Научная статья на тему 'Послесловесное читателя и автора: виртуальный (возможный) субъект (на материале новейшей поэзии)'

Послесловесное читателя и автора: виртуальный (возможный) субъект (на материале новейшей поэзии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕСЛОВЕСНОЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ (ВОЗМОЖНЫЙ) СУБЪЕКТ / VIRTUAL (POSSIBLE) SUBJECT / РЕЦЕПЦИЯ / RECEPTION / POSTVERBALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зейферт Елена Ивановна

Статья заявляет об исследовании виртуального (возможного) субъекта в контексте послесловесного и типологии этого субъекта. Рождающиеся в послесловесном субъект и объект правомерно назвать виртуальными или возможными. Участие автора в создании послесловесного не может быть императивным. Назовем его активным, умеренным и деликатным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postverbal by reader and author. The virtual (possible) subject (based on the modern poetry)

The article is about a study of the virtual (possible) of subject in the context of the postverbality and typology of that subject. The subject and object being born in the post-verbality are rightfully called the virtual or possible. The author’s participation in creating postverbality may not be mandatory. Let’s call it active, moderate and delicate.

Текст научной работы на тему «Послесловесное читателя и автора: виртуальный (возможный) субъект (на материале новейшей поэзии)»

УДК 82.0-14

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-2-239-249

Е.И. Зейферт

Послесловесное читателя и автора: виртуальный (возможный) субъект (на материале новейшей поэзии)

Статья заявляет об исследовании виртуального (возможного) субъекта в контексте послесловесного и типологии этого субъекта. Рождающиеся в послесловесном субъект и объект правомерно назвать виртуальными или возможными. Участие автора в создании послесловесного не может быть императивным. Назовем его активным, умеренным и деликатным.

Ключевые слова: послесловесное, виртуальный (возможный) субъект, рецепция.

У автора статьи вызвало интерес рождение субъекта в лирическом стихотворении на послесловесной фазе его создания. Исследование предпринято на материале поэзии Алексея Парщи-кова, Владимира Аристова, Виталия Кальпиди, Алексея Александрова и других поэтов.

Процесс создания художественного произведения неизменно переживает три стадии: молчание (дословесная фаза) - говорение (словесная фаза) - молчание (послесловесная фаза). На первой стадии молчит, настаивается «дословесное», на второй - словами вычерпывается рожденное на дословесной фазе произведение, на третьей - красноречиво молчит «послесловесное», не сказанное автором и воображаемое читателем. Третья стадия, как и обе другие, принадлежит не только читателю, но и автору, ибо несказанные слова не менее важны, чем проговоренные. Этапы «молчание - говорение - молчание» линейны в первой паре (дословесное молчание - говорение), а во второй связке (говорение - послесловесное молчание) то линейны, то параллельны. Вся триада одновременно спиралевидна, движется по диалектическому закону отрицания

© Зейферт Е.И., 2018

отрицания: тезис - дословесное молчание; антитезис - говорение; синтез - послесловесное молчание.

Высокохудожественное произведение всегда сохраняет просвет, водоворот для читательского сотворчества. Одаренный писатель с ювелирной точностью осознает чувство точки, после которого уже не допускает в произведение слов, заботясь о читателе как о соавторе. Послесловесное молчание важно не только в финале текста, но на любом его участке. Принимая во внимание объемность (многомерность) литературного произведения, понятия «начало» и «финал» лучше применять по отношению к тексту, словесному наполнению произведения, а не к произведению целиком. Все высокохудожественное произведение отличается объемностью, которая создается субъектно-объектными и пространственно-временными переходами, синтаксическим и графическим фасадом благодаря особому ритму читательской рецепции с ее отрезками на различных плоскостях, как в скульптуре1. В зависимости от места в тексте правомерно говорить о начальном (до первой строки), внутреннем (между первым и последним стихами в стихотворении и первым и последним абзацами в прозе) и концевом (финальном) послесловесном (после последней строки), но неправомерно говорить о начальном, внутреннем и концевом виртуальных (возможных) субъектах в произведении.

Послесловесное, принадлежащее читателю, ценно, продуктивно, уникально. Послесловесное, принадлежащее автору и выраженное словами, всегда избыточно и снижает художественную ценность произведения. Если авторское дословесное может быть явлено в слове и со знаком плюс и со знаком минус, то авторское послесловесное бывает в тексте только со знаком минус.

Для ясности дальнейшего изложения важно дать авторские определения категорий «дословесное», «послесловесное» и «внесловесное». Дословесное - категория мышления и интуитивного прозрения, используемая для характеристики свойств элементов литературного произведения, относящихся к стадии его создания до словесного воплощения (дословесной стадии) и возможному естественному или искусственному сохранению части из них в тексте. Послесловесное - категория мышления и интуитивного прозрения, используемая для характеристики свойств возможных элементов, возникающих в сознании автора и рецепции читателя на стадии создания произведения после его словесного воплощения (послесловесной стадии). Под внесловесным понимается категория мышления и интуитивного прозрения, используемая для характеристики свойств всех, кроме явленных в слове, элементов

литературного произведения, возникающих в сознании автора и рецепции читателя на словесной и послесловесной стадиях и создающих его объемность (многомерность). Эти категории являются когнитивными единицами, предназначенными для переноса знаний.

Виртуальный (возможный) субъект, бытующий в области послесловесного, может быть сформирован лексически на словесной стадии создания стихотворения. Интересно увидеть это на примере стихотворения Владимира Аристова «...где-то под аркой тогда - ,..»2.

Авторское посвящение «памяти Алеши» указывает на реальный адресат стихотворения - Алексея Парщикова. Лирическое «ты» здесь и живой, и уже ушедший человек одновременно. Две его ипостаси, «ты» живой и «ты» умерший, прочерчены, на беглый взгляд, четко: композиционно, до строки «теперь ты ушел - и я знаю» изображен живой человек, а после этой строки - он же ушедший.

Но это иллюзия. Многие слова одновременно принадлежат описанию живущего и умершего. Тема ниши, пустоты (уже в первой строке возникает арка - «где-то под аркой тогда», далее сразу «белая голубая ячейка-плитка», «рядом. от той отлетевшей плитки»), очевидно, указывает на мир отсутствия, «пустотный край», в который ушел лирический адресат. Но эти «арка», «ячейка», «плитка» - одновременно и координаты реального пространства, откуда лирический герой звонит другу-поэту. Он звонит «в комнату твою на высоте», что снова мерцает в сознании читателя: на небе? на высоком этаже? Звонит по телефону:

и неправдоподобное чудо автомат-телефон кажется он так назывался?

Обозначение «телефона-автомата» как «неправдоподобного чуда», странная «забывчивость» лирического субъекта и перестановка им слов («автомат-телефон») говорят о том, что лирический герой упоминает здесь не только недавнее прошлое, но и другую жизнь, связаться с которой по телефону - «неправдоподобное чудо». Во время реального звонка это иное пространство для снявшего трубку было еще в будущем. Но оно же и вечно, всегда сейчас и здесь. Пытаясь обозначить «тот свет», В. Аристов тут же заменяет его реальным пространством, даже называя это пространство, при всей своей нелюбви к именам3:

где-то под аркой тогда -открытой из поля в поле -названных Соловьиным проездом

После смерти лирического «ты» для лирического «я» «открыта книга», которую он подарил после реального звонка в день рождения адресату, но сам не успел прочитать. Она приравнивается жизни, в стихотворении обозначена как «Жизнеописание Аполлония».

теперь ты ушел - и я знаю

что книга открыта и мне

просто теперь я могу приподнять эти строки

полные тайн и чудес

Мерцание реального и воображаемого планов создает третью плоскость - лирический субъект проращивается в читательское послесловесное. На этой стадии стихотворения виртуальный (возможный) лирический герой - также и живой, и находящийся в мире отсутствия. Он и сам теперь может стать для третьего возможного субъекта лирическим адресатом, ибо ему открылось «все то, что хранили глаза твои на оборотной стороне взгляда» и собственный его взгляд может быть двусторонним. В финальной строке «Прикрывая глаза, я отчетливо вижу твой свет», неожиданно обретающей начальную заглавную букву и знаки препинания, возможно, намечена граница реального и иного пространств, расширяющихся благодаря ауре стихотворения.

Обратимся к случаю деликатного создания поэтом области по-слесловесного. Автор здесь не использует графические указания на незавершенность стихотворения, не создает инерционное ожидание (ритма, рифмы, метафоры и др.), сознательно прочерчивает начало и финал. Он не приглашает читателя в затекстовое пространство, но направленность в послесловесное все же ощущается. Уже при первом прочтении стихотворения Алексея Парщикова «Сила» обращаешь внимания на две его особенности - изображение одновременно внутреннего и внешнего и намеренный повтор слов и синтаксических единиц.

Встречная направленность процессов привычна для множественности ракурсов у Парщикова, хотя здесь вызывает особенный интерес. «Сила, которая в нас созревает и вне» рождается в погра-ничье жизни и смерти или внутри метафоры с ее столкновением тождественных объектов. Эта сила показана действующей снаружи и изнутри лирического субъекта, обращающегося к себе самому и другим людям. Она одновременно резонирует «бешенством передвижения... по телу, почти обращенному в газ, газу, почувствовавшему упор». Встреча лирического героя с этой энергией происходит в начале 5 строфы: «Ты узнал эту силу.» Далее следует разрыв

до тишины, собирание субъекта в пучок и снова разрыв. Таким образом, субъектными и лексическими средствами показано, что в послесловесную зону этого стихотворения выливается тишина, равноценная дословесной.

В это же послесловесное ведут и указанные выше повторы. Выделим курсивом повторы слов в строках:

одновременно: телу, почти обращенному в газ, одновременно: газу, почувствовавшему упор.

Это сила, которая в нас созревает и вне,

Созревает медведь и внезапно выходит к столу.

<...>

расходясь с этим миром, его проницая в пути, расходясь, например, словно радиоволны и нефть, проницая друг друга, касаясь едва и почти... 4

Ты узнал эту силу: последовал острый щелчок, -

и - еще раз щелчок! - и была тебе возвращена

Синтаксически гибкий Парщиков вдруг обращается к анафорическому «ты»:

Ты - прогноз этой силы, что выпросталась наобум, ты ловил ее фиброй своей и скелетом клац-клац, ты не видел ее

<...>

Ты узнал эту силу: последовал острый щелчок, -это полное разъединение и тишина, ты был тотчас рассеян и заново собран в пучок, и - еще раз щелчок! - и была тебе возвращена.

Автор также вызывает к жизни синтаксические параллелизмы и внутренние рифмы. Для чего поэту эти приемы, в его графике и синтаксисе здесь упругие, но все же столь редкие в его поэтике, способной выливать слова на местах, единственно им принадлежащих, вздымать горку языка графики над синтаксисом в его голосах?

На мой взгляд, повтор слов здесь создает эффект эха. Второе слово хочется произносить тише, чем первое. Слова отдаляются от реципиента, парадоксальным образом приближая к нему метафизический ландшафт. Они приближаются к дословесной тишине. К тому же, повторяясь, слово рвет терминологическую оболочку, освобождаясь от внутреннего предела и порожденной им «самосдерживающей остановки» (М. Хайдеггер5), делающей предмет сущим. Трогаясь с места, слово оставляет функцию стража границы.

Повторяясь парами (а порой контекстуальными тройками, если учесть внутреннюю рифму или словосочетания - синтаксические близнецы), слова превращаются в одно отраженное слово. К примеру, первое «одновременно» - это прямой звук, а второе «одновременно», оба «созревает» и все остальные лексические, синтаксические и фонетические повторы в стихотворении - отраженный звук от первичного слова. Благодаря этому эху субъект может слышать свою собственную речь как ряд следующих друг за другом повторов. В создании послесловесного в этом стихотворении играют роль ритм и паузы не между графическими и синтаксическими отрезками (как во многих других иначе нюансированных стихотворениях Парщикова, которые будут рассмотрены позже), а между обычными словами, ставшими отзвуками оклика тишины.

В послесловесном читателя ждет здесь возвращение к тишине, благому не-затемнению будущего языка, падению вверх. Парщи-ков на новом витке композиции соединяет послесловесное и до-словесное. Возможный субъект продолжает бытие в ауратическом метафизическом пространстве.

Стихотворение Виталия Кальпиди «Допустим, ты только что умер в прихожей...», на мой взгляд, делится на две части. Водораздел проходит по центральной, четвертой, строфе (все произведение состоит из 7 строф), причем «режется» первый стих: «.осталось немного. // Большая природа.» В первой части изображается живой и, возможно («допустим»), затем умирающий субъект (он же объект):

* * *

Допустим, ты только что умер в прихожей, и пыль от падения тела границ луча, что проник из-за шторы, не может достичь, но достигнет. Красиво, без птиц,

за окнами воздух стоит удивленный, захваченный взглядом твоим, что назад вернуться к тебе, отраженным от клена в окне, не успеет, и все-таки сжат

им воздух, но это недолго продлится: твое кареглазое зренье дрожать без тонкой почти золотой роговицы сумеет четыре мгновения - ждать

осталось немного6.

«Ты» здесь и субъект, и объект изображения, поскольку в первой части под «ты» можно подразумевать как самого говорящего, так и другого человека.

Во второй части показывается послесмертие героя, который, умерев, обретает статус другого (субъектно-объектный пучок «я-ты» расслаивается на «ты» и «я»), усиленный возникновением императивного «я», его собеседника, оставшегося в земной жизни:

// Большая природа глядит на добычу свою. Говорю: не медли у входа, не медли у входа, не бойся - ты будешь сегодня в раю.

И всем, кто остался, оттуда помочь ты сумеешь, допустим, не голосом, не рукой, и не знаком, и даже не почтой, которая ночью приходит во сне,

но чем-нибудь сможешь - я знаю наверно... Ты все-таки умер. И тайна твоя молчит над землею, да так откровенно, что жить начинает от страха земля:

и звезды шумят, как небесные травы, и вброд переходят свое молоко кормящие матери слева - направо, и детям за ними плывется легко7.

«Ты» изображен в тройном освещении - в состоянии жизни (пока лирическое «я» разрешает сослагательное наклонение), смерти (возможной и настоящей) и послесмертия как разных ипостасей

одного героя. Жизнь и возможная смерть протекают одновременно, реальная смерть отменяет жизнь героя уже с первой строки: при мерцании этих картин меняются границы зон словесного и внесло-весного. Ситуация его смерти обновляет и даже «начинает» жизнь на всей планете, над которой «молчит его тайна». Переход человека из жизни в смерть и жизнь после смерти может зачаровывать так же, как рождение, только если он был несущим свет.

Последний земной контакт «ты» в стихотворении Кальпиди -общение героя взглядом с кленом, воздухом и лучом. Это такие взаимоотношения, которые Гельдерлин в привычном для него противостоянии «нужда»/«освобождение» называл zarte Beziehungen (деликатные связи)8. Такие отношения не ограничиваются земными пределами нужды (Notdurft), а раскрывают бесконечный дух той области, которая стремится к диалогу с человеком, помогая преодолеть рамки нужды и выйти к освобождению (Befriedigung).

«Ты» после смерти наделяется здесь у Кальпиди, по уверенному убеждению лирического «я», возможностью помочь «оттуда» «всем, кто остался». Это способность человека как «просвета в бытии». Сознание интенционально (Гуссерль), для Хайдеггера структура бытия человека - это «забота»9. Благодаря людям, выступающим как «просветы в бытии», как «открытости», по Хайдеггеру, вещи переходят из сокрытости в явленность во всей полноте, естественно рождаясь в земном мире. «Просветы в бытии» способны проявлять сущностную заботу о других людях.

Во второй части лирическое «я», снимая условность ситуации, уверенно утверждает: «Ты все-таки умер». Императивность лирического субъекта и его обладание сокрытым знанием близки к божественной воле:

Говорю:

не медли у входа, не медли у входа, не бойся - ты будешь сегодня в раю10.

Такая его убежденность позволяет и в послесловесном пространстве наделить умершего и попавшего в рай «ты» увиденной мистическим «я» способностью вселенской эмпатии и прогнозировать вероятность их общения. Возможный (виртуальный) субъект продолжает диалог с лирическим адресатом.

В поэзии Алексея Александрова встречаются как явные, так и неявные маркеры читательского послесловесного. Так, в стихотворении «Дом полон призраков осенних.» послесловесный смысловой просвет открывается финальным многоточием, стоящим после прямо-

переходного глагола «сказать», намеренно оставленного без дополнения, но подготавливается «говорящими» («скрипят полы, поет окно») и беззвучными, но несущими месседж образами («включи без звука

старый телек»). Лирический герой призван вспоминать будущее.

* * *

Дом полон призраков осенних: Скрипят полы, поет окно. В начале августа спасенье Тебе мерещится одно.

Включи без звука старый телек, Там неохотно дождь идет, И Спаса три на самом деле -Орехи, яблоко и мед.

Пахнуло пригорелой кашей, Смотри в экран, закрыв глаза, И вспоминай, что было дальше, Как кто-то кашлянул, сказав...11

В другом случае Алексей Александров стимулирует воображение читателя создающими инерцию ожидания перечнями однородных членов («легко на сердце, мутно на душе», «земля, огонь, ваш-бродь», «думы о богах, вода, крупа»), в том числе синтаксически похожих, но семантически различных словосочетаний («солдату в берцах, птице в облаках»):

Клуб анонимных грузчиков уже Готовится. От песни (подчеркнуть) Легко на сердце, мутно на душе, И скатертью лежит обратный путь.

Сержанту в берцах, птице в облаках Достанутся земля, огонь, вашбродь, Тяжелые, как думы о богах, Вода, крупа и (лишнее убрать)12. («КамАЗы-альбиносы бороздят...»)

Обратим внимание на прямой диалог автора с читателем у Алексея Александрова с помощью скобочных конструкций «(подчеркнуть)», «(лишнее убрать)», приглашающий реципиента к созданию

послесловесного. Общение с читателем усилено диссонансными рифмами, задерживающими на себе внимание.

Очевидно, что интерпретация послесловесного индивидуальна для каждого читателя и в большей степени свободна, чем интерпретация текста художественного произведения. Если по-слесловесное прописано в тексте, значит, автор допустил поэтическое многословие, избыточность и лишил читателя возможного сотворчества. Поэт стимулирует рождение послесловесного ритмическими, лексическими, графическими, интонационно-синтаксическими и другими художественными средствами. Он может подчеркивать свое стремление активизировать сотворчество читателя или, наоборот, скрывать эту интенцию, но глубина и проникновение читательского послесловесного от этого не зависят, они напрямую зависят от ауратичности произведения. Однако обнажение приема позволяет расширить круг читателей, реагирующих на послесловесное.

Бытование виртуального (возможного) субъекта в послесло-весном пространстве, возникающем в читательской рецепции, различно: либо виртуальный (возможный) субъект получает дальнейшее развитие, вырастая из субъекта, заявленного в художественной реальности, либо рождается новый субъект, либо происходит расслоение или собирание в пучок различных субъектов, намеченных или прямо заявленных в тексте. Виртуальный (возможный) субъект рождается в зоне внесловесного, соединяясь с текстуальными элементами. В основном он растет вверх, по нарастающей, приближаясь к метафизическому континууму.

Явленность виртуального (возможного) субъекта в послесло-весном может быть активной, умеренной или деликатной, в зависимости от авторского намерения. Четкие критерии дифференциации активного, умеренного и деликатного участия автора в создании по-слесловесного еще находятся в разработке, но можно уже заявить о наблюдениях следующего характера. Об активном участии говорят прямые маркеры послесловесного, приемы, указывающие на фрагментарность: лексические указания на отрывочность, начальные и финальные холостые и неполные строки, графический эквивалент (пропуски текста, отточия), начальные и финальные многоточия и др. В случае умеренного участия задействованы только инерционные возможности ритмической, орнаментальной, стиховой структур, безусловно, при отсутствии лексических, графических и других маркеров отрывочности. При деликатном участии автор не создает инерционного ожидания повторов ритма, развития метафоры, а активизирует внутренние ресурсы произведения.

Примечания

1 Зейферт Е.И. Об объемности (многомерности) литературного произведения: Есть ли у произведения начало и финал // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение» 2017. № 2 (23). С. 7-18.

2 Аристов В. Имена и лица в метро. М.: Русский Гулливер, 2011. С. 67-68.

3 См. у Андрея Таврова: «.Аристов боится имен. Он избегает давать событиям или предметам правильные имена»: Тавров А. Пространство именования // Аристов В. Имена и лица в метро. С. 11.

4 Парщиков А. Дирижабли. М.: Время, 2014. С. 96.

5 Хайдеггер М. Введение в метафизику / Пер. Н.О. Гучинской. СПб: НОУ - Высшая религиозно-философская школа, 1998.

6 Кальпиди В.О. Стихи 1997-2011 гг. Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014. С. 30.

7 Там же. С. 30-31.

8 Hölderlin F. Uber Religion // SämtlicheWerke und Briefe. München, 1987. Bd. 1. S. 858-864.

9 Heidegger M. Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs. 3 Auflage. Klostermann, 1994. S. 311.

10 Там же. С. 31.

11 Текст цитируется по рукописи. Из архива Алексея Александрова.

12 Текст цитируется по рукописи. Из архива Алексея Александрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.