Научная статья на тему 'ПОСТКРИЗИСНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ПОСТКРИЗИСНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ФАКТОР / ПОСТКРИЗИСНЫЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мугадам М.М., Чимука С.

Основное внимание в работе автор акцентирует на модели пространственной мобильности населения в современном обществе. Основной задачей статьи является понятие мобильности населения. За последнее время последствия демографии, экономического кризиса, политической не стабильности, военных конфликтов, социальных проблем, климатических катастроф и технологических разработок отражают отношение и привычки мобильности населения в современном обществе. Они отражают нестабильную ситуацию с занятостью и условиями жизни, политические, культурные, климатические и социальные изменения или распространение новых способов передвижения. В современной науке пока не сложилось четкого и единого представления о том, что понимать под пространственной мобильностью. В зависимости от подхода к пониманию этого термина устанавливается методика оценки моделей пространственной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-CRISIS MODELS OF SPATIAL MOBILITY OF THE POPULATION

The author focuses on the model of spatial mobility of the population in modern society. The main objective of the article is the concept of population mobility. Recently, the consequences of demography, economic crisis, political instability, military conflicts, social problems, climatic disasters and technological developments reflect the attitude and habits of population mobility in modern society. They reflect precarious employment and living conditions, political, cultural, climatic and social changes or the proliferation of new modes of travel. In modern science, there has not yet been a clear and unified understanding of what is meant by spatial mobility. Depending on the approach to understanding this term, a methodology for evaluating spatial mobility models is established.

Текст научной работы на тему «ПОСТКРИЗИСНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

The scientific heritage No 55 (2020) 61

«ПОСТКРИЗИСНЫЕ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

Мугадам М.М.

аспирант 2 года обучения кафедра политического анализа и управления. Российский университет дружбы народов

Чимука С.

Магистр 2 курса

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов

«POST-CRISIS MODELS OF SPATIAL MOBILITY OF THE POPULATION»

Mugadam M.M.,

PhD, Candidate, Department of Political Analysis, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Russia

Chimuka S.

2nd Year of a Master's degree Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Russia

Аннотация

Основное внимание в работе автор акцентирует на модели пространственной мобильности населения в современном обществе. Основной задачей статьи является понятие мобильности населения. За последнее время последствия демографии, экономического кризиса, политической не стабильности, военных конфликтов, социальных проблем, климатических катастроф и технологических разработок отражают отношение и привычки мобильности населения в современном обществе. Они отражают нестабильную ситуацию с занятостью и условиями жизни, политические, культурные, климатические и социальные изменения или распространение новых способов передвижения. В современной науке пока не сложилось четкого и единого представления о том, что понимать под пространственной мобильностью. В зависимости от подхода к пониманию этого термина устанавливается методика оценки моделей пространственной мобильности.

Abstract

The author focuses on the model of spatial mobility of the population in modern society. The main objective of the article is the concept of population mobility. Recently, the consequences of demography, economic crisis, political instability, military conflicts, social problems, climatic disasters and technological developments reflect the attitude and habits of population mobility in modern society. They reflect precarious employment and living conditions, political, cultural, climatic and social changes or the proliferation of new modes of travel. In modern science, there has not yet been a clear and unified understanding of what is meant by spatial mobility. Depending on the approach to understanding this term, a methodology for evaluating spatial mobility models is established.

Ключевые слова: миграция, пространственная мобильность, население, фактор, посткризисные модели.

Keywords: migration, spatial mobility, population, factor, post-crisis models.

Одним из актуальных направлений современных исследований социально-демографического, экономического и политического характера является мобильность населения. Она может проявляться в различных субъектных и географических измерениях. Особо актуальной становится пространственная мобильность населения, которая отражает готовность и способность к перемещениям в определённых пространственно-временных координатах.

Стремительно растущий уровень пространственной мобильности населения требует от ученых качественных исследований. В их основе, как представляется, должна находиться хорошо разработанная методология, в том числе конкретный понятийно-терминологический аппарат. Поэтому данное исследование ориентировано на развитие теоретических основ исследования пространственной мобильности населения.

Глобальные тенденции свидетельствуют о том, что только за последние полвека количество международных мигрантов увеличилось втрое. Еще выше уровень пространственной мобильности обнаружен среди молодёжи - троекратный рост количества международных студентов за последние 25 лет. Высокую мобильность современного общества подтверждают стремительно растущие туристические потоки - за последние полвека количество международных туристов выросло более чем в 47 раз! Такие тенденции доказывают, что человечество, достигнув исторического максимума по количеству мигрантов и продолжая сохранять высокомобильные характеристики, вступает в новый этап развития с постепенным нивелированием государственных границ. Современные государства к регулированию таких проблем пока не готовы. Поэтому актуальным направлением научных исследований

является обоснование допустимых границ пространственной мобильности населения, причин формирования и последствий реализации.

Слово «мобильность» вошло в основные европейские языки не позднее конца XV в. Оно происходит от латинского mobilitas, что означает «подвижный», «способный к быстрому передвижению, действию». Слово «мобильность» стало наиболее популярным в конце 70-х годов ХХ в., когда человечество в лице наиболее развитых государств переживало растущее влияние научно-технического прогресса с возникновением мобильных технологий, а также начало переходить на этап формирования глобального общества. Сейчас применение понятия мобильности в научной и художественной литературе находится на уровне70-х годов.

С точки зрения известного британского социолога Дж. Урри, понятие мобильности используют:

1) для обозначения того, что движется или способно двигаться;

2) как фактор, который не допускает фиксации в определенных границах неорганизованной массы людей (толпы), требующий регуляции и социального контроля;

3) как качество социальной мобильности в традиционной социологии;

4) как долгосрочные процессы географического перемещения (миграции).

Мобильность как универсальное понятие отличается спецификой исследования в различных областях знаний. Для некоторых из них использование мобильности имеет особое значение, в частности для демографии, социальной экономики, экономической и социальной географии, информатики, социальных коммуникаций социальной психологии.

В зависимости от пространственной соразмерности выделяют географическую и пространственную мобильность. Основное отличие между этими видами заключается в том, что географическая мобильность характеризует готовность к перемещениям на определенные расстояния и время, тогда как пространственная мобильность учитывает систему связей, которые при этом возникают и по поводу организации движения сопроводительных ресурсов, дальнейшего их использования. Важным аспектом географической мобильности является учет влияния природных факторов. Основным классификационным признаком для выделения видов мобильности является цель перемещения. Именно этот классификационный подход важно учитывать, прежде всего, при комбинировании пространственной мобильности.

Пространственная мобильность как сложная социальная и географо-экономическая категория характеризуется развернутой системой факторов формирования, реализации, роста. В то же время мобильность является мощной детерминантной различных процессов. Последствия влияния пространственной мобильности можно оценивать, как по разным направлениям, так и на разных уровнях личности, социума. Одной из категорий, которая позволяет охватить различные направления и

уровни формирования, реализации пространственной мобильности, является человеческое развитие. Учредителями этой концепции считаются Махбуб-уль-Хак (известный пакистанский ученый, возглавлявший рабочую группу по разработке индекса развития человеческого потенциала, представленного на уровне ООН в 1990 году), А. Льюис, А. Сен, К. Гриф финн, Дж. Найт и другие ученые.

В общем смысле развитие является необратимой, направленной, закономерной сменой материи сознания, в результате которой возникает новое качественное состояние объекта, его состава и структуры. В контексте человека развитие рассматривается как положительное изменение его сущностных сил, накопления и реализации его творческого потенциала. В результате противопоставление ценности человека целям экономического роста возникла концептуальная идея человеческого развития, которая учеными интерпретируется по-разному. В основном его рассматривают как процесс роста человеческих возможностей, расширение человеческой свободы путем увеличения вариантов выбора. То есть, в основу человеческого развития закладывается право выбора, что является одним из важных свойств пространственной мобильности.

В современной науке пока не сложилось четкого и единого представления о том, что понимать под пространственной мобильностью. В зависимости от подхода к пониманию этого термина устанавливается методика оценки моделей пространственной мобильности. Проведя анализ исследований, можно сделать вывод о том, что на данный момент большинство ученых сходятся в том, что процесс пространственной мобильности неразрывно связан с процессом социально-экономической развития авангардных территорий государств лидеров мирового развития.

Существует множество различных подходов оценке пространственной мобильности населения. У. А. В Кларк, М. ван Хэм и Р. Коултер оценивают пространственную мобильность и ее социальные последствия через национальные индексы множественной депривации, рассчитываемых с 1970 г. департаментом по делам общин и местного самоуправления Великобритании. Для исчисления показателей вся территория страны была разделена на небольшие районы Англии и Уэльса -LSOA (Lower-Layer Super Output Areas), численность населения в которых составляет в среднем 1500 человек, а для Шотландии используются DZ (Data Zone) - данные записей о проживании физических лиц Шотландии, средняя численность DZ составляет 750 человек. Имеются следующие индексы де-привации, которые обеспечивают набор относительных мер депривации для небольших районов (LSOA/ DZ) по всей Великобритании с учетом семи основных областей лишений, испытываемых домо-хозяйствами:

1) недостаток средств к существованию (де-привация дохода);

2) отсутствие доступа к достойной работе (де-привация трудоустройства);

3) низкий уровень образования и квалификации (депривация образования, навыков и обучения);

4) неудовлетворительное состояние здоровья и питания (депривация здоровья);

5)неудовлетворенность условиями окружающей среды;

6) высокая преступность;

7) барьеры в получении жилья и необходимых услуг.

Каждая из вышеуказанных областей основывается на группе показателей, данные для которых взяты из переписей, опросов и других источников. На уровне каждой области рассчитывается свой индекс депривации, а также два дополнительных показателя: депривация дохода, влияющего на индекс содержание детей, и депривация дохода пожилых людей. При этом каждой области лишений, которые испытывают домохозяйства, присваиваются следующие веса: депривация дохода - 22,5 %; де-привация работы - 22,5 %; депривация образования, навыков и обучения - 13,5 %; депривация здоровья - 13,5 %; преступность - 9,3 %; барьеры в получении жилья и необходимых услуг - 9,3 %;неудовлетворенность условиями окружающей среды - 9,3 %.Таким образом, Индекс множественной депривации (ГМБ) включает информацию, полученную из семи областей, для определения общей меры относительной депривации.

В результате для оценки и отслеживания пространственно-социальной мобильности населения каждый раз, когда фиксируется, что физическое лицо или домохозяйство перемещается из одного района в другой, сравнивается индекс ГМБ происхождения и назначения района. Положительные изменения в баллах показывают, что домохозяйство перемещается в менее благополучный район, в то время как снижение баллов означает переезд в более благополучные районы. Индекс ГМБ дает также возможность оценить, изменилось ли благодаря перемещению положение в децильной группе.

Мигранты у Африки, понятно, не знакомы с данными социальных служб Европейского Союза и направляются, в том числе в депрессивные регионы стран приёма. Создавая тем самым кризисные ситуации самим фактом своего появления.

В работе «Типы пространственной мобильности и этнический контекст назначения микрорайонов в Эстонии» акцент в оценке модели пространственной мобильности делается на перемещении этнических групп и влиянии перемещения на их уровень жизни. Авторы начинают анализ с описательной информации относительно интенсивности перемещения между двумя этнолингвистическими группами. Данный показатель измеряется как процент тех, кто движется в различных направлениях, при этом сравнивается местоположение домохозяйства относительно расположения этно-лингвисти-ческих групп до и после переезда. Данный процесс сопровождается применением бинарной регрессионной модели для исследования, есть ли суще-

ственные различия в вероятности того, что подгруппы населения остаются на прежнем месте пребывания или перемещаются.

Анализ продолжается созданием модели линейной регрессии при использовании перемещающихся домохозяйств и индивидов только для изменения моделей в личных этнических жилых контекстах в результате перемещений. В качестве непрерывной зависимой переменной было использовано абсолютное процентное изменение. Кроме того, модели также включают набор управляющих переменных, а именно: пол, возраст (10-летние группы), образовательный уровень и статус занятости.

Бразильский исследователь Л. М. Кавалканте де Мело, подходит к оценке модели пространственной мобильности не только во взаимосвязях с социальной мобильностью, но отдельно выделяет профессиональную мобильность. В основе пространственной мобильности лежит экономическая причина, так как в общем люди переходят из застойных регионов в поисках лучших условий к жизни, что влияет на их шансы перемещения по социально-профессиональной лестнице.

Для измерения социально-профессиональной и пространственной мобильности автор вводит ряд переменных, в том числе изменение социально -профессионального положения за определенный период времени; переменные, характеризующие уровень развития региона, в котором пребывал индивид и в который индивид переместился, а также переменные, касающиеся уровня образования, возраста, опыта работы, рода занятий и пола. Затем при использовании полиноминальной логистической регрессии Л. М. Кавалканте де Мело, предлагает способ оценки возможности социально-профессиональной мобильности мигрантов в новом регионе по сравнению с регионом происхождения. Исследователь приходит к выводу, что новые динамические пространства привлечения капитала и рабочей силы доказывают, что миграции присуща экономическая рациональность. Таким образом, индивидуум продолжает мигрировать в регионы с потенциалом роста, который, как ожидается, будет лучше для достижения желаемых социально-экономических условий.

Отметим, что большинство исследователей напрямую связывают перемещение в пространстве с перемещением по социальной лестнице. Поэтому необходимо учитывать уровень жизни в регионе, когда перемещаются граждане из одного региона в другой, и принимать меры по его увеличению и развитию экономики, если преследуется цель по привлечению населения на конкретную территорию.

Еще следует отметить двойственность характера мобильности. С одной стороны, достаточный уровень мобильности на личностном уровне, что является важной предпосылкой расширения возможностей развития человека через поиск лучших условий проживания, учебы, труда или расширения мировоззрения благодаря туризму. С другой стороны, высокий уровень мобильности рискует трансформироваться в чрезмерные миграционные

потери для общества, приводя к утрате человеческого потенциала, который в концепции человеческого развития является главным элементом. Это еще раз обосновывает необходимость теоретико-методологического обоснования допустимых пределов мобильности, ее моделей и механизмов регулирования. Не исключая из этого процесса отраслевые министерства африканских стран Африканского Союза и Европейского Союза.

Посткризисные модели представляют собой как минимум три парадигмы, которые раскрывают общие условия формирования пространственной мобильности населения и ее значение в глобальном аспекте. Цивилизационная парадигма, ориентирует современный мир не на накопление материальных благ, а на развитие человека, обосновывает этап-ность развития человечества, в частности, с ростом уровня его мобильности.

Глобализационная парадигма объединяет многочисленные теоретические направления по формированию единого планетарного пространства. Здесь выделяются теория мировых систем, которая позволяет применять мир - системный подход, а также концепция глобальной системы координации развития человеческих ресурсов, что имеет прямое отношение к методологическим основам изучения пространственной мобильности населения.

Технологическая парадигма тоже отнесена к основным, поскольку объясняет радикальные изменения в технологиях материального производства и оказании услуг, обеспечивает создание новых возможностей мобильности и формирование новых потребностей мигрантов.64

Одной из основных теорий исследования пространственной мобильности населения в измерении человеческого развития является концепция мобильного общества. Она объединяет многочисленные теоретические наработки, среди которых важную роль следует отвести теории транс - национализма. Основным понятием здесь является транс -национализация. В контексте пространственной мобильности транс - национализация является процессом перемещения человеческого капитала с целью более эффективного его использования. Эта концепция развита немецким ученым Т. Фаистом, который вкладывает в нее идеи таких разных явлений, как транснациональные малые группы, транснациональные схемы и транснациональные сообщества. Развитие транснациональных социальных пространств, где одним из базовых звеньев является транснациональная семья, которая фактом своего существования распространяет и утверждает интернационалистические националистических взгляды и в современном развитом мире.

Концептуальную группу мобильного общества дополняют теории социальной стратификации и мобильности. Эта проблематика волнует человечество не одно тысячелетие. В то же время теоретиче-

ское обоснование социальной стратификации и мобильности сохраняет актуальность, ведь современному обществу тоже присуще социальное неравенство между группами людей, причем определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В контексте пространственной мобильности учет изменения социального статуса и роли человека является очень важным для оценки эффективности перемещений.

Привлекает также внимание концепция защищенной гибкости, которую разработали Г. Вил-хаген и Ф. Трос, называя ее «флексикьюрити». Эта концепция предусматривает такую политику, которая ориентирована на оптимальное сочетание гибкости рынка труда с нестандартной занятостью и улучшение социальной защиты работников, которые привлечены к труду в нестандартных условиях, в результате чего появляется модель гибкой защищенности. Этот аспект играет большую роль в повышении уровня пространственной мобильности населения с возможностью частых путешествий в условиях гибкой занятости, а также практики вторичной занятости, в частности с выполнением профессиональных обязанностей перед работодателем другой страны.

Среди других концептуальных обоснований требует истолкования реляционная теория пространственной мобильности населения, в основе которой лежит идея о реляционном пространстве. Она предполагает готовность и способность лица осуществлять перемещения в определенных пространственно-временных координатах, которые воспринимаются им как комфортные. Для лиц из стран с неблагоприятными условиями проживания уровень комфортности является различным. Это означает, что многие из них готовы осуществлять миграционные перемещения со значительными затратами ради получения выгоды в будущем.

Особую нишу занимает теория человека. Поскольку человек провозглашен высшей ценностью, то это вносит существенные коррективы в теоретические основы организации экономических процессов. Модель человека в современной экономической теории - это социальная модель, ориентированная на экономическое поведение человека в социальной среде; ее характеризует процесс социализации, который раскрывается через содержание экономической деятельности и экономического поведения, отражает специфику социально-экономических отношений и общественно-экономических институтов и структур. Человек - система личностных характеристик, которая, кроме специфики потребностей и интересов, содержит такие элементы, как мировоззрение, духовное богатство, мораль, социальный статус, политическую культуру, направленность личности. Это модель рефлексирующего, гибкого, волевого, деятельного, социально дифференцированного человека. 65И она, как показывала

64Строев П. В. Пространственная организация экономики России: тенденции и перспективы развития городов как точек экономического роста./ М. А-проджект, 2015. С. 57.

65Причины всплеска миграции в ЕС: войны, бедность, лето [электронный ресурс]//Брюссельское бюро. 28.08. 2015.Режим доступа: URL:

исследования, большинством этих черт угадывается в облике средне статического мигранта.

Таким образом, представленные модели пространственной мобильности населения, хотя и имеют обобщенный характер, наглядно отражают сложность методологического обоснования причин и последствий формирования мобильных признаков в обществе, определения их особенностей на разных уровнях. Междисциплинарность методологической основы расширяет универсальность понятия мобильности, тесную взаимосвязь пространственной мобильности с другими видами, в частности социальной.

Перечень некоторых моделей посткризисного миграционного процесса свидетельствует, во-первых, об устранении идентификации потоков переселенцев, описания их мотивов на этапе выбора принимающих территорий. Во - вторых, массовость перемещении человеческого капитала не даёт однозначного истолкования мотивов оставления мест постоянного жительства. А равно и того обстоятельства, что многие из их не отдают отчёта в том сколь сложна проблема интеграции в принимающем обществе. Последнее обстоятельство является конфликто генным фактором, который осложняет процесс адаптации мигрантов, провоцирует конфликты в принимающем обществе.

Список литературы

1. Бауман З. Индивидуализированное обще-ство./М.: Логос, 2002. С. 144.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. С. 179-182.

3. Вакуленко Е. С. Миграционные процессы в городах России: эконометрический анализ // Прикладная эконометрия, 2012. № 1.С. 27-28.

4. Фаттахов Р. В., Нещадин А. А. Приоритеты государственной политики в сфере регионального развития // Общество и экономика 2013. № 1.2.С. 110.

5. Мкртчян Н. В. Пространственная мобильность: пределы управления. См: [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/news/1163611/30970595.html. (дата обращения: 27.03.2017).

6. Мигранты «вернут» Европе забытые заболевания // РИА Новости. - 27.01.2016. - Режим доступа: URL: http://ria.ru/world/ 20160127/1366102787.html.

7. Мкртчян Н. В. Пространственная мобильность: пределы управления. См: [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/news/1163611/30970595.html.(да та обращения: 27.03.2017).

8. Институциональные изменения в социальной сфере российских регионов / под ред. М. Ю. Шерешевой. - М. : Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. С. 127-130.

9. Строев П. В., Кан М. И. Пространственная мобильность населения: экономический и социальный аспекты // Экономика. Налоги. Право,2016. № 6. С. 36-37, 39-40.

10. Причины всплеска миграции в ЕС: войны, бедность, лето [электронный ресурса/Брюссельское бюро. 28.08. 2015.Режим доступа: URL: http://ru.euronews.com/2015/08/28/record-number-of-migrants-attempting-to-cross-the-mediterranean

11. Строев П. В. Пространственная организация экономики России: тенденции и перспективы развития городов как точек экономического роста. /М.: А-проджект, 2015. С. 54-57.

12. Строев П. В. Пространственная организация экономики России: тенденции и перспективы развития городов как точек экономического роста. - М.: А-прод жект, 2015. С. 62-63.

13. Трейвиш А. И. Пространственная мобильность населения и распространение информации // Информатизация географических исследований и пространственное моделирование природных и социально-экономических систем. - Товарищество научных изданий КМК Москва, 2013. С. 151-152.

14. reasons Europe's refugee crisis is happening now // The Washington Post. - 18.09.2015. - URL: https://www.washingtonpost.com/ news/worldviews/wp/2015/09/18/8-reasons-why-eu-ropes-refugee-crisis-is-happening-now.

15. Wien droht Griechen mit Ausschluss aus Schengen-Raum // Die Welt. - 23.01.2016. - URL: http ://www. welt.de/politik/ausland/ arti-cle151361909/Wien-droht-Griechen-mit-Ausschluss-aus-Schengen-Raum.html.

http://ru.euronews.com/2015/08/28/record-number-of-migrants-attempting-to-cross-the-mediterranean.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.