ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ СОУГО-19 ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ
ИНДУСТРИИ
1 2 3
Махошева М.Х. , Семенова А.И. , Тюбеева Ф.А.
1Махошева Марина Хамидовна - студент;
2Семенова Асият Ильясовна - студент;
3Тюбеева Фатима Абдуллаховна - студент, направление: туризм, Социально-гуманитарный институт Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Аннотация: в статье рассматриваются последствия пандемии COVЮ-19 для туристических секторов России. Проведена оценка возможного восстановления отрасли и необходимых для этого условий, с учетом последних тенденций в экономике и обществе.
Ключевые слова: коронавирус, пандемия, туристы, туризм.
В 2020 г. российская индустрия туризма столкнулась с серьезным вызовом в своем развитии - тяжелым кризисом, связанным со стремительным распространением нового вида коронавируса (COVID-19) по всей планете.
Стоит заметить, что человечество не в первый раз сталкивается с пандемией, при этом ранее арсенал средств для борьбы с вирусами был гораздо меньше. Принципиальным отличием текущей пандемии является одновременное возникновение так называемой «неинфекционной пандемии» («пандемии страха»), связанной со стремительным развитием информационных технологий и мгновенным распространением информации в современном мире.
Сложившаяся ситуация оказала существенное влияние на все сферы мирового хозяйства, но сильнее всего была затронута сфера культуры, развлечений и туризма.
В целом, закрытие международных границ могло бы привлечь внимание к отечественным курортам: Краснодарский край, Крым, побережье Балтийского моря. Однако вплоть до 1 июня ни один из отелей, пансионатов и иных средств размещения не мог принимать туристов. Потери гостиничного сектора за столь длительный простой составили свыше двухсот миллиардов рублей [7].
А что уже говорить о туристических компаниях? Если крупные туристические операторы имеют финансовую подушку безопасности, то мелкие туристические агентства вынуждены приостановить свою деятельность.
В настоящее время падение оборота сферы туризма достигло 95-100%, а объем недополученных доходов уже превысил 1,5 трлн рублей из-за ограничений, введенных в рамках борьбы с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 [7].
В эпицентре кризиса оказались объекты, требующие значительных регулярных капитальных вложений, в том числе гостиницы, конгресс-центры, пансионаты, дома отдыха, санатории, курорты, круизные суда.
Правительство Российской Федерации постепенно стало снимать контроль, разрешая на определенных условиях возвращаться к работе. Индустрия туризма начала понемногу оживать: открылись кафе и веранды уличного типа, гостиницы стали принимать первых туристов, открылись пляжи, возобновляется авиасообщение между российскими курортами в прежнем объеме.
Жизнь возвращается в прежнее русло. И, несмотря на то, что потери отечественного бизнеса велики, пандемия коронавируса дала толчок для развития внутреннего туризма.
В нынешних условиях первостепенной стала задача найти достойные выходы из кризиса, который, будет зависеть от эффективности мер государственной поддержки.
В нашей стране предприняты определенные меры по поддержки туристской отрасли. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин поручил Федеральной налоговой службе (ФНС) предоставить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов для туристических и авиакомпаний, пострадавших от последствий эпидемии коронавируса [6].
Туристические компании временно до конца года будут также освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности [6].
При всех отрицательных последствиях нынешнего кризиса важно отметить следующий важный момент: современная индустрия туризма давно находится в преддверии больших перемен. Ситуация, сложившаяся в результате пандемии скорее всего, только ускорит приближающуюся трансформацию. Так, например, актуальными станут тренды более активного внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности, а также экономики впечатлений.
Будут меняться инструменты удовлетворения потребностей туристов. При этом важно понимать, что сами потребности у них останутся прежними (потребности в передвижении, общении, новых эмоциях и знаниях и т.п.).
Возможно, относительно быстро после пандемии туристский рынок восстановится, поскольку людям будут нужны положительные эмоции. Способы дистанционной коммуникации онлайн станут обычным делом т.е. вероятно, что может измениться подход к жизни в целом. Сегмент цифровых проектов в туризме активизируется, что поможет формированию отложенного спроса и сработает тогда, когда будут сняты все ограничения с туристских поездок.
В последние годы действительно возрастает значимость использования электронных информационных систем и платформ на рынке туристских услуг.
В туризме тенденция цифровизации предполагает постепенную переориентацию всех участников рынка на сферу онлайн с соответствующей переориентацией финансовых потоков и созданием предпосылок для повышения прибыльности индустрии туризма.
В связи с этим в настоящее время перспективным направлением представляется разработка и продвижение цифровых продуктов как для традиционных, так и для новых туристских направлений.
Дистанционные обучающие программы для представителей турбизнеса стартовали в России. Также в нашей стране большой вклад в развитие цифровых туристских проектов вносят музеи, предлагающие онлайн-экскурсии. В начале весны стартовал проект Эрмитажа и компании Apple - пятичасовое путешествие по музею. Русский музей начал реализацию проекта «Искусство рядом». В столице музеи также перешли в онлайн-формат, предлагая посетить экспозиции дистанционно.
Стратегия развития туризма в России на период до 2035 года предполагает создание федерального центра маркетинговых компетенций, который может стать инициатором запуска национальной туристской системы на единой онлайн-площадке [4, c. 52].
В Стратегии предлагается широкий спектр решений, направленных на развитие цифровых технологий в российском туризме, в числе которых:
- внедрение и развитие мультиязычных информационных сервисов помощи туристам;
- разработка и реализация электронной туристской карты гостя и аналогичного мобильного приложения в городах и субъектах РФ;
- предоставление прозрачной электронной системы оценки качества предлагаемых туристских услуг;
- обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн-режиме;
- создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа;
- развитие системы открытых данных в сфере туризма;
25
- внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа этих данных;
- развитие сервисов онлайн-построения туристского маршрута с возможностью покупки билетов и бронирования гостиниц;
- создание электронной площадки для вовлечения самозанятых лиц в туристскую деятельность;
- разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видеогидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов [5, с. 20].
Таким образом, как показывает важной характеристикой туризма, является относительная устойчивость данного сектора в период экономических спадов и геополитической нестабильности и быстрое восстановление после этих и других видов кризисов.
Нынешний кризис в туризме, ставший следствием пандемии коронавируса, является беспрецедентным с точки зрения ожидаемых потерь и последствий. Прогнозы относительно последующего восстановления звучат самые разные. Чаще всего эксперты называют третий квартал 2020 года, часть экспертов предполагает, что выход из кризиса растянется на несколько лет.
На наш взгляд, к моменту открытия границ между странами и окончания пандемии в индустрии туризма накопится огромный спрос.
Первым ожидаемо будет восстанавливаться внутренний туризм. Однако, вероятнее всего, покупательская способность населения снизится, поэтому возрастет спрос на бюджетные туры по собственным странам. Для восстановления въездного туризма может понадобиться гораздо больше времени. В связи этим игрокам туристского рынка имеет смысл сконцентрировать свои усилия именно в сегменте внутренних путешествий, изучая и продвигая потенциально перспективные направления и разрабатывая новые предложения.
Список литературы
1. Карпова Г.А., Кучумов А.В. Перспективы развития туризма в России в условиях кризиса // Журнал правовых и экономических исследований, 2016. № 3. С. 136-141.
2. Мачалкин С.Е., Морева С.Н. Анализ динамики основных статистических показателей туристской отрасли в России // Социально - экономические явления и процессы, 2018. Т. 13. № 104. С. 130-134.
3. Мачалкин С.Е., Морева С.Н. Анализ динамики основных статистических показателей туристской отрасли в России // Социально-экономические явления и процессы, 2018 г. Т. 13 № 104. С. 130-134.
4. Морозова Н. С. Экономические аспекты управления туризмом в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Современные проблемы сервиса и туризма, 2009. № 2. С. 52-55.
5. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. № 3. С. 20-34.
6. Ростуризм разработал комплекс мер для спасения отрасли // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_16042020_3.stm/ (дата обращения: 11.06.2020).
7. Власова И. Беспрецедентный кризис: сколько потеряют гостиницы//газета.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ /2020/04/30.shtml/ (дата обращения: 11.06.2020).