Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ'

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2617
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международный договор / Совет Европы / подписание / ратификация / денонсация / страны-участницы / договорно-правовые акты / Европейский Суд / последствия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарифуллин Р.Р., Аминов И.Р.

В данной научной работе рассмотрен процесс вступления России в Совет Европы, дана оценка 26-летнего сотрудничества между нашей страной и Советом Европы, высказано мнение автора о возможных правовых и экономических последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы. Актуальность исследования заключается в нахождении ответа на вопрос о возможности обращения в Европейский Суд по правам человека и применение различных договорно-правовых актов Совета Европы, судьба которых не определена, после исключения России из Совета Европы 16 марта 2022 г. Цель данной работы включает в себя следующие задачи: анализ юридических последствий исключения России из Совета Европы; предположение автора о судьбе различных конвенций и соглашений, подписанных и ратифицированных Россией в рамках сотрудничества с Советом Европы. Методология исследования представляет собой совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания: историко-правовой, формально-юридический, метод сравнения. В результате выявлено: во-первых, Россия после исключения из Совета Европы будет сохранять в бюджете приблизительно 45 млн евро в год; во-вторых, Россия перестанет быть стороной Конвенции о защите прав человека и основных свобод 16 сентября 2022 г., следовательно, Европейский Суд продолжит рассмотрение жалоб до этой даты; в-третьих, в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект № 124020-8, предусматривающий возможность неисполнения постановлений Европейского Суда после 16 марта. Автор приходит к выводу, что большая часть конвенций и соглашений, подписанных и ратифицированных Россией, будет применяться в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ»

ГАРИФУЛЛИН Руслан Рафаилович,

студент 1 курса Института права Башкирского государственного университета, е-mail: melsgarifullin@mail.ru

АМИНОВ Ильдар Ринатович,

кандидат юридических наук, доцент кафедрыгосударственного права Института права Башкирского государственного университета, е-mail: aminov76@mail.ru

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Аннотация. В данной научной работе рассмотрен процесс вступления России в Совет Европы, дана оценка 26-летнего сотрудничества между нашей страной и Советом Европы, высказано мнение автора о возможных правовых и экономических последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы. Актуальность исследования заключается в нахождении ответа на вопрос о возможности обращения в Европейский Суд по правам человека и применение различных договорно-правовых актов Совета Европы, судьба которых не определена, после исключения России из Совета Европы 16 марта 2022 г. Цель данной работы включает в себя следующие задачи: анализ юридических последствий исключения России из Совета Европы; предположение автора о судьбе различных конвенций и соглашений, подписанных и ратифицированных Россией в рамках сотрудничества с Советом Европы. Методология исследования представляет собой совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания: историко-правовой, формально-юридический, метод сравнения. В результате выявлено: во-первых, Россия после исключения из Совета Европы будет сохранять в бюджете приблизительно 45 млн евро в год; во-вторых, Россия перестанет быть стороной Конвенции о защите прав человека и основных свобод 16 сентября 2022 г., следовательно, Европейский Суд продолжит рассмотрение жалоб до этой даты; в-третьих, в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект № 124020-8, предусматривающий возможность неисполнения постановлений Европейского Суда после 16 марта. Автор приходит к выводу, что большая часть конвенций и соглашений, подписанных и ратифицированных Россией, будет применяться в Российской Федерации.

Ключевые слова: международный договор, Совет Европы, подписание, ратификация, денонсация, страны-участницы, договорно-правовые акты, Европейский Суд, последствия.

GARIFULLIN Ruslan Rafailovich,

1st year student of the Bashkir State University Institute of Law

AMINOV Ildar Rinatovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute of Law of the Bashkir State University, Department of State Law

CONSEQUENCES OF RUSSIA'S WITHDRAWAL FROM THE COUNCIL OF EUROPE

Annotation. This scientific paper examines the process of Russia's accession to the Council of Europe, assesses the 26-year cooperation between our country and the Council of Europe, and expressed the author's opinion on the possible legal and economic consequences of the termination of the Russian Federation's membership in the Council of Europe. The relevance of the study lies in finding an answer to the question of the possibility of applying to the European Court of Human Rights and applying various contractual legal acts of the Council of Europe, the fate of which is not determined, after Russia's exclusion from the Council of Europe on March 16, 2022. The purpose of this work includes the following tasks: analysis of the legal consequences of Russia's exclusion from

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-36-41 NIION: 2018-0076-5/22-656 MOSURED: 77/27-023-2022-5-855

the Council of Europe; the author's assumption about the fate of various conventions and agreements signed and ratified by Russia within the framework of cooperation with the Council of Europe. The research methodology is a set of general scientific and private scientific methods of cognition: historical-legal, formal-legal, comparison method. As a result, it was revealed: firstly, Russia, after being excluded from the Council of Europe, will save approximately 45 million euro per year in the budget; Secondly, Russia will cease to be a party to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms on September 16, 2022, therefore the European Court will continue to consider complaints until that date; thirdly, draft law No. 124020-8 is under consideration in the State Duma, which provides for the possibility of non-enforcement of judgments of the European Court after March 16. The author comes to the conclusion that most of the conventions and agreements signed and ratified by Russia will be applied in the Russian Federation.

Key words: international treaty, Council of Europe, signature, ratification, denunciation, participating countries, contractual legal acts, European Court of Justice, consequences.

Взаимодействие нашей страны с Советом Европы (СЕ) началось в 1970-е годы в области молодежной политики и по вопросам охраны природы. Большой импульс развитию двустороннего диалога и сотрудничества придало выступление Председателя Верховного Совета СССР М.С. Горбачева в парламентской ассамблее Совета Европы 6 июля 1989 г. Он изложил свое видение «общеевропейского дома», ставшее «предтечей» курса на вступление в Совет Европы. Советский лидер призвал к созданию в Европе «единого правового пространства». В последующем Верховный Совет СССР получил статус «специально приглашенного» парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), который позволял ему участвовать в сессиях Ассамблеи без права голоса. СССР присоединился к ряду конвенций Совета Европы, в частности Европейской культурной конвенции [1].

14 января 1992 г. парламенту Российской Федерации был выдан статус специально приглашенного члена парламентской ассамблеи Совета Европы. 7 мая 1992 г. Россия подала заявку на вступление в Совет Европы, а уже 25 июня того же года Кабинет Министров принял резолюцию 92 (27), в которой обратилась к парламентской ассамблее с просьбой подготовить заключение для вступления Российской Федерации по её заявке.

Со 2 февраля по 24 сентября 1995 г. процедура рассмотрения заявки была приостановлена из-за конфликта в Чечне. Рассмотрение заявки было продолжено с учётом поиска политического урегулирования конфликта и проведения расследований по фактам нарушения прав человека.

25 января 1996 г. парламентская ассамблея Совета Европы опубликовывает заключение № 193, в котором рекомендует Кабинету Министров пригласить Россию в Совет Европы при подписании и ратификации нашей страной ряда документов, а именно: 1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней №

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

1, № 2, № 4, № 6, № 7, № 11, признать право на подачу жалоб в Европейскую комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека.

2. Европейская Конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания.

3. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств.

4. Европейская хартия местного самоуправления и Хартия региональных языков и языков меньшинств.

5. Другие конвенции Совета Европы, касающиеся уголовно-правовой сферы.

6. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах [2].

21 февраля 1996 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О ратификации Российской Федерацией Устава Совета Европы», 23 февраля он был подписан Президентом РФ. 28 февраля 1996 г. Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы [1].

Резолюция 1277, принятая парламентской ассамблеей Совета Европы 23 апреля 2002 г., отметила несомненный прогресс в развитии правовой сферы, в частности ассамблея была удовлетворена выполнением резолюции 193 и ратификацией большей части конвенций. При этом Совет Европы выразил озабоченность недостаточный прогресс России в части выполнения определенных обязательств:

1. 15 февраля 2002 г. в Государственной Думе было поставлено на голосование обращение к Президенту с просьбой возобновить применение смертной казни. Поэтому Совет Европы обращается к властям с призывом отменить смертную казнь dejure (Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий отмену смертной казни в мирное время, был подписан Российской Федерацией, но не ратифицирован, из-за чего был

принят устный мораторий на отмену смертной казни).

2. Не была ратифицирована Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств (региональный диспаритет и потребности по части исполнения Хартии трудно согласуются в нашем многонациональном обществе) [3].

Сотрудничество Российской Федерации и Совета Европы можно назвать положительным, несмотря на периодические отстранения наших делегаций или критику стран - участниц организации за ущемление прав человека и прав сексуальных меньшинств, притеснение СМИ, войну в Чечне. Учитывая, что стороннему наблюдателю не всегда удаётся правильно оценить внутреннюю ситуацию в стране, настроение населения и его менталитет, конфронтация российских властей и различных органов Совета Европы была неизбежна. Ярким примером такого столкновения можно назвать доклад Йорана Линдбланда «Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма». Российские политики восприняли резолюцию как оскорбление в адрес страны, ведь таким образом докладчик пытался подвергнуть осуждению саму коммунистическую идеологию, а не преступления различных коммунистических режимов [4]. Так же стоит отметить Энергетическую хартию, которая была признана полностью недееспособной из-за кризиса с поставками газа в 2009 г. Она была признана вредной для России, вследствие чего наша страна отказалась её ратифицировать [5].

К положительным моментам сотрудничества можно отнести реформирование правовой системы нашего государства, особенно уголовно-правовой сферы и судопроизводства, построение новой системы местного самоуправления, вовлечение России в общеевропейские проблемы, такие как защита окружающей среды, гуманитарное сотрудничество, сохранение культурных ценностей и вопросы здравоохранения [6].

Отдельное внимание стоит уделить Европейскому Суду по правам человека. Прежде всего, следует отметить, что Европейский Суд не является вышестоящим по отношению к нашим судам, и он не может отменять судебные решения, вынесенные национальным судом. В ходе судебного разбирательства Европейский Суд определяет, были ли нарушены статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если Суд находит нарушения, то он присуждает по просьбе заявителя справедливую денежную компенсацию. Но Европейский Суд не имеет права самостоятельно принимать решение о компенсации, данным правом обладает лишь заяви-

тель. Помимо компенсации Суд может требовать применение общих и индивидуальных мер восстановления нарушенных прав. К общим мерам относится внесение изменений в законодательство, доведения до общего сведения решения Европейского Суда путем публикации. К индивидуальным - присуждение пенсии, освобождение из-под стражи и т.д.

Большую роль в совершенствовании нашего законодательства сыграли т.н. пилотные постановления. В данных постановлениях Европейский Суд определял основные проблемы в деятельности правовой системы государства, которые приводят к многократным и идентичным нарушениям прав. Примером такого пилотного постановления является дело «Бурдов против Российской Федерации № 2» от 15 января 2009 г. Россия была обязана в течение 6 месяцев со дня вступления пилотного постановления принять закон, обеспечивающий возмещение убытков вследствие неисполнения решения суда в разумный срок, после чего был принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [7].

Несмотря на то что Европейский Суд сыграл огромную роль в совершенствовании нашего законодательства, представители российской власти неоднократно называли его решения политизированными или предвзятыми. Неоднократно возникали претензии к полномочиям Европейского Суда. Так, в 2007 г. Валерий Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ, заявлял: «Европейский Суд, замещая все высшие судебные инстанции, выполняет роль национальной инстанции, что противоречит его природе и предназначению» [8]. Данные противоречия привели к внесению изменений в Закон о Конституционном Суде РФ Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ. Данные изменения позволили Конституционному Суду РФ полностью или частично не исполнять решение Европейского Суда, если его решения не соответствуют основам конституционного строя Российской Федерации.

25 февраля 2022 г. Комитет Министров Совета Европы на заседании № 1428ter принял решение лишить Россию право на представительство в Кабинете Министров и парламентской ассамблеи в соответствии со ст. № 3 Устава Совета Европы [9]. Министерство иностранных дел РФ 15 марта 2022 г. приняло решение о выходе из Совета Европы, вручив Генеральному секретарю уведомление о начале процесса выхода из Совета Европы, в соответствии со ст. 7 Устава Совета Европы [1]. 16 марта 2022 г. Коми-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

тетом Министров Совета Европы была принята резолюция CM/Res(2022)2, на основании которой Россия больше не является членом Совета Европы и стороной Конвенции [10]. 22 марта 2022 г. вышло постановление Европейского Суда по правам человека, в котором заявили, что Россия перестанет быть стороной Конвенции о защите прав человека и основных свобод 16 сентября 2022 г., все жалобы, поданные до этой даты, могут рассматриваться Европейским Судом [11]. На данный момент (6 июня 2022 г.) в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 124020-8, предусматривающий возможность неисполнения постановлений Европейского Суда после 16 марта, при этом постановления Суда, вынесенные до 16 марта, будут исполняться в обязательном порядке.

В схожей ситуации оказалась Греция в 1969 г. На тот момент в Греции был установлен режим военной диктатуры. 12 декабря она заявила о выходе из Совета Европы, денонсировав Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, воспользовавшись п. 1 ст. № 65 (сейчас это п. 1 ст. № 58). Несмотря на многочисленные нарушения Конвенции со стороны Греции, Совет Европы решил не использовать статью № 8, т.к. Греция сама заявила о выходе из Совета Европы. Впоследствии Греция вернулась в состав Совета Европы в 1974 г. [12].

Россия в рамках сотрудничества с Советом Европы ратифицировала 65 из 225 договорно-правовых документов. Ещё 14 протоколов и конвенций были подписаны и ожидали ратификации. Большая часть конвенций и соглашений предусматривали общую процедуру денонсации договорно-правовых документов. Данная процедура представляет собой уведомление Генерального секретаря Совета Европы о намерении денонсировать и истечение определенного срока с момента подачи данного уведомления. Возникает закономерный вопрос: надо ли России, исключенной из состава Совета Европы, уведомлять Генерального секретаря или можно прекратить исполнение договора в одностороннем порядке? Предусмотреть исключение какой-либо страны из Совета Европы и правовые последствия для ратифицированных договоров было практически невозможно, из-за чего отсутствуют какие-либо правовые нормы для регулирования таких ситуаций. Другая же часть вовсе не предусматривала возможность денонсации и в данном случае можно ссылаться на ст. 56 Венской конвенции о международных договорах, в которой говорится о невозможности денонсации международных договоров, не предусматривающих возможность приостановки или прекращения действия. Ссылаясь

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

на эту же конвенцию, можно предположить, что страны - участницы Совета Европы могут использовать ст. 60, которая даёт им право прекратить действие договора из-за существенного нарушения. Под существенным нарушением понимается отказ от договора или нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления данного договора. Стоит предположить, что распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» сыграет здесь большую роль, т.к. все страны из данного перечня входят в Совет Европы, следовательно, контакты с ними будут сильно ограничены. Возможна ссылка и на ст. 63, в которой говорится о возможности неисполнения договора после разрыва дипломатических отношений, если данные отношения необходимы для выполнения договора. Относительно подписанных, но не ратифицированных договоров, можно предположить, что данные договорно-правовые документы не могут прекратить свои полномочия из-за действий стран - участниц Совета Европы, т.к. они не породили никаких правовых последствий для этих сторон. Представители власти на своё усмотрение могут начать процедуру денонсации любого договорно-правового акта на основании ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Так как Россия больше не является членом Совета Европы, она перестает быть и Высокой Договаривающейся Стороной Конвенции, на основании п. 3 ст. 58 Конвенции, это касается и всех протоколов к ней, которые Россия подписала и ратифицировала. Сразу же появляется вопрос о возможности возобновления применения такого вида наказания, как смертная казнь. Пытаясь ответить на этот вопрос, мы пришли к выводу, что денонсация протокола № 6, который был подписан, но не ратифицирован, не приведёт к данным последствиям. Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1334-О-Р фактически отменила смертную казнь, т.к. из-за длительного моратория на применение смертной казни сложились устойчивые гарантии прав человека не быть подвергнутыми исключительной мере наказания.

Ежегодно Россия платила членские взносы в Совет Европы в размере более 30 млн евро.Евро-пейский Суд присуждал заявителям по жалобам против России ежегодно сумму в размере около 15 млн евро. Лишь в 2019 г. эта сумма превысила размер в 28.5 млн евро. Следует отметить, что

Россия исполняет решение лишь по четверти всех дел. После выхода из Совета Европы данная сумма будет оставаться в бюджете Российской Федерации [13].

Список литературы:

[1] Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы. URL: https:// coe.mid.ru/home_ru (дата обращения: 05.06.2022).

[2] Парламентская ассамблея Совета Евро-пы,заключение№ 193(1996)по заявке России на вступление в Совет Европы: [Электронный ресурс] / Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ document/90199660 (дата обращения: 02.06.2022).

[3] Парламентская ассамблея Совета Евро-пы,резолюция№ 1277 (2002)выполнение Российской Федерацией своих обязательств: [Электронный ресурс] / Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ document/90199677 (дата обращения: 02.06.2022).

[4] Парламентская ассамблея Совет Европы, резолюция№ 1481 (2006)0 необходимости осуждения международным сообществом преступлений тоталитарных коммунистических режимов // Официальный сайт Совета Европы // https://www. coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/[Russian_ documents]/[2006]/[Jan2006]/Res1481_rus.asp (дата обращения: 28.05.2022).

[5] Федяшин А. Никаких хартий. Только трубы! Одна, две, три.... / РИА «Новости» (11.08.2009) (дата обращения: 01.06.2022).

[6] Кирсанова К.А. Россия и Совет Европы: 20 лет вместе // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 2(63). - С. 21-32. - DOI 10.17803/1994-1471.2016.63.2.021-032. - EDN VUTHRZ (дата обращения: 01.06.2022).

[7] Пешперова И.Ю. Юридические последствия решений Европейского Суда по правам человека в Российской Федерации // Управленческое консультирование. - 2013. - № 9 (57). - С. 48-54. - EDN PRJIYN (дата обращения: 02.06.2022).

[8] Доступ россиян к Европейскому Суду хотят усложнить // Новая газ. - 2007. - 7 июля.

[9] CouncilofEuropesuspendsRussia'srightsofr epresentation // ОфициальныйсайтСоветаЕвропы // https://www.coe.int/en/web/portal/-/council-of-eu-rope-suspends-russia-s-rights-of-representation(да-таобращения: 05.06.2022).

[10] The Russian Federation is excluded from the Council of Europe // ОфициальныйсайтСоветаЕвропы // https://www.coe.int/en/web/portal/-/the-ru-

ssian-federation-is-excluded-from-the-council-of-еигоре(датаобращения: 05.06.2022).

[11 ] Russia ceases to be a Party to the European Convention on Human Rights on 16 September 2022 // ОфициальныйсайтСоветаЕвропы // https://www. coe.int/en/web/portal/-/russia-ceases-to-be-a-party-to-the-european-convention-of-human-rights-on-16-september-2022.(qaTa обращения: 05.06.2022).

[12] Анищик О. Ничье членство в Совете Европы никогда не приостанавливалось. URL: https://europeancourt.ru/2015/06/17/20701/(дата обращения: 04.06.2022).

[13] Budget // Официальный сайт Совета Европы // https://www.coe.int/en/web/about-us/ budget(дата обращения: 06.06.2022).

Spisok literatury:

[1] Postoyannoe predstavitel'stvo Rossijskoj Federacii pri Sovete Evropy. URL: https://coe.mid.ru/ home_ru (data obrashcheniya: 05.06.2022).

[2] Parlamentskaya assambleya Soveta Evropy, zaklyuchenie № 193(1996) po zayavke Rossii na vstuplenie v Sovet Evropy: [Elektronnyj resurs] / Ele-ktronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i norma-tivno-pravovoj informacii Konsorciuma «Kodeks». URL: https://docs.cntd.ru/document/90199660 (data obrashcheniya: 02.06.2022).

[3] Parlamentskaya assambleya Soveta Evropy, rezolyuciya № 1277 (2002) vypolnenie Rossijskoj Federaciej svoih obyazatel'stv: [Elektronnyj resurs] / Elektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i norma-tivno-pravovoj informacii Konsorciuma «Kodeks». URL: https://docs.cntd.ru/document/90199677 (data obrashcheniya: 02.06.2022).

[4] Parlamentskaya assambleya Sovet Evropy, rezolyuciya № 1481 (2006) O neobhodimosti osuzh-deniya mezhdunarodnym soobshchestvom prestu-plenij totalitarnyh kommunisticheskih rezhimov // Ofi-cial'nyj sajt Soveta Evropy // https://www.coe.int/T/r/ Parliamentary_Assembly/[Russian_documents]/ [2006]/[Jan2006]/Res1481_rus.asp (data obrashcheniya: 28.05.2022).

[5] Fedyashin A. Nikakih hartij. Tol'ko truby! Odna, dve, tri____/ RIA «Novosti»

(11.08.2009) (data obrashcheniya: 01.06.2022).

[6] Kirsanova K.A. Rossiya i Sovet Evropy: 20 let vmeste // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2016. - № 2(63). - S. 21-32. - DOI 10.17803/19941471.2016.63.2.021-032. - EDN VUTHRZ (data obrashcheniya: 01.06.2022).

[7] Peshperova I.YU. YUridicheskie posledst-viya reshenij Evropejskogo Suda po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2013. - № 9 (57). - S. 48-54. -EDN PRJIYN (data obrashcheniya: 02.06.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

[8] Dostup rossiyan k Evropejskomu Sudu hot-yat uslozhnit' // Novaya gaz. - 2007. - 7 iyulya.

[9] Council of Europe suspends Russia's rights of representation // Oficial'nyj sajt Soveta Evropy // https://www.coe.int/en/web/portal/-/council-of-eu-rope-suspends-russia-s-rights-of-representation (data obrashcheniya: 05.06.2022).

[10] The Russian Federation is excluded from the Council of Europe // Oficial'nyj sajt Soveta Evropy // https://www.coe.int/en/web/portal/-/the-russian-fed-eration-is-excluded-from-the-council-of-europe (data obrashcheniya: 05.06.2022).

[11] Russia ceases to be a Party to the European Convention on Human Rights on 16 September

2022 // Oficial'nyj sajt Soveta Evropy // https://www. coe.int/en/web/portal/-/russia-ceases-to-be-a-party-to-the-european-convention-of-hu-man-rights-on-16-september-2022. (data obrashcheniya: 05.06.2022).

[12] Anishchik O. Nich'e chlenstvo v Sovete Evropy nikogda ne priostanavlivalos'. URL: https:// europeancourt.ru/2015/06/17/20701/ (data obrashcheniya: 04.06.2022).

[13] Budget // Oficial'nyj sajt Soveta Evropy // https://www.coe.int/en/web/about-us/budget (data obrashcheniya: 06.06.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.