МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
УДК 681.3_519.86
Н. П. Ганюкова, В. Ф. Шуршев Астраханский государственный технический университет
ПОСТРОЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ СЕМАНТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗНАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ В ФОРМЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОНТОЛОГИИ
Введение
Прежде чем рассмотреть проблему построения предметной онтологии предприятий корпоративной структуры необходимо определить само понятие «корпорация» и ее отличие от предприятий других организационно-правовых форм; уточнить, какие именно организации могут быть отнесены к корпоративным структурам; выявить специфические черты и характеристики корпораций, отличающие предприятия данного типа.
Вопросы управления корпоративными структурами были рассмотрены в работах таких ученых, как проф. Е. С. Стоянова, проф. В. В. Бочаров [1], проф. В. Г. Балашов и др. [1-3].
Корпорация - латинское слово (corporate - сообщество), обозначающее общество, объединение, союз на основе частно-групповых интересов. В большинстве случаев к корпоративным структурам относятся объединения предприятий, в результате которых появляется центральное управляющее звено, координирующее их совместные действия. Смысл такого объединения состоит в том, чтобы благодаря централизации руководства и концентрации имеющихся финансовых ресурсов достигать общей поставленной цели во благо каждого из структурных предприятий.
Следует различать понятие «корпорация» в широком и узком смысле слова [4].
В широком смысле слова корпорация - это коммерческое предприятие (организация), создаваемое с целью получения прибыли путем предпринимательской деятельности, имущество которого складывается из долей (вкладов) учредителей (участников).
В узком смысле слова корпорация - это объединение (союз) предприятий, предусматривающее долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.
Рассматривая особенности организации финансов корпорации, следует иметь в виду, что это финансы, во-первых, хозяйственных товариществ и обществ - основной массы предприятий в России (кроме производственных кооперативов, индивидуальных частных предприятий, государственных и муниципальных унитарных предприятий) и, во-вторых, крупных объединений и союзов предприятий.
Онтология - это разновидность сетевой модели представления знаний. Онтология - понятие не новое, но в современной науке с точки зрения информационных технологий ему придается новое значение. Так, наиболее распространено определение, в соответствии с которым онтология есть точная спецификация концептуализации [5, 6].
На практике онтологический подход применяется достаточно широко: при создании, использовании и организации эффективного поиска в базе знаний; при создании систем, реализующих механизм рассуждений; при организации семантического поиска в сети Internet и т. д.
Кроме того, построение онтологий эффективно при необходимости построения общего понятийного пространства некоторой предметной области, т. е. ее концептуальной модели.
Дадим определение онтологии с точки зрения применения в области информационных технологий.
Онтология - это построение формализованной семантической модели знаний о некоторой предметной области с целью конкретизации терминов и понятий.
Построение онтологии проблемы обеспечивает адекватное понимание информации, возникающей в процессе работы над конкретной задачей данной предметной области. Это означает, что онтология построена для того, чтобы определить общую терминологическую базу проблемы управления рисками финансовых потоков (^С) корпорации, и подразделяется на три типа:
- метаонтология - содержит описание общих понятий, не зависящих от конкретной корпорации, изменяется незначительно и может считаться статической;
- предметная - формализованное описание предметной области, обычно используется как уточнение метаонтологии или предназначается для формирования понятийных пространств предметной области;
- онтология конкретной задачи - специфичная онтология, отражающая совокупность терминов, задач и проблем.
В общем случае онтология описывается следующим набором данных:
О = < То, Я, Р > ,
где То - набор терминов предметной области; Я - семантически значимые отношения; Р - определение функций интерпретации.
Построение формализованной семантической модели предметной области в виде предметной онтологии можно разделить на два этапа:
1. Иерархическое описание терминов (концептов) предметной области, служащее ядром онтологии (рис. 1, 2).
2. Описание объектов заданной предметной области, их свойств и отношений между ними (рис. 3).
Рис. 1. Терминологическая база задачи формирования финансовых потоков корпорации
Терминологическая база проблемы управления финансовыми потоками корпорации разделена на два ядра: первичное - формирование финансовых потоков и вторичное - управление финансовыми потоками, где оценка и регулирование степени риска финансовых потоков являются ключевыми элементами управления.
Рис. 2. Терминологическая база задачи управления финансовыми потоками корпорации
После того как определена терминологическая база проблемы управления финансовыми потоками предприятия корпоративной структуры, отражающая специфику данной предметной области, можно перейти к построению предметной онтологии. Концептами в ней будут выступать определения, заданные в терминологической базе.
Рис. 3. Онтология предметной области
Проектирование онтологии управления риском финансовых потоков корпорации выполнено с применением нотации ГОЕР5 [7].
Заключение
Построение общей концептуальной модели корпорации с помощью онтологического подхода позволяет устранить семантическую неопределенность, неизбежно возникающую при использовании знаний высокой степени общности.
Использование онтологии предметной области предприятия корпоративной структуры в процессе управления финансовыми потоками корпорации позволит решить задачи каталогизации и классификации данных, что существенно снизит вероятность возникновения избыточности и дублирования информации, и, следовательно, упростит процесс формализации.
Процесс разработки онтологии включает в себя составление словаря онтологии, содержащего термины (понятия) предметной области, который в дальнейшем используется для исследования свойств и характеристик представленных в нем терминов. Привести весь объем словаря онтологии в данной статье не представляется возможным в связи с большим числом элементов (более 160 определений).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стоянова Е. С. Финансовый менеджемент. Теория и практика. - М.: Перспектива, 2005. - 656 с.
2. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2002. - 450 с.
3. Балашов В. Г., Ирикова В. А. Технологии повышения финансового результата. - М.: МЦФЭР, 2006. - 672 с.
4. Григорьева Е. М., Перепечкина Е. Г. Финансы корпораций: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Тактарова
- М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 с.
5. Башмаков А. И., Башмаков И. А., Интеллектуальные информационные технологии. - М.: Изд-во
МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. - 302 с.
6. Верников Г. Стандарт онтологического исследования ГОЕГ5: Электронный ресурс. - М.: С1ТГО-
RUM.RU, 1999.
7. Л//^://№ж^оп1:орпзе.ёе.
Статья поступила в редакцию 30.11.2006
CONSTRUCTION OF THE FORMALIZED SEMANTIC MODEL OF KNOWLEDGE OF THE ENTERPRISE OF CORPORATE STRUCTURE IN THE FORM OF SUBJECT ONTOLOGY
N. Р. Ganyukova, V. F. Shurshev
Theoretical and practical aspects of application of the ontological approach are considered at construction of conceptual model of management by financial streams of corporation. The terminological base of a problem of management by financial streams of the enterprise of the corporate structure, reflecting specificity of the given subject domain is stated. The formalized semantic model of a subject domain in the form of subject ontology is constructed by concepts, in which the definitions set in terminological base act. Construction of the general conceptual model of corporation by means of the ontological approach allows to eliminate the semantic uncertainty inevitably arising at use of knowledge of high generality.