Научная статья на тему 'ПОСТАНОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ'

ПОСТАНОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / BANK / MANAGEMENT REPORTING / COST / FUNCTIONAL AND COST ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жерновых Дмитрий Андреевич

В статье рассматриваются методические и организационные аспекты постановки управленческого учета в коммерческом банке, осуществляющем свою деятельность на рынке Казахстана. Проводится анализ построения эффективной системы формирования управленческого учета и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управленческого учета. Автор выделяет наиболее значимые функции системы управленческой отчетности в контексте проведенного исследования. В качестве вывода автор отмечает: управленческий учет представляет собой сложный процесс, который основывается на фундаментальных принципах построения управленческой отчетности, выделяя существенное влияние, которое оказывает расчет себестоимости банковских продуктов путем аллокации косвенных (вторичных) видов затрат. В статье предлагается переход с традиционного метода распределения Direct Costing на метод функционально-стоимостного анализа, который позволит найти скрытые источники экономии затрат и увеличить рентабельность продуктов, услуг, предоставляемых банком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACCOUNTING IN A COMMERCIAL BANK

The article discusses the methodological and organizational aspects of the formulation of management accounting in a commercial bank operating in the market of Kazakhstan. Analysis of the construction of an effective system for the formation of management accounting and the development of practical recommendations for improving the management accounting system. The author highlights the most significant functions of the management reporting system in the context of the study. As a conclusion, the author notes management accounting is a complex process, which is based on the fundamental principles of constructing management reporting, highlighting the significant impact that the calculation of the cost of banking products has by allocating indirect (secondary) types of costs. The article proposes a transition from the traditional method of Direct Costing distribution to the method of functional-cost analysis, which will allow finding hidden sources of cost savings and increasing the profitability of products and services provided by the bank.

Текст научной работы на тему «ПОСТАНОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОСТАНОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В

КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ Жерновых Д.А. Email: Zhernovy695@scientifictext.ru

Жерновых Дмитрий Андреевич - соискатель академической степени магистра делового администрирования, бакалавр экономики и бизнеса, Алматы менеджмент университет «Высшая школа бизнеса», главный менеджер, Департамент контроллинга и бюджетирования, АО «Народный Банк Казахстана», г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются методические и организационные аспекты постановки управленческого учета в коммерческом банке, осуществляющем свою деятельность на рынке Казахстана. Проводится анализ построения эффективной системы формирования управленческого учета и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управленческого учета. Автор выделяет наиболее значимые функции системы управленческой отчетности в контексте проведенного исследования.

В качестве вывода автор отмечает: управленческий учет представляет собой сложный процесс, который основывается на фундаментальных принципах построения управленческой отчетности, выделяя существенное влияние, которое оказывает расчет себестоимости банковских продуктов путем аллокации косвенных (вторичных) видов затрат. В статье предлагается переход с традиционного метода распределения Direct Costing на метод функционально-стоимостного анализа, который позволит найти скрытые источники экономии затрат и увеличить рентабельность продуктов, услуг, предоставляемых банком.

Ключевые слова: банк, управленческая отчетность, себестоимость, функционально-стоимостной анализ.

MANAGEMENT ACCOUNTING IN A COMMERCIAL BANK

Zhernovykh DA.

Zhernovykh Dmitry Andreevich - Сandidate of the academic degree of master of business administration, Вachelor of Economics and business, ALMATY MANAGEMENT UNIVERSITY «HIGHER SCHOOL OF BUSINESS»,

^iefManager, DEPARTMENT OF CONTROLLING AND BUDGETING, JSC "HALYK BANK OF KAZAKHSTAN", ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article discusses the methodological and organizational aspects of the formulation of management accounting in a commercial bank operating in the market of Kazakhstan. Analysis of the construction of an effective system for the formation of management accounting and the development of practical recommendations for improving the management accounting system. The author highlights the most significant functions of the management reporting system in the context of the study.

As a conclusion, the author notes management accounting is a complex process, which is based on the fundamental principles of constructing management reporting, highlighting the significant impact that the calculation of the cost of banking products has by allocating indirect (secondary) types of costs. The article proposes a transition from the traditional method of Direct Costing distribution to the method offunctional-cost analysis, which will

allow finding hidden sources of cost savings and increasing the profitability of products and services provided by the bank.

Keywords: bank, management reporting, cost, functional and cost analysis.

1. Фундаментальные основы и принципы управленческого учета для управления предприятием

Мнение специалистов в области финансов из разных стран отличается в формулировании выводов о фундаментальных основах и принципах управленческого учета для управления предприятием. Управленческий учет дает представление о том, как наиболее эффективно настроить производственные процессы с использованием товарно-материальных запасов, установить лучшую цену на продукты и избежать разрыва в наличности, эффективно направляя денежные потоки. В качестве такого определения авторы одного из учебников по управленческому учету А.В. Ильин и Н.Н. Илышева предлагают следующее [1]: «Управленческий учет представляет собой совокупную систему, включающую в себя планирование и контроль, аналитику полученных доходов, понесенных расходов и полученных расчетным способом результатов деятельности в различных сводных разрезах, для своевременного принятия управленческих решений и подведения финансовых итогов деятельности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе». Таким образом, определение содержит фундаментальные особенности управленческого учета (аналитическая информация и использование данных сотрудниками, работающими в организации), основная цель (оптимизация деятельности предприятия) и основная задача (предоставление необходимой информации).

2. Особенности управленческого учета в коммерческом банке

Коммерческий банк - это кредитная организация, основной целью которой

является получение прибыли от продажи банковских продуктов, оперативного обслуживания клиентов и финансового управления. Эта деятельность отличается спецификой, связанной со структурной организацией банка и происходящими в нем технологическими и информационными процессами. В то же время деятельность находится под постоянным контролем регулятора. Основной принцип управления банком основан на своде правил и принципов, которые повышают эффективность при принятии решений. Важно определить функциональные обязанности и полномочия сотрудников. Что достигается при помощи схемы структуры управления банком, внутреннего регламента, набора справочников, инструкций, блок-схем и должностных инструкций.

Управленческий учет включается в состав элементов цикла управления, который включает в себя следующие этапы:

1) планирование и организация деятельности;

2) управленческий учет и контроль;

3) анализ;

4) принятие решений.

Каждый из указанных элементов управленческого учета является обязательным к исполнению и подлежит критическому анализу, в ходе всего цикла необходимо вносить своевременные корректировки и в случае выявления отклонений от установленных норм устранять причину и возвращаться на прежнюю ступень цикла. Желательно внедрение всех этапов управленческого учета, а также интеграция в единую систему управления (Рисунок 1), работа с унифицированными данными на основе единой автоматизированной системы.

Рис. 1. Схема управления банком [2]

Примечание: составлено автором.

Диссертант считает - создание системы управленческого учета в банке невозможно без классификации банковских процессов и технологий. Правильная классификация позволит разработать эффективную методологию учета затрат, определение финансовых результатов деятельности и отчетности по каждой единице, функционирующей в замкнутой системе расчетов. Последующее создание справочников с подробным объяснением всех доступных обозначений и классификаторов позволит компании осуществить синхронизацию информационных систем со всеми заинтересованными отделами. Для успешной работы необходимо разработать единый глоссарий, который будет обновляться и дополняться по необходимости в ходе проведения рабочей деятельности и будет доступным для всех сотрудников банка.

Схема формирования управленческого учета может быть представлена следующим образом (Рисунок 2).

Рис. 2. Схема генерирования управленческого учета [2] Примечание: составлено автором.

Основа комплекса управленческого учета содержит 3 основных пункта:

1) совокупность внутренних процессов, обеспечивающих продажи продуктовой линейки и оказанию услуг;

2) учетная политика и внутренние нормативные документы;

3) нормативно-правовая база.

На данной основе происходит формирование системы управленческого учета, представляющих собой процесс сбора, хранения и обработки информации компании. По завершении процесса формирования управленческого учета формируется его внешний интерфейс, состоящий из 3 взаимосвязанных систем: 1) учет затрат;

2) показатели деятельности;

3) управленческие отчеты.

Источники управленческого учета зачастую не ставятся под сомнение, но его компоненты часто игнорируются, сводятся к управленческим отчетам о достигнутых результатах. В условиях рыночной конкуренции банкам необходимо постоянно совершенствовать существующие методы управления финансами, чтобы решать проблемы, снижать стоимость банковских продуктов и занимать новые ниши на рынке. В этой ситуации большое значение имеют эффективная ценовая стратегия и политика банка, которые должны обеспечивать рост и прибыльность проводимых операций. Поскольку цена банковского продукта основана на его стоимости, важно точно определить цену расходуемых ресурсов, что для финансово-кредитных учреждений является актуальной проблемой сегодня.

Расчет стоимости банковских продуктов и учет затрат является одним из важнейших инструментов системы оценки и управления прибыльностью банковской деятельности. Учет, анализ и контроль банковских расходов в разрезе отдельных статей расходов по продуктам способствуют поиску путей снижения стоимости и повышения прибыльности. Себестоимость банковского продукта — это смета всех банковских расходов, связанных с технологией создания и продажи определенного продукта. Чтобы рассчитать и проанализировать стоимость банковского продукта, необходимо упорядочить стандартную группировку совокупности всех банковских расходов. Внутренние расходы банка должны быть сгруппированы по экономическим целям. Такая группировка должна быть простой, понятной, «прозрачной» и удобной для целей учета, контроля и анализа банковских расходов, для объединения затрат в экономически однородные статьи и группы. Эта классификация расходов становится основой для расчета стоимости банковского продукта. В дополнение к внутренним затратам, себестоимость банковского продукта должна учитывать процентные и трансфертные расходы за использованные ресурсы, стоимость создания обязательных резервов и другие расходы. В зависимости от состава включаемых затрат, необходимо разделить разные виды стоимости банковского продукта, при помощи метода, который традиционно используется при формировании стоимости банковских продуктов. По мнению Г.Г. Коробовой, доктора экономических наук, отраженного в учебном пособии «Банковское дело», себестоимость банковских продуктов необходимо подразделять на технологическую, производственную, внутреннюю и полную [3].

Технологическая стоимость банковского продукта включает в себя расходы структурных подразделений банка, ответственных за создание конкретного продукта. Стоимость производства продукта включает технологические затраты и затраты, связанные с предоставлением и обслуживанием производства этого продукта. Себестоимость банковского продукта и общие банковские расходы, связанные с этим продуктом, составляют внутреннюю стоимость банковского продукта. Общая стоимость продуктов банка состоит из внутренних затрат, процентов, перевода и других расходов банка по данному продукту. Каждая система учета затрат и калькулирования себестоимости, как правило, состоит из двух основных этапов:

1) учет затрат по группам ресурсов;

2) распределение учтенных расходов по конкретным продуктам.

Затраты классифицируются как прямые и косвенные. Прямые затраты — это затраты, которые можно точно и однозначно отнести к конкретному продукту. Косвенные затраты относятся к разным продуктам одновременно, поэтому они распределяются по продуктам в соответствии с выбранной и утвержденной базой

распределения или в соответствии с коэффициентом затрат. На рисунке 3 показан процесс распределения затрат. Здесь вы можете видеть, что прямые затраты относятся к продукту путем непосредственного отслеживания затрат, в то время как косвенные затраты относятся к распределению последних. Для учета косвенных затрат по продуктам необходимо использовать 2 типа систем распределения: традиционную систему распределения расходов или функциональную калькуляцию (Activity-based costing "ABC").

Рис. 3. Схема учета и распределения расходов.

Примечание: составлено автором

В результате построения аналогичной схемы учета и распределения затрат стоимость каждого производственного продукта может быть представлена в виде схемы, представленной ниже (Рисунок 4):

Рис. 4. Комплекс элементов себестоимости продукта [13]: 1 -калькуляция по системе Директ-костинг, 2 -калькуляция с полным распределением расходов (традиционная калькуляция или

АВС)

Примечание: составлено автором.

В банковском секторе вышеуказанная система учета затрат может быть построена по аналогичной схеме с учетом особенностей, характерных для финансовых учреждений. Для банка деньги — это то же самое, что и товар для любой организации. Как товар они приобретаются на рынке по разным ценам (кредиты, депозиты, векселя, свободные остатки и т.д.). На предприятии товар может учитываться по себестоимости или цене продажи, поэтому валовая прибыль

определяется на момент продажи. Это невозможно в банковском секторе. После входа в банк деньги обезличиваются и теряют сущность товара, превращаясь в деньги по номиналу. В этот момент возникает проблема, при решении которой можно было бы быстро провести различие между потоками денег, то есть определить, сколько денег и по какой цене они купили и по какой цене они продали. Во многих банках эта проблема решается с помощью оперативного учета, который играет связующую роль между решением текущих проблем и управленческим учетом как системой. В то же время существует острая необходимость в определении стоимости денег как товара и определении внутрибанковских трансфертных цен.

Для построения действенной системы управленческого учета необходимо придерживаться фундаментальных принципов построения отчетности, в случае отклонения от базовых принципов возможно дальнейшее искажение информации. Сущность управленческого учета заключается в предоставлении информации в необходимом объеме для принятия взвешенных экономически обоснованных управленческих решений. Управленческий учет играет важную роль процессе ценообразования услуг и продуктов банка в условиях жесткой конкуренции в банковском секторе. Возникает вопрос в правильном адресном отнесении затрат к источникам их возникновения, на который отвечает калькуляция себестоимости. Которая в нашем случае осуществляется традиционным способом Direct costing, предусматривающим учет себестоимости прямых и косвенных (накладных) затрат. При этом косвенные (накладные) затраты занимают существенную долю в структуре затрат, что подчеркивает важность правильного распределения.

3. Внедрение и развитие управленческого учета в действующем банке

Внедрение и развитие управленческого учета в банке осуществляется по поручению высшего руководства банка с целью получения полной и достоверной информации для принятия важных решений. В рамках такого решения создается структурное подразделение - Департамент контроллинга и бюджетирования для реализации проекта по внедрению и развитию управленческого учета с дальнейшими преобразованиями крупномасштабной системы контроллинга. Управленческая отчетность в банке координирует и обеспечивает непрерывную взаимосвязь с системой планирования и бюджетирования, обязательную для исполнения всеми подразделениями банка. Система планирования и бюджетирования базируется на следующих блоках:

• стратегия развития банка (действующая от 3-5 лет) с возможностью корректировки по итогам рассмотрения советом директоров банка 1 раз в полугодие, в случае несоответствия рыночной ситуации;

• система сбалансированных показателей (далее - ССП) (краткосрочное планирование до 1 года KPI всех руководителей подразделений), в которой отражены финансовые и нефинансовые показатели руководителей в соответствии со стратегией банка. ССП выступает в роли мотиватора исполнения ключевых задач подразделения, к примеру бизнесу необходимо выполнить план по привлечению клиентов, при этом ИТ блок должен обеспечить работоспособность систем для реализации утвержденных планов;

• финансовый план содержит в себе бюджеты и показатели с периодом планирования 1 год, с возможностью корректировки в полугодии.

Схема системы планирования и бюджетирования является одним из важнейших компонентов менеджмента в банке, исходя из работоспособности данной системы зависит мобильность, точность и последовательность действий руководящего состава банка. Решения, принимаемые руководителями, влияют на все аспекты деятельности банка. Управленческая отчетность пронизывает систему планирования и бюджетирования банка и содержит в себе процесс постановки целей и показателей стратегии развития банка, на основе которой определяется KPI руководителей всех звеньев контролируемых системой сбалансированных показателей для мониторинга

исполнения поставленных задач и последующего вознаграждения сотрудников по мере достижения запланированных результатов ведения бизнес-деятельности банка. В цифровом выражении планы отражаются в финансовом плане на последующий год, с возможностью внесения корректировок в случае существенных изменений на рынке и ежемесячным мониторингом исполнения планов.

Основной целью построения Финансовой структуры является сегментирование подразделений банка по видам деятельности, а также целевое распределение доходов и расходов Банка по местам их происхождения (далее - центры затрат). Подробная финансовая структура показана на рисунке 5:

Рис. 5. Схема финансовой структуры банка

Примечание: составлено автором.

При разделении прибыли действует жесткий принцип «Hard Split». Для целей принятия правильных управленческих решений необходимо однозначно идентифицировать бизнес-активности, ответственные за получение прибыли/убытка. В случае участия двух и более блоков в реализации одной и той же сделки не приводит к отражению «двойной прибыли» в консолидированной отчетности банка. Hard Split позволяет избежать задвоения премиальных выплат, которые определяются как процент от прибыли банка и избежать ситуации, когда блоки выполняют план за счет двойного учета прибыли, а план по банку не выполняется.

На практике при неправильной сегментации случается искажение управленческой отчетности при ошибке в расчете «Shadow Accounting», когда оба блока перевыполняют план за счет клиента, по которому реализован двойной учет, хотя в целом по банку план не выполняется, пример показан на рисунке 6:

Рис. 6. Искажение управленческой отчетности при неправильной сегментации Примечание: составлено автором.

Рассмотрим разработанную действующую схему распределения затрат, функционирующую при помощи внедренного инструмента SAP ERP и настройке дополнительных модулей SAP ERP CO, SAP ERP CO PA на рисунке 7:

Рис. 7. Схема распределения затрат в банке

Примечание: составлено автором.

Как мы видим, схема, описанная выше - функциональна и отвечает основным принципам построения управленческой отчетности.

Систему управленческого учета для планирования и контроля необходимо изменять и совершенствовать для отражения новых организационных, поведенческих и рыночных условий, в которых работает банк. Процедуры основываются на требованиях финансового учета с акцентом на оценке прибыли и на оценке предоставляемых услуг, продажах банковских продуктов, цель определения затрат на ведение банковской деятельности неясна. Удельный вес прямых трудозатрат в себестоимости находится на низком уровне и продолжает уменьшаться, хотя они, по-прежнему являются основой для распределения накладных расходов. Грань между переменными и постоянными расходами нечеткая. Система управления качеством пронизывает все бизнес-процессы и ведет к росту расходов, традиционно признанных накладными. Расходы на проводимые исследования и разработки растут, хотя

жизненный цикл продуктов снижается, реальный бизнес цикл не коррелирует с календарным годом.

В ходе проведения исследования установлено - выстроенная система управленческой отчетности в банке функционирует в целом успешно. Однако развернутый анализ и проведенное интервью с руководителями смежных подразделений указывает на ряд вопросов, требующих доработки. Один из важных вопросов - определение и расчет себестоимости. Нормативная себестоимость отражает стоимость непрерывного производства, предоставления услуги или работы, фактическая отражает завышенную себестоимость и в результате требует уникальной процедуры расчета, увеличения трудозатрат, и вследствие снижения скорости формирования управленческого отчета. Косвенные (накладные) затраты занимают существенную долю в структуре затрат, существующий традиционный метод аллокации затрат искажает показатели себестоимости, что в свою очередь оказывает влияние на расчет финансового результата банка. Методика распределения затрат должна быть полной, точной и достоверной, что позволит найти скрытые источники экономии затрат, повышению рентабельности и росту прибыли банка. Наряду с традиционным учетом затрат действует другой метод - функционально-стоимостного анализа (ABC costing). К возникновению расходов приводят виды деятельности (производственное планирование, контроль качества), а не конечный продукт/услуга, при этом виды деятельности определяют продукцию, таким образом и расходы.

4. Метод функционально-стоимостного анализа

Банк использует традиционный расчет стоимости банковских продуктов. В рамках традиционной системы банк использует двухэтапный процесс калькуляции. На первом шаге все накладные расходы, размещенные в МВЗ, перераспределяются в МВЗ. На втором этапе процесса затраты (прямые, косвенные и накладные), накопленные в центрах прибыли, распределяются на продукты. Центры финансовой структуры и банковских продуктов выступают в качестве объектов учета затрат в этой системе. При выборе базы для распределения расходов, накопленных в Центрах прибыли, банк подходит индивидуально для каждого вида и группы продуктов с учетом уровня сложности их создания. Данный метод не полностью отвечает требованиям руководства из-за появления новых цифровых продуктов, что приводит к изменениям в подходе к расчету стоимости, поскольку необходим иной способ оценки затрат на услуги и продукты банка. Поэтому предлагается изменить процесс калькуляции на новый метод функционально-стоимостного анализа (далее - ФСА) затрат (в английской версии - ABC costing). Назначение метода. Он используется в целях обобщения отчетности и результатов деятельности компании, необходимой для принятия решений. Выступает в качестве метода технико-экономического инженерного анализа, который направлен на повышение и поддержание функциональной полезности объекта с минимальными затратами на его создание и эксплуатацию. Цель метода. Выявление, определение и учет затрат на бизнес-процессы компании для установления ее финансового состояния, расчета справедливой стоимости для повышения эффективности производственных процессов, конкурентоспособности продуктовой линейки и экономии ресурсов. Суть метода. ФСА основан на предположении, что активность потребляет ресурсы, а продукты - деятельность. Другими словами, продукты являются результатом деятельности, связанной с потреблением ресурсов, затраты на которые отражаются в контексте соответствующих статей.

Отличия ФСА метода от традиционного метода, применяемого в банке: Традиционный метод заключается в базовой схеме «ресурсы - объект»; Метод ФСА рассматривает «ресурсы - функции - объекты».

В связи с этим предлагается изменить подход к аллокации расходов в банке по следующей схеме, указанной на рисунке 8:

Бизнес-схема процессного учета затрат ФСА

Ресурсы

^^Потребность Процессы

Здания и сооружения

Аллокация затрат

Персонал Капитал Технологии

сЬ

эсонал К

Л

о

Ресурсы д) работ и он

О

Ресурсы для выполнении работ и отдельных операций

Определенная потребность ресурсовдля определенных операций

I

Оформление платежки

/Ь °

, Операции для выполнения работы

Прием налички _

Потребность

= Продукты, клиенты, каналы

Аллокация затрат

СП)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*

0 11

Продукт: Канал #1: Канал #2:

Платежи Интернет банкинг Отделение

Конкретная потребность в операциях со стороны конечных потребителей

О

Определение конечных ! потребителей затрат для которых проводится работа, выполняются операции

Рис. 8. Бизнес-схема процессного учета затрат ФСА

Примечание: составлено автором.

Сместить центр внимания с объектов центров финансовой ответственности на процессы (функции) распределения затрат и определения источников прибыли банка. Мы наблюдаем логическую цепь выстроенных процессов, по которым, задача сводится к распределению затрат на эти процессы и определению количественных взаимосвязей процессов с объектами учета.

В отличие от традиционного метода учета затрат по элементам затрат, учет затрат по процессам ФСА предоставляет другую структуру суммарной прибыли. Отметим исходные данные необходимые для расчета затрат на бизнес-процессы, базирующиеся на опросе исполнителей и экспертов, а также на статистике из информационных систем:

1. Частота возникновения инициирующих событий;

2. Фактическое время выполнения работ бизнес-процесса;

3. Вероятность перехода по каждому выходу из блоков решения;

4. Ставка в час временных ресурсов;

5. Себестоимость материальных ресурсов.

В результате расчета затрат на бизнес-процессы мы получаем стоимость бизнес-процесса за период расчета, среднюю стоимость экземпляра бизнес-процесса, процент загрузки ресурсов времени, среднее время выполнения, относительную емкость и абсолютная мощность бизнес-процесса. Необходимо уделить должное внимание созданию драйверов ресурсов для определения стоимости процесса согласно диаграмме на рисунке 9.

Стоимость процесса

И I >

Стоимость часа работы сотрудника

[ФЗП+ВСХ+Корп.нал]/ФРВр

Время работы сотрудника

Время работы ИС и оборудования

Стоимость часа работы ИС, оборудования

_В ременные ресурсы

Количество повторений процесса

Стоимость

[ материального

L ресурса Л

Материальные ресурсы

Рис. 9. Схема определения стоимости процесса на основе драйверов ресурсов

Примечание: составлено автором.

Временные ресурсы - ресурсы, стоимость использования которых зависит от времени выполнения процесса, в рамках которого они используются.

Материальные ресурсы - ресурсы, стоимость использования которых зависит от количества повторений процесса, в рамках которого они используются.

5. Оценка эффективности внедрения метода ФСА

Можно ожидать, что рекомендуемый переход на метод функционально-стоимостного анализа окажет в целом положительный эффект на качество подготавливаемой управленческой отчетности необходимой принятия важных и своевременных управленческих решений, а именно:

1) Метод функционально-стоимостного анализа предоставит пользователям системы широкие возможности для анализа себестоимости и рентабельности digital продуктов и управления этими показателями. Станет доступным определение более точного удельного веса затрат на процесс в общем объеме затрат на все бизнес-процессы для выбора наиболее затратных бизнес-процессов. Руководство сможет определять ключевые направления оптимизации бизнес-процессов, получит оптимальное сравнение и оценку эффективности вариантов оптимизации бизнес-процессов на основе прозрачной оценки рентабельности продуктов и услуг банка. В связи с чем производительность повыситься на 20-30% при снижении затрат путем исключения узких звеньев в цепочке бизнес-процессов и воздействием на узкие места для предоставления более конкурентноспособных продуктов и услуг клиентам банка.

2) Косвенные (накладные) затраты при применении метода функционально-стоимостного анализа будут максимально преобразованы и фактически станут прямыми затратами, с источниками возникновения исходя коррелируя с действиями центров прибыли и центров затрат. Станет доступна модернизация системы сбалансированных показателей для определения KPI руководителей банка на основе точной и детальной информации возможен наиболее реалистичный прогноз на последующий год. Улучшится система стратегического планирования, путем обнаружения узких мест и определения точек роста.

Таким образом, в банке предлагается применить метод функционально-стоимостного анализа для расчета себестоимости видов банковских продуктов и услуг. Это существенно улучшит и ускорит управленческий учет в Банке, достоверно информируя руководство об эффективности существующих бизнес-процессов, о

себестоимости произведенных продуктов или услуг. Использование этой методики поможет банку стать сильнее и рентабельнее при условии правильного распределения времени, денежных средств и усилий, необходимых для его внедрения, даст ответы на многие вопросы и повысит качество управленческих решений.

Список литературы /References

1. Ильина А.В., Илышева Н.Н. Управленческий учет. Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. 180 с.

2. Понятие затрат, их классификация в управленческом учете. [Электронный ресурс] // Макроэкономика. Режим доступа: http://www.macro-econom.ru/economs-1766-1.html/ (дата обращения: 18.08.2020).

3. Коробова Г.Г. Банковское дело. Учебник. М.: Юристъ, 2010. 751 с.

4. Басова А.В. Бухгалтерский (управленческий) учет: Учебное пособие / А.В. Басова, А.С. Нечаев и др. М.: Инфра-М, 2017. 393 c.

5. Audit of future environmental events in financial statements Eremeeva Olga S. ISSN 0798 1015 Published 05/03/2020.

6. Tomorrow's Investment Rules 2.0 Emerging risk and stranded assets have investors looking for more from nonfinancial reporting EY, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.