Научная статья на тему 'Построение интерфейса человек-компьютер для системы автоматизированного управления сложными объектами'

Построение интерфейса человек-компьютер для системы автоматизированного управления сложными объектами Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
853
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЙ ИНТЕРФЕЙС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ЭРГОНОМИЧНОСТЬ / ИЕРАРХИЯ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИКАЦИЯ / МНЕМОСХЕМА / ДЕТАЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / HUMAN-COMPUTER INTERFACE / CONTROL SYSTEM / MONITORING / POLYVALENT OBJECT / USABILITY / HIERARCHY / COMPLEXITY / OBJECT APPROACH / COGNITIVITY / INTEGRATED INDICATION / MIMIC / DETAILED PRESENTATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Косников Юрий Николаевич

Актуальность и цели. Объектом исследования являются человеко-машинные интерфейсы для систем управления многопараметрическими объектами. Предметом исследования являются научные принципы эффективного взаимодействия оператора с системой управления сложным объектом. Целью работы является представление научных принципов построения интерфейса человек-компьютер на основе совмещения интегрального и детального отображения параметров сложных объектов. Материалы и методы. Общими принципами проектирования интерфейсного пространства являются: эргономичность, иерархичность, комплексность, объектная направленность и когнитивность. Результаты. Применение предложенных принципов построения интерфейсного пространства позволяет оператору сложного объекта для решения каждой прикладной задачи выбрать подходящий по детальности уровень пространственной иерархии интерфейса. В области вывода создается информационное пространство, включающее как элементы виртуальной реальности, так и элементы на основе других способов инженерно-психологического кодирования. Иерархия трехмерных моделей объектов интерфейса повышает его информативность и не требует дополнительного пространства в области вывода. Применение перечисленных принципов позволяет строить эргономичные интерфейсы для систем управления техническими, социально-экономическими, медико-биологическими и иными объектами. Выводы. Предлагаемый подход позволяет в рамках одного интерфейса сочетать интегральную индикацию состояния многопараметрического объекта, необходимую для оперативной оценки его состояния в целом, с детальным отображением процессов, необходимым для их количественного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Косников Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING OF THE "HUMAN-COMPUTER" INTERFACE FOR THE SYSTEM OF COMPLEX OBJECTS AUTOMATIC CONTROL

Background. The research object is the human-computer interfaces for the system of multiparameter objects management. The research subject is the scientific principles of effective interaction between an operator and the system of complex object control. The aim of the article is to present the scientific principles of the “human-computer” interface building on the basis of a combination of integral and detailed displaying of complex objects’ parameters. Materials and methods. The common principles of interface space designing are the following: usability, hierarchical form, composite nature, objective orientation and cognitive nature. Results. Application of the suggested principles of interface space building enables a complex object’s operator to choose a proper-detail level of interface spatial hierarchy in order to solve each applied problem. In the output are there is created an information space including both the virtual reality elements and the elements based on the other methods of engineering-psychological encoding. The hierarchy of 3D models of interface objects increases interface’s self-descriptiveness and requires no additional space in the output area. Application of the above-mentioned principles allows to build usable interfaces for the systems controlling technical, socioeconomic, biomedical and other objects. Conclusions. In the framework of a single interface the suggested approach allows to combine integral indexing of a multiparameter object’s condition, required for quick estimation of its condition in general, with detailed displaying of processes, necessary for their quantitative adjustment.

Текст научной работы на тему «Построение интерфейса человек-компьютер для системы автоматизированного управления сложными объектами»

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

УДК 004.5

Ю. Н. Косников

построение интерфейса человек-компьютер ДЛЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Объектом исследования являются человекомашинные интерфейсы для систем управления многопараметрическими объектами. Предметом исследования являются научные принципы эффективного взаимодействия оператора с системой управления сложным объектом. Целью работы является представление научных принципов построения интерфейса человек-компьютер на основе совмещения интегрального и детального отображения параметров сложных объектов.

Материалы и методы. Общими принципами проектирования интерфейсного пространства являются: эргономичность, иерархичность, комплексность, объектная направленность и когнитивность.

Результаты. Применение предложенных принципов построения интерфейсного пространства позволяет оператору сложного объекта для решения каждой прикладной задачи выбрать подходящий по детальности уровень пространственной иерархии интерфейса. В области вывода создается информационное пространство, включающее как элементы виртуальной реальности, так и элементы на основе других способов инженерно-психологического кодирования. Иерархия трехмерных моделей объектов интерфейса повышает его информативность и не требует дополнительного пространства в области вывода. Применение перечисленных принципов позволяет строить эргономичные интерфейсы для систем управления техническими, социально-экономическими, медико-биологическими и иными объектами.

Выводы. Предлагаемый подход позволяет в рамках одного интерфейса сочетать интегральную индикацию состояния многопараметрического объекта, необходимую для оперативной оценки его состояния в целом, с детальным отображением процессов, необходимым для их количественного регулирования.

Ключевые слова: человеко-машинный интерфейс, система управления, мониторинг, многопараметрический объект, эргономичность, иерархия, комплексность, объектный подход, когнитивность, интегральная индикация, мнемосхема, детальность представления

Yu. N. Kosnikov

BUILDING OF THE “HUMAN-COMPUTER” INTERFACE FOR THE SYSTEM OF COMPLEX OBJECTS AUTOMATIC CONTROL

Abstract.

Background. The research object is the human-computer interfaces for the system of multiparameter objects management. The research subject is the scientific principles of effective interaction between an operator and the system of complex object control. The aim of the article is to present the scientific principles of the “human-computer” interface building on the basis of a combination of integral and detailed displaying of complex objects’ parameters.

82

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

Materials and methods. The common principles of interface space designing are the following: usability, hierarchical form, composite nature, objective orientation and cognitive nature.

Results. Application of the suggested principles of interface space building enables a complex object’s operator to choose a proper-detail level of interface spatial hierarchy in order to solve each applied problem. In the output are there is created an information space including both the virtual reality elements and the elements based on the other methods of engineering-psychological encoding. The hierarchy of 3D models of interface objects increases interface’s self-descriptiveness and requires no additional space in the output area. Application of the above-mentioned principles allows to build usable interfaces for the systems controlling technical, socioeconomic, biomedical and other objects.

Conclusions. In the framework of a single interface the suggested approach allows to combine integral indexing of a multiparameter object’s condition, required for quick estimation of its condition in general, with detailed displaying of processes, necessary for their quantitative adjustment.

Key words: human-computer interface, control system, monitoring, polyvalent object, usability, hierarchy, complexity, object approach, cognitivity, integrated indication, mimic, detailed presentation.

Введение

Сложные объекты мониторинга и управления характеризуются большим числом контролируемых параметров. К таким объектам относятся технические и технологические системы (доменная печь, электростанция, плотина, химический комбинат, транспортный узел...), организационно-экономические системы (субъект федерации, министерство, корпорация, учебное заведение.), медико-биологические системы (человек, бригада шахтеров, команда спасателей.) и иные системы.

При управлении такими объектами велико значение человеческого фактора. Именно он во многих случаях становится причиной аварийных ситуаций. По данным статистики наиболее высокий процент несчастных случаев, связанных с человеческим фактором, отмечен в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (до 79 %), в угольной промышленности (более 70 %), в нефтегазодобывающей промышленности (64 %), на магистральных трубопроводах (53 %) [1]. Особенно велико значение человеческого фактора в тех областях, где работа человека протекает в режиме реального времени: это управление технологическими процессами, мониторинг охраняемых объектов, диспетчирование транспортных средств, контроль медико-биологического состояния групп людей в чрезвычайных ситуациях.

Компьютеризация различных областей деятельности человека сводит многие функции управления сложными объектами к работе с компьютером. На экране монитора состояние контролируемого объекта представляется средствами интерфейса человек-компьютер. В этом случае от выбора интерфейса во многом зависит эффективность автоматизированной системы контроля и управления в целом.

1. Современное направление развития интерфейсов

В настоящее время действует тенденция унификации интерфейсов, однако она может быть реализована лишь в традиционных WIMP-интерфейсах,

Engineering sciences. Electronics, measuring equipment and radio engineering 83

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

которые представляют информацию в виде окон (windows), иконок (icons), меню (menus) и указателей (pointing devices). Для контроля сложных технологических и организационных объектов приходится отыскивать уникальные решения.

В настоящее время научные принципы проектирования эффективных интерфейсов в полной мере не сформулированы. Имеются рекомендации по оформлению окна вывода, его цветовым и композиционным решениям, по навигации в его пространстве и взаимодействию с ним пользователя, по программным продуктам, облегчающим построение интерфейса [2-4]. Отдавая должное этим важным вопросам, следует все же отметить, что в реальном мире человек взаимодействует с реальными объектами, на реальных объектах нарабатывает опыт поведения и сенсомоторные навыки. Это означает, что наиболее подходящим для взаимодействия с человеком является интерфейсное пространство, максимально приближенное к реальности. Реалистичный вид объектов интерфейсного пространства улучшает их восприятие человеком и повышает эффективность его работы в составе системы управления. Подтверждением этого является все повышающийся интерес к трехмерным интерфейсам, в том числе и интерфейсам на основе реалистичного представления объектов (так называемое виртуальное окружение) [5-8].

Однако разработчиками интерфейсов недостаточно проработаны такие важные вопросы, как организация интерфейсного пространства, выбор его мерности и детальности, методы моделирования конфигурации объектов интерфейса, рациональное распределение функций между этими объектами, формы сочетания в них реалистичности и «нереалистичности», повышение информативности объектов с одновременным ограничением требований к производительности системы управления.

2. Общие принципы построения эффективного интерфейса

Анализ достижений в области 3Б-интерфейсов и требований к взаимодействию человека с системой управления позволяет сформулировать основные принципы, которые могут быть положены в основу построения интерфейса человек-компьютер. К ним можно отнести эргономичность, иерархичность, комплексность, объектную направленность и когнитивность.

Оператор системы управления зачастую принимает решения в условиях дефицита времени. Следовательно, для снижения психоэмоциональной нагрузки оператора интерфейс его взаимодействия с системой должен быть максимально эргономичным. В большинстве приложений интерфейс компьютерной системы по назначению отличается от систем виртуальной реальности. Его цель - не погрузить оператора в некоторый компьютерный мир, а предоставить средства для эффективного решения прикладной задачи. Это означает, что в пространстве интерфейса наряду с реалистическим представлением могут (и должны) быть применены и другие эргономичные способы отображения состояния объектов или процессов.

В плане детальности отображаемой информации к интерфейсу предъявляются противоречивые требования. С одной стороны, он должен представлять количество информации, достаточное для принятия обоснованного решения, и для этого он должен иметь высокую детальность. С другой стороны, для широкого охвата контролируемой ситуации в целом интерфейс дол-

84

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

жен максимизировать число представляемых информационных объектов, что возможно только на основе снижения их детальности. Выходом для снятия противоречия является иерархическая структура интерфейсного пространства. Для решения каждой прикладной задачи оператор должен иметь возможность выбрать подходящий уровень детальности представления объекта управления, а для этого - выбрать соответствующий уровень иерархии интерфейса.

Прикладные задачи компьютерной системы мониторинга могут быть весьма разнообразными - моделирование, вычисления, принятие решения. Визуальное сопровождение каждой задачи должно позволять эффективно решать задачу и в то же время не быть избыточным. Это означает, что в области вывода должно создаваться информационное пространство, включающее как элементы виртуальной реальности, так и элементы на основе других способов инженерно-психологического кодирования: текста, цвета, формуляров, мнемосимволов и пр. Кроме того, на каждом уровне иерархии интерфейса можно использовать различную мерность пространства: 2D, 2.5D, 3D. Для этого интерфейс компьютерной системы должен иметь комплексный характер.

Для представления сцены в естественном для оператора виде необходимо использовать привычные для него образы и способы взаимодействия с ними. Взаимодействуя с объектами реального мира, человек не отделяет в них признаки формы от признаков поведения и состояния. Подобное представление объектов интерфейса обеспечивает цельность их восприятия. Ее можно обеспечить с помощью объектно ориентированного подхода. Он предполагает построение отображаемой сцены как совокупности графических объектов, которые наделяются набором свойств, верно отражающих их состояние в пространстве и влияющих на их внешний вид. Эти свойства включают геометрические и визуальные характеристики объектов. К первым относятся верная геометрическая форма и реалистическая динамика в пространстве заданной мерности, ко вторым - наличие характерного узора (текстуры) и теней от освещения. Использование объектно ориентированного подхода на всех уровнях интерфейса позволяет упростить его изменение при возникновении такой необходимости.

Целью оператора является не восприятие отдельных графических объектов, а получение знания об отображаемых ими свойствах и характеристиках. Следовательно, вид и поведение объектов должны давать такое знание. Это свойство интерфейса можно назвать его когнитивностью.

Пять указанных свойств - эргономичность, комплексность, иерархичность, объектная ориентация и когнитивность - являются основополагающими принципами проектирования интерфейса человек-компьютер на любом уровне автоматизированной системы управления: эргономическом, математическом, алгоритмическом, программном, информационном, техническом, лингвистическом. Перечисленные принципы хорошо сочетаются между собой. Так, иерархичность интерфейса предполагает разбиение его на несколько слоев, предъявляемых оператору по вызову или внешнему сигналу. Каждый слой представляет объекты интерфейса с различной детальностью и в различной форме, начиная от схематичного вида и заканчивая реалистическим представлением (комплексность). В этом случае каждый уровень иерар-

Engineering sciences. Electronics, measuring equipment and radio engineering 85

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

хии позволяет оператору получать в рамках решаемой задачи знания разного уровня (когнитивность): верхний уровень - знание о состоянии всей совокупности объектов в целом, нижний - о детальном состоянии одного выбранного объекта.

3. Задачи проектирования интерфейса человек-компьютер

На основе пяти описанных принципов становятся понятными задачи проектирования интерфейса:

• выделение объектов управления и сопоставление им объектов интерфейса;

• выявление задач управления, определение их когнитивной нагрузки и распределение их по уровням иерархии и объектам интерфейсного пространства;

• определение геометрической организации интерфейсного пространства на каждом уровне иерархии: выбор количества и мерности геометрических базисов пространства, числа степеней свободы объектов;

• выбор средств геометрического моделирования (задания формы) объектов и сцен: видов геометрических моделей, аппарата геометрических преобразований, способов композиции сложных пространственных конструкций;

• обоснование степени реалистичности для каждого уровня иерархии пространства интерфейса, разделение объектов интерфейса по степени реалистичности отображения;

• придание объектам желаемой степени реалистичности: выбор компонентов реалистичности, эффективных способов придания реалистичности;

• выбор способов инженерно-психологического кодирования объектов, не требующих реалистического представления.

Можно показать применение перечисленных принципов при проектировании средств контроля многопараметрических объектов.

4. Выбор изобразительных средств интерфейса

Сложные объекты управления могут быть локализованными и рассредоточенными в пространстве. Прямой мониторинг их параметров (например, с помощью индикаторных и регистрирующих устройств, датчиков положения и средств слежения) не дает возможности быстро оценить состояние объектов в целом. Это иллюстрирует рис. 1, на котором показаны вид пульта мониторинга АЭС [9] и фрагмент экрана диспетчера транспортного предприятия [10].

Количество индикаторов на них столь велико, что быстро составить представление о состоянии объектов в целом невозможно.

Для снижения напряженности труда человека применяют формы отображения объектов, более приспособленные к особенностям восприятия (например, мнемонические схемы - мнемосхемы). Однако мнемосхемы многопараметрических объектов также весьма сложны, например, на рис. 2 показан фрагмент мнемосхемы нефтеперегонной установки [11]. Ее информационная насыщенность такова, что для оценки состояния объекта в целом потребуется довольно много времени.

86

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

Рис. 1. Пульт оператора АЭС и экран диспетчера

Рис. 2. Фрагмент мнемосхемы на экране монитора

Состояние сложного объекта в целом можно оценить по его интегральной (обобщенной) характеристике. Для ее представления служит интеграль-

Engineering sciences. Electronics, measuring equipment and radio engineering 87

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ный индикатор. Выбор эффективной формы интегрального индикатора -сложная технико-эргономическая задача, так как эта форма должна быть привычной для оператора и удобной для одномоментного восприятия. В качестве такого индикатора может использоваться, например, так называемое лицо Чернова. Его суть в том, что состояние групп параметров объекта «привязывается» к мимике человеческого лица. При изменении параметров лицо «гримасничает», и по его виду оператор может судить о состоянии объекта в целом. Простейший вариант индикации в виде лица показан на рис. 3 [12].

Однако давая одномоментное представление о состоянии объекта в целом, интегральный индикатор не позволяет определить конкретные параметры, на которые следует воздействовать в случае необходимости. Эффективным решением в таком случае является иерархическое представление состояния сложного объекта на нескольких уровнях. На верхнем уровне следует применить интегральный индикатор (для объектов высокой сложности -группу индикаторов). Целесообразно строить верхний уровень интерфейса на основе средств 3Б-графики, так как пространственное представление более информативно, чем плоское. Например, в случае использования трехмерного аналога лица Чернова - «головы Чернова» - в качестве дополнительных информационных признаков можно использовать повороты, наклоны и деформации головы. В то же время 3Б-представление не занимает больше места на экране, чем плоское. Такой интегральный индикатор выполняется как графический объект, что соответствует объектному подходу.

Детальное отображение параметров объекта возлагается на нижние уровни интерфейса. Компактное представление множества параметров возможно средствами 3Б-графики. Тогда параметры образуют тематические слои, например, привязанные к отдельным компонентам объекта, по которым можно перемещаться, используя третье измерение интерфейса (глубину). При этом слои имеют внутреннюю иерархию: по мере продвижения по ним представление становится все более детальным. В частности, для реализации нижнего уровня иерархии интерфейса можно эффективно использовать возможности трехмерной (многослойной) мнемосхемы, имеющей свои уровни иерархии по детализации [13]. Оператор сможет движением манипулятора (клавиатура, мышь, джойстик) переходить от одного слоя мнемосхемы к следующему, относящемуся к другому блоку отображаемого объекта. Такое представление структуры объекта поможет обойтись для отображения одним

88

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

экраном. Выбор определенного мнемознака манипулятором позволит развернуть фрагмент мнемосхемы с большей детальностью. Более детальное представление одного мнемознака, являющегося графическим объектом, тоже будет иметь иерархическую структуру, позволяющую перейти к еще более детальному представлению вплоть до отдельных параметров. На нижних уровнях иерархии в соответствии с принципом комплексности может широко применяться текстовое или двумерное графическое представление контролируемых параметров. Уровни иерархического интерфейса для контроля объекта, локализованного в пространстве, схематично показаны на рис. 4.

верхний

Уровни иерархии интерфейса:

средний нижний

Рис. 4. Уровни иерархического интерфейса для контроля многопараметрического объекта

На описанных принципах строятся и интерфейсы контроля объектов, распределенных в пространстве [14, 15]. Фрагмент такого интерфейса показан на рис. 5, где слева отображается обобщенное, а справа - детальное состояние подвижных объектов (изображения получены аспирантом В. Власовым).

Рис. 5. Уровни интерфейса подвижных объектов Заключение

Предлагаемый иерархический подход позволяет в рамках одного интерфейса сочетать интегральную индикацию состояния многопараметриче-

Engineering sciences. Electronics, measuring equipment and radio engineering 89

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ского объекта, необходимую для оперативной оценки его состояния в целом, с детальным отображением процессов, необходимым для их количественного регулирования. Выбирая работу с тем или иным уровнем иерархии, оператор системы управления задает уровень знаний о состоянии объекта (уровень ко-гнитивности). Представление объектов интерфейса как информационных объектов (объектно ориентированное описание) объединяет их геометрические и визуальные свойства и благодаря этому облегчает программную реализацию. Применение различных форм инженерно-психологического кодирования свойств объектов интерфейса (комплексное представление) экономит вычислительные ресурсы системы управления.

Список литературы

1. В России снижается число техногенных катастроф, но растет масштаб их последствий. - URL: http://www.pravda.ru/accidents/factor/catastrof/16-06-2004/47522-tehnokatastr-0 (Дата обращения: 10.03.2014).

2. ГОСТ Р МЭК 60073-2000. Интерфейс человекомашинный. Маркировка и обозначения органов управления и контрольных устройств. Правила кодирования информации. - М. : Госстандарт России, 2000.

3. Графический интерфейс // SCAD A-системы [Электронный ресурс]. - URL: http://gendocs.ru/v26269/?cc=2 (Дата обращения: 24.02.2014).

4. Раскин, Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем / Д. Раскин. - М. : Символ-Плюс, 2005. - 149 с.

5. Галкин, Д. В. Эволюция пользовательских интерфейсов: от терминала к дополненной реальности / Д. В. Галкин, В. А. Сербин // Гуманитарная информатика : междисциплинарный сб. ст. [Электронный ресурс]. - URL: http://huminf.tsu.ru/ jurnal/vol7-2/galkin_serbin/ (Дата обращения: 24.02.2014).

6. Трехмерные интерфейсы. Looking Glass, Metisse, SphereXP и другие // Компьютерра. Раздел: Софтерра (Дата: 12 ноября 2004 года) [Электронный ресурс]. -URL: http://old.computerra.ru/softerra/36651/page2.html (Дата обращения: 24.02.2014).

7. Борисов, В. Системы трехмерной визуализации данных / В. Борисов, А. Игнатенко // Компьютерная графика и мультимедиа. - 2006. - № 4 (3). - URL: http://cgm.computergraphics.ru (Дата обращения: 12.03.2014).

8. Актуальные информационные технологии: визуализация информации, виртуальное окружение, неогеография, осязаемые изображения / А. Алешин, В. Афанасьев, П. Брусенцев, Е. Еремченко, А. Клименко, С. Клименко, И. Никитин, Л. Никитина, В. Пестриков, А. Сурин, О. Сурина // Научная визуализация. - 2013. - Т. 5, № 4. - С. 1-17. [Электронный ресурс]. - URL: http://sv-journal.com/index.php? lang=ru (Дата обращения: 15.03.2014).

9. Анохин, А. Н. Опыт и новые возможности в проектировании человекомашинного интерфейса БПУ новых АЭС с ВВЭР / А. Н. Анохин, В. П. Сивоконь,

О. Л. Боженков, Е. Н. Алонцева // Ядерные измерительно-информационные технологии. - 2010. - № 4 (36). - С. 62-72.

10. Спутниковый мониторинг транспорта // Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Спутниковый _мониторинг_транспорта (Дата обращения: 28.08.2014).

11. Нефтеперегонная установка НПУ-50 // Linas Technology [Электронный ресурс]. -URL: http://linas.ru/npu50.htm (Дата обращения: 24.02.2014).

12. Лившиц, В. Индикаторы эмоций и Лица Чернова - Chernoff Faces / В. Лившиц // Проза.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proza.ru/2010/05/04/973 (Дата обращения: 24.02.2014).

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University proceedings. Volga region

№ 4 (32), 2014 Технические науки. Электроника, измерительная и радиотехника

13. Косников, Ю. Н. Отображение производственных процессов в виде трехмерных мнемосхем / Ю. Н. Косников // Информационные технологии в промышленности (ITI-2008) : тезисы докладов V Междунар. науч.-техн. конф. (22-24 октября 2008 г., Минск). - Минск : ОИПИ НАН Беларуси, 2008. - С. 83-84.

14. Власов, В. С. Визуализация результатов мониторинга мобильных объектов: концепция виртуального интерфейса /, В. С. Власов, Ю. Н. Косников // Новые промышленные технологии. - 2010. - № 6. - С. 45-49.

15. Финогеев, А. Г. Оперативный дистанционный мониторинг в системе городского теплоснабжения на основе беспроводных сенсорных сетей / А. Г. Финогеев,

В. Б. Дильман, В. А. Маслов, А. А. Финогеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2010. - № 3 (15). - С. 27-36.

References

1. V Rossii snizhaetsya chislo tekhnogennykh katastrof, no rastet masshtab ikh po-sledstviy [In Russia the number of anthropogenic disaster decreases, but the scales of the aftermath grow]. Available at: http://www.pravda.ru/accidents/factor/catastrof/16-06-2004/47522-tehnokatastr-0 (accessed 10 March 2014).

2. GOST R MEK 60073-2000. Interfeys chelovekomashinnyy. Markirovka i obo-znacheniya organov upravleniya i kontrol’nykh ustroystv. Pravila kodirovaniya infor-matsii [Human-computer interface. Marking and designation of control units and monitors. Information encoding rules]. Moscow: Gosstandart Rossii, 2000.

3. Graficheskiy interfeys. SCADA-sistemy [Graphic interface. SCADA-systems]. Available at: http://gendocs.ru/v26269/?cc=2 (accessed 24 February 2014).

4. Raskin D. Interfeys: novye napravleniya v proektirovanii komp’yuternykh sistem [Interface: new trends in computer systems design]. Moscow: Simvol-Plyus, 2005, 149 p.

5. Galkin D. V., Serbin V. A. Gumanitarnaya informatika: mezhdistsiplinarnyy sb. st. [Informatics of humanities: interdisciplinary collected articles]. Available at: http://huminf.tsu.ru/jurnal/vol7-2/galkin_serbin/ (accessed 24 February 2014).

6. Komp’yuterra. Razdel: Softerra [Computerra. Section: Softerra]. (Date: 12 November 2004). Available at: http://old.computerra.ru/softerra/36651/page2.html (accessed 24 February 2014).

7. Borisov V., Ignatenko A. Komp’yuternaya grafika i multimedia [Computer graphics and multimedia]. 2006, no. 4 (3). Available at: http://cgm.computergraphics.ru (accessed 12 March 2014).

8. Aleshin A., Afanas'ev V., Brusentsev P., Eremchenko E., Klimenko A., Klimenko S., Nikitin I., Nikitina L., Pestrikov V., Surin A., Surina O. Nauchnaya vizualizatsiya [Scientific visualization]. 2013, vol. 5, no. 4, pp. 1-17. Available at: http://sv-journal.com/index.php?lang=ru (accessed 15 March 2014).

9. Anokhin A. N., Sivokon' V. P., Bozhenkov O. L., Alontseva E. N. Yadernye iz-meritel’no-informatsionnye tekhnologii [Nuclear information-measuring technologies]. 2010, no. 4 (36), pp. 62-72.

10. Sputnikovyy monitoring transporta [Satellite monitoring of transport]. Vikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Sputnikovyy _monitoring_transporta (accessed 28 August 2014).

11. Nefteperegonnaya ustanovka NPU-50 [Oil-refining plant NPU-50]. Linas Technology. Available at: http://linas.ru/npu50.htm (accessed 24 February 2014).

12. Livshits V. Indikatory emotsiy i Litsa Chernova - Chernoff Faces. Proza.ru. Available at: http://www.proza.ru/2010/05/04/973 (accessed 24 February 2014).

13. Kosnikov Yu. N. Informatsionnye tekhnologii v promyshlennosti (ITI-2008): tezisy dokladov VMezhdunar. nauch.-tekhn. konf. (22-24 oktyabrya 2008 g., Minsk) [Information technologies in the industry (ITI-2008): report theses of V International scien-

Engineering sciences. Electronics, measuring equipment and radio engineering 91

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

tific and technical conference (22-24 October 2008, Minsk)]. Minsk: OIPI NAN Bela-rusi, 2008, pp. 83-84.

14. Vlasov V. S., Kosnikov Yu. N. Novye promyshlennye tekhnologii [New industrial technologies]. 2010, no. 6, pp. 45-49.

15. Finogeev A. G., Dil'man V. B., Maslov V. A., Finogeev A. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Tekhnicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Engineering sciences]. 2010, no. 3 (15), pp. 27-36.

Косников Юрий Николаевич

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационновычислительных систем, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: jkos@pnzgu.ru

Kosnikov Yuriy Nikolaevich

Doctor of engineering sciences, professor,

head of sub-department of data-processing

systems, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 004.5 Косников, Ю. Н.

Построение интерфейса человек-компьютер для системы автоматизированного управления сложными объектами / Ю. Н. Косников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 82-92.

92

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.