Научная статья на тему 'Последствия миграционного кризиса в европейском Союзе'

Последствия миграционного кризиса в европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1167
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ЕВРОПА / БЕЖЕНЦЫ / МИГРАНТЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION CRISIS / EUROPE / REFUGEES / MIGRANTS / EUROPEAN UNION / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Красовский А.

В статье анализируются угрозы, возникшие в европейских странах в результате миграционного кризиса. Исследованы факторы, негативно повлиявшие на миграционные процессы и обстановку в странах ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF THE MIGRATION CRISIS IN THE EUROPEAN UNION

The article analyzes the threats that have arisen in European countries as a result of the migration crisis. The factors that negatively affected the migration processes and the situation in the EU countries are investigated.

Текст научной работы на тему «Последствия миграционного кризиса в европейском Союзе»

УДК 325

А. КРАСОВСКИЙ,

независимый эксперт

Ключевые слова:

миграционный кризис, Европа, беженцы, мигранты, Европейский союз, миграционная политика

A. KRASOVSKY,

independent expert

Keywords:

migration crisis, Europe, refugees, migrants, European Union, migration policy

ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

В статье анализируются угрозы, возникшие в европейских странах в результате миграционного кризиса. Исследованы факторы, негативно повлиявшие на миграционные процессы и обстановку в странах ЕС.

CONSEQUENCES OF THE MIGRATION CRISIS IN THE EUROPEAN UNION

The article analyzes the threats that have arisen in European countries as a result of the migration crisis. The factors that negatively affected the migration processes and the situation in the EU countries are investigated.

В условиях глобализации существенно возросли масштабы миграции в европейском регионе. Увеличилась миграционная подвижность населения внутри ЕС, а также размер миграционных потоков на его территорию. Возрастающие потребности рынка труда стимулируют правительства европейских стран искать оптимальную модель миграционной политики, удовлетворяющей интересы как Европы, так и иммигрантов.

В последние годы в Европе отмечается сильная депопуляция населения. Согласно исследованиям К. Джонсона, Л. Филда и Д. Постона во многих европейских странах чрезвычайно низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью «стареющего» населения привела к тому, что потенциал Европы к устойчивому росту населения крайне ограничен. Коэффициенты рождаемости и смертности практически равны, 17 европейских

стран имеют естественное снижение. Важную роль в этом сыграли как старение населения, так и снижение рождаемости по различным причинам (вытеснение традиционных семейных ценностей, активное использование средств контрацепции, снижение значимости материнства в жизни европейских женщин и т.д.). По данным на 2011 год, в Германии, второй по величине стране в Европе с населением 81 млн чел., на 746 рождений приходится 1000 смертей, и суммарный коэффициент рождаемости — всего 1,5. Общий коэффициент рождаемости в 2013 году в Европе составил 1,6 [11]. Недавний всплеск иммиграции в Европейский Союз вводит элемент неопределенности в демографическое будущее региона. В настоящее время широко распространены взгляды на сохранение Европы перед лицом низкой рождаемости, стареющего населения и депопуляции в кругах государственной политики. Роль иммиграции в компенсировании сокращающегося числа молодежи и низких показателях рождаемости широко обсуждается в ЕС. Основная часть прибывающих мигрантов молода и прибыла из стран с исходно более высоким суммарным коэффициентом рождаемости. Поэтому правительства стран ЕС приветствовали активную миграцию в целях поднятия рождаемости.

Однако разразившийся в последние годы кризис обострил целый ряд проблем в миграционной политике

Европейского Союза. К основным причинам возникновения миграционного кризиса относятся: вооруженные конфликты, дестабилизирующие ситуацию в регионах исхода беженцев (гражданские войны в Ираке и Сирии, война в Афганистане и Ливии, антитеррористическая операция против ИГИЛ1); отсутствие экономических перспектив в странах исхода беженцев и притягательность жизни в Европе; простота попадания в ЕС (предоставление убежища законодательством по Дублинскому соглашению, а также проложенные маршруты через Средиземное море и юг Европы); неподготовленность стран ЕС к массовому наплыву беженцев и отсутствие единой концепции по их приему.

По данным Евростата, в 2013 году количество беженцев, прибывших в Европу, равнялось 556 тыс. чел., а в 2015 г. этот показатель уже превысил полтора миллиона. Большинство беженцев являются выходцами из стран, в которых происходят вооруженные конфликты, однако значительная часть прибывает и из относительно благополучных стран.

В странах ЕС растет количество преступлений. Вместе с мигрантами в Европу прибывают контрабандой наркотики и оружие. Обострили проблему события в германских городах Кельн, Гамбург и Штутгарт, а также швейцарском Цюрихе и австрийском Зальцбурге. В новогоднюю ночь 2015—2016 гг. многие женщины в этих

1 Организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации. 3(23)/2019 Постсоветский материк

городах были изнасилованы и подверглись домогательствам, 29 задержанных по данному делу — мигранты, и 18 — беженцы [2]. Волна насилия, прокатившаяся по Европе в новогоднюю ночь, обнажила культурное различие в гендерных установках исламской и европейской культур и выявила проблему нежелания многих мигрантов жить по европейским законам.

Другой причиной для опасений является увеличившееся количество терактов. Согласно инфографике РИА Новости, с 2015 года в Европе произошло 15 крупных терактов, в которых в сумме погибло 318 чел. и 986 было ранено (три из них произошли в Германии: в Берлине, Мюнхене и Ансбахе). По имеющимся данным, террористами являлись в основном выходцы из Туниса, Сирии и Ирана [3].

События последнего времени в Европе демонстрируют, что рост терроризма стал одной из наиболее значимых тенденций современной политической реальности, определяющих характер и содержание политических процессов, связанных с миграцией. При этом становится очевидным увеличение числа терактов, а также их жертв по мере нарастания миграционного кризиса. Данные «Глобального рейтинга терроризма» [10], основанные на статистической базе Национального консорциума по изучению терроризма при Университете штата Мэриленд [9], демонстрируют, что в 2008—2012 гг. в европейском регионе показатели террористической активности стабилизировались, однако, с 2013 года вновь отмечен значительный

рост терроризма. По мнению аналитиков, это связано с результатами так называемой «арабской весны» и последовавшей активизацией военизированных групп радикальных исламистов не только в пострадавших странах, но и в странах Европы. Боевиками активно проводятся акции устрашения населения через атаки на объекты социальной важности и места постоянного скопления людей. Террористический фактор оказывает влияние на европейское общество путем введения в состояние нестабильности и постоянной тревоги.

На фоне возникающих проблем в целом ряде европейских стран усилились антимиграционные настроения и недовольство миграционной политикой ЕС. В Европе наблюдается увеличение числа движений, направленных против миграции. Набирают популярность ультраправые партии: «Национальный фронт» Франции Марин Ле Пен, «Партия свободы» Вилдерса в Нидерландах, в Швеции — «Шведские демократы», в Чехии — «Рассвет» и т. д. Трендом 2015 г. стало также усиление позиций партий, придерживающихся евроскептицизма: «Альтернатива для Германии», «Австрийская партия Свободы», «Лига Севера» Италии, «Народная партия Дании», «За лучшую Венгрию» и т.д. На выборах в Европарламент 2014 г. огромное количество голосов граждане отдали им [7]. 16 июня 2015 года в Европарламенте партии-евроскептики создали новую большую фракцию — «Европа наций и свобод». Появляется риск усиления тенденции к дезинтеграции Европейского Союза, а также «правого уклона»

политики миграционного контроля.

На фоне развивающегося миграционного кризиса страны ЕС вынуждены объединить свои усилия для поиска выхода из сложившейся ситуации. Появилась необходимость в обсуждении наиболее острых тем и скорейшей выработке основных составляющих комплексной миграционной политики: режима предоставления убежища, системы перераспределения беженцев, пограничного контроля и социальной интеграции, адаптации мигрантов. Серьезным препятствием на пути к решению данных проблем стал кризис солидарности, явившийся результатом глубоких разногласий между европейскими лидерами.

Еврокомиссия, с целью усовершенствования общей европейской системы убежища, предложила принцип «разделения ответственности» — введение квот на количество беженцев для стран-членов ЕС. Распределение происходит по системе расчета, включающей четыре основных критерия: ВВП, численность населения, уровень безработицы и количество принятых беженцев в период 2010—2014 гг. В соответствии с этим планом Франция, Германия, Италия, Швеция и Венгрия должны принять 75 % всех лиц, требующих убежища. Страны юга Европы, принимающие основные потоки беженцев, настаивали на данной мере, грозясь в противном случае запретить высадку мигрантов на свои берега и ввести шенгенские визы для уже прибывших мигрантов, обеспечивающие транзит в интересующие мигрантов страны Евросоюза. В сентябре 2015 года Европейская

Комиссия предложила в ближайшие два года переместить в другие страны ЕС 40 тыс. беженцев, оказавшихся в Италии и Греции, выделив по 6 тыс. евро на обустройство переселенцев. 22 сентября большинством голосов глав МВД было принято решение по расселению в 23 страны Евросоюза дополнительно 120 тыс. беженцев, уже прибывших на территорию ЕС [12]. Многие государства недовольны тем фактом, что решение о перераспределении мигрантов и сама система квотирования принимались без учета их мнения, и просто не выполняют обязательства.

Было принято решение перекрыть западно-балканский миграционный маршрут и в дальнейшем пускать в Европу только тех мигрантов и беженцев, которые добираются легальными путями, берущими начало в Турции [1].

Осенью 2015 года многие европейские страны в одностороннем порядке закрыли свои границы, поставив под вопрос солидарность стран Шен-генской зоны и нарушив Дублинский регламент по рассмотрению ходатайств о международной защите. Согласно Шенгенскому кодексу эта мера не может действовать дольше шести месяцев, однако, министры внутренних дел государств ЕС стремятся продлить режим временного погранконтроля на срок до двух лет и более. По Дублинскому соглашению за предоставление отвечает государство, через которое беженец въехал на территорию ЕС. Таким образом, невозможно одновременно подать заявки в разные государства — за каждым беженцем закрепляется конкретная

страна ЕС, а если прошение подано не в стране въезда, то заявителя могут арестовать до момента депортации. Пограничные страны Евросоюза оказались в сложном положении и стали пропускать беженцев дальше в страны Центральной и Северной Европы. Многие европейские лидеры считают, что спасти Шенген невозможно, не наладив охрану внешних границ, чтобы должным образом осуществлять оформление и проверку беженцев, а не просто пропускать их дальше в Европу. 22 июня 2015 г. ЕС начал операцию EUNAVFOR Med по борьбе с незаконной перевозкой мигрантов в Средиземном море. Осуществляется дислокация кораблей и беспилотников, занимающихся сбором информации о перевозчиках нелегальных мигрантов у берегов Евросоюза, а также арест судов и задержание нарушителей. С целью усиления контроля границ возобновляются операции «Triton» и «Poseidon», активизируется сотрудничество EUROPOL, FRONTEX, EASO и выделение им дополнительных ресурсов. Одновременно ЕС создает новое агентство по охране внешних границ [6].

Остро стоит вопрос об интеграции уже прибывших мигрантов. Следует заметить, что Евросоюз при выработке миграционной политики больше внимания уделял внутреннему перемещению населения, это в основном касается граждан и легальных мигрантов. Многие страны оказались неподготовленными к массовому наплыву беженцев и проведению структурированной политики по их интеграции. В связи с этим есть не-

обходимость в разработке системы интеграции мигрантов с целью их адаптации в европейском обществе и минимизации конфликтов между мигрантами и коренным населением.

В рамках борьбы с миграционными проблемами главы государств ЕС пригласили африканских партнеров обсудить вопросы, связанные с миграцией, в Валлетте в ноябре 2015 года [5]. 18 марта 2016 г. ЕС и Турция заключили соглашение по борьбе с нелегальной миграцией, предполагающее, что все «нелегалы», прибывающие на территорию Греции, будут возвращаться в Турцию. Турецкие власти обязуются перекрыть каналы контрабанды и незаконной перевозки беженцев в Европу. В обмен Европа согласились в 2016—2017 гг. выплатить Турции компенсацию в размере 6 млн. евро, ускорить отмену виз для турецких граждан и возобновить диалог о вступлении Турции в Евросоюз [8].

Солидарность стран в финансовых вопросах играет немаловажную роль. Страны-участницы, которые не хотят принимать мигрантов, должны компенсировать свой отказ финансовой поддержкой. Европейская комиссия предложила ввести «налог солидарности» в размере 250 тыс. евро за каждого мигранта, которого страна должна была принять в соответствии с квотами на беженцев [4]. Подобные меры демонстрируют нежелание стран Европы сотрудничать в данном вопросе на добровольной основе. Отсутствие единства между странами ЕС снижает эффективность принимаемых мер, поскольку ответ на возникший кризис требует согласованных усилий.

Рост преступности и количества терактов, неконтролируемые демографические изменения, нагрузка на систему социальной поддержки, рост нелегальной иммиграции и антимиграционных настроений в обществе — существующие негативные тенденции в ЕС, обостренные разразившимся миграционным кризисом.

Отсутствие единого стандарта миграционной политики и преобладание национальных интересов над обще-

европейскими — главные проблемы разработки единой концепции по преодолению кризиса. Многие европейские страны, принимающие мигрантов, постепенно отказываются от либеральных моделей миграционной политики и переходят к жестким мерам. Данная ситуация может стать причиной разрушения Шенгенского соглашения и привести к провалу ЕС как экономического и политического проекта.

Список литературы

1. Миграция в Европе: преодоление кризиса солидарности Migration // Pierre Vimont/ Московский Центр Карнеги [Электронный ресурс]. URL:http://carnegie. ru/2017/02/09/ru-pub-67923#_ednref10

[Migraciya v Evrope: preodolenie krizisa solidarnosti Migration // Pierre Vimont/ Moskovskij Centr Karnegi [Elektronnyj resurs]. URL:http://carnegie.ru/2017/02/09/ru-pub-67923#_ednref10]

2. Полиция признала: в новогодних атаках на женщин в Европе участвовали мигранты [Электронный ресурс]. URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=2706021

[Policiya priznala: v novogodnih atakah na zhenshchin v Evrope uchastvovali migranty [Elektronnyj resurs]. URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=2706021]

3. Теракты в Европе [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ruinfografika /20170323/1473327739.html

[Teraktyv Evrope [Elektronnyj resurs]. URL: https://ria.ruinfografika/20170323/1473327739. html]

4. Communication From the Commission to the European Parliament and the Council Towards a Reform of the Common European Asylum System and Enhancing Legal Avenues to Europe. 2016. April 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/ what-we-do/policies/european-agenda-migration/proposal-implementation-package/ docs/20160406/towards_a_reform_of_the_common_european_asylum_system_and_ enhancing_legal_avenues_to_europe_-_20160406_en.pdf.

5. Delivering on migration. European Commission (2016) [Электронный ресурс]. URL:https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/2-years-on-migration_ en.pdf

6. Enhancing security in a world of mobility: improved information exchange in the fight against terrorism and stronger external borders. European Commission [Электронный ре-

сурс]. URL:https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/ european-agenda-security/legislative-documents/docs/20160914/enhancing_security_in_a_ world_of_mobility_en.pdf

7. EPRS. European Parliamentary Research Service Giulio Sabbat. European Union. (2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/EPRS/EPRS-Size-of-Political-Groups-in-the-new-EP-October2014.pdf

8. EU-Turkey Agreement: Questions and Answers, press release. — European Commission. 2016. March 19 [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ MEMO-16-963_en.htm

9. Global Terrorism Database. A Department of Homeland Security Center of Excellence led by the University of Maryland. [Электронный ресурс] URL: http://www.start.umd. edu/gtd/

10. Global Terrorism Index 2016. Vision of Humanity, The Institute for Economics and Peace. [Электронный ресурс]. URL: http://visionofhumanity.org/indexes/terrorism-index/

11. Johnson K. M., Field L. M, Poston D. L. Jr. More Deaths Than Births: Subnational Natural Decrease in Europe and the United States // Population and development review. — 41(4)., 2015. - p. 651-680.

12. Managing the refugee crisis: State of Play of the Implementation of the Priority Actions under the European Agenda on Migration. // European Commission [Электронный ресурс]. URL:https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/ european-agenda-migration/proposal-implementation-package/docs/communication_on_ eam_state_of_play_20151014_en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.