Научная статья на тему 'Постановка задачи уменьшения остатков жидкого токсичного топлива в баках отделяющейся части ступени ракеты на основе их газификации и разложения до нетоксичных составляющих и выброса в окружающее пространство на участок ее полета до падения в зону отчуждения'

Постановка задачи уменьшения остатков жидкого токсичного топлива в баках отделяющейся части ступени ракеты на основе их газификации и разложения до нетоксичных составляющих и выброса в окружающее пространство на участок ее полета до падения в зону отчуждения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Трушляков Валерий Иванович, Шалай Виктор Владимирович

Рассмотрена проблема уменьшения вредного воздействия ракетных средств выведения на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Трушляков Валерий Иванович, Шалай Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of reducing the unfavourable influence of the rocket carrier on the environment

The paper is devoted for the problem of reducing the liquid toxic fuel remains in the banks of the separating part of the rocket stage on the base of its gasification and decomposition into non-toxic components and emissing them into the environment on the part of the rocket stage flight till its fall into the separation zone.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи уменьшения остатков жидкого токсичного топлива в баках отделяющейся части ступени ракеты на основе их газификации и разложения до нетоксичных составляющих и выброса в окружающее пространство на участок ее полета до падения в зону отчуждения»

в и трушляков, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

в. в. шалаи

Омгту УМЕНЬШЕНИЯ ОСТАТКОВ

удк 629 76 жиДкого ТОКСИЧНОГО ТОПЛИВА В БАКАХ ОТДЕЛЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ СТУПЕНИ РАКЕТЫ НА ОСНОВЕ ИХ ГАЗИФИКАЦИИ И РАЗЛОЖЕНИЯ ДО НЕТОКСИЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ И ВЫБРОСА В ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НА УЧАСТОК ЕЕ ПОЛЕТА ДО ПАДЕНИЯ В ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ_

РАССМОТРЕНА ПРОБЛЕМА УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

В момент времени 1=^ координаты и скорости движения центра масс и вокруг масс отделяющейся части (04), соответствующие процессу завершения разделения ступеней (срабатывание двигателей разделения ступеней, окончание воздействия факела двигателя следующей ступени) в стартовой системе координат имеют вид [1]

(1)

V* =Упр1+А¥\ ¥[=М>пр1+д¥

Т1=Упр1+ДТ*, У1=Упр1+дУ

где Й-рУ, - координаты и скорости движения центра масс

04,

°пр1 ■ УПр1 -упр1 ^пр1 •Ч'пр! .ТПр1 - программные значения углов и скоростей 04 на момент времени разделения ступеней ^ да* ; да*> ду*; , ду*, Ау* - приращения углов

и скоростей 04, полученные на интервале (1крс, 1,) и носят случайный характер и обусловлены наличием разброса тяг двигателей разделения, воздействием факела двигателя последующей ступени, разбросом центровки 04 как "сухой" конструкции, так и неопределенностью положения остатков топлива в баках 04 на момент приложения импульсов разделения, импульса последействия двигателя и т.д. [1].

Время пассивного полета 04 от момента времени 4 = 1, до падения в зону отчуждения представим в виде

<1 = Т,^. (2)

где Т, - время движения 04 на внеатмосферном участке полета, Т2 - время движения 04 на атмосферном участке, где на 04 воздействует аэродинамическое и тепловое на-гружение.

В баках горючего и окислителя 04 на момент времени I = I, находятся остатки компонентов ракетного топлива (КРТ)

* _ ^

Аток = Дток + Дток • *

Дтгор = Дтгор + Дтгор, где Ашок,ДтГОр. известные среднестатистические ве-

личины, определяются с заданной вероятностью и обусловлены недозабором топлива в баках, заливкой магистралей, пленкой на стенках баков и т.д., Дт0К,ДшГ0р-случайные величины для каждого пуска ракеты и определяются точностью работы системы управления расходованием топлива, фактическими характеристиками двигателя, состоянием атмосферы и т.д. Фактически это гарантийные запасы. Известны их величины, которые должны (возможно) быть израсходованы в конкретном полете [2].

После разделения ступеней, сопровождающихся падением до нуля осевой перегрузки, резкими возвратными упругими деформациями нижних днищ баков, обратными перегрузками, состояние топлива в баках не определено. Имеет место газожидкостная смесь с неопределенными краевыми условиями, и математическое описание динамики ее системы практически невозможно [3,4].

Для решения проблемы снижения техногенного воздействия ракет на токсичном КРТ в районах падения 04 необходимо, начиная с момента времени

t = t, + At1, (4)

где Д t - интервал времени, на котором обеспечивается переход остатков жидких КРТ в баках неопределенного положения в заданное, а угловое положение 04 - в положение, определяемое:

дпр2^пр2'Ч'пр2>пр2Лпр2^пр2 , (5) и обеспечивающее стабилизацию 04 в заданном положении и минимальное аэродинамическое нагружение на атмосферном участке пассивного полета.

Обеспечить газификацию максимального количества остатков КРТ (3), например, горючего, и температурное их разложение до нетоксичных составляющих £,. [4]

где V. - плотности и объемы Е, -х газовых составляющих продуктов теплового разложения горючего,

N - количество разложенных газовых составляющих, Тр - температура, при которой обеспечивается устойчивый стационарный процесс разложения остатков КРТ, при этом токсичность газовых составляющих Z не выше заданной ПДК на соответствующих высотах полета 04

Z ■(^1)SZi«(h), (7)

где Z. ;шл(Ь) - предельно допустимая концентрация выброса газовой составляющей ^ для конкретной высоты полета 04, при этом

(0) >> г.мд Ri, (8)

где R - текущие координаты полета 04.

Тепловое нагружение бака и всей конструкции 04, обусловленное прохождением процесса газификации и обезвреживания (разложение до нетоксичных составляющих), не должно превышать допустимых, определяемых прочностью конструкции с учетом теплового и аэродинамического нагружения на атмосферном участке полета 04 [6]

QaW^-^0"' О)

где Qa3Poj " тепловое нагружение 04, обусловленное воздействием атмосферы, Q(Tp) - тепловое нагружение04,

обусловленное процессом газификации и обезвреживания жидких остатков КРТ, а весь процесс газификации и обезвреживания должен закончиться до заданной высоты

h(t)> hH> 0 , (10) где hK - предельно допустимая высота на которой должен закончиться процесс. Сформулированную общую проблему из-за чрезвычайной сложности процессов, их нелинейного и стохастического характера, неопределенности граничных условий и ряда констант реакций решить прямыми методами не представляется возможным. Для решения поставленной проблемы предлагается провести ее декомпозицию на ряд проблем, допускающих их решение с последующим учетом взаимовлияния друг на друга.

1° Обеспечение детермированного положения остатков (3) КРТ в баке ОЧ и формирование параметров движения 04, обеспечивающих требуемую динамику остатков КРТ и 04 в плотных слоях атмосферы, т.е. обеспечение условий (4), (5), (9).

2° Обеспечение условий газификации остатков КРТ (3), их обезвреживание до нетоксичных составляющих (6), (7) и выброс в окружающее пространство на пассивном участке полета до h=hK, т.е. реализацию условий (7), (8), (10).

3° Разработка рекомендаций для выбора проектно-кон-структивных параметров бортовой системы обезвреживания, обеспечивающих условия (3)-(10) и минимизацию стоимости ее разработки и эксплуатации.

Решение каждой из декомпозированных проблем предлагается проводить на основе теоретико-экспериментальных исследований, разработки частных математических моделей и методик программ экспериментов, экспериментальных установок, численного и физического моделирования процессов, подтверждения достоверности полученных в экспериментах результатов.

в. и. кузнецов, в. в. макаров

Омский государственный технический университет

удк 533.601

Для шелушения зерна чаще всего используются устройства с дисковыми, цилиндрическими или дековыми рабочими органами [1,2]. Недостатком этих устройств является то, что они не предотвращают механических повреждений зерна. Существуют также шелушители, рабочим органом которых являются воздуховоды, изнутри покрытые наждачной массой [3]. В таких шелушителях часть зерна разрушается при трении о наждачную массу и идет в отхо-

При решении проблемы 1° необходимо проведение физического моделирования на базе стендов невесомости процессов гидродинамики остатков КРТ на участке разделения ступеней, определение параметров программного движения 04, обеспечивающих заданное положение остатков КРТ и ориентацию 04 при входе в плотные слои атмосферы.

При решении проблемы 2° необходима разработка тео-ретико-экспериментапьных методик взаимодействия остатков КРТ горючего в условиях невесомости и при несте-хиометрическом их соотношении, разработке усредненных и распределенных методик по оценке параметров взаимодействия струй окислителя на сформированный слой горючего (решение проблемы 1°), определение необходимых констант химических реакций, оценке токсичности продуктов сгорания !;..

При решении проблемы 3° необходима разработка методики распределенного теплового нагружения бака 04 и, соответственно, всей конструкции 04 при реализации процесса газификации остатков КРТ с учетом конкретных условий подачи окислителя (параметры форсунок, секундный расход, направления подачи, диаметры клапанов дренажа и т.д.).

Достоверность разработанных математических моделей должна быть экспериментально и теоретически подтверждена на основе сравнения с модельными теоретическими результатами и физического моделирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесников К,С, и др. Динамика разделения ступе-нейЛД-М.: 1997.

2. Лебедев A.A., Горасюта М.Р. Баллистика ракет. -М.: 1975.-244 с.

3. Гидромеханика невесомости. -М.: 1976.

4. Повецкий A.C., Любин Л.Л. Основы динамики и тепломассообмена жидкости и газа при невесомости. — М.: 1972. -250 с.

5. Химия и технология обезвреживания несимметричного диметилгидразина./ Под ред. В.Ф. Плехоткина. - Л.: ГИПХ, 1980.-187 с.

6. Зарубин B.C. Температурные поля в конструкции летательных аппаратов. 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1978. -184 с.

ТРУШЛЯКОВ Валерий Иванович - доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе

ШАЛАЙ Виктор Владимирович-кандидат техн. наук, доцент кафедры "Автоматические установки"

ды. Известна конструкция шелушителя зерновых материалов, в которой зерно подвергают воздействию воздушного потока со сверхзвуковой скоростью, а затем воздействию ударной волны [4]. Недостатком этого способа шелушения является также большой процент разрушенного зерна из-за механических повреждений.

Предлагается устройство (рис.1), созданное на основе вихревой трубы, работающей в режиме вихревого эжектора.

ВИХРЕВОЙ ШЕЛУШИТЕЛЬ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВИХРЕВОМУ ШЕЛУШИТЕЛЮ ЗЕРНОВЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ КОТОРОГО ОСНОВАН НА ТОМ, ЧТО ЗЕРНО ПОДВЕРГАЮТ ВОЗДЕЙСТВИЮ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ. УСТРОЙСТВО ОТЛИЧАЮТ ПРОСТОТА И НАДЕЖНОСТЬ, НИЗКАЯ СТОИМОСТЬ И РАСХОДЫ НА ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ, БОЛЬШОЙ РЕСУРС, БЕЗОПАСНОСТЬ БЛАГОДАРЯ ОТСУТСТВИЮ ДВИЖУЩИХСЯ ЧАСТЕЙ, НЕ ТРЕБУЕТ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.