Научная статья на тему 'Построение процессной эталонной модели управления предприятием с учетом его жизненного цикла'

Построение процессной эталонной модели управления предприятием с учетом его жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЯ АДИЗЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Екатерина Александровна

В данной статье заложенные в модель жизненного цикла организации И.К.Адизеса принципы (PAEI роли менеджмента) рассматриваются с точки зрения процессного подхода к управлению. Результатом является процессная эталонная модель управления предприятием построенная с учетом его жизненного циклаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the principles presented into the I.K. Adizes's organization life cycle model are considered from the point of view the process approach of management. The result is the process standard model of enterprise management constructed with according to its life cycle

Текст научной работы на тему «Построение процессной эталонной модели управления предприятием с учетом его жизненного цикла»

зацией продукта, что рекомендуется использо- производства организации. вать при стратегическом планировании объема

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и системный синтез. Статья в кн. Синергетика: исследования и технологии / под редакцией Г.Г. Малинецкого. - М.: ЛКИ, 2006. - с.7-34.

2. Пряхин Н.С., Пряхина А.С. Об одном методе определния русел математической модели организации // Научно - технические ведомости СПбГПУ: Инноватика, №5(87) 2009. - с.147-152.

3. Колесников А.А. Синергетические методы управления сложными системами. Теория симтем-ного синтеза. - М.: КонКнига, 2006. - 240с

4. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. Пер.с англ. - М: Мир, 1991.-335с.

5. Пряхин Н.С., Пряхин О.Н., Пряхина А.С. Некоторые вопросы синтеза закона управления

сложными нелинейными динамическими системами в условиях саморазвивающейся рыночной экономики // Научно - технические ведомости СПбГПУ: Инноватика, №3(56), 2008. - с.33-36.

6. Бляхман Л. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Учебное пособие. -Спб: Изд - во Михайлова В.А., 1999. - 380с.

7. Анищенко В.С. Знакомство с нелинейной динамикой. Изд. 3, перераб. и доп. - М.: ЛКИ, 2008-224с.

8. Арнольд В.И. Теория катастроф. Изд.4, стереотип. - М.: УРСС, 2004.

9. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. Изд.2. - М.: КомКнига, 2005.

УДК 336.714

Е.А. Соловьева

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССНОЙ ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С УЧЕТОМ ЕГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

В настоящее время в России значительное число предприятий находится на стадиях роста [1]. Кроме того, при поддержке правительства в последнее время созданы многочисленные бизнес-инкубаторы и технопарки, что позволяет судить о том, что их число будет расти.

В современных условиях, для поддержания конкурентоспособности этим предприятиям необходимо развиваться ускоренными темпами. Но быстрый рост организации, связанный с увеличением сложности системы, порождает также явные и скрытые внутренние проблемы, вызванные дезинтеграцией её отдельных частей.

Для объяснения изменений вызванных развитием организации и получения возможности управления ими в 60х годах прошлого века была предложена концепция жизненного цик-

ла организации (ЖЦО). На сегодняшний день, одной из наиболее интересных для изучения и применения на российских предприятиях является модель [2], предложенная признанном во всём мире «гуру» экономической теории доктором И.К. Адизесом9. Она обладает рядом несомненных достоинств: универсальна для любых организаций; содержит подробное описание каждой стадии и характерных для неё признаков, что позволяет точно идентифицировать стадию ЖЦО; описывает динамику изменений в организации и раскрывает причины появления внутренних конфликтов; имеет предложенную автором методологию устранения внутренних проблем, эффективность кото-

Доктор И.К. Адизес с 01.01.2006г является научным консультантом программ Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ.

рой доказана успешной апробацией на коммерческих и некоммерческих организациях в более чем 35 странах мира; а заложенный в основу модели постулат - гипотеза PAEI (Purposeful, Administrative, Entrepreneurial, Integrative) ролей менеджмента -демонстрирует системный подход.

Данная модель ЖЦО уточняется и дорабатывается автором уже более 30 лет, но до сих пор имеет определённые недостатки. Для получения целостного видения процесса управления, данной модели не хватает указания её взаимосвязи с остальными подходами к управлению деятельностью организации. Исходя из этого и была поставлена задача построить процессную эталонную модель управления предприятием с учётом модели ЖЦО И.К. Адизеса для рассмотрения заложенных в его модель принципов и выводов, через призму процессного подхода к управлению.

Первоначально был произведен выбор методологии и инструмента моделирования. Поскольку роли P и E являются функциями организационной системы, это определило выбор в пользу входящего в семейство IDEF (Icam DEFinition или Integrated Definition) методик стандарта IDEF0 [3] (принят в США в качестве федерального стандарта), как наиболее удобного языка графического моделирования бизнес-процессов для их структурного анализа. В качестве инструмента моделирования был выбран программный продукт BpWin.

При построении модели учитывались особенности системы с управлением (для отображения управленческого цикла системы с управлением, связь субъекта и объекта управления отображалась через управляющее воздействие (УВ) и обратную связь (ОС)) специфика управления предприятием и особенности управления предприятием по модели ЖЦО И.К. Адизеса (PAEI роли менеджмента).

Поскольку роли Р (Функционирование) и Е (Развитие) имеют разное предназначение, то это должны быть разные объекты управления. Поскольку управление системой осуществляется централизовано, то субъект управления должен быть один. УВ и ОС должны быть для каждой пары взаимодействия свои. Так как модель разрабатывается для периода Роста, согласно Модели ЖЦО И.К. Адизеса роль Ру-

ководителя (Основателя) организации большую часть времени является определяющей.

Исходя из вышесказанного, была разработана процессная эталонная модель управления предприятием с учётом модели ЖЦО И.К. Ади-зеса

Контекстная диаграмма А-0:

Взаимодействуя с внешней средой через («Входы» и «Выходы») организация получает доступ к необходимым для её функционирования и развития ресурсам. Однако на ранних стадиях развития организации их может быть не достаточно и поступление недостающих ресурсов обеспечивается Основателем организации («ИЯ Основатель). Внешняя помощь (инвесторы или государство) на данной схеме не отображены.

Внешняя среда предъявляет определенные требования макро- и микросреды («Требования внешние») которым должна соответствовать организация. Кроме того, организация получает необходимую информацию об окружающей среде в виде ОС («ОС внешняя») и через получение специальных знаний («Знания (закономерности, методы, подходы, инструменты)») в качестве руководства к возможному изменению. Внешние консультанты («ИЯ Внешние консультанты») не входят в организацию, но, при необходимости, привлекаются извне для получения специальных знаний.

Диаграмма А0 показывает организацию как систему с управлением.

На ней изображены разные аспекты деятельности организации: функционирование («Текущая деятельность») - символизирует функцию Р методологии Адизеса; развитие («Изменение и улучшение деятельности») -символизирует функцию Е методологии Адизеса; получение знаний («Деятельность по приобретению, трансляции и аттестации знаний, умений и навыков») - по мнению автора может, в какой-то мере, символизировать функцию I методологии Адизеса; и дополнительный объект, (несколько нарушающий традиционный синтаксис нотаций ГОБРО) - база данных «Единая ИС организации» - может, символизировать функцию А методологии Адизеса, в той мере, в которой деятельность организации

регламентирована соответствующими правилами и стандартами, содержащимися в «Единая ИС организации».

Каждому из указанных элементов можно сопоставить специальный метод управления: Управление процессами, Управление ресурсами, Управление проектами и Управление знаниями (Knowledge Management), что служит подтверждением корректности полученной модели.

«Текущая деятельность» позволяет находить все необходимые ресурсы («Внутренние резервы») на «Изменение и улучшение деятельности» и «Деятельность по приобретению, трансляции и аттестации знаний, умений и навыков» за счёт работы по преобразованию входов в выходы.

«Требования внешние» и «ОС внешняя» идут и на «Управление» и на «Текущая деятельность», но имеют разные источники и сферу действия: для «Текущая деятельность» это непосредственное взаимодействие при покупке или продаже продукции или услуг (клиенты и поставщики), а для «Управление» - взаимодействие организации с макросредой (партнеры по бизнесу, акционеры и ключевые клиенты, общество и государство). Возможна ситуация, когда слабая «ОС текущая деятельность» не в полной мере информирует Руководителя организации «HR Основатель» о ситуации на местах (требованиях и ОС от клиентов) - тогда управление перестаёт учитывать интересы этих сторон и возникает конфликт интересов (вид РА конфликта) снижающий Р функцию организации.

Субъект («Управление») через УВ («Упр воздействие топ») воздействует на такие объекты как функционирование («Текущая деятельность»), развитие («Изменение и улучшение деятельности») и получение знаний («Деятельность по приобретению, трансляции и аттестации знаний, умений и навыков»). Приоритеты, однако, могут расставляться в зависимости от ситуации (несогласованность в управлении этими объектами может спровоцировать РЕ и Р1 конфликты по внутренним ресурсам и

АЕ, Е1, РА, А1 конфликты по приоритетам интересов).

ОС от каждого объекта управления поступает в «Единая ИС организации» (если она есть), а затем к субъекту «Управление». В случае, если единой информационной системы нет, ОС от объектов поступает к лицу, принимающему решение (ЛПР) в виде несвязанной разнородной информации от каждого объекта управления. Поступление разнородной, не своевременной или не полной информации провоцирует все виды внутренних конфликтов.

Дополнительное УВ в виде внутренних стандартов и правил «Стандарты предприятия» помогает Руководителю осуществлять управление организацией. С одной стороны, оно необходимо чтобы снизить нагрузку на Руководителя организации, а с другой - источник возможного противоречия. При сильном ослаблении УВ от руководителя «Упр воздействие топ» и усилении УВ «Стандарты предприятия», организация начинает замыкаться сама на себе (вид АЕ и Е1 конфликтов), что говорит о начале её Старения.

Персонал предприятия появляется из внешней среды. Их найм осуществляется отделом кадров в «Текущая деятельность», а адаптация и обучение в «Деятельность по приобретению, трансляции и аттестации знаний, умений и навыков» с помощью «ИЯ Носитель знаний» и «Стандарты предприятия». После обучения персонал «ИЯ Сотрудники» осуществляет все виды деятельности организации: «ИЯ Управленцы среднего звена и исполнители» осуществляет «Текущая деятельность», «ИЯ Команда проекта» - «Изменение и улучшение деятельности», а «ИЯ Носитель знаний» - «Деятельность по приобретению, трансляции и аттестации знаний, умений и навыков». При переходе к профессиональному управлению появляется «ИЯ Топ менеджмент» для «Управление». При необходимости, обучение проводится «ИЯ Внешние консультанты». Информирование сотрудников о новых знаниях может осуществляться через «Единая ИС организации» и через «Деятельность по приобретению, трансляции и аттестации знаний, умений и навыков».

Рис.1. Процессная эталонная модель управления предприятием с учетом модели ЖЦО И.К. Адизеса

Рис.2. Процессная эталонная модель управления предприятием с учетом модели ЖЦО И.К. Адизеса

АЗ

Изменение и улучшение деятельности

Рис.3. Процессная эталонная модель управления предприятием с учетом модели ЖЦО И.К. Адизеса

Диаграмма А3. «Изменение и улучшение деятельности ».

«Изменение и улучшение деятельности» представлено в виде четырёх операций: «Управление проектами по улучшению деятельности»; «Деятельность по изменению и улучшению БП» (изменение Р функции или Е функции в зависимости от места бизнес-процессов); «Деятельность по изменению организационной структуры и регламентирующей документации» (изменение А или Е функции в зависимости от содержания документации); и «Деятельность по изменению и улучшению механизмов» (изменение Р, Е, А или I функции в зависимости от назначения оборудования).

УВ «Упр воздействие топ» и «Стандарты предприятия» устанавливают требования для «Управление проектами по улучшению деятельности», осуществляемое «ИЯ Руководитель проекта». ОС от всех операций поступает к «ИЯ Руководитель проекта». Итоги всей работы суммируются в «ОС изменение и улучшение», являющееся самостоятельным выходом «Изменение и улучшение деятельности».

Исполнение всех операций производит «ИЯ Команда проекта», сформированная из «ИЯ

сотрудники». Это говорит о том, что должен соблюдаться определённый баланс, так как на какую-то часть рабочего времени персонал исключаются из «Текущая деятельность» для работы над проектом «Изменение и улучшение деятельности» (вид РЕ, АЕ и Е1 конфликтов), хотя их физическое перемещение для командной работы при современных средствах связи не обязательно.

Для работы «ИЯ Команда проекта» используют «Оборудование», которое было ранее произведено и/или установлено в «Деятельность по изменению и улучшению механизмов». Оборудование может иметь специализированное назначение для «Изменение и улучшение деятельности» или общее назначение. В последнем случае «Оборудование» на какое-то время исключается из «Текущая деятельность», хотя его перемещение для этого не обязательно. Это тоже требует соблюдения баланса, поскольку может вызвать конфликт интересов «Изменение и улучшение деятельности» и «Текущая деятельность» (вид РЕ, АЕ и Е1 конфликтов).

Таким образом, полученная процессная эталонная модель управления предприятием учитывает разные аспекты управления организа-

цией, позволяя получить целостную картину её внутренних процессов. Модель можно будет использовать для определения наличия внутренних конфликтов на предприятии и при встраивании управления ЖЦО в управление

процессно - ориентированного предприятия. Кроме того, её можно будет использовать при создании методики мониторинга развития организаций (что может быть актуально для бизнес-инкубаторов и технопарков).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика. 2-е издание. Учебное пособие. - М.: «Издательство Высшей школы менеджмента», 2008 - 480 с.

2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации - СПб.: Питер, 2008 - 384 с.

3. http://www.idef.com

УДК 681.3.06

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.Г. Бобылев

Определение Оценки Технологий Оценка технологий (ОТ) (Technology assessment) - это научная концепция которая начала развиваться в 1950х годах. ОТ призвана рассматривать и оценивать вновь появляющиеся технологии, в том числе инновационные, с точки зрения их будущего влияния на общество в самом широком смысле, включая экономику и окружающую среду.

Развитие технологий и развитие общества можно представить как ко-эволюцию (Mulder, 2010), в этом случае ОТ является инструментом с помощью которого общество отбирает и поощряет развитие новых технологий. Pérez, 2001, рассматривает технологии как инструмент социально-экономического развития общества, развивая идеи Н. Д. Кондратьева о том, что волнам экономического роста предшествуют глубокие изменения в технике. Задачи ОТ заключаются в уменьшении коллективных, общественных издержек, связанных с разработкой и внедрением новых технологий (Rodemeyer et al, 2005).

История развития Оценки Технологий Философию взаимоотношений инноваций и общества в 1950х годах можно описать так -

«наука предлагает, общество внедряет» (Mulder, 2010); «даже если технологии имеют определенный негативный эффект, этот эффект будет минимизирован со временем при накоплении практического опыта по использованию технологии, так что общество в целом в итоге выиграет» (Schot and Rip, 1997); «оппозиция развитию технологии - это оппозиция инновациям и прогрессу» (Rammert, 2002). Начало развития ОТ было связано с необходимостью принятия решений о политической и экономической поддержке научных исследований и внедрения новых технологий, выбора наиболее перспективных технологий с различных точек зрения (в основном военной и коммерческой (Grin and Graaf, 1996). Таким образом, прогнозирование технологий, связанное с эффективностью инвестиций, процветало, однако, системного анализа влияния новых технологий на общество еще не было. Политической реакцией на накопленные научные разработки в области ОТ явилась работа комиссии по ОТ при конгрессе США (Office of Technology Assessment) (1972 - 1995), закрытие которой до сих пор критикуется, напр.: Sclove, 2010. В настоящее время государственные структуры - прототипы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.