Научная статья на тему 'ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ЗАКУПКА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ТОВАРЫ / НУЖДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осадченко Э.О., Железкина Ю.Г.

В статье рассматривается ситуация, связанная с осуществлением поставки товаров для государственных или муниципальных нужд в соответствии с нормами действующего законодательства. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд это одна из форм участия государства в системе гражданских правоотношений и гражданского оборота. Договора данной разновидности формируются на основе заключения соглашения о сотрудничестве между государственным заказчиком и поставщиком той или иной продукции, становящейся предметом договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Развитие института государственных закупок обеспечивает всем необходимым интересы публично-правовых образований, снабжая такие образования необходимым товаром, услугами для выполнения ими своих функций. Таким образом, важное значение играет нормативно-правовое регулирование процесса поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осадченко Э.О., Железкина Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELIVERY OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The article deals with the situation related to the delivery of goods for state or municipal needs in accordance with the norms of current legislation. The supply of goods for state or municipal needs is one of the forms of state participation in the system of civil legal relations and civil turnover. Contracts of this type are formed on the basis of the conclusion of a cooperation agreement between the state customer and the supplier of a particular product, which becomes the subject of a contract for the supply of goods for state and municipal needs. The development of the institute of public procurement provides the interests of public legal entities with everything necessary, providing such entities with the necessary goods and services to perform their functions. Thus, the regulatory and legal regulation of the process of supplying goods for state or municipal needs plays an important role.

Текст научной работы на тему «ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

НУЖД

Э.О. Осадченко, доцент Ю.Г. Железкина, студент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-3-66-69

Аннотация. В статье рассматривается ситуация, связанная с осуществлением поставки товаров для государственных или муниципальных нужд в соответствии с нормами действующего законодательства. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд это одна из форм участия государства в системе гражданских правоотношений и гражданского оборота. Договора данной разновидности формируются на основе заключения соглашения о сотрудничестве между государственным заказчиком и поставщиком той или иной продукции, становящейся предметом договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Развитие института государственных закупок обеспечивает всем необходимым интересы публично-правовых образований, снабжая такие образования необходимым товаром, услугами для выполнения ими своих функций. Таким образом, важное значение играет нормативно-правовое регулирование процесса поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Ключевые слова: поставка, государственный контракт, закупка, органы власти, товары, нужды.

Сфера действия договоров поставки товаров для обеспечения деятельности государственных (муниципальных) органов власти представляет собой систему отношений, которая связана с поставками товаров для удовлетворения потребностей таких органов с целью выполнения ими своих прямых задач и полномочий. Такие потребности органы государственной (муниципальной) власти определяют исходя из следующих параметров:

- необходимость реализации государственных программ;

- необходимость поддержания уровня обороноспособности;

- необходимость создания материальных резервов;

- необходимость проведения экспортных поставок в соответствии с международными соглашениями и т.д.

В целях такого обеспечения и заключаются договора на поставку товаров для органов государственной (муниципальной) власти.

Нормами статьи 525 ГК РФ установлено, что договор поставки товара представляет собой договорные отношения, в ходе

заключения которых поставщик берет на себя обязательства по поставке товара покупателю с целью удовлетворения государственных нужд, а заказчик таких товаров принимает на себя обязательства по оплате такого товара [1].

Основными признаками договора поставки товара можно назвать:

- такой договор носит консенсуальный характера;

- имеет возмездный характер;

- возлагает на все стороны договорных отношений обязанности.

Договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд отличаются от других видов договоров поставки. Так, государственный контракт представляет собой договор на поставку товаров для государственных нужд, по которому происходит передача товара от поставщика государственному заказчику, а сам заказчик берет на себя обязательство по оплате такого товара. Такие контракты заключаются на основе государственного заказа. Отметим, что для государственного (муниципального) органа власти заключение контракта на поставку является обяза-

тельным условием, а для исполнителей таких заказов только в случаях, которые установлены законодателем.

Существенными отличительными чертами государственного (муниципального) контракта от иных договоров купли-продажи товаров можно назвать:

- покупателем товаров выступает государственный (муниципальный) заказчик;

- наименование договора;

- договорные отношения, как правило, заключаются между государственным заказчиком и поставщиком на основе проводимых открытых торгов;

- нормами действующего гражданского законодательства определяются способы размещения заказов для производства закупки товаров для государственных (муниципальных) нужд;

- оплата по таким договорам производится за счет средств бюджета;

- споры, вытекающие из действия таких договоров, разрешаются Арбитражным судом.

Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд имеет специфические условия его заключения. Все существенные условия договора должны найти сове отражение в текстовой части. Согласование таких условий перед заключением договора поставки является необходимостью и основанием для признания договора заключенным.

В рамках заключения государственного контракта обе стороны таких договорных отношений должны указать все нюансы, связанные с исполнением сторонами договорных обязательств, определив предмет договора, порядок и основания осуществления контроля за его исполнением, условия оказания содействия поставщику, стоимость контракта и т.д.

Отличительной особенностью договора публичной поставки на поставку товаров только государству и муниципальным образованиям является наличие дополнительного поставщика (подрядчика), включаемого в его правовой режим в качестве стороны экономически более слабого договора (в зависимости от заказчика).

В рамках заключённого договора поставки товаров для государственных (му-

ниципальных) нужд важным является действие принципа равноправия сторон. При невыполнении обязательных условий договорных отношений стороны могут расторгнуть договор и потребовать возмещения ущерба, в порядке и на основаниях, предусмотренных нормами гражданского законодательства и условиями договора.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке. Методики формирования этих требований законодательством не установлены. Как правило, при проведении закупок в соответствии с 223-ФЗ многие вещи делают по аналогии с законом 44-ФЗ [3], посвященным закупкам для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с заключением и реализацией договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. К числу таких проблем можно отнести:

- в нормах законодательства в недостаточной степени раскрыт понятийного аппарата, что затрудняет реализацию отдельных положений договора поставки товаров на практике. Например, недостаточно урегулирован вопрос определения эффективности государственных закупок в силу того, что в нормах законодательства отсутствует четкое определение категории «эффективность» применительно к системе государственных контрактов и поставок.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] дает неполное «положение о закупке» и представляется недостаточно корректным, так как заказчики, основываясь на это «положение», проводят неограниченное количество закупок.

Также следует сказать и о наличии проблем в самом процессе осуществления закупок. Так, нормами закона установлено, что заказчик имеет право на установление требований о том, что поставщик не должен содержаться в реестре так называемых недобросовестных поставщиков. Однако

такая ситуация связана только с юридиче- между заказчиком и поставщиком, при ис-скими лицами, но не распространится на полнении государственного контракта на физических лиц, которые могут осуществ- поставку товара, можно заменить поставлять свою деятельность в форме индиви- ляемую продукцию на аналогичную, но с дуального предпринимателя. Отсюда улучшенными качественными, техниче-можно сделать вывод о необходимости скими и функциональными характеристи-расширения такой правовой нормы в виде ками [3]. Контролирующим органам в внесения дополнений о физическом лице сфере государственных закупок необхо-как участнике системы государственных димо обратить особое внимание на все закупок и при наличии сведений о его не- случаи замен поставляемого товара в ходе добросовестности - внесении его в такой исполнения контракта. реестр. Итак, исходя из вышеизложенного,

Следующей проблемой правового регу- можно сделать вывод, что данный договор лирования, является пробел законодатель- очень важен для удовлетворения государства в положениях ч.7 ст.95 Закона № 44- ственных и муниципальных нужд РФ. ФЗ, согласно которым, по соглашению

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ.1996. N 5. Ст. 410.

2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 05.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, N 30, 25.07.2011, ст. 4571)

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, N 14, 08.04.2013, Ст. 1652.

4. Дикова И.В. Актуальные вопросы правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Научные известия. - 2022. - №27.- С. 247-250.

5. Зиманов, Г.В. Исполнение договорных обязательств по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. - 2021. - № 26 (368).

6. Кабытов П.П. Анализ содержания и структуры контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2020. - №3.- С. 601-625.

7. Кондаков А.А. Проблемы гражданско-правового регулирования договора поставки товаров для государственных нужд // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - №5.-С. 358-364.

8. Молчанова С.Л. Договор поставки для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. - 2022. - № 16 (411). - С. 225-227.

DELIVERY OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

E.O. Osadchenko, Associate Professor Yu.G. Zhelezkina, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article deals with the situation related to the delivery of goods for state or municipal needs in accordance with the norms of current legislation. The supply of goods for state or municipal needs is one of the forms of state participation in the system of civil legal relations and civil turnover. Contracts of this type are formed on the basis of the conclusion of a cooperation agreement between the state customer and the supplier of a particular product, which becomes the subject of a contract for the supply of goods for state and municipal needs. The development of the institute of public procurement provides the interests of public legal entities with everything necessary, providing such entities with the necessary goods and services to perform their functions. Thus, the regulatory and legal regulation of the process of supplying goods for state or municipal needs plays an important role.

Keywords: delivery, government contract, procurement, authorities, goods, needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.