Научная статья на тему 'ПОСЛОВИЦА ICASTIGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК (ПО РОМАНУ М. СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ»)'

ПОСЛОВИЦА ICASTIGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК (ПО РОМАНУ М. СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛОВИЦА / ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК / СЕРВАНТЕС / ДОН КИХОТ / ПЕРЕВОД ПОСЛОВИЦ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меньшакова Н. Н.

В статье рассматривается испанская пословица Castigame mi madre, y yo trompogelas, ее функционирование в романе «Дон Кихот» и ошибки в ее трансляции на русский язык в разных переводах романа. Пословица содержит архаическое слово и архаическую грамматическую форму, она давно вышла из употребления, в связи с чем даже носители языка не знают ее значения. Было изучено семь переводов «Дон Кихота» на русский язык на предмет наличия в них данной пословицы, только в пяти она была обнаружена. В переводах на русский язык переводчики либо интерпретируют пословицу исходя из контекста, не давая ее правильного перевода, либо принимают архаичный переходный глагол trompargela за современный непереходный trompar, в результате чего в переводе возник неуместный образ детской игрушки «волчка», который стал «кочевать» из одного перевода в другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROVERB ICASTIGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! AND PECULIARITIES OF ITS TRANSLATION INTO RUSSIAN (FROM THE NOVEL “DON QUIXOTE” BY M. CERVANTES)

The article studies the Spanish proverb Castigame mi madre, y yo trompogelas, its functioning in the novel “Don Quixote”, and mistakes in its translation into Russian in different translations of the novel. The proverb contains an archaic word and archaic grammar form, it is long out of use, and even average native speakers don’t know its meaning. The author studies seven published translations of the novel “Don Quixote” into Russian and finds the proverb only in five of them. In Russian translations, translators either interpret the meaning of the proverb by its content, without giving it the right translation, or take the archaic transitive verb trompargela for a modern intransitive verb trompar. As a result, an erroneous image of a children’s toy (top) has appeared in translation, which started “travelling” from one translation to another.

Текст научной работы на тему «ПОСЛОВИЦА ICASTIGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК (ПО РОМАНУ М. СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ»)»

УДК 398.91

DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-2-0-7

Меньшикова H. H.

Пословица ¡CASTIGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! и особенности ее перевода на русский язык (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот»)_

Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева, 15, г. Пермь, 614068, Россия E-mail: mnesperanza@mail.ru ORCID iD: 0000-0002-3874-7279

Статья поступила 05 мая 2021г.; принята 17 июня 2021г.; опубликована 30 июня 2021г.

Аннотация. В статье рассматривается испанская пословица Castígame mi madre, y yo trómpogelas, ее функционирование в романе «Дон Кихот» и ошибки в ее трансляции на русский язык в разных переводах романа. Пословица содержит архаическое слово и архаическую грамматическую форму, она давно вышла из употребления, в связи с чем даже носители языка не знают ее значения. Было изучено семь переводов «Дон Кихота» на русский язык на предмет наличия в них данной пословицы, только в пяти она была обнаружена. В переводах на русский язык переводчики либо интерпретируют пословицу исходя из контекста, не давая ее правильного перевода, либо принимают архаичный переходный глагол trompargela за современный непереходный trompar, в результате чего в переводе возник неуместный образ детской игрушки «волчка», который стал «кочевать» из одного перевода в другой.

Ключевые слова: Пословица; Испанский язык; Сервантес; Дон Кихот; Перевод пословиц

Информация для цитирования: Меньшакова Н. Н. Пословица ¡CASTÍGAME MI MADRE, Y YO TRÓMPOGELAS! и особенности ее перевода на русский язык (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот») // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т.7, N2. C. 67-77. DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-2-0-7

УДК 398.91

DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-2-0-7

Nadezhda N. Menshakova

The proverb ¡CASTIGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! and peculiarities of its translation into Russian (from the novel "Don Quixote" by M. Cervantes)_

Perm State University 15 Bukireva St., Perm, 614068, Russia E-mail: mnesperanza@mail.ru ORCID iD: 0000-0002-3874-7279

Received 05 May 2021; accepted 17 June 2021; published 30 June 2021

Abstract. The article studies the Spanish proverb Castígame mi madre, y yo trómpogelas, its functioning in the novel "Don Quixote", and mistakes in its translation

into Russian in different translations of the novel. The proverb contains an archaic word and archaic grammar form, it is long out of use, and even average native speakers don't know its meaning. The author studies seven published translations of the novel "Don Quixote" into Russian and finds the proverb only in five of them. In Russian translations, translators either interpret the meaning of the proverb by its content, without giving it the right translation, or take the archaic transitive verb trompargela for a modern intransitive verb trompar. As a result, an erroneous image of a children's toy (top) has appeared in translation, which started "travelling" from one translation to another.

Keywords: Proverb; Spanish; Cervantes; Don Quixote; Translation of proverbs How to cite: Menshakova, N. N. (2021). The proverb ¡CASTiGAME MI MADRE, Y YO TROMPOGELAS! and peculiarities of its translation into Russian (from the novel "Don Quixote" by M. Cervantes). Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, V.7 (2), 67-77, DOI: 10.18413/2313-8912-2021-7-2-0-7

Введение (INTRODUCTION)

Роман Мигеля де Сервантеса Саавед-ры «Дон Кихот Ламанчский» был написан более 400 лет назад и до сих пор остается классикой мировой литературы и символом испанской культуры. Изучением романа и языка, которым он написан, занимались и занимаются множество исследователей в разных областях культуры и лингвистики: среди них В. Набоков (2016), В. Мидер (2016) и др. Роман переводился на русский язык семь раз. Самым успешным и знаменитым переводом приключений хитроумного идальго до сих пор, несмотря на то, что он существует уже 70 лет, признаётся перевод Николая Михайловича Любимова, выполненный в 1951 году.

Основная часть (MAIN PART)

Изначально переводы «Дон Кихота» в большей степени представляли собой пересказы и изложения оригинала, поскольку осуществлялись не с текста оригинала на испанском языке, а с французского языка (Arsentieva, 2011). Первый русский перевод «Дон Кихота» был сделан в 1769 году (Буранок, 2008), имя переводчика в издании не указывалось, но считается, что им был Игнатий Тейлс, преподаватель немецкого языка, который, не зная испанского, за основу взял перевод на французский Ф. де Сен-Мартина. В русскоязычном изда-

нии роман назывался «История о славном Ла-Манчском рыцаре Дон Кихоте» и включал в себя только часть книги. Второй перевод был выполнен Николаем Осипо-вым в 1791 году, в его основе также лежала французская версия. Первое и второе издание этого перевода вышли под разными названиями: «Неслыханный чудодей, или необычайныя и удивительныя подвиги и приключения храбраго и знаменитаго странствующаго рыцаря Дон Кишота» и «Дон Кишот Ла-Манчский». Следующим переводом «Дон Кихота» является перевод, выполненный Василием Андреевичем Жуковским; его работа была издана в 1804-1806 г. и переиздана в 1815 году. Французский перевод, на который опирался В. А. Жуковский, был достаточно неудачным (его выполнил Жан-Пьер де Фло-риан), и только талант русского поэта помог «Дон Кихоту» не потерять популярность в России.

Первый перевод с испанского языка на русский был выполнен Константином Мазальским, который в 1838 году опубликовал начало романа, но не смог закончить свой перевод, и в 1866 году его работу продолжил Владимир Александрович Карелин. Их совместный перевод считался лучшим до начала ХХ века и переиздавался четыре раза. В ХХ веке «Дон Кихот» был переведён с испанского языка в 1907 году Марией Валентиновной Ватсон, этот

перевод считается первым полным переводом романа, и издаётся до сих пор. В Советское время был предпринят полный перевод «Дон Кихота» с языка оригинала; новое издание включало даже перевод «Дон Кихота Авейанеды» («Quijote de Avellaneda»), продолжения-сиквела первого тома романа Сервантеса, выполненного другим автором - Алонсо Фернандесом де Авейанеда. Первый том нового советского перевода вышел в 1929 году, второй - в 1932. Его авторами считаются Григорий Лазинский и Константин Мочульский, однако имена переводчиков не были указаны в изданиях, поскольку оба переводчика к моменту издания книги эмигрировали из России во Францию. Существует мнение, основанное на анализе отдельных глав перевода романа, что переводчиков, участвовавших в этом переводе, было не два, а гораздо больше (Корконосенко, эл. ресурс).

Одной из важных особенностей романа Сервантеса является обилие пословиц и других паремий, что, несомненно, выделяет данное произведение среди прочих произведений художественной литературы. В. Мидер называет Сервантеса «па-ремиологом паремиографии» (paremio-graphical paremiologist) (Mieder, 2016) за собрание воедино огромного количества пословиц в одном романе. По словам Л. Чакото, исследователя паремий Сервантеса из Португалии, "La presencia de un gran número de refranes y demás maremias en esta obra maestra de la literatura mundial permite considerarla como un importante refranero literario" (Chacoto, 2008: 98) («Наличие большого количества пословиц и других паремий в этом всемирно признанном романе позволяет рассматривать его как литературный сборник пословиц». - перевод Н.М.). По разным подсчетам в «Дон Кихоте» выделяют около 700 паремий, а именно, 386 пословиц, 327 провербиальных выражений и 1 веллеризм (Mieder, 2016: 157). Некоторые паремии повторяются в тексте несколько раз.

Перевод текста, в котором паремии выполняют одну из главных смыслообра-зующих функций, несомненно, представляет большую трудность. Большая часть пословиц романа в современном испанском языке не употребляется, более того, многие выражения в романе считались устаревшими ещё в момент написания произведения автором: он стилизовал речь и поведение персонажей под эпоху рыцарства. В тексте много архаических слов, они употребляются и во многих пословицах: "Uno de los aspectos léxicos que más continuamente ha sido señalado por lingüistas y paremiólogós es la presencia de arcaísmos" («Одной из языковых особенностей романа, которую постоянно отмечают лингвисты и паремиологи, является наличие архаизмов» - перевод Н.М.) (García-Page, 1997: 275).

Одной из таких пословиц, содержащих архаическое слово, является Castígame mi madre, y yo trómpogelas, которая употребляется в тексте романа в речи Дон Кихота дважды. Эта пословица привлекает к себе внимание тем, что представляет значительную трудность как для интерпретации, так и для перевода на русский язык. На русский язык пословица переведена неудачно: смысл ее не ясен, имеет место явная концептуальная ошибка, русского эквивалента переводчик не подобрал, выдумав свою собственную пословицу, которая в русском языке так и не закрепилась.

Материал и методы (Materials and Methods)

В работе исследуются переводы романа М. де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот» в разных изданиях с целью выявления в них способов трансляции пословицы Castígame mi madre, y yo trómpogelas. В качестве оригинала взято издание романа на испанском языке «Don Quijote de la Mancha» 2018 года издательства Mestas ediciones. Рассматривались переводы романа, как в виде печатного издания, так и в

виде электронного ресурса: 1) «Донъ Ки-хотъ Ламанчскш. Разсказъ для дЪтей. Пе-реводъ съ французскаго А. Греча. Съ 78 иллюстращями Густава Доре». 2) «Донъ-Кихотъ Ламанчскш. Въ двухъ частяхъ. Перевод с испанскаго В. Карелина. Издаше второе. 1873». 2) «Дон Кишот Ламанхский. Сочинение Серванта. Переведено с Фло-рианова французского перевода В. Жуковским». 3) «Славный рыцарь Донъ-Кихотъ Ламанчскш. Томъ II. Новый полный пере-водъ съ примЪчашями и статьею Л. Вiардо «Жизнь и произведешя Сервантеса» и 39-ю картинами Густава Доре. 1895». 4) «Донъ-Кихотъ Ламанчскш. Романъ въ двухъ частяхъ. Съ рисунками Густава Дорэ. Переводъ съ испанскаго Л. А. Мура-хиной. Часть II. 1899». 5) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Перевод с исп. Н. Любимова. Стихи в переводе Ю. Корнеева. 2014. 1280 с.» 6) «Сервантес М. Дон Кихот Ламанчский. Перевод с испанского М.В. Ватсон. 2019. 1032 с.»

Первые два издания не являются полными, в них нет перевода анализируемой пословицы.

Также с целью выяснения адекватности перевода пословицы на другие языки был рассмотрен перевод романа на английский язык Э. Гроссман (2005).

В работе используются методы семантического анализа, грамматического анализа высказывания, интерпретации смысла высказывания, контекстуального анализа, сравнительного анализа текста оригинала и перевода.

Результаты исследования и дискуссия (Results and Discussion)

Рассмотрим контексты употребления пословицы Castígame mi madre, y yo trómpogelas в тексте оригинала (на испанском языке).

1) - ¡Eso sí, Sancho! -dijo don Quijote-: ¡encaja, ensarta, enhila refranes, que nadie te va a la mano! ¡Castígame mi madre, y yo trómpogelas! Estoyte diciendo que escuses refranes, y en un instante has echado aquí una lentanía deellos, que así cuadran con

lo que vamos tratando como por los cerros de Úbeda... (Cervantes, 2018: 568)

2) - No más refranes, Sancho -dijo don Qujote-, pues qualquiera de los que has dicho basta para dar a entender tu pensamiento; y muchas veces te he aconsejado que no seas tan pródigo en refránes y que te vayas a la mano a decirlos; pero paréceme que es predicar en desierto, y castígame mi madre, y yo trómpogelas (Cervantes, 2018: 697).

В тексте романа Don Quijote de la Mancha издательства Mestas ediciones 2018 года даётся сноска с пояснением архаического слова trómposelas: se las engaño (обманывать). Словарь Diccionario de la lengua española Actualización de 2020 (эл. ресурс) отмечает слово trompar в значении engañar (обманывать) как вышедшее из употребления. В онлайн сборнике фразеологии и па-ремиологии Института Сервантеса под редакцией Х. Кантера Ортис и Х. Севилья Муньос, отмечается, что помимо романа «Дон Кихот» данная пословица упоминается еще в семи источниках (Cantera Ortiz, Sevilla Muñoz, эл. ресурс). О. Тарновска в своём исследовании актуальности пословиц Сервантеса пишет о том, что эта пословица упоминается в поисковой системе Google всего 49 раз (Tarnovska, эл. ресурс: 378). Она также отмечает, что данная пословица не употребляется в современном испанском языке.

Дон Кихот, употребляя пословицу ¡ Castígame mi madre, y yo trómpogelas!, подчеркивает ею, что Санчо Панса злоупотребляет в своей речи пословицами и продолжает, несмотря на наставления Дон Кихота, поддаваться этой пагубной привычке: "don Quijote [...] insistiendo con esta última frase en que no persevera de su mala costumbre. De este modo, le recrimina una y otra vez por no seguir sus enseñanzas" (Prado Aragonés, эл. ресурс). Иными словами, пословица употребляется с тем, чтобы показать, что кто-то совершает действие абсолютно противоположное тому, что рекомендуется, и буквально может читаться следующим образом:

¡Castígame mi madre, y yo trómpogelas! = ¡Me riñe mi madre, y yo me burlo de ella! (меня ругает мать, а я над ней смеюсь / посмеиваюсь); me riñe mi madre, y no me importa nada (меня ругает мать, а мне все равно).

Происхождение испанской пословицы точно не известно. Ее возникновение связывают с французским словом tromper (обманывать). В испанском языке французский глагол трансформировался в trompar, в пословице же этот глагол употребляется в форме настоящего времени с флексией gela, что является архаичной формой слияния местоимений ge 'se' и la. Интересно, что ещё в первом издании словаря испанского языка Испанской Королевской Академии 1739 года слово trompar в значении «обманывать» имело пометы «устаревшее» и «вышедшее из употребления». Таким образом, уже при жизни Сервантеса данное выражение было устаревшим. В современном разговорном испанском языке с похожим значением употребляются фразеологизмы: "me la suda / pela"; "que si quieres arroz, Catalina"; "me la trae floja"; "me importa un comino / bledo"; "a mí plín" и др. (castígame mi madre y yo trómpogelas, эл. ресурс).

Рассмотрим, что произошло с данной пословицей при переводе на русский язык. Мы проанализируем только переводы с испанского языка на русский, поскольку при переводе с французского текст романа всегда сокращался и пословица исчезала. В нашем распоряжении пять переводов, выполненных переводчиками В. А. Карелиным, Л.А. Мурахиной, М.В. Ватсон, Н. М. Любимовым, а также перевод без указания авторства.

Перевод В. А. Карелина

1) «- Продолжай, продолжай, вос-кликнулъ Донъ-Кихотъ; благо некому тебя остановить. Меня сткетъ мать, а я стку палку; вЪдь а только что просилъ тебя, Санчо, не говорить при каждомъ словЪ по-словицъ; а ты въ ту же минуту, какъ изъ мЪшка посыпалъ ихъ; и главное такъ кста-

ти, точно онЪ упали съ луны» (Сервантес, 1873).

Пословица ¡Castígame mi madre, y yo trómpogelas! трансформируется в «Меня сечёт мать, а я секу палку». Глагол castigar в современном значении означает "ejecutar algún castigo en un culpado" (накладывать наказание на виновного), т.е. «наказывать». Однако в прошлом у этого глагола было другое значение, ныне вышедшее из употребления: "advertir, prevenir, enseñar" (предупреждать, предостерегать, поучать). Как было сказано выше, в современном испанском языке первая часть данной пословицы воспринимается как Me riñe mi madre, т.е. «Мать меня бранит», а не наказывает физически, не бьёт и не сечёт палкой. Во второй половине пословицы, очевидно, переводчик не понял значения архаичного глагола, и поэтому воссоздавал смысл пословицы исходя из общего контекста. Хотя результирующий смысл получился ошибочный: субъект действия получает физическое наказание и одновременно производит действие, имитирующее получаемое наказание, над неживым объектом, который сам ассоциируется у нас с инструментом наказания. Воздействие на инструмент наказания или другой объект неживой природы с целью его наказания лишено смысла, это «пустое» действие. Эта фраза выражает нелепицу, бессмысленность. В то же время в исходной пословице выражается идея о том, что поучения и советы окружающих человек не принимает во внимание, продолжая делать все по-старому. Таким образом, в переводе В. А. Карелина смысл пословицы Castígame mi madre, y yo trómpogelas полностью утрачен, структура воспроизведенной пословицы искажена, от исходной структуры осталась только сема «меня наказывает мать». Переводчик избрал путь сохранения в переводе текста и структуры пословичного изречения, и не попытался передать его смысл.

2) «- Довольно, довольно, перебилъ Донъ-Кихотъ; одной пословицей ты могъ

прекрасно выразить твою мысль. Сколько разъ совЬтывалъ я тебЬ, Санчо, не быть такимъ щедрымъ на пословицы, и не давать имъ воли, когда онЬ сорвутся у тебя съ языка, но видно говорить тебЬ объ этомъ значитъ стрелять горохомъ въ стЬну: меня сткетъ матъ, а я стку палку». (Сервантес, 1873).

Во втором отрывке пословица переведена точно так же, как в первом. Необходимо отметить, что сам контекст в этом отрывке раскрывает смысл переводимого высказывания. Этому, во-многом, способствует контекст высказывания и устойчивое сравнение: «делать что-то - значит стрелять горохом в стену». Исходя из них мы понимаем, что изречение «меня сечёт мать, а я секу палку» означает «меня наказывают, а всё без толку / а мне всё равно».

Перевод Л. А. Мурахиной

1) «- Ну, пошелъ, поЬхалъ! - пере-билъ Донъ-Кихотъ. - Меня стчетъ мать, а я стку плетку...» (Сервантес, 1899).

Как и в переводе В. А. Карелина, смысл пословицы остался не понят переводчиком. Л. А. Мурахина воспроизводит текст пословичного изречения, в котором мать оказывает физическое воздействие на субъект с целью его наказания, а он, в свою очередь, наказывает инструмент наказания. Правда, в данном случае инструментом наказания становится плётка, возможно потому, что слово «плётка» лучше сочетается с глаголом «сечь», чем «палка».

2) «- Довольно, довольно! - пере-билъ Донъ-Кихотъ. - Для выражешя твоей мысли совершенно достаточно и одной пословицы. Сколько разъ совЬтовалъ я тебЬ, Санчо, не разбрасываться такъ пословицами и удерживать ихъ, когда онЬ просятся тебЬ на языкъ! Но, что тебЬ говорить, что стрелять горохомъ въ стЬну - одно и то же!.. Видно, горбатаго исправитъ одна могила...» (Сервантес, 1899).

Во втором отрывке пословица Castígame mi madre, y yo trómpogelas отсутствует. Вместо нее употреблена русская пословица «горбатого могила исправит»,

смысл которой близок смыслу исходной пословицы, поскольку в ней выражается идея о том, что ничего не меняет привычек, поведения или действий субъекта. Интересно отметить, что, как и в предыдущем переводе, здесь появляется сравнение «делать что-то - значит стрелять горохом в стену». Этот факт наталкивает на мысль о том, что эти два перевода связаны друг с другом, один из переводчиков, вероятно, опирался на перевод другого.

Перевод без авторства и с именем Л. Виардо на титуле

Данный перевод опубликован в 1895 г. К сожалению, мы не можем сказать, первое ли это издание данного перевода и кто являлся его автором, поскольку на титульной странице книги нет информации о переводчике, и лишь написано «Новый полный переводъ съ примЪчашями и ста-тьею Л. Вiардо «Жизнь и произведешя Сервантеса». Луи Виардо - это знаменитый французский переводчик, который выполнил «классический» перевод «Дон Кихота» с испанского на французский. Вероятно, что кто бы ни выполнил данный перевод «Дон Кихота» на русский язык, он мог опираться на французский текст романа. Следует сказать, что данный перевод является полным, и он отличается от перевода В. А. Карелина, Л. А. Мурахиной и прочих.

1) «- Такъ, такъ, Санчо! - вскричалъ Донъ-Кихотъ. - Сыпь, сыпь поговорками, пока некому тебя остановить. Мать меня наказываетъ, а я стегаю волчокъ» (Сервантес, 1895).

В данном переводе первая часть пословицы остаётся такой же, как и в более ранних переводах, она воспринимается переводчиком в современном значении, и переводится дословно. Вторая часть пословицы отличается от предыдущих вариантов перевода. Волчок - это детская игрушка, которую субъект действия наказывает, «стегает», т.е. бьёт розгами. Выясним, откуда возникло слово «волчок». Очевидно, что переводчик ошибочно принял архаическую форму глагола

trómpogelas за глагол trompar или trompear, который означает "jugar al trompo" (играть с юлой / с волчком). Современный глагол trompar (играть с волчком) непереходный, в то время как архаичный глагол trompar в значении «обманывать» - переходный. Смысл возникшей в переводе пословицы немногим отличается от предыдущих вариантов: субъект действия подвергается наказанию, и одновременно сам производит агрессивное действие, направленное на игрушку. Было бы логично предположить, что таким образом субъект действия проецирует свои чувства и ощущения на другой объект. В этом случае, смысл пословичного выражения состоит в следующем: «меня наказывают, и я наказываю», «меня бьют, и я бью». Но этот смысл не равен исходному смыслу, о котором говорилось выше: «меня учат, а я делаю все по-своему».

Здесь также важно отметить, что в переводе первой части пословицы появляется слово «наказывать», которое в предыдущих переводах выражалось словом «сечь». Таким образом, предикат в пословице уже выражается глаголом более общей семантики, поскольку глагол «сечёт» называет конкретный вид наказания и даже косвенно указывает на инструмент, используемый для него.

2) «- Будетъ тебЪ сыпать пословицами, Санчо! - вскричалъ Донъ-Кихотъ. -Каждой изъ приведенныхъ тобою было бы достаточно для выражешя твоей мысли. Сколько разъ я тебЪ совЪтовалъ не быть такимъ расточительнымъ на пословицы и не давать себЪ воли, когда ты ихъ говоришь. Но тебЪ говорить - кажется, все равно, что проповедовать въ пустынЬ и то же самое, что мать бьетъ меня, а я стегаю свой волчокъ» (Сервантес, 1895).

Во втором контексте переводчик несколько переиначивает пословицу, не соблюдая принцип единообразия перевода: вместо глагола «наказывать» употребляется глагол «бить», перед словом «волчок» добавляется притяжательное местоимение

«свой». В целом, это производит несколько отрицательное впечатление, поскольку не ясно, специально переводчик переиначил пословицу, или позабыл, как уже однажды ее перевёл.

Перевод М. В. Ватсон

1) «- Так, Санчо, - сказал Дон Кихот, -сшивай на живую нитку, вдевай, вставляй, нанизывай поговорку за поговоркой; никто тебе не мешает: мать меня наказывает, а я стегаю волчок свой» (Сервантес, 2019: 802).

Перевод М. В. Ватсон рассматриваемой пословицы фактически идентичен предыдущему переводу, хотя он удлиняется на одно слово, очевидно для улучшения ритма и благозвучия. Мы затрудняемся сказать, который из этих двух переводов был выполнен раньше, и заимствовали ли переводчики друг у друга ошибку в интерпретации архаического слова, или совершили ее независимо друг от друга.

2) «- Довольно пословиц, Санчо, -сказал Дон Кихот, - так как каждой из тех, которые ты привёл, было бы достаточно, чтобы дать понять твою мысль; и много раз советовал я тебе не быть столь расточительным на пословицы и сдерживаться, когда ты их приводишь; но мне кажется, что это значит проповедовать в пустыне и мать меня наказывает, а я бью волчок» (Ватсон, 2019: 983)

Второе употребление пословицы в романе М. В. Ватсон, так же, как и предыдущий переводчик, переиначивает, заменяя глагол «стегаю» на «бью». Причины замены неясны, но смысл пословицы сильно не меняется, а не очень внимательный читатель вряд ли заметит изменения.

Перевод Н. М. Любимова

1) «- Правильно, Санчо! - воскликнул Дон Кихот. - Вплетай, нанизывай, накручивай пословицы - никто тебя за язык не держит! Мать с кнутом, а я себе все с волчком! Я тебе говорю, чтобы ты избегал пословиц, а ты в одну секунду насыпал их целый воз, хотя они и подхо-

дят к предмету нашего разговора, как корове седло» (Сервантес, 2014: 159).

Как мы видим, ошибку в «опознавании» значения глагола trompar совершает и Н. М. Любимов - игрушечный «волчок» присутствует в переводе пословицы. Исходные семы «брань», «поучение», и даже более поверхностное и современное «прочтение» слова castigar как «наказывать», заменяются у переводчика на сему «намерение физического наказания»: мать держит в руках кнут, чтобы наказать субъект речи, но ещё не наказывает его. Субъект речи, тем временем, играет с волчком, а не бьёт, стегает или наказывает его. Образ, создаваемый в переводе (Мать с кнутом, а я себе все с волчком!) становится, в сопоставлении с предыдущими вариантами перевода, более ясным, логичным: мать грозит / угрожает субъекту физическим наказанием, а он не обращает на неё внимания и продолжает играть. Этот смысл гораздо ближе к исходному смыслу пословицы. Переводчик правильно интерпретировал смысл пословицы в испанском тексте и достаточно адекватно передал этот смысл в переводе, но не избавился от закравшейся в перевод ошибки в виде чуждого оригиналу волчка.

2) «- Довольно пословиц, Санчо, -сказал Дон Кихот, - любая из них достаточно изъясняет твою мысль. Сколько раз я тебе говорил, чтобы ты не был так щедр на пословицы и чтобы ты знал меру! Впрочем, тебе говори не говори - как об стенку горох: мать с кнутом, а я себе все с волчком» (Сервантес, 2015: 1215)

Во втором отрывке текста пословица переведена точно так же, как и в первом, переводчик следует закону единообразия.

Интересно отметить, что в современном переводе данной пословицы на английский язык также имеются ошибки.

1) "Go on, Sancho!" said Don Quixote. "Force the proverbs in, string them together one after another on a thread! No one will stop you! My mother punishes me and I deceive her! (Cervantes, 2016: 734)

2) "No more proverbs, Sancho," said don Quixote, "for any one of those you have said is enough to explain your thoughts; I have often advised you not to be so prodigal in your proverbs and to restrain yourself from saying them, but it seems that is like preaching in the desert, and 'My mother punishes me, and I deceive her.' " (Cervantes, 2016: 902)

Переводчик Э.Гроссман так же, как и русские переводчики «Дон Кихота», воспринимает слово castigar в его современном значении (наказывать), поэтому в переводной пословице мы видим my mother punishes me, а не my mother scolds me. Вторая часть пословицы переведена без ошибки, связанной со смешением значений современного и архаического глаголов, однако, по нашему мнению, и здесь неточности избежать не удалось. Как уже отмечалось, архаичный глагол trompar имеет значение "burlar" (насмехаться, смеяться, не обращать внимания), а английский глагол decieve, использованный в английском переводе, переводится однозначно - «обманывать, вводить в заблуждение, сбить с толку», т.е. намеренно привести субъект к ложному знанию, пониманию, впечатлению. В тексте оригинала отсутствует сема злонамеренности субъекта.

Заключение (CONCLUSIONS)

Таким образом, перевод романа М. Сервантеса на русский язык имеет достаточно длинную историю. Сложность перевода обусловлена специфическим языком, который автор использовал при написании произведения, а также культурными реалиями, трансляция которых представляет достаточно серьёзную проблему. Насыщенность романа паремиями является неоспоримым достоинством, но в то же время зачастую становится непреодолимой сложностью для переводчиков. Незнание архаичной лексики и грамматических особенностей архаичного языка приводит к появлению переводческих ошибок в трансляции паремий. Эти ошибки переходят из одного перевода в другой, несколь-

ко изменяясь с течением времени. Эта идея была подтверждена на примере перевода пословицы Castígame mi madre, y yo trómpogelas.

Список литературы

Буранок О. М. Первый русский перевод Сервантеса // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №5 2008 - Филология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Buranok (дата обращения: 10 апреля 2021).

Дон Кихот - покоритель России. URL: http: //www .spalex.narod.ru/rus_esp/esprus_Quij ot e.html (дата обращения: 10 апреля 2021).

Донъ Кихотъ Ламанчскш. Разсказъ для д'Ьтей. Переводъ съ французскаго А. Греча. Съ 78 иллюстращями Густава Доре. Издаше Товарищества М. О. Вольфъ. С.-Петербургъ. Гостиный дворъ, NoNo 17 и 18. Москва. Петровка, д. Михалкова, No 5. URL: http: //az .lib.ru/s/serwante ssaawedra_m_d/text_18 68_don_qihot_alexey_grech-oldorfo.shtml (дата обращения: 10 апреля 2021).

Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: В двадцати томах Т. 9. Дон Кишот Ламанхский. Сочинение Серванта. Переведено с Флорианова французского перевода В. Жуковским М., "Языки славянской культуры", 2012. URL: http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_18 06_don-qishot-2-oldorfo.shtml (дата обращения: 10 апреля 2021).

Корконосенко К.С. О коллективной работе над переводом «Дон Кихота» 1929-1932 гг. URL:

http: //legacy.inion.ru/files/File/Korkonosenko_LG _38.pdf (дата обращения: 10 апреля 2021).

Корноносенко К.С. Об авторстве перевода «Дон Кихота» «под редакцией Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова». URL: https://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik/2016 _4/vestnik_li_2016_4_002_korkonosenko.pdf (дата обращения: 10 апреля 2021).

Сервантес М. Дон Кихот Ламанчский. Перев. с исп. М.В. Ватсон. Санкт-Петербург: СЗКЭО, 2019. 1032 с.

Сервантес М. Славный рыцарь Донъ-Кихотъ Ламанчскш. Томъ II. Новый полный переводъ съ примЪчашями и статьею Л. Вiар-до «Жизнь и произведешя Сервантеса» и 39-ю картинами Густава Доре. Москва. Издаше

книжнаго магазина Г. Кольчугина. 1895. URL: http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_tex t_1895_don-quihot-2_by_s-m-oldorfo.shtml (дата обращения: 10 апреля 2021).

Сервантес Сааведра М. Донъ-Кихотъ Ламанчскш. Въ двухъ частяхъ. Перевод с ис-панскаго В. Карелина. Издаше второе. С.-Петербургъ. Издаше Н. А. Шигина. 1873. URL: http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_00 60oldorfo.shtml (дата обращения: 10 апреля 2021).

Сервантес Сааведра, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Перевод с исп. Н. Любимова. Стихи в переводе Ю. Кор-неева. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 1280 с.

Сервантесъ М. Донъ-Кихотъ Ламанч-скш Романъ въ двухъ частяхъ. Съ рисунками Густава Дорэ. Переводъ съ испанскаго Л. А. Мурахиной. Часть II. Москва. - Типо-графiя т-в И. Д. Сытина, Валовая улица, свой домъ. 1899 г. URL:

http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_18 99_don-qihot_lamanchskiy-oldorfo. shtml (дата обращения: 10 апреля 2021).

Arséntieva N. Reseña de "Vercher García, Enrique Javier (2011). Don Quijote entre las nieves. La transmisión al ruso de culturemas españoles en las traducciones de Don Quijote de K.P. Masalskij y N.M. Ljubimov. Madrid: Centro de Estudios Cervantinos, 243 pp." Sendebar. 22 (2011), pp. 356 - 360.

Cantera Ortiz J., Sevilla Muñoz J. «Refranes que dizen las viejas tras el fuego». Los refranes recopilados por el Marqués de Santillana. Электронный ресурс. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://cvc.cervantes.es/lengua/biblioteca_fraseolo gica/r3_cantera/refranes_03.htm (дата обращения: 10 апреля 2021).

Castígame mi madre, y yo trómpogelas.

URL:

http://desequilibros.blogspot.com/2015/03/castiga me -mi -madre -y-yo -

trompogelas.html#:~:text=Y%2C%20en%20concr eto%2C%20utiliza%20dos,lo%20que%20se%20l e%20aconseja (дата обращения: 10 апреля 2021).

Cervantes, Miguel de. Don Quijote de la Mancha. Mestas ediciones, S.L. Madrid, 2018. 735 pp.

Cervantes, Miguel de. Don Quixote. Vintage. Transl. from the Spanish by Edith Grossman. London. 2005. 940 pp.

Diccionario de la lengua española. Actualización de 2020. URL:

https://dle.rae.es/contenido/actualizaci%C3%B3n-2020 (дата обращения: 10 апреля 2021).

García-Page M. Propiedades lingüísticas del refrán (II): el léxico // Paremia, 6: 1997. Madrid. P. 275. URL:

https://cvc.cervantes.es/Lengua/paremia/pdf/006/0 40_garcia.pdf (дата обращения: 10 апреля 2021).

Mieder. W. "Stringing Proverbs Together". The Proverbial Language in Miguel de Cervan-tes's Don Quixote. Burlington, Vermont. 2016. 312 pp.

Nabokov V. Lectures on Don Quixote. Ed. by Fredson Bowers. HMH, 2016. 256 pp.

Prado Aragonés J. Cuestiones sobre didáctica de la lengua en El Quijote // Actas cervantinas. URL:

https://cvc.cervantes.es/literatura/cervantistas/colo quios/cl_VIII/cl_VIII_38.pdf (дата обращения: 10 апреля 2021).

Tarnovska O. Supervivencia de los refranes del Quijote // Actas IX - Asociación Cervantistas. p. 378. URL:

https://cvc.cervantes.es/literatura/cervantistas/colo quios/cl_xi/cl_xi_37.pdf (дата обращения: 10 апреля 2021).

References

Buranok, О. М. (2008). First translation of Cervantes into Russian, Informatsionnii gumani-tarnii portal Znanie. Ponimanie. Umenie, Philology, 5, available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Buranok ((Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Don Quixote is a conqueror of Russia (2006), available at:

http: //www .spalex.narod.ru/rus_esp/esprus_Quij ot e.html (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Don Kihkot Lamancheski. Razskaz dlya detei [Don Quixote De La Mancha. A Story for Children] (1868). Isadanie Tovarischestva М. О. Volf. St. Petersburg. Gostiny Dvor No 17 and 18. Moscow, available at:

http: //az .lib.ru/s/serwante ssaawedra_m_d/text_18 68_don_qihot_alexey_grech-oldorfo.shtml (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Zhukovsky, V. A. (2012). Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v dvadsati tomakh [Complete collection of writings and letters in twenty volumes], Transl.from Florian's French translation by V. Zhukovsky, Moscow, Russia, available at:

http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_18 06_don-qishot-2-oldorfo.shtml (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Korkonosenko, K. S. (2015). On collective translation of Don Quixote of 1929-1932, Literary journal, available at: http: //legacy.inion.ru/ files/File/Korkonosenko_LG _38.pdf (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Korkonosenko, K. S. (2016). Ob avtorstve perevoda "Don Kihota" "pod redaktsiey B. A. Krzhevskogo i A. A. Smirnova" [On the authorship of the translation of "Don Quixote" under the editorship of B. A. Krzhevsky and A. A. Smirnov"], available at:

https://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik/2016 _4/vestnik_li_2016_4_002_korkonosenko.pdf (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Cervantes, M. (2019). Don Quixote de la Mancha, Transl. from Spanish by M. V. Watson, SZKEO, St. Petersburg, Russia. (In Russian)

Cervantes, M. (1895). Slavny rytsar Don Kihot Lamanchesky. Tom II. [Knight of the Rueful Counternance Don Quixote de la Mancha. Vol. II], Transl. by L. Viardot, Izdanie knizhnago magazine G. Kolchugina Moscow, Russia, available at:

http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_tex t_1895_don-quihot-2_by_s-m-oldorfo.shtml (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Cervantes Saavedra, M. (1873). Don Kihkot Lamancheski. V dvukh chastyakh [Don Quixote De La Mancha. In two parts], Transl. from Spanish by V. Karelin. Izdaniye N. A. Shishigin, St. Petersburg, available at:

http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_00 60oldorfo.shtml (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Cervantes Saavedra, M. de (2014). Hitroumny idalgo Don Kihot Lamanchesky [Ingenious hidalgo Don Quixote de la Mancha], Transl. from Spanish by N. Lyubimov, poems Transl. by Yu. Korneev, Azbuka-Attikus, St. Petersburg, Russia. (In Russian)

Cervantes, M. (1988). Don Kihot Lamanchesky. Roman v dvukh chastyakh [Don Quixote de La Mancha. A Novel in two parts], Transl. from Spanish by L. A. Murakhina, Tipografía I. D. Sytin, Moscow, Russia, available at: http://az.lib.ru/s/serwantessaawedra_m_d/text_18 99_don-qihot_lamanchskiy-oldorfo.shtml (Accessed 10 April 2021). (In Russian)

Arséntieva, N. (2011). Reseña de "Vercher García, Enrique Javier (2011). Don Quijote entre

las nieves. La transmisión al ruso de culturemas españoles en las traducciones de Don Quijote de K.P. Masalskij y N.M. Ljubimov [Review of "Vercher García, Enrique Javier (2011). Don Quijote in the snow. The transfer of Spanish cul-turemes into Russian in the translation of Don Quixote by K.P. Masalskij y N.M. Ljubimov], Centro de Estudios Cervantinos, Madrid, 356 -360. (In Spanish)

Cantera Ortiz, J., Sevilla Muñoz, J. (2021). Proverbs collection of el Marqués de Santillana, available at:

https://cvc.cervantes.es/lengua/biblioteca_fraseolo gica/r3_cantera/refranes_03.htm (Accessed 10 April 2021). (In Spanish)

Castígame mi madre, y yo trómpogelas (2021), available at:

http://desequilibros.blogspot.com/2015/03/castiga me -mi -madre -y-yo -

trompogelas .html#:~:text=Y%2C%20en%20concr eto%2C%20utiliza%20dos,lo%20que%20se%20l e%20aconseja (Accessed 10 April 2021). (In

Spanish)

Cervantes, M. de (2018). Don Quijote de la Mancha, Mestas ediciones, S.L. Madrid. (In

Spanish)

Cervantes, M de. (2005). Don Quixote. Vintage, Transl. from the Spanish by Edith Grossman, London. (In English)

Diccionario de la lengua española (2020), available at:

https://dle.rae.es/contenido/actualizaci%C3%B3n-2020 (Accessed 10 April 2021). (In Spanish)

García-Page, M. (1997). Linguistic properties of proverb (II): vocabulary, Paremia, 6, Madrid, available at:

https://cvc.cervantes.es/Lengua/paremia/pdf/006/0 40_garcia.pdf (Accessed 10 April 2021). (In

Spanish)

Mieder, W. (2016). "Stringing Proverbs Together". The Proverbial Language in Miguel de Cervantes's Don Quixote, Burlington, Vermont. (In English)

Nabokov, V. (2016). Lectures on Don Quixote, Fredson Bowers, HMH. (In English)

Prado Aragonés, J. Cuestiones sobre didáctica de la lengua en El Quijote, Issues on didactics of the language in Don Quixote, Actas cervantinas, available at:

https://cvc.cervantes.es/literatura/cervantistas/colo quios/cl_VIII/cl_VIII_38.pdf (Accessed 10 April 2021). (In Spanish)

Tarnovska, O. Supervivencia de los refranes del Quijote [The survival of proverbs of Don Quixote], Actas IX - Asociación Cervantistas, available at:

https://cvc.cervantes.es/literatura/cervantistas/colo quios/cl_xi/cl_xi_37.pdf (Accessed 10 April 2021). (In Spanish)

Конфликты интересов: у автора нет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Меньшакова Надежда Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Nadezhda Nikolaevna Menshakova, PhD in Philology, Associate Professor, Perm State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.