ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 409 ББК 81.1
Высочина Юлия Ленаровна
кандидат филологических наук, доцент
кафедра социально-гуманитарных наук ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России г. Челябинск Vysochina Yulia Lenarovna Candidate of Philology, associate professor Department of Social Humanities GBOU VPO WPMU Ministry of health of Russia Chelyabinsk uvysochin@mail.ru
Постмодерн как кризис культуры и языка The postmodern as a crisis of culture and language
В статье рассмотрено понятие Постмодерна, указаны спорные моменты в определении понятия, перечислены основные признаки и проанализированы ключевые моменты указанного феномена, позволяющие расценивать его как кризисный момент культуры и языка.
The article considers the concept of Postmodernism, indicated contentious issues in definition, are the main signs and analyzed key points of the specified phenomenon, allowing you to treat this as a moment of crisis culture and language.
Ключевые слова: постмодерн, постмодернизм, кризис, деструкция, интертекст, симулякры, ризома, смешение жанров, ирония, дуалистичность.
Key words: Postmodern, postmodernism, crisis, destruction, intertext , simulacra, rhizome, mixing genres, irony, dualistically.
Постмодерн сегодня считается не только направлением в художественной культуре XX века, но и парадигмой социокультурного развития Западной Европы и мира в целом.
Сам термин вызывает до сих пор многочисленные споры. Так, Каган М.С. определяет «Постмодерн» как «состояние после Модернизма» [6, с.383]. Подобная мысль звучит и у Ж. Лиотара: «Постмодерн - это не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления»[8]. Катаев Б.
описывает Постмодерн как «комплекс представлений, особый тип менталитета, характерный для наших дней, способ мировосприятия и мироощущения» [7, с. 208]. С ним солидарен Ильин И.П.: «Постмодерн возник как способ ориентации в современном мире, как новый метод познания природной и социальной действительности, и выражает совокупность специфических взглядов на мир» [5, с. 6].
Говоря в целом, можно отметить следующие спорные моменты.
1) Правомерность появления нового термина. Некоторые исследователи считают, что Постмодерн есть только модное слово, дань времени, не содержащее ничего принципиально нового, о котором говорить пока несвоевременно : «...современники никогда не имеют права на фиксацию эпохальных рубежей, ибо это — задача грядущих поколений и будущих историков» [2, с.109-136].
2) Спорной является область применения понятия. Как пишет В. Вельш: «Нарастает инфляция в его употреблении. Будучи поначалу литературоведческим понятием, оно последовательно внедрялось и в другие сферы, прежде всего — в архитектуру, как, впрочем, и в живопись, а затем было подхвачено в социологии, в философии» [2, с. 109-136].
Однако, по нашему мнению, такое положение обусловлено междисциплинарным характером современных научных исследований: большинство из них совершается на стыке научных дисциплин, так как распространение информационных технологий существенно расширяют и увеличивают количество информационных потоков, усиливающих связь между различными областями.
3) Нет единства в подходах ко времени появления Постмодерна. Сам термин «Постмодерн» впервые был употреблен в книге Р. Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году этот термин был использован Федерико де Ониса в работе «Антология испанской и латиноамериканской по-
эзии» (1934). Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) Дж. Сомервиллом труда А. Тойнби «Исследование истории».
4) Многочисленные разночтения связаны и с разными подходами к содержанию понятия. Для одних Постмодерн - эпоха новых технологий. Для других Постмодерн - идеология «зеленых», экологистов, альтернативников, борющихся с засилием технократии.
Признавая разницу многочисленных подходов к понятию, необходимо отметить, что постмодернизм - культура постиндустриального общества, стремящегося обеспечить социокультурное разнообразие, и для него ведущим становится принцип плюрализма.
И. Хассан в 1980 в статье «Культура постмодернизма» перечислил черты, присущие постмодернистскому искусству, отметив, что все еще не берется дать точное определение этого феномена [14, с.114].
Обратимся к его классификации, фиксирующей наиболее характерные признаки постмодернистского периода:
1) неопределенность; 2) фрагментарность как отказ от синтеза и предпочтение парадоксов, паралогики, к монтажу и коллажам; 3) отказ от канонов как отказ от авторитетов; 4) утрата «Я» и «глубины»: появляется ризома, поверхность, многовариантное толкование; 5) не-показывание и не-обнаружение: современное искусство стремится представить непредставимое; 6) ирония, обращение к игре, диалогу, полилогу, аллегории; 7) гибридизация или репродуцирование от центра-мутации под пародию, травести, пастиш. Такого рода игры с плагиатом, пародию и пастиш обогащают область репрезентации, где в таком случае происходит смешение высокой и низкой культур.
Таким образом, Постмодерн - это ощущение хаоса и пренебрежение не только традициями привычной культуры как в модернизме, но и разрушение основ самой культуры.
В размышлениях о Постмодерне весьма уместными оказываются слова Л. Фейербаха, звучащие в предисловии ко второму изданию «Сущности христианства». Они оказались пророческими. Он писал, что «наше время... предпочитает образ - вещи, копию - оригиналу, представление - действительности, видимость - бытию. Ибо для него священна только иллюзия, истина же про-фанна» [13].
Самая главная тенденция Постмодерна, по мнению Ж. Дерриды, - это деструкция. Деструкция - это одновременно и «собрание мироздания в структуру и расслоение его, структура и деструктура логики»[4]. Философ приходит к понятию хаоса как особого порядка. Результатом деструкции является превращение мира во внутритекстовое поле, когда человек превращается в текст, а текст - в человека. Понятие текста - ключевое понятие Постмодерна, это одновременно и смысл культуры, и отсутствие этого смысла. Иначе говоря, всё рассматривается через призму «интертекста». Любой текст понимается исключительно как интертекст, так как он является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры: он включает в себя предыдущие тексты и их части. В итоге текст теряет свою уникальность, законченность, становясь лишь частью общего универсального текста, совпадающего с историей и обществом, а интертекстуальность предстает как теория безграничного текста, который интертекстуален в каждом своем фрагменте. Интертекст становится языковой игрой, которая проявляется в прямом и скрытом цитировании, переработке тем и сюжетов, аллюзиях, пародировании, подражании, трансформации языковых единиц на разных уровнях. Это своего рода эксперимент, направленный на поиски новых форм, так как старые потеряли свою актуальность и остроту.
Подобный кризис уже наблюдался в начале XX века, когда появляется творчество А.Крученых («Дыр, бул, щыл...»), В. Хлебникова ( «О, рассмейтесь, смехачи!», «Кузнечик» ( «Крылышкуя зол ото письмом.»), В. Маяковского («Хорошее отношение к лошадям») и т.д. Поэты проявляли новаторство в применении изобразительно-выразительных средств языка, создавали неклассиче-
ский ритмико-интонационный строй стиха, изобретали новые слова (неологизма). В период Постмодерна эксперименты над формой идут дальше: появляются арт-стихи, фигурные стихи, анимированные стихи, графические партитуры и т.д. [11]. Язык на лексическом уровне теряет свою связь со смысловым значением: приоритетной становится форма, а не содержание.
Ж.Делез и Ф. Гваттари считают Постмодерн «шизофреническим явлением» и вводят понятие ризомы - специфической форма корневища, не обладающей чётко выраженным центральным подземным стеблем. В ризоме отсутствует структура с чётко систематизированным и упорядоченным принципом организации, а имеется лишь запутанная корневая система, в которой неразличимы отдельные отростки: «главным станет для читателя не понимать содержании книги, но пользоваться ею как механизмом, экспериментировать с ней» [3].
Для Постмодерна характерен отказ от знаний, но есть ориентация на информацию. Информационное общество - особая стадия исторического развития культуры. В культуре произошла трансформация знания в обезличенную информатизацию, и это является безальтернативным социокультурным и социо-техническим процессом. Современное искусство не обращено к будущему: Постмодерн оперирует художественными стилями и формами прошлого, он немыслим без традиций. Однако обращения эти - ирония. Культура Постмодерна ориентируется на эклектичность, мозаичность, смесь классики и авангарда, высокого и низкого, массового и элитарного.
Противоречивость культуры Постмодерна, по мнению В. Библера, исходит из её социальной дуалистичности. С одной стороны, постмодернистская культура сформировала установку на неприятие резких социальных изменений, а с другой - она находится в пространстве и времени «цивилизации молодых», которая жаждет ускорения и изменений жизни [9, с.4-19].
Итак, Постмодерн - кризисная эпоха, т.к. многие структурные элементы находятся в развитии и ещё не достигли уровня стабильности: Постмодерн смешивает все привычные представления и преподносит порядок как хаос, а
хаос как порядок; виртуальное он выдаёт за реальное, а реальное, наоборот, за виртуальное. Причиной такого положения может служить стремление Постмодерна релятивизировать абсолютно всё, не давая возможности истине стать отправной точкой любого знания. Постмодерн в принципе не задается вопросом «Что есть истина?»
Одной из центральных проблем Постмодерна становится отказ от предметной структуры бытия: на любом из уровней - орудий, символов и знаков -предметность утрачивает свою функцию означения и сводится лишь к видимости этого означения: так, например, слово теряет свою связь с обозначаемым понятием, становясь лишь звуковой оболочкой. Слово больше не указывает, а лишь имеет определяемый внешне образ, меняющийся всегда в зависимости от того или иного культурного текста, в котором оно присутствует. Многообразие форм есть следствие перехода от предметности к поглощающей энергийности.
Таким образом, Постмодерн, как и любая другая эпоха, имеет свои особенности, и восприятие данной эпохи колеблется от крайнего отрицания до поклонения и восхищения. Сказанное выше позволяет утверждать, что Постмодерн - время кризиса, в котором структурные элементы пока ещё находятся в развитии и становлении, а следовательно, говорить об устойчивости системы пока рано.
Библиографический список
1. Бодрийяр Жан. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс]/ Ж. Бодрийяр -Текст. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения -30.05.2012)
2. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия /
B. Вельш // Путь. - №. 1. - Москва, 1992. - С. 109-136.
3. Делез Ж. и Гваттари Ф. Ризома. [Электронный ресурс]/ Ж. Делез, Ф. Гваттари -Текст. URL: http://tfk1.narod.ru/rizoma.htm (дата обращения - 20.05.2012).
4. Деррида Ж. Письмо японскому другу [Электронный ресурс]/ Ж. Деррида - Текст. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Derr/pismjap.php (дата обращения -12.05.2012).
5. Ильин И.П.. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа./ И.П. Ильин. - Москва: Интрада. 1998. - 227с.
6. Каган М.С. Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений, тенденции дальнейшего движения/ М.С. Каган // Философия культуры - СПБ., 1996. -
C. 383
7. Катаев Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма./ Б. Катаев. - М.: Издательство МГУ, 2002. -252 с.
8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна [Электронный ресурс] / Ж.-Ф.Лиотар. -Текст. URL: http://lib.ru/CULTURE/LIOTAR/liotar.txt (дата обращения - 02.05.2012)
9. Менцова М.И., Курбан Е.Н.. Логико-методологический анализ процесса становления постмодернизма/ М.И. Менцова, Е.Ню Курбан// Постмодернизм: парадигмы культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Магнитогорск: МГТУ, 2005. - С. 4-19.
10. Новейший философский словарь/Сост. и гл.ред. А. А. Грицанов. - [Электронный ресурс]- Текст. URL: (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/276.php) (дата обращения - 10.05.2012).
11. Текст-арт и графические стихи [Электронный ресурс]- URL: (http:// http ://www. ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/textart_calligramms .htm) (дата обращения - 08.02.2015).
12. Туманова О. Долго ли живут симулякры? Темпоральный регистр российской модернизации [Электронный ресурс] / О. Туманова- Текст. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/44/11.pdf (дата обращения - 28.12.2010).
13. Фейербах Л. Сущность христианства. [Электронный ресурс] / Л. Фейербах -Текст. URL: http://www.5port.ru/feierbah_l_a/sushnost_hristianstva (дата обращения -28.12.2010).
14. Хассан И. Культура постмодернизма /И. Хассан// Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов — М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 224 с.
Bibliography
1. Baudrillard, Jean. Simulacra and simulation [Electronic resource]/ J. Baudrillard Text. URL: http://lit.lib.ru/k7kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (date of access - 30.05.2012).
2. Welsh Century "Postmodern". Genealogy and the value of one contested concepts / Century Welsh // Path. No.. 1. - Moscow, 1992. - S. 109-136.
3. Deleuze G. and Guattari, F. rhizome. [Electronic resource]/ G. Deleuze, F. Guattari Text. URL: http://tfk1.narod.ru/rizoma.htm (date of access - 20.05.2012)
4. Derrida J. Letter to a Japanese friend [Electronic resource]/ J. Derrida's Text. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Derr/pismjap.php (date of access - 12.05.2012)
5. Ilyin I. P.. Postmodernism from the origins to the end of the century: the evolution of scientific myth./ I. P. Ilyin. - Moscow: Intrada. 1998. - S.227
6. . Kagan M. C. Modern cultural situation: controversies, solutions, trends further movement/ M. S. Kagan // Philosophy of culture - SPB., 1996. - S. 383
7. . Kataev B. Game in fragments: the Fate of Russian classics in the age of postmodern-ism./ B. Kataev. - M.: Publishing house of Moscow state University, 2002. -252 C.
8. The Lyotard J.-F., the Postmodern Condition [Electronic resource] / J.-F. Lyotard. -Text. URL: http://lib.ru/CULTURE/LIOTAR/liotar.txt (date of access - 02.05.2012).
9. Mancova M. I., Kurban E. N.. Logico-methodological analysis of the development of postmodernism/ M. I. Mancova, E., Nude Kurban// Post: the paradigm of culture. Interuniversity collection of scientific works. Issue 1. Magnitogorsk: MSTU, 2005. - S. 4-19.
10. The latest philosophical dictionary/Ed. and editor-in-chief A. A. Gritsanov. - [Electronic resource] Text. URL: (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/276.php) (date of access - 10.05.2012).
11. Text art and picture poems [Electronic resource]- URL: http:// http://www.ashtray.ru/main/GALERY/text%20art_calligrams/textart_calligramms.htm) (date of access - 08.02.2015).
12. Tumanov O. Long live the simulacra? The temporal register of the Russian modernization [Electronic resource] / O. Tumanova - Text. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/44/11.pdf (date of access - 28.12.2010)
13. Of L. Feuerbach the Essence of Christianity. [Electronic resource] / L. Feuerbach -Text. URL: http://www.5port.ru/feierbah_l_a/sushnost_hristianstva (date of access - 28.12.2010).
14. Hassan I. postmodern Culture /I. Hassan// Modern Western European and American aesthetics: a Collection of translations - M.: publishing house "University", 2002. - S.224.