Научная статья на тему 'Построение компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» в соответствии с ФГОС третьего поколения'

Построение компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» в соответствии с ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов В. Б.

Рассмотрено формирование рабочей программы дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» на основе современных педагогических методик и приёмов, реализующих компетентностный подход в рамках требований ФГОС третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The construction of competence approach in teaching "Processes and equipment for food production" in accordance with state standards third generation

The formation of the working program of discipline, "Processes and equipment for food production" based on modern teaching methods and methods of implementing the competence approach in the framework of the standard requirements of the third generation is considered.

Текст научной работы на тему «Построение компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» в соответствии с ФГОС третьего поколения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.001:377.5:664

В.Б. Морозов, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-25-38, qtay@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОСТРОЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассмотрено формирование рабочей программы дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» на основе современных педагогических методик и приёмов, реализующих компетентностный подход в рамках требований ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: компетентностный подход, ФГОС третьего поколения, процессы и аппараты пищевых производств.

Цель освоения дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» заключается в формировании соответствующих профессиональных компетенций в области технологических процессов в производстве пищевой продукции и реализующих их инструментальных средствах - аппаратах - на основе общекультурных компетенций в рамках подготовки выпускника к производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью дисциплина призвана решить следующие основные задачи

В рамках производственно-технологической деятельности:

изучение многообразия технологических процессов пищевых производств и используемого;

приобретение навыков в обслуживании, доводке, освоении и эксплуатации некоторых машин и аппаратов пищевых производств;

изучение современных высокоинтенсивных инновационных технологических процессов, новейших конструкций аппаратов высокой производительности, интенсивности с учётом экологических, эргономических, экономических и т.п. параметров.

В рамках организационно-управленческой деятельности: ознакомление с основными теоретическими, методологическими и практическими направлениями в области организации и управления процесса пищевых производств и соответствующих технологических систем;

организация работы малых коллективов исполнителей в виде бригад, выполняющих лабораторные и практические работы;

составление отчётной документации по изучению процессов и аппаратов пищевых производств по установленным формам (контрольно-курсовая работа, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа).

В рамках научно-исследовательской деятельности: изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по процессам и аппаратам пищевых производств;

проведение возможных экспериментов по функционированию аппаратов и машин пищевых производств в определённых эксплуатационных условиях.

В рамках проектно-конструкторской деятельности: изучение и практическое применение стандартных методов расчета деталей и узлов машин и аппаратов пищевых производств;

ознакомление с основами технико-экономического обоснования проектных решений.

В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретным профилем его подготовки.

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла - профессиональный цикл, вариативная часть.

Дисциплина «Процессы и аппараты пищевых производств» дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и/или продолжения профессионального образования в магистратуре.

Основные требования к «входным» знаниям, умениям и опыту деятельности обучающегося, необходимым для освоения дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):

студент должен знать основы принципов решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов производств; владеть и уметь практически их применять;

студент должен знать принципы использования природных ресурсов и энергии;

студент должен иметь представления по основам и практике информационных технологий, инновационных подходов;

студент должен знать и уметь применять на практике основные математические подходы в анализе, физические аспекты механики и технологий;

студент должен иметь знания по основным проблемам создания, эксплуатации, по конструктивным особенностям технологических машин, в т.ч. пищевых и перерабатывающих производств;

студент должен знать общие вопросы производственной безопасности, уметь их выявлять, структурировать, анализировать;

студент должен иметь соответственные знания в области метрологии, стандартизации и сертификации;

студент должен обладать навыками работы с компьютером и общими информационными вопросами;

студент должен владеть понятийно-терминологическим аппаратом и применять его в областях машиностроения, производства продукции и сопутствующих процессов;

при прохождении практик иметь представления и практические навыки и по возможности умения работы с оборудованием пищевых и перерабатывающих производств, в т.ч. в организациях общественного питания и родственных производств и технологий (также по возможности).

Процесс изучения дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» направлен на формирование элементов следующих компетенций студента в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки [2, 5, 9, 10]:

а) общекультурных (ОК)[Ъ, 7, 8]:

готовность к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-3);

способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-6);

способность к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);

способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-8);

способность к целенаправленному применению базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-9);

умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-11);

умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машин, приводов, систем, различных комплексов, машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-12);

обладание достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-13);

знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, умение использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии с использованием традиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информации в глобальных компьютерных сетях - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-14);

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность к интерпретированию, структурированию и оформлению информации в доступном для других виде - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-15);

свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов и методов проверки знаний (ОК-16);

способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов (ОК-18).

б) профессиональных (ПК) - в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов [1, 4]:

способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умение контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий (ПК-1);

способность обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, умение осваивать вводимое оборудование (ПК-2);

умение проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического оборудования, организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования (ПК-4);

умение проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ (ПК-5);

умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения (ПК-6);

способность организовывать работу малых коллективов исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами (ПК-9);

способность осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ПК-10);

умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчетность по установленным формам, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества на предприятии (ПК-11);

готовность выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества выпускаемой продукции (ПК-13);

умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчетов (ПК-14);

способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ПК-17);

способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-20);

умение применять стандартные методы расчета при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения (ПК-21);

умение применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ причин нарушений технологических процессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению (ПК-26).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать:

параметры, структуру современных технологических процессов пищевых производств (ПК1, ПК2, ПК4, ПК6, ПК13, ПК17, ПК20, ПК26),

природу процессов, осуществляемых в пищевой и перерабатывающей промышленности (ПК1, ПК5, ПК6, ПК13, ПК20, ПК26),

принцип действия, устройство и эксплуатационные характеристики основных современных машин и аппаратов пищевых и перерабатывающих производств (ПК1, ПК4, ПК6, ПК13, ПК21, ПК20, ПК26),

правила работы с оборудованием и в лабораториях, в т.ч. с информационным обеспечением (ПК2, ПК5, ПК9, ПК11, ПК26),

теоретические основы моделирования процессов и аппаратов пищевых производств (ПК17, ПК20, ПК21),

основы организационно-экономических аспектов процессов и аппаратов пищевых производств (ПК5, ПК 14);

2) уметь:

определять основные характеристики процессов и аппаратов пищевых производств (ПК4, ПК6, ПК13, ПК20, ПК26),

задавать основные параметры технико-технологического функционирования пищевых производств (ПК1, ПК2, ПК4, ПК6, ПК17, ПК20),

пользоваться методами моделирования процессов и аппаратов пищевых производств, в т.ч. с использованием информационных технологий (ПК6, ПК11, ПК14, ПК17, ПК21, ПК26);

3) владеть:

навыками работы с основными машинами и аппаратами пищевых и перерабатывающих производств (ПК1, ПК2, ПК26),

навыками организации процессов пищевых производств с использованием теории процесса и имеющимися техническими средствами (ПК1, ПК2, ПК6, ПК26),

навыками организации исследовательских работ (ПК11, ПК14, ПК17, ПК20, ПК21),

навыками групповой работы над задачами курса (ПК9, ПК10), приемами первичной обработки данных по параметрам функционирования машин и аппаратов, осуществляющих процессы пищевых производств (ПК14, ПК17, ПК20).

Реализация компетентностного подхода предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В ФГОС предусмотрены интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях [20]. В рамках курса предусмотрено [1, 3, 4, 6-9]:

1) изучение разделов дисциплины (лекций) с приглашением специалистов российских и зарубежных пищевых производителей (по возможности), мастер-классы экспертов и производственников, первичная профессионально ориентирующая политика;

2) использование на лекции приёмов активизации мыслительного процесса с применением задач открытого типа и пр. приёмов задействования творческого потенциала студентов;

3) проведение всех практических и лабораторных занятий с обеспечением высокой социальной групповой активности в рамках бригадных занятий, с целью стимулирования психологического взаимодействия коллектива с наличием назначенного бригадира, старосты, отличников и т.п.;

4) проведение лабораторных и практических занятий с применением мультимедийной техники и информационных технологий в целом;

5) изучение на практических занятиях конкретных производственных ситуаций в виде оценки процессов и аппаратов пищевых производств;

6) применение механизма предварительного рецензирования предусмотренных курсовой работы и контрольно-курсовой работы через Интернет-ресурсы;

7) применение механизма распространения методического и пояснительного материала через Интернет-ресурсы и др. информационные ресурсы;

8) вовлечение студентов в проводимые НИР кафедры в рамках НИРС, организация выступлений на систематически проводимых научно-технических и научно-практических конференциях, что важно для студентов, ориентирующихся на продолжение обучения в магистратуре.

Общий процент аудиторных занятий с привлечением активных и интерактивных форм составляет не менее 20 % [10].

Список литературы

1. Морозов В.Б. Инновационная педагогическая методика преподавания студентам технических специальностей // Молодёжный вестник политехнического института: сб. статей. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 24-26.

2. Морозов В.Б. Компетентностный подход в методологии технического образования // Молодёжный вестник Политехнического института: сб. статей. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С. 21-23.

3. Морозов В.Б. Обеспечение воспитания молодёжи в регламентированном преподавании технических дисциплин в вузе // Проблемы правового образования и воспитания молодёжи: сб. статей. Тула: «Папирус», 2009. С.19-23.

4. Морозов В.Б. Приёмы преподавания специальных технических дисциплин для малочисленных групп студентов // Вестник ТулГУ. Автоматизация: проблемы, идеи, решения: материалы Междунар. научно-техн. конф.

«АПИР-15», 10-12 ноября 2010 г.; под ред. В.В. Прейса, Е.В. Давыдовой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С. 200-205.

5. Нестерова Е.Н., Морозов В.Б. Компетентностный подход к методике преподавания технической дисциплины «Процесссы и аппараты пищевых производств» // Молодёжный вестник политехнического института: сб. статей. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 27-29.

6. Сосков В.Б. Научная и академическая оценка актуальности, сути и проблем инновационной деятельности России // «Инженерное образование». Вып. 5. 2009. С. 92-97. URL.: http://aeer.tomsk.ru/winn/magazine/ m5/art_13.pdf (дата обращения 15.05.2011 г.)

7. Сосков В.Б. Негативная сторона высокого уровня академической успеваемости как вопрос педагогической компетенции // Известия ТулГУ. Сер. Педагогика. В.Б. Сосков. Вып. 4. 2006. С. 70-72.

8. Сосков В.Б., Воротынцев А.Ю. Реализация воспитательной функции в преподавании технических дисциплин // Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения; сб. материалов преподавателей Тульского государственного университета, получивших диплом «Преподаватель высшей школы»; под ред. д-ра пед. наук, проф. В.М Петровичева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. Вып. 4. С. 98-100.

9. Сосков В.Б.Методика преподавания специальных дисциплин в условиях профессионально-ориентированного обучения //Вузовская наука. Традиции. Новации. Перспективы: межвузовский сборник научных статей. Тула: АНОВОПО «ИЭУ», 2007. С. 206-210.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование (квалификация (степень) «бакалавр»)от 9 ноября 2009 г. N 556; зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г.

N 15635. М., 2009. 17 с.

V.B. Morozov

The construction of competence approach in teaching "Processes and equipment for food production" in accordance with state standards third generation

The formation of the working program of discipline, "Processes and equipment for food production" based on modern teaching methods and methods of implementing the competence approach in the framework of the standard requirements of the third generation is considered.

Key words: competence approach, the state standard third-generation, Processes and equipment of food production.

Получено 14.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.