Научная статья на тему 'Постмодерн и его основные характеристики'

Постмодерн и его основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12574
1475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН / РЕАЛЬНОСТЬ / ИСТИНА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОГРЕСС / MODERNITY / POSTMODERNITY / REALITY / TRUTH / GLOBALIZATION / MOBILITY / CONSUMPTION / EDUCATION / PROGRESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волков Владимир Николаевич

Модерн обозначение исторического периода, начало которого связывают с Новым временем. При использовании терминологической пары модернизм/постмодернизм «постмодернизм» предстаёт в качестве некоего проекта или программы, противостоящей «модернистскому» проекту. Подобная трактовка постмодернизма противоречит, однако, его основной интенции, а именно: воздержанию от построения каких-либо программ вообще. Префикс «пост» указывает на переходный период, в котором мы живём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTMODERN AND ITS BASIC CHARACTERISTICS

Modern designation of the historic period, the beginning of which is associated with a New time. When using terminology pair modernism/postmodernism «postmodernism» appears in the quality of a project or program, opposing «modernist» project. This interpretation of postmodernism contrary, however, his primary intention, namely, to refrain from constructing any programs at all. The prefix «post» indicates a period of transition in which we live

Текст научной работы на тему «Постмодерн и его основные характеристики»

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Волков В. Н., д.филос.н., проф.

Постмодерн и его основные характеристики

Тема постмодерна чрезвычайно трудна. Создаётся впечатление, что понятие, означающее «постмодерн», свободно плавает, не имея чёткого смысла и связи с чем-то реальным. Тем не менее, можно обрисовать определённый набор культурных событий, имеющих отношение к новой культурной парадигме, и рассмотреть условия, которые приводят к ней. Постмодерн — не термин, который относится либо к обществу в целом, либо к конкретной сфере деятельности. Скорее он относится к системе знаков или символов, которые специфичны во времени и пространстве. Такая система может быть охарактеризована как особый режим, в котором конкретные культурные объекты производятся, распространяются, доставляются и потребляются.

Проблема перехода от модерна к постмодерну — одна из наиболее актуальных в философии, культурологии, социологии, политологии, этике, эстетике середины ХХ — начала ХХ! в. За последние несколько десятилетий природа западных обществ разительно изменилась. Социальные теоретики описывают эти изменения с помощью таких понятий, как информационное, потребительское, постиндустриальное, пост-фордистское общество, общество спектакля и др. Социологи, культурологи, философы определяют мир постмодерна с помощью понятий: «капитализм», «потребительство», «средства массовой информации», «новые технологии», «коммуникации», «компьютеризация». При этом сохраняется нечёткость различий между высокой и массовой культурой и, как следствие, склонность к фрагментации

и рекомбинации через «пастиш» и «коллаж». Очевидность фрагментации выявлена в теоретических исследованиях языка, времени, человеческой субъективности и общества. Обозреватели комментируют фрагментацию политических структур и появление политических инициатив, которые проявляют себя в борьбе за тело, гендер, сексуальность, этничность, расу, мир и окружающую среду. И на местном, и на глобальном уровне территория этих новых дискурсов устраняет из традиционной марксистской теории движущие силы общественного развития — концепцию классового конфликта. Становится ясно, что множественность автономных дискурсов и дисперсных «властных» отношений не может быть ныне объяснена с позиций марксистской либо либеральной теорий. Социологическая и культурологическая критика великих социально-философских теорий прошлого становится всё более ожесточённой. Сомнения в том, что Разум и технологические инновации могут гарантировать прогресс, просвещение и всеобщее освобождение, ведут к освобождению от универсальных принципов, теорий и поиска одной Правды, к признанию реальности различий и разнородности. Постмодерн отмечен различными логиками и требует новых эписте-мологий, онтологий, социальных теорий.

Концепт Постмодерна имеет множество коннотаций, смысловых оттенков, граней, нюансов. Постмодерн можно понимать как отрицание старого, отжившего, уходящего в прошлое. Постмодерн — это и отказ от модернистской модели мира, образа личности, прежней стратегии жизни, уход в «ризоматическое», «но-мадическое» существование, характеризующееся неопределённостью и непредопределённостью. В эпоху постмодерна происходит отказ от центральных и сущностных категорий классической философии — объективной реальности, целостности, детерминизма, центрированности, трансцендентального, социального, идеологии, политики, государства, нации, семьи.

4 В сфере онтологии и гносеологии постмо-

дернизм проявляет себя как отказ от интерпретации мира с позиций объект-субъектной парадигмы, от просвещенческой трактовки знания, разума и истины. В науке отказ от Просвещения доминирует в виде тенденции к теоретическому плюрализму, закрепившему лозунг методологического анархизма «можно всё» (anything

goes) в форме мультипарадигмальности. Принцип кумулятивизма научного знания замещается принципом пролиферации — безграничного умножения теорий, несводимых одна к другой. Представление о принципиальной несоизмеримости теорий релятивизирует научную истину. Углубляется отход от «идолов» Свободы и Прогресса, от «метанарративов» эпохи модерна; возникает неуверенность в том, что «новое» обесценивает «старое»; растёт сомнение в том, что научно-технический прогресс есть безусловное благо, освобождающее человека от нужды, угнетения и предрассудков.

В сфере антропологии переход к постмодерну связан с отказом от модели разумного, самоосновного, автономного человека, свободного в рамках выбора разумной необходимости. Выясняется, что никакой изначальной природы, сущности, нормы у человека нет; человек — продукт подчинения/сопротивления экономическим, социальным, политическим, идеологическим, культурным практикам, формам нормализации. Он не столько результат, сколько процесс. Неотъемлемыми характеристиками перехода к постмодерну становятся: рост личной свободы в неразрывной взаимосвязи с ростом неопределённости и незащищённости; неукоренённость, неспособность контролировать внешние обстоятельства, прогнозировать будущее; отсутствие глобальных смысложизненных целей как у человека, так и у человечества; превалирование краткосрочных и среднесрочных планов над долговременными; разрушение аутентичности и идентичности личности, выбор в качестве стиля жизни ускользающего бытия, существования «здесь и сейчас».

Постмодернизм кардинально переосмысливает социальную сферу: общество рассматривается как фрагментарное, мозаичное, неупорядоченное образование; представление о детерминированности и направленности социального развития сменяется представлениями о его неопределённости и многовариантности; иерархическая центр-периферическая модель мира — представлениями о радикальном многообразии и равноценности всех способов жизни. Отказ от классических форм социального выражает себя в виде симуляции, глобализации, разгосударствления, детерриториализации, диффузии разграничений. Фрагментация модернистской картины мира приводит к дестабилизации социаль-

ного порядка, к уничтожению социального. Вместо социальных групп, классов, наций возникает масса — аналог «чёрной дыры». В этических суждениях и оценках утверждается цинизм, скептицизм, иронизм в их различных ипостасях.

В сфере политики и идеологии переход к постмодерну характеризуется разочарованием масс в политике, распространением доктрины «конца идеологий». Однако идеологии продолжают существовать, хотя и в изменённой форме. Теряет популярность разного рода левая идеология, но укрепляет своё влияние фундаментализм. Альтернативой модернистским политическим доктринам и партийным организациям становятся антивоенное, правозащитное и экологическое движения, течения, отстаивающие интересы этнических, культурных, сексуальных меньшинств, локальных общин и т.п. Электорат как однородная масса, распределяющаяся на большинство и меньшинство вдоль единственной оси: «правые — левые», замещается конгломератом меньшинств, для которых главным в политической борьбе становится право на альтернативный образ жизни. Исчезает рациональная, единая для всего общества идеология («ме-танарративы»), остаются лишь локальные «мини-концепции».

Постмодернизм констатирует трансформацию таких подсистем общества, как экономика и государство. При этом в экономике главным симптомом отхода от модерна становится кон-сьюмеризм, ставший образом жизни и стратегией поведения на рынке как для масс потребителей, так и для корпораций. Общество производителей уступает место обществу потребителей. Основным объектом интереса, главным объяснительным принципом становится культура, под которой понимается совокупность правил и методик, передающихся и варьирующихся от поколения к поколению. Усиливается тенденция к релятивизации и поливалентности ценностей, деидеологизация и деполитизация, формируется «мультикультурализм». Мышление отказывается от «логоцентризма». Ослабевает тенденция к генерализации, обобщению. Главной формой существования постмодернистской культуры становится эстетическая форма. Эмоциональные и эстетические ориентации приобретают большее значение, чем рациональные.

В сфере национальных и семейных отношений происходит отказ от вечного и бессмерт-

ного, переход к краткосрочному и временному. В процессе интенсивной миграции происходит резкое перемешивание языков, обычаев, традиций, образов и стилей жизни. В результате сексуальной революции и подъёма феминизма разрушаются традиционные формы семейных отношений и начинается поиск нового опыта в области семьи, секса, эротики, любви, возрастает интерес к телесному как полю бесконечных экспериментов. Получают распространение альтернативные формы семьи: неполная, пробная, дислокальная, гомосексуальная и пр. Общественное мнение примиряется с тем, что сексуальная ориентация индивидов одного пола может быть не только различной, но даже непостоянной и неопределённой.

В области этики и эстетики происходит освобождение от нормативно-ценностного, движение к эклектике и симуляции. Происходит переход к плюралистической модели образа жизни, связанного с выбором различных моделей существования: фланёра, туриста, бродяги, игрока. Становится популярной разработка «эстетик существования». В сфере искусства закрепляется практика хепенингов, коллажей, которые расцениваются с точки зрения бренности бытия и интерпретации связи произведения с различными художественными традициями.

Постмодернизм стал возможен потому, что Свобода и Прогресс перестали быть проблемами. Рационализация общества и эмансипация индивида состоялись, хотя результаты этих процессов неожиданны и болезненны для сознания, поглощённого ещё модернистской идеологией: процесс реализации ценностей оказался процессом отчуждения и овеществления. В отрегулированном, автоматизированном обществе массового потребления и «массовой демократии» можно быть скептиком и нигилистом в отношении Свободы и Прогресса. Однако нет нужды быть деятельным и целеустремлённым, потому что из идеологии, ориентирующей мышление на осознанный выбор целей и способов действий, свобода и прогресс преврати- 5 лись в элементы коллективного бессознательного, в интеллектуальные привычки и поведенческие автоматизмы. Из сферы общественного устройства Свобода и Прогресс перекочевали в сферу повседневности, обустройства быта. Мотивы Свободы и Прогресса больше не определяют выбор политического и экономического

курса, но зато определяют выбор одежды, еды или косметики. Как говорит Зигмунт Бауман, «ощущение свободы — это фактически вовсе не свобода. Люди могут быть довольны своей участью даже при том, что эта участь далека от того, чтобы быть «объективно» удовлетворительной; живя в рабстве, люди чувствуют себя свободными и поэтому не ощущают никаких побуждений освободиться, таким образом, отказываясь от возможности стать истинно свободными или лишаясь её» 1.

Постмодерн характеризуется реализован-ностью/исчерпанностью ценностей Свободы и Прогресса и наличием системы социальных институтов, сложившихся в качестве форм реализации этих ценностей. Следствием неактуальности модернистских ценностей становится упадок мобилизующей и организующей силы общества как системы институтов. Упадок институционального строя отрефлексирован в социально-философской теории конца XX — начала XXI в. Наиболее ярко эта рефлексия представлена в концепции Жана Франсуа Лиотара, констатировавшего «атомизацию» социального, Зигмунта Баумана, заявившего об «индивидуализированном обществе», и Жана Бодрийяра, провозгласившего «конец социального».

Общество переопределяется. С переходом в новую эпоху, в которой ценности реализованы и потому не актуальны, то, что считается социальной структурой, социальной реальностью, утрачивает устойчивость и определённость, становится эфемерным, нестабильным, парадоксальным, иррациональным. Общество не исчезает, хотя перестаёт быть реальным. Поскольку существо современного общества в реализации ценностей, то образующие социальную реальность так называемые основные подсистемы «общества вообще» — политика, экономика, наука, культура — всего лишь ценностные ориентации эпохи постмодерна. Ведь отнесение к экономике, к политике или искусству определяется вовсе не свойствами вещей, слов или поступков, 6 а отношением к ним либо как жизненно важным, либо как несущественным. Институциональная структура перестаёт быть собственно социальной структурой, но она не исчезает. Этот парадокс объясняется с помощью введённого Бодрийяром понятия «симуляции». Ироничная симуляция институциональных образ-

1 Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. С. 24.

цов в постмодернистских практиках — это новый модус «бесплотного» существования общества. Концепция симуляции раскрывает социокультурный смысл постмодернизма как отказа от модерна.

Ключевыми характеристиками перехода к постмодерну являются: информационная перенасыщенность, обусловленная развитием новых технологий; изменение характера и статуса знания; противоречивость и многообразие; отсутствие определённости; проблематизация истины и самой реальности; тенденция к превращению знания, информации и любых культурных знаков в товар; рост гедонистических, потребительских настроений; превращение жизни в игру, стилизацию; отказ от принципа иерархии культурных содержаний; свобода выбора как данность, неопределённость и многообразие поведения.

Одной из центральных черт перехода от организованного капитализма к «дезорганизованному капитализму» является переход от промышленного производства к хозяйствам «знаков и пространства», в которых центральную роль играет сфера услуг и хозяйственные отношения, связанные с нематериальными ценностями (например, брэндами). Вокруг этих ценностей образуются целые культурные индустрии. Производство дезорганизуется, разносится в пространстве и времени, превращается в гибкую глобальную систему 2.

Петер Слотердайк отмечает, что в эпоху постмодерна основные силы «девитализации» (семья, государство, армия) создают мощные идеологии «ревитализации» (потребительство, сексизм, спорт, туризм, культ силы, массовую культуру). Но эти массовые «витализмы» утратили тягу к трансцендентному: если сегодня испытывается недостаток в чём-то, то это выражается на языке посюсторонних витальных благ: слишком мало денег, слишком мало свободного времени, слишком мало секса, слишком мало развлечений, слишком мало безопасности и уверенности и т.д. Когда стали говорить о том, что слишком мало смысла, вновь заявил о себе «спрос на религию», спрос, который привёл к появлению процветающих коммерческих предприятий по распродаже смысла, предприятий, которые любую бессмыслицу могут всу-

2 Лэш С., Урри Дж. Хозяйства знаков и пространства. Введение // Экономическая социология. 2008. № 9. С. 49-55.

чить как изображение пути к здоровью и процветанию 3.

Традиционные образы трансцендентного блекнут и уходят, им на смену появляется множество эрзац-трансценденций: бессознательное как индивидуальный и коллективный имманентный потусторонний мир; история как сфера тёмных первоистоков светлого будущего, утраченного богатства или обещанного изобилия, как то, что придаёт нам идентичность и в то же время отнимает её у нас; космические полёты как инфантильно-технологическая и милитаристская «психоделия»; эротика как лабиринт, в котором блуждает множество Я, занятых поиском того Ты, в которое они могли бы «перейти»; наркотики как средство взорвать банальный континуум и отправиться в путешествие по внутренним внешним мирам; искусства как дисциплины, в которых субъекты могут творчески возвыситься до того, чем они «ещё не были», и уйти в царство образов, фантазий, экспрессии; одержимый рекордами спорт как попытка преодолеть повседневные границы телесного движения и возможностей тела; туризм как расширение мира, данного в опыте, и т.п.4

В результате возникновения «массовой» покупательной способности у среднего класса наблюдается «демонстративное потребление» роскоши — модных изделий, продуктов питания, транспортных средств. Культ автомобиля отражает причастность всех социальных слоёв к агрессивным и зачастую саморазрушительным «техникам экспансии». Огромное число людей использует свободное время для удовлетворения своих капризов, реализации своих талантов, лечения своих болезней. Внимание, умственные способности, знание инвестируются в оформление жилищ и дачных резиденций. Двигательная энергия преобразуется в спорт, музыку, туризм и многочисленные виды активного отдыха.

В этой ситуации, согласно теоретикам постмодернизма, жизнь превращается в «игру»: человек просто наслаждается жизнью во всём её многообразии, поскольку общество предоставляет ему огромное количество благ и услуг. Человек постмодерна гораздо свободнее, чем люди, жившие в более ранние эпохи. Свобода прояв-

3 Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2009. С. 431.

4 Там же. С. 534-535.

ляется во всём: от образа мысли и способов самовыражения до передвижений по миру и отношений между полами. Однако ничем не ограниченная свобода выбора оборачивается свободой от самого себя — проблемой кризиса идентичности.

В чём же заключается различие модернизма и постмодернизма в трактовке и интерпретации основных философских понятий? Попробуем сформулировать суть этих различий в тезисах.

Реальность. Модернизм: реальность стабильна, целостностна, неизменна. Постмодернизм: реальность изменчива, случайна, процессуальна.

Истина. Модернизм: истина объективна, универсальна, адекватна, самотождественна. Постмодернизм: истина многообразна, плюралистична, относительна, она вырабатывается в рамках дискурсивной практики, нет универсального критерия истины.

Общество. Модернизм: классы, этносы, нации, государства существуют объективно, как и объективные закономерности развития общества, что позволяет прогнозировать развитие социума. Постмодернизм: в постиндустриальном обществе происходит отмирание семьи, нации, государства. Массовая культура и массовое общество основаны на унификации и стандартизации. В условиях глобализации государственные и национальные перегородки утрачивают смысл. Общество развивается непредсказуемо, представить его развитие можно лишь с помощью синергетической модели.

Язык. Модернизм придерживается репрезентативной теории языка, согласно которой реальность посредством языковых обозначений воспроизводится в сознании. Постмодернизм отвергает представление о языке как нейтральном посреднике между реальностью и мышлением. Реальность не выражается в языке или через язык, она конституируется лингвистически, поэтому постмодернизм предпочитает не язык, а текст, письмо, т.е. речь идёт о «текстуализа-ции» реальности.

История. Модернизм мыслит историю как определённую логическую схему, задним числом прилагаемую к реальности. Все события подчиняются жёсткой необходимой связи. Постмодернизм исходит из того, что история представляет собой хаос совершенно случайных событий, не обладающих внутренней связностью,

7

не подчиняющихся необходимости, логической последовательности. История — это текст, рассказ, нарратив, повествование, интерпретация, уходящая в бесконечность.

Человек. Модернизм, сохраняя связь с Просвещением, понимает человека как действующее, мыслящее существо, как личность. Постмодернизм утверждает, что человек децентри-рован, фрагментирован, имеет множество «Я». Представление о человеке как автономном, самосознающем, самоосновном индивиде, личности, обладающей единством «Я», разрушается.

Мировоззрение. Модернизм претендовал на возможность всеведения. Постмодернизм полагает, что утверждать общие истины — значит навязывать ложную догму. Знание всегда ограничено чем-то сугубо местным и специфическим. Всякое поползновение на всеохватное и связное описание миропорядка представляет собой вымысел, служащий для прикрытия хаоса и орудия подавления, насилия, подчинения.

Повседневность. Модернизм парил над повседневностью, опираясь на метафизику. Постмодернизм ищет основания знания в коммуни-

кации, общении, диалоге действующих эмпирических индивидов. Человеку рекомендовано не строить иллюзии по поводу обретения новых ценностей, а воспринимать жизнь такой, как она есть, без попыток диктовать, какой ей быть. Мир повседневности превратился в главную ценность и тему постмодернистских размышлений.

Постмодерн — это переход от модерна к обществу, которое нам совершенно неизвестно. Мы находимся в состоянии нестабильности и хаоса, плывём по течению к неведомым берегам и не можем сказать ничего внятного в отношении нашего будущего. Это страшит и пугает. Нужно действовать на свой страх и риск, без заранее заготовленных планов, рецептов и долгосрочных программ. Нельзя положиться на государство, нацию, класс, этнос, авторитет, прошлое. Никакая стратегия не является в этих условиях прочной — всё зыбко, туманно, неясно. Но отказ от модерна — это не просто отрицание, но и решимость действовать в ситуации неопределённости и непредсказуемости последствий наших действий. Тем более что жёсткой предопределённости, фатума, рока, судьбы не существует.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.