Основные положения теорий, объясняющих воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на сознание человека, были разработаны еще в эпоху буржуазных революций мыслителями Англии и Франции. На этой основе в прошлом столетии сложились, в частности, теории и доктрины манипуляций сознанием индивида и социальных групп, а также общественным мнением. Кратко изложим содержание некоторых из указанных доктрин, имеющих отношение к нашей проблематике, их теоретические и практические результаты и существующие в них лакуны.
Одной из таких концепций является разработанное и представленное в фундаментальном труде А. Грамши «Тюремные тетради» (1948-1951) учение о гегемонии, согласно которому господство государства основано на силе (принуждении) и согласии (убеждении). По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии происходит не как столкновение классовых сил, а как невидимое, постепенное, «точечное» изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, включающее в себя мировоззренческие основания культуры. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. В условиях «кризиса гегемонии» требуются уже не только «молекулярные» воздействия на сознание, но и быстрые целенаправленные операции, которые наносят сильный удар по сознанию, заставляющий массы людей перейти от пассивности к активной позиции [4, с. 55]. Для этого требуется длительная обработка сознания средствами массовой информации. При этом важно, чтобы те или иные утверждения стали восприниматься человеком «на веру», минуя фильтры критического разума.
Следует отметить, что учение о гегемонии А. Грамши оказалось весьма действенным на практике, что нашло выражение в ненасильственном освобождении Индии от британского господства; в переходе Испании от франкистского режима к западноевропейской демократии; проведенной М. Тэтчер приватизации; сохранении гегемонии капитала в западном обществе; разрушении социализма в странах Восточной Европы и распаде Советского Союза [4, с. 57-59].
Однако необходимо иметь в виду, что А. Грамши разработал свою концепцию гегемонии на базе существующей в его эпоху научной неклассической, немеханистической картины мира, построенной на идеях теории относительности и квантовой механики. Сейчас эта картина мира начинает изменяться, становясь постнеклассической, основанной на «физике становления», теории нелинейных, самоорганизующихся процессов, т.е. на междисциплинарной синергетической парадигме, теории квантовой информации и фрактальном подходе. С позиций новой, формирующейся постнеклассической человекоразмерной картины мира обнаруживаются значительные теоретические лакуны в исследованиях воздействия современных информационнокоммуникационных технологий на сознание человека.
Представляется, что на основе фрактального подхода можно частично заполнить некоторые лакуны путем использования предложенной нами многофакторной модели воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека - «синергетического», или «серого ящика». Данная модель адекватна философии фрактального мира, а не западной классической философии: «Это значит, что западную классическую философию, основанную на платоновском учении о мире как правильном твердом многограннике, следует дополнить неклассической восточной (даосской) философией шероховатого, извилистого мира. Именно синтез западной философии мира как твердого, гладкого правильного многогранного кристалла и восточной философии шероховатого мира дает возможность создать универсальную картину мира, адекватную действительности» [8, с. 98].
Следует отметить, что постнеклассическая, человекоразмерная картина мира с необходимостью требует уже не междисциплинарной парадигмы, а новой, трансдисциплинарной стратегии научных исследований. Она раскрывает горизонты таких возможностей, которые имеют иной уровень концептуализации проблемы, новый ракурс ее рассмотрения. Это предполагает разработку соответствующего методологического конструкта социально-философского осмысления воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека.
Если концепция А. Грамши исходит из идеи общественного человека (массы, социального слоя, государства), то в фокусе внимания психологической доктрины находятся отдельная личность и малые социальные группы как объекты воздействия информационно-коммуникационных технологий. В ее состав входят психология личности, социальная психология, психоанализ, которые исследуют воздействие информации посредством различных систем знаков и символов и сопряжены с учением о высшей нервной деятельности [4, с. 60-61]. Теоретический психоанализ, как известно, проявил свою эффективность в фашистской пропаганде, ориентированной на инстинкты человека (инстинкт сексуальности и инстинкт смерти); в современной американской рекламе, воздействующей на подсознание человека (модальные чувства, действующие ниже «порога восприятия»). Значимость психологической доктрины заключается в том, что в ее рамках были разработаны эффективные комплексные методы воздействия на сознание, лежащие в основе информационно-психологического противоборства. «Суть информационно-психологической войны состоит в воздействии на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов» [3, с. 53].
В силу изоморфизма компьютерных систем и общественного сознания влияние информационной борьбы, которая основывается на математически выработанных алгоритмах, оказывается очень действенным. В этом плане представляют немалый интерес исследования С.П. Расторгуева, относящиеся к общему информационному подходу, имеющему информационно-психологическую и информационно-технологическую составляющие [10]. Здесь речь идет об информационных самообучающихся системах, в качестве которых могут рассматриваться человек, общество, государство и в целом человечество. Способность информационной самообучающейся системы целенаправленно перепрограммировать поведение аналогичной системы обусловлена знанием приближенного результата при информационном воздействии на вход этой системы. Другими словами, информационная самообучающаяся система представляет собой классический «черный ящик», содержание которого является неизвестным (имеются в виду происходящие в голове человека процессы), кроме параметров входа и предполагаемого выхода.
При этом необходимо учитывать, что каждый человек является носителем ценностей, интериоризированных им в процессе освоения традиций и стереотипов мышления собственной культуры и цивилизации. Поэтому весьма эффективным становится воздействие информационнокоммуникационных технологий на ценностную сферу, присущую индивидам и их общностям. Сегодня нет необходимости в завоевании тех или иных стран: достаточно посредством
информационно-коммуникационных технологий внедрить в сознание объекта свою систему ценностей.
В условиях глобализации очень действенными оказались современные теории и методологии информационных войн, в которых используются системы адаптивных механизмов и их упрощенных моделей - архетипов («заказчик», «приказчик», «специалист», «ученик», «объект информационного воздействия»), а также основанные на этих архетипах методологии обмана; методологии психического воздействия (семантические и синтаксические методы, логические уловки, гипнотические манипуляции); методы ложного доказательства в бизнесе и политике и пр. [13, с. 1819; 1]. Несмотря на изощренные методы воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и их несомненную эффективность, остается лакуна: «Что происходит в голове человека?».
Новейшие исследования в области синергетики, когнитивных и информационных технологий позволяют в некоторой мере заполнить эту лакуну «черного ящика» путем выдвижения модели «серого ящика». На основе информационной концепции распознавания образов и байесовской версии информации теперь становятся более прозрачными происходящие в функционировании мозга и сознания человека процессы. Другое дело, что параметры выхода системы «человек» в силу нелинейного характера протекающих при распознавании и самообучении процессов являются все же частично непредсказуемыми [9].
В этом плане свою действенность показала такая междисциплинарная доктрина, как социодинамика культуры, включающая в себя педагогические теории, языкознание, информационные дисциплины, знания о культурной трансмиссии. А. Моль обосновал фундаментальное положение о том, что западное общество сумело сгенерировать принципиально новый, мозаичный тип культуры [6]. Именно такая мозаичная культура для собственного воспроизводства потребовала нового человека - «человека массы» (Ортега-и-Гассет), которого шлифовала сконструированная в связи с этим новая, демократическая школа. В целях решения задачи обеспечения защиты сознания человека от негативного влияния мозаичной культуры на основе теории социального конструирования реальности А. Шюца, П. Бергера и Н. Лукмана нами была выдвинута концепция позитивного конструирования реальности. Это открывает возможность для социально-философского осмысления тенденций развития Интернета и конвергентных технологий под новым углом зрения: не только с позиции эффективности их воздействия на сознание, но и в перспективе модификации последнего на качественно новом уровне [9].
Исследование воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, на наш взгляд, с необходимостью требует рассмотрения такого теоретического базиса (основных понятий) социальной философии и научного знания, как «сознание человека», «культура». Прежде всего для этого необходимо обратиться к центральному понятию социальной философии -«общественному сознанию», в структуре которого особое место занимает «сознание человека». В этом контексте следует отметить, что общественное сознание является одним из ведущих понятий философии, социологии и психологии. Оно понимается как «специфическая форма идеального отражения и духовного освоения действительности, целостное духовное явление, обладающее внутренней структурой, включающей в себя различные уровни (теоретическое и обыденное, индивидуальное, групповое, классовое, общественное), виды (политическое, экономическое, правовое, эстетическое, этическое и т.д.), особые (массовое, национальное, общественное мнение) и превращенные (катастрофическое, патологическое, демагогическое, сумеречное, протестное, утопическое, иллюзорное и т.д.) формы» [12, с. 436]. Данная модель внутренней структуры общественного сознания широко используется в исследованиях по социальной философии, что дает возможность выяснить особенности воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека.
Следует иметь в виду, что компонентами общественного сознания и входящего в него индивидуального (сознания человека) выступают знания, интересы, потребности, ценностные ориентации и установки. Кроме того, надо принимать во внимание фактическое возрастание значимости субъективного фактора, духовного начала в развитии современного, информационного общества. В плане инструментального значения понятия «сознание человека» в социальной философии существенным является то, что общественное сознание «можно рассматривать и в социальном аспекте: как общественное, как групповое (классовое) и как индивидуальное
(личностное)» [12, с. 437]. Именно такое содержание понятия «сознание человека» в социальной философии, когда личность, или «Я», трактуется как сущность человека, избирается для выяснения особенностей воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека.
Еще одним важным фактором, который необходимо учитывать для раскрытия специфичности воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, является культура. В исследованиях установлено, что философия есть рефлексия над основаниями культуры, что категории культуры - это «мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт» [11, с. 11]. Именно в системе этих мировоззренческих универсалий складываются присущий той или иной культуре целостный образ человека и представления об отношениях с другими людьми, о социальной жизни. В данной системе обычно выделяются, согласно В.С. Степину, категории, характеризующие преобразования в деятельности объектов природы и социума, самого человека и его сознания, а также поведение и общение людей. «В этом смысле, - указывает он, - можно говорить о культуре как сложно организованном наборе надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, программ, в
соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и общения» [11, с. 9]. Для социальной философии важно то, что сама культура представляет собой совокупность символических программ мышления, чувствования и поведения людей. Именно культура фиксирует надбиологические программы человеческой деятельности, поведения и общения в различных знаковых формах и системах, «имеющих смысл и значение» [11].
Очередное расширение диапазона возможностей ИКТ влечет за собой и изменение культуры, которая теперь становится мультимедийной, виртуальной культурой. Эта виртуальная культура дает возможность индивиду генерировать в своем воображении возможные миры будущей практической деятельности; их воплощение в действительность изменяет саму социокультурную среду.
С этой виртуальной культурой органически связан Интернет, появление которого обусловлено вступлением человечества в новый этап научно-технической революции, когда наряду с известными понятиями вещества и энергии как атрибутов мировой «субстанции» получило равноправие понятие информации, что привело к появлению новой фундаментальной науки - информатики. Она дала возможность исследовать различные аспекты возникновения, получения, преобразования и передачи информации как мощной и продуктивной силы развития человеческого общества. Понятно, почему «Интернет и компьютерные сети в целом уже стали становым хребтом всех современных обществ по всему миру» [5, с. 6], и в качестве станового хребта глобализованного мира, могучего средства он помогает «пропагандировать мир и безопасность, развитие и обеспечение прав человека». Это генерировало новое явление - «управление использованием Интернета» [2, с. 43].
Электронная «Галактика Интернет» представляет собой мировое цифровое пространство, наполненное социокультурными смыслами и содержащее мощные сетевые ресурсы. «Галактика Интернет» по своей сути является противоречивым явлением со свойственными ему колоссальными возможностями и опасностями. В массиве информации, циркулирующей в сети Интернет, имеется вроде бы все: и знание, и псевдознание, и грезы. Развитие сети постоянно изменяет социокультурную среду и перестраивает мышление человека. Именно такой эмпирический факт, по мнению Б.И. Пружинина, и требует философского осмысления [7, с. 7]. Это осмысление сопряжено с поиском методологического основания, которым, согласно Пружинину, в случае разрушительных социокультурных последствий выступает постмодернистский дискурс. Хотя в целом исследователь считает, что «Всемирная паутина» качественно ничем не отличается от «Галактики Гутенберга». Различие между ними состоит лишь в размерности, не позволяющей предсказать, какими будут социальные, культурные и антропологические последствия, вызываемые «Галактикой Интернет» [7, с. 8].
Не следует забывать о том, что выстроенное на научных знаниях и современных технологиях (ИКТ, био- и нанотехнологиях) общество является очень хрупким и непрочным по сравнению с самим индивидом. Все ИКТ (плюс био- и нанотехнологии) есть неисчерпаемое самомоделирование человека как результата эволюции природы и общества, отсюда их инструментальный, вспомогательный характер. Эти информационно-коммуникационные технологии представляют собой не что иное, как объективированную сущность человека со всем спектром его потенций и интенций, неразрывно связанных с виртуальным, которое значительно богаче реального.
Литература
1. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.
2. Второй форум по управлению использованием Интернета (избранные материалы) // Информационное общество. 2008. № 3-4.
3. Инструменты мирового господства: Информационное оружие // Информационно-
психологическая и психотронная война: Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск, 2003.
4. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М., 2007.
5. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.
6. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
7. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2003. № 12.
8. Поликарпов В.С., Обуховец В.А. Философия фрактального мира. Таганрог, 2010.
9. Поликарпова Е.В. Современные ИКТ и «психокосмос» человека. Таганрог, 2011.
10. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2003.
11. Степин В.С. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия в современном мире (Размышления советских философов о XVIII всемирном философском конгрессе в Брайтоне). М., 1990.
12. Тощенко Ж.Т. Сознание общественное // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. Т. 2.
13. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике. М., 2007.