УДК 339.9 656
ПОСТАВКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ЭКСПОРТ: ПОТОКИ, НАПРАВЛЕНИЯ, КОНКУРЕНЦИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Ю.А. ЩЕРБАНИН, д.э.н., проф., завкафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65, корп. 1). E-mail: [email protected]
В статье затрагиваются вопросы производства и транспортировки нефтепродуктов в направлении морских портов России на экспорт. Представлены данные о транспортировке нефтегрузов различными видами транспорта и некоторые соображения прогнозного характера.
Ключевые слова: нефтегрузы, транспортировка, трубопроводы, железная дорога, морские порты, переработка нефти.
В то время, когда фундаментальная наука продолжает исследования и поиски новых источников энергии, прикладная наука предпринимает усилия, направленные на совершенствование процессов добычи, переработки нефти и газа и доставки продукции покупателю с наименьшими издержками.
Издержки при транспортировке, хранении, перевалке нефти и нефтепродуктов в России достаточно велики, однако не следует наивно полагать, что «где-то там, за рубежом», они гораздо ниже. Тем не менее средние расстояния перевозки нефтегрузов в России больше, чем в других странах. Это обстоятельство заставляет нефтяников, газовиков, транспортников разрабатывать и внедрять новые логистические технологии, совершенствовать процессы доставки продукции до морских экспортных терминалов, до экспортных магистральных трубопроводов.
Попытаемся в рамках данной статьи рассмотреть на основе статистических данных положение с производством и поставками основных нефтегрузов на экспорт. Для этого необходимо понять, какими объемами должны оперировать транспортники, как будут распределяться внутренние и экспортные потоки сырья и нефтепродуктов.
Как видно из данных табл. 1, добыча нефти и газового конденсата (ГКС) в России за последние пять лет выросла
Таблица 1
Производство некоторых нефтепродуктов в России в 2010-2015 гг., млн т
на 29 млн т. Наименьший прирост отмечался в 2014 году, а вопреки прогнозам многих экспертов, предвещавших дальнейшее падение добычи, в 2015 году нефтяники добыли на 7,4 млн т больше. Это наибольший прирост в абсолютном выражении за рассматриваемый период. В 2016 году Минэнерго России полагает выход на 542 млн т, то есть прирост добычи составит примерно 8 млн т. Прогноз Минэнерго России [1] вполне реализуем, в предыдущем году в ноябре-декабре компании добыли 90,4 млн т, в текущем предстоит добыть примерно 88 млн т для выхода на отмеченный рубеж (добыча в январе-октябре 2016 года составила 453,926 млн т, на 10 млн т больше, чем в соответствующий период 2015 года).
В 2016 году производство автомобильного бензина, исходя из показателей 10 месяцев 2016 года, достигнет 39,6-40 млн т. Производство дизельного топлива составит примерно 75,8-76,2 млн т, а топочного мазута -56,2-57 млн т. В связи с падением числа авиапассажиров логично допустить падение объемов производства авиакеросина, однако его производство может остаться на прошлогоднем уровне.
Таким образом, общая грузовая база по нефти и нефтепродуктам на 2016 год, выглядит следующим образом.
Оценивая показатели, приводимые в табл. 2, можно отметить, что при снижении переработки на 10 млн т выходы
Таблица 2
Оценка грузовой базы по нефтегрузам, млн т
Добыча нефти и ГКС 505,2 511,4 518,1 523,4 526,7 534,1
Первичная переработка нефти 250 256,5 265,4 274,5 288,9 282,4
Автомобильный бензин 36,1 36,7 38,1 38,7 38,3 39,2
Авиакеросин 9,1 9,3 9,9 10,4 10,9 9,6
Дизельное топливо 70,4 70,6 69,7 72,0 77,3 76,1
Топочный мазут 69,6 73,2 74,4 77,0 78,5 71,0
2014 2015 2016*
Добыча нефти и ГКС 526,7 534,1 542
Первичная переработка нефти 288,9 282,4 272-274
Автомобильный бензин 38,3 39,2 39,6-40
Авиакеросин 10,9 9,6 9,5-9,6
Дизельное топливо 77,3 76,1 75,8-76,2
Топочный мазут 78,5 71,0 56,2-57
* Без учета складских запасов (расчеты автора).
Таблица 3
Поставки нефтепродуктов на внутренний рынок в 2014-2015 гг. и на экспорт в 2015 г, млн т [1,2]
Нефтепродукты Внутренний ЭкСпорт в 2015 г. рынок г
2014 1 2015 Всего 1 Д/зар. СНГ
Автобензин 34,1 34,6 4,746 2,449 2,297
Авиакеросин 10,3 10,1
Дизельное топливо 31,7 31,2 51,02 47,82 3,2
Топочный мазут 19,7 13,9 57,1
светлых продуктов увеличились и практически в абсолютном выражении объемы снизились весьма незначительно. Кстати, это говорит о произошедшем техническом перевооружении российских НПЗ, а снижение производства топочного мазута (топить ассигнациями!) также скорее свидетельствует об уменьшении поставок этой продукции в котельные или на экспорт.
Поставки на внутренний рынок характеризуются следующими показателями (табл. 3).
Теперь рассмотрим положение, складывающееся с поставками нефтегрузов на экспорт. Основными поставщиками нефтегрузов на экспорт являются трубопроводный и железнодорожный транспорт.
По системе трубопроводов ПАО «Транснефть» в 2015 году было прокачано 481,4 млн т нефти, на 2016 год были запланированы объемы в 476,7 млн т. Прокачка нефтепродуктов достигла 32,2 млн т, в том числе на внутренние нужды - 8,7 млн т, на экспорт - 23,5 млн т. По продуктам распределение следующее: дизтопливо - 28,5 млн т, бензин - 1,6 млн т, авиакеросин - 2,1 млн т. По данным ПАО «Транснефть» [3], доля экспортных поставок светлых нефтепродуктов компанией составляет 47% всего российского экспорта светлых; 53% нефтепродуктов доставляют другие виды транспорта (табл. 4).
Отметим, что прокачка светлых нефтепродуктов по про-дуктопроводам по объемам гораздо ниже, чем нефти, -всего 32 млн т. В последнее время стали расти поставки на
экспорт, все-таки был обеспечен рост на 6,5 млн т, более чем в три раза, частично за счет снижения внутренних поставок.
ПАО «Транснефть» в настоящее время занято развитием двух крупных проектов - «Север» и «Юг». Суть проектов в следующем. Россия в течение достаточно долгого времени в основном была сосредоточена на поставках за рубеж нефти. Качество производимых светлых нефтепродуктов, главным образом бензина и дизтоплива, не удовлетворяла в полной мере заграничных потребителей по ряду показателей, включая экологические. Производство востребованных нефтепродуктов началось после реконструкции соответствующих установок и строительства новых на целом ряде российских НПЗ. Выросли глубина переработки нефти и качество самой продукции.
В 2015 году в России было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (всего за четыре года введено/реконструировано 58 установок), и еще 16 новых установок заработали в 2016-м. В 2015 году глубина переработки нефти выросла до 74,2%, объем производства автобензина класса 5 - до 33,1 млн т, дизтоплива класса 5 - до 55,7 млн т в год. С 2016 года Россия отказалась от обращения дизельного топлива класса 4 и более низких экологических классов, отмечалось на итоговой коллегии Минэнерго России [4].
Возможность увеличения экспорта светлых нефтепродуктов и необходимость снижения транспортных издержек по маршрутам НПЗ - морские порты обусловили принятие решения по развитию продуктопроводного транспорта по направлениям к балтийскому порту Приморск и черноморскому Новороссийску. В соответствии с реализуемыми уже планами мощности по перекачке дизельного топлива в Приморск возрастут до 17,4 млн т в 2017 году и до 25 млн т в 2020 году. В южном направлении к 2021 году планируется прокачивать 10,9 млн т в год. Естественно, строятся новые резервуарные мощности, перекачивающие станции и др.
Прежде чем представить краткий расчетный прогноз по экспортным потокам нефтепродуктов по направлению к морским портам, необходимо показать существующую общую картину по состоянию на 2014-2015 годы (табл. 5).
Больше всего нефти направляется на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна - более 73 млн т. В 2015 году через порт Новороссийск «прошла» полуто-рамиллиардная тонна нефти. Ненамного благодаря развитию новых мощностей в Усть-Луге отстает Балтийский бассейн. Но Балтика переваливает российскую нефть, а через Черное море отгружается и нефть Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Поэтому, если говорить только о российской нефти, то на вторую позицию вышел Дальний Восток.
Больше всего нефтепродуктов на экспорт отгружается через порты Балтики, далее - Азово-Черноморский бассейн.
Аналогичная картина в целом сложилась и в 2016 году (табл. 6).
Данные таблицы демонстрируют увеличение объемов перевалки нефти по всем бассейнам, кроме Каспийского. Экспортные отправки нефтепродуктов несколько сократились, кроме дальневосточных.
Нефтегрузы доставляются на морские экспортные терминалы различными видами транспорта. Статистика
Таблица 4
Поставки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам ПАО «Транснефть», 2010-2015 гг., млн т (данные Минэнерго РФ)
1 2010 1 2011 1 2012 1 2013 1 2014 1 2015*
Всего нефти 459 464 457 457 466 481,4
В том числе поставки внутри РФ 207 213 220 220 230 250,2
За пределы РФ 252 251 237 237 236 231,2
Всего нефтепродуктов 27 27 31 30 31 32,2
В том числе поставки внутри РФ 10 11 13 11 9 8,7
За пределы РФ 17 17 18 20 22 23,5
*Данные ПАО «Транснефть». Показатель «За пределы РФ» включает 1,6 млн т по системе КТК.
Таблица 5
Перевалка нефтегрузов в морских портах России по бассейнам в 2014-2015 гг., млн т
Всего Экспорт Импорт Тра
2014 1 2015 2 014 1 201 5 2 014 1 201 5 2014
изит | 201
5 2
Балтийский бассейн
Нефть 66,403 72,738 66,403 72,738
Н/прод 65,485 68,047 63,018 66,139 2,467 1,908
СУГ 1,113 1,428 1,113 1,428
Азово-Черноморский бассейн
Нефть 72,292 73,412 30,854 32,353 41,438 41,059
Н/прод 54,647 57,668 45,243 49,376 0,1 1,878 9,304 6,414
CУГ 0,412 0,651 0,362 0,563 0,05 0,09
Дальневосточный бассейн
Нефть 38,206 45,910 38,206 45,910
Н/прод 16,667 16,299 6,676 7,751 9,991 8,548
СУГ 10,714 10,785 10,714 10,785
Каспийский бассейн
Нефть 4,237 3,409 1,242 0,871 2,995 2,538
Н/прод 0,149 0,196 0,022 0,127 0,196
Арктический бассейн
Нефть 5,931 6,61 5,906 6,61 0,026
Н/прод 3,853 3,837 3,179 3,427 0,674 0,408
Источник: Морские порты. № 6. 2016. С. 53, 56, 57 [5].
Таблица 6
Перевалка нефтегрузов в морских портах России по бассейнам в 2015-2016 гг., млн т
Всего Экспорт Импорт Транзит Каботаж
2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016
Балтийский бассейн
Нефть 36,227 39,973 36,227 39,973
Н/прод 34,123 32,102 33,496 31,695 0,628 0,408
СУГ 0,648 0,783 0,648 0,783
Азово-Черноморский бассейн
Нефть 37,576 38,299 16,743 17,336 20,833 20,849 0,114
Н/прод 29,049 27,348 25,452 23,986 0,684 1,057 2,913 2,305
CУГ 0,336 0,433 0,292 0,408 0,045 0,25
Дальневосточный бассейн
Нефть 22,729 24,444 22,729 24,444
Н/прод 8,106 7,377 4,129 4,362 3,976 3,015
СУГ 36,263 37,108 32,287 34,094 3,976 3,015
Каспийский бассейн
Нефть 1,843 1,447 0,489 0,173 1,354 1,274
Н/прод 0,113 0,113
Арктический бассейн
Нефть 3,257 7,002 3,257 4,028 2,975
Н/прод 2,31 1,559 2,173 1,423 0,137 0,136
Источник: Морские порты. № 6. 2016. С. 53, 56, 57 [5].
Таблица 7
Прибытие наливных грузов в морские порты России по видам транспорта в 2015-2016 гг., млн т
Наименование Год Всего Экспорт Транзит Каботаж
Всего 2015 2016 296,28 312,334 256,02 271,5 22,764 22,868 17,496 17,967
Железнодорожный 2015 2016 143,238 149,419 131,26 138,015 2,008 2,213 9,97 9,192
Речной 2015 2016 6,164 4,489 3,312 2,592 0,061 2,791 1,897
Автомобильный 2015 2016 21,006 25,34 16,913 20,689 0,343 0,078 3,75 4,573
Трубопроводный 2015 2016 121,8 129,35 101,215 106,877 20,328 20,577 0,257 1,896
Морской 2015 2016 4,072 3,736 3,321 3,327 0,024 0,727 0,409
Наливные грузы 2015 2016 181,227 183,207 151,185 153,239 21,526 21,952 8,516 8,017
Железнодорожный 2015 2016 50,25 46,251 44,247 40,812 1,083 1,353 4,926 4,087
Речной 2015 2016 3,976 3,281 1,774 1,658 0,06 2,142 1,623
Автомобильный 2015 2016 2,497 2,412 1,64 2,165 0,049 0,021 0,808 0,225
Трубопроводный 2015 2016 121,8 129,35 101,215 106,877 20,328 20,577 0,257 1,896
Морской 2015 2016 2,704 1,913 2,315 1,726 0,006 0,383 0,187
Источник: Морские порты. № 6. 2016. С. 58[6].
Таблица 8
Прибытие наливных грузов в морские порты России по видам транспорта в 2014-2015 гг., млн т
Наименование Год Всего Экспорт Транзит Каботаж
Всего 2014 2015 570,145 613,309 489,676 528,256 43,404 45,082 37,065 39,971
Железнодорожный 2014 2015 271,567 289,447 249,309 264,177 3,606 4,038 18,654 21,232
Речной 2014 2015 20,058 14,847 10,968 8,691 0,048 0,09 9,041 6,066
Автомобильный 2014 2015 48,317 54,247 41,745 43,704 0,004 0,512 6,533 10,031
Трубопроводный 2014 2015 217,485 241,847 177,669 201,158 39,53 40,325 0,286 0,365
Морской 2014 2015 12,716 12,846 9,985 10,451 0,181 0,118 2,551 2,277
Наливные грузы 2014 2015 338,4 360,44 273,774 298,648 41,733 43,01 22,893 18,782
Железнодорожный 2014 2015 94,15 98,758 80,691 85,226 1,986 2,47 11,473 11,062
Речной 2014 2015 13,984 9,583 7,425 4,782 0,048 0,082 6,511 4,72
Автомобильный 2014 2015 5,713 4,39 2,849 3,172 0,049 2,864 1,169
Трубопроводный 2014 2015 217,485 241,847 177,669 201,158 39,53 40,325 0,286 0,365
Морской 2014 2015 7,069 5,863 5,14 4,31 0,17 0,086 1,758 1,467
Источник: Морские порты, № 1, 2016. С. 77 [7].
учитывает все жидкие грузы, включая нефть и нефтепродукты, в позиции «Наливные грузы». Прибытие грузов в порты представлено в табл. 7.
Доля наливных грузов в общих отгрузках на экспорт составляла в 2015-2016 годах (1-е полугодие) 59 и 56,5% соответственно. По наливным грузам ведущее место по доставке в порты занимает трубопроводный транспорт - 67 и 70%, доля железнодорожного - 29 и 28%, доли речного и автомобильного транспорта незначительны и не превышают 1,5% каждая.
Отправления нефтегрузов из морских портов России различными видами транспорта незначительны (табл. 8).
Сопоставление данных за 2014-2015 годы с данными за первое полугодие 2016 года свидетельствует о том, что в целом доля налива колеблется в пределах 56%, а трубопроводного - 64,6-67,5% и железнодорожного - 29,6 и 28,4% соответственно. В целом относительные изменения по 2016 году невелики. Более существенно показатели изменятся после завершения проектов «Север» и «Юг».
Железнодорожный транспорт, как уже указывалось, является вторым крупным перевозчиком нефтегрузов в стране. Железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов дороже, чем транспортировка по трубопроводам. По данным ИПЕМ, [8] в 2013-2014 годы стоимость перевозки нефтегрузов различными видами транспорта (руб/т/сутки) выглядела следующим образом: автомобильный транспорт - 580-700, железнодорожный - 180-200, трубопроводный -140-160 и внутренний водный - 50-70 руб/т/сутки.
Что касается 2016 года, то ФАС согласовало рост тарифов ОАО «РЖД» на транспортировку нефтепродуктов. Тарифы РЖД, к которым привязаны тарифы ПАО «Транснефть» на транспорт нефтепродуктов, в 2016 году могли быть повышены на 9%. При установлении тарифов на поставку нефтепродуктов внутри страны для трубопроводного транспорта используется коэффициент <0,6 к стоимости услуг ПАО РЖД (в среднем предполагалось 0,5). Рост тарифов в последующие два года будет ниже: в 2017 году 4,5% (в 2018 году - 4,1%) [9].
Вместе с тем, несмотря на такие различия в стоимости перевозки, железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ перед трубопроводным. Если клиенту необходимо доставить продукцию, строго соответствующую по своим качественным показателям выпускаемой на НПЗ, то лучше перевозку осуществлять в цистернах. Известно, что при последовательной прокачке нефтепродуктов, например летнего и зимнего дизельного топлива, в трубопроводе происходит пограничное смешение топлива и на выходе принимается часть продукта, по своим качествам не соответствующего ни тому, ни другому. Сразу оговоримся, что принимаются меры технического характера по разделению потоков партий. На практике при последовательной перекачке нефтей и нефтепродуктов в отечественных магистральных трубопроводах используются механические разделители различных конструкций. Использование разделителей в целом связано с техническими сложностями (разные скорости движения, например, и др.). В цистернах смешения не происходит.
И еще. Железнодорожный транспорт имеет более разветвленные сети, и продукцию можно доставить во многие географические точки страны, используя при этом и автомобильный транспорт для перевозки до конечного клиента.
Сеть трубопроводов менее развита, и, как правило, использование автомобильного транспорта предполагает более длинное плечо доставки.
Отдельно стоит сказать о перевозке различных масел и мазутов. Магистральных трубопроводов для перекачки вязких нефтепродуктов крайне мало. Имеется в виду перекачка на большие расстояния. Их необходимо подогревать для поддержания нужной текучести, что в российских условиях представляется достаточно сложным и технически, и технологически. Такую продукцию перевозят по железной дороге, что требует использования специальных цистерн. Это емкости с теплоизолирующим слоем и устройства для подогрева мазута. Внутри расположены узел для перемешивания мазута, нагревательный элемент для его нагрева, что дает возможность для быстрого слива продукции. Как, например, отмечает Е.Б. Мырзахметов [10], если цистерны не имеют систем для подогрева груза, то после транспортировки мазута при температурах -20 - -40°С (зимние условия Казахстана) и его слива на дне цистерны остается слой до 50 см смерзшегося продукта или до 5 т мазута.
Структура грузоперевозок по российским железным дорогам в настоящее время представляется в следующем виде (по итогам 2014-2015 годов).
Всего отправлено грузов 1230,9 млн т и 1217,9 млн т соответственно. Из них: каменный уголь 315,4 млн т и 324,9 млн т (102,5%), нефть и нефтепродукты - 256,5 млн т и 251,4 млн т (97,9%), строительные грузы - 141,087 млн т и 130,901 млн т (92,6%), руда железная и марганцевая - 108,6 млн т и 109,0 млн т (100,4%). Далее, в объемах менее 100 млн т, другие грузы.
Погрузка нефтегрузов за 10 месяцев 2016 года составила 194,2 млн т, что ниже на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снизились также железнодорожные перевозки нефтегрузов в экспортном и импортном направлениях в/(из) порты на 13,1%, до 66,43 млн т: экспорт 66,16 млн т (-13,2%), импорт - 0,27 млн т (+19,6%). Объем перевозок сырья на экспорт в порт Усть-Луга составил 20,92 млн т (уровень прошлого года), в порт Новороссийск по ж/д сети доставлено 13,22 млн т (+4,3%), Высоцк - 7,04 млн т (-11,7%), Туапсе - 5,17 млн т (-8,6%). Перевозки нефтегрузов в порт Усть-Луга составляют 31,6% всех экспортных отправок по железной дороге, в Новороссийск -20% и Высоцк - 10,6%. По импорту доставлено из портов Атырау (Казахстан) 120,5 тыс. т (+12%), Ванино - 68,86 тыс. т (+60,2%), Рига (Латвия) - 23,18 тыс. т. В тоннаже поставки невелики.
Складывающаяся к 2020 году схема транспортировки нефтегрузов на экспорт с увеличением объемов поставки по трубопроводной системе предполагает определенное снижение объемов перевозки по железной дороге. Это естественно, так как транспортная составляющая в конечной цене нефтепродуктов будет снижаться, что позволит нефтяникам больше зарабатывать с учетом общего положения на международных рынках нефтепродуктов (цены на нефть).
Не исключено, что ОАО «РЖД» потребуется более тесное взаимодействие в рамках ЕАЭС и, будем реалистами, совместная координация транспортной работы со странами-членами. Может статься, что введение 25%-й скидки на транзитные перевозки нефтепродуктов со станций Барбаров и Новополоцк (Белоруссия) в направлении портов
на северо-западе России в октябре 2016 года как раз и является в некотором смысле первым шагом.
Не следует забывать, что модернизация российских НПЗ предопределяет не только увеличение выхода светлых нефтепродуктов, но и расширение номенклатуры, ассортимента выпускаемой продукции. В связи с этим железнодорожный транспорт все равно будет востребован для перевозки наливных грузов - не только бензина, керосина и дизтоплива, но и более дорогих, тарифы на которые выше,
и прибыль может быть получена не за счет объемов, а за счет таких более дорогостоящих грузов.
И наконец, судя по некоторым изменениям, происходящим в российской экономике, с легким оптимизмом, можно предположить начало экономического роста. А там, где происходит рост экономики, возникает повышенный спрос на нефтепродукты, что предполагает и рост их перевозки. Естественно, что поставка на крупные предприятия в основном осуществляется по железной дороге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство энергетики Российской Федерации. Статистика. Дата обновления 25.01.2016. URL:http://minenergo. gov.ru/activity/statistic (дата обращения 17.10.2016).
2. Таможенная статистика внешней торговли. Архив. Дата обновления 16.01.2016. URL:http://www.customs.ru/index. php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976 (дата обращения 28.10.2016).
3. Назаров В.А. Структура экспорта российских нефтепродуктов на европейский рынок: презентация. Дата обновления 16.01. 2016. URL:http://www.transneft.ru/u/news_article_file/11232/n.pdf (дата обращения 28.10.2016).
4. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 году. Задачи на среднесрочную перспективу // Выступлении министра энергетики России А.В. Новака на заседании коллегии Минэнерго России 08.04.2016. Дата обновления 16.01.2016. URL:http://minenergo.gov.ru/node/4436. (дата обращения 21.10.2016).
5. Морские порты. 2016. № 6. С. 53, 56-57.
6. Морские порты. 2016. № 6. С. 58.
7. Морские порты. 2016. № 1. С. 77.
8. Савчук В. Вопросы развития внутриотраслевой и межтранспортной конкуренции при перевозке нефти и нефтепродуктов // Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки: Мат. VI практической конференции. М., 2016. / http://ipem.ru/research/rail_transport/rail_presentations/129.html
9. Тарифы Транснефти на экспорт нефти в 2016 году вырастут до 9% // ИД «Гудок». Дата обновления 24.12. 2015. URL:http://www.gudok.ru/news/infrastructure/?ID=1322417 (дата обращения 28.10.2016).
10. Мырзахметов Е.Б. Энергоресурсосберегающая техника и технология транспортировки вязких нефтей и нефтепродуктов: дис. ... д-ра философии (PhD): 6D0700707 / Мырзахметов Ерлан Бейбитович. Алматы, 2013. КНТУ им. К.И. Сатпаева. 132 с.
EXPORT DELIVERIES OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS: FLOWS, ROUTS, TRANSPORT MODE'S COMPETITION
SHCHERBANIN YU.A., Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of Oil and Gas Trading and Logistics Department
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) (65, Leninsky Pr., 119991 Moscow, Russia).
E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article contains information concerning production and transportation of oil cargo to Russian maritime ports for export. Some data regarding transportation by different modes of transport is presented. Also some author's considerations of forecasting nature are offered.
Keywords: oil cargo, transportation, pipelines, rail transport, maritime ports, processing. REFERENCES
1. Ministerstvo energetiki Rossiyskoy Federatsii. Statistika (The Ministry of Energy of the Russian Federation. Statistics) Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic (accessed 17 October 2016)
2. Tamozhennaya statistika vneshney torgovli. Arkhiv (Customs statistics of foreign trade. Archive) Available at: http:// www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976 (accessed 28 October 2016)
3. Nazarov V.A. Struktura eksporta rossiyskikh nefteproduktov na Yevrop-eyskiy rynok: prezentatsiya (The structure of Russian exports of oil products to the European market: presentation) Available at: http://www.transneft.ru/uZnews_ article_file/11232/n.pdf (accessed 28 October 2016)
4. Itogi raboty Minenergo Rossii i osnovnyye rezul'taty funktsio-nirovaniya TEK v2015 godu. Zadachi na srednesrochnuyu perspektivu (The results of the work of the Ministry of energy and the main results of functioning of the energy sector in 2015. Tasks for the medium term) Available at: URL:http://minenergo.gov.ru/node/4436 (accessed 21 October 2016)
5. Morskiye porty, 2016, no. 6, pp. 53, 56-57 (In Russian).
6. Morskiye porty, 2016, no. 6, p. 58 (In Russian).
7. Morskiye porty, 2016, no. 1, p. 77 (In Russian).
8. Savchuk V. Voprosy razvitiya vnutriotraslevoy i mezhtransportnoy konkurentsii pri perevozke nefti i nefteproduktov [Issues of development of intra and inter-vehicle competition in the transport of oil and oil products]. Trudy VIprakticheskoy konferentsii "Zheleznodorozhnyye perevozkiproduktsii nefte- i gazopererabotki" [Proc. 6th training conference "Rail transport of oil and gas products"]. Moscow, 2016.
9. Tarify «Transnefti» na eksport nefti v 2016 godu vyrastut do 9% (Rates of «Transneft» on oil exports in 2016 will grow to 9%) Available at: http://www.gudok.ru/news/infrastructure/?ID=1322417 (accessed 28 October 2016)
10. Myrzakhmetov Ye.B. Energoresursosberegayushchaya tekhnika i tekhnologiya transportirovki vyazkikh neftey i nefteproduktov. Diss. dokt. filos. nauk [Energy Saving Equipment and technology of transporting viscous oils and oil products. Dr. phylos. sci. diss.]. Almaty, 2013. 132 p.