Научная статья на тему 'Постградуальное обучение в системе повышения квалификации учителей иностранного языка'

Постградуальное обучение в системе повышения квалификации учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ПОСТГРАДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / POSTGRADUATE EDUCATION / QUALIFICATION IMPROVEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конина Е.В.

Эффективность повышения квалификации учителя иностранного языка можно реализовать через интеграцию как некоторых основных подходов компетентностного и синергетического, так и при внедрении нового лингво-информационного подхода. В системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка разработана и внедрена модель постградуального обучения в виде курсов повышения квалификации учителей английского языка общеобразовательных учреждений Пермского края с последующей коррекцией методики преподавания. Постградуальное обучение представляет собой повышение квалификации, с целью ознакомления учителей английского языка с новейшими течениями и направлениями развития методики преподавания иностранных языков, а также предоставление возможности разработать собственную стратегию наиболее успешной организации самостоятельной педагогической деятельности. Модель постградуального обучения является основой для внедрения специальной методики преподавания иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION IN THE QUALIFICATION IMPROVEMENT SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The effectiveness of higher professional education can be realized through the integration of some of the basic approaches such as competence and synergy approaches, as well as the implementation of a new lingua-information approach. In the system of professional development of foreign language teachers, a model of postgraduate education in the form of a course of the improvement of professional skills of the English language teachers of general education institutions of the Perm Territory with subsequent correction of the teaching methodology has been developed and introduced. Postgraduate course of professional development have a purpose to familiarize teachers with the latest trends and directions of development techniques, as well as providing the opportunity to develop their own strategy of the most successful organization of independent pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Постградуальное обучение в системе повышения квалификации учителей иностранного языка»

Современная социокультурная ситуация в нашей стране все острее выдвигает проблемы педагогики в условиях диктата рынка и экспансии массовой культуры, что, по заключению экспертов Общественной палаты Российской Федерации, «привело к опасному для страны упрощению умов и духовному обнищанию молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших традиций русской культуры, разучившегося понимать сложные социальные явления ... и живущего в уверенности, что культура существует только в телевизоре» [5, с. 2]. Это при том, что творческий потенциал социально-культурной деятельности

Библиографический список

остро необходим для обновления и становления сильного государства.

Таким образом, именно социально-культурная деятельность является тем стержнем, на который опирается общество в стремлении к духовному единению, сплоченности, когда человек ощущает себя частью целого - нации, страны, мировой истории.

Итак, теория социально-культурной деятельности, ведущими элементами которой являются функции и принципы, ибо они и предъявляют всё более сложные требования, поскольку отражают в себе отношения и противоречия всего общества.

1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.

2. R.C. Solomon. Truth and self-satisfaction. Rev. of metaphysics. 1975, vol. 28, N 4.

3. Основы государственной культурной политики. Москва: Министерство культуры Российской Федерации, 2015.

4. Днепров Э. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью. Учительская газета. 2002; 45.

5. Доклад Общественной палаты Российской Федерации по вопросу «Культура и будущее России. Новый взгляд». 24 ноября 2007.

References

1. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnojpolitiki. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2014 goda № 808.

2. R.C. Solomon. Truth and self-satisfaction. Rev. of metaphysics. 1975, vol. 28, N 4.

3. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. Moskva: Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii, 2015.

4. Dneprov 'E. Popytka peresmotra soderzhaniya obrazovaniya udalas' ne polnost'yu. Uchitel'skaya gazeta. 2002; 45.

5. Doklad Obschestvennoj palaty Rossijskoj Federacii po voprosu «Kul'tura i buduschee Rossii. Novyj vzglyad». 24 noyabrya 2007.

Статья поступила в редакцию 13.07.17

УДК: 378.046.4

Konina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Volga State University of Water Transport (Perm, Russia),

E-mail: jentosina@yandex.ru

POSTGRADUATE EDUCATION IN THE QUALIFICATION IMPROVEMENT SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS.

The effectiveness of higher professional education can be realized through the integration of some of the basic approaches such as competence and synergy approaches, as well as the implementation of a new lingua-information approach. In the system of professional development of foreign language teachers, a model of postgraduate education in the form of a course of the improvement of professional skills of the English language teachers of general education institutions of the Perm Territory with subsequent correction of the teaching methodology has been developed and introduced. Postgraduate course of professional development have a purpose to familiarize teachers with the latest trends and directions of development techniques, as well as providing the opportunity to develop their own strategy of the most successful organization of independent pedagogical activity.

Key words: higher professional education, postgraduate education, qualification improvement system.

Е.В. Конина, канд. пед. наук, зав. каф, ПФ ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного

транспорта», г. Пермь, E-mail: jentosina@yandex.ru

ПОСТГРАдУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Эффективность повышения квалификации учителя иностранного языка можно реализовать через интеграцию как некоторых основных подходов компетентностного и синергетического, так и при внедрении нового лингво-информационного подхода. В системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка разработана и внедрена модель постградуального обучения в виде курсов повышения квалификации учителей английского языка общеобразовательных учреждений Пермского края с последующей коррекцией методики преподавания. Постградуальное обучение представляет собой повышение квалификации, с целью ознакомления учителей английского языка с новейшими течениями и направлениями развития методики преподавания иностранных языков, а также предоставление возможности разработать собственную стратегию наиболее успешной организации самостоятельной педагогической деятельности. Модель постградуального обучения является основой для внедрения специальной методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, постградуальное обучение, повышение квалификации учителей.

Исследования показывают, что современное общество предъявляет новые требования к учителям иностранного языка. Серьезные изменения происходят в общем среднем образовании: переосмысливается содержание образования; обновляются возможные направления развития, технологии и методики обучения.

В задачу данной работы входит отражение разработанного способа повышения квалификации учителей иностранного языка, как постградуального обучения - способа повышения их компетентности.

Направления обучения в сфере подготовки учителей иностранных языков, которые определены особенностью обновленной образовательной парадигмы, которая отражена в задачах модернизации системы образования Российской Федерации в целом и высшего языкового образования в частности.

С целью постградуальной подготовки учителя иностранного языка, владеющего информационной компетентностью, применяется лингво-информационный подход, базирующийся на получении, переработке и применении ситуационной либо контекстно-зависимой профессионально-ориентированной информации, их знаний и навыков, повышении важности самостоятельного обучения благодаря скорости изменения профессионально ориентированного информационного потока.

Глобальная информатизация оказывает влияние на современную методику преподавания иностранных языков, её развитие и состояние.

Основа деятельности учителя, цели и задачи обучения определены компетентностным подходом, в то время как лингвопси-хологический и лингво-информационный подходы, направлены на саморазвитие и повышение квалификации, так лингво-ин-

формационный, делает акцент именно на таких необходимых дополнительных умениях, как организация учебного процесса: управление уроком, планирование уроков по минутам, определение уровня владения иностранным языком учащегося и т. п. В совокупности вышеперечисленное, при наличии умелого управления позволит организовать создание модели постградуального обучения в системе повышения квалификации преподавателя иностранного языка.

Данная модель обучения на постградуальном уровне разработана и внедрена в системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка на курсах повышения квалификации учителей английского языка средних общеобразовательных и специальных учреждений Пермского края с последующей коррекцией методики преподавания. На базе предложенной модели необходимо осуществление внедрения специальной методики преподавания иностранных языков.

Методика ставит перед учителем сложную, но не единственную задачу научить учащихся общаться на английском языке. С её помощью учителя обучают учащихся не столько свободно говорить, сколько лексически и грамматически правильно выразить свою мысль, где основную роль играет высококомпетентный учитель иностранного языка, который не только знает оттенки значения слов и выражений, владеет живым языком, но и может этому научить.

Основной особенностью предложенной методики является то, что учитель не использует родной язык учащихся на занятиях, таким образом, отсутствует «язык-посредник». Объяснение грамматики, значение новых слов и выражений, происходит при использовании учителем различных методов и способов, происходит демонстрация при помощи жестикуляции, применения наглядного пособия, аудиоматериалов, также и видеоматериалов.

В основе проведенных курсов повышения квалификации учителей лежит обучение эффективной организации учебного процесса. Учителя обучаются актуальным международным методическим аспектам преподавания, также принимают участие в практико-ориентированных занятиях, где получают такие необходимые навыки, как менеджмент класса или пользование вспомогательными материалами (учебниками, аудио-, видеоматериалами).

Подготовка учителя акцентируется на лингвопсихологиче-ской, коммуникативной, лингво-информационной подготовке, которая направлена на получение дополнительных к высшему образованию умениях и навыках эффективного обучения каждого учащегося умению свободно общаться на иностранном языке включая знания о получении, переработке и передаче информации. Акцент при этом делается на неиспользовании во время обучения, как учителей, так и учащихся, родного языка. Описываемые курсы имеют направленность на овладение знаниями и умениями по поиску новых, оригинальных и необычных способов решения поставленных задач, т.е. деятельностью, направленной за пределы заданных ситуаций.

Это возможно при высоком уровне овладения коммуникативной, информационной и познавательной компетентно-стей.

Получение дополнительных профессиональных знаний, включая возможность их передачи в профессиональной деятельности - становится главной задачей каждого учителя в его профессиональной деятельности.

Процессы глобальной информатизации общества и информационной среды влияют на становление лингво-информацион-ного подхода в образовании, который, в свою очередь, направлен на формирование информационной среды специалистов в их профессиональной деятельности.

Исследователи К.К. Колин, Б.Я. Советов, В.В. Цехановский и др., показали, что образовательную среду в первую очередь следует информатизировать.

Согласно нормативным документам Российской Федерации, направленным на информатизацию образовательной среды, подобная система должна ориентироваться на информационно-компетентную личность, её подготовку, личность, готовую к полноценному и эффективному принятию участия в условиях информационного общества в таких областях деятельности как бытовая и профессиональная.

Потребность в передаче и переработке актуальной информации определяет необходимость в поиске учителями её в различных информационных ресурсах: одно- и двуязычных словарях, учебных и узкоспециализированных источниках, энциклопедиях и справочной литературе, консультациях со специалиста-

ми и экспертами, которые реализуют различные задачи поиска, переработки и передачи информации.

Данные аспекты работы учителя относятся к лингво-инфор-мационному подходу, который можно отнести к такому направлению развития прикладной лингвистики как «компьютерная лингвистика» [1, с. 44].

На сегодняшний день, в век активного использования информационных технологий, «компьютерная лингвистика» представляет собой базу для внедрения лингво-информационных основ в образовательную деятельность, включая следующие компоненты, способствующие поиску необходимой методической и языковой информации, используемые на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка:

- моделирование процессов понимания и языкового взаимодействия между учеником и учителем;

- извлечение учениками информации из текстов;

- необходимость использования машинного перевода учениками при обучении на иностранном языке;

- информационный поиск;

- способы анализа полученной информации, данных учителем из различных источников, в том числе зарубежной методической литературы;

- реферирование текстов методической литературы;

- создание, при необходимости, словарей, тезаурусов;

- использование электронных корпусов текстов.

Объединение всех перечисленных направлений на курсах

повышения квалификации происходит в том смысле, что происходит изучение и разработка способов оптимизации функционирования методики преподавания иностранного языка.

Как известно, с момента создания первой компьютерной системы по автоматической обработке текста (машинный перевод, автоматическое реферирование и пр.) широкое распространение получил термин «прикладная лингвистика» [2].

Развитие сети Интернет привело к тому, что объем доступной информации вырос в разы, что отразилось на технологии информационного поиска. Возникают обновленные задачи и технологии переработки информации. На сегодняшний день подобные системы включают лингвистический компонент, лингвистическое обеспечение информационной системы. Информационный поиск, на сегодняшний день, является одной из прикладных задач обработки и получения информации, основные методики которой разработаны в лингво-информационном подходе и активно применяются на курсах повышения квалификации. Применяемые, в используемой нами методике преподавания иностранных языков, поисковые системы включают в себя ряд способов систематизации выдаваемой информации и оптимизации её получения: автоматическую рубрикацию информации - разбивка текста на группы по темам и жанрам; автоматическую классификацию и кластеризацию текста - разбивка текста на группы в соответствие с заранее заданным классификатором, на основе тематически близкого содержания; автоматическое реферирование - генерация текста из наиболее значимых предложений документа или группы документов [3].

Для профессионала, как отмечает Тиссен Ю.В., Интернет открывает разнообразные возможности, она представляет собой [4]:

- хранилище различного рода справочно-энциклопедиче-ских материалов: электронные словари, энциклопедии, глоссарии и разнообразные справочные материалы;

- хранилище текстов, из которых возможно получить необходимые разделы лингвистической информации;

- вместилище фоновой информации по предметным областям текста;

- собрание специализированных лингвистических ресурсов.

Современные средства коммуникации облегчают и ускоряют обмен информацией, делая работу независимой [4].

Доступ к источникам предоставлен в открытом доступе и интерактивном режиме, в связи с этим, большую часть данной литературы, как учитель, так и ученик может перенести на локальный диск компьютера и просмотреть оф-лайн. Пользование учителями тематических сайтов предоставит возможность актуально решить все профессиональные задачи и справиться с прежде неразрешимыми проблемами, не обращаясь к экспертам различных сфер деятельности. Что позволяет улучшать качество преподавания, особенно при преподавании на иностранном языке, в том числе дисциплин на иностранном языке с постоянным обновлением терминологического аппарата, как то

сферы: компьютеров и информационных технологий, финансов, телевидения и многих других.

В образовательном процессе сеть Интернет представляет собой настоящую поддержку для преподавателя, в связи с тем, что для решения любой учебной и профессиональной задачи достаточным представляется набор нескольких ключевых слов в поисковой системе браузера, владея лишь информационной поисковой стратегией [5].

С целью организации поиска информации учебного и профессионального характера, учителям следует уметь пользоваться тематическими сайтами, которые имеют ориентацию на профессионалов. В настоящий момент, в Интернете существуют большие объемы данных и информационных ресурсов по различным темам и сферам деятельности. Не смотря на это, доступ к подобным ресурсам часто ограничен, в связи с тем, что отсутствует систематизация и сосредоточенность на конкретных сайтах, каталогах и базах данных.

На первый план выходят задачи умения когнитивной обработки информации. Переизбыток полученных учителем данных приведет к созданию современной системы по анализу текстов от постановки задач информационного поиска до получения документов по необходимой тематике.

Представленные методы обработки информации отражают такую степень овладения учителем дополнительных элементов профессиональной деятельности, а значит уровень компетентности, который соответствует существующим в обществе и профессиональной среде стандартам и требованиям, а вероятно и превышает их.

Под постградуальным обучением учителя понимается как возможность достижения высоких показателей при обучении на курсах повышения квалификации, так и наличие особенностей в профессиональной мотивации, системе устремлений, ценностных ориентациях, осмыслении трудовой деятельности, то есть того, что составляет основу его профессионального самосознания.

Постградуальное обучение направлено на то, чтобы профессиональное самосознание учителя начало включать представление его о себе, как о представителе определенного сообщества профессионалов, носителе профессиональной культуры.

Библиографический список

Согласно исследованию и результатам, полученным в результате постградуального обучения в системе повышения квалификации учителей иностранного языка, основные профессиональные характеристики учителя иностранного языка можно разделить на следующие уровни:

- базовый - овладение стратегией педагогической деятельности, овладение различными приемами педагогической деятельности, которые получены в вузе по уровню образования «бакалавриат».

- деятельностный - овладение самоорганизацией. Самоинициализация педагогической деятельностью, самооценкой, самокоррекцией учебной деятельности, которые получены в вузе по уровню образования «магистратура».

- личностный - овладение способностью принимать независимые решения относительно педагогической деятельности, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, осознание опыта, независимости, самостоятельности - это «первый уровень» постградуального обучения;

- конструктивный - овладение гибкостью и адаптивностью в педагогической деятельности по отношению к различным учебным ситуациям, свобода творчества педагогической деятельности, накопление индивидуального опыта учебной деятельности и перенос эффективного опыта в учебную деятельность. Это «Второй уровень» постградуального обучения.

Очевидно, что сегодня необходимо создавать специализированные интегрированные курсы, а также проводить отбор методов, технологий и средств обучения. Акцент должен идти на лингво-информационную, лингвопсихологическую и коммуникативную подготовку самого учителя, который получит умения и навыки эффективного обучения обучающихся свободному общению на иностранном языке, со способностью корректного использования иностранного языка дополнительно к базовому образованию. Предложенный структурированный курс постградуального обучения представляет собой систему повышения квалификации, которая направлена на ознакомление преподавателя с новейшими течениями и направлениями развития методики, включая предоставление возможности разработать собственную стратегию наиболее успешной организации самостоятельной педагогической деятельности.

1. Соснина Е.П. Введение в прикладную лингвистику. Ульяновск, 2012.

2. Лафтими И. Информационно-поисковые тезаурусы: основные понятия, назначение и методика разработки. Отраслевой рыболовный тезаурус. Молодой учёный. 2012;7: 164 - 16б.

3. Рыбалко Т.Г. Формирование лингвоинформационной компетентности студентов специальности «Прикладная информатика в экономике». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2008.

4. Тиссен Ю.В. Интернет в работе переводчика. Available at: http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/tissen.shtml (дата обращения: 08.05.2017).

5. Manning, Ch. Foundations of Statistical Natural Language Processing. Cambridge, 2000.

References

1. Sosnina E.P. Vvedenie vprikladnuyu lingvistiku. Ul'yanovsk, 2012.

2. Laftimi I. Informacionno-poiskovye tezaurusy: osnovnye ponyatiya, naznachenie i metodika razrabotki. Otraslevoj rybolovnyj tezaurus. Molodoj uchenyj. 2012;7: 164 - 166.

3. Rybalko T.G. Formirovanie lingvoinformacionnoj kompetentnosti studentov special'nosti «Prikladnaya informatika v 'ekonomike». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.

4. Tissen Yu.V. Internet vrabote perevodchika. Available at: http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/tissen.shtml (data obrascheniya: 08.05.2017).

5. Manning, Ch. Foundations of Statistical Natural Language Processing. Cambridge, 2000.

Статья поступила в редакцию 14.07.17

УДК 377

Kucher N.Yu., South Ural State institute of arts n.a. P.I.Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), E-mail: nataljakucher@yandex.ru

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE MOBILITY OF STUDENTS OF MUSICAL COLLEGE IN THE PROCESS OF MUSICOLOGICAL TRAINING. The article describes the organization and contents of the experimental research work on revealing the effectiveness of a method of development of communicative mobility of students of a musical college in the process of musicological training. The communicative mobility of a musicologist is treated as an integrated personal-professional quality that allows making flexible variable changes in communication style, behavior patterns and communication in accordance with a musical and social role (musicologist, teacher, musicologist-scientist, musicologist, educator), aesthetic needs and the specifics of musical perception of the recipients of different age categories and socio-professional groups. The work shows the criteria of the development of communicative, the levels of development of communicative mobility, the selection of pedagogical diagnostics. Special attention is paid to testing methods of the development of communicative mobility that consist of three stages: motivational-cognitive, communicative-active, reflective and creative.

Key words: communicative mobility, students of theoretical department of a music college, music training, methods of development of communicative mobility, research and exploratory work.

Н.Ю. Кучер, ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского Минкультуры

Челябинской области», г. Челябинск, E-mail: nataljakucher@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.