Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ КАРТЫ РЫНКА МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ В РЕГИОНЕ'

ПОСТРОЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ КАРТЫ РЫНКА МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ / РЕГИОН / ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ КАРТА РЫНКА / ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА / MINERAL WATER MARKET / REGION / KEY MARKET INDICATORS / COMPETITIVE POSITION / COMPETITIVE MARKET MAP / MARKET DEVELOPMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Куренова Дария Геннадиевна, Кривошеева Екатерина Васильевна, Бондаренко Анастасия Геннадьевна

Обозначена проблема обострения конкурентной борьбы на рынке минеральной воды в регионе. Обращено внимание на выявление фактов, которые влияют на рыночные позиции субъектов предпринимательства и определяют тенденции развития рынка. Проведен анализ рынка минеральной воды Краснодарского края по основным параметрам. Выявлены рыночные доли предприятий-конкурентов на рынке минеральной воды в регионе. Построена конкурентная карта минеральной воды для рассмотренного региона. Предложено расширить маркетинговый инструментарий управления развитием рынка минеральной воды, адаптируя его к интересам потребителей, производителей и иных рыночных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Куренова Дария Геннадиевна, Кривошеева Екатерина Васильевна, Бондаренко Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A COMPETITIVE MAP OF THE MINERAL WATER MARKET IN THE REGION

The problem of increasing competition in the mineral water market in the region is identified. Attention is drawn to the identification of facts that affect the market positions of business entities and determine market development trends. The analysis of the mineral water market of the Krasnodar Krai by the main indicators is carried out. The market shares of competing enterprises in the mineral water market in the region are identified. A competitive map of mineral water for the considered region was constructed. It is proposed to expand the marketing tools for managing the development of the mineral water market, adapting it to the interests of consumers, manufacturers and other market entities.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ КАРТЫ РЫНКА МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ В РЕГИОНЕ»

 эппИ ЭКОНОМИКА, 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО | Том 10 • Номер 7 • Июль 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law Первое экономическое 1 издательство

^m

построение конкурентной карты рынка минеральной воды в регионе

Щепакин М.Б. 1, Куренова Д.Г. 1, Кривошеева Е.В. 1, Бондаренко А.Г. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Обозначена проблема обострения конкурентной борьбы на рынке минеральной воды в регионе. Обращено внимание на выявление фактов, которые влияют на рыночные позиции субъектов предпринимательства и определяют тенденции развития рынка. Проведен анализ рынка минеральной воды Краснодарского края по основным параметрам. Выявлены рыночные доли предприятий-конкурентов на рынке минеральной воды в регионе. Построена конкурентная карта минеральной воды для рассмотренного региона. Предложено расширить маркетинговый инструментарий управления развитием рынка минеральной воды, адаптируя его к интересам потребителей, производителей и иных рыночных субъектов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок минеральной воды, регион, основные параметры рынка, конкурентная позиция, конкурентная карта рынка, инструменты развития рынка

Developing a competitive map of the mineral water market in the region

Shchepakin M.B. 1, Kurenova D.G. 1, Krivosheeva E.V. 1, Bondarenko A.G. 1

1 Kuban State University of Technology, Russia

введение

Чтобы иметь определенные конкурентные преимущества на изменяющемся рынке, предприятиям той или иной отраслевой сферы необходимо оценить их рыночное положение в отрасли, а также определить свое место на конкурентной карте того или иного рынка. Конкурентная карта рынка - распределение рыночных долей конкурентов, позволяющее определить и контролировать место конкурента на рынке и собственной фирмы в сравнении с конкурентами. Построение конкурентной карты рынка является заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов и формирует представление об имеющихся у предприятий преимуществах в тех или иных составляющих их деятельности. Конкурентные позиции производственных предприятий определяются с использованием разных методических подходов [1-5] (Shchepakin, Krivosheeva, 2015; Shchepakin, Khandamova, Erok, Fedin, 2016; Shchepakin, Khandamova, Ivakh, Fedin,

2017; Shchepakin, Avdeeva, Ivakh, Latynina, 2016; Khandamova, Krivosheeva, Kurenova et al., 2019) и могут приводить к разным выводам в отношении их маркетингового поведения [6, 7] (Shchepakin, 2016; Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016). Следует принимать во внимание при постановке задачи на исследование того или иного рынка в условиях его функционирования и развития те факторы, которые определяют характер возможных тенденций в изменении его ключевых параметров. Эти изменения могут быть связаны с ресурсным обеспечением развития субъектов бизнеса [8] (Shchepakin, Mikhaylova, 2014), с мотивационными установками субъектов на изменения их конкурентного положения [9] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020) в условиях нарастающей нестабильности, а также спонтанно возникших нестандартных обстоятельств их функционирования (например, вызванных пандемией коронавируса).

Целью исследования является построение конкурентной карты рынка минеральной воды (на примере отдельного региона), а также учет многообразия факторов, ориентирующих бизнес на поиск недостающих ресурсов и выявление имеющихся у него конкурентных преимуществ, для установления рационального набора маркетинговых инструментов для воздействия на целевые аудитории потребителей и потенциальных партнеров.

Методы исследования: индукция и дедукция, анализ и синтез, метод обобщения и сравнения, логико-интуитивный метод, экономический и статистический анализ, системный подход, метод экспертных оценок.

ABSTRACT:_

The problem of increasing competition in the mineral water market in the region is identified. Attention is drawn to the identification of facts that affect the market positions of business entities and determine market development trends. The analysis of the mineral water market of the Krasnodar Krai by the main indicators is carried out. The market shares of competing enterprises in the mineral water market in the region are identified. A competitive map of mineral water for the considered region was constructed. It is proposed to expand the marketing tools for managing the development of the mineral water market, adapting it to the interests of consumers, manufacturers and other market entities.

KEYWORDS: mineral water market, region, key market indicators, competitive position, competitive market map, market development tools

JEL Classification: D47, D49, L26 Received: 07.06.2020 / Published: 31.07.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shchepakin M.B. (shchepakin0mail.ru)

CITATION:_

Shchepakin M.B., Kurenova D.G., Krivosheeva E.V., Bondarenko A.G. (2020) Postroenie konkurentnoy karty rynka mineralnoy vody v regione [Developing a competitive map of the mineral water market in the region]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (7). - 2005-2018. doi: doi: 10.18334/epp.10.7.1 10304

Анализ рынка минеральной воды в Краснодарском крае

В Краснодарском крае, учитывая его природные, климатические и рыночно-конъ-юнктурные условия, одним из наиболее развитых рынков является рынок минеральной воды. Нами принят этот рынок для исследований в контексте установления соотношения конкурентных позиций его основных игроков и оценки состояния тенденции его развития в изменяющихся условиях нестабильности.

Современный рынок минеральной воды характеризуется положительной динамикой производства и достаточно большим количеством игроков - как отечественных, так и зарубежных. Так, за последние пять лет объем продаж минеральных и питьевых вод в России увеличился на 16,2%. Незначительное снижение показателя отмечалось в 2015 г. в кризисное время (на 3,2%), однако уже в 2018 г. объем продаж увеличился на 8,7%, чему способствовал, в частности, повышенный спрос на питьевую воду в целом, связанный с погодными условиями. В структуре рынка производства бутилированной воды в России доля воды минеральной составляет 38,5%, питьевой (в том числе газированной) - 61,5% [10].

Анализируя ситуацию на рынке в целом, можно отметить, что ведущими брендами минеральной воды являются Bon Aqua, Aqua Minerale, «Боржоми», «Ессентуки», «Святой источник». При этом Карачаево-Черкесская Республика является лидером по объему выпуска продукции (9,5%) (Подмосковье - 9%, Липецкая область и Ставропольский край - 7,9 и 7,2% соответственно) [11]. Следует отметить, что потребитель подвержен «локальному патриотизму»: 60% россиян предпочитают покупать воду местных производителей [12].

Таким образом, в условиях обостренной конкуренции, когда на рынке преобладают успешные зарубежные производители, отечественным предприятиям необходимо максимально уделять внимание занимаемой им конкурентной позиции на рынке, что позволит грамотно сформулировать конкурентную стратегию своего поведения на рынке.

ОБ АВТОРАх:_

Щепакин Михаил Борисович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и бизнес-коммуникаций (shchepakin0mai1.ru)

Куренова Дария Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (ipatovadaria0yandex.ru)

Кривошеева Екатерина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (kese1z0mai1.ru)

Бондаренко Анастасия Геннадьевна, аспирант кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций (be1ka92@ mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Щепакин М.Б., Куренова Д.Г, Кривошеева Е.В., Бондаренко А.Г Построение конкурентной карты рынка минеральной воды в регионе // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 7. -С. 2005-2018. doi: 10.18334/epp.10.7.1 10304

Таблица 1

объем ресурсов предприятий-конкурентов, имеющих место на рынке минеральной воды, тыс. руб.

наименование фирмы объем ресурсов 2017 г. объем ресурсов 2018 г. темп роста,%

ООО «Арома-Юг» 25736 27757 107,85

АО «ЗМВ «Горячеключевской» 352100 377411 107,19

ООО «ЭКО-Лаб» 23612 47859 202,69

ООО Лимонадная фабрика «Майкопская» 79766 95474 119,69

ООО «Фирма «Аква-Дон» 321981 235592 73,17

ООО «Ручеёк» 390675 481204 123,17

ООО «Айсберг» 34522 34341 99,48

ООО «Пилигрим-Аква» 45154 29098 64,44

ПО УЗМВ «Волжанка» 1108250 1189270 107,31

ЗАО «ВК «Старый Источник» 1192180 1253490 105,14

АО «Нарзан» 1026620 1012630 98,64

АО «Калинов родник» 140019 100930 72,08

ЗАО «Висма-Архыз» 70289 73898 105,13

ООО «Шишкин лес холдинг» 142414 114311 80,27

Итого 4953318 5073265

Источник: составлено авторами по данным: Полные сведения об организациях List-Org [Электронный ресурс] URL: https://www.list-org.com (дата обращения: 20.05.2020).

Существует достаточное количество методов оценки конкурентной позиции предприятия, представленных как в отечественных практиках (в трудах А.Ю. Юданова [16] (Yudanov, 2001), А.А. Азоева [13] (Azoev, Chelenkov, 2000)), так и зарубежных (И. Ансоффа [14] (Ansoff, 2010), А. Томпсона [15] (Tompson, Striklend, 2000)). При этом зарубежный опыт не всегда адаптивен к российским условиям.

Более двух веков самыми популярными в России считаются Кавказские Минеральные Воды (КМВ - Кисловодск, Минеральные Воды, Ессентуки, Горячий Ключ и т.д.). На территории Кавказа находится большое количество скважин, из которых добывают минеральную и питьевую воду десятки предприятий. Именно поэтому, чтобы иметь определенные конкурентные преимущества, предприятиям необходимо изучить свое положение на рынке. Нами была собрана информация о предприятиях, функционирующих в КМВ и реализующих свою продукцию в торговых точках г. Краснодара, а также выявлены их конкурентные позиции. Выявление конкурентных позиций проводилось путем построения конкурентной карты рынка [17, 18] (Kurenova, Bondarenko, 2016; Kurenova, Krivosheeva, Mikhaylova, Bondarenko, 2017) с последующим выделением лидеров рынка, предприятий с сильной конкурентной позицией, предприятий со слабой конкурентной позицией и аутсайдеров рынка.

Для построения конкурентной карты рынка систематизирована и проанализирована информация за прошедшие два года по отдельным субъектам рынка (табл. 1).

Для определения динамики рынка (Тт) использовались данные общего объема рынка за рассматриваемый период:

Тт = ((5073265 - 4953318)/ 4953318)) х 12/12 +1 = 1,024, или 102,4%.

Динамика рынка минеральной воды составляет 102,4%. Следовательно, рынок минеральной воды находится в состоянии позиционного роста. Так как 0,7<Тт<1,4, то показатель интенсивности конкуренции (Ш) будет равен:

и = 1,4*1,023/0,7 = 2,05.

Для расчета рентабельности рынка (Ят) используются отчет о финансовых результатах, показатели выручки, валовой прибыли и себестоимости (табл. 2).

Таблица 2

Данные для расчета рентабельности рынка

Предприятие 2017 г. 2018 г.

Выручка, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.

ООО «Арома-Юг» 25736 2 25734 27757 1835 25922

АО «ЗМВ «Горячеклю- 352100 88930 263170 377411 98984 278427

чевскои»

ООО «ЭКО-Лаб» 23612 -3723 27335 47859 4323 43536

ООО Лимонадная фабрика «Майкопская» 79766 30915 48851 95474 29645 65829

ООО «Фирма «Аква-Дон» 321981 82951 239030 235592 39991 195601

ООО «Ручеёк» 390675 82219 308456 481204 121107 360097

ООО «Айсберг» 34522 14766 19756 34341 14684 19657

ООО «Пилигрим-Аква» 45154 12810 32344 29098 9154 19944

ПО УЗМВ «Волжанка» 1108250 398803 709450 1189270 451986 737285

ЗАО «ВК «Старый Источник» 1192180 510252 681932 1253490 500491 753000

АО «Нарзан» 1026620 522873 503742 1012630 508965 503663

АО «Калинов родник» 140019 100674 39345 100930 90184 10746

ЗАО «Висма-Архыз» 70289 5441 64848 73898 19382 54516

ООО «Шишкин лес 142414 74655 33063 114311 109351 39656

холдинг»

ИТОГО 4953318 1921568 2997056 47859 2000082 3107879

Источник: составлено авторами по данным: Полные сведения об организациях List-Org [Электронный ресурс] URL: https://www.list-org.com (дата обращения: 20.05.2020).

На основе таблицы 2 рассчитан показатель «рентабельности рынка» за 2017 г. и 2018 г.

Яш 2017 = 1921568/2997056=64,1%;

Яш 2018 = 2000082/3107879=64,4%.

На основе полученных значений показателя определен коэффициент интенсивности по рентабельности (Иг). Если имеется неравенство 0<Яш<1, то Иг = 1-Яш.:

2017 г.: 0<0,641<1, Иг = 1-0,641 = 0,359;

2018 г.: 0<0,644<1, Иг = 1-0,644 = 0,356.

Значения коэффициентов рентабельности показывают превышение предложения над спросом. Следовательно, выявлено сильное влияние конкуренции на динамику рынка в традиционных условиях экономического роста.

В таблице 3 представлены рыночные доли предприятий-конкурентов.

Таблица 3

рыночные доли предприятий-конкурентов

предприятие 2017 г. 2018 г. Темп прироста доли рынка,/

выручка, тыс. руб. доля рынка,% выручка, тыс. руб. доля рынкам/о

ООО «Арома-Юг» 25736 0,52 27757 0,55 5,3

АО «ЗМВ «Горячеключевской» 352100 7,11 377411 7,44 4,7

ООО «ЭКО-Лаб» 23612 0,48 47859 0,94 97,9

ООО Лимонадная фабрика «Майкопская» 79766 1,61 95474 1,88 16,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Фирма «Аква-Дон» 321981 6,50 235592 4,64 -28,6

ООО «Ручеёк» 390675 7,89 481204 9,49 20,3

ООО «Айсберг» 34522 0,70 34341 0,68 -2,9

ООО «Пилигрим-Аква» 45154 0,91 29098 0,57 -37,1

ПО УЗМВ «Волжанка» 1108250 22,37 1189270 23,44 4,8

ЗАО «ВК «Старый Источник» 1192180 24,07 1253490 24,71 2,7

АО «Нарзан» 1026620 20,73 1012630 19,96 -3,7

АО «Калинов родник» 140019 2,83 100930 1,99 -29,6

ЗАО «Висма-Архыз» 70289 1,42 73898 1,46 2,6

ООО «Шишкин лес холдинг» 142414 2,88 114311 2,25 -21,6

ИТОГО 4929958 100,00 5028515 100,00 -

Источник: составлено авторами.

Исходя из данных таблицы 3, средняя рыночная доля (Бш), приходящаяся на одно предприятие, составила 0,07. На основе полученного значения средней рыночной доли интенсивность конкуренции (Иф в 2018 г. составила 11,85, что свидетельствует

о ведущейся острой конкурентной борьбе между производителями за потребителя и его внимание.

Основываясь на полученных значениях показателей интенсивности конкуренции по динамике рынка, интенсивности конкуренции по рентабельности и интенсивности конкуренции по долям рынка, рассчитаем общий показатель интенсивности конкуренции Ие:

Ис = ^/2,04 + 0,35 + 0,11 - 1,5%.

Общий показатель интенсивности конкуренции стремится к 0, следовательно конкуренция на рынке минеральной воды обостряется.

Для оценки общей степени монополизации рынка применим четырехдольный показатель концентрации СЯ4, представляющий собой общую сумму четырех наибольших долей предприятий на рынке минеральной воды:

СЯ4 = 23,44% + 24,71% + 19,96% + 9,49% = 77,6%, или 0,776.

Следовательно, четыре лидера рынка имеют 77,6% рынка. Так как четырехдольный показатель концентрации больше 0,75, рынок минеральной воды Краснодарского края можно считать высококонцентрированным.

На основе полученных долей рынка рассчитан индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ) путем суммирования возведенных в квадрат значений долей рынка:

ИХХ = 23,442 + 24,712 + 19,962 + 9,492 ...2,252 = 1741,95.

Полученное значение меньше 2500. Следовательно, слияния и поглощения на рынке минеральной воды не запрещены.

Построение конкурентной карты рынка минеральной воды

Для определения границ групп аутсайдеров, фирм со слабой, сильной конкурентной позицией и лидеров рынка устанавливают: минимальное и максимальное значение доли среди предприятий; среднеарифметическую рыночную долю для всех предприятий, находящихся на анализируемом рынке (Бт); число слабых (N1) и сильных (N2) фирм. На рынке Краснодарского края: Бт = 0,07; N1 = 9, N2 = 5.

Рассчитаем средние доли в группах:

Бт1 = 1/9*(0,55 +0,94+1,88+4,64+0,68+0,57+1,99+1,46+2,25) = 1,66 Бт2 = 1/5*(23,44+24,71 + 19,96+9,49+7,44) = 17,01

Бтах = 24,71 и = 0,55

Расчет дисперсии (61, 62) производен для каждой из групп. Выделены следующие группы предприятий: а) слабые предприятия: ООО «Арома-Юг», ООО «ЭКО-Лаб», ООО Лимонадная фабрика «Майкопская», ООО «Фирма «Аква-Дон», ООО «Айсберг», ООО «Пилигрим-Аква», АО «Калинов родник», ЗАО «Висма-Архыз» и ООО «Шишкин

лес холдинг» (61); б) сильные предприятия: ПО УЗМВ «Волжанка», ЗАО «ВК «Старый Источник», АО «Нарзан» и ООО «Ручеёк» (62). Тогда 61 = 3,72; 62 = 16,05.

В таблице 3 определен темп прироста рыночной доли (Ts). Ts max = 97,9; Ts min = - 37,1. Рассчитаем среднеарифметическое значение рыночной доли предприятий рынка минеральной воды (табл. 4).

Таблица 4

Расчет средней арифметической доли рынка

2017 г. Значение средней арифметической в 2017 г. 2018 г. значение средней арифметической в 2018 г.

0ср ООО «Арома-Юг» 0,07 0ср ООО «Арома-Юг» 3,93

0 АО«ЗМВ «Горячеключевской» 1,00 0 АО «ЗМВ «Горячеключевской» 53,14

0ср ООО «ЭКО-Лаб» 0,07 0ср ООО «ЭКО-Лаб» 6,71

0ср ООО Лимонадная фабрика «Майкопская» 0,23 0ср ООО Лимонадная фабрика «Майкопская» 13,43

0ср ООО «Фирма «Аква-Дон» 0,91 0ср ООО «Фирма «Аква-Дон» 33,14

Пср ООО «Ручеёк» 1,10 0ср ООО «Ручеёк» 67,79

0ср ООО «Айсберг» 0,10 0ср ООО «Айсберг» 4,86

0ср ООО «Пилигрим-Аква» 0,13 0ср ООО «Пилигрим-Аква» 4,07

0 ПО УЗМВ «Волжанка» 3,13 0 ПОУЗМВ «Волжанка» 167,43

0ср ЗАО «ВК «Старый Источник» 3,37 0ср ЗАО «ВК «Старый Источник» 176,50

0ср АО «Нарзан» 2,90 0ср АО «Нарзан» 142,57

0ср АО «Калинов родник» 0,40 0ср АО «Калинов родник» 14,21

0ср ЗАО «Висма-Архыз» 0,20 0ср ЗАО «Висма-Архыз» 10,43

0ср ООО «Шишкин лес холдинг» 0,40 0ср ООО «Шишкин лес холдинг» 16,07

Источник: составлено авторами.

На основе таблицы 4 нами рассчитано среднеквадратическое отклонение, которое совместно с минимальным и максимальным значениями определяет границы представленных групп (Б1, Б2): = 35,334, Б2 = 68,52. По результатам проведенных расчетов нами была построена конкурентная карта рынка минеральной воды (рис. 1).

Построив конкурентную карту рынка, было выявлено, что на рынке минеральной воды отсутствуют аутсайдеры рынка. Отмечается высокое преобладание лидеров рынка (АО «ЗМВ «Горячеключевской», ООО Лимонадная фабрика «Майкопская», ООО «Ручеёк», ПО УЗМВ «Волжанка», ЗАО «ВК «Старый Источник», ООО «Фирма «Аква-

Дон», АО «Нарзан», АО «Калинов Родник», ООО «Шишкин лес холдинг»). Но с переходом в «новую» экономику это продлится недолго. Необходимо развивать маркетинговый инструментарий управления поведением участников рынка минеральной воды, ориентируясь на новую маркетингово-коммуникационную платформу, расширяющую возможности онлайн-технологий для воздействия на целевые аудитории потребителей и участников рыночных взаимодействий (партнеров, посредников, заинтересованных корпоративных субъектов, а также органов муниципальной власти).

Классификация по доле рынка, 8

Лидер (11,19 и более) Сильная КП (7,46-11,18) Слабая КП (3,73-7,45) Аутсайдер (ДО 3,72)

Классификация по темпу прироста доли рынка, Тя 2? О « Я В ■А ©

4» ^ 5 № 3 - — чо ь ^ Е « >1 ¡2,

Ухудшение К11 (0.1-33,76) 0© © О

Быстрое ухудшение КП (До 0) ©0 ©0 ©©

Рисунок 1. Конкурентная карта рынка минеральной воды в Краснодарском крае Условные обозначения: 1 - О ОО «Ар) ома-Юг», 2 - А О «ЗМВ «Горячеключееской», 3 - ООО «ЭКО-

Л аб», 4 - ООО Лимонадная фабрика «Майкопская», 5 - ООО «Фирма «Аяеа-Дон», 6 - ООО «Ручеёк», 7 - ООО «Айсберг», 8 - ЯЯЯ «Пилигрим-Акея», Я - ПО УЗМб «Волжанка», 10- ЗАО «ВК «Старый Инточник», 11- АО «Нарзан», 12 - АО «Калиное родник», 13- ЗАО «Висма-Архыз», 14 -ООО «Шишкин лес холдинг»; КП - конкурентная позиция. Источник: составлено авторами.

Заключение

1. Производители минеральной воды сегодня функционируют в ситуации новой нормальности [19] (Mikhaylova, Kurenova, Krivosheeva, Kuznetsova, 2019). С учетом происходящих в последнее время глобальных преобразований, даже в условиях «постнормальности», которая заставляет предприятия пересматривать свои маркетинговые инструменты, делается ставка на переосмысление концепции своего продукта, придание ему отличительных свойств. Например, предполагается выпускать минеральную воду для людей, придерживающихся здорового образа жизни, а также для людей, которым важны: а) состав воды; б) качество тары (отсутствие компонента в пластике «бисфенол А»); в) переход к производству функциональной воды; г) выпуск воды «для детей», воды «для кипячения»; д) репозиционирование (например, вода не лечебная, а целебная - для регулярного потребления); е) продвижение продукции для разных участников рынка в цифровой среде.

2. Эффективными инструментами управления развитием рынка минеральной воды в регионе могут в условиях развития маркетингово-коммуникационной платформы стать онлайн-мерчандайзинг, подкрепленный социальными сетями (Instagram, Tik Tok), а также создание программ Tone of Voice («голос бренда») и т.д. [20] (Kurenova, Shabaeva, 2017). Это позволит предприятиям создавать реальные условия для улучшения их конкурентных позиций на рынке минеральной воды региона.

ИСТОЧНИКИ:

1. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель выбора конкурентоспособного варианта эффективного функционирования и развития производственного предприятия // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 3.3. - С. 412-423.

2. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ерок А.Д., Федин С.В. Управление конкурентной позицией предприятия на нестабильном рынке // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-1. - С. 969-979.

3. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ивах А.В., Федин С.В. Управление конкурентной позицией предприятия на основе повышения доверия к бизнесу // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2017. - № 2. -С. 7-21. - doi: 10.24143/2073-5537-2017-2-7-21.

4. Щепакин М.Б., Авдеева Р.А., Ивах А.В., Латынина А.В. Завоевание конкурентной позиции предприятием в условиях его маркетинговой мимикрии на нестабильном рынке // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-1. - С. 691-700.

5. Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В., Куренова Д.Г. и др. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью производственных предприятий. / Монография. - ФГБО ВО «КубГТУ», 2019. - 358 с.

6. Щепакин М.Б. Модель управления маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. - 2016. - № 3. - С. 66-79.

7. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса // Экономика. - 2016. - № 12-2. - С. 743-758.

8. Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Управление ресурсами производственных предприятий хлебопекарной отрасли: монография. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2014. - 154 с.

9. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Маркетинговое управление нестабильным предприятием при реализации модернизационных преобразований // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 1. - С. 11-36. - doi: 10.18334/ epp.9.4.41322.

10. Анализ рынка минеральных и питьевых вод в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. Businesstat.ru/. [Электронный ресурс]. URL: businesstat.ru (дата обращения: 20.05.2020).

11. Российский медиахолдинг. Rbc. [Электронный ресурс]. URL: https://rbc.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).

12. Океан возможностей питьевой воды. Mildberry.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mildberry.ru/cases/ocean/ (дата обращения: 20.05.2020).

13. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. / Гос. ун-т упр., Нац. фонд подготовки кадров. - М.: Новости, 2000. - 254 c.

14. Ансофф И. Стратегический менеджмент: классическое издание / Пер. с англ. под ред. А.Н. Петрова. - М.: ЗАО «Бизнеском», 2010. - 342 c.

15. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепция и ситуации: учебник / Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 412 c.

16. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практ. пособие/ Финансовая акад. при Правительстве РФ. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном и Д, 2001. - 304 c.

17. Куренова Д.Г., Бондаренко А.Г. Анализ конкурентоспособности предприятий на рынке отечественной детской косметической продукции Краснодарского края // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков: Материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2016. - С. 91-96.

18. Куренова Д.Г., Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Бондаренко А.Г. Применение моделей матричного анализа для оценки конкурентоспособности предприятия (на примере парфюмерно-косметической отрасли) // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-4. - С. 816-826.

19. Михайлова В.М., Куренова Д.Г., Кривошеева Е.В., Кузнецова О.А. New-normal маркетинг в условиях новой нормальности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 2. - С. 109-116. - doi: 10.23670/IRJ.2019.80.2.021 .

20. Куренова Д.Г., Шабаева Е.М. Перспективы развития online-ритейла в России // Поиск новых резервов экономического роста России в условиях трансформации мировой экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017. - С. 32-39.

REFERENCES:

Ansoff I. (2010). Strategicheskiy menedzhment: klassicheskoe izdanie [Strategic management: classic edition] Moskva: ZAO «Bizneskom». (in Russian).

Azoev G.L., Chelenkov A.P. (2000). Konkurentnyepreimushchestvafirmy [Competitive advantages of the company] Moskva: Novosti. (in Russian).

Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Kurenova D.G. i dr. (2019). Marketingovye instrumenty upravleniya konkurentosposobnostyu proizvodstvennyh predpriyatiy [Marketing tools for managing the competitiveness of industrial enterprises] Krasnodar: KubGTU. (in Russian).

Kurenova D.G., Bondarenko A.G. (2016). Analiz konkurentosposobnosti predpriyatiy na rynke otechestvennoy detskoy kosmeticheskoy produktsii Krasnodarskogo kraya [Analysis of the competitiveness of enterprises in the market of domestic children's cosmetic products in Krasnodar Krai] Problems and prospects of formation of marketing strategies in volatile markets. 91-96. (in Russian).

Kurenova D.G., Krivosheeva E.V., Mikhaylova V.M., Bondarenko A.G. (2017). Primenenie modeley matrichnogo analiza dlya otsenki konkurentosposobnosti predpriyatiya (na primere parfyumerno-kosmeticheskoy otrasli) [Application of matrix analysis models to assess the competitiveness of an enterprise (through the example of a perfume-cosmetic industry)]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-4). 816-826. (in Russian).

Kurenova D.G., Shabaeva E.M. (2017). Perspektivy razvitiya online-riteyla v Rossii [Prospects for the development of online-retail in Russia] The search for new reserves of economic growth in Russia in conditions of transformation of the global economy. 32-39. (in Russian).

Mikhaylova V.M., Kurenova D.G., Krivosheeva E.V., Kuznetsova O.A. (2019). New-normal marketing v usloviyakh novoy normalnosti [New-normal marketing in the conditions of new normal]. International Research Journal. (2). 109-116. (in Russian). doi: 10.23670/IRJ.2019.80.2.021 .

Shchepakin M.B. (2016). Model upravleniya marketingovympovedeniem khozyaystvuyushchego subekta [Management model of marketing behavior economic entity]. Economics and management of management systems. 21 (3). 66-79. (in Russian).

Shchepakin M.B., Avdeeva R.A., Ivakh A.V., Latynina A.V. (2016). Zavoevanie konkurentnoy pozitsii predpriyatiem v usloviyakh ego marketingovoy mimikrii na nestabilnom rynke [The conquest of the competitive position of the enterprise in terms of its marketing mimicry in the volatile market]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11-1). 691-700. (in Russian).

Shchepakin M.B., Erok A.D., Kuznetsova O.A. (2016). Sinkhronizatsiya marketingovogo povedeniya subektov pri postroenii modeley ekonomicheskogo rosta biznesa [Synchronization of subjects' market behavior when building a model of business economic growth]. Economics. (12-2). 743-758. (in Russian).

экономика, предпринимательство и право № 72020 (Июль)

2017

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Erok A.D., Fedin S.V. (2016). Upravlenie konkurentnoy pozitsiey predpriyatiya na nestabilnom rynke [Competitive position business management in volatile market]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10-1). 969-979.. (in Russian).

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Gubin V.A. (2020). Marketingovoe upravlenie nestabilnym predpriyatiem pri realizatsii modernizatsionnyh preobrazovaniy [Marketing management of unstable enterprise in the implementation of modernization transformations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (1). 11-36. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41322.

Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Ivakh A.V., Fedin S.V. (2017). Upravlenie konkurentnoy pozitsiey predpriyatiya na osnove povysheniya doveriya k biznesu [Enterprise competitive position management on the basis of boosting confidence to business]. Vestnik of Astrakhan State Technical University. (2). 7-21. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2017-2-7-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shchepakin M.B., Krivosheeva E.V. (2015). Model vybora konkurentosposobnogo varianta effektivnogo funktsionirovaniya i razvitiyaproizvodstvennogopredpriyatiya [Model for choosing a competitive option for effective operation and development of a production enterprise]. Economics and management of management systems. 17 (3.3). 412-423. (in Russian).

Shchepakin M.B., Mikhaylova V.M. (2014). Upravlenie resursami proizvodstvennyh predpriyatiy khlebopekarnoy otrasli [Resource management of industrial enterprises of the baking industry] KubGTU. (in Russian).

Tompson A.A., Striklend A. Dzh. (2000). Strategicheskiy menedzhment: kontseptsiya i situatsii [Strategic management: concepts and situations] Moskva: INFRA-M. (in Russian).

Yudanov A.Yu. (2001). Konkurentsiya: teoriya i praktika [Competition: theory and practice] Moskva: Gnom i D. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.