UDC 314.74
THE IMPACT OF TURKISH MIGRATION FLOWS ON THE GERMAN ECONOMY
УДК 314.74
ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННОГО ПОТОКА ТУРЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ
Решетникова Н. Н., Этоо Анге Анхел Кустодио Мича
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация Nata.dstu@yandex.ru etooangel@yahoo.es
В условиях глобализации мирохозяйственных связей, открытости национальных экономик и международного разделения труда проблема миграции остается актуальной и важной для сегодняшнего дня. Особое воздействие миграционные потоки оказывают на экономику принимающих стран. Авторы статьи изучают причины, воздействие и последствия миграционного потока турецкого населения для экономики Германии. Ключевые слова: миграционные потоки, миграционный кризис, инфляция,
безработица, глобализация.
Введение. В современном обществе миграционные потоки населения образуют комплекс социально-экономических, культурологических проблем. С одной стороны, здесь важны факт длительности и характер трудовых миграционных потоков, а также желание самих мигрантов вернуться обратно или остаться в принимающей стране. Напротив, страны, из которых наблюдалась миграция, надеялись на то, что уехавшие получат образование, приобретут опыт работы и вернутся на родину. Последние события в мире ясно показали, что проблема миграции затрагивает не только демографическую, социальную, расовую и этническую структуры отдельных стран, но и всю международную систему в целом. Миграционный кризис вызвал значительные изменения в международных отношениях [1].
После Второй мировой войны экономика Германии росла высокими темпами и нуждалась в дополнительных работниках, поэтому она воспользовалась официальной доктриной Организации экономического сотрудничества и развития и подписала договор с несколькими странами, включая Турцию (1961 г.), о привлечении рабочей силы. Цель данной статьи —проанализировать причины и последствия миграции в Германию турецкого населения.
Миграционный процесс в Германии. Турецкие мигранты в Германии не были высококвалифицированными работниками и выполняли работу за довольно низкую заработанную плату, что в значительной степени способствовало росту немецкой экономики. В это время миграционная политика Федеративной Республики Германии была очень мягкой и лояльной, мигранты, в том числе и из Турции, могли привезти в страну членов своих семей, которые получали пособия по безработице и другие преимущества, выделяемые из бюджета ФРГ. Статистические данные о количестве мигрантов Германии представлены в таблице 1.
Reshetnikova N. N., Etoo Ange Ankhel Kustodio Micha
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Nata.dstu@yandex.ru etooangel@yahoo.es
In the context of globalization of world economic relations, the openness of national economies and the international division of labor, the problem of migration remains relevant and important for the present day. Migration flows have a particular impact on the economies of host countries. The authors of the article study the causes, effects and consequences of the migration flow of the Turkish population for the German economy.
Keywords: migration flows, migration crisis, inflation, unemployment, globalization.
Количество мигрантов в Германии (1989-1998 гг.), % [2]
Таблица 1
Год В целом Гастарбайте-ры Италия Греция Испания Турция Португалия Югославия
1989 7,9 12,2 14,5 12,0 8,6 12,6 6,5 8,0
1990 7,2 10,9 12,5 10,2 7,3 10,3 5,5 6,6
1991 6,3 10,7 12,2 10,2 6,7 10 5,2 6,4
1992 6,6 12,2 13,9 12,3 8,2 12,2 6,4 7,7
1993 8,2 15,1 15,3 14,2 10,2 16,5 8,2 9,9
1994 9,2 16,2 16,6 16,3 11,9 19,6 10,7 10,9
1995 9,3 16,6 16,6 16,5 11,6 19,8 12 9,8
1996 10,1 18,9 18,1 17,7 11,8 21,9 13,5 10,4
1997 11,5 18,9 18,0 17,9 12,1 22,1 13,7 10,5
1998 11,3 18,8 18,1 17,7 11,9 22,3 13,5 10,5
В 1961 году было подписано соглашение между Турцией и Германией, в соответствии с которым ФРГ начала принимать дешевую рабочую силу [3]. То же самое было и в 2015 году, поскольку кризис беженцев в Европе начался в это время. Турецкие мигранты в Германии принадлежали к так называемым «черным воротникам» и выполняли работу за довольно низкую плату.
Несмотря на то, что деньги и пособия для них предоставлял бюджет Германии, правительство не видело в этом проблемы, поскольку экономические выгоды были значительно выше, чем затраты. Примечательно, что, если в 1973 году в Германию прибыло 867 тысяч турок, то в 1978 году в стране было зарегистрировала 1,2 миллиона граждан Турции, а в 1998 году их число достигло 2,1 миллиона. Турок в Германии больше, чем других иностранцев, количество их было самым большим в конце 1990-х годов [3]. По данным 2015 года, в Германии проживало около 3 миллионов мигрантов из Турции, а из них 1,5 миллиона были гражданами Турции.
Однако важен тот факт, что трудовые договоры с мигрантами заключались всего на один год, но люди не хотели возвращаться. А страны, из которых они приехали, надеялись, что те просто получат образование, приобретут опыт работы и вернутся к себе на родину. Таким образом, первоначально Германия принимала иностранных мигрантов в качестве дешевой рабочей силы на избыточные рабочие места [4].
Прошло время, изменилась экономическая ситуация, и среди мигрантов стала расти безработица, следовательно, снизились их экономические выгоды. Ранее прибывшие иностранные граждане больше способствовали экономическому росту, чем прибывающие позже. А изначально высокие темпы экономического роста уже нельзя было сохранить, особенно на фоне кризиса.
Возникает вопрос: какое влияние оказывают мигранты, получающие среднюю зарплату, на экономику Германии и на средний уровень заработной платы в стране?
Лопенхолц и Копп утверждают, что мигранты влияют на средней уровень заработанной платы в зависимости от конкурентной ситуации на рынке труда, т. е. последние являются или «наполнителями», или «заменителями» местных жителей [5].
Если мигранты являются «заменителями» местной рабочей силы, то есть работники с одинаковой квалификацией (в основном с низкими зарплатами), тогда приток таких мигрантов приведет к снижению заработной платы в принимающей стране. Но если дело касается
«наполнителя» рабочей силы с высокой квалификацией, то они приведут к повышению производительности труда и увеличению заработной платы (рис. 1).
Рис. 1. Рост уровня безработицы местного населения по отношению к мигрантам [2]
Последствия миграционного процесса для принимающей стороны. Мигранты получают различные виды пособий из государственного бюджета. Несмотря на то, что они платят налог на прибыль и акцизы, государство должно обеспечить их дополнительными социальными пособиями. Чтобы сделать ситуацию более ясной, можно обсудить результаты исследований 2001 года, проведенных Институтом экономических исследований (IfoInstitut, Germany). Сумма денег, переданных иностранцами, и сумма денег, полученных иностранцами, показывает, каковы финансовые последствия мигрантов для экономики принимающей страны [6]. Если рассмотреть суммы страхования здоровья, пенсий и безработицы, выданные мигрантам, финансирование трансферты и расходы на обслуживание за счет налогов для Западной Германии в 1997 году, будет получен отрицательный баланс в размере 726 евро на одного мигранта. Следует отметить, что эти данные зависят от продолжительности жизни в Германии. Чем больше мигрант живет в Германии, тем больше «перевешивают» с его стороны выплаченные платежи. Если он прожил менее 10 лет, отрицательное сальдо составляет приблизительно 2 368 евро, с 10 до 25 лет — до 1,331 на человека в год. Только в случае проведения в стране более 25 лет будет +854 евро [7]. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что вопрос о том, каким образом миграция воздействует на внутреннюю жизнь Германии, представляет собой очень серьезный конфликт интересов. Вместе с тем, немалое количество экспертов отмечает, что поток мигрирующих граждан будет только увеличиваться. Это связано с тем, что в мире сформировалась тяжелая и даже можно сказать нестабильная экономическая и политическая ситуация. Поэтому и Германия должна ужесточить меры контроля миграционной политики в целом.
Заключение. Рассмотрев экономические показатели Германии, которые и увеличились, и уменьшились в связи с мигрирующей частью населения из других стран, авторы предлагают следующие принципы для регулирования миграционной политики Германии:
— формирование защиты национального рынка труда от нелегальной рабочей силы из-за рубежа;
— введение основательных санкции для фирм и предприятий, которые нанимают мигрантов-нелегалов из-за границы;
— повышение качества контроля за нелегалами на границе.
L4QQ/J
Таким образом, можно сказать, что Германия всегда останется одним из центров притяжения мигрантов со всего мира, и поэтому необходимо вести миграционный контроль в стране, дабы избежать снижения экономических показателей и повышения социальной напряженности внутри страны.
Библиографический список
1. Решетникова, Н. Н. Экономическая безопасность в условиях санкционного давления западных стран: к вопросу о международном бизнес-взаимодействии / Н. Н. Решетникова // Общество, экономика, управление. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 38-43.
2. Statistisches Bundesamt [Электронный ресурс] / Destatis. — Режим доступа : https:// www.destatis.de (дата обращения : 02.09.2019).
3. Cohen, R. The new helots: migrants in the international division of labour. — 1987. — 290 р.
4. Магомедов, М. Г. Россия в системе международного бизнес-взаимодействия: к вопросу об экономической безопасности / М. Г. Магомедов, Н. Н. Решетникова // Финансовая экономика. — 2018. — № 5. — С. 1220-1223.
5. Hermann, H. Ausländer - Vom Gastarbeiter zum Wirtschaftsfaktor, Beiträge zur Gesellschaftsund Bildungspolitik. Institut der deutschen Wirtschaft Köln. — 1992 — Nr. 173.
6. Година, Е. А. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность и особенности / Е. А. Година, А. О. Кусая [Электронный ресурс] / Научный форум. — Режим доступа : https://nauchforum.ru/studconf/science/7/34141 (дата обращения : 21.11.2019).
7. Kahanec, M., Tosun, M.S. Political Economy of Immigration in Germany: Attitudes and Citizenship Aspirations!. International Migration Review. — 2009. — Vol. 43, iss. 2. — P. 263-291.