Научная статья на тему 'Постгуманистические концепции человека в методологии современных педагогических исследований'

Постгуманистические концепции человека в методологии современных педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПОСТГУМАНИЗМ / ПОСТМОДЕРН / СИНЕРГЕТИКА / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / МНОГОМЕРНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / PERSON'S MULTI-DIMENSIONALITY / METHODOLOGY OF PEDAGOGY / POST-HUMANISM / POSTMODERNITY / SYNERGETICS / SOCIETY / PERSONALITY / PERSONAL SELF-DETERMINATION / MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Марина Владиславовна

В предлагаемой статье сделана попытка анализа сложившегося противоречия в современной методологии педагогических исследований между достаточно традиционным (классическим) подходом к отбору основных конструктов (компонентов, структурных единиц) и формирующимся в педагогической науке постнеклассическим идеалом, имеющим собственную трактовку обоснования фундаментальных посылок знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постгуманистические концепции человека в методологии современных педагогических исследований»

2. Бережнова, Л.Н. Образование человека в поликультурном обществе: монография / Л.Н. Бережнова. - СПб., 2008.

3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыма-нюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С. 23 - 30.

4. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2006. - № 8. - С. 20 - 26.

5. Куламихина, И.В. О коммуникативной компетентности специалистов в условиях глобализации экономики /

И.В. Куламихина // Закон и право. - 2006. - № 4. - С. 15.

6. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 36. - С. 55 - 63.

7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: монография / Дж. Трим, Б. Норд, Д. Костэ и др. - Страсбург, 2001.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2008.

9. Социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева, О.Е. Чернощек. - М., 2008.

10. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. -Иауапа, 1983.

УДК 37.012.1

М.В. Волкова

ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В предлагаемой статье сделана попытка анализа сложившегося противоречия в современной методологии педагогических исследований между достаточно традиционным (классическим) подходом к отбору основных конструктов (компонентов, структурных единиц) и формирующимся в педагогической науке постнеклассическим идеалом, имеющим собственную трактовку обоснования фундаментальных посылок знания.

Методология педагогики, постгуманизм, постмодерн, синергетика, общество, личность, самоопределение личности, многомерность личности, модернизация образовательных систем.

The paper seeks to analyse current controversies in modern methodology of pedagogical studies between the traditional enough (classic) approach to selecting basic constructs (components, structural units) and the emerging in pedagogical science post-non-classical ideal that has its own interpretation of the knowledge fundermental assumptions.

Methodology of pedagogy, post-humanism, postmodernity, synergetics, society, personality, personal self-determination, person's multi-dimensionality, modernization of the educational systems.

Современный мир изменчив и полон неожиданностей. Динамика перемен настолько стремительна, что человек не успевает осмыслить происходящие изменения и самоопределиться в их потоке. Неопределенность положения человека усиливает ощущение того, что он живет в агрессивном мире и испытывает постоянную угрозу своему существованию. Цивилизационная среда оказывает вероятностное воздействие на человека, то активизируя, то подавляя саморазвитие. Затрудняется индивидуализация, культивируется обособленность, блокируется открытость. Подобная ситуация порождает дискомфорт существования и стремление актуализировать пространство позитивного развития.

Человеческая личность утрачивает свою неповторимость/уникальность, целостность/единство и полноту определенности. Это происходит во многом под воздействием хаоса и случайностей, инициирующих деструктивные процессы распада и деформаций. Разрозненные и неуправляемые явления становятся в сознании человека проявлениями глобального уровня. Технократическая цивилизация нуждается в очеловечивании. При этом происходит осознание ограниченности жизненных сил человека. Актуальность данной проблематики обусловлена также и тем, что

доминирующие тенденции социальной эволюции порождают новые опасности, инициируемые деформациями человеческой личности, которые являются результатом ее негативных проявлений (агрессивности, страха и т.д.). Настораживает и тревожит доминанта принуждения быть коллективистом, одиночество, отчужденность как расчеловечивание, подавленность бессмысленной информацией, манипули-руемость в силу склонности к поверхностным культам, фрагментарной логике, деструктивному сознанию и упрощенному языку.

Преодоление угрожающих тенденций в развитии человека усиливает актуальность проблемы выбора методологических подходов в педагогической науке необходимостью сформировать личность, способную к рефлексии, духовно богатую, верную моральным принципам, императивам и нормам.

Стремительность изменений общества и человека задают темпы и определяют характер модернизации образовательных систем. Основной целью образования становится не только образование человека, но и оказание помощи в самоопределении в мире ценностей и идеалов. Самоопределенность достигается личностью, динамически структурирующей в себе и отражающей индивидуальную неповторимость, тра-

диционную культуру и универсальные ценности. Неклассическая парадигма современных педагогических исследований переходит от представлений о завершенном и неизменном знании как олицетворении абсолютной истины, автономности и независимости научных знаний от других сфер человеческой деятельности к пониманию их социокультурной и личностной ценности. Исходя из того, что современный педагогический процесс сориентирован на сотворчество субъектов, по-новому расставляются и акценты в организации обучения и воспитания: в центр внимания выносится творческая активность всех участников процесса. Возникающие при этом специфические проблемы (взаимопонимания, диалога, сотрудничества и т.п.) не могут быть решены в рамках устоявшейся методологии. Необходима методология «человеческого измерения».

Современная педагогическая практика нуждается в исследовательских проектах, исходные методологические идеи которых соответствовали бы запросам современной школы и педагогики. Изменение образовательно-воспитательных парадигм дает основание выделить направления познавательного поиска, которые способствуют становлению новой парадигмы методологического знания. В числе основных конструктов методологии, таких как диалектический метод, системный подход, целесообразно выделить и философию постмодерна и постгуманизма.

XX век ознаменовал крах гуманизма, который был более многократно наблюдаем, чем обоснован и тем более утверждаем. Упомянем близкую отечественному читателю по духу статью А. Блока «Крушение гуманизма» (1919 г.) - это начало века. «Крушение гуманизма № 2» (1991 г.) В. Ерофеева - это конец века. Обостренное сознание писателей и поэтов гиперчувствительно к происходящему. Это не образы, а диагностика. Прошедший под лозунгами социальной гармонии XX век сопровождался чудовищным пренебрежением к человеку. Начавшееся ранее раскрепощение индивидуальности происходило одновременно с преступлениями против человечности. Гуманизм привел к утрате веры в человека. Это одна из весьма заметных тенденций в развитии мирового сообщества XX в. Гуманизм - явление омассовлен-ной культуры, пользующейся примитивно-однозначным языком лжеистины. Неадекватный язык привел к неадекватному раскрытию человеческой сущности. Человек утратил потребность поиска смысла. Исчезает нормальная реакция на анормальное. Одномерность (односторонность) стала жизненной стратегией человека. Как конструкт уходящей эпохи и «натуры» гуманизм себя исчерпал.

Постгуманизм соотносится с постмодерном и рассматривается нами как его эпифеномен, претендующий на духовное основание эпохи. Это универсальный гуманизм, который включает в предмет своего анализа не только человека и человечество, но и все то, с чем они соприкасаются: общество, природу, космос, Вселенную. Постгуманизм предполагает взгляд на человека (человечество) со стороны, что позволит оценить себя более беспристрастно, избавиться от собственных стереотипов и открыть для

себя много нового и поучительного. Постгуманисты подвергают символы гуманизма деконтекстуализа-ции, снижающему перекодированию. Замкнутый в самом себе язык также подвергается деконструкции, обогащаясь гибридно-цитатным многоязычием постмодерна, где все языки равноправны, ни один не адекватен, но все самоценны и открыты. Деконструкция предполагает свободную творческую игру с кодами и знаками. Человек перестраивается в очередной раз, но не в артиста (Вагнер) и не в двойника (Достоевский), а в игрока, имитатора собственной сущности и смысла. Таким образом, реализуется постмодернистская концепция: жизнь - игра (творчество). Незыблемые догмы противопоставляются многозначным смыслам безбрежных текстов, что может породить самые неожиданные интерпретации.

Цель постгуманизма состоит в преодолении одномерности (односторонности), в переоценке устоявшихся мифологем и в выработке амифологизиро-ванного, многозначного и диалектического взгляда на человека (человечество).

Многозначность и диалектический взгляд рождается в парадигме дискурса. Парадигмальный характер дискурсивности разворачивается в междисциплинарном контексте, который когерентен синергетике. Синергетический дискурс формируется как топаз «личностных встреч». Это кросскультурный трансдисциплинарный и междисциплинарный диалог как научное направление, предпочтение в котором отдается не монологовому, а диалоговому типу личности, как открытому, креативному и ориентированному на доверие к другому, предрасположенному к достижению устойчивого интерсубъективного согласия.

Диалоговый принцип познания включает пять принципов становления процесса: 1) нелинейность; 2) неустойчивость; 3) незамкнутость; 4) динамическая иерархичность; 5) наблюдаемость [1]. Перечисленные принципы с необходимой достаточностью и продуктивностью используются в человековедческих дисциплинах, а результатом использования этих принципов может стать переоткрытие известной истины «человек - мера всех вещей». «Сам синергети-ческий контекст, - как отмечают В. И. Аршинов и В. Г. Баданов, - в принципе, предполагает, множественность и неоднозначность путей переоткрытия пространства и времени. В этом тоже одна из особенностей синергетического дискурса как дискурса науки эпохи постмодерна, или постнеклассической науки» [1, с. 81].

Задачи постгуманистических концепций человека: обратиться к человеку, далекому от совершенства, с тем чтобы оградить его от преследующих разочарований, могущих повлечь за собой презрение к собственному роду; переосмыслить канонизированное, перекодировать табуированное, десакрализировать сакрализированное; внедрить в науку новый языковой код; защитить человека от деструктивного потенциала коллективного бессознательного; расширить и углубить возможности человека за счет активизации творческих сил бессознательного и сверхсознания.

В прикладном значении постгуманизм - это про-

блемно-структурирующий термин и эвристическое понятие, используемое для анализа проблемы человека постмодерна, а также тех социокультурных явлений, которые определяют человеческое бытие и отличают эпоху модерна от эпохи постмодерна. Остановимся на двух принципиальных характеристиках идеала человека модерна - «гармонически развитой личности» в рамках сопоставительного анализа «целостности - фрагментарности» и «гармоничности -хаотичности».

Целостность - фрагментарность. Фрагменты приобретают значение символов. На месте одной целостности появляется несколько; они - составляющие отдельного человека, принадлежат всем и никому. Это знак (результат) стирания индивидуальности.

Гармоничность - хаотичность. Хаос бытия не укладывается в рамки гармонии. Он усиливает состояние растерянности человека перед будущим, которое не определено, а потому пугает. Человек не верит в перемены при сохранении существующего порядка вещей. Хаос - это неистребимая часть жизни, которая свидетельствует об ограниченности бытия, вырвавшегося за рамки регламентации и единомыслия; ему присуща непредсказуемость, что передает естественную непринужденность течения жизни и множественность ее смыслов. В этом плане преобладает жизнь-игра и жизнь-творчество. Как видим, отличия настолько очевидны, что не позволяют их игнорировать.

В методологии постгуманизм предполагает множественность интерпретаций человековедческих концепций и многочисленность самих концепций. Общим для них является то, что все они направлены на преодоление гуманистической парадигмы человека, оформившейся в эпоху Просвещения. Представляется, что концепция постгуманизма должна основываться на модели многомерного, многокачественного и полифункционального в человеке. Один из известных правариантов такого человека предлагает К.Г. Юнг. В его интерпретации это полный человек (сознание + бессознательное + сверхсознание) при акцентировании фактора бессознательного в постструктуралистской децентрации субъекта. Впрочем, на этом предлагаемые варианты не исчерпываются. Можно высказать самонадеянное предположение, что постгуманизм в понимании человека более близок к поиску адекватности, так как предполагает осуществить синтез в человеке добра и зла, хаоса и гармонии и т.д. Идею поиска адекватности невозможно реализовать без критического взгляда на человека, освобождения от иллюзий и романтизма, отказа от попыток идеализации. На этом фоне романтический ореол борцов и героев, порожденный вечным противостоянием, снижен до отметки, инициирующей равнодушие и иронию. Происходит переоценка человека как феномена антропологического. Это разрушение мифа о человеке, созданного и казенным, и «подлинным» гуманизмом. Применительно к современному обществу это преодоление герои-ко-романтической концепции с ее культом сверхчеловека в большевистско-пролетарско-ницшеанской

интерпретации. Человек предстает не только как носитель добра, но и как источник зла.

В содержание предмета постгуманизма входит и поиск методов, раскрывающих роль деструктивных импульсов индивидуального и коллективного бессознательного в социальном поведении людей. Необходимо раскодировать то, что скрыто в глубине человеческой души и определяет индивидуальную, групповую и массовую психологию. Растабуировать табуированные зоны сознания человека возможно также через дискредитацию или шок. Для современников тотального распада и перекодирования множества смыслов преодолеть абсурд реальности - задача более чем практическая. Вероятно, суперсмысл может родиться из бессмыслицы и ужасов современной жизни, которая манифестирует об изначальной неустойчивости критериев добра и справедливости. К доброте как истине и ореолу вечной традиции добавляется злоба современной реальности. Поиск логики абсурда, посредством которой выявляется природа зла, становится еще одним доказательством многокачественности исторического бытия и наглядным свидетельством патологичности его отдельных сторон. Злоба и дикость экзистенциально укоренены в структуре реальности. Признание этого факта требует поиска модели свободных отношений человека и социума, тормозящих распространение печали и препятствующих умножению скорби.

В парадигме деконструкции свободных отношений человека и общества постгуманизм анализирует усиливающуюся асимметричность восприятия человеком мира. Иллюстрацией высказанному тезису служит широко цитируемый пример, в котором отчетливо обнаруживается двойственность отношения к жизни. Жизнь - прекрасна - жизнь - ужасна. Эту антитезу хорошо отразил Вс. Некрасов в стихотворении «Живу и вижу» [2]. Оба полюса реальны; контрастируя, они оттеняют друг друга. Жизнь прекрасна несмотря на то ужасное, чем она наполнена. Жизнь ужасна несмотря на то прекрасное, что в ней есть. Этой антиномией и определяется сущность жизни. Зыбкость соотношения прекрасного - ужасного дополняет многовариантность восприятия, но не отменяет ее сущностной характеристики.

Постгуманизм актуализирует вечные истины (то, что уже было), показывая, что они по-разному усваиваются каждым поколением. Для каждого поколения вечные истины новы, как для неофитов с неподдельным пафосом восторга усваивающих то, что уже давно известно.

Постмодерн подключает человека к духовному полю культуры через неканоническое обращение -постмодернистскую игру. Игра в данном случае -синоним свободной, бескорыстной творческой активности, имеющей цель увидеть в человеке играющем (homo ludens) прообраз свободной личности. Игра в жизни - антитеза несвободы и принуждения. Через игру постмодерн расширяет пространство постгуманизма, а через него способствует одухотворению бытия.

Постгуманизм воспроизводит родовые черты личности и одновременно снимает их. Взгляд человека

постмодерна широк, непредвзят, свободен и деие-рархичен. Он требует отказа от высказываний (дефиниций), претендовавших на истинность и формировавших мыслительные стереотипы. Это порождает дезориентацию человека. Дезориентированный человек приучен воспринимать окружающий мир посредством внедренных в сознание социальных и культурных мифов. Он не способен видеть и анализировать очевидное. Он легко манипулируем. Это марионетка обстоятельств, потерявшая ощущение самости и переставшая быть самой собой. В жизни далеко не все подвижники и герои. Они - исключение. В массе своей люди слабы. Они лишь имитируют качества, которыми не обладают. Это люди массы.

Массовость к исходу нынешнего тысячелетия достигла своего апогея. И чтобы принять и понять это, вовсе не обязательны многочисленные ссылки на авторитеты, подобные Ортеге-и-Гассету. Массовость - закономерный итог вековой тотальной нивелировки сознания и поведения людей. Дезориентированный человек вырос на мифах об обществе, о свободной личности, о правах человека и т.д. Иллюзорный мир включает и иллюзию о себе и о собственной уникальности. Время иллюзий кончилось. Исчезла иллюзия собственной личности, ее исключительности и неповторимости. В современном российском обществе преобладает запуганный и запутавшийся конформист, уставший от неопределенности сообщества и успокаиваемый собственной дезо-риентированностью. Этот человек страшится обнаружить себя, чтобы оставаться в бездействии, не проявлять активность, инициируемую личностью.

Обнажается индивидуальная аморфность. Личность оказывается беззащитной. Несостоятельность приобрела массовый характер. Человек постмодерна выпадает из общества в виртуальный мир. Такова плата за отказ от иллюзий однозначности.

Постгуманизм в посткоммунистической России обратился к раскрепощенным «демократизацией» низменным и жутким качествам человеческой натуры. Это с одной стороны. С другой - предлагает новый тип поведения, новый образ жизни, культивирует наслаждение творчеством и учит испытывать радость от жизни. Последнее важно для человека с психотерапевтических позиций, ибо убеждает в том, что мрак эпохи преодолим.

В исторической перспективе российское общество только начинает свой путь от утопии к традиции. Однако вечная мечта, упорно не желая отступать, вновь готова бросить обществу вызов. Вызов нашей способности жить в условиях гражданского согласия и выработать методологию образования и педагогики, главной ценностью которой является человек, а необходимостью - торжество его прав в открытом пространстве свободы.

Список литературы

1. Аршинов, В.И. Когнитивные синергетики / В.И. Аршинов, В.Г. Баданов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002.

2. Некрасов, Вс. Стихи разных лет / Вс. Некрасов // Дружба народов. - 1989. - № 8. - С. 121.

УДК 376.3

С.Ю. Горбунова, А.В. Турчина ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В статье анализируются современные научные представления об интерпретации, в частности об интерпретации текстового сообщения; сравниваются различные подходы к трактовке и содержанию этого понятия, делается вывод о значимости интерпретации для процесса обучения чтению.

Текст, интерпретация, восприятие, толкование, трактовка, герменевтика, психолингвистика, сигнификат, речемысли-тельная деятельность.

The paper analyzes modern scientific ideas on the interpretation, interpretation of the text communication in particular. Different approachs to this notion treatment and content are compared. It is concluded that interpretation is very important for teaching reading.

Text, interpretation, perception, comment, treatment, germeneutics, psycholinguistics, signification, speech intellectual activity.

Слово «интерпретация» довольно многогранно, и, пытаясь объяснить ту или иную грань этого процесса, можно интерпретировать его в совершенно разных стилях, т. е. придавать ему какое-то особое значение в том или ином видении, учитывая различные аспекты его применения, взаимосвязи с другими объектами, смыслами и т. д.

Под термином «интерпретация» подразумевается

самое главное объяснение того или иного процесса или явления. Рассматривая интерпретацию в данном ракурсе, необходимо обратить внимание на общее понимание, разъяснение данного понятия, которое произошло от лат. Interpretation, что в переводе означает 'разъяснение как «толкование», объяснение, раскрытие смысла того или иного действия, совершённого в процессе описания, которое необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.