Научная статья на тему 'Постмодерн политической власти: пространство симулякров и деконструкции'

Постмодерн политической власти: пространство симулякров и деконструкции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ПОСТМОДЕРН / СИМУЛЯКР / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / POLITICAL POWER / THE POSTMODERNITY / SIMULACRUM / DECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александрова Юлия Александровна

Представлен анализ вектора развития политической власти в эпоху постмодерна. Определена роль симулякра и деконструкции в процессе организации и функционирования политической власти, а также основные формы их проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Postmodernity of Political Power: the Space of Simulacra and Deconstruction

The analysis of the vector of political power development in Postmodernity is presented. The role of a simulacrum and a deconstruction in the process of organization and functioning of political power, the basic forms of their display are defined.

Текст научной работы на тему «Постмодерн политической власти: пространство симулякров и деконструкции»

Библиографический список

1. Социологическая литература. М., 2011.

2. The Social Science Encyclopedia / ed. by A. Kyper. L., 1996.

3. Куптыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. М., 2000.

4. The Classical Tradition in Sociology: the American Tradition / ed. by J. Alexander et al. L., 1997.

5. Homans G. Social Behavior as Exchange. N.Y., 1974.

6. Blau P. Exchange and Power in Social Life. N.Y., 1986.

7. Emerson R. Exchange Theory. Boston, 1972.

8. The Classical Tradition in Sociology. L., 1997.

9. Coser L. Masters of Sociological Thought. N.Y., 1977.

10. International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1998.

Yu.A. Aleksandrova The Postmodernity of Political Power: the Space of Simulacra and Deconstruction

The analysis of the vector of political power development in Postmodernity is presented. The role of a simulacrum and a deconstruction in the process of organization and functioning of political power, the basic forms of their display are defined.

Key words and word-combinations: political power, the Postmodernity, simulacrum, deconstruction.

Представлен анализ вектора развития политической власти в эпоху постмодерна. Определена роль симу-лякра и деконструкции в процессе организации и функционирования политической власти, а также основные формы их проявления.

Ключевые слова и словосочетания: политическая власть, постмодерн, симулякр, деконструкция.

УДК 316.334.3 ББК 60.561.3

Ю.А. Александрова

ПОСТМОДЕРН

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ:

ПРОСТРАНСТВО

СИМУЛЯКРОВ

И ДЕКОНСТРУКЦИИ

с

\ш/ утверждением эпохи постмодерна во всех сферах общественной жизни достаточно отчетливо наметилась тенденция на трансформацию прежних канонов и норм, в соответствии с которыми в основном развивались процессы и явления эпохи модерна.

Зародившись в 1910-е годы в сфере культуры, век спустя постмодерн кардинальным образом изменил базовые начала и принципы функционирования общественных отношений не только в области живописи или литературы, но и в сфере экономических, религиозных, семейных и, что особенно важно, политических отношений. Предопределенность, закономерность и последовательность перестали быть обязательными. В основу организации всех сфер деятельности были положены качественно новые приори-

6 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

теты и факторы, ранее не игравшие роли в мировой общественной практике. Среди них в политическом процессе доминирующее положение заняли симу-лякр и деконструкция.

Именно симулякр и деконструкция в значительной степени предопределили вектор модификации основополагающих характеристик политической власти в период постмодерна. В частности, симулякр (термин Ж. Бодрийяра) ввел в общественную жизнь принцип тождества между реальным и вымышленным, оригиналом и копией, причем вопрос о соответствии истинного и ложного не ставится. Деконструкция (термин предложен М. Хайдеггером, введен в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснован Ж. Дерридой), в свою очередь, предопределила возможность разделения исходного явления на отдельные первичные фрагменты с их последующим соединением на принципиально новой основе, при этом вариативность подобного рода соединения безгранична.

Безусловно, интенсивность, степень, формы и специфика проявления симу-лякра и деконструкции в современных политических процессах и отношениях зависят от комплекса факторов - региональных, исторических, культурных и других. Их определяющая роль в модификации политической власти во времена постмодерна не вызывает сомнений, подтверждением чему служит ряд фактов.

Прежде всего следует отметить, что в сфере политики подверглись деконструкции основы прогнозирования. С долгосрочного стратегического планирования приоритет сместился в сторону разработки и принятия тактических решений, ориентированных на урегулирование сиюминутно возникающих проблем. Это обусловлено тем, что долгосрочное (стратегическое) планирование предполагает существование под собой определенной идеологической базы, в то время как постмодерн демонстрирует недоверие к монополизму одной идеологии, отдавая предпочтение идейному плюрализму. Кроме того, стратегическое планирование становится малоэффективным в силу дефицита времени (постоянно сокращающегося временного интервала между возникновением проблемной ситуации и моментом ее разрешения), а также количественного и качественного усложнения комплекса проблем. В результате нередко политические решения принимаются в «реактивном» режиме - как ответная реакция на те или иные процессы. Иными словами, лидеры мировых держав все чаще оказываются «заложниками» происходящих событий, нежели управляют ими [1, с. 24].

Эффективность и результативность применения былых стратегических способов и средств разрешения возникающих проблем значительно снижается по причинам быстрого изменения существенных условий и устаревания информации. Нехватка времени и отсутствие возможности применения каких-либо прецедентов усложняют процедуры определения и реализации политических решений. На этом фоне актуализируется необходимость создания качественно новых методов урегулирования проблемных вопросов.

В современном мире деконструируются, приобретая симулятивный характер, не только основы планирования и прогнозирования перспектив на будущее, но и принципы осуществления политики в настоящем. В частности, по причине качественного изменения характера политических отношений в эпоху

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 6 7

постмодерна, достаточно отчетливо прослеживается тенденция на установление взаимозависимости между национальным и наднациональным уровнем политики. Как заметил У. Бек, «то новое, что приходит в мир, можно с полным основанием назвать ползучей революцией, ибо додуманный до конца режим соблюдения прав человека, получающий приоритет в сравнении с правом народов на самоопределение, опрокидывает политический миропорядок: так называемые внутренние дела государств становятся делом всех» [2, с. 107].

В эпоху постмодерна, помимо военного вмешательства во внутригосударственные процессы (иллюстрацией чему могут служить конфликты на Ближнем Востоке), особое значение приобретают экономические (стабилизация экономической системы Греции посредством вмешательства структур ЕС) и информационные взаимоотношения. Соответственно меняется и внутриполитическая повестка дня, одно из ключевых положений в которой для государства занимают внешнеполитические вопросы. В итоге нередко без должного внимания остаются такие проблемы бытия, как образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом те решения, которые все же принимаются в рамках внутренней политики государства, нередко либо носят характер ответной реакции, либо представляют собой реализацию требований наднациональных структур, либо не отвечают потребностям общества (хотя необходимые и обоснованные решения также принимаются).

Помимо неуклонного роста числа нерешенных вопросов в различных сферах общественной жизни, еще одним следствием постмодерна стала десакрализация политической власти. Примечательно, что это проявляется не просто в изменении места власти, ее роли и значения в жизни общества, но и в личностном восприятии гражданами. Если во времена модерна политическая власть, представленная прежде всего главой государства, воспринималась как Божий дар, нечто сакральное, воплощающее высшую справедливость и правду, то в условиях постмодерна ключевые, базисные принципы организации и функционирования политической власти деконструируются в совершенно противоположном направлении.

Во-первых, власть приобретает дисперсный и межсубъектный характер, отражающий процесс интеракции между акторами и препятствующий концентрации всей полноты власти в одних руках. Во-вторых, непререкаемость монаршего волеизъявления замещается формой властного диалога, проявляющегося прежде всего при разработке и реализации политических решений. В-третьих, утрачивают свой изначальный смысл, а следовательно, и значение такие культурно-идеологические элементы, служившие ранее основой для легализации и легитимации статуса и полномочий, заявлений и решений представителей политической власти, как традиции и обычаи, заповеди и культы, обряды и ритуалы. В результате этого в условиях постмодерна одним из основных каналов, предоставляющих новые возможности для осуществления данных функций, становятся средства массовой информации (ТУ, радио, пресса, 1п1егпе1). В-четвертых, глава современного государства не является неприкосновенной личностью, ответственной исключительно перед Божьим судом - он прежде всего гражданин конкретной страны, а затем уже - облеченный особыми полномочиями

6 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

управленец. На него так же, как и на остальных людей, распространяется действие национального законодательства, в том числе в области определения юридической ответственности за совершение тех или иных действий. Примеров тому в последнее время становится все больше. Т ак, бывшего президента Египта Хосни Мубарака обвиняют в убийстве демонстрантов (около 800 человек) в январе 2011 г.; бывшего руководителя Ливии Муаммара Каддафи - в преступлениях против человечества; бывшего премьер-министра Украины Ю.В. Тимошенко - в превышении должностных полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в 2009 г.; бывшего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта - в получении взятки в размере около двух миллионов шекелей за содействие в строительстве комплекса элитного жилья в Иерусалиме; бывшего премьер-министра Исландии Гейра Хорде - в небрежном управлении государством (недоведении до сведения членов правительства и руководителей ведомств известной ему информации о приближающемся финансово-экономическом кризисе).

Все указанные элементы деконструкции политической власти эпохи постмодерна примерно в равной степени оказывают существенное влияние на основы организации современного политического процесса. Однако, если первые формы трансформации осуществляются в условиях отсутствия или незначительного по степени проявления общественного резонанса со стороны мирового сообщества, то последний нередко сопровождается всплеском гражданской активности (например, в форме митингов в поддержку Ю. Тимошенко) или выражением весьма эмоциональных оценочных суждений, чаще всего критических.

Следует также отметить, что наряду с игнорированием властями жизненных проблем граждан немаловажную роль в процессе десакрализации политической власти сыграл также и тот факт, что в современном мире постепенно происходит частичное смешение различных областей деятельности («трансмутации», по Ж. Бодрийяру), ставшее, пожалуй, одним из ярчайших проявлений симу-лякра. В частности в сферу политики приходят специалисты как из смежных, так и из несмежных отраслей - бизнесмены, артисты, спортсмены, музыканты. Например, одним из президентов США был актер Рональд Рейган, первый президент Чехии - писатель и драматург Вацлав Гавел, кандидат в президенты США 2012 г. Митт Ромни - бизнесмен.

Происходит и обратный процесс: политика проникает в другие области, в частности в спорт и бизнес. Политические интересы, политические факторы в таком случае оказываются крайне весомыми. Эта сторона жизни постмодерно-вого общества характеризуется следующим образом: «Разнородное настолько сблизилось, что везде сталкивается друг с другом; одновременность разновременного стала новым естеством» [3, с. 56].

В результате подобного сближения разнородного и разновременного в эпоху постмодерна произошла трансформация не просто правил политической игры, но модификация самой природы политической власти. Идеологический догматизм, божественность, культовость и монопольное право на обладание политической властью ушли в прошлое, уступив место идейному плюрализму, десакрализации и коллегиальности.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 6 9

Л.С. Аникин, Ю.И. Тарский

В сравнении с предшествующим периодом исторического развития (модерном) в настоящее время (постмодерн) политическая власть приобрела качественно иные характеристики, свидетельствующие не просто о ее развитии в соответствии с историческими условиями, но и о трансформации в пространство симулякров и деконструкции, изменившей все представления о ее фундаментальных основах.

Библиографический список

1. Тоффпер Э. Метаморфозы власти / пер. с англ. М., 2003.

2. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / пер. с нем. М., 2007.

3. Ипъин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

L.S. Anikin, Yu.I. Tarsky The Political Component of the Local Self-Government

The presence of the political component in the local self-government is shown. The potential of the electorate, the role and the significance of political preferences in the formation of local self-government are researched.

Key words and word-combinations: self-government, the electorate, electoral landscape, political parties.

Показано наличие политической составляющей у местного самоуправления. Исследуются потенциальные возможности электората, роль и значение политических предпочтений в деле формирования местного самоуправления.

Ключевые слова и словосочетания: самоуправление, электорат, электоральный пейзаж, политические партии.

УДК 352/353:316.334.3 ББК 66.3(0),131+60.561.3

Л.С. Аникин, Ю.И. Тарский

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ

МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Не

7 0

2012

е секрет, что идея местного самоуправления эксплуатируется различными политическими силами в своих интересах. Этот факт был отчетливо понятен еще Ф. Энгельсу, который в середине XIX в. писал о целях введения самоуправления в Пруссии следующее: «Чтобы Пруссия еще раз могла себя показать как образцовое государство, в ней было введено так называемое самоуправление. Задача заключалась в том, чтобы устранить наиболее вопиющие остатки феодализма и в то же время оставить по возможности все как было» [1, с. 476]. Новые акценты местного самоуправления возникают с развитием в том или ином государстве конкурентной общественно-политической системы.

После того как царским Манифестом 17 октября 1905 г. населению Российской импе-

ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.