Финансовый кризис
ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ДЛЯ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
д. с. шведов,
аспирант кафедры международной экономики
[email protected] Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
В статье подчеркивается, что по-прежнему достаточно остра необходимость обобщения последствий мирового финансового кризиса и антикризисных мер, принимаемых в различных странах, включая Россию, и разработки новых механизмов восстановления рынка. Анализ последствий кризиса позволит оценить эффективность предпринятых шагов и станет основой для разработки новых механизмов подъема экономики.
Ключевые слова: финансовый кризис, меры, инновации, система.
Современная мировая экономика характеризуется усилением процессов интернационализации, начавшихся около 100 лет тому назад, и переходом их в стадию глобализации. В 1980—1990-е гг. сформировались новые принципы международного разделения труда, основанные не только на специализации по отраслям производства, но и на выпуске и поставке на мировой рынок компонентов и отдельных деталей. Стремительное развитие получили средства передачи информации. Все это стало основой для развития более активных процессов глобализации.
В процессе глобализации мировой экономики под влиянием современных технологий происходит изменение облика финансового рынка. Ныне для этого рынка характерны следующие особенности:
— распространение новых технологий: управление банковским счетом, электронные расчетные операции, электронная подпись, финансовые организации (биржи, банки);
— появление новых финансовых продуктов (услуг) на базе новых информационных технологий;
— новые методики сбора, хранения и аналитической обработки информации;
— повышение взаимосвязи финансовых рынков различных стран.
Эти особенности способствовали снижению независимости финансовых рынков различных стран, снижению их устойчивости в период неблагоприятной международной конъюнктуры.
В августе 2007 г. мировая финансовая система вошла в период турбулентности, которая началась со значительной потери ликвидности, вызванной огромным количеством неплатежей по американским ипотечным облигациям, и привела к существенным сбоям в различных сегментах финансового рынка по всему миру [5].
Нынешний кризис на мировом финансовом рынке, затронувший большинство отраслей экономики, получивший широкое распространение во всем мире, был вызван рядом факторов:
— перегрев в мировой экономике, вызванный бурным ростом за последнее десятилетие. Переход мировой экономики в убывающую стадию экономического цикла;
— активный глобальный рост международных денежных потоков без адекватной оценки рисков;
— сложный и слабо контролируемый характер мирового финансового рынка, виртуализация финансовых операций, непосредственно не связанных с процессом воспроизводства;
— высокий уровень глобализации и взаимной интеграции национальных финансовых рынков, способствующий скорейшему распространению финансового кризиса по всему миру.
финансы и кредит
75
Уже более двух лет мировая финансовая система находится в стадии коррекции, когда денежные и кредитные рынки страдают от неуверенности в действиях их участников.
Среди последствий финансового кризиса можно выделить предпринимаемые различными странами схожие меры по противодействию мировому финансовому кризису: государственная помощь банкам и предприятиям за счет бюджета, усиление международного и регионального сотрудничества, проведение регулирующих мероприятий на основе частно-государственного партнерства, пересмотр и ужесточение международных стандартов финансовой отчетности и риск-менеджмента, повышение эластичности и прозрачности рынков производных финансовых инструментов, пересмотр политики международных финансовых институтов, их ответственности и действий, восстановление хорошей репутации финансовых институтов, развитие честных отношений на финансовом рынке.
В результате финансового кризиса большинство финансовых институтов по-прежнему вынуждено функционировать в стрессовом состоянии. Несмотря на то, что достигнут существенный прогресс в идентификации и оценке причин, находящихся в эпицентре данных событий, по-прежнему остается неопределенность по поводу возможных потерь, которые понесут инвесторы и финансовые институты по всему миру.
Выделим основные последствия нынешнего финансового кризиса.
1. Нынешний финансово-экономический кризис получил распространение по всему миру и проявился в падении фондовых индексов ведущих стран от 40 до 70 % [3], банкротствах крупнейших банков и страховых компаний (там, где не было оказано должной государственной поддержки), сильнейшем колебании курсов основных мировых валют.
2. Прогнозы МВФ по росту мирового ВВП снижались в течение 2007—2008 гг. (с 3,7 до 0 %) по мере того, как все яснее становился тот факт, что мировой спад будет более долгим и глубоким. Восстановление после кризиса также обещает быть очень медленным.
3. Характерной чертой замедления экономического роста в условиях мирового финансового кризиса 2007—2009 гг. стало значительное снижение цен на энергоносители.
4. Несмотря на то, что власти большинства стран объединили усилия в борьбе с кризисом ликвидности по всему миру, на сегодняшний день
по-прежнему не выработан окончательный
план необходимых действий для преодоления
его последствий.
Проблемы, возникшие в финансовом секторе США, и последовавший мировой кризис ликвидности существенно отразились на состоянии российского фондового рынка, продемонстрировав высокую зависимость отечественной финансовой системы от мировой конъюнктуры. Сегодня на основе выводов, сделанных по итогам мирового финансового кризиса, повышается актуальность разработки скоординированной стратегии развития российского финансового рынка, повышения его устойчивости и независимости от возникающих на международном уровне кризисных явлений.
К последствиям мирового финансового кризиса в России относят вновь возникшие задачи по реализации дополнительных мер по стабилизации экономики и финансового рынка:
— разработка инфраструктурных проектов, обеспечивающих новые рабочие места, замещающих экспортный спрос;
— кредитование производственных предприятий с помощью государственной поддержки и гарантий. Несмотря на рискованность данных операций, это наиболее эффективный способ использования государственных финансовых резервов. Также требуется дальнейшее совершенствование методик управления риском;
— предотвращение спекулятивных операций на финансовом рынке, его стабилизация, снижение рисков и восстановление главной функции — стимулирования экономического развития;
— для поддержки развития корпоративного сектора помимо сокращения налога на прибыль рекомендуется ввести инвестиционную налоговую льготу. Целесообразно разработать дополнительный комплекс мер, направленных на снижение налогов на малый бизнес.
Для предотвращения подобных финансовых кризисов в будущем финансовые власти предпринимают различные меры по развитию российского финансового рынка. Звучат множественные предложения по его развитию и совершенствованию.
Например, ввиду сложившейся ситуации возникает вопрос о возможности создания государственно-общественного органа, функционирующего на основе самоокупаемости либо совместного финансирования деятельности государством и частными организациями. Это поможет сократить бюрократические процедуры, увеличить эффективность его деятельности и повысить общественный контроль.
Внедрение комплексного подхода к регулированию финансового рынка и создание благоприятных условий для перелива капитала между различными секторами экономики ставят вопрос об организации единого центра регулирования и надзора, создания специализированного органа, координирующего действия различных участников всех участков финансового рынка — мегарегулятора.
Единый регулирующий орган по финансовому рынку был создан в ряде стран: Великобритании, Японии, Корее, Исландии, Германии, Люксембурге, Австралии, Венгрии, Франции. США отказались от данной идеи и сохранили несколько органов управления финансовыми рынками, оставив принцип функционального регулирования.
Создание единого органа регулирования финансовых рынков является наиболее сложным способом реформирования регулирующих органов. Оптимальным моментом начала формирования института мегарегулятора является степень развития финансового рынка, когда услуги, предлагаемые его участниками, сближаются по своим характеристикам. Сегодня многие специалисты считают, что существующая структура органов регулирования и надзора еще не исчерпала своего потенциала, и предлагают продолжить совершенствование механизма разграничения полномочий между разными регулирующими органами.
Учитывая активное развитие финансового рынка в России и необходимость повышения его стабильности, целесообразно начать работу по формированию единого регулирующего органа. Возможно создание межведомственной комиссии, состоящей из представителей Минфина России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Банка России, задачей которой должна стать выработка мер по системному мониторингу российского финансового рынка и поддержанию его стабильности. Это может стать первым этапом создания в России института мегарегулятора.
Для повышения устойчивости российского финансового рынка и сглаживания последствий финансового кризиса целесообразно регулярно проводить мониторинг и корректировку существующих проблем и недостатков, совершенствовать структуру регулирования и развивать систему скоординированной работы всех сегментов этого рынка, способствующую повышению устойчивости. В международной практике проблемы финансового рынка, наблюдаемые в России (зависимость от притока иностранных инвестиций, рост внешнего корпоративного долга, сырьевая направленность
экономики) неизбежно приводят к падению ВВП, а также падению финансовых активов страны [2].
Актуальной задачей становится повышение роли финансового рынка в инновационном развитии экономики России по основным направлениям: стимулирование развития реального сектора, поиск инвестиционных ресурсов, внедрение инновационных продуктов, оптимизация институциональной и функциональной структуры финансовых рынков. Первостепенную роль в развитии финансового рынка играют инвестиции в инновационные технологии, обеспечивающие экономический рост. По мнению экспертов, увеличение доли инновационных инвестиций в ВВП на один процент позволяет обеспечить увеличение темпов экономического роста России на 5—6 процентных пунктов [4].
При переходе на инновационную модель социально-экономического развития России стоит задача разработки системной стратегии совершенствования и повышения конкурентоспособности национального финансового рынка не только по количественным, но и качественным показателям его деятельности. Это относится к проблеме повышения его емкости, глубины, активизации небанковских финансовых институтов и коллективных инвесторов. Особого внимания требуют модернизация сравнительно отсталой инфраструктуры финансового рынка, совершенствование государственного и рыночного регулирования, диверсификация инструментов и операций. При этом возможно использование мирового опыта формирования рыночного механизма эффективного перераспределения финансовых потоков в интересах инновационного социально-экономического развития страны и создания в России одного из мировых финансовых центров. Для осуществления этой задачи потребуется осуществить комплексный подход к разработке стратегии развития финансового рынка России, включая все его основные сегменты: фондовый, кредитный, валютный, страховой, а также рынка золота и других драгоценных металлов.
Для совершенствования российского финансового рынка полезным представляется внедрение успешно используемых в мировой практике финансовых продуктов (структурированных, возникающих при секьюритизации долга), инновационных схем обработки и хранения информации, клиринговых и платежных систем, систем управления рисками, интернет-банкинга, мобильного банка. Потребуется внедрение инструментов секьюрити-
зации, являющихся популярными инструментами риск-менеджмента и инвестирования в странах с развитой рыночной экономикой, позволяющих повысить уровень развития финансового рынка путем создания правового механизма финансового неттинга и совершенствования механизма залогов.
Следует отметить, что долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007—2030 гг. предусматривает необходимость развития новых инновационных отраслей экономики, а также отраслевых комплексов: топливно-энергетического, аграрно-промышленного, машиностроительного, комплекса конструкционных материалов и совершенствование финансово-кредитного обеспечения долгосрочного развития экономики.
Для развития финансового рынка и повышения его роли в инновационной экономике, что в условиях глобализации экономики представляется особенно актуальным, потребуется решить и фундаментальные правовые вопросы. Специалисты отмечают отставание нормативно-правового регулирования российского финансового рынка от практики развитых стран, в частности, по предотвращению ценовой манипуляции и распространения инсайдерской информации, в сферах осуществления сделок с производными финансовыми инструментами, налогового стимулирования притока капитала, секьюритизации банковских активов. Низкая инвестиционная активность связана с пробелами в нормативно-правовой базе.
Для повышения роли банков как главного участника финансового рынка в инновационном развитии банковской финансовой системы важно развивать партнерские долгосрочные инвестиционные отношения с клиентами с учетом мирового опыта. Банку следует выступать в качестве партнера по генерации инвестиционных идей и квалифицированного консультанта. Для этих целей в мировой практике при участии кредитных, клиентских и аналитических подразделений банка и соответствующей трансформации систем управленческого учета для корректного подсчета тарифов формируются индивидуальные проектные команды. Для снижения рисков работы с ненадежными клиентами целесообразно проработать базу для создания единого бюро кредитных историй. Для завоевания международных позиций российским банкам следует расширять сеть зарубежных подразделений. Так они получат возможность размещения части
активов за рубежом, что будет способствовать снижению трансакционных издержек и усилению защиты бизнеса, диверсификации банковских услуг и созданию продуктов долгосрочного характера.
В качестве обобщения выделим основные направления формирования российского финансового рынка [1, 4], являющиеся наиболее актуальными в посткризисный период:
— возрождение российской экономики по различным показателям: макроэкономические параметры, темп инфляции, стабильность цен, политическая стабильность;
— повышение конкурентоспособности национальных участников финансового рынка;
— создание благоприятных условий привлечения иностранного капитала;
— активное внедрение новых технологий;
— координация и повышение эффективности деятельности надзорных органов;
— развитие саморегулирования деятельности участников финансового рынка.
К приоритетным задачам развития финансового рынка России относится и стратегия создания в Москве мирового финансового центра.
Список литературы
1. Красавина Л. Н. Проблемы конкурентоспособности российского финансового рынка в условиях глобализации экономики: вопросы теории. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт. М.: Финансы и статистика. 2007.
2. Кризис в России возможен // Взгляд. 18.03.2008.
3. Миркин Я. М. Финансовый сектор России и противодействие кризису в посткризисный период. Лекция. М. 2009.
4. Российский финансовый рынок: проблемы повышения конкурентоспособности и роли в инновационном развитии экономики // Деньги и кредит. 2008. № 3.
5. The financial market crisis, uncertainty and policy responses. Speech by Mr José Manuel González-Páramo. Member of the Executive Board of the European Central Bank, at the IE Business School Annual Alumni Conference. Madrid. 21 November. 2008.