Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАРШЕРИНГА'

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАРШЕРИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АГРЕГАТОР / АККАУНТ / НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / CAR SHARING / OFFENSES / AGGREGATOR / ACCOUNT / MISUSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярмонова Елена Николаевна, Югрина Софья Александровна

Статья посвящена проблемам правовой регламентации использования автотранспортных средств, полученных пользователями в краткосрочную аренду, каршеринг. Авторами указывается, какие правонарушения возникли в связи с появлением названной услуги. Приводятся доводы о том, что правила и условия оказания услуги требуют правовой определенности, поскольку несовершенство правового регулирования влечет за собой нарушение законных прав и интересов как граждан, пользующихся услугой, так и юридических лиц, агрегаторов, предоставляющих услугу. Также изучены основные причины и условия, влекущие правонарушения краткосрочной аренды транспортных средств гражданами. На базе полученных сведений внесены предложения по решению указанных проблем через усовершенствование действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ярмонова Елена Николаевна, Югрина Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF IMPERFECT LEGAL REGULATION OF SHORT-TERM CAR RENTALS

This article is devoted to the problems of legal regulation of the use of vehicles received by users for short-term rent (car sharing). The authors indicate which offenses occurred in connection with the appearance of the named service. It is argued that the terms and conditions of service provision require legal certainty, since imperfection of legal regulation entails violation of the legal rights and interests of both citizens using the service and legal entities (aggregators) providing the service. The main reasons and conditions that lead to violations of short-term rental of vehicles by citizens were also studied. Based on the information received, proposals were made to solve these problems by improving the current legislation.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАРШЕРИНГА»

УДК 34:34.07 DOI: 10.24151/2409-1073-2020-3-149-154

Последствия несовершенства правового регулирования каршеринга

Е. Н. Ярмонова1, С. А. Югрина1

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя yarelenan@yandex.ru

Статья посвящена проблемам правовой регламентации использования автотранспортных средств, полученных пользователями в краткосрочную аренду, каршеринг. Авторами указывается, какие правонарушения возникли в связи с появлением названной услуги. Приводятся доводы о том, что правила и условия оказания услуги требуют правовой определенности, поскольку несовершенство правового регулирования влечет за собой нарушение законных прав и интересов как граждан, пользующихся услугой, так и юридических лиц, агрегаторов, предоставляющих услугу. Также изучены основные причины и условия, влекущие правонарушения краткосрочной аренды транспортных средств гражданами. На базе полученных сведений внесены предложения по решению указанных проблем через усовершенствование действующего законодательства.

Ключевые слова: каршеринг; правонарушения; агрегатор; аккаунт; нецелевое использование.

Consequences of imperfect legal regulation of short-term car rentals

E. N. Yarmonova1, S. A. Yugrina1

1 Moscow University of MIA of Russia named after V. Ya. Kikot yarelenan@yandex.ru

This article is devoted to the problems of legal regulation of the use of vehicles received by users for short-term rent (car sharing). The authors indicate which offenses occurred in connection with the appearance of the named service. It is argued that the terms and conditions of service provision require legal certainty, since imperfection of legal regulation entails violation of the legal rights and interests of both citizens using the service and legal entities (aggregators) providing the service. The main reasons and conditions that lead to violations of short-term rental of vehicles by citizens were also studied. Based on the information received, proposals were made to solve these problems by improving the current legislation.

Keywords: car sharing; offenses; aggregator; account; misuse.

Научно-технический прогресс и новые технологии не только упрощают жизнь современного человека, позволяют ему создать новые средства заработка, но и способствуют возникновению новых схем совершения правонарушений. Так, например, развитие шеринговой экономики, суть которой заключается в совместном использовании

имущества, привело к созданию услуги кратковременной аренды автомобилей, а именно каршерингу.

Обобщив различные трактовки термина «каршеринг», можно отметить, что под данным понятием подразумевается вид краткосрочной аренды с поминутной или почасовой оплатой, когда одна из сторон не является

собственником автомобиля. Аренда осуществляется с помощью мобильного приложения или сайта агрегатора, в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Автомобили обычно используются для коротких поездок в пределах черты города. Данная услуга стала востребованной среди жителей мегаполисов и приезжих граждан. На основе анализа особенностей услуги можно выделить следующие положительные аспекты краткосрочной аренды. Во-первых, выгодность: не нужно тратиться на приобретение и обслуживание собственного автомобиля. Во-вторых, снятие напряженности пропускной способности дороги: по подсчетам специалистов, одной каршеринговой машиной в день может пользоваться до 15 человек. В-третьих, экономия времени: водитель сам определяет маршрут, сокращающий время, что гораздо быстрее, чем добираться до места назначения на такси или общественном транспорте.

История проката автомобилей насчитывает уже более ста лет. Эта услуга начала развиваться в начале ХХ века практически одновременно в США и Европе. На сегодняшний день каршеринг является неотъемлемой частью большинства крупных городов мира. Эта услуга доступна в России, Белоруссии, Италии, Германии, странах Евросоюза и США. В Российской Федерации услуга краткосрочной аренды автомобилей доступна более чем в 20 городах. На начало 2020 г. Москва стала мировым лидером по количеству автомобилей поминутной аренды.

Государство заинтересовано в развитии системы каршеринга, поэтому на уровне субъектов Российской Федерации данным компаниям оказывается поддержка. В частности, с 2015 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 32-ПП от 17 мая 2013 г. № 289-ПП, лицо, пользующееся услугой карше-ринга, не платит за размещение автомобиля на платной стоянке [2].

Однако у системы каршеринга имеются и слабые стороны. Во-первых, это невыгодность поездок на дальние расстояния: в рамках поминутной отплаты стоимость многочасового передвижения значительно возрастает и становится экономически затратной. Во-вторых, недостаточная техническая оснащенность арендованных автомобилей — отсутствие детского кресла для водителей с детьми. В-третьих, ограничения по перевозке животных. Для курящих граждан минусом поездок в арендованных автомобилях является запрет курения в салоне автомобиля.

С появлением каршеринга возник ряд связанных с ним правонарушений. Наиболее распространенным противоправным деянием с участием каршеринга является дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП). По словам заместителя руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Артура Шахбазяна за 2019 г. случаи ДТП с участием каршеринга увеличились на 242%1. Столкновения, в том числе специально организованные, наезды на пешеходов, на различные препятствия и укрепления — все это случается довольно часто. Чувство ответственности притупляется, подсознательно водитель относится к чужой машине более пренебрежительно, нежели к собственной, за которой он сам следит, ремонтирует, вкладывает время и средства.

Следует отметить, что все чаще происходят случаи ДТП с участием каршеринговых автомобилей, за рулем которых находится несовершеннолетние, или лица, не имеющие водительского удостоверения, или лишенные водительских прав. Во время научно-практической конференции в Научном центре безопасности дорожного движения МВД России эта тема была затронута заместителем начальника УГИБДД по Москве Алексеем Диокиным2.

1 МВД обнародовало статистику ДТП с участием автомобилей каршеринга за 2019 год. URL: https://tass.ru/ proisshestviya/6752962 (дата обращения 19.05.2020).

2 Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ НИЦ БДД МВД России). URL: https://xn—90aga7a7b.xn—b1aew.xn—p1ai/news/item/17318226/ (дата обращения 18.05.2020).

Сотрудники столичной Госавтоинспекции проводят рейды по проверке каршерин-гов. Так, только за июль и август 2019 г. среди проверенных автомобилей, а это более девяти тысяч, к административной ответственности за различные нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации привлечено 2783 водителя, из них: 60 — за управление без документов, предусмотренных ПДД РФ, 59 — за управление в состоянии опьянения или за отказ от медицинского освидетельствования, 21 — за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, и 10 — за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления3.

Примеров противоправного поведения, связанного с пользованием услугами карше-ринга, много. Так, в феврале 2020 г. широкий общественный резонанс был вызван поведением 25-летней москвички, которая, воспользовавшись услугами каршеринга, в состоянии алкогольного опьянения села за руль транспортного средства. Кроме того, в салоне автомашины, на момент ее задержания, находились двое ее малолетних детей. При этом действия правонарушителя были крайне неадекватными: сначала она покурила и выпила в салоне автомобиля, а затем решила посадить за руль своего маленького сына4. По результатам административного расследования девушка была лишена права на управление транспортными средствами. Этот пример ярко демонстрирует халатность в отношении услуги каршеринга, а также безответственность по отношению к другим участникам дорожного движения.

В это же время аренда авто стала «открытием» и для наркодилеров. За последний год увеличились случаи наркоторговли, связанные с каршерингом. Так как в услуге

проката автомобиля есть льготный период, в течение которого сохраняется доступ в салон, то сбытчик за имеющиеся 20 минут успевает спрятать наркотики в машине, после чего указывает ее место нахождение наркозависимому. Наркоторговцам выгодно, что в городе есть более 20 тысяч машин каршеринга, потому что чем больше машин, тем больше закладок возможно произвести. Данный способ заклада наркотических средств не привлекает внимания посторонних граждан и сотрудников полиции. В случае, если закладчик будет застигнут на месте совершения правонарушения, он сможет сказать, что наркотики принадлежат прежнему арендатору.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что прокат машин может повлечь неблагоприятные последствия для законопослушных граждан. Например, арендатор транспорта может попасть в такую неприятную ситуацию: в случае остановки сотрудником ГИБДД, в машине могут найти наркотики, оставленные в целях распространения другими пользователями, и привлечь водителя к административной ответственности за правонарушение, которого он не совершал.

Также среди противоправных действий с использованием каршеринга случаются кражи. По данным одной из крупных кар-шеринговых компаний ВеГкаСаг, чаще всего из машин пропадают коврики, аккумуляторы, магнитолы, щетки, стеклоомывающие жидкости и даже рули и сидения5.

Отдельно необходимо выделить и случаи разбойного нападения. По данным интернет-портала КЕКТСАЕиБ, клиенты карше-ринга сталкиваются со случаями разбоев6. Во-первых, арендуя машину в темное время суток, водитель может неожиданно обнаружить на заднем сидении злоумышленников.

3 Госавтоинспекции Москвы проводят работу по выявлению и пресечению правонарушений водителями каршеринговых автомобилей. URL: https://77.xn—blaew.xn—plai/news/item/18203549/ (дата обращения 18.05.2020).

4 Завершено расследование уголовного дела в отношении женщины.... URL: https://moscow.sledcom.ru/ news/item/1437323/ (дата обращения 19.05.2020)

5 Скрытые камеры и блокировка пользователей.... URL: https://www.m24.ru/articles/transport/24012019/154511 (дата обращения 16.05.2020).

6 Как бандиты осваивают каршеринг. URL:https://rentcarus.ru/kak-bandity-osvaivayut-karshering/ (дата обращения 19.05.2020).

Второй вариант нападения предполагает опущенное прежними арендаторами водительское сидение. Это вызывает затруднение при посадке, тем самым открывая возможность нападения извне.

Обратим внимание, что с большей частью противоправных деяний, которые были указаны выше, связаны фальшивые ак-каунты. Мошенники зарабатывают на продаже фейковых аккаунтов. В интернете существует немало сайтов, где их можно приобрести. Цены демократичны, потому такие аккаунты являются находкой для подростов, у которых еще нет прав; для лиц, которые лишены водительских удостоверений; а также для тех, кто нарушает ПДД и не хочет платить штрафы.

На данный момент езда по фальшивому аккаунту приравнивается к статье 159 УК РФ «Мошенничество» или к статье 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Выявляются фальшивые ак-каунты сотрудниками агрегатора на этапе его оформления или по косвенным признакам с помощью систем телематики и видеокамер. Также применяется программа скоринга, которая позволяет оценить все возможные риски аренды конкретным гражданином. Сотрудниками полиции такие аккаунты, как правило, выявляются уже после совершения правонарушения. Существенным недостатком является то, что проверка сотрудниками ГИБДД аккаунта в системе каршеринга не имеет под собой четко закрепленных правовых оснований. Главным руководящим документом при проверке документов лица, управляющего автомобилем, является приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора...». Внесение соответствующих изменений в законодательство с установлением порядка действий сотрудника полиции позволит

избежать большого количества правонарушений, связанных с незаконным управлением транспортным средством.

В научных работах высказываются мнения относительно неопределенности правовой природы договора каршеринга ввиду отсутствия специализированного законодательства. [4, с. 16] Отсюда вытекает такая проблема, как неоправданно завышенные штрафные санкции за нарушение договора, которые автоматически списываются со счета гражданина, без дифференциации в зависимости от обстоятельств произошедшего и реального ущерба, понесенного агре-гатором.

Одним из самых неприятных моментов, который может случиться с пользователем услуги каршеринга, является блокировка агрегатором его учетной записи (аккаунта). В качестве оснований могут являться: финансовая задолженность, нарушение правил дорожного движения, неосторожное обращение с автомобилем, управление машиной третьим лицом, выявление поддельных пользовательских данных и др. Эта мера воздействия является досудебной и осуществляется незамедлительно по факту выявленного нарушения. У автомобилистов появляется возможность отстоять свои права и дать соответствующие необходимые пояснения только после блокировки аккаунта7. В этой связи граждане со своей стороны пытаются найти пути обхода условий договора и снизить штрафные санкции или их избежать. Зачастую их действия относятся к неправовым и могут рассматриваться в качестве мошеннических схем.

Ситуация усложняется тем, что граждане, совершая административные правонарушения, оплачивают штрафы, начисленные на юридическое лицо, и, следовательно, их размер будет значительно выше, и правонарушение будет рассматриваться как повторное, без смягчения наказания, поскольку ранее агрегатор уже привлекался к административной ответственности за подобные нарушения. Основанием для оплаты

7 Каршеринг. Яндекс драйв. URL: https://ya-drive.com/baza/blokirovka-akkaunta/ (дата обращения 09.09.2020).

штрафа в таком порядке являются условия договора каршеринга. Правовое определение на федеральном уровне сущности каршеринга внесет окончательную ясность в данный вопрос.

Таким образом, мы проанализировали ряд проблем, возникших в результате эксплуатации услуги каршеринга и повлекших за собой образование новых нарушений. На основании изложенного полагаем необходимым законодательно урегулировать общественные отношения с участием кар-шеринговых компаний и установить их правовой статус и объем полномочий. В частности, определить порядок списания денежных средств агрегатором с банковских карт пользователей услуг (это особенно актуально в случаях повреждения автомобиля), выработать для агрегаторов единый подход к процедуре блокировки аккаунтов с учетом соблюдения законных прав граждан, разграничить ответственность физических и юридических лиц за нарушения правил дорожного движения. Для удобства правоприменения названные положения целесообразно систематизировать в едином нормативном правовом акте. Внесение правовой определенности позволит предупредить большинство нарушений прав и законных интересов сторон договора каршеринга и будет способствовать развитию данного экономического сегмента.

Литература:

1. Бубновская Т.А., Суворов Ю.Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // Юрист. 2018. № 7. С. 32—36.

2. О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 32-ПП, от 17 мая 2013 г. № 289-ПП: постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. № 523-ПП // mos.ru: официальный сайт Мэра Москвы. Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/386220 (дата обращения 10.09.2020).

3. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения

(Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 № 48459): приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (ред. от 21.12.2017) // Консультант Плюс: спра-вочн. правовая система. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ (дата обращения 10.09.2020).

4. Погодина И.В., Кирова И.О., Ионова А.В. Каршеринг: проблемы правового регулирования и правоприменения // Транспортное право. 2019. № 4. С. 15—18.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Консультант Плюс: справочн. правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106 99/ (дата обращения 10.09.2020).

Поступила 13.06.2020

Ярмонова Елена Николаевна — канд. юрид. Наук, доцент кафедры административной деятельности, ОВД Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (г. Москва, ул. Волгина, дом 12), yarelenan@yandex.ru

Югрина Софья Александровна — студентка института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (г. Москва, ул. Волгина, дом 12), sonya.yugrina@mail.ru

References

1. Bubnovskaja T.A., Suvorov Ju.B. K voprosu o karsheringe: pravovye aspekty [On the issue of car sharing: legal aspects] // Jurist. 2018. № 7. S. 32—36.

2. O vnesenii izmenenij v postanovlenija Pravitel'stva Moskvy ot 15 fevralja 2011 g. № 32-PP, ot 17 maja 2013 g. № 289-PP: postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 19 av-gusta 2015 g. № 523-PP // mos.ru: oficial'nyj sajt Mjera Moskvy. Rezhim dostupa: https://www.mos.ru/authority/ documents/doc/386220 (data obrashhenija 10.09.2020).

3. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolnenija Ministerstvom vnutrennih del Rossijskoj Feder-acii gosudarstvennoj funkcii po osushhestvleniju federal-'nogo gosudarstvennogo nadzora za sobljudeniem uchast-nikami dorozhnogo dvizhenija trebovanij zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 06.10.2017 № 48459): prikaz MVD Rossii ot 23 avgusta 2017 g. № 664 (red. ot 21.12.2017) // Konsul'tant Pljus: spravochn. pravo-vaja sistema. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_280037/ (data obrashhenija 10.09.2020).

4. Pogodina I.V., Kirova I.O., Ionova A.V. Karshering: problemy pravovogo regulirovanija i pravoprimenenija [CARSHARING: LEGAL REGULATION AND LAW ENFORCEMENT ISSUES] // Transportnoe pravo. 2019. № 4. S. 15—18.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ (red. ot 07.04.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.04.2020) // Konsul'tant Pljus: spravochn. pravo-vaja sistema. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashhenija 10.09.2020).

Submitted 13.06.2020

Yarmonova Elena Nikolaevna, candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative Activities, and Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia Federation named after V.Y. Kikot (Moscow, Volgina st., 12), yarelenan@yandex.ru

Yugrina Sofya Alexandrovna, undergraduate student, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia Federation named after V.Y. Kikot (Moscow, Volgina st., 12), sonya.yugrina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.