Научная статья на тему 'ПОСТАНОВКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПОСТАНОВКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / конкурентоспособность региона / Единое информационное пространство республики / PEST-анализ / SWOT-анализ / ценологический анализ / когнитивный анализ / кластер / саморегулируемая организация региона / socio-economic development / competitiveness of the region / Unified information space of the republic / PEST-analysis / SWOT-analysis / cenological analysis / cognitive analysis / cluster / selfregulatory organization of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарина Джамбулетовна Гашева

В статье сформулирована задача сбалансированного, конкурентоспособного социально-экономического развития республики на основе создания Единого информационного пространства Республики Адыгея, включающего такие составные части, как блок анализа состояния и динамики развития республики и блок выработки управленческих решений. Базы данных и базы знаний первого блока обеспечивают проведение в реальном режиме времени различных исследовательских процедур: PEST— и SWOT-анализ, ценологический и когнитивный анализ, прогноз развития. Второй блок обеспечивает синтез систем управления и управляющих воздействий. В частности, раскрыты возможности ценологического анализа (выделение социально-экономических ценозов, оценка их полноты и устойчивости) и когнитивного анализа (оценка устойчивости экономики региона по наличию отрицательных обратных связей в системе и потенциала развития по наличию положительных обратных связей) при исследовании региона. Оперативная и репрезентативная информация о состоянии и динамике развития Республики позволяет своевременно предпринять необходимые меры по совершенствованию этого развития. Обозначены роль и место кластеров и саморегулируемых организаций в развитии региональной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарина Джамбулетовна Гашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATEMENT AND WAYS OF SOLVING THE PROBLEM OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IMPROVEMENT OF THE REPUBLIC OF ADYGHEYA AT THE PRESENT STAGE

The article formulates the task of balanced, competitive socio-economic development of the republic based on the creation of the Unified Information Space of the Republic of Adygheya, which includes such components as a block for analyzing the state and dynamics of the republic development and a block for developing management decisions. Databases and knowledge bases of the first block provide real-time implementation of various research procedures: PEST and SWOT analysis, cenological and cognitive analysis and the development forecast. The second block provides synthesis of control systems and control actions. In particular, the possibilities of cenological analysis (identification of socio-economic cenoses, assessment of their completeness and stability) and cognitive analysis (assessment of the stability of the regional economy by the presence of negative feedbacks in the system and development potential by the presence of positive feedbacks) in the study of the region are revealed. Operational and representative information about the state and dynamics of development of the Republic allows to take the necessary measures to improve this development timely. The role and place of clusters and self-regulatory organizations in the development of the regional economy are indicated.

Текст научной работы на тему «ПОСТАНОВКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 338.24(470.621) ББК 65.9(235.7)-962 Г 24

DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-32-40

ПОСТАНОВКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(Рецензирована)

Зарина Джамбулетовна ГАШЕВА

Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия e-mail: zarina222@mail.ru

Аннотация. В статье сформулирована задача сбалансированного, конкурентоспособного социально-экономического развития республики на основе создания Единого информационного пространства Республики Адыгея, включающего такие составные части, как блок анализа состояния и динамики развития республики и блок выработки управленческих решений. Базы данных и базы знаний первого блока обеспечивают проведение в реальном режиме времени различных исследовательских процедур: PEST— и SWOT-анализ, ценологический и когнитивный анализ, прогноз развития. Второй блок обеспечивает синтез систем управления и управляющих воздействий. В частности, раскрыты возможности ценологического анализа (выделение социально-экономических ценозов, оценка их полноты и устойчивости) и когнитивного анализа (оценка устойчивости экономики региона по наличию отрицательных обратных связей в системе и потенциала развития по наличию положительных обратных связей) при исследовании региона. Оперативная и репрезентативная информация о состоянии и динамике развития Республики позволяет своевременно предпринять необходимые меры по совершенствованию этого развития. Обозначены роль и место кластеров и саморегулируемых организаций в развитии региональной экономике.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, конкурентоспособность региона, Единое информационное пространство республики, PEST-анализ, SWOT-анализ, ценологический анализ, когнитивный анализ, кластер, саморегулируемая организация региона.

Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации гранта НП11-2024 ФГВОУ ВО «МГТУ» от 2024 г.: «Единое интеллектуальное информационное пространство региона как фактор его устойчивого и эффективного развития».

Для цитирования: Гашева 3. Д. Постановка и пути решения задачи совершенствования социально-экономического развития Республики Адыгея на современном этапе // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 2 (340). С. 32-40. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-32-40.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

STATEMENT AND WAYS OF SOLVING THE PROBLEM OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IMPROVEMENT OF THE REPUBLIC OF ADYGHEYA AT THE PRESENT STAGE

Zarina D. GASHEVA

Maikop State Technological University, Maykop, Russia e-mail: zarina222@mail.ru

Abstract. The article formulates the task of balanced, competitive socio-economic development of the republic based on the creation of the Unified Information Space of the Republic of Adygheya, which includes such components as a block for analyzing the state and dynamics of the republic development and a block for developing management decisions. Databases and knowledge bases of the first block provide real-time implementation of various research procedures: PEST and SWOT

analysis, cenological and cognitive analysis and the development forecast. The second block provides synthesis of control systems and control actions. In particular, the possibilities of cenological analysis (identification of socio-economic cenoses, assessment of their completeness and stability) and cognitive analysis (assessment of the stability of the regional economy by the presence of negative feedbacks in the system and development potential by the presence of positive feedbacks) in the study of the region are revealed. Operational and representative information about the state and dynamics of development of the Republic allows to take the necessary measures to improve this development timely. The role and place of clusters and self-regulatory organizations in the development of the regional economy are indicated.

Key words: socio-economic development, competitiveness of the region, Unified information space of the republic, PEST-analysis, SWOT-analysis, cenological analysis, cognitive analysis, cluster, self-regulatory organization of the region.

Financing. The study was carried out within the framework of the implementation of the grant NP11-2024 of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MSTU" dated 2024: "The unified intellectual information space of the region as a factor of its sustainable and effective development."

For citation: Gasheva Z. D. Statement and ways of solving the problem of the socio-economic development improvement of the Republic of Adygheya at the present stage // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 2 (340). P. 32-40 (in Russian). DOI: 10.53598/24103683-2024-2-340-32-40.

Основы методологии и инструментария динамической идентификации

состояния субъекта РФ

Глобальная цель Республики Адыгея (РА) состоит в формировании сбалансированного, конкурентоспособного (в сравнении с другими субъектами РФ) социально-экономического развития республики. Если она будет достигнута, то автоматически обеспечиваются:

— повышение материального уровня и социальной удовлетворенности населения;

— снижение дотационности РА;

— сбалансированность функционирования отдельных секторов экономики на принципах кластерной и саморегулируемой организации хозяйственной деятельности.

Достижение этой цели реализуется через создание методологии и инструментария динамической идентификации состояния субъекта РФ, выявления на этой основе точек (циклов) сдерживания и роста социально-экономического развития территории, комплекса мер по формированию целевого развития республики. Настоящее исследование посвящено раскрытию сущности выше названных этапов, состоящее в следующем:

1. Анализ состояния и динамики развития Республики Адыгея посредством проведения PEST— и SWOT-анализа [1]. Первый характеризует позицию РА в составе макрорегиона развития. Здесь РА — составляющая часть этого региона и исследуется ее роль в межтерриториальном распределении социально-экономических функций.

Примеры. Республика Адыгея является экспортером кадров для других территорий РФ (как следствие отсутствия в РА привлекательных рабочих мест). Одновременно РА привлекательна для граждан РФ пенсионного возраста (хорошие климатические условия, сравнительно низкие цены на товары первой необходимости): увеличивается нагрузка на социальную систему Республики, а дополнительных финансовых поступлений нет.

SWOT-анализ выявляет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, имеющие место при постановке Республики Адыгея в фокус исследования.

2. Качественные исследования первого этапа позволяют сформировать переход к параметрическим исследованиям, осуществляемым с помощью ценологиче-ского и когнитивного анализов.

Примеры применения ценологического анализа.

А. Роль Республики Адыгея в развитии макрорегиона может быть оценена не только с помощью балансовых моделей макрорегиона [2], но и посредством построения соответствующих ценозов [3, 4].

Б. Ценоз отраслевого развития позволяет определить роль каждой отрасли в экономики РА, а ценоз ее кадрового обеспечения — степень обеспеченности экономики Республики квалифицированными кадрами.

Когнитивная модель экономического развития РА выявляет циклы стабилизации и деформации (как позитивного развития, так и деградации) экономики, точки возможного роста, что позволяет сформулировать конкретные меры по развитию РА.

3. Реализация п.п. 1 и 2 завершает этап стратегического исследования состояния и динамики социально-экономического развития РА и позволяет перейти к тактическому уровню: исследованию отдельных отраслей и сфер деятельности РА. На этом уровне также при необходимости имеют место быть PEST— и SWOT-анализы, ценологический и когнитивный анализы. Например, их можно проводить для отдельных отраслей экономики РА.

4. С целью обеспечения системного функционирования этапов 1—3 в динамике, необходимо создать Единое информационное пространство РА (ЕИПРА), оперативно обеспечивающее каждый этап исследования своевременной, репрезентативной информацией.

То есть, ЕИПРА должно включать в свой состав блок анализа состояния и динамики развития Республик и блок управления этим состоянием. Базы данных и базы знаний блока анализа обеспечивают проведение в реальном режиме времени различных исследовательских процедур. Блок управления социально-экономическим развитием Республики Адыгея содержит механизмы синтеза кластеров [5] и саморегулируемых организаций РА [6].

Таким образом, задача совершенствования социально-экономического развития Республики Адыгея требует уточнения категориального аппарата исследования, разработки моделей, методов и механизмов исследования и управления развитием региональной социально-экономической системы.

1. Категориальный аппарат исследования

(систематизация и уточнение)

Рассмотрим и уточним далее некоторые ключевые категории исследования.

В контексте данной работы понятие «конкурентоспособное социально-экономическое развитие региона» означает наличие (формирование) сравнительных преимуществ перед ближайшими субъектами РФ (а не в целом по России). Это позволит влиться РА в социально-экономическую структуру макрорегиона не аутсайдером, а в составе лидеров развития. Очевидно, что обеспечить конкурентоспособность Республики по всем параметрам не удастся вследствие ограниченности ресурсов (финансовых, кадровых, природных, и т. д.), поэтому возникает задача определения прорывных направлений — точек роста.

В понятие «самоорганизация социально-экономической жизни региона» включается представление об автоматическом формировании структур устойчивого развития, не требующих постоянного административного надзора. Последний во многом опирается на субъективные представления руководителя, что снижает его качество. Источниками объективной самоорганизации могут служить кластеры и саморегулируемые организации.

Категория «кластеры» понимается традиционно в настоящем исследовании, а категория «саморегулируемые организации региона» (СРОР) требует своего уточнения.

Кластеры объединяют предприятия различных сфер деятельности, но работающих на решение одной народнохозяйственной задачи. Например, кластер промышленных предприятий республики по добыче и обработке леса включает предприятия по созданию лесозаготовительной техники, ее перевозке, первичной обработке древесины, реализации замкнутого цикла, минимизирующего отходы (щепы, веток, зелени), производству мебели, восстановлению лесов и т. д.

Понятие «саморегулируемые организации» утверждено Законом N 315-03 от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Вместе с тем это понятие в данном случае имеет и региональные особенности. СРОР создаются по инициативе и под контролем региональных властей. Их деятельность направлена на ускорение социально-экономического развития региона и повышение качества управления. Вводя институт СРО между правительством субъекта и его предприятиями, мы уменьшаем плечо управления (повышаем его оперативность), интегрируем ресурсы (обеспечиваем снижение рисков деятельности).

Понятие «Единое информационное пространство республики» является базовым в данном исследовании и потому рассматривается ниже в специальном подразделе.

2. Единое информационное пространство республики (ЕИПР)

По теме синтеза и использования единого информационного пространства территории в настоящее время имеется много публикаций, отражающих их роль, структуру, содержательное наполнение, модели и инструменты создания. Приведем лишь два источника, иллюстрирующих актуальность проблемы.

Пример 1. В статье [7] единое информационное пространство (ЕИП) «рассматривается как один из факторов углубления интеграционных процессов, составная часть и элемент политики, способствующей гармоничному и сбалансированному экономическому развитию группировки». В статье показано, что изучение опыта стран Евросоюза по формированию ЕИП является важным фактором при формировании эффективной национальной инновационной экономики Белоруссии. Этот опыт аналогичен и безусловно полезен при формировании систем социально-экономического развития российских регионов.

Пример 2. Система «Единое справочно-экспертное пространство поддержки принятия управленческих решений (ЕСЭП)», разработана при участии ведущих методологов Минэкономразвития России и ФАС России.

Это первая кадровая справочная система, которая «поможет сократить время на поиск решения, не упустить ни одного изменения, быстро подготовить документ, найти аргументы для спора, повысить квалификацию в сфере образования». Задачи ЕСЭП:

— Сокращение временного разрыва между анализом проблем, принятием и внедрением важных отраслевых управленческих решений.

— Компенсация нехватки специалистов в образовательных учреждениях. Помогает руководителю не вникать в юридические и кадровые тонкости.

— Снижение числа ошибок и неэффективных управленческих решений за счет унификации экспертных решений.

Наше ЕИПР межотраслевое, действует в пределах и в интересах РА, объединяет несколько уровней управления (стратегический — правительство РА, тактический — взаимодействие отраслей региона, оперативный — объединяет его хозяйствующих субъектов).

3. Ценозы регионального развития [3, 4].

Ценозы образуются в естественных и искусственных системах в условиях ограниченных ресурсов развития и конкуренции их агентов за эти ресурсы. Очевидно, что региональные социально-экономические системы предоставляют многие возможности для возникновения социально-экономических ценозов. Ограничены все ресурсы развития регионов: территория, финансы, кадры, полезные ископаемые, все параметры производства, рынков спроса и потребления. Ценозы учитывают все типы связей между агентами: сильные, средние, слабые. Именно учет (статистический) слабых связей делает ценозы незаменимым инструментарием регионального исследования.

Аналитически ценозы описываются гиперболическими зависимостями вида:

Они строятся по гистограммам соответствующих статистических распределений (рис. 1, а). Числовыми характеристиками ценозов являются показатели а, у и дисперсия 52 аппроксимации гистограммы аналитической зависимостью (1). Чем меньше дисперсия, тем полнее и устойчивее ценоз. Он автоматически «сопротивляется» любым изменениям: хоть под действием случайных факторов, хоть от управляющих воздействий. Поэтому, если устойчивый ценоз удовлетворяет целевым установкам региона, то он самовосста на вливается и это положительный эффект. В противном случае (при необходимости изменить структуру отношений в экономике) нужно потратить значительные усилия для его ослабления.

Рис. 1 — Построение ценологической зависимости по гистограмме

Структура отклонений наблюденных значений от теоретических позволяет выявить проблемные места ценоза (с повышенным и пониженным конкурентным статусом) — на рис. 1, а) это зоны А и В. Поведение агентов (например, субъектов хозяйственной деятельности) в этих зонах хорошо прогнозируется.

Если один и тот же ценоз построить в различные моменты времени, то можно оценить динамику развития ценоза. На рис. 1, б) кривая с обозначением уопт = 1 характеризует собой возможный оптимальный (по критерию устойчивости) ценоз. Если реальные ценозы, построенные в различные моменты времени, идут в последовательности У]_, У2г т0 ценоз укрепляется (стремиться к оптимальному). Если эта

последовательность обратная (сперва у2, потом у1), то ценоз деградирует (разрушается).

4. Когнитивные модели регионального развития

Когнитивные модели позволяют формализовать опыт и интуицию специалистов в соответствующей сфере деятельности. Это одна из возможностей транслировать естественный интеллект машине и усиливать его возможности за счет использования быстродействия вычислительных машин и их памяти [9—11]. На рис. 2 представлена когнитивная карта региональной социально-экономической системы, заимствованная в [9].

V10. Пр>и|>оди«и (pittd VI. Нлигеиие

Рис. 2. — Когнитивная карта региональной социально-экономической системы

На схеме в качестве базового критерия выбрано «качество жизни в регионе» и установлена его связь с иными факторами и критериями: «уровень цен», «занятость», «инфляция» и т. д. Стрелки указывают причинно-следственные связи. После построения когнитивная карта программируется.

Когнитивная карта — продукт субъективного опыта и интеллекта разработчика, поэтому она нуждается в проверке на адекватность реальной социально-экономической системе региона. Для такой проверки на модель посылают возмущения, аналогичные реальным, случившимся в исследуемой системе. Если выходы модели и реального объекта при этом совпали, то модель адекватна и может использоваться для прогноза развития региона при различных возмущениях и управлениях.

Структура отрицательных и положительных обратных связей в системе позволяет оценить устойчивость экономики региона. Необходим механизм переключения от позитивного развития в некотором заданном направлении к состоянию устойчивости.

5. Элементы региональной самоорганизации

Выше (п.п. 2 и 3) уже определены механизмы самоорганизации регионального развития посредством ценологического и когнитивного анализов. Ниже эта идея

расширена за счет включения кластерной самоорганизации и структурных объединений регионального развития — СРОР.

Кластеры регионального развития. Кластеры — это группы взаимодействующих между собой отраслей, комплексы предприятий на базе территориальной концентрации поставщиков, производителей и потребителей, связанных единой технологической цепочкой. Современные кластеры представляют собой межотраслевые образования с институциональной формой, позволяющей связывать разнородные материальные и интеллектуальные ресурсы наиболее эффективным образом, чем обеспечивают устойчивое социально-экономическое развитие территории в динамичной рыночной среде.

Концентрируя в своих рамках процессы производства и сбыта продукции, кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, развитию рынка строительства и недвижимости, чем обеспечивают устойчивое социально-экономическое развитие территории в динамичной рыночной среде.

Основные результаты реализации кластерной политики для различных участников процесса кластеризации:

1. Для администраций регионов: увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база, появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.

2. Для бизнеса: улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на рынки.

3. Для малых и средних предприятий кластера существенно снижаются барьеры выхода на рынки сбыта продукции, поставок сырья и материалов, рабочей силы. Деловая репутация кластера предоставляет предприятиям новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Кроме того, распространение новых знаний, методик, технологий на все предприятия, входящие в кластер, позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость.

4. Кластер способствует привлечению инвестиционных ресурсов в регион.

СРОР. Согласно закону СРО являются некоммерческими организациями. Закон «О саморегулируемых организациях» заменяет процесс получения лицензии на профессиональную деятельность саморегулированием. Ранее лицензия выступала гарантией качества и соблюдения требований, установленных законодательством. Сейчас необходимо стать членом СРО и выполнять принятые правила, требования, нормы. Главным преимуществом вступления в СРО заключается в том, что предпринимателю выдается свидетельство, которое не имеет срока действия в отличие от лицензии. СРО очень важны для предпринимателей. Теперь надзорные и контролирующие функции возложены не только на государственные органы, но и на самих же бизнесменов.

Они могут самостоятельно создавать правила, нормы и принципы взаимодействия, формировать основы надежного предпринимательства и защищать общие интересы, что, конечно, очень важно для развития бизнеса в российских регионах.

Минимальное количество участников, входящих в СРО, должно равняться не менее двадцати пяти юридическим лицам или ста гражданам, занимающихся определенным профессиональным видом деятельности.

СРО должна обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами, то есть, иметь возможность выплачивать определенные платежи из своего

компенсационного фонда, в случае предъявления соответствующих заявлений. Примеры востребованных региональных СРО:

— предприятия по производству хлебобулочных изделий.

— хозяйства по выращиванию продукции сельского хозяйства (молока, мяса, овощей и т. д.).

— учреждения по оказанию предприятиям региона и населению услуг медицины и здравоохранения.

— предприятия транспортного обслуживания.

— предприятия туристического комплекса РА и др.

При их внедрении снизится цена продукции, повысится ее качество и стабильность поставки на рынок.

Заключение. Подводя итоги проведенного анализа, можно отметить следующее:

1. Обоснована необходимость и сформулированы условия сбалансированного, конкурентоспособного социально-экономического развития республики.

2. Определена роль в развитии субъекта Федерации Единого информационного пространства. Предложено включить в его состав блоки:

— анализа состояния и динамики развития Республики;

— выработки управленческих решений.

3. Раскрыты основные этапы и особенности ценологического и когнитивного анализов.

4. Выявлены роль и место кластеров и саморегулируемых организаций в самоорганизующемся развитии региональной экономики. Они представлены как источники объективной самоорганизации, автоматически формирующие позитивные тренды развития.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. СПб. : Питер, 2015.

2. Воронцовский А. В. В. В. Леонтьев — выдающийся экономист XX столетия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2007. № 1. С. 3-10.

3. Кудрин Б. И. Самодостаточность общей и прикладной ценологии // Техногенная самоорганизация и математический аппарат ценологических исследований. Вып. 28 : Ценологические исследования. М. : Центр системных исследований, 2005. С. 7-60.

4. Чефранов С. Г. Развитие методов анализа экономических ценозов, основанных на регрессионных моделях ранговых распределений. URL: https://newtechology.mkgtu.ru/jour/ article/view/193/193 (дата обращения: 30.04.2024).

5. Чукарина М. В. Кластерный анализ социально-экономического развития региона с помощью пакета STATISTICA // Студенческий научный форум : материалы XI Междунар. студенческой науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018010154 (дата обращения: 30.04.2024).

6. Ларкина Н. Г. Компетентность саморегулируемых предпринимательских структур: маркетинговый аспект//Актуальные вопросы экономики и управления : материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). М. : РИОР, 2011. Т. II. С. 27-32.

7. Якушенко К. В. Особенности формирования и функционирования единого информационного пространства в Европейском союзе: опыт для Республики Беларусь // Журнал международного права и международных отношений. 2015. № 4.

8. Единое справочно-экспертное пространство поддержки принятия управленческих решений (ЕСЭП). URL: https://esep.menobr.ru/# (дата обращения: 30.04.2024).

9. Горелова Г. В. Киберфизические системы и когнитивное моделирование сложных систем // Проблемы управления безопасностью сложных систем : материалы XXVII междунар. конф. / под общ. ред. А. О. Калашникова, В. В. Кульбы. М., 2019. С. 299-304.

10. Горелова Г. В., Жертовская Е. В., Якименко М. В. Использование когнитивного подхода к исследованию процесса регионального воспроизводства исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № -13-02-00114 «Пространственно-временная трансформация

воспроизводственного процесса региона: когнитивный подход» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. : Экономика. 2013. Вып. 3 (127). С. 218-224.

11. Горелова Г. В., Верба В. А., Захарова Е. Н. Когнитивный подход к исследованию условий развития региональной системы // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Раздел II : Системы управления и моделирования. Таганрог, 2019. Вып. № 1. С. 110-120.

12. Михеев А. А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (27). С. 15-21.

13. Алгазина А. Ф. История возникновения и развития саморегулирования в России // Правоприменение. 2017. Т. 1, № 3. С. 90-99.

References:

1. Strategic management / ed. by A.N. Petrov. SPb.: Piter, 2015.

2. VorontsovskyA.V. MM. Leontiev — an outstanding economist of the 20th century // Bulletin of St. Petersburg University. Economics. 2007. No. 1. P. 3-10.

3. Kudrin B.I. Self-sufficiency of general and applied cenology // Technogenic self-organization and mathematical apparatus of cenological research. Vol. 28: Cenological studies. M.: Center for System Research, 2005. P. 7-60.

4. Chefranov S.G. Development of methods of analysis of economic cenoses based on regression models of rank distributions. URL: https://newtechology.mkgtu.ru/jour/article/ view/193/193 (access date: 30.04.2024).

5. Chukarina M. V. Cluster analysis of the socio-economic development of the region using the STATISTICA package // Student Scientific Forum: materials of the XI International student scientific conference. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018010154 (access date: 30.04.2024).

6. Larkina N.G. Competence of self-regulating business structures: marketing aspect // Current issues of economics and management: materials of the International scientific conference (Moscow, April 2011). M.: RIOR, 2011. Vol. II. P. 27-32.

7. Yakushenko K.V. The features of the European Union single information space formation and functioning: experience study for the Republic of Belarus // Journal of International Law and International Relations. 2015. No. 4.

8. Unified reference and expert space for supporting management decision-making (ESEP). URL: https://esep.menobr.ru/# (access date: 30.04.2024).

9. Gorelova G.V. Cyberphysical systems and cognitive modeling of complex systems// Problems of security management of complex systems: materials of the XXVII international conference / general ed. by A.O. Kalashnikov, V.V. Kulba. M., 2019. P. 299-304.

10. Gorelova G.V., Zhertovskaya E.V., Yaklmenko M.V. The use of the cognitive approach to study the regional reproduction process: the study was carried out within the framework of the Russian Humanitarian Foundation grant No. -13-02-00114 "Spatio-temporal transformation of the regional reproduction process: cognitive approach"// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Economics. 2013. Iss. 3 (127). P. 218-224.

11. Gorelova G.V., Verba V.A., Zakharova E.N. Cognitive approach to the study of the conditions for the development of the regional system // News of the Southern Federal University. Technical Sciences. Section II: Management and Modeling Systems. Taganrog, 2019. Vol. No. 1. P. 110-120.

12. MikheevA.A. Development of clusters in regional economic systems: advantages, problems, ways of support // Problems of modern economics. 2009. No. 3 (27). P.15-21.

13. Algazina A.F. History of the emergence and development of self-regulation in Russia // Law Enforcement. 2017. Vol. 1, No. 3. P. 90-99.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 20.05.2024; одобрена после рецензирования 27.05.2024;

принята к публикации 03.06.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 20.05.2024; approved after reviewing 27.05.2024; accepted for publication 03.06.2024.

© 3. Д. Гашева, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.