1- — http://www.zabvector.com
Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
УДК 1.101.2
DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1-174-177
Мария Владимировна Привалова,
кандидат философских наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Постмодерн - Трансмодерн - Поствитализм: размышления по поводу монографии В. А. Кутырёва «Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире»
В условиях быстрого развития информационных технологий, под непрерывным давлением всё ускоряющегося технического прогресса, боясь оказаться несостоятельным в какой-либо области своей деятельности, человечество не замечает движения в бездну. Именно размышлению над данной проблемой посвящена монография В. А. Кутырева. В книге высказываются оригинальные, нередко парадоксальные взгляды на жизнь в нашем веке. Диапазон от бытия до быта, меткие наблюдения фактов и эсхатологические представления о конечных перспективах человечества отличают развёрнутую в ней «философию везде». Перерождение духа в информационно-технический интеллект, манипуляции человеческим телом и мозгом, подмена объективной реальности экспансией виртуализма - вот главные опасности нерегулируемого технического прогресса. В рецензии проанализирована так называемая философия сопротивления, основателем которой является автор монографии. Научный интерес данного философского направления простирается на все сферы жизнедеятельности человека. Противостоя распространению идей трангуманизма, В. А. Ку-тырёв раскрывает перед читателем целую сеть Hi-tech ловушек, в которую человек, где-то бессознательно, а где-то и абсолютно осознанно погружается, становясь частицей технобытия. Монография заставляет задуматься, возможно, перечитать, выделить карандашом понравившиеся или спорные абзацы, но ведь в этом и заключается функция пока ещё «традиционной» книги.
Ключевые слова: В. А. Кутырёв, трансгуманизм, поствитализм, технобытие, технософия, философия сопротивления
Когда я приступила к чтению данной монографии, не обратила внимания на рекомендуемые автором дозы потребления (1012 страниц зараз), видимо, поэтому почти «отравилась» ею. Как наркоман, я всё чаще возвращалась за новой порцией информации, стараясь быстрее завершить чтение. Произведение написано замечательным языком, создаётся ощущение диалога с автором; это не значит, что книга ненаучна. Время от времени мне приходилось обращаться к помощи словарей и интернета, восстанавливая забытое или изучая новое.
Книга «Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире» входит в серию работ по философии сопротивления. Будучи активным, радикально-настроенным критиком глобального научно-технического прогресса, В. А. Кутырёв чётко обозначил риски, которые влечёт за собой восхищённое увлечение им (прогрессом). Согласно мысли автора, в эволюции живого появлялись новые формы, предыдущие вытеснялись или продолжали существовать параллельно, философ надеется, что наряду с иными формами разума останется и наша «традиционная», чем больше мы будем говорить об этом, писать, выступать, тем больше у нас шансов
жить и умирать «традиционно», «по-человечески». В этом и заключается авторская концепция Philosophy of resistance (философии сопротивления).
Чем так привлекательны для человечества концепции постмодернизма, трансмодернизма и т. д.? Зародившись на Западе (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко), они постепенно пришли в Россию, став очень популярными среди философских школ; от них стали отделяться трансгуманизм, постгенде-ризм, техногайянизм, поствитализм и прочие. Нас уверяют, что технический прогресс облегчит нашу жизнь на бытовом уровне и облегчает (бытовая техника, компьютеры и т. д.). Предлагают продлить молодость и продляют (современные косметические процедуры). И, наконец, обещают избавить от самого страшного и неизбежного - смерти. Не сразу и не бесплатно, но обещают. А что взамен? Нам надо всего лишь принять прогресс, впустить в нашу жизнь (дом, тело) и погрузиться в технобытие.
Термин-то какой - технобытие - «техническая жизнь», «жизнь техники», т. е. уже не человек субъект онтологического процесса, а техника. Как пел когда-то В. Высоцкий: «Страшно, аж жуть!»
174
© М. В. Привалова, 2017
Научная жизнь
Благодаря прочтению книги В. А. Куты-рёва, познакомилась с новым для себя термином - «технософия». «Проективный философский словарь» [5] предлагает нам следующую трактовку: «Технософия - (technosophy, от греч. (в^пв - «искусство, умение, ремесло» и греч. sophia - «мудрость, знание, умение»). Одна из софийных дисциплин... , изучающая мудрость техники; духовная сторона техники как предмет изучения и практического воплощения»1.
Итак, техника не только наделена таким качеством, как мудрость, но ещё и духовностью, которую сторонники данного направления хотят воплотить на практике. Автор статьи в «Проективном философском словаре» считает технософию наследницей теософии и антропософии. Как мы видим, мудрость из «тео» и «антропо» перешла в «техно». Прочитав такое, действительно хочется вступить в «философское сопротивление».
Читаешь, ужасаешься, с каждой страницей понимаешь, что автор не страшилки рассказывает, а описывает твою повседневную жизнь. Постчеловек - это уже не будущее, а настоящее. Владимир Александрович пишет: «Живем в Аптеке. Аптечная жизнь. Хорошо ли живем? Хорошо. Главное, чтобы было больше лекарств. Какая забота о людях, а, в сущности, до чего дожили. Лечение становится перманентным состоянием, нормой» [1, с. 34]. Всё верно, в связи с экономическим кризисом закрывается много магазинов, зато на их месте открываются аптеки, салоны красоты и филиалы «Сбербанка». Ну, с последним всё понятно, а вот два первых - это такие места, где мы можем приобрести так называемые продукты «технологий улучшения человека». Трансгуманизм предлагает нам различные технологии: репродуктивные, физические (лекарства, косметика, импланты, протезы и т. д.), психические (психотропные препараты, пищевые добавки, улучшающие память, мыслительную деятельность). Раньше в аптеку забегали, если заболели или весной за витаминами, часто туда начинали ходить только в пожилом возрасте. Теперь аптек много, но в каждой очереди, мы заходим туда почти каждый день, как за продуктами, потому что, во-первых, мы бесконечно болеем. Наш организм вступает в конфликт с окружающей действительностью. В нас постепенно «умирает жизнь», одними лекарствами мы губим свой иммунитет, другими пытаемся восстановить, заменяя естественные колонии бактерий и
1 Проективный философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.projective_ philosophy.academic.ru/106/Технософия (дата обращения: 10.12.2016).
клеток искусственными. Реклама убеждает нас, что они идентичны.
Во-вторых, помимо лекарств закупаемся БАДами, антидепрессантами и различными стимуляторами. Для того чтобы соответствовать ритму современного мира, мы перед сном успокаиваем себя снотворным, утром пьём стимулирующее, днём добавляем таблетки для борьбы с депрессией. В. А. Ку-тырёв пишет, что Россия не входит в список стран-лидеров по количеству больных депрессией, мы пока не настолько цивилизованы, я считаю, дело не в этом. Такую статистику ведут, подсчитывая проданные антидепрессанты по рецепту. Значит, надо пойти к психотерапевту, получить у него рецепт и приобрести лекарство. В России пока ещё немногие готовы посещать такого врача как психотерапевт, даже если у них действительно есть проблемы, поэтому большее количество лекарств мы покупаем без рецептов (реклама в помощь!). Хотя, возможно, это и есть показатель нашей нецивилизованности.
Депрессия - болезнь XXI века. Одним из самых важных факторов её появления считается одиночество. Мы почти не находимся одни, всегда в общении (по телефону, онлайн и т. д.) и при этом одиноки, не востребованы другим человеком, или, как выражаются сегодня, несостоятельны на рынке женихов и невест. Отсюда такая популярность телепередач «Давай поженимся», «Холостяк», «Свадебный размер». Значит, скоро большая часть населения земли будут одинокими? В. А. Кутырёв отвечает, что всё «зависит от того, что понимать под одиночеством. Если как отсутствие лично-интимных, опирающихся на чувство отношений, то конечно, ибо способность чувствовать умаляется. Рационального же взаимодействия будет всё больше и больше, вплоть до "растворения сознания". Таков итог движения мира в постчеловеческое состояние: к одиночеству без уединения» [1, с. 119].
Мы разучились любить. Некоторые всю жизнь ждут, когда их полюбят, удивляются одиночеству, но сами неспособны. Растёт поколение прагматиков, любовь требует времени, а время - деньги, любовь требует поступков, не онлайн, не в виртуальном мире, а нам лень, поэтому сводим любовь к сексу (иногда сходил, «полюбил» и домой). Ещё нам предлагают вступить в такое «общественное, политическое и культурное» движение, как постгендеризм и вообще забыть любовь за ненадобностью. Освободиться. Согласно взглядам В. А. Кутырёва, именно под знамё-
талитаризма.
От любви отказались, детей не рожаем - слишком дорого и нерационально в век потребительства, чтобы в жизни был кто-то нуждающийся в наших истинных чувствах. Захочется о ком-то заботиться, можно завести собаку, только декоративную, и наряжать её в кружево и блёстки, и ей приятно, и вы чувствуете себя нужными. А с экранов компьютеров и телевизоров на нас идёт бесконечное давление: «Вы этого достойны!», «Стань выше остальных!», «Почувствуй свою индивидуальность!». И вот мы «индивидуальные» с одинаково накаченными силиконом губами и бюстами, в одинаковых автомобилях, с одинаковыми «брендовыми» сумками движемся в бесконечном колесе - работа, дом, магазин, аптека, работа. В выходные включили телевизор, а Елена Малышева (передача «Жить здорово!») убеждает женщин делать косметические операции, а не превращаться в «биологический мусор». Значит, если у меня естественное лицо, я после сорока лет - «биологический мусор», а если искусственное - «королева жизни».
В. А. Кутырёв в монографии достаточно часто ссылается на представителей научной фантастики XX века, отдавая им должное в плане предсказания будущего. Так вот, у братьев Стругацких есть замечательное произведение «Хищные вещи века», посвящён-ное человеку общества потребления. После посещения салона красоты главный герой подходит к зеркалу и видит, что в нём «озарённая прожекторами, необычайно привлекательная и радующая глаз, отражалась ложь. Умная, красивая, значительная пустота» [3, с. 353]. Раньше говорили, что «природа наделила кого-то красотой», «не родись красивой, а родись счастливой», а теперь, действительно, не надо рождаться красивой, тебя такой сделают, только попроси (заплати).
Итак, если словами Ж. М. Шеффера, то «конец человеческой исключительности» [4] наступил. Постоянно говоря про индивидуальность и эксклюзивность, становимся всё более одинаковыми.
Внешние изменения - это не единственное, что предлагают нам современные технологии. Самым, наверное, обсуждаемым является киборгизация мозга, промежуточная ступень между «традиционным» и «искусственным интеллектом», или, как чаще всего говорят, - чипирование. Учёные надеются, что это расширит познавательные возможности человека. Тут необходимо напомнить, что, представляя собой систему, наш орга-
Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1
низм постоянно поддерживает определённый баланс, поэтому, не приведёт ли увеличение способностей мозга к уменьшению других функций организма. Вообще же «рождается хомо супер. , происходит смещение потребностей. Водки не надо, жратвы какой-нибудь особенной не надо, роскоши никакой, да и женщин, в общем-то, тоже» [3, с. 260]. Возникает вопрос: «На ком будут проводить эксперименты?» Ведь, чтобы сделать данный процесс массовым, необходимы серьёзные эмпирические исследования и тут крысами не ограничишься. Значит, будут растить фанатиков, людей, готовых бескорыстно пожертвовать собой ради прогресса.
Согласно высказываниям В. А. Куты-рёва, реформа образования приведёт частично и к таким результатам. Представители российского образования часто напоминают нам, что когда-то оно было одним из самых фундаментальных и востребованных в мире, убеждают, что мы ещё поборемся. Возможно, хотя вернуться к предыдущим результатам новыми методами (заимствованными), по-моему, нереально. Компьютеризация образования считалась инновацией. Восхищение перед упрощением многих образовательных процедур действительно была массовым, но постепенно компьютеризируясь, мы разучились даже считать «в уме», а теперь говорят ещё и о «клиповом» мышлении современной молодёжи [2]. Ругаем своих детей, что они не могут сконцентрироваться на большом потоке информации, не сохраняют его надолго, слишком подвержены влиянию рекламы, бесконечно просматривают маленькие ролики на YouTube, не хотим смириться с тем, что они так мыслят, заставляем их учить «письмо Татьяны к Онегину» и отрывки из Достоевского. Прекрасно, пока мы боремся за детей, они будут оставаться людьми. Владимир Александрович в своей книге предупреждает, что как легко мы разучились самостоятельно считать, так же легко разучимся самостоятельно мыслить. Техника сначала подставит нам своё «плечо» в помощь, а потом полностью возьмёт на себя наши проблемы, включая мышление, и мы будем ей благодарны. Постепенно бытие станет «не человеко-машинное, а только машинное. Какое-то время люди будут его паразитами. Паразитами техногенного разума. Потом погибнут. Вы(пере) родятся. Жизнь без человека. Пост-жизнь. Бессмертие как абсолютная смерть. Технос» [1, с. 48].
Таким образом, конечно, данная монография не будет лёгким чтивом для потенциального читателя. Всё, что заставляет нас
Научная жизнь
рефлексировать, уходить из мира грёз, не бывает лёгким. Автор сам предлагает прочитывать не более 10-12 страниц за один приём. В ней затронуты и раскрыты глубинные проблемы бытия современного человечества. Именно поэтому она может стать
исследователей различных научных направлений, а также темой конференции или круглого стола, незаметно заставляя всё больше и больше размышлять над проблемами, ос-вещёнными автором.
Список литературы
1. Кутырёв В. А. Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире. СПб.: Алетейя, 2016. 300 с.
2. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. А. Юдина. Киев: Ника-Центр, 2004. 432 с.
3. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Хромая судьба. Хищные вещи века. М.: Книга, 1990. 488 с.
4. Шеффер Ж. М. Конец человеческой исключительности. М.: Новое лит. обозрение, 2010. 392 с.
Статья поступила в редакцию 15.12.2016; принята к публикации 26.01.2017 Библиографическое описание статьи
Привалова М. В. Постмодерн - Трансмодерн - Поствитализм: размышления по поводу монографии В. А. Кутырёва «Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире» // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 174-177. DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1-174-177.
Maria V. Privalova,
Candidate of Philosophy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039 Russia), e-mail: [email protected]
Postmodern - Transmodern - Postvitalizm: Reflections on V. A. Kutyrev's Monograph "Gone with the Progress: Eschatology of Life in the Technogenic World"
Under the conditions of the rapid development of information technologies and continuous pressure of ever accelerating technological progress, due to the fear of being insolvent in any sphere of activity humankind does not see the movement in the abyss. The monograph of V. A. Kutyrev is devoted to the reflections on this very problem. It presents original and often paradoxical views on life in this century. The "everywhere philosophy" presented in the book is distinguished by the issues ranging from existence to living, keen observations of facts and eschatological ideas about the ultimate prospects of humanity. The rebirth of the spirit in the information technology intelligence, the manipulation of the human body and brain, the substitution of objective reality by the expansion of virtualism are the main dangers of uncontrolled technological progress. The review analyzes the so-called philosophy of resistance, founded by the author of the monograph. Scientific interest of this philosophical direction extends to all spheres of human life. Confronting the spread of transhumanism ideas, Kutyrev reveals to the reader a network of Hi-tech traps, in which a person is unconsciously or deliberately immersed, becoming a part of technolife. The monograph makes the reader think, reread, highlight some appealing or disputable paragraphs, but it is still the very function of a "traditional" book.
Keywords: V. A. Kutyrev, transhumanism, postvitalism, technosophy, philosophy of resistance
References
1. Kutyrev V. A. Unesennye progressom: eskhatologiya zhizni v tekhnogennom mire. SPb.: Aleteiya, 2016. 300 s.
2. Maklyuen M. Galaktika Gutenberga: sotvorenie cheloveka pechatnoi kul'tury / per. s angl. A. Yudina. Kiev: Nika-Tsentr, 2004. 432 s.
3. Strugatskii A. N., Strugatskii B. N. Khromaya sud'ba. Khishchnye veshchi veka. M.: Kniga, 1990. 488 s.
4. Sheffer Zh. M. Konets chelovecheskoi isklyuchitel'nosti. M.: Novoe lit. obozrenie, 2010. 392 s.
Received: December 15, 2016; accepted for publication January 26, 2017
Reference to the article
Privalova M. V. Postmodern - Transmodern - Postvitalizm: Reflections on V. A. Kutyrev's Monograph "Gone with the Progress: Eschatology of Life in the Technogenic World" // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 1. PP. 174-177. DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1-174-177.