Научная статья на тему 'Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами'

Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА / КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинатчина Г.Ф.

В данной статье рассмотрены вопросы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами. Представлена ситуация с данным видом работ в г. Уфе Республики Башкортостан. Проведен сравнительный анализ уплачиваемых налогов собственниками квартир многоквартирного дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами»

ПОСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

© Зинатчина Г.Ф.*

Г осударственный университет по землеустройству, г. Москва

В данной статье рассмотрены вопросы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами. Представлена ситуация с данным видом работ в г. Уфе Республики Башкортостан. Проведен сравнительный анализ уплачиваемых налогов собственниками квартир многоквартирного дома.

Ключевые слова: многоквартирные дома, кадастровые работы, государственный кадастровый учет, г. Уфа Республики Башкортостан, муниципальный контракт, налог на имущество физических лиц, земельный налог, кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также входящие в его состав иные объекты недвижимости, находится в общей долевой собственности у собственников помещений этого многоквартирного дома. На данной территории кроме самого дома предполагается размещение элементов озеленения и благоустройства, других объектов, расположенных на этой территории и предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома. Площадь земельного участка, принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме, пропорциональна размеру общей площади этого помещения, в том случае если иной размер земельного участка не был установлен общим собранием собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской» [3, 5].

Формирование земельного участка у многоквартирных домов осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, на основании утвержденных проектов планировки и межевания территории [4, 5]. Необходимость наличия данных видов проектов закреплена в Федеральном законе от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 28.02.2015) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Также и в Земельном кодексе Российской Федерации имеется подобная норма, так исключительно в соответствии с утвержденным проектом межева-

* Аспирант кафедры Землепользования и кадастров Г осударственного университета по землеустройству, эксперт группы по подготовке и организации торгов Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

122 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ния территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Проведением кадастровых работ с постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами прежде всего реализуются имущественные права граждан - собственников квартир, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Земельным кодексом РФ и т.д.

Предполагаемая экономическая эффективность в виде увеличения поступления земельных платежей от сформированной территории многоквартирных домов с вступлением в силу новых положений Налогового кодекса Российской Федерации с января 2015 г., согласно которым земельные участки многоквартирных домов не являются объектами налогообложения, получила иную форму, выражающаяся в правовой, социальной, экологической и в более широком понятии экономической эффективности.

Осуществление межевания земельных участков многоквартирных домов на основании проектов планировки и межевания территории стимулирует разработку данного вида градостроительной документации, что в свою очередь является одной из возможностей организации более эффективной системы управления территорией квартала и города в целом. Проекты межевания территории позволят упорядочить, повысить, эффективность управления землями [7, 8], так как в ходе разработок данных проектов решаются вопросы по определению зон размещения объектов капитального строительства, местоположения земельных участков с учетом градостроительных регламентов и норм отвода земельных участков для конкретных видов деятельности [1]. Наличие данных градостроительных документов по отношению к придомовой территории позволит сформировать земельные участки, в дальнейшем используемые для организации парковочных мест для жителей дома, благоустройства, озеленения, размещения иных необходимых объектов для эксплуатации, обслуживания дома. Данные мероприятия позволят урегулировать использование придомовых земельных участков, в нередких случаях, используемых для целей, противоречащим интересам жителей домов и вызывающие сложные, напряженные и конфликтные ситуации.

В 2013, 2014 гг. на территории г. Уфы Республики Башкортостан были проведены работы по формированию и осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, по муниципальному контракту. Заказчиком, которых выступило Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Исполнители для муниципального заказа были определены согласно положениям Федерального закона № 44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

123

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам проведенных конкурса (2013 г.) и электронного аукциона (2014 г.) с начальной (максимальной) ценой контрактов 32 189 401,61 рублей (цена заключенных контрактов составила 22 532 157,59 рублей), 4 806 902,64 рублей (1 480 670, 67 рублей) соответственно [9]. Конкурс состоял из 9 лотов, соответственно из 9 территорий объединивших 47 квартала, 915 домов, предполагал разработку проектов межевания кварталов (микрорайонов), выполнение кадастровых работ с постановкой на кадастровый учет земельных участков. Электронный аукцион проводился на кварталы, где уже были разработаны и утверждены проекты межевания территории, и работы по контракту заключались в формировании и осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, в соответствии с аукционной документацией в 35 кварталах, с количеством домов в 392. Неодинаковый объем выполняемых работ по муниципальному контракту и обусловил выбор двух различных форм торгов по определению исполнителя. Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в 2015 г. запланировано выполнение подобных работ на сумму 21 512 706, 93 путем электронного аукциона [9].

Часть проекта планировки и межевания квартала на основании, которого предполагается проведение межевания многоквартирных домов представлен на рис. 1 (проект взят с официального сайта Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ).

Рис. 1. Фрагмент проекта планировки и межевания квартала

Исходя из того, что земельные участки многоквартирных домов были изъяты из объектов налогообложения и соответственно по ним не начисляется земельный налог, а с 1 января 2015 года вступает в силу новая глава Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц», был проведен

124 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

анализ возможных поступлений с налогов от собственников квартир в многоквартирным доме. Налог на имущество физических лиц исчисляется от кадастровой стоимости объекта недвижимости, предполагает четыре льготных периода, понижающие коэффициенты для налогоплательщиков.

Расчет производился в отношении только одной квартиры, ввиду большого количества квартир в доме, соответственно обработки и анализа большого объема информации и отсутствия сведений о лицах, освобожденных от уплаты налога.

Расчет ориентировочной суммы налога на квартиру, общей площадью 36,4 кв. м., начисляемой с 1.01.2015 г. был произведен на сайте Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Республике Башкортостан» в онлайн-сервисе «Налоговый калькулятор», позволяющий рассчитывать примерную сумму налога (по состоянию на 05.03.2015 г.), так налог по первому налоговому периоду (2015 г.) составит 176,39 руб, а после 2018 г. 881,95 руб.

Земельный налог, который подлежал бы уплате, был произведен с учетом доли права собственника помещения на земельный участок многоквартирного дома и составил 720,7 руб.

В целом, как указано в произведенных расчетах, налог на имущество физических лиц, получаемых с квартир, превышает земельный налог с земельных участков многоквартирных домов, возможный к изъятию у собственников квартир. Кроме того, налог на имущество физических лиц, рассчитываемый исходя из кадастровой стоимости в несколько раз превышает налог ранее уплачиваемый исходя из инвентаризационной стоимости, анализ различий налогов от налоговых баз произведен также на одну квартиру

Проведение межевания земельных участков под многоквартирными домами с дальнейшей постановкой земель на государственный кадастровый учет направлено на защиту имущественных прав собственников квартир, урегулирование использования придомовых участков в интересах жильцов многоквартирного дома, также с помощью данного мероприятия возникает необходимость в разработке проектов планировки и межевания, так необходимых при управлении земельными ресурсами города.

Список литературы:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 29 дек. 2006 г. № 190-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2015): принят Гос. Думой 22.12.2004: одобр. Советом Федерации 24.12.2004 г.: (ред. от 31.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».

2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: фе-дер. Закон от 25 окт. 2011 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2015): принят Гос. Думой 28.09.2001: одобр. Советом Федерации 10.10.2011 г.: (ред. от 29.12.2013) // СПС «Консультант Плюс».

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

125

3. Жилищный кодекс [Электронный ресурс]: федер. Закон от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ: принят Гос. Думой 22.12.2004: одобр. Советом Федерации 24.12.2004 г.: (ред. от 29.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».

4. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 29 дек. 2004 г. № 191-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2015): принят Гос. Думой 22.12.2004: одобр. Советом Федерации 24.12.2004 г.: (ред. от 28.02.2015) // СПС «Консультант Плюс».

5. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 29 дек. 2004 г. № 189-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2015): принят Гос. Думой 22.12.2004: одобр. Советом Федерации 24.12.2004 г.: (ред. от 28.02.2015) // СПС «Консультант Плюс».

6. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 05 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2015): принят Гос. Думой 19.07.2000: одобр. Советом Федерации 26.07.2000 г.: (ред. от 29.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».

7. Дрогицкая О.Р. Основные направления градостроительного развития поселений в России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2013. - № 2. - С. 47-56.

8. Ломовцева Н.Н., Селькова Н.П., Вопросы качественного управления территориальным планированием в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - № 8. - С. 22-27.

9. Реестр закупок и заказов, Реестр планов-графиков и планов закупок [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг. - Режим доступа: http://zakupki. gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 02.03.2015).

10. Онлайн сервисы Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zkprb.ru/ (дата обращения: 02.03.2015).

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА: АГРАРНЫЙ АСПЕКТ

© Куренная В.В.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Рассмотрен процесс управления рисками при реализации проекта; выделены основные составляющие этого процесса; представлен алго-

Доцент кафедры «Экономика предприятия и бизнес-технологий в АПК», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.