Научная статья на тему 'Построение адаптивной системы заказа и бронирования авиабилетов в распределенных сетях'

Построение адаптивной системы заказа и бронирования авиабилетов в распределенных сетях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
804
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Быков Виктор Владимирович, Котиков Вячеслав Иванович, Криницин Виталий Васильевич

В статье рассматривается новый подход при создании систем заказа и бронирования авиабилетов с использованием сети Интернет, позволяющий формировать электронный билет непосредственно пользователем этой системы на своем рабочем месте. Приводятся структурная схема системы и ее основные элементы, включая базы данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение адаптивной системы заказа и бронирования авиабилетов в распределенных сетях»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Информатика. Прикладная математика

№ 92(10)

УДК 681.324

ПОСТРОЕНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКАЗА И БРОНИРОВАНИЯ АВИАБИЛЕТОВ В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СЕТЯХ

В.В. БЫКОВ, В.И. КОТИКОВ, В.В. КРИНИЦИН

В статье рассматривается новый подход при создании систем заказа и бронирования авиабилетов с использованием сети Интернет, позволяющий формировать электронный билет непосредственно пользователем этой системы на своем рабочем месте. Приводятся структурная схема системы и ее основные элементы, включая базы данных.

Высокая конкуренция между существующими системами по заказу и бронированию авиабилетов [1-3], появление ряда сайтов-агентств в сети Интернет [4-5], предлагающих свои услуги по реализации авиабилетов, потребовали пересмотра в концепциях создания и развития новых систем. Это влечет за собой создание новых технологий, основанных на архитектуре «клиент-сервер», и переход от робастных к адаптивным режимам работы серверных узлов таких систем [6]. Несмотря на обширную литературу, посвященную вопросам проектирования и создания систем заказа и бронирования авиабилетов «Сирена» [7], «Габриэль», «Амадеус», «Г алилео», в них отсутствуют сведения по новым концепциям и их реализациям. Целью данной статьи является восполнить этот пробел.

1. Сущностная модель системы бронирования и заказа авиабилетов

В основу новой концепции создания систем заказа и бронирования авиабилетов должны быть положены следующие основные принципы: дружелюбный интерфейс пользователя при работе с системой, высокая технологичность при создании таких систем, основанная на современных информационных технологиях, использование высокоскоростных выделенных каналов и эффективная работа серверных узлов таких систем [8].

Для реализации поставленных задач была сконструирована сущностная модель системы бронирования и заказа авиабилетов, представленная на рис. 1.

Рис. 1. Сущностная модель системы бронирования и заказа авиабилетов в реальном масштабе времени

Эта модель включает в себя четыре важнейших элемента:

- заказчика на информационную услугу, связанную с резервированием авиабилетов различных авиакомпаний;

- информационные транспортные артерии, обеспечивающие обмен информацией между

заказчиком и серверной частью системы;

- базы информационных ресурсов (БИР), содержащие сведения о рейсах, самолетах и свободных местах в этих самолетах, а также статистические данные о востребованности рейсов в различное время;

- программно-аппаратный комплекс (ПАК), обеспечивающий функционирование всей системы в архитектуре «клиент-сервер».

Если рассматривать весь процесс резервирования авиабилетов, то представленная сущностная модель оказывается справедливой для различных технологий. При этом выбранная технология накладывает определенные ограничения на техническую реализацию самой системы. Особенно заметно это проявляется в программно-аппаратном комплексе и использовании информационных транспортных артерий. Агентства-сайты, работающие в Интернете, следует отнести к гибридным структурам, так как при заказе билетов используется высокоскоростная сеть Интернет, а их доставка осуществляется с помощью курьеров. В этом случае сохраняются все те недостатки, которые были присущи системам класса «Сирена».

2. Условие эффективной работы авиакомпаний

Преимущества разрабатываемой системы резервирования авиабилетов можно наглядно увидеть, если сравнить технологии, положенные в основу существующих и создаваемых систем, структурные схемы которых представлены на рис. 2.

Передача авиакомпанией агентству услуг билетов на рейсь

і і

Авиако мпания

Получение билета строгой отчетности авиапассажиром

Электронная проплата услуг авиакомпании

Формирование билета на рабочем месте клиента

Отправка электронной копии билета в автоматическом режиме в авиакомпанию и на регистрацию в аэровокзал

а) б)

Рис. 2. Существующая (а) и предлагаемая (б) технологии заказа и бронирования авиабилетов

В работающих системах (рис. 2а) всегда существует временной интервал задержки поступления денежных средств от клиента-заказчика в авиакомпанию за счет передачи посредникам функции реализации авиабилетов на свои рейсы. Кроме того, заказчик испытывает определенные временные неудобства, связанные с доставкой курьером билетов строгой отчетности и использованием наличных денег при взаиморасчетах. При этом не удается получить статистические данные о действительной потребности услуг, предлагаемых авиакомпанией, и тем са-

мым невозможно сформировать достоверный прогноз на сравнительно большой интервал времени, направленный на повышение эффективности работы самой авиакомпании.

Особенность новой технологии (рис. 2б) заключается в том, что Интернет-агентства получают в свое распоряжение от авиакомпаний только информационную составляющую услуг, а все финансовые расчеты клиент осуществляет непосредственно с авиакомпанией в режиме реального времени. В этом случае отпадает необходимость в билетах строгой отчетности. Их формирование происходит непосредственно на рабочем месте клиента с одновременным дублированием в авиакомпании и аэропорту, из которого осуществляется вылет клиента-заказчика, что исключает время ожидания клиентом получения билета. Это позволяет авиакомпании осуществлять постоянный мониторинг своих перевозок, делать более достоверным прогноз в своем развитии и приступить к целенаправленному формированию своего круга постоянных клиентов.

Если теперь предположить, что за период времени Т в Интернет-агентство, обслуживающее авиакомпанию, обратилось N клиентов, каждый из которых при одном обращении оплатил к билетов авиакомпании и за рассматриваемый период воспользовался ее услугами у раз через интернет-агентство, то работа авиакомпании будет эффективной за выбранный промежуток времени при условии

N МУ Ку

ХХХЩк - Осзба > Оак (при У 1N , 7 = 1М , к = 1 К X (1)

у=1 у=1 к=1

где щк - стоимость к-го авиабилета, оплаченного у-м клиентом при у-м обращении к Интернет-агентству за период времени Т; - число обращений одного клиента в Интернет-агентство за

период времени Т; Ку - количество билетов авиакомпании, оплаченных клиентом при одном обращении в Интернет-агентство; Осзба - затраты, входящие в стоимость авиабилетов и связанные с разработкой, созданием и эксплуатацией Интернет-агентством системы бронирования и заказа авиабилетов; Оак - затраты авиакомпании, выполняющей услуги по перевозке тех авиапассажиров, которые приобрели авиабилеты в Интернет-агентстве.

Если авиакомпания осуществляет оказание и других видов услуг для клиентов (перевозка почты, грузов), то в этом случае может быть составлена система аналогичных неравенств.

Представленное уравнение (1) наглядно показывает стратегию управления авиакомпанией, направленной на повышение эффективности ее работы, связанной с перевозкой авиапассажиров и внедрением новых технологий [9].

3. Архитектура новой системы заказа и бронирования авиабилетов

С учетом сформированной концепции построения системы БЗА и разработанной технологии взаимодействия между всеми ее участниками требования к системе сводились к тому, чтобы она работала в среде WEB, имела удобный интерфейс доступа для клиентов и авиакомпаний, а также обладала современной системой управления базами данных (СУБД), предназначенных для хранения информации о полетах, авиапассажирах, платежах (рис.3). В качестве такой СУБД была выбрана система Огас1е. Такая СУБД обладает развитыми средствами манипулирования данными. Ее работа связана с интенсивным потоком транзакций, которые выполняют преимущественно обновление данных.

Для реализации электронных платежей между клиентами, авиакомпаниями и банками создаваемая система должна включать аппарат обмена с базами данных (БД) авиаперевозчиков и банков, а также системы обработки посланных запросов в Интернет-агентство (рис. 3) и анализа статистических данных.

Уровень авиакомпании: web-терминалы

Запрос

Доступ к системе

Web сервер Apache

Э

а

оступ к системе

с PHP

Интернет-агенство

Рабочие места клиентов

СУБД

Oracle

"суБд^

MySQL

Рис. 3. Архитектура связей системы

В общем случае из множества вариантов ответов на запрос клиента-заказчика ему подчас надо выбрать один или два предложения, устраивающие именно лично его. Поэтому сортировка данных в системе по релевантности или другому еще более простому признаку увеличивает время поиска и принятия решения клиентом, что может привести к их потере и снижению эффективности работы как самой системы, так и авиакомпаний. Для устранения нежелательных последствий было принято решение реализовать адаптивный режим работы такой системы с целью оптимизации поискового процесса заказа и бронирования авиабилетов. Свойство адаптации отражается на появлении в системе обратных связей, не приводящих к ее самогенерации, учитывающих предпочтения клиентов и формирующих их весовые функции востребованности различных услуг, которые будут учитываться при всех последующих запросах клиентов. В результате на каждом шаге система будет подстраиваться под их индивидуальные требования.

4. Структурная модель построения баз данных системы БЗА

Учитывая многообразие задач, решаемых системой БЗА, была сформирована структурная модель построения баз данных всей системы (рис. 4).

Данные, поступающие от авиакомпаний, подвергаются на серверной части системы предварительной обработке, которая включает в себя операции фильтрации, селекции и объединения (рис. 4). Фильтрация данных носит, вообще говоря, индивидуальный (по отношению к авиакомпаниям) характер. Для каждой авиакомпании может создаваться свой набор фильтров, который включает в себя изменения и дополнения, вносимые компанией, а также особые пометки. Затем они объединяются в две различные коллекции: структурированные и неструктурированные данные. К структурированным данным относятся такие, которые оказываются связанными со справочником публикуемых данных, а к неструктурированным соответственно все остальные. Процесс поиска необходимых данных зависит от коллекции, к которой были отнесены данные в процессе создания публикационной БД.

Поиск структурированных данных осуществляется в едином терминологическом пространстве по двухэтапной схеме. Сначала по выбранным параметрам осуществляется выборка генеральных форм всех подходящих рейсов с указанием их загруженности. А потом для выбранной генеральной формы некоторого рейса дается список всех возможностей. Если нужные условия отыскать не удалось, система пытается найти аналог.

Рис. 4. Структурная модель построения баз данных системы

В рамках поиска в неструктурированных предложениях авиакомпаний у клиента-заказчика могут возникнуть трудности при формировании заказа на авиабилет с особыми требованиями. Необходимость в этом виде запросов возникает в единичных случаях, при невозможности пользоваться стандартным пакетом предложений.

Одним из ключевых элементов новой системы БЗА является разработка программы, обеспечивающей в архитектуре взаимодействия «клиент-сервер» создание на рабочем месте клиента его электронного билета [9-10]. Используя данные о клиенте, заложенные в этот билет, можно формировать различные статистические данные для принятия решений по совершенствованию работы как самой системы, так и авиакомпании.

5. Выводы

Разработанные концепция и технология для нового класса систем заказа и бронирования авиабилетов, в основе которых лежит адаптивная информационно-поисковая система, позволяют уменьшить финансовые потери авиакомпаний, повысить привлекательность их услуг для клиентов-заказчиков и впервые приступить на основе статистических данных к планомерному формированию каждой авиакомпанией своей постоянной категории авиапассажиров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые функции и возможности при работе с разделенными (Divide) бронированиями. // http://www.amadeus.ru, http://www.galileo-cis.com/

2. Необходимость усиления роли государства в управлении системой "Сирена-3". // http://www.sirena3.ru, http://www.sirena2000.ru

3. Установка программы «UniTerm». // http://www.acts.ru

4. СтарТрэвел в твоем городе. // http://www.startravel.ru/

6. Продажа и бронирование билетов on-line. // http://www.biletplus.ru

7. Котиков В.И. Электронная библиотека - информотека: структура построения, анализ и синтез ее основных элементов //Доклад на Международной конференции «EVA-2003 Москва».

- М.: ГТГ, 2003.

8. Жожикашвили В.А., Вишневский В.М. Сети массового обслуживания. Теория и примене-

ний к сетям ЭВМ. - М.: Радио и связь, 1988.

9. Котиков В.И., Быков В.В. Разработка структурной модели системы бронирования и заказа авиабилетов нового поколения //Тезисы докладов Международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию гражданской авиации России. - М.: МГТУ ГА, 2003.

10. Авиабилеты будут электронными // Воздушный флот, №11/43, 2004.

11. Авиакомпании летят в Интернет // Воздушный флот, №12/44, 2004.

CREATION OF ADAPTIVE AIRPLANE TICKETING AND RESERVATION SYSTEM USING INTERNET

Bykov V.V., Kotikov V.I., Krinitsin V.V.

In this article we consider a new approach to creation of airplane ticketing and reservation systems using Internet that allows a user to plan a trip and form an electronic ticket directly at his working place. We demonstrate a system structure chart and its technological implementation.

Сведения об авторах

Быков Виктор Владимирович, 1980 г.р., окончил МГТУ ГА (2002) ведущий программист ИВЦ МГТУ ГА, награжден медалью ВВЦ (выставка АВИА-2003) за разработку и создание новой системы заказа и бронирования авиабилетов, автор 3 научных работ, область научных интересов - информационные системы и технологии.

Котиков Вячеслав Иванович, 1941 г.р., окончил МЭИС (1967), член-корреспондент Международной академии информатизации, кандидат технических наук, профессор МГТУ ГА, заместитель начальника ИВЦ, автор более 60 научных работ, область научных интересов -электронные информотеки и информационные интеллектуальные системы и технологии.

Криницин Виталий Васильевич, 1940 г.р., окончил Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова (1963), доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, автор более 180 научных работ, область научных интересов - информационные технологии и системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.