© 2004 г. Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Основой для разработки целей и содержания образования (как в вузе, так и в процессе послевузовского образования) является модель специалиста (МС), представление о которой дают ГОСТы, но далеко не полное. Необходимо системное проектирование такой модели. «При системном проектировании модель специалиста адекватно отражает все основные тенденции, прямо или опосредованно влияющие на систему подготовки специалиста» [1, с. 20]. При этом необходимо учесть как особенности современной социокультурной ситуации, профессиональной отрасли и конкретной деятельности специалиста, так и особенности и возможности конкретного вуза.
При проектировании МС необходимо учесть модальный, базовый и идеальный типы личности специалиста. Модальный - как наиболее распространенный в данном социуме (профессиональной отрасли), базовый - тип, параметры которого наиболее соответствуют потребностям общества и конкретной отрасли, обеспечивают их стабильное функционирование. Идеальный тип ориентируется на развитие социума и отрасли в будущем и способен вывести их на более высокие уровни организации. Определяющим при этом будет идеальный тип личности. «Г лавная трудность проектирования заключается в том, что проектировщик должен на основании современных данных прогнозировать будущие (опережающие) квалификационные требования», - замечает А.А. Кирсанов [1, с. 21].
Системный подход к проектированию предполагает соотнесение идеальных типов человека культуры, профессионала отрасли и исполнителя. Покажем процесс построения МС на примере Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, профилирующей отраслью подготовки которого является туризм.
Первым шагом при проектировании МС должны быть анализ современной социокультурной ситуации и построение идеального типа человека культуры. Анализ научной литературы позволяет выделить следующие мегатенденции развития мировой цивилизации и соответствующие им характеристики последнего.
Глобализация. Эта тенденция включает развитие международных связей, рост числа межнациональных проблем, создание мирового образовательного пространства, всемирные интеллектуальные, научно-технические и культурные трансформации. Предполагаются следующие требования к человеку культуры: глобальное мышление, поликультурная компетенция, соответствие профессиональной подготовки мировым стандартам.
Подобные процессы находятся во взаимосвязи и в определенном противоречии с необходимостью сохранения отдельных культур. Поэтому идеальный
человек культуры должен в то же время быть носителем социокультурного кода своего этноса.
Динамичность. Тенденцию раскрывают быстрая смена производственных технологий, ускорение многих мировых процессов. С учетом этого определяются характеристики человека культуры: ориентация и адекватный выбор действий в меняющейся ситуации, гибкость, конкурентоспособность, осознание времени как ценности и овладение культурой его использования, умение принимать решения в нестандартных ситуациях.
Тесно связана с динамичностью тенденция нестабильности, незащищенности человека в современном мире. В соответствии с ней идеальный человек культуры осознает безопасность как жизненную ценность, стремится к эффективному использованию ресурсов, к комфортности (улучшению условий работы), к упорядочению и рационализации своих действий.
Фундаментализация. Тенденция указывает на расширение сферы деятельности и функций любого специалиста. Приоритетом образования становятся не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, инвариантные знания, способствующие целостному восприятию картины мира. Выдвигаются следующие характеристики идеального человека культуры: целостность картины мира, наличие инвариантных, интегрированных знаний, широкопрофильная подготовка.
Во взаимосвязи и определенном противоречии находятся тенденции фундаментализации и специализации (потребности общества в высококлассных именно в своей узкой профессиональной области специалистах). В соответствии с этой характеристикой культурного человека должна быть высокая компетентность в своей профессиональной области.
Гуманитаризация. Тенденция выражается в возрастании значимости гуманитарных проблем, направленности науки и техники на их решение, в гуманитаризации предпринимательства, образования, научных достижений, отношений между государствами и людьми и др. Выдвигаются следующие характеристики: принятие человека и его жизни как высшей ценности, гуманитарное мышление, высокая порядочность, честность, соблюдение норм морали в любой деятельности. «Профессионализма и предприимчивости недостаточно для человека в обществе. Необходимо соблюдение норм морали. Высокая порядочность и честность - необходимые качества человека в правовом государстве», - пишет А.А. Кирсанов [2, с. 19].
Перенасыщенность информационной среды. Тенденция отражает постепенный переход к постиндустриальному информационному обществу и выражается в наличии огромного количества разнородной информации. Отрасли, связанные с ее управлением, приобретают ведущее значение. Объем научной информации, необходимой современному человеку для компе-
тентной деятельности, возрос настолько, что его невозможно удерживать в памяти. Данная тенденция выдвигает следующие требования к современному человеку культуры: умение ориентироваться в потоке информации и управлять им, владение информационными технологиями.
Следующий шаг проектирования МС - выявление базового типа человека культуры (т.е. востребованного обществом). При построении такого типа необходимо исходить из характеристик состояния социума. Используем новое понятие «культурно-образовательное пространство» (КОП), обладающее значительным эвристическим потенциалом. Данный феномен можно определить как «некий самоактуализи-рующийся в данный культурно-исторический и конкретный социально-политический период континуум материальных условий, ментальных установок, типичных социокультурных и образовательных стратегий общества и результатов их реализации в области воспроизводства культуры в новых поколениях» [3]. Деятельность вуза всегда разворачивается в некотором уже существующем КОП, и вместе с тем сам вуз создает, развивает и транслирует свое собственное КОП. Общественное производство также репрезентируется КОП, но уже своим собственным. Вуз выступает одним из факторов (средств) его функционирования и развития. Для построения МС определяющим является КОП доминирующей отрасли подготовки (для СГУТиКД - КОП туризма), которое погружено в КОП мегауровня - КОП социума. Культурно-образовательное пространство (независимо от объектной принадлежности - вуз, производство, социум как таковой) отличают следующие сущностные признаки: целенаправленность, преобразовательный характер, внутренняя противоречивость, кумулятивность, детерминированность, разноуровневость, динамичность, пространственно-временная принадлежность. Любое КОП может быть представлено набором характеристик.
Опираясь на исследования [4], выделим следующие характеристики современного КОП мегауровня:
Высокая размерность КОП. В современной ситуации возможности культурной самоидентификации становятся более многоуровневыми и объемными. Базовый тип личности - это человек с широким культурным полем, использующий данные возможности в культуре. По этому поводу О. Долженко пишет: «По ходу жизни, по мере прохождения все новых точек, соотносимых с конкретными проблемными ситуациями, размерность социокультурного пространства субъекта нарастает в той мере, в какой новое измерение (параметр) допускает топологическое выведение из старой картины мира». Автор понимает размерность социокультурного пространства личности как его социальность, которая «отражает меру прямой или косвенной включенности человека в связи и отношения с другими» [5, с. 26].
Многомерность. Нет единого, однозначного подхода к действительности, признается одновременное существование нескольких реальностей, соприкасаются различные культуры и религии, существовавшие
ранее автономно. Таким образом, базовый тип человека культуры - это человек, умеющий видеть мир в его многомерности и неоднозначности.
Мозаичность. В современном мире характерно соединение и сосуществование различных форм знания (например, научных и вненаучных), религиозных концепций, взаимопроникновение разных сфер жизни, «превалирование не жесткой схемы, задающей четкие правила действия, а мягкого, эклектичного, текучего поля культуры, постоянно меняющегося во времени и пространстве» [4, с. 21]. По мнению Е.В. Листвиной, мозаичность современного мира - условие гибкого культурного существования, объемного видения и структурирования культуры. Фрагментарность позволяет лепить собственное культурное пространство, сообразуясь со своими принципами. Таким образом, мозаичность как характеристика современного КОП выдвигает следующие требования к базовому типу личности: гибкость, объемное видение культуры, умение структурировать собственное культурно-образовательное пространство на основании разрозненных фрагментов культуры, подчиняя их общей идее, единому смысловому полю.
Размытость культурных стереотипов. Для современной ситуации характерно отсутствие жестких границ знания, культурных стереотипов, например, абсолютизация отдельного культурного явления (диалог культур) и выведение из него принципов и способов культурного бытия. Хотя такое видение отличается известной глубиной, но оно не может дать обобщенной схемы, единой картины мира. Но имеется возможность конструирования культурной реальности с собственной точки зрения, формирования личности, поступка, социума в соответствии с меняющейся и гибкой картиной сегодняшней жизни, что и становится чертой базового типа человека культуры.
Следующий шаг проектирования МС - анализ тенденций развития профессиональной отрасли и определение идеального типа профессионала. Покажем, как осуществляется такой анализ на примере нескольких тенденций.
Одна из них - глобализация туристской деятельности. Увеличивается число международных цепей гостиниц и ресторанов, распространяющих свои стандарты качества в глобальных масштабах, происходит объединение малых предприятий в профессиональные союзы, отмечается рост мирового туризма. В связи с данной тенденцией возникает проблема: отсутствие концепции туризма, который не рассматривается как многогранно полезный сектор (повышение образовательного уровня населения, обеспечение рабочих мест, стабилизация экономики, привлечение внимания к региону, международное сотрудничество). Она же обусловливает следующие характеристики идеального типа профессионала: осведомленность о ролях и функциональных действиях специалистов туристской отрасли в целостном контексте развития национальной и мировой туриндустрии и миссий туристических компаний; наличие профессионально значимых ценностей (высокое качество обслуживания,
приоритет интересов клиента), осознание социальной значимости туризма, соблюдение международных требований к обслуживанию, наличие мотивов профессионального роста.
Другая тенденция - рост экономического потенциала туристической отрасли. Сегодня по сумме своих внешних доходов международный туризм делит 2 - 3 места с внешней торговлей автомобилями и запасными частями к ним, уступая 1-е место только мировому экспорту нефти и нефтепродуктов. Исследователи подчеркивают, что мировой ежегодный совокупный доход от туристской деятельности составляет около 3 трлн дол. США. «Благодаря уникальному в масштабе РФ сочетанию рекреационных ресурсов (климатологических, бальнеологических, культурно-этнографических и др.), развитой сети локальных территориально-рекреационных комплексов, концентрирующих более 1/3 общероссийского коечного фонда санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха, сложившимся стереотипам рекреационного поведения и ряду иных факторов, сфера санаторнокурортного отдыха, лечения и туризма во многом определяет современное макроэкономическое лицо региона... В г. Сочи на долю рекреационных предприятий приходится до 1/3 от общего объема ВРП, а вместе со смежными отраслями - до 2/3» [6, с. 24]. Указанная тенденция потенцирует появление следующей проблемы: недостаточное использование экономического потенциала туристской отрасли в силу дезориентированности хозяйственных субъектов, недостаточного уровня подготовки специалистов, организации маркетинга туристских услуг. Таким образом, тенденция роста экономического потенциала туристической отрасли выдвигает следующие характеристики идеального типа профессионала: владение маркетинговыми технологиями, гибкость, творческие способности.
Так же могут быть выведены другие характеристики идеального типа профессионала из тенденций развития отрасли. Например, увеличение стихийности потока рекреантов порождает потребность в таких качествах профессионала, как гибкая реакция на изменения, владение вероятностной прогностикой. Тенденция расширения деятельности в России международных туристических фирм, а также увеличения количества зарубежных туристов делает необходимыми знание иностранных языков, умение делового общения с иностранными партнерами, знание культуры других стран и т.д.
Анализ других тенденций позволил выделить в идеальном типе профессионала следующие характеристики: знание иностранных языков и культуры, маркетинговых технологий, новых туристических рынков и их специфики, основ экологии и навыков рационального природопользования, основ психологии и вероятностной прогностики, современных информационных технологий и их использования в сфере туризма, навыков делового общения, основ новых и наиболее популярных видов последнего (экологического, познавательного, экстремального, спортивного и т.д.), особенностей работы отраслей, поддерживающих ту-
ризм, наличие мотивов профессионального роста и самореализации, творческий подход к деятельности, умение изобретать ноу-хау в туристическом продукте, внутреннюю свободу, энергичность, отсутствие неадекватных отечественных стереотипов обслуживания потребителей турпродукта, гибкость, умение работать в команде, принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, в условиях свободного личного выбора, проектировочные умения и др.
Базовый тип личности профессионала можно спроектировать путем анализа характеристик КОП профессиональной отрасли, и это будет следующим шагом проектирования модели. Анализ КОП туризма показывает, что его основными характеристиками являются:
- высокая конкурентность. В последнее время количество туристических предприятий увеличивается, особенно средних и малых. При этом возрастают запросы потребителей к качеству предоставляемых услуг. Многие малые фирмы, не имеющие возможностей удовлетворить эти запросы, не выдерживают конкуренции. Высокая конкурентность как характеристика КОП туризма предполагает, что ценностью профессионала должно быть творчество, основной установкой - ориентация на потребителя; среди личностных качеств должны присутствовать предприимчивость, изобретательность, гибкость, также специалист должен знать новейшие технологии в сфере обслуживания туристов, уметь изобретать ноу-хау в турпродукте;
- широкие возможности самореализации и профессионального роста. Необходимость постоянно удовлетворять различные запросы потребителей, совмещать различные функции, постоянно действовать в условиях непредвиденных ситуаций дает широкие возможности для самореализации и профессионального роста в сфере туризма. Это выявляет необходимость у специалиста ценностей саморазвития, удовлетворения от работы, признания, карьеры и мастерства, а также таких качеств, как творческое отношение к работе, неординарность, постоянное стремление к улучшению качества обслуживания;
- сезонность. Работники туристической сферы имеют различную занятость в течение года. Есть высокий сезон, на который приходится пик занятости, и межсезонье, которое не обеспечивает занятостью. Им определяются следующие характеристики базового типа личности профессионала: умение концентрировать силы и работать с полной отдачей в период высокого сезона, владение другой специальностью, обеспечивающей занятость в период межсезонья. Также необходимо осознание ценности своей профессии и наличие мотивов профессионального роста. Специалист туристской сферы не должен считать себя временным работником, так как это не обеспечивает стремления к профессиональному росту и карьере;
- рыночная ориентация. В последнее время подавляющее большинство туристических предприятий основаны на частном капитале и полностью зависят от количества и финансовых возможностей потребителей. Многие предприятия вынуждены поднимать стоимость услуг. Если последняя не отвечает их качеству, то предприятие теряет спрос на свои услуг. Поэтому базовый тип
профессионала должен обладать ценностями гуманистического предпринимательства, а также такими качествами, как предприимчивость, конкурентоспособность, гибкость.
Если говорить о специфике характеристик КОП туристической отрасли в Сочинском регионе (сложная экологическая обстановка, положение портового города, большое количество рекреантов и др.) и соответствующих им требований к профессионалу, то основными ценностями профессионала должны быть
Следующий проектировочный шаг - сопряжение идеального и базового типа человека культуры и профессионала. Для этого необходимо соотнести характеристики мирового социокультурного пространства, профессиональной отрасли и профессиональной деятельности. Например, в мегаКОП имеет место тенденция глобализации, которая выражается в расширении культурных, экономических связей между государствами, возникновении общих проблем, глобальных ценностей и даже находит свое продолжение в глобализации сферы туризма, выражается в ее расширении, в создании международных туристических ассоциаций и т.д. В профессиональной деятельности это приводит к формированию глобальных специализаций, объединяющих несколько узких (например, специализация «менеджер по туризму» требует знания экономики, управления, маркетинга и специфики многих туристских специальностей), расширение функций специалистов. Таким образом, объединенное рассмотрение указанных характеристик позволяет выдвинуть вполне определенные требования к специалисту, которые находят отражение в модели: глобальное мышление, глобальная компетентность (знание международной среды, эмпатия в международной среде, непредвзятость к международной среде, языковая компетентность и исполнительность в междуна-
здоровый образ жизни, безопасность, толерантность, культура свободного времени.
Следующий проектировочный шаг - анализ профессиональной деятельности, ее функционального состава, выявление проблем, возникающих в ней и уточнение идеального и базового типов личности профессионала. Приведем некоторые основные характеристики деятельности в туристской сфере и вытекающие из них требования к профессионалу (таблица).
родной среде), а также знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной системы стран-партнеров, соблюдение единых прав, технологий, гуманистических норм.
Рассмотрим другую тенденцию - динамичность. В мегаКОП она выражается в быстром изменении мировых процессов в профессиональной отрасли - появление новых специализаций, быстрое устаревание профессиональных знаний (каждые 5 - 10 лет), смена технологий в туризме, быстрое развитие туристической отрасли и рост спроса на специалистов и т.д., в профессиональной деятельности - стихийность потоков рекреантов, необходимость быстро реагировать на изменение запросов потребителей, быстрая смена выполняемых функций и т.д. Сопряженное рассмотрение указанных характеристик позволяет выдвинуть следующие требования к специалисту в сфере туризма: конкурентоспособность, быстрая ориентация в меняющейся среде, гибкость, мобильность.
Еще одна тенденция - рост потребности в безопасности. В мегаКОП она выражается в актуальности экологических проблем, а также защищенности человека в современном мире, в профессиональном КОП -это возрастающие потребности туристов видеть гарантии качественного обслуживания и собственной безопасности, в профессиональной деятельности - это необходимость рационального использования ресур-
Характеристики профессиональной деятельности в сфере туризма и требования к профессионалу
Характеристики Требования
Многопрофильность (совмещение различных видов деятельности в условиях меняющихся ситуаций) Гибкость, творческий подход, знание различных секторов туризма
Сложность и необычность Быстрота реакции, находчивость, конструктивные, проектировочные способности
Сотрудничество с командой, коллективная ответственность за работу Преданность коллективу, уважение к своей фирме, гордость за свое дело, ответственность, умение работать в команде
Максимальное удовлетворение потребностей потребителей Эмпатия, знание психологии потребителей, их запросов, честность, порядочность и уважение к клиенту, коммуникабельность
Персональная ответственность Четкость, быстрота, продуманность действий, недопущение ошибок в работе
Необходимость принимать быстрые, точные, правильные, ответственные решения Надежность, минимум ошибок и задержек, мобильность
Постоянное общение с клиентами Культура внешнего вида (опрятность, подтянутость, легкость в движениях, наличие имиджа), восприятие своей работы как искусства
сов. Эта тенденция выражается в общих требованиях к специалисту: знание экологии, рационального природопользования, самоидентификация в координатах природных и культурных ценностей и др.
Итак, определив в общих чертах идеальный и базовый типы личности специалиста, соотнесем их с модальным типом (преобладающим в настоящее время), и это будет следующий проектировочный шаг.
Каков же модальный тип личности специалиста туристской сферы? Сошлемся на характеристику И.В. Зорина: это работник, который, при наличии определенных знаний, не обладает развитым комплексом трудовых навыков и умений; его отличают требовательность к туристам, которая превращает его в воспитателя [7]. Добавим также, что это специалист, хорошо знающий свой участок работы и не ориентирующийся во всей системе туристского предприятия, считающий, что полученного образования вполне достаточно для квалифицированного выполнения своих обязанностей, и не имеющий устойчивых мотивов профессионального роста, он прежде всего стремится хорошо выполнить свою работу и не чувствует ответственности за других, не имеет навыков работы в команде.
Соотнесение идеального, базового и модального типов личности специалиста говорит о том, что в ходе вузовской подготовки основное внимание должно быть уделено аксиологическому аспекту профподготовки, т.е. формированию системы ценностей и установок. Приоритет в профессиональной подготовке должен отдаваться не столько обучению, сколько воспитанию у студентов таких ценностей, как творчество, ориентация на потребителя, здоровый образ жизни, высокое качество обслуживания, стремление к эффективному использованию ресурсов, к упорядочению и рационализации своих действий. Важное место в учебном процессе также должно занимать формирование профессионально значимых личностных качеств: ответственности, честности, порядочности, надежности, коммуникабельности, преданности своей профессии и фирме. Это говорит о том, что значительное место в учебном процессе должно занимать формирование у студентов корпоративной культуры, в том числе - корпоративной мифологии, немаловажную роль в создании которой должны сыграть туристские предприятия. Следующее по важности место в учебном процессе будет занимать формирование профессиональных умений (на первом месте среди них должны быть организаторские, проектировочные,
а также коммуникативные умения), причем оно должно сочетаться с ознакомлением студентов с новейшими зарубежными технологиями обслуживания. И, наконец, следующий аспект - формирование знаний (не только специальных, но и иностранного языка, экологии, маркетинга, менеджмента). Причем студентов необходимо готовить к тому, что через 5 - 10 лет знания в туризме устаревают и необходимо их обновление. То есть важно не количество знаний, а наличие мотивов и умений самообразования.
Такова в общих чертах процедура проектирования модели специалиста. Далее она уточняется для каждой специализации и реализуется в процессе вузовской подготовки во всех аспектах: в воспитательной работе, в обучении, при организации производственной практики, а также в самостоятельной деятельности студентов по саморазвитию. Например, это может быть самопроектирование студентами развития профессионально значимых личностных качеств и др.
Литература
1. Кирсанов А.А. Системное проектирование модели современного специалиста // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 3-й междунар. науч.-метод. конф. Сочи, 2000.
2. Кирсанов А.А. Проектирование содержания профессиональной подготовки специалиста XXI века: проблемы и опыт их решения // Там же. 1999.
3. Тюнников Ю. С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2000. № 1. С. 100-104.
4. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация и проблемы продуктивного образования // Школьные технологии. 2000. № 5. С. 19-22.
5. Долженко О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma Mater. Вестн. высшей школы. 1996. № 2. С. 15-24.
6. Дружинин А.Г. Развитие туристско-рекреационного комплекса юга России: проблемы и приоритеты // Научная мысль Кавказа. 2001. № 3. С. 24-31.
7. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования: Автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук. М., 2001.
8 апреля 2003 г.
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела