В условиях рыночной экономики повышается роль местного самоуправления, как ведущего звена в политике комплексного социальноэкономического развития города и защиты интересов его жителей.
Сегодня можно констатировать факт, что решение об изменении структуры собственности путем проведения приватизации не дало ожидаемых результатов. Поэтому задача приведения структуры собственности города в соответствие с требованиями развития города и его экономики остается открытой.
Отсутствие четкого административного воздействия на экономические процессы и учета возможных негативных социальных последствий экономических преобразований при осуществлении реформ может привести к серьезной деформации инфраструктуры города.
Поэтому в сложившейся в городе ситуации важное значение приобретает восстановление муниципального контроля над предприятиями коммунальной и бытовой инфраструктур города, осуществление регулирующих функций по управлению этими предприятиями. Для появления у городских властей реальной возможности регулирования развития городской инфраструктуры и сохранения нормально работающих предприятий этой инфраструктуры такие предприятия должны перейти в муниципальную собственность или совместную собственность с сохранением контроля местных органов самоуправления.
Решение этой задачи требует осуществить ряд организационноэкономических мер, в основе которых видится реализация реструктуризации собственности муниципального хозяйства.
В работе предлагается алгоритм реструктуризации собственности, реализующий одно из направлений выхода из экономического кризиса муниципального хозяйства города Таганрога.
В рамках этого алгоритма каждое предприятие города должно быть рассмотрено не как обособленный объект, а как структурная единица единой социально-экономической системы города. Должен быть проведен финансово-хозяйственный анализ важнейших структуроопределяющих предприятий города.
Предварительный анализ финансового состояния предприятий проводится для обоснования решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным. Этот анализ может быть проведен с помощью следующих показателей: коэффициента текущей ликвидности; коэффициента обеспеченности собственными средствами и коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.
ББК 67.9.9(2)1
Т.В. Маруда
ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ
В основе решения большинства экономических проблем лежит финансовая система - система форм и методов формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, предприятий и населения. Кризисное состояние российской экономики и общест-
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
ва в целом требует выработки новых средств и способов воздействия на финансовую систему с целью выполнения программных положений социально-экономического развития страны. Та же проблема стоит и на местном (муниципальном) уровне. Дерево целей является в этом смысле традиционным и наиболее удобным отображением модели целенаправленного процесса.
Применительно к муниципальной финансовой системе в качестве доктрины, которая будет лежать в основе построения дерева целей, выбирается национальная программа социально-экономического развития страны (Концепция среднесрочной программы правительства России на 1997-2000 г. “Структурная перестройка и экономический рост”). Определяем совокупность глобальных целей и задач управления МФС и осуществляем их декомпозицию. При этом необходимо учитывать, что подцели обуславливают, способствуют достижению целей более высокого порядка.
Дерево целей управления МФС представлено на рисунке.
ё' Декомпозиция целей ё2 Р1 Р2 Рз Р4 различных уровней представлена в таблице.
Цель Уровень Что означает? Что способствует? Чем обусловлена?
Стабилизация социально-экономического положения в регионе Сч ♦ обеспечение социальной стабильности Сц; ♦ обеспечение экономической стабильности Ср.
Обеспечение социальной стабильности Сц ♦ обеспечение высокого уровня материального благосостояния Сш; ♦ обеспечение высокого уровня духовного развития общества Оц2; ♦ обеспечение безопасности Сцз-
Обеспечение высокого уровня материального благосостояния ♦ высокий уровень занятости ♦ ВЫСОКИЙ уровень ДОХОДОВ ТП2, ♦ равномерное распределение доходов (низкий уровень социальной
дифференциации) т,з; ♦ высокий уровень развития социальной инфраструктуры т4.
Обеспечение высокого уровня духовного развития общества; С112 ♦ высокий уровень образования ♦ ВЫСОКИЙ уровень культуры £2•
Обеспечение безопасности сиз ♦ безопасность жизни и здоровья Бь ♦ экологическая безопасность б2; ♦ информационная безопасность в?,.
Обеспечение экономической стабильности &12 ♦ высокий уровень развития промышленности сш; ♦ высокий уровень развития городской инфраструктуры С122.
Высокий уровень развития промышленности; <-421 ♦ инвестиции рь ♦ НТП (новые технологии) р2; ♦ высокая эффективность менеджмента рз; ♦ конкурентоспособность (прочные рыночные позиции) Р4.
Высокий уровень развития городской инфраструктуры. С122 ♦ инвестиции в инфраструктуру ц; ♦ НТП (инновации) ♦ контроль за деятельностью естественных монополий ^
Таким образом мы попытались дать ответ на вопрос, как формулировать цели управления любой системой (в том числе экономической), как их представить в виде, удобном для анализа и моделирования.
УДК 338.2
А.Э. Саак, Е.В. Пахомов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии со ст. 113 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие признается коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В процессе своего функционирования предприятие заключает финансовохозяйственные договора.
Крупные коммерческие контракты осуществляются, как правило, на условиях кредитования. При заключении сделки на приобретение одного и того же товара продавцы могут предлагать разные условия: различные цены товара, величины авансовых платежей, сроки поставки товара, продолжительность льготного периода, моменты и сроки погашения задолженности, ставки процентов по кредиту.
Потребитель, приобретая товар, обладающий равными качественными параметрами, выбирает не только наиболее низкую цену, но и