УДК 33
Собко В.В. студент 2 курса Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет научный руководитель: Балтина А.М., д-р экон.н.
профессор Россия, г. Оренбург ПОСТРОЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА Аннотация: Статья посвящена теме сбалансированной системы показателей. Рассматривается понятие сбалансированной системы показателей, ее взаимосвязь со стратегией организации, а также уровни сбалансированной системы показателей, В частности: общественный заказ, перспектива обучения и развития, внутренние процессы, финансовая перспектива, потребители. Также в статье представлена сбалансированная система показателей для Оренбургского Государственного Университета в разрезе каждого из уровней ССП.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, стратегия организации, сбалансированный комплекс результатов.
Sobko V. V. student
2nd year, faculty of Finance and Economics Orenburg State University Russia, Orenburg Scientific adviser: Baltina A.M.
Dr. Econ.Sciences, Professor BUILDING A BALANCED SYSTEM INDICATORS OF THE UNIVERSITY Abstract: the Article is devoted to the topic of the balanced scorecard. The concept of a balanced scorecard, its relationship with the strategy of the organization, as well as the levels of a balanced scorecard, in particular: public order, the prospect of training and development, internal processes, financial prospects, consumers. The article also presents a balanced scorecard for Orenburg State University in the context of each of the levels of SSP.
Keywords: balanced scorecard, organization strategy, balanced set of results.
Сбалансированная система показателей (далее -ССП) является одним из наиболее эффективных и перспективных инструментов менеджмента качества, а также стратегического менеджмента, позволяющим оценить деятельность организации и принимать своевременные управленческие
решения с учетом изменяющейся внешней среды [1].
Сбалансированная система показателей связывает стратегию организации и ее операционную деятельность, позволяет отразить равновесие между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, внутренними и внешними факторами деятельности, что обеспечивает повышение конкурентоспособности организации.
По мнению Балтиной А.М., в ССП для государственных и муниципальных учреждений следует добавить к известным четырем уровням - обучение и развитие, внутренние процессы, потребители, финансы - уровень «Общественный заказ», в котором производится перевод стратегических целей, сформулированных учредителем, на операционный уровень [2].
Правильно составленная ССП должна представлять собой комплекс показателей результатов и факторов деятельности. Без последних невозможно понять, как были достигнуты первые [3].
ССП должна иметь сбалансированный комплекс результатов (отсроченные характеристики) и факторов достижения результатов (опережающие показатели), что является неотъемлемой частью общей стратегии ВУЗа.
Рассмотрим каждый из уровней ССП отдельно.
1) Общественный заказ - удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием.
2) Перспектива обучение и развития - реализация дополнительных образовательных программ, повышения квалификации персонала, профессиональной переподготовки.
3) Внутренние процессы - учебная, научная, воспитательная деятельность.
4) Финансовая перспектива - повышение количества обучающихся, написание, издание и тиражирование учебников, учебных пособий.
5) К потребительской перспективе относится распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня, создание для обучающихся и работников условий для реализации их умственного и творческого потенциала.
Для того чтобы построить сбалансированную систему показателей используем материалы сайта «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования» [4], официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) [5], а также Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [6] для определения перспективных значений показателей.
Применительно к Оренбургскому государственному университету
ССП выглядит следующим образом.
Таблица 1 - Сбалансированная система показателей ОГУ
Цель Показатели Текущее значение (на 2018 г) Перспект ивное значение
Общественный заказ
Обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, и магистратуры по областям знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Образование и педагогические науки», с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний 3,02 % 2020 г -11 %
Финансовая перспектива
Увеличение доходов от платных видов деятельности, привлечения новых источников финансирования Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент) 159,90 тыс. руб. 2020 г -600 тыс. руб.
Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации 26,19 % 2020 г -30 %
Потребители
Расширение целевой категории абитуриентов и повышение численности студентов Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения 9255 чел. 2020 г. -10500 чел.
Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года в общей численности выпускников 65 % 2020 г. -85 %.
Повышение привлекательност и ОГУ на международном образовательном рынке и привлечение иностранных граждан на обучение Общая численность иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры 1131 чел. 2020 г. -1156 чел.
Доля аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме 69,87% 2020 г. -75,00%
Развитие и повышение доли институтов магистратуры и аспирантуры Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам 16% 2020 г. -21%
Общая численность аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров 156 чел. 2020 г. -176 чел.
Доля аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме 69,87 % 2020 г. -75,00 %
Процессы (учебная, научная, воспитательная деятельность)
Обеспечение Удельный вес численности лиц, прошедших в течение учебного года обучение за рубежом, в общей численности студентов, обучающихся по программам высшего образования, процентов 12 чел. 2020 г -18 чел.
высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособ ности на мировом рынке образования Образовательные программы высшего образования - программы подготовки кадров высшей квалификации, образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена), процентов 19 % 2020 г -25 %
Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента), по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования 95,42 % 2020 г -100 %
Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР 99,61 % 2020 г -100%
Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией 5 ед. 2020 г -2020 г -15 ед.
Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период в общей численности НИР 2,33 % 2020 г - 8 %
Таким образом, можно сделать следующее выводы. Сбалансированная система показателей - это мощная основа, помогающая организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения и стратегии в набор оперативных целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как следствие - эффективность работы.
Вся деятельность организации, ее ресурсы и инициативы, должны равняться на стратегию. Сбалансированная система показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения причин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из перспектив и на всех уровнях организации.
ССП создавалась как инструмент, позволяющий согласовать действия подразделений и сотрудников для достижения основной цели, стоящей перед организацией. Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить. Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает.
Использованные источники:
1. Салимова В.Р. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, 2016. - № 8. - С. 55-58.
2. Балтина А.М. Сбалансированная система показателей как инструмент результативного бюджетирования / А.М. Балтина // Вестник ОГУ. - 2010. -№ 13. - С. 116-120.
3. Комелев М.Х. Применение сбалансированной системы показателей как инструмента обеспечения качества в организациях государственного сектора // Теория и практика общественного развития, 2017. - № 19. - С. 35-42.
4. Сайт «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://mdicators.miccedu.ra/momtormg/?m=vpo.
5. Сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://bus.gov.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 14.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/.