Научная статья на тему 'Посредничество как явление современного российского общества'

Посредничество как явление современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Светлана Валерьевна

В данной статье рассматривается актуальное и малоизученное в научной литературе явление «посредничество». Для этого разрабатывается социально-экономическая концепция посредничества, выдвигаются основных концептуальные гипотезы, а именно, исследуется посредничество как общественное и социальное явление, как общественное отношение, процесс, социальный институт, социально-экономическая система и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediation as a phenomenon of modern Russian society

This article is devoted to description of an actual and an insufficiently studied in scientific literature phenomenon «mediation». For this is working out socioeconomic mediation conception, put out main conceptual hypothesis of investigation the mediation, and namely, mediation is considered as public and social phenomenon, social institute, socio-economic system and other.

Текст научной работы на тему «Посредничество как явление современного российского общества»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

УДК 33. 334.7

С. В. КУЦЕНКО

Уфимский государственный авиационный технический университет

ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается актуальное и малоизученное в научной литературе явление «посредничество». Для этого разрабатывается социально-экономическая концепция посредничества, выдвигаются основных концептуальные гипотезы, а именно, исследуется посредничество как общественное и социальное явление, как общественное отношение, процесс, социальный институт, социально-экономическая система и пр.

Общественное понимание проблемы посредничества сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет тип предпринимательской деятельности, связанный с созданием общественных благ и услуг, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и другого типа предпринимательской деятельности — посредничества — осуществления посреднических функций, с оказанием услуг по продвижению товара на рынок и передаче в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. .); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет: к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации; к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала; к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных; к значительному удорожанию товаров и услуг на рынке за счёт дополнительных и заметных затрат на обеспечение деятельности промежуточного звена между производителем и потребителями

Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители. Лица, (юридические или физические), представляющие инте-

ресы производителя или потребителя (а часто и действующие от. их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Посредничество — один из древнейших способов организации доставки товара от производителя на рынок (как только не называли и не называют этот слой населения — купцы, поставщики, спекулянты, агенты, дилеры, дистрибьюторы, коммерсанты, потребительские кооператоры и т.д). Вместе с тем эта древнейшее необходимое звено между макро- и микропроцессами общества, совершенно мало изучено. Требуют осознания многие вопросы, раскрывающие эту реальную актуальную проблему:

— выбор адекватной методологии познания феномена посредничества;

— определение понятия посредничества;

— формирование концепции посредничества;

— определение места и роли посредничества в обществе;

— основные формы проявления посредничества;

— социально - экономические методы познания посредничества.

Проблема изучения феномена посредничества носит комплексный характер, требует объединения экономических, социологических, философских, исторических, социально-психологических знаний при проведении междисциплинарных исследований. Научные исследования должны быть нацелены на все основные направления посредничества: его структуру, социальные функции, этапы развития, предпосылки и условия возникновения, формы хозяйствования, социальную ответственность, социальную справедливость, культуру и их взаимосвязи в обществе.

Предлагается следующий алгоритм изучения стратегии исследования социальных аспектов посредничества:

— онтологический и гносеологический анализ исходных концепций: посредничество как социальное явление, общественное отношение, процесс функционирования субъектов, социальный институт;

— уточнение категориального аппарата исследования;

— определение терминов;

— разработка концептуальной схемы социальных аспектов посредничества;

Рис. 1. Концептуальная схема социальных аспектов посредничества

— разработка структуры предмета исследования;

— системное представление о посредничестве как о сложном и многоплановом социальном явлении;

— разработка интегральных показателей и индикаторов: взаимоотношение рынка и иерархии, культура рынка, социально ориентированный рынок и т.д.;

— разработка логических характеристик для структурирования отдельных компонентов предмета исследования: предпосылки и условия возникновения посредничества, этапы развития, формы хозяйствования, образ жизни;

— формирование частных понятийных индикаторов: социальные функции, структура, субъекты и т.п.;

— формирование массива опросных индикаторов;

— аналитическое описание компонентов и социальных факторов предмета исследования;

— установление связей между компонентами и социальными факторами;

— анализ содержания социально-экономических аспектов посредничества;

— выявление характеристик социальных аспектов посредничества;

— разработка социальных показателей посредничества;

— типологические аспекты социально ориентированного посредничества;

— конкретные предложения и рекомендации по реализации выводов исследования;

— уточнение структуры предмета исследования;

— совершенствование эмпирической базы исследования (инструментария, системы индикаторов, уточнение техники и процедур);

— конкретизация концепции социально-экономического феномена «посредничества».

Особенностью посредничества является то, что посредничество - это социальное явление, но не в чистом виде; посредничество - это социально-экономическое явление; это общественное отношение по поводу обмена и торговли; это способ распределения товаров, услуг и доходов и инструмент управления общественными производственно-распределительными процессами.

Посредничество как общественное отношение и общественный процесс можно представить в виде

субъектно-субъектных связей между продавцами и покупателями, поставщиками и покупателями работодателями и наемными рабочими, производителями услуг и их клиентами и т.п. Субъектносубъектные связи могут носить интегрирующий характер (сотрудничество, заключение договоров, купля, продажа, слияние) и противодействующий характер (конкурентная борьба, соревнование, захват, поглощение). Главными элементами структуры посредничества как общественных отношений выступают большие социальные группы и отдельные личности - заводы, магазины, банки, ателье, потребители разного уровня, начиная с организаций, заканчивая обыкновенными людьми, приобретающими товары и услуги для личного пользования и употребления.

Посредничество как своеобразный социальный институт общества предполагает:

— выделение субъектов особого рода со своими социально значимыми признаками и интересами;

— наличие социальных функций посредничества (аксиологическая, управленческая, коммуникативная, аналитическая, прогностическая и другие) и дисфункций посредничества, ведущих к расслоению общества, появлению сверхбогатых и очень бедных и т.п.;

— присутствие социальных норм, кодексов, образцов поведения, символических культурных признаков (заключение договоров, проведение маркетинговых исследований, разработка товарного знака, стандартизация и сертификация, получение лицензий и т.п.).

Посредничество как открытая сложная социальная система может быть изучено только при более детальном рассмотрении его структурных элементов: источников, движущих сил, механизмов запуска и функционирования системы, главного системообразующего звена (деятельности на рынке), дополнительных системообразующих звеньев, цели (потребностей субъектов), результата (степени удовлетворения субъектов).

В предложенной концептуальной схеме изучения социально-экономических аспектов посредничества ядром выступает посредничество как инструмент организации экономического распределения (рис. 1).

Характерными особенностями социально-экономических аспектов посредничества выступают его содержательность и направленность. Содержа-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

Рис. 2. Основные группы и виды посредников

ние посредничества определяют его функции. Направленность развития посредничества зависит от общественных отношений рынка, в которые вступают многочисленые, многообразные субъекты с субъективными взглядами, деятельностью на рынке, а также зависит от сложившегося в обществе уровня производственных отношений. Направленность посредничества является содержательной, точно так же, как и содержание посредничества является направленным. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии.

Содержательность и направленность посредничества зависят от формы участия субъектов посредничества: пассивное приобретение товаров и услуг субъектами с целью удовлетворения физиологических потребностей и потребностей безопасности; покупка товаров и услуг с интересом, с предварительным выбором, удовлетворение социальных потребностей (потребностей в общении, уважении, самовыражении); изучение посредничества с профессиональных позиций маркетолога; предоставление на рынок сырьевых и иных ресурсов; производство и продажа всех видов товаров и услуг с целью извлечения прибыли и т.п. Направленность и содержательность посредничества формируются под воздействием культурно-ценностных ориентацией субъектов, их образа жизни, быта, профессии, семьи, работы, государственного иерархического влияния и другого.

Посредничество по содержанию - объективная реальность и общественная ценность. Направленность и содержательность посредничества участвуют в организации производственно-распределительных процессов, в определении структуры производства товаров и услуг, которые обладают ценностной значимостью для данного общества, в регулировании общественных отношений продавцов и покупателей, арендодателей и арендаторов, работодателей и наемных рабочих и т.п., в координации рыночных отношений с целью достижения социально ориентированного рынка с присущими ему нормами - социальной ответственностью бизнеса, меценатством и шефской помощью, благотворительностью, развитыми государственными инвестициями в образование и здравоохранение и т.д.

Посредничество и субъекты посредничества развиваются и существуют в диалектическом единстве и противоречии: с одной стороны, оно управляет, организует, стимулирует производство, контролирует деятельность субъектов, заставляя

их постоянно совершенствоваться; с другой — субъекты сами при помощи механизма посредничества управляют своими взаимоотношениями и взаимодействуют с природой, средствами производства, другими субъектами с целью удовлетворения своих потребностей.

Интерес к изучению посредничества в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений.

Палитра определений понятия "посредничество" довольна широка, попробуем привести те определения посредника и посредничества, которые имеются в используемой для данного научного исследования литературе; это поможет в дальнейшем выявить сущность данного явления.

В международном праве посредничество - одно из средств мирного разрешения споров между государствами, осуществляется государством, не участвующим в споре, на основе предложенных им условий, а посредник - лицо (а также организация, государство), при участии которого ведутся переговоры между сторонами.

В торговле посредничество - занятие в виде промысла между сторонами, желающими заключить сделку. Посредник - тот, кто сводит продавца и покупателя или совершает торговую сделку

Биржевое посредничество - выполнение специальных функций по совершению сделок на фондовой, товарной и валютной биржах маклерскими конторами, фирмами или отдельными лицами (маклерами, брокерами и т.п.).

Библейская энциклопедия дает следующее определение посреднику (Гал. 3:19) - лицо, посредствующее между двумя враждующими сторонами с целью их примирения. Это название, по преимуществу, принадлежит Божественному Искупителю, примирившему Бога с человеком

Финансовые посредники - фирмы, организации, оказывающие за определенную плату содействие клиентам в установлении деловых контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами.

Как экономическое поведение посредник — действия или поступки личности, организации, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг. В роли посредников

выступают агенты, брокеры, дилеры, маклеры, комиссионеры, коммивояжеры. Посредничество — один из видов предпринимательства.

В настоящее время понятие посредничество, легализовано и используется законодательных актах, а именно Гражданском кодексе РФ в ст. 971, 990, 1005.

В современной юридической литературе посредники (англ. middleman, mediator) определяются как организации или граждане-предприниматели оказывающие услуги другим организациям или гражданам в совершении сделок. К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты. Но юридические формулировки не раскрывают сущности посредничества, его многосторонней и многообразной связи с социальной жизнью.

Понятие посредничества очень многогранно и охватывает самые разные сферы деятельности людей, предприятий, организаций, государств. Начиная от простого посредника — челночника, работающего на местном рынке, отдельного предприятия — помогающего осуществлять взаимодействие между несколькими субъектами и до государственных посредников — которые осуществляют мир между странами, осуществляю их взаимодействие и развитие.

Многообразие определений посредничества обусловлено особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм. Наше представление о нем изменяется в соответствии с развитием самого этого явления.

Все эти определения, так или иначе демонстрируют отличительные особенности самого явления посредничества, посреднического поведения, являются характеристиками социального портрета посредника и мотиваций его деятельности.

Роль посредника в мире в историческом аспекте несомненно изменяется, равно как меняется и представление о нем, и содержании данного понятия. В том числе в каждой стране оно может иметь свое наполнение, отражающее специфику социокультурных особенностей развития данного общества. Если даже "любая экономическая проблема, являясь в сущности универсальной, может иметь собственный социальный аспект, обусловленный особенностями страны" [3, с. 40], то это в полной мере может быть отнесено и к явлению посредничества, которое носит не только социально-экономический характер, но и психологический, исторический и др.

С точки зрения экономической целесообразности и значимости использования коммерческих услуг, рынок включает в себя различный набор групп и видов посреднических организаций.

Полезность деятельности каждого посредника оценивается, как правило, полученной экономией у заказчиков за счет использования ими посреднических услуг при транспортировке, хранении, сбыте продукции, а также сервисном обслуживании. Эти сэкономленные денежные средства определяют целесообразность использования и привлечения посредника. Таким образом, выгодно наличие на рынке не только посредника как такового, а именно, наличие разных групп посредников специализирующихся на определенных услугах. Основные группы и виды посреднических организаций представлены на рис. 2.

Основные цели использования посредников:

— повышение экономической целесообразности и эффективности отдельных операций. Несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредникам экономичность операций повышается за счет следующих факторов:

— привлечение посредников повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;

— посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;

— привлечение посредников создает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, комплектации изделий в соответствии с местными требованиями;

— некоторые посредники финансируют сделки предприятия (на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования), авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создает важные экономические преимущества от экономии средств, вкладываемых в обращение;

— посредники обеспечивают для предприятия возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность экспортеру уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.п.;

— посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке - его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара.;

— при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.

Таким образом, посредничество — неизменный атрибут рыночных взаимоотношений. У нас в стране определению посредник "повешен ярлык" с негативным, даже презрительным отношением, что не соответствует истинной полезности и целесообразности деятельности посредников. Трансформационные процессы в сфере посредничества протекают весьма неравномерно. Это вызвано проблемами как отраслевого характера, так и общими издержками переходного периода в России.

Актуальность исследования «посредничества» определяется исключительной распространенностью и низкой изученностью социально-экономического явления - посредничества в практике Российского общества, его влиянии на развитие общества. Новизна заключается в рассмотрении посредничества как социально-экономического явления, процесса, общественного отношения, в

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

выявлении эволюционных этапов развития посредничества, исследованию посредничества, как формы кооперации. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методы и модели анализа и оптимизации коммерческих процессов могут быть использованы отдельными оптово-посредническими фирмами, коммерческими предприятиями. Ряд материалов исследования может быть использован в учебном процессе в курсах “Предпринимательство”, “Маркетинг”, “Социология управления”.

Библиографический список

1. Аванесова, ГА. Роль социокультурного подхода в анализе хозяйствования и предпринимательства / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №2. -С. 294-300.

2. Голиков В.Д., Кузнецова Е.В., Черкасова Ю.Ю. Г 604 Социальный феномен рынка / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 296с.

3. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства..— Ярославль: МАПН, 1996. — С.40.

4. Проблемы формирования стратегии развития в сфере коммерческого посредничества/С. В. Серова; Серова С. В — Современные аспекты экономики. 2001 . № 4. - С. 180-183

5. Пузакова Е. П., Бодягина О. В. "Внешнеэкономическая деятельность торгово-посреднического предприятия."- М.: 1997, с. 318

6. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 603 с.

КУЦЕНКО Светлана Валерьевна, магистр менеджмента, аспирантка.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.12.06 г.

© Куценко С.В.

УДК 141:658.5

В. БИЗЮКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания 'Толдер-Электроникс"

ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНА ФОРМИРОВАНИЯ СПОНТАННОГО ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве одной из основных причин формирования имиджа выступает такая потребность человека, как безопасность. Именно она побуждает человека порой неосознанно собирать информацию об объекте, с которым он так или иначе контактирует или с которым связаны его интересы. Так происходит формирование имиджа, которое благодаря особенностям коммуникации в обществе превращается в единый образ, разделяемый большинством его членов.

Слово «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего «имитировать», заимствовано в русский язык из английского (image — образ, изображение).

Согласно толковому словарю Вебстера, имидж — это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды. Известные специалисты в области PR дают следующие определения:

— И.Л. Викентьев рассматривает имидж как цель, на которую направлены мероприятия в области связей с общественностью. По его словам, «назначение СО-мероприятий — внеценовая конкуренция, имеющая целью формирование управляемого имиджа (образа, репутации, фирменного стиля) товаров и/или услуг, самой фирмы, личности, моды, идеологии и т.п.

— И.В. Алешина дает следующее определение: «Имидж — это образ (организации, товара, персоны) в представлении групп общественности» На

мой взгляд, последнее определение ближе к истине, но наиболее полным и исчерпывающим является определение профессора А.Ю. Панасюка, где ключевым понятием является мнение людей, т.е. субъективное представление оцениваемого предмета:

«Имидж объекта — это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененным кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей».

Отсюда имидж коммерческой организации — это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой организации, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой организацией, либо в результате информации, полученной об этой организации от других людей; по сути, имидж организации — это то, как она выглядит в глазах людей, или — что одно и то же — каково о ней мнение людей;

Таким образом, очевидно, что имидж — это яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.