показателей как инструмент результативного бюджетирования / А.М. Балтина // Вестник ОГУ. - 2010. -№ 13. - С. 116-120.

3. Комелев М.Х. Применение сбалансированной системы показателей как инструмента обеспечения качества в организациях государственного сектора // Теория и практика общественного развития, 2017. - № 19. - С. 35-42.

4. Сайт «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://mdicators.miccedu.ra/momtormg/?m=vpo.

5. Сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://bus.gov.ru.

6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 14.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.