Научная статья на тему 'Построение национальной инновационной системы в Казахстане'

Построение национальной инновационной системы в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение национальной инновационной системы в Казахстане»

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Построение национальной инновационной системы

в Казахстане

Е. Т. Тулекбаев,

Советник Председателя Правления АО «Национальный инновационный фонд»

1. Введение

К концу XX века стало очевидно, что уровень развития научно-технической сферы — науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий — определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста. Выбор приоритетов в научно-технической сфере приобрел значение, выходящее за рамки перспектив ее собственного развития.

В тоже время, процессы глобализации и растущая взаимозависимость экономик делает задачу управления инновационными процессами все более сложной и зависимой от способности отдельного государства правильно обозначить собственные стратегические подходы к развитию инновационного потенциала.

Развитие Национальной инновационной системы Республики Казахстан нацелено на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от ее сырьевой направленности, при этом инновации определены как основной фактор, определяющий конкурентоспособность национальной экономики. Полноценное использование инноваций для дальнейшего динамичного развития экономики и общества возможно при проведении государством целенаправленной инновационной политики.

Для формирования Национальной инновационной системы (НИС) определены 4 основные подсистемы (рис. 1), где государство через прямое или косвенное участие может эффективно реализовать инновационную политику:

1. Научно-технический потенциал — фундамент инновационного развития. Научный потенциал включает в себя государственные научные организации, научные организации при национальных компаниях, частные научно-исследовательские институты, научные кадры, исследовательскую материально-техническую базу.

2. Инновационная активность бизнеса — основная движущая сила устойчивого экономического роста. Инновационная предпринимательская среда, которая включает различные категории физических и юридических лиц, готовых участвовать в управлении и финансировании высокорисковых потенци-

... Тертеу тугел болса тебедеп келед^ Алтау алау болса ауыздагы кетеді Казахская пословица Сила — в единстве помыслов и дел!

(пер. автора)

ально высокорентабельных проектов, а также инвестировать в проведение перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, коммерциализация которых может привести к созданию новой конкурентоспособной продукции. В частности, к сфере инновационного предпринимательства могут быть отнесены частные инвесторы и менеджеры инновационных проектов, бизнес-ангелы, инновационные предприятия, финансирующие перспективные прикладные научные разработки, а также венчурные фонды. Последние должны выступать не только в качестве пассивных источников финансирования инновационных проектов, но и самостоятельно заниматься активным поиском и продвижением перспективных разработок в научно-исследовательской сфере.

3. Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, готовых предоставить базу и комплекс сопутствующих услуг для организации инновационных производств. Инновационная инфраструктура представляет собой комплекс предприятий, включающий материальнотехническую базу, обученный профессиональный персонал и отлаженные механизмы сотрудничества с научными и финансовыми институтами, необходимые для предоставления инновационным предпринимателям полного пакета услуг по организации инновационных производств, начиная с консультирования, начальных маркетинговых исследований и написания бизнес-планов и заканчивая предоставлением льготной аренды помещений, производственных мощностей, коммунальных услуг и пр.

4. Финансовая инфраструктура — комплексное финансирование научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития. Данная инфраструктура готова на основе государственно-частного партнерства участвовать в финансировании высокорисковых инновационных проектов. Кроме того, финансовая инфраструктура обеспечивает комплексное финансирование перспективных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также через прямые и косвенные механизмы стимулирует развитие предпринимательства в инновационной сфере и инфраструктуры.

Рис. 1. Элементы национальной инновационной системы Республики Казахстан

Критическое условие функционирования НИС — полноценное наличие всех развитых элементов и системы взаимоотношений между ними в целом.

В статье приводится анализ текущего состояния этих элементов, меры государственного регулирования и поддержки построения национальной инновационной системы в Республике Казахстан.

2. Национальная инновационная система Казахстана

В течение 2005-2007 годов при активном участии государства проделана значительная работа по развитию каждого из элементов национальной инновационной системы, причем основными приоритетами являлись развитие научного потенциала, формирование финансовой и инновационной инфраструктуры. Текущее состояние НИС характеризуется следующим.

2.1 Научный потенциал

Казахстан обладает значительным научным потенциалом. Физика, прикладная физика и математика, органическая химия, науки о земле, физическая химия — отрасли, отличающиеся наличием высокой публикационной активности (рис. 2) и высоким уровнем цитирования (рис. 3).

Необходимо обратить особое внимание на науку

Рис. 2. Публикационная активность [1]

о растениях, космические науки, молекулярную биологию и генетику, которые отличаются очень высоким качеством научных трудов.

Однако, одной из главных проблем науки в Казахстане является незавершенность научных исследований, их отрыв от производства (рис. 4). Большинство научных исследований носит фундаментальный характер, а проводимые прикладные разработки не имеют продолжения в виде коммерциализации и внедре-

Рис. 3. Уровень цитирования научных разработок [1]

ния в производство. И существенной причиной этого является низкое инженерно-техническое обеспечение. По имеющимся данным, соотношение между учеными, конструкторами и работниками опытных производств в Казахстане в настоящее время составляет 25:4:1, для сравнения: в зарубежных странах — 1:2:4. Большинство научно-исследовательских организаций не имеют в своем составе необходимой инженерной инфраструктуры (конструкторские и технологические службы, опытные производства), призванной заниматься реализацией научных идей, разработок и технологий.

Для развития отечественного научного потенциала Министерством образования и науки разработана Государственная программа развития науки в Республике Казахстан на 2007-2012 годы. Программа предусматривает совершенствование системы государственного управления научно-технологическим развитием, повышение качества научных исследований и стимулирование участия частного и предпринимательского сектора в развитии науки.

Начиная с 2007 года, создаются механизмы предоставления бюджетных грантов на финансирование опытно-конструкторских работ (ОКР). Вновь образованный Фонд науки, уже в рамках Национального научно-технологического холдинга «Самгау», приступил к финансированию грантовых программ. Фондом науки на вторую половину 2007 года запланировано финансирование 5 проектов на общую сумму более 17 млн долларов. Основные задачи фонда — являются финансирование проектов по опытноконструкторским разработкам, проведение маркетинговых исследований и оказание услуг в области проектного финансового и правового анализа науч-

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Виды работы Годы

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Фундаментальные 32,2 36,9 45,1 55,6 34,9 26,7 63,1 8,1 4,1 63,3 9,1 8,4

Прикладные 66,2 58,7 54,1 43,3 61,7 67,4 35,8 86,9 92,4 35,0 88,1 90,3

Разработки 1,6 4,4 0,8 1,1 3,4 5,9 1,1 5,0 3,5 1,7 2,8 1,3

Рис. 4. Распределение НИОКР [1] по виду работ и годам регистрации, %

ных проектов, содействие в привлечении средств частных инвесторов. Приоритетными направлениями финансирования фонда являются: телекоммуникации и информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, технологии возобновляемой энергетики, горно-металлургический сектор.

2.2 Предпринимательство в инновационной сфере

По состоянию на 2007 г. отмечается определенная активность в сфере инновационного предпринимательства. В частности, за последние 3 года частными соинвесторами совместно с АО «Национальный инновационный фонд» (АО «НИФ») было профинансировано 57 проектов общей суммой 633,1 миллиона долларов США [2]. Однако, в целом, активизация инновационно-предпринимательской среды идет медленно. Поиск частного инвестора, готового участвовать в финансировании перспективных разработок, часто становится серьезной проблемой.

Важным элементом инновационного-предприни-мательской среды являются венчурные фонды. По состоянию на 1 января 2007 года, в Казахстане создано

5 отечественных венчурных фондов с общим объемом капитализации 116 млн долларов [2]. Доля частных соинвесторов этих фондов составляет 64 млн долларов. Вместе с тем, можно отметить относительно ма-

лое количество проектов, финансируемых созданными фондами.

2.3 Инновационная инфраструктура

В 2003 году Указом Президента Республики Казахстан создана специальная экономическая зона «Парк информационных технологий» (далее — СЭЗ «ПИТ»). В сентябре 2006 года состоялось торжественное открытие объектов первой очереди СЭЗ «ПИТ» (рис. 5), включающих 5 000 кв.м. площадей административного назначения, более 9 000 кв.м. площадей производственного назначения, столовую на 500 мест, сети всех необходимых инженерных коммуникаций. Общая площадь земельного участка, отведенного под первую очередь объектов СЭЗ «ПИТ», составляет 14 га.

В 2004-2005 годах созданы три региональных технопарка — в г. Караганде, Уральске и Алматы.

В октябре 2006 года с участием Президента Республики Казахстан состоялось открытие первой очереди технопарка «Алгоритм» в г. Уральске. В настоящее время технопарк располагает площадями административного назначения в размере 4 100 кв.м., оснащенными современным телекоммуникационным оборудованием. При технопарке функционируют лаборатории систем автоматизированного проектирования и неразрушающих методов контроля. В 2007 году будут

А Г ОРИТ11

УК=539,4 млн. тенге Доля ЦИТТ=400 млн. тенге

УК=967 млн. тенге Доля ЦИТТ=400 млн. тенге

ТОО «Алматинский региональный технопарк» УК=588,2 млн. тенге. Доля ЦИТТ=300 млн. тенге

АО «Технопарк «КазНТУ»

УК=116,5 млн. тенге Доля ЦИТТ=65,8 млн.тенге

Рис.5. Развитие инновационной инфраструктуры Казахстана

запущены универсальный токарный металлообрабатывающий центр и лаборатория прототипирования. Функционал технопарка позволяет разработать полный пакет конструкторской документации, смоделировать работу и подготовить управляющую программу для станков с числовым программным управлением для широкого спектра машино-строительной продукции, производить измерение физических свойств и уровня износа изделий различного назначения.

Также, в октябре 2006 года в г. Караганде состоялось открытие основного административного корпуса технопарка «UniScienTech». Новый корпус общей площадью 2 600 кв.м. оборудован необходимой офисной техникой, при технопарке действует современная лаборатория материаловедения и металлографии. В 2007 году на базе технопарка будет запущена лаборатория систем автоматизированного проектирования.

В 2007 году планируется запустить первую очередь физической инфраструктуры Алматинского регионального технопарка, в составе которой будут действовать помещения административного и производственного назначения общей площадью около 3 000 кв.м.

Заканчивается создание Парка ядерных технологий, г. Курчатов. Остальные национальные технопарки находятся в стадии разработки.

Запущена Программа «START-UP KAZAKHSTAN» с целью поддержки университетской науки, молодых ученых творческой молодежи. Из более чем 100 ВУЗов страны на конкурсной основе отобраны

6 ВУЗов для организации 6 технологических бизнес инкубаторов при поддержке АО «Национальный инновационный фонд».

Управление региональными технопарками и бизнес-инкубаторами осуществляется АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (АО «ЦИТТ»). Целью АО «ЦИТТ» является формирование и систематизация конкурентного рынка технологий в Казахстане. Механизмами достижения цели являются: формирование системы национальных и региональных технопарков, формирование инжиниринговых компаний, обеспечение доступа к информационным базам, трансфер технологий и его инжиниринговое сопровождение на всех этапах инновационного процесса.

В 2007-2008 гг. планируется запуск еще четырех технопарков и шести университетских технологических бизнес-инкубаторов.

Ведется работа по созданию единого информационного банка данных в области инновационной деятельности и актуализации нормативно-правовой базы.

2.4 Финансовая инфраструктура

В рамках концепции государственно-частного партнерства (ГЧП), финансовая инфраструктура НИС представляет синтез государственных и частных источников финансирования. Созданное в 2006 году государством Акционерное общество «Фонд

устойчивого развития «Казына» объединяет 7 институтов развития (рис. 6). Сейчас институты развития поддерживают практически все инициативы частного сектора во всех секторах обрабатывающей промышленности и сферы услуг. За последние годы в стране введено в действие 37 крупных объектов стоимостью около сотни миллиардов тенге, создающих новые рабочие места и расширяющих налогооблагаемую базу для формирования бюджета. Только в прошлом году институты развития обеспечили поддержку ряду новых производств с высокой добавленной стоимостью. Так, на начало 2007 года инвестпортфель трех институтов развития (БРК, ИФК, НИФ) составил почти 150 одобренных к финансированию проектов на сумму свыше четырех миллиардов долларов. Из этой суммы на долю научно-исследовательских работ приходится 1,4 миллиарда долларов. В итоге на каждый доллар вложенного институтами развития капитала приходится почти два доллара инвестиций из других источников финансирования.

Основным государственным финансовым инструментом в области формирования и развития НИС является АО «Национальный инновационный фонд». Деятельность АО «Национальный инновационный фонд» направлена на создание новых венчурных фондов, инновационных производств, элементов инновационной инфраструктуры и финансирование перспективных отечественных опытно-конструкторских разработок (ОКР), осуществление трансфера технологий.

Рис. 6. Финансовые институты развития АО «ФУР «Казына»

Созданные совместно с частными инвесторами 5 казахстанских венчурных фондов (рис. 7) с общим объемом капитализации более 100 млн долларов являются элементами инновационной финансовой инфраструктуры.

3. Идикаторы развития НИС

3.1. В целях мониторинга общей эффективности работы НИС и ее влияния на индустриально-инновационное развитие страны может использоваться следующая система индикаторов.

Гос. страховая корпорация

• Страхование казахстанского экспорта и инвестиций

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Казахстанские венчурные фонды: Партнер УК Доля НИФ

1. ВФ Арекет АО «ТуранАлем Секьюритис» $ 30 М $ 10 М

2. ВФ Адвант ТОО «Lancaster Group Kazakhstan» $ 20 М $ 9,8 М

3. ВФ Сентрас ФО «Centras Capital Group» $ 20 М $ 9,8 М

4. ВФ AIM Private Equity АО «Алматы Бизнес Групп» $ 20 М $ 9,8 М

5. ВФ Glotur Technology Fund АО «Глотур» $ 20 М $ 9,8 М

Общая капитализация: $ 110 М $ 49,2 М

Зарубежные венчурные фонды с участием НИФ:

1. CASEF SEAF, IFC, SECO, USAID (Ср. Азия) $ 12.8 М $ 2 М

2. Wellington partners III Wellington Partners (Германия) $ 180 М $ 10 М

3. Flagship ventures fund 2004 Flagship ventures (США) $ 150 М $ 10 М

4. Mayban-JAIC ASEAN Fund Mayban, JAIC (Малайзия, Япония) $ 50 М $ 5 М

5. Vertex III Fund Vertex venture capital (Израиль) $ 150 М $ 5 М

Общая капитализация: $ 542,8 М $ 32 М

Рис. 7. Венчурные фонды Казахстана

Индикаторы развития НИС [3]

Индикатор 2006 2010 2013 2015

Доля бюджетных затрат на исследования и разработки к общим затратам на исследования и разработки 51,17 % 70 % 60 % 50 %

Доля иностранных инвестиций на исследования и разработки к общим затратам на исследования и разработки 1,5 % 3 % 6 % 12 %

Количество поданных заявок в АО «НИФ» на финансирование инновационных проектов, в год 118 235 400 900

Доля заявок в АО «НИФ» на финансирование проектов ОКР, поданных от ВУЗов, НИИ, или научных сотрудников 63 % 50 % 40 % 30 %

Количество выполняемых венчурными фондами инновационных проектов, в год 11 23 40 90

3.2. Дополнительно, в целях анализа эффективности работы НИС, развития и взаимодействия элементов НИС, диагностирования возможных проблем, прогнозирования трендов дальнейшего инновационного развития, может использоваться следующая система показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2.1. Показатели для оценки развития научного потенциала:

— удельный вес расходов на НИР и ОКР в процентах от ВВП;

— количество выданных патентов РК и инновационных патентов РК, полученных в результате выполнения ОКР, отнесенное к числу профинансированных ОКР;

— количество инновационных проектов по коммерциализации результатов казахстанских ОКР;

— количество лицензий, выданных на казахстанские патенты;

— количество зарубежных патентов на казахстанские изобретения;

— объем прямых иностранных инвестиций в научно-исследовательскую деятельность Казахстана.

3.2.2. Показатели для оценки развития инновационной инфраструктуры:

— количество компаний, выросших на базе технопарков и бизнес-инкубаторов;

— количество успешных компаний, выросших на базе технопарков и бизнес-инкубаторов;

— количество экспортно-ориентированных производств, созданных на базе национальных и региональных технопарков;

— объем экспорта продукции производств, созданных на базе национальных и региональных технопарков;

— объем прямых иностранных инвестиций в производства, созданные на базе национальных и региональных технопарков.

3.2.3. Показатели для оценки развития предпринимательства в инновационной сфере:

— количество поданных заявок на финансирование инновационных проектов;

— количество выполняемых инновационных проектов;

— объем частных инвестиций в проекты ОКР и инновационные проекты с указанием формы инвестиций (денежные средства, другие материальные

ликвидные или неликвидные активы, интеллектуальная собственность).

3.2.4. Показатели для оценки эффективности деятельности финансовой инфраструктуры:

— количество профинансированных национальными институтами развития и венчурными фондами проектов ОКР и инновационных проектов;

— суммарные объемы финансирования национальными институтами развития и венчурными фондами проектов ОКР и инновационных проектов.

3.2.5. Показатели для оценки эффективности осуществления трансфера технологий:

— количество приобретенных зарубежных компаний;

— количество высокотехнологических производств, организованных в Казахстане в результате приобретения зарубежных компаний;

— количество образованных совместных предприятий с зарубежными партнерами, приведших к организации высокотехнологического экспортноориентированного производства в Казахстане;

— количество приобретенных для казахстанских компаний лицензий на зарубежные изобретения, использованных для организации высокотехнологических экспортно-ориентированных производств в Казахстане;

— объемы иностранных инвестиций в казахстанские высокотехнологические производства.

3.2.6. Показатели для оценки эффективности взаимодействия различных элементов НИС:

■ Научный потенциал — инновационная инфраструктура

— количество заявок на обслуживание, поданных научными сотрудниками и студентами в технопарки и бизнес-инкубаторы, по отношению к общему числу заявок.

■ Научный потенциал — финансовая инфраструктура

— доля заявок на финансирование проектов ОКР, поданных от ВУЗов, НИИ, или научных сотрудников.

■ Научный потенциал — предпринимательство в инновационной сфере

— объем частных инвестиций в проекты ОКР по отношению к общим расходам на ОКР;

— количество лицензий, выданных на казахстанские патенты.

■ Инновационная инфраструктура — финансовая инфраструктура

— количество проектов, выполняемых на базе технопарков и финансируемых государственными институтами развития и венчурными фондами.

■ Финансовая инфраструктура — предпринимательство в инновационной сфере

— доля заявок на финансирование проектов ОКР, поданных от коммерческих организаций.

Систематический анализ текущих значений и динамики указанных показателей позволит эффективно отслеживать развитие НИС, выявлять и устранять «узкие места» путем осуществления корректирующих воздействий. На основании этих целевых индикаторов будут определяться конкретные приоритеты государственной инновационной политики, предусматривающие направления концентрации государственной поддержки и выделяемых в прямой или косвенной форме государственных ресурсов для ускорения процессов становления НИС в целях обеспечения быстрого развития экспортно-ориентированного производственного потенциала страны.

4. Ожидаемые результаты

Организация эффективной работы национальной инновационной системы позволит активизировать инновационные процессы во всех сферах экономики. В частности, к 2015 году будет достигнуто:

• увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной деятельности в ВВП с 0,8% в 2005 году до 1,7% к 2015 году;

• увеличение прямых иностранных инвестиций в инновационную и научно-исследовательскую деятельность Казахстана в 15-20 раз к 2015 году по сравнению с 2003 годом;

• оптимизация системы бюджетного финансирования прикладных НИОКР;

• НИС будет одним из основных факторов, вносящих вклад в индустриальное развитие страны, повышение производительности труда и снижения энергоемкости ВВП.

Первый этап развития НИС (2005-2007 годы) был, в целом, выполнен за небольшими исключениями. В частности, были определены приоритеты научно-технологического развития. Начала работать система предоставления финансирования инновационных проектов на разных стадиях, была создана система венчурного финансирования с участием как отечественного, так и зарубежного капитала. Создана и получила развитие инновационная бизнес-среда, началась реализация системных инновационных проектов, формирующих ядро кластеров, требующих концентрации государственных ресурсов под эгидой АО «ФУР «Казына» с активным участием Национального инновационного фонда и других национальных институтов развития. Созданы и начали функционировать основные элементы инновационной инфраструктуры: национальный технологический парк информационных технологий «Alatau IT city», 3 из 7 региональных технопарков, 6 из 12 технологических бизнес-инкубаторов при крупных технологических университетах и технопарках, создается и совершенствуется нормативно-правовая база для развития научно-технической и инновационной деятельности.

По объективным причинам не был выполнен ряд задач первого этапа, а именно:

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

• создание рынка ценных бумаг венчурных фондов и молодых технологических компаний (рынок IPO);

• создание национальных технологических парков и зон: парка ядерных технологий, парка биотехнологий, индустриального нефтехимического технопарка, парка новых материалов, парка агропромышленных технологий;

• 4 из 7 региональных технопарков;

• 6 из 12 технологических бизнес-инкубаторов при крупных технологических университетах и технопарках и 8 учебных центров при технопарках;

• создание единой информационной базы инновационной деятельности в Республике Казахстан. На втором этапе (2008-2010 годы) будет продолжено совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС, кроме того будет ликвидировано отставание по выполнению задач первого этапа. Основными результатами второго этапа станут устранение «узких мест», выявленных в ходе реализации первого этапа, окончательное становление элементов НИС, налаживание их эффективного взаимодействия, создание эффективной системы трансфера зарубежных технологий в Республику Казахстан, а также формирование материально-технической базы, необходимой для создания конкурентоспособных отечественных научных разработок. Показателем эффективности этой стратегии будет привлечение зарубежного венчурного капитала в страну. Получит активное развитие механизм венчурного финансирования через создание венчурных фондов с зарубежными инвесторами. Начнет развиваться кластерная кооперация вокруг проектов, сформированных на первом этапе. Субъекты НИС будут активно участвовать в проектах по формированию технологических альянсов с ведущими мировыми компаниями. На данном этапе развитие инновационной системы должно идти параллельно с индустриальным развитием и модернизацией экономики страны. Трансфер технологий и внедрение отечественных разработок будут иметь своей конкретной

целью получение коммерческого эффекта от внедрения в экономике, повышение производительности труда и применение энергосберегающих технологий.

К началу третьего этапа (2011-2013 годы) окончательно сформированные элементы НИС должны эффективно взаимодействовать и стабильно развиваться. На данном этапе планируется постепенно сокращать объем государственных расходов на развитие НИС и стимулировать рост частных инвестиций. Результатом должно стать самодостаточное развитие, государство будет применять преимущественно косвенные инструменты стимулирования. К завершению третьего этапа должны быть видны основные достижения создания и развития НИС, а именно: существенное увеличение доли наукоемкого производства, рост экспорта высокотехнологичной продукции и технологий.

На четвертом этапе (2014-2015годы) планируется постепенный выход государства из венчурных фондов и инновационных проектов. Государство сконцентрирует свои инвестиции на фундаментальных научных исследованиях, имеющих своим косвенным эффектом пользу для всей экономики. Что касается прикладных исследований, то они будут в большей степени финансироваться частными инвесторами.

Широкое распространение получит участие частного капитала в дальнейшем функционировании и развитии НИС.

Как нет в мире ничего совершенного и постоянного, так и мы не считаем концепцию развития Национальной инновационной системы идеальной и будем благодарны за отзывы и предложения.

Литература:

1. Отчет НЦНТИ и Национальной Академии США «О состоянии и перспективах развития науки и технологии в Республике Казахстан, Алматы-2006».

2. Годовые отчеты 2005 и 2006 гг. АО «Национальный инновационный фонд».

3. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, Астана, 2006.

IENA • 2007

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА

«Идеи, изобретения и инновации» IENA-2007

В период с 1 по 4 ноября 2007 г. в Нюрнберге, Германия будет проведена 59-я Международная выставка «Идеи, изобретения и инновации» - «ENA-2007».

Контактная информация:

• Макарычев Борис Александрович тел. (495) 629-03-35,

• Громов Сергей Александрович тел. (495) 629-73-29,

факс (495) 629-09-61, е-таіі: rd-expo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.