Научная статья на тему 'Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS'

Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ SAAS / EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT / INFORMATION SYSTEM / SAAS MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченко Д. А.

В статье рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы построения информационной системы управления учебной и научной деятельностью с распределенной, децентрализованной инфраструктурой. Применение модели SaaS (Software as a service) позволяет эффективно использовать ресурсы и потенциал высших учебных заведений и обеспечить менеджмент учебного заведения удобными и надежными инструментами планирования, контроля и анализа результатов всех видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of higher school information infrastructure applying the saas model

The article considers the basic advantages, problems and prospects of construction of management information system for educational and scientific activity with distributed, decentralized infrastructure. Applying the SaaS (Software as a service) model makes it possible to use effective higher school resources and potential and provide management of higher education institutes with convenient and reliable tools for planning, control, analysis of results of all types of activity.

Текст научной работы на тему «Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS»

ресованными сторонами рынка образовательных услуг.

Литература

1. Лукашенко М.А. К вопросу о преподава-

нии в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2009. № 11.

2. Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А.

Е-learning: некоторые направления и особенности применения // Высшее образование в России. 2009. № 8.

3. Пригожин А.И. Методы развития органи-

заций. М.: МЦФЭР, 2003.

4. Рубин Ю.Б. Е-learning как предпосылка ста-

новления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6.

LUKASHENKO M. FORMING CORPORATE CULTURE OF TEACHING IN THE E-LEARNING SPHERE

The article considers a number of topics related to forming of the corporate culture of teaching in the e-Learning sphere: development of corporate values in the institute ofhigher education, forming of them on the basis of management directives, development of corporate standards, creation of rituals that stimulate implanting of values. The author gives special attention to detailed consideration oftechniques ofdeveloping corporate values in the institute ofhigher education as an economic player on the market of educational services.

Keywords: corporate culture in the institute ofhigher education, corporate values, teaching in the e-Learning sphere, customer-oriented institute of higher education.

Д.А. ИВАНЧЕНКО, канд. социол. наук

Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS

В статье рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы построения информационной системы управления учебной и научной деятельностью с распределенной, децентрализованной инфраструктурой. Применение модели SaaS (Software as a service) позволяет эффективно использовать ресурсы и потенциал высших учебных заведений и обеспечить менеджмент учебного заведения удобными и надежными инструментами планирования, контроля и анализа результатов всех видов деятельности.

Ключевые слова: образование, управление учебным процессом,, информационная система, модель SaaS.

Современная информационная система гента учащихся, мониторинг и контроль

управления учебной и научной деятельно- успеваемости и посещаемости, организа-

стью-этосложная организационнаяструк- цию рационального документооборота,

тура, которая должна поддерживать боль- управление научной деятельностью и т.д.

шое количество объектов управления дея- Процесс создания и развертывания эф-

тельностью учебного заведения и быть ори- фективных решений управления учебным

ентирована на организацию приема абиту- процессом в условиях переориентации об-

риентов, планирование учебного процесса, разовательной парадигмы на компетентно-

управление информационно-методически- стно-кредитный подход и двухуровневую

ми ресурсами, администрирование контин- систему подготовки специалистов характе-

ризуется объективной необходимостью решения следующих задач:

■ введение системы академических кредитов (зачетных единиц) для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине;

■ использование балльно-рейтинговой системы для оценки индивидуальных результатов обучения студентов;

■ применение технологий индивидуально-ориентированной организации учебного процесса (индивидуальных траекторий обучения).

Комплексное решение вопросов применения новейших способов оценки результатов обучения студентов, методов количественной характеристики и диагностико-де-ятельностного контроля качества обучения требует, помимо всего прочего, наличия в современной информационной системе управления учебным процессом вуза автоматизированной балльно-рейтинговой подсистемы для оценки индивидуальных результатов обучения студентов в условиях ком-петентностно-кредитного подхода [1].

Применение автоматизированной подсистемы расчета рейтинга в учебном процессе позволит не только оценивать интеллектуальные действия, личностные свойства, специальные и общепрофессиональные, инструментальные и социальные компетенции учащегося в любой момент времени, что является одним из важнейших мотивирующих факторов обучения студентов, но и сформировать паспорт выпускника по окончании обучения, в котором будет отмечена не только его квалификация, но и уровень достигнутых в процессе обучения компетентностей.

На практике в большинстве вузов России под информатизацией образования понимается лишь обеспечение учебного процесса компьютерной и оргтехникой, средствами мультимедиа и предоставление доступа в Интернет, что в целом не меняет ни характера обучения, ни процессов, связанных с организацией и управлением учебной и научной деятельностью. Это приводит к

увеличению расходов, связанных с заработной платой высококвалифицированных специалистов, обслуживанием и ремонтом техники, приобретением и настройкой лицензионного программного обеспечения, обеспечением безопасности, охранных услуг, и к несоответствию затраченных ресурсов и полученных результатов. По некоторым оценкам, сегодня более 70% IT-бюджетов расходуется только на сохранение существующего положения и менее 30% тратится на инновации и достижение конкурентного преимущества [2].

Если учебные заведения самостоятельно разрабатывают решения для автоматизации учебного процесса, то им приходится привлекать большое число высококвалифицированных экспертов в области организации и управления учебным процессом, аналитиков и программистов, что приводит к росту проблем, связанных с управлением проектом, к увеличению количества ошибок, затрат на внедрение, поддержку, обновления, а в итоге - к высокой стоимости конечного решения.

Таким образом, сегодня актуальным вопросом является технологизация процессов управления учебной деятельностью на базе возможностей, предоставляемых современными компьютерными технологиями, и коммуникационного потенциала Интернета, а также их научное описание [3].

На наш взгляд, для решения вопросов рационального использования IT-бюджетов и потенциала вузов и создания эффективной системы управления учебной и научной деятельностью в современных условиях целесообразно использовать модель SaaS, получившую широкое распространение в США и странах Западной Европы [4].

SaaS (Software as a service - программное обеспечение как услуга) - это концепция построения информационной инфраструктуры, при которой поставщик разрабатывает информационное решение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преиму-

щество 8аа8 для пользователя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и программного обеспечения, работающего на нем.

В основе 8аа8 лежит принцип подписки: программное обеспечение не продается как продукт, а предоставляется в аренду, стоимость которой зависит от функционала, числа пользователей, объема транзакций и других количественных показателей. Чтобы использовать возможности 8аа8, необходимо иметь клиентское оборудование и инфраструктуру, обеспечивающую доступ в Интернет.

Модель 8аа8 характеризуется следующими ключевыми признаками:

■ удаленный доступ к программному обеспечению предоставляется по интернет-каналам через веб-интерфейс (браузер) или программный управляющий интерфейс (тонкий клиент);

■ программное обеспечение развертывается в едином дата-центре, а не на мощностях каждого конкретного заказчика; таким образом, для конечных пользователей создается пул ресурсов, не зависящий от их местоположения;

■ ответственность за поддержку работоспособности и производительности программного обеспечения, устранение ошибок и защиту данных несет провайдер 8аа8;

■ программное обеспечение предоставляется на условиях, сочетающих в себе правила лицензирования, хостинга и технической поддержки, и предполагает периодическую оплату;

■ возможно изменение объема услуг в любой момент времени и на любом этапе использования программного обеспечения.

Преимущества применения концепции 8аа8 для высших учебных заведений заключаются прежде всего в отсутствии больших финансовых затрат, связанных с приобретением дорогостоящего серверного оборудования и организацией специальной инфраструктуры, в минимизации затрат на

развертывание решения и его внедрение, приобретение и разработку специализированного программного обеспечения, в снижении необходимости инвестиций в неосновные фонды и т.д.

В качестве областей применения 8аа8 в вузах можно назвать следующие:

- е-Ьеагшп§;

- управление учебными процессами;

- управление НИР и ОКР;

- управление деловыми процессами;

- электронный документооборот;

- обучающие тренажеры, лабораторные практикумы;

- электронные каталоги и медиатеки;

- финансово-экономическая деятельность;

- административно-хозяйственная деятельность;

- дистанционное обучение (справедливости ради отметим, что Интернет-обучение всегда строится по модели 8аа8, т.к. доступ к материалам и взаимодействие участников процесса осуществляются на площадке провайдера, однако эти услуги предоставляются непосредственно учащемуся и преподавателю, а не учебному заведению).

Задачу построения удаленной инфраструктуры можно решать как комплексно, так и используя отдельные возможности 8аа8, но в любом случае это потребует стандартизации и унификации типичных процессов, ориентированных, во-первых, на организацию учебной деятельности (доступ к учебно-методическим материалам; общение в реальном и отложенном времени; применение электронных тренажеров и практикумов; автоматизированный контроль знаний; доступ к электронным каталогам и медиатекам и пр.); во вторых, - на управление образовательным процессом (номенклатура дел и организационно-распорядительная документация; приемная комиссия, факультет, кафедра, аспирантура; составление расписания; учет успеваемости и посещаемости; управление научной деятельностью; финансово-экономическая деятельность; статистика и отчетность и пр.);

в- третьих, на управление учебным контентом (инструменты для создания и организации взаимосвязи текстовых и мультимедийных материалов, тестовых и контролирующих программ, электронных энциклопедий, словарей и справочников и пр.).

Безусловно, подобная модификация процессов управления учебной деятельностью сопряжена с рядом проблем, связанных с организационно-правовой формой вуза, отраслевой спецификой, количеством студентов, реализуемыми формами обучения, структурой вуза и пр. Особо отметим регламентирующий характер необходимых мероприятий, которые включают в себя разработку и принятие пакетов документов, определяющих сферу создания и использования информационных ресурсов (технические регламенты, вопросы авторского права, информационной безопасности, использования электронной цифровой подписи), специфику информационных отношений в образовательном пространстве (сглаживание социально-психологических различий и уравнивание участников информационного взаимодействия по статусу, их формальное и неформальное структурирование в группы), трудовую сферу (стандарты организации, производственные полномочия, обязанности и ответственность, должностные инструкции, мотивационные схемы). В этом случае создание единого информационного пространства позволит предложить конечным пользователям (учебным заведениям) не столько программное обеспечение, сколько реализацию конкретных функций управления учебным заведением.

Не последнюю роль в готовности вуза к использованию концепции 8аа8 играет повышение компьютерной и информационной компетентности участников образовательного процесса (как обучающихся, так и педагогов), их информационной культуры, приобретение и развитие необходимых компетенций для работы с информационными технологиями и ресурсами Интернета.

Очевидно, что выполнение всех этих

условий потребует от учебного заведения, во-первых, серьезных финансовых вложений, а во-вторых, значительного времени на их реализацию. Между тем уже сегодня возможно применение данного подхода без существенных затрат для совершенствования информационной инфраструктуры вузов, имеющих территориально-региональное деление (филиалы, представительства отделения и др.) и ведущих единую управленческую и учетную политику.

Использование головного вуза в качестве провайдера услуг 8аа8 для развертывания информационной системы управления учебной и научной деятельностью с распределенной, децентрализованной инфраструктурой позволит по-новому подойти к решению таких задач, как:

■ репликация данных и совместная работа с информационными потоками для распределенных структур учебного заведения;

■ ведение единой картотеки учащихся вуза, накопление истории изменений данных и истории взаимоотношений с учащимся (в т.ч. его успеваемости, посещаемости, компетентностного рейтинга, конкурсного ряда и пр.);

■ формирование, сопровождение и контроль рабочих учебных планов по направлениям и специальностям вуза;

■ формирование и модификация банков программно-дидактических тестовых заданий (банков тестовых материалов) по различным направлениям и специальностям;

■ обеспечение доступа к корпоративным информационным ресурсам учебного заведения (полнотекстовым базам отраслевых и межотраслевых электронных журналов, оцифрованных учебников, учебных программи методических пособий, тематических подборок и др.);

■ использование единого реестра личных дел административного и профессорско-преподавательского персонала, ведение истории приказов по каждому сотруднику за весь период работы;

■ ведение и сопровождение единого управленческого и финансового учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

■ предоставление данных для анализа различных тенденций изменения внешней среды (количественный и качественный состав абитуриентов и студентов, распределение по регионам, социальный статус, успеваемость, востребованность направлений научных исследований и пр.);

■ расчет зарплаты для всех сотрудников вуза с учетом ставок, премий, отпусков, больничных и других отвлечений с автоматическим расчетом налоговых и социальных отчислений; в случае необходимости - единый для вуза и его структур бухгалтерский и налоговый учет, начисление стипендии, формирование финансовых и аналитических отчетов различного характера и т.д.

Как показывает практика, использование возможностей децентрализованной информационной системы управления учебной и научной деятельностью позволяет снизить расходы на управление образовательным учреждением; установить единый стандарт оформления и ведения документации и сократить время согласования и визирования; осуществлять эффективное планирование и контроль деятельности сотрудников; исключить дублирование работ и проведение ненужных и второстепенных процедур; сформулировать четкие критерии к качеству результата на каждом этапе управленческого процесса; обеспечить прозрачность процесса управления; реализовать на практике систему менеджмента качества и т.д.

Объединение в единое целое процессов планирования, анализа и контроля по всем направлениям деятельности высшего учебного заведения позволяет на качественно новом уровне реализовать всестороннюю информационную поддержку образовательного процесса и обеспечить менеджмент учебного заведения удобными и на-

дежными инструментами планирования, контроля и анализа результатов всех видов деятельности, распределения материальных, кадровых, финансовых ресурсов.

Наличие представленных достоинств технологизации информационной инфраструктуры вуза на базе модели SaaS не отменяет необходимости решения комплекса проблем, связанных с безопасностью и защитой информации, быстродействием и пропускной способностью средств коммуникации и маршрутизации, с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, регулирующей особенности применения информационных технологий в образовании, «цифровым неравенством» между регионами, с низким уровнем доверия пользователей к аутсорсинговым услугам, распространенностью пиратского программного обеспечения и т.д.

Несмотря на указанные трудности, правильная стратегия организации и управления процессом обучения и применения современных информационных и компьютерных технологий не только позволит отработать инновационную модель взаимодействия учебных заведений в современном образовательном пространстве, но и обеспечит прямую экономическую выгоду от ее применения.

Литература

1. Примерное положение об организации

учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц: Приложение к письму Министерства образования РФ № 1-55-357 ин/15 от 09.03.2004.

2. Эффективное формирование IT-бюджета

// Информационный бюллетень «Outsourcing». 2009. Март. URL: http:// www.outsourcing.ru/download/bulletin/ outsourcing_bulletin_06.pdf.

3. Иванченко Д.А. Системный анализ дистан-

ционного обучения. М.: Союз, 2005. C. 79.

4. См., например: Frey K. L. Application service

provider and software as a service agreements line by line: a detailed look at ASP and SaaS agreements and how to change them to meet

your needs. Boston: Aspatore Books, 2007. 105 p.; Lejnemark M, Zachrisson J. SaaS adoption among small and medium sized companies in Sweden. Stockholm: Tillampad informationsteknik, Kungliga Tekniska hog-skolan, 2007. 54 s.; Huru H.A. MILAS:

modernizing legacy applications towards service oriented architecture (SOA) and software as a service (SaaS). Oslo, 2009. IX, 114 s.; Moore B. A service broker framework for software-as-a-service (SaaS) applications. Ottawa: Library and Archives Canada, 2008.

IVANCHENKO D. CONSTRUCTION OF HIGHER SCHOOL INFORMATION INFRASTRUCTURE APPLYING THE SAAS MODEL

The article considers the basic advantages, problems and prospects of construction of management information system for educational and scientific activity with distributed, decentralized infrastructure. Applying the SaaS (Software as a service) model makes it possible to use effective higher school resources and potential and provide management of higher education institutes with convenient and reliable tools for planning, control, analysis of results of all types of activity.

Keywords: educational process management, information system, SaaS model.

В.Н. КУХАРЕНКО, доцент Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

Подготовка преподавателей университета к работе в среде e-Learning

В работе описана система повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения, реализуемая в НТУ «ХПИ» с 2003 г. Рассматривается подготовительный этап, разработка дистанционного курса и проведение дистанционного учебного процесса. Всего по данной методике прошли подготовку более 3000 преподавателей Украины.

Ключевые слова: e-Learning, подготовка преподавателей, дистанционный курс.

Западные педагоги в своих многочисленных публикациях не устают подчеркивать тезис о возможности и достижимости высокого качества дистанционного обучения. При этом отмечается, что во многом это зависит от уровня подготовки преподавателей. Поэтому, если мы хотим сохранить или повысить уровень подготовки наших специалистов, нам необходимо организовать систему повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения с учетом того, что преподаватель, как правило, не имеет специального педагогического образования. Ему сначала необходимо дать азы дистанционного обучения, затем показать, как учебные материалы курса можно транс-

формировать в дистанционный курс наиболее простым способом. На последнем этапе следует продемонстрировать, как дистанционный курс можно использовать в учебном процессе - как очном, так и дистанционном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятая в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт.» стратегия повышения квалификации преподавателей университета направлена на создание целостной и гибкой модели смешанного обучения. В процессе разработки собственного дистанционного курса преподаватель создает учебные материалы, которые:

1) учитывают потребности аудитории и ее специфику;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.