Научная статья на тему 'Постановка задачи оптимизации подвижности транспортно-технологических машин как основного эксплуатационного свойства'

Постановка задачи оптимизации подвижности транспортно-технологических машин как основного эксплуатационного свойства Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
189
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ПОДВИЖНОСТЬ МАШИН / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА / MACHINE'S MOBILITY / TECHNOLOGICAL MACHINES / MULTICRITERIAL OPTIMIZATION / WORKING PROPERTY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Яковлев К. А.

В статье приводится постановка задачи оптимизации подвижности транспортно-технологических машин в трех концепциях: определения оптимальных эксплуатационных, конструкционных и режимных параметров для обеспечения оптимального уровня подвижности машины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Яковлев К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION MOBILITY TECNOLOGICAL MACHINES TAEGET SETTING AS OPTIMIZATION THE MOST IMPORTANT WORKING PROPERTY

This article describe the optimization problem staging of technological machines mobility in third conceptions: determination optimal construction, working and secure parameters for guaranteeing optimal machine's mobility

Текст научной работы на тему «Постановка задачи оптимизации подвижности транспортно-технологических машин как основного эксплуатационного свойства»

УДК 519.6

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДВИЖНОСТИ ТРАНСПОРТНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН КАК ОСНОВНОГО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СВОЙСТВА

К.А. Яковлев

В статье приводится постановка задачи оптимизации подвижности транспортно-технологических машин в трех концепциях: определения оптимальных эксплуатационных, конструкционных и режимных параметров для обеспечения оптимального уровня подвижности машины

Ключевые слова: транспортно-технологические машины, многокритериальная оптимизация, подвижность машин, эксплуатационные свойства

Любой тип транспортно-технологических машин (ТТМ) обладает определенной группой эксплуатационных свойств, которые определяют качество данной техники. Наиболее общим эксплуатационным свойством является подвижность [1-4]. Структурно эксплуатационные свойства могут быть представлены в виде схемы, показанной на рис. 1.

Подвижность это совокупность свойств ТТМ, характеризующих способность к самопередвижению в заданных условиях или пригодность к перевозке транспортными средствами. Подвижность характеризуют следующие эксплуатационные свойства: автономность, проходимость, быстроходность, динамичность, управляемость, поворотливость, эргономичность, транспортабельность и др.

Управление состоянием машины связано с поддержанием ее жизнеспособности, и главным в этом процессе является обеспечение надежности. В формализованном виде подвижность можно представить как совокупность эксплуатационной и отказной надежностей ТТМ, которые непосредственно связаны с условиями эксплуатации (УЭ).

Условия эксплуатации включают в себя: технические, природно-климатические, дорожнотранспортные характеристики [3-4].

Исследования показали [3-5], что, все эксплуатационные свойства в первую очередь зависят от взаимодействия движителя с полотном пути. Оценка мобильности и построение алгоритмов управления лесотехнической техникой выполняются на основе следующих критериев: 1) по запасу тягового усилия (проходимости); 2) по балансу мощности; 3) по курсовой ориентации (управляемости и маневренности).

1) По запасу тягового усилия. Возможность движения лесотехнических машин определяется

условием ^ Т > ^ Ру , где ^ Т - суммарная

сила тяги;

У р

¿—I Ч'

■ суммарная сила сопротивления

движению. Для оценки мобильности по проходимости можно предложить систему критериев в виде: мощностной функции (запас мощности)

=олул (Фф-Ф / )=и (X к, X,, X р)

или силовой функции (запас тяги)

лР = слК- Ф,)= /р(Xк,Xэ,Xр),

где Сд и V А - полный вес и скорость движения автомобиля соответственно. Здесь Фф - обобщенная функция сцепления движителя с полотном пути; Ф ^ - обобщенная функция сопротивления движению автотракторной техники; А, к - параметры машины, включая и параметры движителя; А, э - характеристики эксплуатационных условий, включая свойства и параметры полотна пути; А р - параметры, характеризующие режимы движения как кинематические, так и силовые. Значение любого параметра А к э р считается критическим с точки зрения

возможности движения машины при АЖ = 0 ,

д р = 0, ДФ = 0.

Для комплексной оценки мобильности ТТМ по запасу тягового усилия в системе "машина-местность" вводится критерий концептуальной рациональности конструкционной конфигурации машины и оптимальной реализации режимов движения по проходимости в данных эксплуатационных условиях

Рф(Фф >Ф /, ^ тХ (1)

Д ф' ф’ ї' ' ХеА

при ограничении д Рф (Фф, Ф ^ , А) > 0

Яковлев Константин Александрович - ВГЛТА, канд. техн. наук, доцент, тел. (4732) 53-76-79

Ф -

XS§(Xк, Xэ, Xр).

2) По балансу мощности. Мощностное обеспечение подвижности машины, должно быть сбалансировано как по конструкционным возможностям машины, так и по условиям эксплуатации, что выражается неравенством П™ < 'эу < Wф П™ .

Здесь Пттм - КПД силовой передачи и движителя

машины. Если не будет выполняться левая часть неравенства, произойдет потеря подвижности машины из-за большого внешнего сопротивления движению.

Для комплексной оценки мобильности ТТМ по мощностному балансу в системе "машина - местность" вводится критерий концептуальной рациональности конструкционной конфигурации машины и оптимальной реализации режимов движения по балансу мощности в данных эксплуатационных условиях

ЖІФт, Ф,, тіп

ф' ф’ ' АєЛ

при ограничении

'ф(фф,X)> [ (Ф[,X)+дW(фф,Ф^X)] .

3) По курсовой ориентации. Режим движения ТТМ характеризуется многочисленными показателями, по которым оценивается способность машины к курсовой ориентации и соответствующей ей устойчивости. Одним из показателей можно принять [5] показатель

Фя = X ( 1ЯЬ 1)-1 = Фя ^ = ^ттм Я 1 ), где

X - смещение полюса поворота от линии, перпендикулярной продольной оси машины и проходящей через ее центр масс; а - угол поворота управляющего элемента машины; I - передаточное число механизма поворота; Я - радиус поворота; Ь - база машины; 1 - время реакции на управляющее воздействие.

Для комплексной оценки мобильности по курсовой ориентации в системе "машина-местность" для ТТМ, вводится критерий концептуальной рациональности конструкционной конфигурации машины и оптимальной реализации режимов движения по управляемости и маневренности в данных эксплуатационных условиях

ФЯ (ФФ,Ф/, ^тш, (3)

при условии Ф я (Фф , Ф / , x)< 0,

Для комплексной оценки надежности ТТМ в системе «машина-местность», вводится критерий концептуальной рациональности конструкционной конфигурации машины по надежности и оптимальной реализации режимов движения в данных эксплуатационных условиях для обеспечения номинальной долговечности,

Я (Ф ,Ф тах

у ф’ /! ’ ’ xeл

я (X,г)> Ял (X,г)

где ФФ - обобщенная функция сцепления движителя с полотном пути; Ф / - обобщенная функция сопротивления движению транспортнотехнологической машины, Я (X, 1 ) = Я (1) -

номинальная (фактическая) вероятность безотказной работы машины в реальных условиях эксплуатации, а Я „(X, 1) - предельная вероятность безотказной работы ТТМ в оптимальных (заданных для расчета) условиях работы и технологии изготовления машины. Последняя величина, ее минимальное (предельное) значение может быть получена из со-

отношения Я п( )= \р П

учетом того, что предельная вероятность безотказной работы детали машины, входящей в функцию

Япо [Я пв (?)], согласно [11м] определяется, как:

Я п о (1 )=п 2 н ] + V,2 ){п 2М1 ] +

V.2 )+[п „(1 + V,2 )1]2(5)

, - коэффициент безопас-

Здесь Пп = [<^

ности, а предельные и номинальные напряжения рассматриваются как средние величины для наиболее ответственной или предельно нагруженной детали конструкции машины. Параметры ^[ст] и V -

статистические характеристики предельной (технологической) и номинальной (эксплуатационной) прочности детали.

Рис. 1. Структурная схема эксплуатационных свойств ТТМ

В связи с вышеизложенным имеют место следующие решения поддержания подвижности по мобильности:

1) концепция управления движением

(Xp = var, Xк = const, Xэ = const) для

заданных условий эксплуатации и данной конструкционной конфигурации машины определяются оптимальные режимы управления движением;

2) концепция конструкции машины

(Xк = var, Xр = const, Xэ = const) для

заданных условий эксплуатации и выбранных режимов управления движением определяется рациональная конструкционная конфигурация машины;

3) концепция условий эксплуатации

(Xэ = var, Xк = const, Xр = const) для

данной конструкционной конфигурации машины и выбранных режимов управления движением определяются критические характеристики условий эксплуатации.

Анализ литературы по современной теории движения наземных транспортных средств опорного типа с автономной системой курсовой ориентации [1-5], показал, что авторы в основном сходятся во мнении, что большинство эксплуатационных свойства машин в первую очередь зависят от взаимодействия движителя с опорным основанием. Полагая, что расходуемая на движение мощность есть функция скорости машины W = W (v, Ф ф, Ф f , X),

и показатель курсовой ориентации есть функция от удельного радиуса поворота

ф* =ф* (р, ф„, фf, X), можно сформировать систему целевых функций для постановки задачи многокритериальной оптимизации показателей подвижности лесотехнической техники:

1) Критерий проходимости:

дФ=К-Ф f ) — max

(6)

где характеристики Фф и Ф f называются обобщенными параметрами взаимодействия ТТМ с полотном пути:

обобщенная функция сцепления движителя с

полотном пути Ф ( X ) ^ max

* ф W ХеЛ

Ф =фmax (l - e-ХкХэХ^ ) 0 <Ф < 1

ф ф V /’ ф ’

обобщенная функция сопротивления движе-

Ф f (Х) — min

f У ' ХєЛ

нию машины

Фf = Фmf,n e ХкХэХр^

0 <Фf < 1,

где

Фт i n max (і л 2 Iі max

f =Ф f +X р) ; Ф f - таблич-

ная величина [5];

2) скорость

f

движения

V

(х) —— max

ХєЛ

V

= k (e

-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

k < V < 10 k , (7)

где к - масштабный параметр, выбирается из физически обоснованных предположений о скорости движения машины;

3) относительный радиус поворота

р (Х)^- min

ХєЛ

Р = х эх р х-к1, - 0 <Р<10;

(8)

p (х)

4) вероятность безотказной работы машины

—max

ХєЛ

p = ei, о < p < 1. (9)

Целевые функции (7) - (9) являются зависимыми от функций (6): V ( . Ф, X )——max ;

ЧЛ ' XeA

р (ЛФ,X)—min; P(ЛФ,X)—max.

Va ' XeA ЧЛ ' XeA

На основе рассмотренных критериев возможно построение алгоритмов управления системами устранения критических ситуаций и поддержания устойчивой подвижности лесотехнической техники, т.к. в косвенной форме он содержат показатели устойчивости.

Таким образом, проблема поддержания подвижности автотракторной техники включает три задачи (концепции):

1) концепция управления движением

(Xк = const, Xэ = const, Xp = var);

2) концепция конструкции машины

(X к = var, X э = const, X p = const);

3)

концепция условий

эксплуатации

(X к = const, Xэ = var, Xp = const).

Решение данных задач необходимо для реализации алгоритма расчета динамики машины (рис. 2).

Задача оптимизации надежности при проектировании транспортно-технологических машин может носить и самостоятельный характер. Для чего наряду с математическими моделями подвижности или конкурентоспособности ТТМ должна быть разработана ее модель надежности.

Для решения задачи подвижности единиц ТТМ предлагается использовать модифицированный эволюционный алгоритм, описанный в [6]. Задача поиска оптимальных параметров разбивается на три этапа (согласно трем концепциям). В качестве пробной точки выбирается набор конструкционных, эксплуатационных и режимных параметров наиболее характерных для того или иного вида ТТМ. Посредством работы алгоритма проверяется возможно ли оптимизировать данные параметры с минимальными затратами.

машины

ХкХ эХр

Начало

Ввод даt машр

o- (X = const, X = const, X = var) \ к 5 э ’ p /

o- (X = var, X = const, X = const) \ к 5 э ’ p /

o- (X = const, X = var, X = const) \ к 5 э ’ p /

Рис. 2. Алгоритм расчета динамики ТТММатематическая модель

Литература

1. Литвинов А.С., Фаробин Я.С. Автомобиль: Теория эксплуатационных Мавге маМашиноитетниея 1989. - 240 с. 1м

2. Беляков В.В. дценэдежжмсшт&рмйнро технологических систем // Проблемы проектирования, испытаний, эксплуатации и м@кеянгаваогрйтзрной техники двигателей внутреннего сгорания, строительнодорожных машин, транспортно-технологических комплексов и вездеходов: Материалы международ. науч. -техн. конф. / НГТУ. Н. Новгород, 2000. - С. 339-357.

3. Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. - М.: Мир, 1980. - 606 с.

4. Беляков В.В., Чижов А.В. К вопросу расчета на-

Воронежская государственная лесотехническая академия

OPTIMIZATION MOBILITY TECNOLOGICAL MACHINES TAEGET SETTING AS OPTIMIZATION

THE MOST IMPORTANT WORKING PROPERTY

V7 WJldV 1 11 1VV/11 1 C11V

дежшсти, долгевзчдййилиээгрномрчжй[оказдгал1й жител*

транспортно-технологических машин // Проектирование,

испытание, эксплуатация и маркетиЭТаНоЗйакторГЧйТИ техники: Сб. науч. тр. / НГТУ. К Новгород, 1997. - ■€.

265-269.

5. Барахтанов Л.В., Беляков В.В., Кравец В.Н. Проходимость автомобиля/ НГТУ Н. Новгород, 1996. 200 с.

6. Яковлев кМ аррашАШг изреажмьаифиюдель

цированного эволюционного алгоритма решения задач

многокритериальной оптдизаци&азйиэяпгмжииины

ного цикла парка транспортно-технологических машин //

Вестник Воронежского гос. техн. университета. - 2010.-Т. 6. - № 7. - С. 33-38.

ИЯ

КА Yakovlev выполняется?

This article describe the optimization problem staging of technological machines mobility in third conceptions: determination optimal construction, working and secure parameters for guaranteeing optimal machine’s mobility

Key words: technological machines, multicriterial optimization, machine’s mobility, working property

I npnipuup

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.