№ 2, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.
УДК 314.7
ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
CONSEQUENCES OF MIGRATION PROCESSES
В. Н. Родина
V. N. Rodina
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, последствия миграции, миграционная политика Key words: migration, migration processes, the impact of migration and immigration policy
В настоящее время для большинства регионов России актуальны проблемы, связанные с регулированием миграции, а именно, неконтролируемые потоки трудовой миграции, нелегальная миграция, отсутствие механизмов предоставления социальных льгот мигрантам и т. д. Наличие множества нерешенных вопросов предполагает корректировку реализуемой миграционной политики, учитывающей последствия миграционной политики для конкретной территории. В статье анализируются положительные и отрицательные последствия миграции.
Currently, the majority of Russian regions relevant issues related to the regulation of migration, namely, uncontrollable flows of labor migration, illegal migration and lack of social benefits for migrants, etc. The presence of many unresolved issues involves adjusting implemented migration policy that takes into account the effects of migration policy for a particular territory. The paper analyzes positive and negative effects of migration.
Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из индикаторов социально-экономического благосостояния общества [1]. Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы, с более высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями. По оценкам Росстата в различные формы миграции в мире ежегодно вовлечено около 2-3 % населения.
Рассматривая последствия миграционных процессов, следует отметить их неоднозначность. Одно и то же явление, вызванное миграцией, может быть оценено как положительное для принимающей стороны и одновременно отрицательное для отдающей стороны, полезно для отдельных мигрантов и негативно для страны-донора и т. д. Ниже приведены социально-экономические последствия для трех сторон миграционных процессов: отдающей стороны, принимающей стороны и населения, непосредственно участвующего в миграции (табл.).
Социально-экономические последствия миграции
Принимающая сторона (реципиент) Положительные последствия Отрицательные последствия
• Обеспечение трудодефицитных районов и отраслей трудовыми ресурсами • Для стран с низкой численностью и плотностью, сокращением населения — увеличение экономически активной части населения • Для предпринимателей — усиление конкуренции на рынке труда и, как следствие, увеличение качества трудовых ресурсов и снижение цены на труд • Отток денежных средств в форме переводов мигрантов • Для стран с высокой плотностью населения — демографические проблемы в виде перенаселения, высокого роста рождаемости среди мигрантов • Для наемных работников — снижение рыночной цены на труд, вытеснение местного населения с рабочих мест в отдельных сферах и отраслях • Необходимость дополнительных государственных мер для контроля нелегальной миграции • Трудности в адаптации мигрантов с другой культурой • Рост социальной напряженности и риск социальных конфликтов с участием мигрантов
Отдающая сторона (донор) • Снижение уровня безработицы • Повышение доходов населения за счет переводов мигрантов • Для стран с высокой численностью и плотностью населения — частичное решение демографической проблемы • Неполучение налоговых поступлений от доходов мигрантов • Для стран с низкой плотностью и численностью и отрицательной динамикой населения — рост демографических проблем (отток населения, дисбаланс в половозрастной структуре) • Отток квалифицированных трудовых ресурсов, «утечка умов» • Необходимость дополнительных мер государственной политики, направленной на удержание трудовых ресурсов
Мигранты • Получение более высоких доходов • Расширение возможностей самореализации • Получение нового личного и профессионального опыта • Временная или окончательная утрата привычной социальной среды • Необходимость адаптации к новым условиям жизни • Риск выхода за пределы правового поля
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014
В настоящее время широко распространен подход рассмотрения возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности территорий, охваченных миграционными потоками [2].
В целом, основными последствиями миграционных процессов на уровне общества и государства являются:
• изменение численности и половозрастной структуры населения;
• изменение состава населения по образовательному уровню, сферам деятельности и социальному статусу;
• изменение этнического состава населения, возможное возникновение религиозных и межэтнических конфликтов;
• снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения — деформация муниципальных и региональных рынков труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
• массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб [3].
Последствия миграции ставят перед органами государственного управления стран-доноров и реципиентов необходимость проведения определенной системы мер — миграционной политики, позволяющей использовать преимущества миграционных процессов, решать возникающие проблемы и минимизировать риски. К целям государственной миграционной политики относятся: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ. Для достижения обозначенных целей на всех уровнях власти используются механизмы реализации миграционной политики, такие как совершенствование правовой базы в области миграции, разработка и реализация федеральных и региональных миграционных программ, разработка мер по обустройству вынужденных мигрантов и другие.
Список литературы
1. Хайруллина Н. Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования / ХайруллинаН. Г. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2010. -№ 4. - С. 205-208.
2. Устинова О. В. Готовность населения противостоять коррупции в органах власти // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - Тюмень, 2011. -№ 2. - С. 42-46.
3. Хайруллина Н. Г., Воробьев Е. М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.-196 с.
Сведения об авторе
Родина Вера Николаевна, к. с. н., доцент кафедры «Менеджмент в отраслях топливно-энергетического комплекса», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)416369
Rodina V. N., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Management in FEC branches», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)41636
УДК 332
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
METHODICAL APPROACH TO THE OPTIMAL CHOICE OF THE REGIONAL DEVELOPMENT
А. Е. Сбитнев
A. E. Sbitnev
Ключевые слова: региональная целевая программа, цели, приоритеты, интервальная неопределенность Key words: regional target program, targets, priorities, interval uncertainty
Предлагается методический подход, позволяющий осуществить выбор оптимального варианта региональной целевой программы в ситуации интервальной неопределенности приоритетов программных целей. Практическая реализация разработанного подхода обеспечивает выполнение принципа инвариантности при обосновании оптимального управленческого решения за счет учета возможности изменения приоритетности целей программы.
The article suggests the methodical approach, which helps to make a decision about an optimal choice of the regional target program alternative in the conditions of the interval uncertainty of the program targets priorities. The practical implementation of the developed approach ensures a realization of the invariance principle at justifying the optimal management solutions thanks to taking into account the possibility of changing the priority of the program targets.
В настоящее время программно-целевой метод является одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования регионального развития. В связи с этим вопросы, связанные с выбором для реализации оптимальных вариантов региональных целевых программ (РЦП), приобретают все большую актуальность.