УДК 621.311:338.45
НГ. Любимова ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ
РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Аннотация. Потребление электроэнергии от единой энергетической системы России ежегодно падает, производство электроэнергии электростанциями промышленных организаций растет. Причиной этого является рост тарифов и особенно сетевых. Нужно обязать промышленные организации при строительстве собственных мощностей включать в затраты, или содержание резервов мощности, или затраты на содержание сети, к который присоединены собственные мощности промышленных организаций. Необходимо совершенствовать механизмы конкурентного рынка, разработать механизмы компенсации затрат на консервацию или вывод избыточных мощностей, снизить порог установленной мощности и ужесточить прочие условия, при которых мощность должна поставляться исключительно на оптовый рынок, продолжить открытие рынка для более мелких потребителей, активнее развивать электрические сети и расширять зоны свободного перетока.
Ключевые слова: единая энергетическая система, тарифы на электроэнергию, тарифы на услуги по передаче, собственные мощности потребителей.
NaMm Lyubimova EFFECTS OF DISTRIBUTED ENERGY
Annotation. Consumption of electricity from the grid unified energy system of Russia annually falls, own electricity power of industry organizations is growing. The reason for this is the increasing of the tariffs and especially the tarrifs of the network. In the cost of the construction of its own facilities the industrial organizations should include the cost of the content of the power reserves or the cost of maintaining the network, joined by own power industry organizations. It is necessary to improve the mechanisms of a competitive market, to develop mechanisms to compensate the costs of conservation or withdrawal of the excess capacity, lower the threshold of installed capacity and tighten the other conditions under which the electricity should be supplied only to the wholesale market, further opening up the wholesale market for smaller consumers, actively develop the electrical network and expand zone free flow.
Keywords: unified energy system, electricity tariffs, tariffs for transmission services, own power consumers.
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 г. доля распределенной энергетики в перспективе должна составить не менее 15 % установленной мощности [3].
Такое увеличение распределенной энергетики связывали с несколькими факторами:
- появлением на рынке маневренного импортного оборудования малой мощности, которое быстро окупается на рынке, при растущих тарифах, и срок строительства которых, составляет 2-3 гг.;
- увеличением доли пиковых нагрузок в графике нагрузок энергосистем;
- увеличением тарифов для конечных потребителей и, соответственно, стимулированием энергоемких потребителей к строительству собственных генерирующих мощностей;
- обязанностью нефтепромыслов утилизировать попутный газ и появлением классифицированных генерирующих мощностей на основе возобновляемых источников энергии.
Последние события свидетельствуют, что эти факторы могут привести к развалу «Единой энергетической системы России» («ЕЭС России»).
Во-первых, достаточно отметить, что выработка электроэнергии в «ЕЭС России» в 2013 г. по сравнению с 2012 г. сократилась на 0,8 %, электропотребление от энергосистемы составило 1 009,7
© Любимова Н.Г., 2015
млрд кВт-ч, что на 0,6 % меньше объема потребления 2012 г. Одной из основных причин снижения потребления электроэнергии в 2013 г. стало падение потребления организациями металлургической отрасли, в том числе алюминиевых заводов, чье потребление в 2013 г. упало на 5 млрд кВт-ч по сравнению с 2012 г. [6]. В свою очередь, снижение электропотребления организациями металлургического комплекса вызвано сокращением спроса на продукцию заводов за рубежом, развитием энергосбережения на самих заводах и строительством промышленными организациями собственных мощностей с последующим сокращением потребления электроэнергии от «ЕЭС России». За 2013 г. электростанции промышленных потребителей увеличили выработку электроэнергии по сравнению с 2012 г. на 54 млрд кВт-ч или на 4,5 %. Та же тенденция продолжилась и в 2014 г. При небольшом увеличении выработки электроэнергии в «ЕЭС России» в 2014 г. по сравнению с 2013 г. (рост на 0,1 %) электростанции промышленных организаций увеличили выработку еще на 4,1 % [7].
Отказ от услуг «Единой энергетической системы» и строительство собственных мощностей обеспечивает снижение среднеотпускного тарифа на электроэнергию промышленным организациям как минимум на сетевую и сбытовую составляющие, а, следовательно, ведет к сокращению тарифов, почти наполовину.
Учитывая повышенный износ (почти до 70 %) в электросетевом бизнесе и существенные потери электроэнергии в сетях, сетевые компании пытаются повысить энергетическую и экономическую эффективность за счет увеличения инвестиционных программ, которые после согласования с соответствующими федеральными органами или с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносятся в обоснование тарифов на услуги по передаче электроэнергии и, тем самым, существенно увеличивают тарифы конечных потребителей [2]. Доля сетевой составляющей в тарифах на электроэнергию конечных потребителей колеблется по регионам от 35 % до 60 % в зависимости от методов государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Соответственно, в регионах, где применяется метод доходности на инвестированный капитал, тарифы на услуги по передаче электроэнергии выше, а в регионах, где используется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки - ниже. Использование нового подхода к определению операционных (подконтрольных) расходов в сетевом бизнесе организаций, а именно применение метода сравнения с аналогом в отношении подконтрольных расходов и индекса эффективности затрат, приведет к сдерживанию этой составляющей тарифов на электроэнергию, но значительной корректировки тарифов на услуги по передаче электроэнергии вряд ли последует.
Сбытовая составляющая, хотя и выросла с 2012 г. с учетом перехода на расчет сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков для «прочих потребителей» методом доходности продаж, в целом составляет около 4 % среднеотпускного тарифа для конечных потребителей, поэтому существенно повлиять на решение потребителей строить собственные источники энергии не может. (Для сравнения: за рубежом сбытовая надбавка составляет 16-18 % тарифа на электроэнергию). Более того, у крупных энергоемких потребителей есть возможность заключать договора купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке напрямую с поставщиками, минуя сбытовые структуры. Аналогично сетям в отношении гарантирующего поставщика с 2016 г. будет применен метод сравнения с аналогом, т.е. сбытовая надбавка гарантирующего поставщика будет рассчитываться с учетом затрат эталонного сбыта. Это должно привести к повышению экономической эффективности деятельности и этих организаций и, следовательно, можно предположить к дальнейшему сокращению сбытовой надбавки.
Однако принимая решение о строительстве собственных мощностей и отказываясь от услуг по передаче электроэнергии по территориальным электрическим сетям, присоединение к сети остается, а, следовательно, остается и резервное питание. Очевидно, сохраняются и затраты на содержание сети, к которой присоединен потребитель, но в данном случае они перекладываются на остальных потребителей системы, которые по-прежнему потребляют электроэнергию от системы. В результате
для остальных потребителей тарифы продолжают расти, что стимулирует все большее число потребителей отказать от услуг «ЕЭС России» и построить собственные мощности. В этих условиях, может возникнуть ситуация, при которой все, кто сможет построить собственные мощности уйдут из «ЕЭС России», останутся мелкие потребители и население, для которых бремя покрытия всех затрат на техническое перевооружение «ЕЭС России» будет действительно непомерным.
Для сдерживания развала «ЕЭС России» необходимо ввести механизм, учитывающий при строительстве собственных мощностей, или затраты на содержание резервов мощности, которые сегодня включаются в затраты отдельной блок-станций, или затраты на содержание сети, к которой присоединены собственные мощности электростанций потребителей по ставке двухставочного тарифа на содержание сети. Тогда, будет достигнута сопоставимость затрат в случае питания от собственных источников и от «ЕЭС России», что может удержать некоторых потребителей от строител ь-ства собственных мощностей.
Во-вторых, нефтяные компании в соответствии с законодательством вынуждены строить генерирующие мощности для сжигания попутного газа у мест добычи, а, следовательно, без привязки к схемам развития электроэнергетики регионов, что, с одной стороны, ведет к повышению экономической эффективности деятельности нефтепромыслов, но с другой, увеличивает и без того избыточные мощности некоторых регионов зоны ответственности электростанций «ЕЭС России» [4, с. 25].
Та же ситуация с возобновляемыми источниками энергии, их строительство, особенно в европейской части, больше обусловлено возможностями строительства и защитой окружающей среды регионов, чем дефицитностью и оптимизацией энергетических балансов регионов и в целом «ЕЭС России».
Учитывая, что вся тепловая генерация приватизирована, генерирующие компании сами отвечают за развитие и состояние своих мощностей, исходя из коммерческой эффективности, а не народнохозяйственной. В этой связи только конкурентный рынок, как объективной механизм может определить: нужно строить новую генерацию или нет, а если строить, то какую? Однако сегодняшняя зарегулировать рынка (наличие договоров предоставления тепловой мощности, аналогичных договоров в отношении атомной, гидрогенерации и возобновляемых источников энергии, в том числе солнечной и ветрогенерации, а также «вынужденной» генерации с гарантиями государства загрузки и оплаты мощности) не способствует получению с рынка необходимых сигналов [1].
В этой связи необходимо совершенствовать механизмы конкурентного рынка и строго придерживать загрузки только конкурентоспособных мощностей, способных нести нагрузки в регионах, разработать механизмы компенсации затрат на консервацию или вывод избыточных мощностей, снизить порог установленной мощности и ужесточить прочие условия, при которых мощность должна поставляться исключительно на оптовый рынок, продолжить открытие рынка для более мелких потребителей, наконец, активнее развивать электрические сети и расширять зоны свободного перетока.
Кроме того, следует менять парадигму управления «ЕЭС России», в новых условиях необходимо менять функции системного оператора, он должен в большей мере заниматься обеспечением транспортировки энергии, а не оптимизацией загрузки станций «ЕЭС России». Учитывая опыт европейских стран, нам сегодня необходимы операторы электрических сетей, в функции которых входило бы обеспечение выполнения всех достигнутых на рынке соглашений между поставщиками и покупателями. Вот тогда начнется рыночная оптимизация мощностей, появится рынок системных услуг, возникнут промышленные кластеры с участием генераторов, «умные сети», «умные города и дома» технологической основой которых, может стать «ЕЭС России». Это и называется за рубежом «распределенная энергетика» [5].
Нельзя не сказать и о другой тенденции: сохранению «ЕЭС России» могут способствовать санкции, объявленные в отношении России и падение курса рубля. Поставки и техническое обслуживание энергетического оборудования, в основном импортного, обходиться очень дорого, а опыт ис-
пользования отечественного оборудования пока не утешителен, поэтому в настоящее время промышленные потребители будут сами отказываться от планов строительства собственных мощностей. Однако эта тенденция вряд ли сохраниться надолго, ибо научно-технический прогресс не остановить и в скором времени должно появиться отечественное импортозамещающее энергетическое оборудование.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010 Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности [Электронный ресурс]. - Режим доступ а: (http://www.rg.ru/2011/04/05/electro-dok.html) (Дата обращения 31.03.2015).
2. Постановление правительства № 442 от 4 мая 2012г О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online) (Дата обращения 31.03.2015)
3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/) (Дата обращения 31.03.2015).
4. Любимова, Н. Г. Определение понятия «распределенная энергетика» / Н. Г. Любимова // Вестник университета (ГУУ), 2014. № 5. С. 103-106.
5. Нефтегазовый комплекс: производство, экономика, управление: учебник для вузов / Под ред. В. Я. Афанасьева, Ю. Н. Линника. - М. : Экономика, 2014, - 717 c. ISBN 9785282033618.
6. Электропотребление в РФ за 2013 год // ЭНЕРГОНЬЮС (новости энергетики) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (http:/energo-news.ru/archives/115817) (Дата обращения 31.03.2015).
7. Электропотребление в РФ за 2014 год // ЭНЕРГОНЬЮС (новости энергетики) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (http:/energo-news.ru/archives/115817) (Дата обращения 31.03.2015).
УДК 338.45
Д-В- Меркулов АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией проектов модернизации российских нефтеперерабатывающих предприятий. Исследуются основные нормативные документы, регулирующие деятельность нефтеперерабатывающих предприятий в области качественных показателей выпускаемой продукции. Проводится анализ результатов завершенных программ модернизации нефтеперерабатывающих предприятий России и перспективных проектов в ввиду современной экономической и политической ситуации в стране и мире. Рассматриваются структура производимой продукции и ее качественные характеристики. Делаются выводы о результатах процессов модернизации нефтеперерабатывающих заводов и возможных перспективах реализации планов по реконструкции предприятий. Ключевые слова: нефтепереработка, нормативные документы, модернизация, качество продукции, структура продукции.
Dmttriy MerMov ANALYSIS OF RESULTS OF MODERNIZATION
PROJECTS THE OIL REFINERIES IN RUSSIA
Annotation. The questions about implementation of projects of modernization Russian refineries are considered. The federal laws regulating the oil refineries in the field of quality indicators of products are investigated. The analysis of results complete programs of modernization oil refineries and perspective projects in economic and political situation in the country and the world is carried out. The structure of the made production and its qualitative characteristics are considered. Conclusions about results of processes of modernization oil refineries and possible prospects of implementation ofplans for reconstruction of the enterprises are drawn.
Keywords: oil refinery, modernization, federal laws, product quality, structure of the made production.
На протяжении последних семи лет в России активно ведется работа по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Практически все крупные нефтяные компании осуществляют программы по модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей.
Толчком к началу активной модернизации стало принятие Правительством Российской Федерации постановления от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» [8].
Принятый Технический регламент стал одним из наиболее важных нормативных актов, призванных регулировать качественные характеристики целого ряда нефтепродуктов и, в первую очередь, моторных топлив. Целью принятия Технического регламента стало стремление руководства страны к законодательному стимулированию российских нефтяных компаний модернизировать свои нефтеперерабатывающие предприятия.
Этот документ устанавливал требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. Ввод в действие данного технического регламента обуславливал не-
© Меркулов Д.В., 2015