Научная статья на тему 'Последствия санкций ЕС для экономики РФ'

Последствия санкций ЕС для экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия санкций ЕС для экономики РФ»

Выпуск 36(52)

март 2015 г.

ма миропорядка рухнула, Европа оказалась предоставленной сама себе со всеми своими проблемами. Соединенные Штаты в свое время почти ушли с континента, и более того, их полноценное возвращение не в интересах Европы. Именно поэтому Германия вышла из своей зоны комфорта - роли сначала банкира Европы, а затем экономического менеджера, щедро оплаченной ею в кассу европейского интеграционного проекта, и взяла на себя функции континентального лидера, способного принимать и «продавливать» непопулярные решения на всех уровнях. А. Меркель вынуждена проводить достаточно жесткую внешнеполитическую линию и предпринимать не всегда популярные у европейских и американских «коллег» шаги, сознательно не замечая недовольство, порой очень бурное, которое вызывает в Европе и в мире императивная политика Германии в рамках стабилизации еврозоны и реагирования на вызовы безопасности. Федеральный канцлер пытается сохранить единство Европы в отношении Украины, исходя из единой системы ценностей и понимания непреложности решения конфликтов в правовых рамках.

От внешней политики марки Боннской республики через большую ответственность во внешней и оборонной политике Берлинской республики времен Г. Шрёдера Германия пришла сейчас к формуле Штайн-майера «германская внешняя политика действий». В условиях кризиса ей, наконец, позволили стать во главе «европейской колонны».

Воссоединение Крыма с Россией в результате референдума расценивается Соединенными Штатами и ЕС как политическое событие, которое привело к нарушению норм международного права, в частности 4-й статьи Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. Данная статья признает нерушимым принцип «территориальной целостности каждого из государств - участников»1 ОБСЕ.

По этой причине после официального включения Республики Крым в состав Российской Федерации (18 марта 2014 г.) ЕС объявил о введении так называемого первого пакета санкций. Санкции предусматривали запрет на въезд на территорию ЕС, замораживание банковских счетов и активов в ЕС тех официальных лиц, которые, по мнению руководства данной организации,

1 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный Акт. Хельсинки, 1975. С. 6. URL: http://www.osce.org/ru/mc/ 39505?download=true (дата обращения: 21.03.2015).

По Гамбургскому счету, мир уже почти год живет в условиях холодной войны, не объявленной официально, но разъедающей ядовитой коррозией систему международных отношений, разрушившей европейскую архитектуру безопасности, дестабилизировавшей финансовые рынки и экономики государств, вовлеченных в конфликт, вызвавшей рост националистических настроений на континенте, и самое главное, разрушающей существующие дискуссионные площадки и эффективные механизмы для реагирования на реальные множественные вызовы глобального характера, которые стоят перед лицом мирового сообщества. Германия сейчас находится в активном поиске новой стратегии действий, которая позволила бы ей вести за собой единую, внешнеполитически консолидированную Европу и на равных проводить переговоры с ведущими мировыми акторами с позиции силы (используя политические и экономические рычаги давления), но опираясь при этом на презумпцию верховенства международного права. Главный вызов для самой Германии в этом отношении - стать «Grossmacht», не вызывая при этом устойчивой ценностной ассоциации с «Supermacht» в европейском интеллектуальном дискурсе, не забывая о прошлом, жить реалиями XXI столетия, несмотря на то, что ни Европа, ни Россия пока не готовы предать германское прошлое забвению. Политическое лидерство Германии на данном этапе - это пока еще только успешная «миттельшпиль», середина шахматной партии, и только время покажет, сможет ли А. Меркель справиться с этим вызовом в долгосрочной перспективе.

были ответственны за «подрыв территориальной целостности Украины»2. Введение санкций уже в отношении российских финансовых, нефтяных и военно-промышленных компаний (второй пакет санкций) было связано с тем, что ЕС обвинил российскую сторону в причастности к крушению гражданского самолета Boeing 777 на территории Украины. Результатом действия уже данного пакета санкций стало ограничение доступа российских финансовых структур к рынкам капитала стран ЕС, создание барьеров для торгово-промышленного сотрудничества, разрыв ранее достигнутых договоренностей по реализации совместных российско-европейских проектов в сфере обороны и энергетики.

2 EU Sanctions against Russia over Ukraine crisis. URL: http://europa.eu/ newsroom/highlights/special-coverage/eu_sanctions/index_en.htm (дата обращения: 21.03.2015).

ПОСЛЕДСТВИЯ САНКЦИЙ ЕС ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Виктория Репникова,

аспирантка ИМЭМО РАН

март 2015 г.

Выпуск 36(52)

Такие действия европейских партнеров подтолкнули российскую сторону к введению ответных мер. 7 августа

2014 г. Россия ввела эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции из государств ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии1.

В настоящий момент американские и европейские санкции в отношении России действуют до 15 сентября

2015 г. На саммите ЕС, проходившем в Брюсселе 1920 марта, было принято решение о том, что действие санкций пока не будет продлеваться после 15 сентября 2015 г2. Это стало сигналом того, что, по мнению ЕС, Россия, как государство, заинтересованное в мирном разрешении конфликта, осуществляет необходимые меры в рамках Трехсторонней контактной группы для выполнения отдельных аспектов Минских договоренностей.

Даже с учетом того, что ЕС пока приостановил дальнейшее продление действия санкций, экономические ограничения со стороны европейских государств имели негативное воздействие на экономику нашей страны. В первую очередь под удар попала финансовая сфера. Центральным Банком РФ был зафиксирован самый масштабный годовой отток капитала из нашей страны за всю историю - 151,5 млрд долл. США3 (за 2014 г.). Данная цифра в 2,5 раза превысила показатели 2013 г. Для сравнения, в конце 2008 г., в период одного из самых серьезных экономических спадов в мировой экономике, отток капитала из России составил

133.6 млрд долл.4 Ситуация осложняется тем, что на 2015 г. специалисты прогнозируют увеличение объема капиталов, которые инвесторы будут выводить из России, - вплоть до 110 млрд долл.5

Девальвация российской национальной валюты более чем на 50% за период с сентября 2014 г. по февраль 2015 г. в том числе в результате падения цен на нефть, спровоцировала увеличение расходования золотовалютных резервов РФ. В дополнение к тому, что для сглаживания резких колебаний курса рубля ЦБ РФ осуществил валютные интервенции в общей сложности на 87,8 млрд долл.6, так и еще по причине сокращения объемов иностранной валюты в стране, наше государство вынуждено было расходовать золотовалютные резервы для покрытия своих расходов. В итоге в конце 2014 г. произошло их резкое сокращение - на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Данный показатель составил

356.7 млрд долл.7

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных социальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201408070021 (дата обращения: 19.03.2015).

2 EU agrees Russia sanctions to stay until Ukraine peace terms met. March 19, 2015. URL: http://www.reuters.com/article/2015/03/19/us-ukraine-crisis-eu-idUSKBN0MF1FF20150319 (дата обращения: 29.03.2015).

3 Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2005-2014 годах // http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/capital_new.htm (дата обращения: 20.03.2015).

4 Там же.

5 Доклад Банка России о денежно-кредитной политике. Март 2015 г. С. 51. // http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2015_01_ddcp.pdf (дата обращения: 19.03.2015).

6 Там же. С. 13.

7 Международные резервы Российской Федерации // http://www.

cbr.ru/hd_base/default.aspx?Prtid=mrrf_m (дата обращения: 29.03.2015).

Общее ухудшение экономической ситуации подогревается снижением кредитного рейтинга России целым рядом рейтинговых агентств - Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings - с «BBB-/A-3» (обязательства ниже среднего) до «BB+/B» (рискованные обязательства с чертами спекуляции)8. При этом прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации. Такие оценки в дополнительной степени делают обоснованными опасения инвесторов и провоцируют дальнейший вывод капитала за рубеж.

С учетом того, что РФ установила запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из государств - членов ЕС, участники европейского рынка несут определенные убытки. Но они мало сопоставимы с тем ущербом, который был нанесен российской экономике в результате действия санкций.

Причина состоит в том, что объем торговых отношений ЕС с Россий невысок и составляет лишь 7,3% всей внешней торговли ЕС9. (Данный показатель сопоставим с уровнем торгового оборота со Швейцарией.) Для России торговля с ЕС имеет совершенно иное значение - 45% внешней торговли РФ приходится на ЕС10.

Но существуют совместные проекты, отмена которых по инициативе ЕС нанесла существенный ущерб, как бюджету отдельных государств - членов ЕС, так и имиджу ЕС как надежного бизнес-партнера.

Самый масштабный проект - это строительство газопровода «Южный поток», который планировалось провести из России по дну Черного моря в болгарский порт Варну, откуда одна его ветка должны была пройти через Балканский полуостров в Италию, а вторая - в Австрию. Строительство «Южного потока» началось еще в 2012 г. и должно было завершиться в 2015 г. В его строительстве принимают участие такие гиганты энергетической промышленности, как Газпром, итальянская компания ENI, французская EDF и немецкая Wintershall (дочерняя компания BASF). Стоимость всего проекта оценивается в 23,5 млрд долл.

Отказ Болгарии от прокладки трубопровода по своей территории совпал с принятием 17 апреля 2014 г. Европейским парламентом резолюции, в которой было рекомендовано государствам - членам ЕС «отказаться от строительства Южного потока»11. Позиция Болгарии может привести к тому, что Россия будет иметь право потребовать от нее выплату неустойки в размере 800 млн евро. В дополнение к этому 1 декабря 2014 г. Россия подписала с Турцией меморандум о строительстве газопровода мощностью, сравнимой с «Южным потоком», а также о расширении газопровода «Голубой поток».

Переориентация намерений российского руководства, а также ощутимые финансовые потери, которые могут понести европейские энергетические компании в связи с блокировкой строительства «Южного потока», способствовали тому, что болгарская сторона существенно смягчила свою позицию. В январе 2014 г. премьер-министр

8 S&P понизило рейтинг РФ до спекулятивного уровня BB+. 26 января 2015 г. // http://tass.ru/ekonomika/1723344 (дата обращения: 20.03.2015).

9 EU-Russia Summit. Brussels. January 24, 2014 // http://europa.eu/ rapid/press-release_MEMO-14-58_en.htm (дата обращения: 1.04.2015).

10 Ibid.

11 Joint motion for a resolution. European Parliament. B8-00/204. P. 6. // http://www.euractiv.com/files/european_parliament_joint_motion_for_a_ resolution_on_ukraine.pdf (дата обращения: 29.03.2015).

Выпуск 36(52)

март 2015 г.

Болгарии Бойко Борисов заявил о том, что Болгария готова дать свое согласие на строительство газопровода задним числом1. С одной стороны, такое решение является попыткой Софии обезопасить себя от выплаты неустойки, а с другой - говорит о намерении ЕС возобновить проект. Причина, по которой Брюссель осуществляет давление на Болгарию по вопросу строительства «Южного потока», заключается в том, что ЕС хочет принудить Россию пойти на уступки в части выполнения условий «третьего энергопакета», который обязует российскую сторону отдавать независимым европейским компаниям до 50% мощностей будущей магистрали для прокачки их газа. Россия, не согласная с данным положением, со своей стороны пытается продемонстрировать ЕС, что в деле поставки российских энергоресурсов у него есть прямой конкурент в лице Турции.

Строительство «Южного потока» выгодно обеим сторонам. Для ЕС он имеет первоочередное значение, так как в проект вовлечены многие игроки энергетического сектора ЕС, в краткосрочной перспективе Украина не сможет стать стабильным транзитным партнером ЕС по причине продолжающейся гражданской войны, ЕС заинтересован в бесперебойных поставках энергоресурсов из России. Для России «Южный поток» позволит поставлять газ в обход ненадежных транзитных государств в лице Украины, обеспечив тем самым дополнительные финансовые выгоды (ненадобность оплачивать транзит). Плюс ко всему проект с ЕС уже прошел все необходимые согласования и находится на стадии реализации, в то время как с Турцией переговорный процесс необходимо запускать с нуля. В итоге можно ожидать, что реализация проекта «Южный поток» может быть возобновлена.

Второй знаковый проект - это строительство и поставка Францией российской стороне «Мистралей». В сентябре 2014 г. Франция по причине эскалации конфликта на Украине отказалась поставлять России верто-летоносцы. Общая сумма контракта составила 1,2 млрд евро. В настоящий момент за невыполнение условий соглашения Россия вправе потребовать неустойку от Франции в размере от 3 до 10 млрд евро2. РФ в данный момент занимается получением официального объяснения от французских партнеров о причинах невыполнения условий контракта, после чего намеревается подать в Арбитражный суд иск о взыскании неустойки с французской стороны.

Третий проект - это строительство современного военного учебного центра на территории России, который должен быть выполнен немецким «Рейнметаллом». По причине конфликта на Украине его реализация была заморожена. Это привело к финансовым потерям для Германии в размере 100 млн евро3.

Таким образом, решение ЕС о введении санкций способствовало полной отмене или заморозке реализации проектов, в первую очередь в области обороны и энергетики, в результате чего стороны понесли существенные финансовые потери. В большей степени от санк-ционной политики пострадала Россия, и в добавление к этому по прогнозам экспертов в краткосрочной перспективе российская экономика ощутит на себе следующие негативные тенденции:

1) снижение цены на нефть;

2) продолжение оттока капиталов из страны;

3) повышение инфляции до 20%;

4) падение ВВП (за период с 2015 по 2016 г. составит около 8-9%);

5) обострение проблемы внешних корпоративных долговых обязательств нашей страны по причине ограничения доступа для российских компаний на финансовые рынки.

По причине того, что ЕС связывает введение санкций в отношении РФ с состоянием вооруженного конфликта на территории Украины, РФ будет продолжать испытывать на себе экономическое давление вплоть до его деэскалации. Учитывая тот факт, что Россия не является стороной конфликта, данные санкции являются контрпродуктивными для поддержания партнерских отношений между Россией и ЕС. Для нашей страны такая политика европейцев дает стимул к тому, чтобы внимание в первую очередь было обращено на отрасли экономики, которые являются наиболее уязвимыми, и была произведена структурная перестройка экономической системы, необходимость которой назрела уже давно. В дополнение к этому Россия, как евразийская держава, должна диверсифицировать свои торговые связи и переориентировать свое внимание на государства, расположенные в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

1 Премьер Болгарии вновь высказался за реализацию проекта «Южный поток». 12 января 2015 // (дата обращения: 29.03.2015).

2 Франция может заплатить 10 млрд евро за неустойки за «Мистрали». 3 сентября 2014 // http://ria.ru/world/20140903/1022642360.html

(дата обращения: 19.03.2015).

3 Сделку сорвали санкции. 5 августа 2014 // http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=527305 (дата обращения: 20.03.2015).

Бюллетень публикуется ИНИОН РАН, Центром по изучению проблем европейской безопасности с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и необязательно совпадают с позицией ИНИОН РАН.

Редакционный совет:

Академик Ю.С. Пивоваров

Академик В.Г. Барановский

Генерал-майор в отставке В.З. Дворкин

Д.п.н. А.И. Никитин

К.и.н. А.В. Загорский

Главный редактор - к.и.н. Т.Г. Пархалина

Ответственный секретарь - Т.В. Арзаманова

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-2172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.