ческий характер. Он обогащает наше с которыми был связан для Пушкина тов его жизни.8
представление о памятных местах, один из самых волнующих момен-
Б. А. Протоклитов
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Есть ли возможность понять, почему возник вдруг в рукописях Пушкина через три года после его путешествия по Черному морю рисунок этой надводной скалы?
Находится он на полях строфы ХЬУ1 первой главы «Евгения Онегина»:
Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней: Тому уж нет очарований, Того змия воспоминаний, Того раскаянье грызет. Все это часто придает Большую прелесть разговору. Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору, И к шутке, с желчью пополам, И злости мрачных эпиграмм.
(VI, 24)
Черновик мало чем отличается от окончательного текста строфы.
Как видим, с текстом рисунок не связан. Мне представляется, что он был вызван оживлением воспоминаний о морском плавании и, возможно, о совместном с М. Н. Раевской созерцании этого феномена природы в связи с приездом последней в Одессу в октябре 1823 г.1 Тогда же появляются и новые портреты М. Н. Раевской в рисунках Пушкина, который увидел ее уже не угловатым подростком, а расцветшей девушкой.2
Т. Г. Цявловская
8 Совсем недавно в одной из краеведческих книжек, посвященных пребыванию Пушкина в Крыму, воспроизведен рисунок «Золотые ворота Ка-радага» (Выгон М. Пушкин в Крыму. Симферополь, 1974, с. 25), но в таком мелком масштабе, что он не передает впечатления от артистического рисунка Пушкина. В книге В. П. Купченко и Н. П. Орлова «Планерское— Коктебель» (Симферополь, 1975) также воспроизводится рисунок Пушкина и дается современная фотография «Золотых ворот Карадага».
1 См.: Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, т. I. М., 1951, с. 411—412, 770.
2 См. воспроизведения их при статье Т. Г. Цявловской «Мария Волконская и Пушкин. (Новые материалы)» в альманахе «Прометей» (т. I, М.т 1966, с. 56—59 и 419).
lib.pushkinskijdom.ru