Научная статья на тему 'Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения фгос'

Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения фгос Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ / ОБЩИЙ ПРИЁМ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЛАЙДЫ / ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ «МЕСТОИМЕНИЕ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалдина Светлана Александровна

Предлагается сценарий урока с использованием компьютерных технологий в 6 классе по теме: «Что вместо имени?.. (или Местоимение как часть речи), направленного на формирование метапредметных умений: самостоятельно мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы, составлять структурную модель, раскрывающую содержание языкового понятия и способы его определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения фгос»

Школа и ФГОС второго поколения

От редакции. ФГОС как реформа образования затронула не только учителей начальной школы. Учитель и в средней, и в старшей школе должен ставить перед собой задачу формирования и последующего развития умения учиться (т. е. ме-тапредметныхумений), как заложено в ФГОС. В данной статье автор предлагает читателю ознакомиться со сценарием урока в 6 классе, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Шалдина Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы МКООУ санаторно-лесная школа г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]

J ^

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

в условиях введения фгос

л__________________________________________г

Аннотация. Предлагается сценарий урока с использованием компьютерных технологий в 6 классе по теме: «Что вместо имени?.. (или Местоимение как часть речи), направленного на формирование метапредметных умений: самостоятельно мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы, составлять структурную модель, раскрывающую содержание языкового понятия и способы его определения.

Ключевые слова: учебная задача, выводы учащихся, моделирование способа определения и содержания понятия, общий приём умственной деятельности, слайды, логико-структурная модель «Местоимение».

План урока: 1. Постановка учебной задачи по определению понятия «Местоимение».

2. Решение учебной задачи по определению понятия «Местоимение».

а) Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемого предмета. (Моделирование способа определения местоимения).

б) Моделирование содержания понятия «Местоимение». в) Конкретизация общего способа.

г) Рефлексивно-оценочный этап.

3. Домашнее задание.

Оборудование: 1) Презентация урока (5 слайдов); 2) составление слайда с логико-структурной моделью по теме: «Местоимение».

Ход урока: 1.Постановка учебной задачи.

На мультимедийный экран выводится Слайд № 1: УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА урока: выяснить 1.Что в речи употребляется вместо имени? 2.Нужны ли эти слова в речи, если - да, то для чего?

3. Есть ли сходство с другими частями речи?___

Работа начинается с выяснения положения предполагаемой для изучения части речи среди других частей речи. Задание 1. Учащимся предлагается текст. (Текст выведен с помощью мультимедийного проектора на экран, читается вслух; также может быть выдан каждому ребёнку, по желанию учителя) Слайд № 2:

«Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошёл срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена».

Учитель: Кто же этот «он»? Дети: Куст, мальчик, конь. Учитель: Почему вы по-разному отвечаете? Дети: Слово «он» не называет предмета. Далее следует продолжение текста:

«Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: «Какой замечательный лён!». [3]

Учитель: Теперь нам стало понятно, о чём речь?

Дети: Да.

Учитель: Как вы думаете, связана ли эта часть с последним предложением?.. Какие слова указывают на эту связь?.. Нужны ли эти слова в речи и для чего?..

Дети: Да, они разнообразят речь, указывая на предметы.

Учитель: Сделаем вывод - целесообразно изучать данную часть речи?

Дети: В Ы В О Д. На данном уроке целесообразно изучать подобные слова, т.к. эта часть речи тесно связана с изученными ранее.

20

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

Школа и ФГОС второго поколения

2. Решение учебной задачи. Далее учитель напоминает, что слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «АНТОНИМИА», которое сложено из «АНТИ» -ВМЕСТО + «ОНИМА» - ИМЯ. (Запись учителя на доске и детей в тетрадях составляющих языкового понятия) В старославянском языке слово «МЕСТОИМЕНИЕ» образовано из слияния сочетаний слов «ВМЕСТО» + «ИМЕНИ» с прибавлением суффикса -Й (Е). В результате фонетических изменений начальное «В» отпало. Сейчас в слове «МЕСТОИМЕНИЕ» выделяется основа и окончание.

Учитель: Ещё раз посмотрите на текст и попробуйте сделать вывод - На что указывает данная часть речи?

Дети делают

ВЫВОД 1. Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Учитель выводит его на мультимедийный экран: Слайд № 3. а) Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения к ранее изученному. — После такого вывода учащиеся продолжают рассматривать данное понятие (местоимение). Задание 2. Учитель: Выпишите из текста, в каких формах представлено местоимение «он»?

Дети: Его, ему, из него, он, на него и снова ему, его.

Учитель: О каком грамматическом признаке местоимения можно говорить?

Дети делают

ВЫВОД 2. Местоимение изменяется по падежам.

Учитель выводит его на мультимедийный экран: Слайд № 3.

Задание З.Учитель: Определите, какие ещё грамматические признаки характерны для местоимения? Дети делают

ВЫВОД 3. Некоторые местоимения изменяются по родам и числам.

Учитель выводит его на мультимедийный экран: Слайд № 3.

Задание 4. Учитель: Определите, какими членами предложения являются местоимения?

Дети делают ВЫВОД 4.

ВЫВОД 4.Местоимения в предложении обычно выполняют роль подлежащего, дополнения, определения.

Учитель выводит его на мультимедийный экран: Слайд № 3

Учитель: Посмотрите на экран, какие выводы ВЫ сделали?

Дети озвучивают хором.

Моделирование способа определения местоимения. Наконец, школьники имеют возможность смоделировать способ определения местоимения.

Задание 5. Учитель: Сформулируйте общий приём умственной деятельности по определению местоимения, выделите составные действия. Дети (с помощью учителя): Слайд № 4.

ОБЩИЙ Приём УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЯ: 1. Выделяю слово. 2. Определяю, указывает ли данное слово на предметы, их признаки или количество. З. Определяю, изменяется ли данное слово по падежам (а также по родам и числам). 4. Определяю, является ли данное слово в предложении подлежащим, дополнением или определением.

Каждый приём по мере высказывания детей поэтапно выводится на мультимедийный экран.

На данном этапе учащиеся могут начать моделирование изучаемой части речи.

б) Моделирование содержания понятия «Местоимение»

Задание 6.

Учитель: Смоделируйте содержание понятия «Местоимение как часть речи». Самостоятельно (в тетради) или с помощью учителя (в зависимости от уровня подготовки класса) учащиеся составляют учебную модель.

Учитель выводит с помощью проектора анимационный слайд № 5: Логико-структурная модель «Местоимение».

Логико-структурная модель

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

21

Школа и ФГОС второго поколения

На данном этапе были рассмотрены только эти вопросы по содержанию понятия «Местоимение». По мере изучения его модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительно рассмотренное. Так, появится таблица или слайд «Постоянные морфологические признаки местоимения» (был знак вопроса), затем таблицы по правописанию местоимений.

Ученик должен постоянно находиться в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю» (и я это знаю); но «я знаю, что есть то, чего я не знаю» (и я это узнаю).

в) Конкретизация общего способа. Теперь школьник должен конкретизировать общий способ выявления местоимения на примере предложенных упражнений (причём самых разнообразных, количество которых тоже может быть разным).

Задание 7. Из упр. 594 [2, с. 201] выписать последние 2 абзаца, подчеркнуть местоимения, проследить, как часто используются местоимения в речи. Какова их роль в данном тексте?

г) Рефлексивно-оценочный этап.

Действия контроля и оценки.

Дети воспроизводят содержание понятия, логику своих рассуждений, учатся оценивать свои знания. Можно предложить такой вариант данного этапа. (Возвращаемся к началу урока)

Учитель: Какова была УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА УРОКА? (Слайд № 1)

Дети отвечают на каждый вопрос

1. Что в речи употребляется вместо имени?

Дети: Местоимение. 2.Для чего эти слова нужны в речи?

Дети: Данные слова делают нашу речь разнообразнее, они указывают на предмет, не называя его.

3. Есть ли сходство с другими частями речи?

Дети (глядя на составленную модель): Схожесть значений, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении.

Учитель: Решили мы свами поставленную учебную задачу?

Дети: Решили.

Учитель: Вспомним приём умственной деятельности по определению местоимения. Все хором. Слайд № 4.

Учитель: Посмотрите на ВАШУ структурную модель. Слайд № 5.

Что теперь ВЫ знаете о местоимении?

Дети называют.

Учитель: Что ещё предстоит узнать? (См. где в схеме стоят вопросы?)

Как думаете, вы сегодня хорошо поработали?.. Кто из вас помогал в составлении общего приёма умственной деятельности?.. В создании структурной модели?.. Хорошо делал выводы и т.д.?

Взаимооценка (самооценка) работы на уроке. Выставление оценок.

3. Домашнее задание. 1. Параграф 121 [1, с. 161162] 2. на выбор упр. 596 или 595 [2, с. 202]; 3. упр. 597 индивидуально [2, с.202-203].

Литература

1. Абдулаева Т. С., Яшная С. Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.

2. Абрамова Т. А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5.

3. Бураева Н. Н. Роль лабораторных работ по русскому языку в формировании у учащихся старших классов лингвистического мышления. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2009-№ 1.

4. Гвоздикова Е. И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Инновационные проекты и программы в образовании -2010.- № 5.

5. Дашко М. В. Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2009.-№ 3.

6. Русский язык. Практика. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений /ГК.Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова и др.-М.: Дрофа, 2009.- 284 [4] с.

7. УМК: Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.- М.: Дрофа, 2009.- 336с.

22

Эксперимент и инновации в школе 2013/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.