Научная статья на тему 'Построение практической подготовки магистрантов к применению инновационных технологий в процессе педагогической деятельности в начальной школе'

Построение практической подготовки магистрантов к применению инновационных технологий в процессе педагогической деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАГИСТРАТУРА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MASTER’S DEGREE / STUDENT / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER / TECHNOLOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

В статье рассматривается проблема обновления содержания профессиональной подготовки магистрантов в связи с принятием ФГОС 3++. На основе анализа подходов современных ученых к инновационной деятельности в системе образования выделяются компетенции, которыми должен обладать педагог начальной школы. Основное внимание уделяется построению практической подготовки обучающихся на примере технологической практики в рамках реализации магистерской программы «Инновационная начальная школа». Автор определяет цели и задачи технологической практики, показывает ее возможности в формировании опыта инновационной деятельности у обучающихся магистерской программы. На примере организации профессиональной подготовки магистрантов рассматривается система формирования компонентов компетенций как в рамках теоретической подготовки, так и в процессе организации практики. Овладение инновационными методами и технологиями в рамках практики может стать одним из результативных путей становления необходимых компетенций современного педагога начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building Practical Training for Undergraduates to Apply Innovative Technologies in the Process of Pedagogical Activity in Elementary School

The study considers the problem of updating the content of professional training of undergraduates in connection with the adoption of Academic Standards 3 ++. Based on the analysis of the approaches of modern scientists to innovative activity in the education system, the competencies that an elementary school teacher should possess are highlighted. The main attention is paid to the construction of practical training of students on the example of technological practice in the framework of the implementation of the master’s program “Innovative Primary School”. The author defines the goals and objectives of technological practice, shows its capabilities in shaping the experience of innovative activity among students of the master’s program. Using the example of the organization of professional training of undergraduates, we consider the system of forming components of competencies both within the framework of theoretical training and in the process of organizing practice. Mastering innovative methods and technologies within the framework of practice can become one of the effective ways of developing the necessary competencies of a modern elementary school teacher.

Текст научной работы на тему «Построение практической подготовки магистрантов к применению инновационных технологий в процессе педагогической деятельности в начальной школе»

УДК 378.147:001

Абрамовских Наталья Викторовна

Abramovskyh Natalya Viktorovna

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета

ПОСТРОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

D.Phil. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University

BUILDING PRACTICAL TRAINING FOR UNDERGRADUATES TO APPLY INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматривается проблема обновления содержания профессиональной подготовки магистрантов в связи с принятием ФГОС 3++. На основе анализа подходов современных ученых к инновационной деятельности в системе образования выделяются компетенции, которыми должен обладать педагог начальной школы. Основное внимание уделяется построению практической подготовки обучающихся на примере технологической практики в рамках реализации магистерской программы «Инновационная начальная школа». Автор определяет цели и задачи технологической практики, показывает ее возможности в формировании опыта инновационной деятельности у обучающихся магистерской программы. На примере организации профессиональной подготовки магистрантов рассматривается система формирования компонентов компетенций как в рамках теоретической подготовки, так и в процессе организации практики. Овладение инновационными методами и технологиями в рамках практики может стать одним из результативных путей становления необходимых компетенций современного педагога начальной школы.

Ключевые слова:

профессиональное образование, профессиональные компетенции, системно-деятельностный подход, инновационные технологии, магистратура, обучающийся, педагог начальной школы, технологическая практика.

Summary:

The study considers the problem of updating the content of professional training of undergraduates in connection with the adoption of Academic Standards 3 ++. Based on the analysis of the approaches of modern scientists to innovative activity in the education system, the competencies that an elementary school teacher should possess are highlighted. The main attention is paid to the construction of practical training of students on the example of technological practice in the framework of the implementation of the master's program "Innovative Primary School". The author defines the goals and objectives of technological practice, shows its capabilities in shaping the experience of innovative activity among students of the master's program. Using the example of the organization of professional training of undergraduates, we consider the system of forming components of competencies both within the framework of theoretical training and in the process of organizing practice. Mastering innovative methods and technologies within the framework of practice can become one of the effective ways of developing the necessary competencies of a modern elementary school teacher.

Keywords:

professional education, professional competencies, system-activity approach, innovative technologies, master's degree, student, elementary school teacher, technological practice.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одной из приоритетных задач определяется необходимость качественных изменений в различных сферах производства и подготовки инновационных кадров для их осуществления [1]. Трансформации современной системы образования связаны прежде всего с необходимостью инновационного развития образовательных организаций за счет качественных изменений в формах и методах реализации педагогического процесса. Инновационные подходы к организации образовательной деятельности проявляются, в том числе, в способности педагогов обобщать и трансформировать знания и опыт деятельности в создание новых методов и приемов решения профессиональных задач. В связи с этим меняются подходы к построению профессионального образования педагогов, поскольку овладение способами выстраивания собственной инновационной деятельности становится одним из основополагающих факторов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога.

В современной науке аспектам готовности к инновационной деятельности уделяется самое пристальное внимание ученых. Так, в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Ка-лика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова рассматриваются общие подходы к организации инновационной деятельности в образовании. Проблемам эффективности введения инноваций в школе

посвящены исследования А.Г. Гостева, М.С. Бургина, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.В. Лихоле-това, С.Д. Полякова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. В работах И.В. Резанович, Е.А. Пагнае-вой, В.В. Сидорова выявляются условия развития инновационного потенциала профессионалов.

При этом особое внимание ученых привлекает определение сущности и характерных признаков профессионала, обладающего инновационным потенциалом для решения задач профессиональной деятельности. В исследованиях В.С. Лазарева выделены основные компоненты реализации системно-деятельностного подхода в образовании, в том числе в аспекте инноваций [2]. М.Ю. Сметанина обращает внимание на необходимость овладения профессионалом совокупностью образовательных ресурсов, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности, направленной на достижение поставленных целей и задач [3]. И.И. Харченко считает, что инновационно работающий профессионал должен проявлять высокий уровень креативности, уметь понимать и выявлять проблемы, находить для них нестандартные решения, работать в команде [4]. М.Е. Вайндорф-Сысоева, уделяя особое внимание понятию инновационных кадров, включает в структуру необходимых умений способности к позитивно-критическому восприятию новой информации, к приращению общих и профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач, использованию знаний для практической реализации новшеств [5].

Таким образом, при разработке содержания профессиональной подготовки, в том числе в аспекте организации практик, необходимо учитывать потребность современной системы образования в инновационных кадрах, обладающих соответствующей совокупностью компетенций, обеспечивающих реализацию инновационного потенциала в профессиональной деятельности.

Особое внимание реализации данной задачи необходимо уделять при разработке программ магистратуры, в рамках которой возможности профессионального развития педагогов, уже овладевших базовыми компетенциями на уровне бакалавриата, более существенны и базируются на расширении условий для самостоятельного решения обучающимися актуальных проблем развития образования, в том числе в инновационном аспекте.

В условиях внедрения ФГОС ВО 3++ необходима модернизация содержания основных профессиональных образовательных программ подготовки магистрантов в совокупности составляющих ее компонентов, в том числе в части изменения содержания практик. В содержании ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» выделяются следующие типы практик: учебная (ознакомительная, технологическая (проектно-технологическая), научно-исследовательская работа) и производственная (педагогическая, технологическая (про-ектно-технологическая), научно-исследовательская работа) [6, с. 5]. В связи с этим при разработке конкретного содержания практической подготовки обучающихся стоит задача создать мобильную, гибкую систему непрерывной практической подготовки, которая позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, создать условия для повышения уровня его профессионального образования и дальнейшего его совершенствования в рамках собственной профессиональной деятельности, в том числе с помощью современных инновационных методов и технологий. Задания на конкретных этапах практики даются в рамках темы магистерской диссертации, что и определяет ориентирование на конкретного магистранта, с его научными интересами в рамках магистерской подготовки.

В Сургутском государственном педагогическом университете реализуется основная профессиональная образовательная программа (далее - ОПОП) по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Инновационная начальная школа», которая нацелена на развитие у магистрантов умений по проектированию и реализации образовательного процесса в начальном общем образовании (далее - НОО) на основе применения инновационных подходов, методов и технологий. Образовательная программа построена по модульной технологии и включает в себя в числе прочих модуль «Инновационные процессы в начальном общем образовании». В рамках модуля обучающиеся рассматривают инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе (например, технологии индивидуально-дифференцированного обучения, перспективно-опережающего обучения, художественно-эстетического образования на основе декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, решения проектных задач и др.), инновационные подходы к организации работы с родителями обучающихся (коуч-технологии, технологии фасилитации и др.). Приоритетной является подготовка профессионала в области начального общего образования, способного осваивать, проектировать, реализовывать и распространять инновационные образовательные проекты, организовывать деятельность - свою коллег и обучающихся - в контексте происходящих в системе образования инновационных процессов.

В рамках профессиональной подготовки магистранты готовятся к решению задач профессиональной деятельности таких типов, как педагогическая, проектная, научно-исследовательская. Поэтому при выборе типов практик в соответствии с требованиями ФГОС ВО и при опреде-

лении их содержательного наполнения в первую очередь учитывалась направленность (профиль) магистерской программы. В структуру ОПОП были включены научно-исследовательская работа, технологическая, педагогическая и преддипломная практика. В рамках практик создаются необходимые условия для овладения обучающимися всеми типами профессиональной деятельности с учетом инновационных процессов в системе начального общего образования (предварительное изучение особенностей проектирования современных образовательных ресурсов, методов и технологий в рамках соответствующего модуля образовательной программы; формирование опыта решения последовательно усложняющихся профессионально ориентированных задач; индивидуальная ориентированность заданий практики на научные интересы магистранта; выбор в качестве базы практик образовательных организаций, коллективы которых имеют опыт разработки и применения инновационных методов и технологий, и др.), что соответствует направленности магистерской программы.

Продемонстрируем это на примере технологической практики - практики по получению профессиональных умений в области педагогической, проектной деятельности. Ее основная цель - формирование профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области проектирования и осуществления целостного образовательного процесса в начальной школе с обоснованным применением инновационных подходов и технологий. Содержательно практика направлена на формирование компонентов следующих компетенций:

- способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1);

- способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2);

- способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2);

- способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3);

- способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении (ОПК-5);

- способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями (оПК-6);

- способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1);

- способен осуществлять проектирование образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ПК-1).

Технологическая практика базируется на освоении магистрантами содержания модулей учебного плана «Теоретические основы обучения в начальном общем образовании» и «Инновационные процессы в начальном общем образовании», создающих теоретическую и методологическую основу для ее прохождения. При их изучении студентами осваивается знаниевый и ориентировочный компоненты формируемых компетенций, подробно представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Компоненты компетенций, формируемых в теоретической части модулей

Знаниевый Ориентировочный

1 2

(УК-1) Знать актуальные направления организации учебной и воспитательной деятельности в системе НОО Уметь обосновывать критерии выбора направления организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся начальной школы

(УК-2) Знать методологию и технологии проектирования Владеть критериями отбора содержания при проектировании компонентов образовательного процесса

(ОПК-2) Знать требования к организации образовательного процесса в НОО Уметь обосновывать критерии оценки результатов организации образовательного процесса в НОО

(ОПК-3) Знать специфику профессионального взаимодействия в ноО Владеть критериями выбора обоснованных форм профессионального взаимодействия

(ОПК-5) Знать требования к оценке образовательной среды в НОО Владеть критериями анализа образовательной среды на соответствие требованиям

(ОПК-6) Знать психолого-педагогические, организационные, этические нормы осуществления образовательного процесса в начальной школе, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Владеть критериями оценки профессиональной деятельности, в том числе при организации образовательного процесса с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Продолжение таблицы 1

1 2

(ПКО-1) Знать современные методики и технологии организации образовательной деятельности в НОО Уметь обосновывать критерии выбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности

(ПК-1) Знать требования и подходы к проектированию образовательных ресурсов для нОо с применением инновационных технологий Уметь обосновывать критерии выбора образовательных ресурсов для НОО на основе применения инновационных технологий при выполнении профессиональных задач

В рамках технологической практики особое внимание уделяется формированию операционального компонента компетенций, включая опыт проектирования компонентов образовательного процесса на основе использования инновационных подходов в начальной школе. Более подробно содержание практики представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Структура организации технологической практики

Вид заданий | Компонент компетенции

Подготовительный этап

Знакомство магистрантов с целями и задачами практики, программой, отчетной документацией, утверждение индивидуальных графиков прохождения практики (УК-1) Уметь осуществлять выбор направления организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся начальной школы (ПКО-1) Уметь обосновывать выбор формы и методов организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся начальной школы

Анализ уроков, занятий по внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий учителей начальной школы с целью выделения передового опыта, а также проблем, затруднений в профессиональной деятельности (ОПК-5) Опыт анализа образовательной среды начальной школы на соответствие требованиям (ОПК-6) Опыт анализа педагогического процесса и отдельных его элементов, в том числе при организации образовательного процесса с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Самостоятельное проектирование планов-конспектов предстоящих образовательных мероприятий с применением инновационных методов и технологий, направленных на решение выявленных проблем (УК-2) Опыт проектирования содержания компонентов образовательного процесса с использованием современных технологий обучения (ПК-1) Владеть умениями осуществления деятельности по проектированию образовательных ресурсов для НОО на основе применения инновационных технологий при выполнении профессиональных задач

Подготовка учебно-методических материалов к предстоящим образовательным мероприятиям (презентации, видеоматериалы, раздаточный материал) (ПКО-1) Опыт обоснованного выбора новых подходов и методических решений в области проектирования образовательных ресурсов для НОО на основе применения инновационных технологий

Основной этап

Проведение образовательных мероприятий: уроков, занятий по внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий с обучающимися, культурно-просветительских мероприятий с педагогами, родителями с применением инновационных методов и технологий (ПК-1) Опыт самостоятельного применения современных образовательных ресурсов для НОО на основе применения инновационных технологий при выполнении профессиональных задач

Заключительный этап

Составление отчета о прохождении практики (ОПК-2) Опыт формулирования выводов по результатам организации учебного процесса в НОО

Подготовка доклада на заключительную конференцию по практике (ОПК-6) Владеть умениями адекватной оценки успешности своей деятельности, своих профессиональных возможностей, в том числе при организации образовательного процесса с обучающимися с особыми образовательными потребностями

В ходе практики магистранты на основе анализа опыта работы педагогов начальной школы выявляют современные формы и методы организации учебной и воспитательной работы, а также круг проблем в педагогической деятельности в соответствии с тематикой своей ВКР, применяют методику проектирования содержания компонентов образовательного процесса (уроков, внеурочной деятельности, образовательных мероприятий с родителями и пр.) с включением конкретных инновационных методов и технологий.

Таким образом, содержание технологической практики позволяет магистрантам выстроить собственную деятельность по освоению нового средства организации образовательного процесса в начальной школе, что является основой овладения инновацией в системе образования. В целом содержание практической подготовки в рамках образовательной программы «Инновационная начальная школа» направлено на освоение обучающимися новых средств, методов, технологий организации образовательного процесса в системе начального общего образования и формирование личного инновационного опыта.

Ссылки:

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р : ред. от 28 сент. 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Лазарев В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей образования // Известия Российской академии образования. 2000. № 2. 2011. С. 15-24.

3. Сметанина М.Ю. Особенности использования инновационных технологий обучения в системе повышения квалификации работников образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 166-172.

4. Харченко И.И. Академическая, исследовательская и социальная вовлеченность студенчества с позиции целей инновационного развития экономики и укрепления гражданского общества (на примере вузов и колледжей Новосибирской области) // Проблемы и перспективы инновационного развития экономики : материалы XXIII Международной научно-практической конференции / ред. совет.: Я.И. Барков [и др.] Симферополь, 2018. С. 75-83.

5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 50 с.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февр. 2018 г. № 126 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 08.11.2019).

References:

Kharchenko, II 2018, 'Academic, Research and Social Involvement of Students from the Perspective of the Goals of Innovative Development of the Economy and Strengthening Civil Society (on Example of Universities and Colleges in the Novosibirsk Region)', in YaI Barkov (et al., ed.), Problems and Prospects of Innovative Development of the Economy: Proceedings of the XXIII International Scientific and Practical Conference, Simferopol, pp. 75-83, (in Russian).

Lazarev, VS 2011, 'About the Activity Approach to the Design of Educational Goals', Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija. 2000, no. 2, pp. 15-24, (in Russian).

Smetanina, My 2010, 'Features of the Use of Innovative Teaching Technologies in the System of Advanced Training for Educational Workers', Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, no. 10, pp. 166-172, (in Russian).

Weindorf-Sysoeva, ME 2009, Organization of a Virtual Educational Environment in the Preparation of Teaching Staff for Innovation, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 50 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.