Научная статья на тему 'Постнеклассический универсализм и сетевой человек'

Постнеклассический универсализм и сетевой человек Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Данилова Вера Софроновна, Кожевников Николай Николаевич

Постнеклассический современный универсализм рассматривается в контексте развивающей культуры. Исследуются перспективы развития «сетевого человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постнеклассический универсализм и сетевой человек»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №3

ФИЛОСОФИЯ

УДК 165.50

Постнеклассический универсализм и сетевой человек

B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников

Постнеклассический современный универсализм рассматривается в контексте развивающей культуры. Исследуются перспективы развития «сетевого человека».

The main directions of the Universalism development in context of the modern culture. Perspective development of "web person " are investigated.

Важнейшей проблемой эпохи бифуркации (конец XX в.- 30-е годы XXI в.) является формирование основ нового универсализма, становление которого будет коррелировать с развитием общепланетарной сетевой культуры, синтезом всех сфер духовного производства и соответствующих им видов деятельности. В этот переходный период научные и философские исследования направляются на выявление предельных оснований науки, культуры, формирование «сетевого человека» и его мировоззрения.

Интеграция в современных условиях возможна на нескольких основаниях: ноосфера и её основные элементы, науки биосферного и ноо-сферного классов, когнитивные науки. Последние призваны формировать ядро знания, общее для всего человечества, на основе теоретико-информационных моделей. Такое знание, прозрачное для всех индивидов, населяющих нашу планету, станет основанием всей системы знания. Происходящий универсальный синтез в полной мере раскрывается на основе вводимого и исследуемого нами понятия «равновесие-паутина». Равновесие-паутина представляет собой дальнейший этап в развитии концепции фундаментальных равновесий [1] и образуется за счет хаотических процессов (обменных процессов различных типов) на всех иерархических уровнях природы, преобразовывая системы и структуры в пределах этого уровня. В равновесии-паутине сама сеть взаимодействий оказывается важнее их источников, а основные ресурсы

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. философ, н., проф. ЯГУ; КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич -д. философ, н., проф.

энергии, информации, духовности содержатся в самой сети образующих её взаимодействий.

Имеющий в настоящее место кризис будет преодолен только в том случае, если человечество будет рассматривать свое существование в пределах некоторой нообиогеосферы, благодаря чему сам человек и все виды его деятельности станут элементами нового универсализма [2]. Универсум, в который должно вступить человечество до середины текущего столетия, будет представлять собой систему взаимосвязанных общепланетарных сетей-оболочек (социальных, научных, технических, экономических, финансовых и т.п.), основанием которых станет культура и её предельные основания. Во многом эти сети будут пересекаться, дополнять, развивать друг друга, формируя общепланетарное бытие и систему координат для его самоорганизации. Это бытие объединит в себе природное и духовное, материальное и идеальное, существующее и виртуальное.

Формирование культуры как планетарной суперсистемы (планетарной культуры) предполагает выявление многослойно-сетевой структуры этой суперсистемы, в которую в качестве элементов должны войти ядра традиционных культур. Все существующие и существовавшие культуры взаимодополнительны, они разные, однако каждая из них незаменима для дальнейшего развития цивилизации, и именно при таком их использовании возможна реальная интеграция человечества. Необходимо развивать фундаментальную дуалистическую тенденцию современной культуры, развивающую личностный и планетарный уровни и соответствующие им типы взаимодействия между людьми - через личностную и планетар-

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ

ную сети. Необходимо также формирование в отдельных культурах стыковочных узлов, позволяющих каждому человеку активно взаимодействовать с несколькими культурами, вовлекая тем самым различные грани отдельных культур в общепланетарную сеть.

Методология развиваемого универсализма в значительной степени основывается на системном, синергетическом подходах и феноменологическом методе. Естественнонаучные подходы позволяют сформировать внешний взгляд на происходящие культурные процессы, направляют формирование планетарных сетей как бы извне, тогда как методы феноменологии выявляют их внутренние особенности, имманентно присущие развитию культуры. Феноменологический подход позволяет исследовать становление современного универсализма через внутреннее развитие культуры. В рамках этого подхода наиболее последовательно обосновывается целостность системы взаимосвязанных культурных сетей, а также процесс их естественной самоорганизации. Метод позволяет последовательно переходить от различных структур сознания, соответствующих различным этапам становления культуры и общепланетарного бытия. Сознание, находящееся внутри этого развития и направляющее процесс изнутри, проходит следующие этапы:

1. Этап, соответствующий отдельным проявлениям повседневной обыденной культуры, с которыми сталкивается отдельный индивид в любом этносе. Эти столкновения характеризуются первичными культурными интересами и стремлениями, безоговорочно принимаемыми очевидностями и соответствующим им здравым смыслом.

2. Этап замыкания повседневной культуры в единое целое посредством её переживания. Этот этап соответствует описанию феномена отдельной культуры данного непосредственно.

3. Возникновение «модулей», обусловленных интересом к другим культурам, на основе которых может развиться устойчивый диалог. Когда отдельная культура осознает свои целостность, системность, структуру, то возникает естественное стремление сравнить все эти особенности с другими культурами.

4. Выявление сущности и структуры познания культуры, приводящее к формированию ядер и модулей отдельных культур. Эти сущности, ядра и модули усматриваются непосредственно на основе структур, полученных в предыдущих этапах.

5. Формирование системы диахроно-синхронических взаимодействий между отдельными культурами и их сущностями. Культуры исчезнувших цивилизаций и культуры, существующие ныне, используются в этом процессе равноправно, наряду с виртуальными и идеальными конструкциями, обеспечивающими коммуникации между ними.

6. Предварительное формирование общепланетарных культурных сетей. Основное достоинство феноменологического подхода заключается в том, что в любой момент можно восстановить естественную установку сознания, вернувшись к одному из первых этапов, что позволяет уточнить ориентиры, инварианты, отдельные фигуры сознания.

7. Прояснение сущности этих сетей и их структуры возможно вследствие того, что феномены сознания, соответствующие описанным выше этапам, становятся все более чистыми. Возникает замкнутая система сущностей культуры, объединяющая в одно целое ядра, модули мифологических, религиозных, философских, научных оболочек и сетей, идеальное и реальное бытие. Сущность и структура познания в рамках этого подхода выявляются в одном непрерывном потоке, в который вовлечен человек, вступивший в устойчивое взаимодействие с культурой. Человек как бы плывет в такой истинной культуре, становится её сущностью.

Культурные сети направляют формирование нообиогеосферы - совокупности всех устойчивых планетарных сетей и её фундаментальных элементов: нообиогеоценозов, нообиогеосфер-ных личностей. Нообиогеосфера формирует новую реальность, являющуюся естественным продолжением земных оболочек в соответствии с космическими ритмами. В её пределах неживое, живое, душевное, духовное образуют устойчивые целостные структуры, а каркасом общепланетарной культурной сети становится «равновесие-паутина». Нообиогеоценозы обеспечивают допустимое взаимное развитие человека, техники и природы на основе устойчивых квазикруговоротов вещества, энергии, информации. Нообиогеосферная личность соответствует одному из наиболее целостных элементов современного универсализма [3].

Формирование нообиогеосферы на основе культурных сетей начинается с взаимодополнительного объединения синхронического и диахронического срезов культуры. Первый из них характеризуется устойчивыми ритмическими взаимодействиями между фундаментальными

ДАНИЛОВА, КОЖЕВНИКОВ

элементами национальной и массовой культур. Второй - устойчивыми ритмическими взаимодействиями между элементами лучших образцов мировой культуры и культурными идеалами информационного общества. В настоящее время необходимо ускорить развитие душевной и духовной онтологических сфер индивида посредством каталитических методов образования, предполагающих постоянное совмещение нескольких взглядов на одни и те же понятия и явления, например внешнего и внутреннего взглядов.

Современный универсализм участвует в формировании новой «парадигмы культуры», которая способна обеспечить консенсус между всеми составными элементами современного человечества, а также социальными, политическими, культурными процессами, направляющими его развитие. Суть этой парадигмы заключается в том, что на смену человеку в современном его понимании придет «человек сетевой», который сознательно растворит себя в культурных сетях. В определенном смысле подобное растворение существовало в течение многих тысяч лет, когда человек был, прежде всего, элементом мифологических, а затем религиозных сетей. Относительно недавно, в середине Нового времени человек сбросил с себя все сети, стал свободным и вступил на путь интенсивной деградации. Если он не найдет для себя новые сети, то будет деградировать и скорее всего погибнет.

Экономический успех западных обществ, образование женщин и их эмансипация лишают семью экономических функций, а слом традиционных ценностей утверждает в семье более безличные связи. Современный человек многое потерял: веру в Бога, любовь, как результат трансцендирования высшей ценности, нахождения её в другом человеке, а взамен приобрел гораздо менее значимые утилитарные ценности. Человек в современном мире стал более одинок, чем в прежние века, причем в одиночество значительная часть индивидов начинает обращаться еще в детстве.

Мир внутренней сложности современного индивида часто не соответствует внешней сложности окружающего его мира. Человек ленится осваивать свой внутренний мир, у него не хватает на это ни умения, ни сил. В то же время рынок

готов предложить ему многочисленные рецепты мыслей, чувств, стереотипы поведения, ценности и индивид пользуется этими примитивными моделями, симулякрами, заменившими его подлинное существование. В современной научной литературе активно обсуждается проблема 20:80, согласно которой в информационном обществе востребованными окажутся только двадцать процентов населения - высококлассных специалистов, тогда как остальные будут просто не нужны. Мы категорически не согласны с подобной концепцией и глубоко убеждены в том, что людей будет просто не хватать для того, чтобы реализовать все необходимые для развития человечества проекты. Появится, например, профессия «смотритель культурной сети», поскольку эти формирования, хотя и возникнут в значительной степени стихийно, будут нуждаться в постоянной заботе: обновлении, развитии, текущем ремонте и т.п.

Культурные сети, если они станут заботой всего человечества, вернут человека в истинную систему координат. Новое растворение человека в сетях культуры будет происходить осознанно, добровольно, однако это единственный выход для него сохранить свое реальное существование и в значительной степени определяется развитием природы и всех её онтологических сфер (неживого, живого, душевного, духовного). Культурные сети будут способствовать развитию человека и всего человечества, предстанут как необходимый этап их эволюции. Только благодаря подобным сетям человек сможет понять свое высшее предназначение и в максимально возйожной степени освоить его. «Человек сетевой» - «Homo web» является важнейшим этапом эволюции человека и только такая перспектива спасет человечество от неминуемой деградации и гибели.

Литература

1. Кожевников H.H. От равновесия к равновесию. -М.: Мысль, 1997.-276 с.

2. Данилова B.C. Постнеклассический универсализм на основе концепции ноосферогенеза // Философские науки. - 2003. - № 6. - С. 137-151.

3. Данилова B.C. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник МГУ. Серия 7. «Философия». - 2004. - № 2. - С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.