Научная статья на тему 'Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций'

Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свертывание информации / аналитико-синтетическая переработка информации / постер / визуализация информации / библиотечно-информационное образование / подготовка кадров / Санкт-Петербургский государственный институт культуры / compression of information / analytical and synthetic processing of information / poster / information visualization / library and information education / personnel training / St. Petersburg State Institute of Culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крымская Альбина Самиуловна

Постерная сессия (poster session) является одной из форм презентации профессиональных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров и др.). Несмотря на многолетние дискуссии о постере как эффективном инструменте в системе научных коммуникаций и его сравнение с рефератом, как информационный продукт он не изучался. Цель статьи – восполнить этот пробел и рассмотреть теоретические вопросы постера как информационного продукта. Его обычная структура схожа со структурой научной статьи (введение, методы, результаты, обсуждение). Единственная разница – постер дает эти элементы в сжатой форме, так же, как и реферат. Сравнительный анализ постера и реферата показал, что такие особенности реферата, как информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение основных фактических сведений и выводов и другие, свойственны и постерам. Сделан вывод, что обобщение в постере результатов аналитико-синтетической переработки информации позволяет рассматривать его в качестве одного из видов информационных продуктов, которые могут предлагаться библиотеками и создаваться библиотечно-информационными специалистами. Для создания постера нужны такие профессиональные компетенции, как свертывание информации, визуализация данных, коммуникативные навыки, навыки исследовательской деятельности и критического мышления, а также владение техническими инструментами, которые востребованы на рынке труда и отражены в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Их развитие может осуществляться с помощью постерной технологии, которая уже сегодня применяется на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Крымская Альбина Самиуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poster as an Information Product in the System of Scholarly Communications

The poster session has become one of the types of professional events (congresses, conferences, seminars, etc.). Despite the long-term discussions about the poster as an effective tool in the scholarly communication and its comparison with the abstract it has not studied as a product of analytical and synthetic information processing. The purpose of this article is to consider theoretical questions about the poster as an information product. The traditional structure of the poster is similar to the structure of a research article (introduction, methods, results, discussion) with the only difference – the poster presents these elements in compressed form, as well as in an abstract. The article gives a comparative analysis of the poster and abstract. It shows that such features of the abstract as information content, high semantic capacity, accurate reflection of the main actual information and conclusions, etc., are characteristic of posters as well. It concludes that summarizing the results of the analytical and synthetic processing of information in the poster allows its considering as one of the types of information products and libraries can include posters in the list of their information products/services. In order to create posters, such skills as compression of information, data visualization, communicative skills, research skills and critical thinking, as well as mastering technical tools, which are in demand in the market today and are reflected in the professional standard “Specialist in Library and Information Activities”. Their development can be made by poster technology, which is already lately implemented at the Library and Information Department of the St. Petersburg State Institute of Culture.

Текст научной работы на тему «Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА , КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

Научная статья ^ 1 L©_®_

УДК 769.91:659:001

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-76-84

Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций

А. С. Крымская

Крымская Альбина Самиуловна,

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Дворцовая наб., 2, Санкт-Петербург, 191186, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы

ORCID: 0000-0002-6543-8850 e-mail: krymskayaalbina@gmail.com

ш

ос

ZD

!□ ZD

О ^

о о m

76

Аннотация. Постерная сессия (poster session) является одной из форм презентации профессиональных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров и др.). Несмотря на многолетние дискуссии о постере как эффективном инструменте в системе научных коммуникаций и его сравнение с рефератом, как информационный продукт он не изучался. Цель статьи - восполнить этот пробел и рассмотреть теоретические вопросы постера как информационного продукта. Его обычная структура схожа со структурой научной статьи (введение, методы, результаты, обсуждение). Единственная разница - постер дает эти элементы в сжатой форме, так же, как и реферат. Сравнительный анализ постера и реферата показал, что такие особенности реферата, как информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение основных фактических сведений и выводов и другие, свойственны и постерам. Сделан вывод, что обобщение в постере результатов аналитико-синтетической переработки информации позволяет рассматривать его в качестве одного из видов информационных продуктов, которые могут предлагаться библиотеками и создаваться библиотечно-информационными специалистами. Для создания постера нужны такие профессиональные компетенции, как свертывание информации, визуализация данных, коммуникативные навыки, навыки исследовательской деятельности и критического мышления, а также владение техническими инструментами, которые востребованы на рынке труда и отражены в профессиональном стандарте «Специалист по библио-течно-информационной деятельности». Их развитие может осуществляться с помощью постерной технологии, которая уже сегодня применяется на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры. Ключевые слова: свертывание информации, аналитико-синтетическая переработка информации, постер, визуализация информации, библиотечно-информационное образование, подготовка кадров, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Для цитирования: Крымская А. С. Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций // Библиосфера. 2024. № 1. С. 76-84. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-76-84.

Статья поступила в редакцию 12.12.2023 Принята для публикации 22.02.2024

© А. С. Крымская, 2024

Poster as an Information Product

in the System of Scholarly Communications

Albina S. Krymskaya

Krymskaya Albina Samiulovna,

Saint-Petersburg State Institute of Culture,

2 Dvortsovaja nab., Saint-Petersburg, 191186, Russia,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Mediology and Literature

ORCID: 0000-0002-6543-8850 e-mail: krymskaya albina @gm ail.com

Received 12.12.2023 Accepted 22.02.2024

Abstract. The poster session has become one of the types of professional events (congresses, conferences, seminars, etc.). Despite the long-term discussions about the poster as an effective tool in the scholarly communication and its comparison with the abstract it has not studied as a product of analytical and synthetic information processing.

The purpose of this article is to consider theoretical questions about the poster as an information product. The traditional structure of the poster is similar to the structure of a research article (introduction, methods, results, discussion) with the only difference - the poster presents these elements in compressed form, as well as in an abstract. The article gives a comparative analysis of the poster and abstract. It shows that such features of the abstract as information content, high semantic capacity, accurate reflection of the main actual information and conclusions, etc., are characteristic of posters as well. It concludes that summarizing the results of the analytical and synthetic processing of information in the poster allows its considering as one of the types of information products and libraries can include posters in the list of their information products/services. In order to create posters, such skills as compression of information, data visualization, communicative skills, research skills and critical thinking, as well as mastering technical tools, which are in demand in the market today and are reflected in the professional standard "Specialist in Library and Information Activities". Their development can be made by poster technology, which is already lately implemented at the Library and Information Department of the St. Petersburg State Institute of Culture. Keywords: compression of information, analytical and synthetic processing of information, poster, information visualization, library and information education, personnel training, St. Petersburg State Institute of Culture Citation: Krymskaya A. S. Poster as an Information Product in the System of Scholarly Communications. Bibliosphere. 2024. № 1. P. 76-84. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2024-1-76-84.

Введение

С 1960-х гг. постерная сессия (poster session) как форма презентации научных достижений успешно применяется на различных профессиональных мероприятиях. В год на конференциях представляется несколько миллионов постеров (Faulkes, 2023).

Под постером (или плакатом) как видом издания понимается «листовое издание в виде одного или нескольких листов материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования»1.

В России для обозначения постера используются также термины постерный доклад, стендовый доклад и плакат. Последний термин неслучаен. Именно изобразительные плакаты как вид изоиздания являются прообразом современных постеров. В ГОСТ под изобразительным

плакатом понимается «плакат, содержащий рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без текста»2.

Термин «стендовый доклад» хорошо известен в российском профессиональном сообществе в первую очередь как заочный доклад, сведения о котором включаются в программу конференции. Он может быть даже опубликован в материалах конференции. Но в том понимании, в котором распространены стендовые (постерные) доклады за рубежом - размещение результатов исследования в свернутой форме на листе, - он, как правило, не рассматривается. Поэтому в настоящей статье будем использовать термин «постер» или «постерный доклад».

По мнению автора путеводителя по постерам Н. Рове, первые публично демонстрируемые постеры встречаются уже в XVI в. в кси-лографиях Лукаса Кранаха Старшего, который с помощью плакатов продвигал в обществе

1 ГОСТ 7.0.60-2020 Издания. Основные виды. Москва : Стан-

дартинформ, 2020. С. 19.

2 Там же. C. 7.

77

Ш

GC ZD

!□ ZD

О ^

о о

CG

идеи Реформации. С тех пор стала активно использоваться техника соединения изображения и текста, что позволяло передавать краткую информацию, к примеру, в публичных уведомлениях и ранней рекламе (Rowe, 2017, p. 3-4). Позже стали распространяться политические и агитационные плакаты. Характерными чертами всех этих плакатов были хорошая видимость на расстоянии, понятность для зрителя, призыв к действию - что требовало тщательного подбора шрифта, цвета и расположения текста и иллюстраций на листе. Эти особенности перешли и к научным постерам, которые стали появляться в системе научной коммуникации уже в первой половине XX в. на волне популяризации достижений науки, в частности, в медицине, для визуализации информации. Н. Рове отмечает, что в архиве библиотеки Генри Велкома в Лондоне хранится ранний пример прообраза постерной сессии, которая датируется 1946 годом, - тройной стенд, где размещены отобранные для демонстрации материалы (Rowe, 2017, p. 3-4).

В информационном потоке можно выделить три ключевых направления, в которых освещается постерная проблематика:

1) образовательный процесс (например, в преподавании иностранного языка, психологии, истории и других дисциплин в средних и высших учебных заведениях);

2) научная коммуникация (подходы к созданию научных постеров и выступлений с ними, структура научных постеров, демонстрация постерных докладов на конференциях);

3) руководства, путеводители, шаблоны для создания постеров.

Во всех этих направлениях постеры рассматриваются как инструмент научных коммуникаций. Особого внимания заслуживают публикации (D'Angelo, 2012, 2016; Matthews, 1990; Rowe, 2017; Schmidmaier, 1981), которые, помимо обзора литературы, освещают этапы развития постеров в системе научных коммуникаций, составные элементы, достоинства и недостатки постеров, а также рекомендации по их созданию.

Несмотря на то что постер существует как инструмент научной коммуникации уже не одно десятилетие, ранее в нашей стране он не рассматривался как вид информационного продукта, хотя в литературе отмечались его сходства с рефератом (Matthews, 1990). Цель данной статьи - сравнить понятия «постер» и «реферат» и обосновать принадлежность постера к информационным продуктам, которые могут создаваться библиотеками.

Постер в системе научных коммуникаций

В современном формате постеры применяются с 1960-х гг. как ответ на решение проблемы, связанной с невозможностью вместить все поданные заявки с докладами в программу конференции по причине регламента. Это также объяснялось желанием организаторов предоставить площадку для обмена результатами исследований большему числу исследователей. Первые постерные сессии появились в программах конференций в Европе. Так, первая зафиксированная международная постерная сессия, которую тогда называли «демонстрационной сессией» (demonstration session), проходила в рамках VI конгресса Федерации европейских биохимических обществ в Мадриде в 1969 г. На ней было представлено 15 постеров, размещенных на стенде, которые были доступны участникам конгресса в течение четырех дней. Это позволяло обсуждать научные вопросы в неформальной обстановке (Rowe, 2017, p. 3-4).

В 1973 г. организаторы IX Международного биохимического конгресса в Стокгольме перевели более 75 % докладов в формат постерных презентаций (Reba, 1979). В том же году Британская медицинская ассоциация подготовила первый путеводитель по постерам (Rowe, 2017).

В 1976 г. на III Европейской кристаллографической конференции в Цюрихе две трети докладов были заявлены в формате постерных сессий (Abrahams, 1977).

В США постерная сессия впервые появилась на совместном заседании ученых-биохимиков и биофизиков Американского общества по биохимии и Биофизического общества в Миннеаполисе (штат Миннесота) в 1974 г. (Maugh, 1974). Такой формат был выбран в связи с большим числом поданных заявок на участие в мероприятии. С тех пор постерная сессия постепенно превратилась в один из форматов научных конференций, получив широкое распространение и в библиотечно-информационной сфере. В программе конференции Американской библиотечной ассоциации постерная сессия появилась в 1982 г. (Gyeszly, 1990) и стала с тех пор обязательным элементом мероприятий этой ассоциации, а также Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук, Американской ассоциации юридических библиотек, Ассоциации информационных наук и технологий, Европейской лиги научных библиотек, различных библиотечных ассоциаций штатов США3 и др.

В программы Всемирного конгресса библиотечных ассоциаций и учреждений - ИФЛА

3 Например, см. сайт Библиотечной ассоциации Иллинойса: Submit a poster session. URL: https://www.ila.org/events/annual-conference/submit-a-poster-session (accessed 05.11.2023).

постерные сессии были включены в 1990-е гг.4 В частности, они упоминаются в программе за 1993 г., а в 1994 г. приводятся авторы и названия 38 постеров5. С тех пор постерная сессия проводится ежегодно, и только с 2014 по 2018 г. было представлено 794 постера6. Ежегодно программа конгресса ИФЛА включает в среднем 150-200 постеров7.

В отличие от зарубежных библиотечно-информационных конгрессов и конференций, в России постерные сессии не нашли широкого распространения; хотя в программах стали привычными разделы со стендовыми докладами, но их наличие носит лишь формальный характер. Как правило, в нашей стране стендовые доклады - это заочные выступления, которые занесены в программу мероприятия и могут быть опубликованы в виде тезисов конференций или сборников материалов.

Просмотр программ крупнейших российских мероприятий в библиотечно-информационной отрасли (конгресс Российской библиотечной ассоциации (РБА), международная конференция «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («^ШСОМ»), международная научно-практическая конференция «Наука, технологии и информация в библиотеках» (LIBWAY), международная научно-практическая конференция «Румянцевские чтения», Всероссийский форум публичных библиотек, Всероссийская научно-практическая конференция и выставка «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации») показал, что лишь в программах конференции «LIBWAY» в 2018 и 2019 гг. были заявлены стендовые сессии (228 и 13 постеров9), а стендовые доклады - в программах конгресса РБА (13 докладов)10, Всероссийском форуме публичных библиотек в 2023 г.

4 Past IFLA Congresses // IFLA : website. URL: https://www.ifla. org/past-ifla-congresses/ (accessed 05.11.2023).

5 60th IFLA General conference - August 21-27, 1994 : conf. programme and proc. // IFLA : website. URL: http://archive.ifla.org/ IV/ifla60/60cp.htm (accessed 05.11.2023).

6 Данные представлены А. Габзалиловой и С. Белоусовой в докладе на семинаре «Информационно-аналитическая деятельность: настоящее и будущее» (Санкт-Петербург, 31 октября 2019 г.).

7 IFLA : website. URL: https://library.ifla.org/ (accessed 05.11.2023).

8 Наука, технологии и информация в библиотеках LIBWAY-2018 : программа Междунар. науч.-практ. конф. // LIBWAY : сайт. 2018. URL: https://archive.libway.ru/2018/program#5b8e486f770d0914543f4f20 (дата обращения: 05.11.2023).

9 Наука, технологии и информация в библиотеках LIBWAY-2019 : программа Междунар. науч.-практ. конф // LIBWAY : сайт. 2019. URL: https://archive.libway.ru/docs/pro-gramme2019.pdf (дата обращения: 05.11.2023).

10 Всероссийский библиотечный конгресс / XXVII ежегод-

ная конференция Российской библиотечной ассоциации «Биб-

лиотека - культурный код России» : программа // РБА. Российская библиотечная ассоциация. 2023. URL: http://www.rba.ru/

netcat_files/userfiles/conference/2023/programm.pdf (дата обра-

щения: 05.11.2023).

(6 докладов11), «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации» (в 2008 г. -4 доклада, 2011 г. - 2, 2013 г. - 2, в 2014 г. перечень стендовых докладов не указан)12.

Полагаем, что одна из причин отсутствия постерных сессий на российских библиотечных конференциях - дефицит специально оборудованных пространств: выставочного зала, стендов для постеров. Другая причина, распространенная в разных отраслях и не только в нашей стране, - неэффективность включения постеров в программу. Постерные сессии в последние годы становились предметом критики, поскольку те задачи, которые на них возлагались изначально, не реализовывались в полном объеме. Сложности участников конференций обусловлены отсутствием выборки постеров интересующей тематики, дефицитом времени для детального знакомства с постерами и их авторами. И наоборот, авторы постеров не достигают своих целей по поиску заинтересованных в их идеях коллег для установления профессионального взаимодействия.

Широкое распространение постерных сессий в научной и проектной деятельности требует организации информационной поддержки профессионального сообщества. В интернете по запросу «постер» (poster) пользователь получает огромное число ссылок с рекомендациями по созданию постеров и шаблонами в разных программах. Зарубежные библиотечные ассоциации и библиотеки создают руководства по созданию постеров. Например, на сайте Американской библиотечной ассоциации в разделе «Инструменты, публикации и ресурсы» («Tools, publications and resources») размещена полезная информация (рекомендации, шаблоны, списки литературы по постерной тематике и т. п.) для потенциальных участников конференции 13. На сайте библиотеки Иллинойсского университета размещен путеводитель по подготовке постеров14.

Умение создавать постеры и представлять их профессиональной аудитории - важный навык для современного специалиста, в том числе биб-лиотечно-информационного. Учитывая специфику постера отражать результаты аналитико-

11 XI Всероссийский Форум публичных библиотек «Миссия публичной библиотеки в новых условиях: приоритеты содержания работы» : программа // РНБ. Российская национальная библиотека. 2023. URL: https://nlr.ru/nlr_pro/RA7787/prezentac-ii-k-dokladam23 (дата обращения: 05.11.2023).

12 Мероприятия Арбикон // Арбикон : сайт. URL: https://arbi-con.ru/conf/ (дата обращения: 10.12.2023).

13 Poster presentations (at conferences) // ALA. American library association. URL: https://www.ala.org/tools/atoz/poster-presenta-tions (accessed 05.11.2023).

14 Research posters // Illinois Library. URL: https://guides.library. illinois.edu/poster (accessed 05.11.2023).

<

CL >

I— _Q

£

CC <

X

*

s

X

Ш

GC ZD

!□ ZD

О ^

о о m

синтетической переработки информации (АСПИ), можем сделать вывод, что как подготовка, так и помощь в создании постера может быть включена в перечень предоставляемых библиотекой информационных услуг.

Постер как вид информационного продукта

В литературе отмечается, что подготовка постера включает процессы свертывания и группировки информации (Matthews, 1990, p. 232). Так, Мэттьюс придавала важное значение при создании постера именно сжатию (свертыванию) информации и ее группировке: «Эффективный способ устранения ненужного текста и свертывания информации в форму, которая может быть организована для визуальной эффективности, заключается в том, чтобы сначала выделить только ключевые точки или слова в материале, а затем использовать только выделенные элементы для постера» (Matthews, 1990, p. 226). Она подчеркивала комплексный характер постера и отмечала, что автор постера выступает в нескольких ролях: писателя, редактора, дизайнера и художника (Matthews, 1990, p. 232). Отсюда возникает необходимость владения комплексом профессиональных компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратимся к свертыванию информации в постере.

За годы существования постерных сессий сформировалась структура научного постера, повторяющая по сути строение текста научного жанра: введение, методы, результаты и обсуждение (Introduction, Methods, Results, Discussion -IMRAD) (Ranse, Aitken, 2008). Отличие постера от статьи состоит в том, что в постере составные части представлены в кратком изложении, то есть в свернутом виде, что, на наш взгляд, позволяет его сравнивать с рефератом. Д. Мэттьюс отмечает, что постерная презентация выступает как «иллюстрированный реферат» (illustrated abstract), отражающий основной фокус каждого элемента исследования. Достигается это путем свертывания научной информации в формате IMRAD, в частности:

- introduction (введение): несколько кратких предложений;

- method (методы): список или блок-схема;

- results (результаты): иллюстрации, таблицы, цифры или графики, сопровождаемые простым кратким резюме;

- discussion (обсуждение): список или сводный абзац с заключением (Matthews, 1990, p. 232).

Таким образом, в структуре постера можно выделить аналогичные реферату семантические блоки: введение, основная часть, заключение. Как и в реферате, они отражают аспекты доклада: предмет, тема, цель работы, методы, результаты работы, область применения,

выводы. В отличие от реферата, где даются лишь указания на имеющиеся в первичном документе иллюстрации, графики и таблицы, постер может включать подобные дополнительные элементы. Иногда словесное описание результатов работы может быть заменено иллюстрациями, графиками и таблицами.

Помимо основных аспектов, постер включает такие виды свертывания, как аннотация и библиографическое описание, которые представлены следующим образом:

- использованная автором литература свернута в библиографические описания и представлена в виде списка литературы;

- аннотация как обязательный элемент постера по научным исследованиям содержит характеристику темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты.

Постеру присущи те же особенности, что и реферату:

- информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение основных фактических сведений и выводов;

- лаконичность, четкость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации (Аналитико-синтетическая..., 2013, с. 230).

Рассматривая эти особенности, можно отметить, что они находят отражение как в структуре, так и в дизайне постера.

Анализ структуры постера позволяет прийти к выводу, что он полностью отвечает цели свертывания как «уменьшения объема текста исходного (первичного) документа ради экономии усилий потребителя на его восприятие» (Аналитико-синтетическая., 2013, с. 32). Поскольку в процессе подготовки автор сокращает оригинальный текст (научного исследования) до составных частей реферата, которые потом и составляют элементы постера, можно сказать, что постер относится к вторичным документам - библиографическим информационным продуктам. На презентации постеры замещают оригинальные тексты (доклады с результатами исследований). В то же время постер является первичным документом, поскольку становится сокращенной версией доклада. В том случае, если исследование еще нигде не публиковалось, постер рассматривается как анонс (preview) научной статьи (Kobayashi, Perez, 2015, p. 1522).

Каждая организация, которая включает в программу своих мероприятий постерную сессию, формулирует критерии, по которым отбираются заявки на выступления с постерами. В число таких критериев могут входить: актуальность темы, теоретическая и/или практическая значимость исследования (или проекта - в зависимости от темы постера), новизна, логичность и структура текста, методологическая

база, качество оформления (представления) визуальной информации. В постер могут вводиться такие аспекты, как краткий обзор литературы и описание лакун в изучении темы или проблемы.

Несмотря на то что на постерных сессиях присутствие автора обязательно, постер должен быть структурирован и оформлен таким образом, чтобы представленная в нем информация была интуитивно понятна без устной презентации и пояснений. Сегодня в сети предлагается большое множество рекомендаций по подготовке постеров, а также готовых шаблонов. Выходят путеводители-руководства по подготовке постеров. К числу наиболее обстоятельных мы относим путеводитель Н. Рове - «Academic and scientific poster presentation: a modern comprehensive guide» (Rowe, 2017).

Одна из рекомендаций по созданию постера получила название «Правило десяти»: среднестатистический человек просматривает постер в течение 10 секунд с расстояния 10 футов (порядка трех метров). Когда кто-то остановится, у автора постера есть 10 секунд, чтобы представить свою работу, а слушатель сможет усвоить всю информацию и обсудить ее с автором за 10 минут (Wood, Morrison, 2011, p. 357).

В последние несколько лет наметился переход от традиционного дизайна постера к новой визуализации. В 2019 г. докторант Университета штата Мичиган Майк Моррисон, психолог по специальности, проанализировал эффективность постеров с точки зрения психологии восприятия и пришел к выводу, что традиционный дизайн постера не справляется со своей задачей. «Представьте, что вы едете по шоссе и видите рекламные щиты, но вместо изображения и запоминающейся фразы на всех рекламных щитах - абзацы текста», - отметил Моррисон. «Мы идем по залу, полному рекламных щитов с абзацами текста повсюду»15. Для решения этой проблемы М. Моррисон предложил новый дизайн научного постера. Так, в центр листа крупным шрифтом помещается ключевой результат исследования объемом в одну фразу. Последняя должна быть сформулирована ясно и просто для того, чтобы «захватить» внимание посетителя постерной сессии. В центре постера размещается куар-код на материалы, которые позволят слушателям позже познакомиться подробнее с исследованием (это могут быть публикации докладчика, его биография и т. п.). В правой и левой частях постера в колонках помещаются основные семантические блоки

15 Greenfieldboyce N. To save the science poster, researchers want to kill it and start over. URL: https://www.npr.org/sections/

health-shots/2019/06/11/729314248/to-save-the-science-poster-researchers-want-to-kill-it-and-start-over (accessed 05.11.2023). Date of publication: 11.06.2019.

(введение, методы и т. д.), а также иллюстративные материалы (таблицы, графики и т. д.). Такой дизайн, получивший название «Постер 2.0.», был призван решить проблемы, связанные с физическими возможностями посетителей познакомиться с постерами на сессии в отведенное для этого время. Вдохновленные дизайном М. Мор-рисона, другие докторанты пошли еще дальше, предложив новые дизайны, в которых акценты ставились на инфографике (Gray et al, 2022). Несмотря на предложения по изменению дизайна постера, его структура осталась прежней16.

Помимо печатного постера, развитие получил электронный постер (e-poster) (D'Angelo, 2012). Этот формат стал особенно популярен в период пандемии. Электронные постеры особенно полезны как учебный материал, поскольку отпадает необходимость в дорогостоящей печати. Также этот формат привлекателен для молодых людей в процессе как создания, так и восприятия визуальной информации. Они лучше воспринимают визуальную информацию и могут проявить творческое мышление, используя программы графического дизайна, что часто для них легче, чем написать текст.

Для развития навыков создания рассматриваемого информационного продукта на биб-лиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры применяется постерная технология, которая будет рассмотрена далее.

Применение постерной технологии в подготовке кадров для библиотеки

Одной из тем, которая нашла отражение в информационном потоке по проблематике постеров и постерных сессий, стало использование постерной технологии в образовательном процессе. Как отмечает Ю. С. Богачинская, «постерная технология является интегратив-ной: в ее основе - работа в подгруппах, про-блемность, эвристические вопросы, проектная деятельность, техника коллажа. Говоря иначе, подгруппы решают некую значимую для них проблему, проектируют определенный способ ее решения, опираясь на эвристические вопросы и используя технику коллажа, после чего осуществляется публичная защита постера» (Богачинская, 2014, с. 143). Добавим, что в рамках образовательной организации постерная технология может быть использована не только для описания проектной деятельности, но и для исследовательской работы.

Постерная технология широко применяется и в проведении семинарских занятий,

Ibid.

С

CL >

I— _û

£ СЕ

с

X

*

s

X

81

16

и на экзаменах с целью оценки освоения студентами того или иного курса (D'Angelo, 2012, 2016).

Рассмотрим применение постерной технологии на примере создания постеров на биб-лиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры. Разработка и презентация постера требует сочетания комплекса профессиональных навыков. В первую очередь, как мы уже сказали выше, в структурировании постера важны навыки аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). Применение постерной технологии в учебном процессе позволяет на практике применять знания, полученные в рамках дисциплины «Аналити-ко-синтетическая переработка информации», которую студенты осваивают на первом курсе обучения по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.

Постерная технология применяется нами в преподавании как обязательных дисциплин «Отраслевые информационные ресурсы», так и профильных «Аналитические технологии» и «Информационное предупреждение кризисных ситуаций». Процессы АСПИ встраиваются в подготовку к семинарским занятиям. Так, вместо классического выступления с докладом по одной из тем семинара студентам предлагается подготовить выступление с постером. Это позволяет отойти от традиционной формы проведения семинарских занятий, когда вовлечены лишь несколько студентов, которые, как правило, зачитывают свои заранее подготовленные доклады, а вся подготовка к семинарским занятиям ограничивается конспектированием двух-трех публикаций, что в конечном счете и является докладом. Использование постерной технологии призвано пробуждать у студентов интерес к исследовательской и творческой работе.

Для создания постера могут использоваться Microsoft PowerPoint или программы графического дизайна. Студенты могут разрабатывать дизайн самостоятельно или использовать готовые шаблоны. Самая важная задача в этом процессе - грамотное расположение всей необходимой информации на одном слайде (листе).

Рассмотрим кратко методику выполнения подготовительного задания к семинарскому занятию по теме «Поаспектный анализ ш источников правовой информации о понятии ^ (на выбор)» в рамках дисциплины «Отраслевые информационные ресурсы». На последнем ° этапе выполнения задания применяется постер-q ная технология.

О В качестве анализируемых понятий сту-

дентам на выбор предлагаются следующие: информационная безопасность, кибертерро-82 ризм, информационный терроризм, научная

дипломатия, глобализм, транснациональные корпорации. Для каждого понятия определены аспекты, по которым студенты должны провести анализ.

Этапы 1-8 задания включают процессы, связанные со сбором информации о понятии и его анализом: 1) в качестве источников информации используются справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант+» и др., Официальный портал правовой информации; 2) составляется перечень нормативно-правовых документов, отражающих анализируемое понятие;

3) из отобранных нормативно-правовых документов выявляются определения анализируемого понятия и ключевых слов предметного поля;

4) с помощью функции расширенного поиска осуществляется поиск публикаций по анализируемому понятию (и понятиям предметного поля объекта) в периодических изданиях в научной электронной библиотеке eLIBRARY; в качестве критериев поиска задаются тип публикации, место поиска (в названии публикации, в аннотации, в ключевых словах), тематические и хронологические рамки; фиксируются результаты поиска; 5) поиск публикаций по определенным критериям: хронологический период (в зависимости от количественных результатов поиска возможно расширение или сужение хронологических рамок), тематика «Государство и право. Юридические науки» (в зависимости от количественных результатов и анализируемого понятия поиска возможно изменение или добавление рубрики (рубрик)); результаты поиска сортируются по релевантности; 6) производится отбор не менее 20 релевантных публикаций с доступом к полному тексту документа из первых 200 результатов, которые раскрывают предложенный для анализа аспект; 7) составляется перечень отобранных публикаций; 8) из текстов публикаций выявляются предложенные аспекты; результаты фиксируются в форме сравнительной таблицы с указанием первоисточника.

На 9 этапе студенты обобщают полученные результаты анализа в виде доклада. В докладе должны быть указаны актуальность, цель, методы, результаты, практическая значимость, выводы, а также приложение в виде таблиц, графиков и т. п.

Последующие два этапа связаны с созданием и презентацией постера. С помощью метода поаспектного реферирования студенты составляют реферат доклада, а далее на его основе создают постер для последующего представления на занятии. Постер демонстрируется в электронном виде.

Создание и презентация постера позволяет студентам развивать

- профессиональные знания и умения, полученные в рамках освоения различных

дисциплин: информационный поиск в традиционных и сетевых информационных ресурсах, аналитико-синтетическая обработка релевантных документов (библиографическое описание, аннотирование, реферирование, экстрагирование данных и фрагментов), отбор документов на основе критериев, сбор, систематизация и группировка документов и данных, анализ и обработка полученных данных, обобщение данных, представление результатов анализа в виде информационных продуктов,

- soft skills (мягкие навыки): креативное мышление, использование инструментов визуализации данных, коммуникативные навыки (навыки публичных выступлений).

Выводы

Постерная сессия за более чем полстолетия стала распространенной формой представления исследовательских и проектных результатов на профессиональных мероприятиях (конференциях, конгрессах, симпозиумах, совещаниях, семинарах). Несмотря на появляющиеся критические замечания в адрес постеров, они продолжают оставаться эффективным инструментом научной коммуникации. Постеры особенно важны для начинающих исследователей как возможность вхождения в профессиональное сообщество, поскольку позволяют представлять начальные и промежуточные результаты научных работ, а также выступают отличным средством международной коммуникации, позволяя преодолевать языковые барьеры за счет представления визуальной информации.

Рассмотренная в настоящей статье структура постера позволяет прийти к следующим выводам.

1. Сравнительный анализ структуры постера и реферата показал, что постер отражает те же аспекты исследовательской работы, что и реферат: предмет, тему, цель работы, методы, результаты работы, область применения, выводы. Но в постере могут быть размещены диаграммы, таблицы и другие графические элементы, которые в реферате в силу его жанра как краткого изложения документа отсутствуют.

2. Обобщение в постере результатов анали-тико-синтетической переработки информации позволяет классифицировать его как информационный продукт.

3. Поскольку основу создания постера составляют результаты аналитико-синтетической переработки информации, то важны навыки АСПИ. В полной мере ими владеют библиотечно-информационные специалисты. Поэтому полагаем, что создание постеров или помощь в их создании может стать одним из видов информационных продуктов/услуг в библиотеке, особенно в научной или вузовской. Тем более что в числе «библиотечных продуктов» уже присутствуют интерактивные плакаты (Савкина, 2022). Библиотеки также могут организовывать мастер-классы по созданию постеров.

4. Создание и презентация постера требует таких профессиональных компетенций, как свертывание информации, визуализация данных, коммуникативные навыки, навыки исследовательской деятельности и критического мышления, которые сегодня востребованы на рынке труда и отражены в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».

Список источников / References

Аналитико-синтетическая переработка информации : учебник / науч. ред. А. В. Соколов. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 336 с. [Sokolov AV (ed.) (2013) Analytical and synthetic processing of information: textbook. Saint Petersburg: Professiya. (In Russ.)].

Богачинская Ю. С. Опыт использования постер-ной технологии в процессе формирования тью-торских компетенций // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 142-146 [Bogachinskaya YuS (2014) Experience in the use of poster technology in the process of forming tutorial competencies. Shkolnye tekhnologii 1: 142-146. (In Russ.)].

Савкина С. В. Мультимедийные продукты в библио-течно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт // Библиосфера. 2022. № 2. С. 56-65 [Savkina SV (2022) Multimedia

products in library and information service: domestic and foreign experience. Bibliosfera 2: 56-65. (In Russ.)]. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65.

Abrahams SC (1977) The Third European Crystallographic Meeting. Zurich, Switzerland, September 6-10, 1976: meeting report. Journal of Applied Crystallography 10: 75. DOI: https://doi.org/10.1107/S0021889877012904.

DAngelo L (2012) From posters to e-posters: the evolution of a genre. Language Studies Working Papers (LSWP). Reading, vol. 4, pp. 46-54.

DAngelo L (2016) The academic poster genre: friend or foe? The Routledge Handbook of English for Academic Purposes. London, pp. 394-404.

Faulkes Z (2023) The "wall of text" visual structure of academic conference posters. Frontiers in Communication 8: 1063345. DOI: 10.3389/fcomm.2023.1063345.

Gray AL, Curtis CW, Young McKR and Bryson KK (2022) Innovative poster designs: a shift toward visual

representation of data. American Journal of Health-System Pharmacy 79 (8): 625-628. DOI: https://doi. org/10.1093/ajhp/zxac002.

Gyeszly SD (1990) Research forum: poster preparation for ALA Annual Conference. College and Research Libraries News 51 (6): 532-534. DOI: https://doi. org/10.5860/crln.51.6.532.

Kobayashi KD and Perez K (2015) A scientific poster is not a scientific article! Hawaii International Conference on Education. Honolulu, pp.1520-1530.

Matthews DL (1990) The scientific poster: guidelines for effective visual communication. Technical Communication 37 (3): 225-232.

Maugh TH 2nd. (1974) Poster sessions: a new look at scientific meetings. Science 184 (4144): 1361. DOI: 10.1126/science.184.4144.1361.

Ranse J and Aitken C (2008) Preparing and presenting a poster at a scientific conference. Journal of Emergency Primary Health Care 6 (1): 990289. DOI: https://doi. org/10.33151/ajp.6.1.440.

Reba RC (1979) Relative advantages and disadvantages of poster presentations at a scientific meeting. Journal of Nuclear Medicine 20 (6): 582.

Rowe N (2017) Academic and scientific poster presentation: a modern comprehensive guide. Cham: Springer. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-61280-5.

Schmidmaier D (1981) Poster sessions as a new viewpoint of scientific communication - general problems and library aspects. Proceedings of the IATUL Conferences. 1981 IATUL Proceedings. Purdue Univ., art. 10. URL: https://docs.lib.purdue.edu/iatul/1981/papers/10 (accessed 05.11.23).

Wood GJ and Morrison RS (2011) Writing abstracts and developing posters for national meetings. Journal of Palliative Medicine 14 (3): 353-359. DOI: https:// doi.org/10.1089/jpm.2010.0171.

LU

GC ZD

!□ ZD

o ^

o o m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.