Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / пандемия / COVID-19 / малые и средние предприятия / МСП / China / pandemic / COVID-19 / small and medium enterprises / SMEs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Шуан, Чжан Ян

В статье исследуются последствия для малых и средних предприятий Китая, обусловленные влиянием пандемии COVID-19, а также комплексом противопандемических мероприятий. В экономике Китая малый и средний бизнес играют определяющую роль, формируя до 60% ВВП страны. В результате проведенного исследования установлено, что пандемия COVID-19 обусловила как непосредственное отрицательное воздействие на МСП экономики Китая, связанное с вынужденной приостановкой хозяйственной деятельности в период пандемии, так и комплекс отдаленных негативных воздействий, связанных с нарушением устоявшихся механизмов логистики, цепочек создания стоимости, а также с введением локдаунов в странах, являющихся основными торговыми партнерами Китая. В результате проведенного исследования установлено, что меры правительства Китая, направленные на устранение непосредственных негативных воздействий пандемии на МСП, а именно меры в сфере финансовой и налоговой поддержки, были достаточно эффективны, однако меры, направленные на поддержку экспортных китайских МСП и на переориентацию экспорта на внутренний рынок, были не столь эффективны, поскольку не позволили решить проблему нарастания структурных диспропорций. В статье выделено два контура, обусловливающих диалектику влияния пандемии COVID-19 на средние и малые предприятия Китая: первый контур характеризуется глобальными экономическими последствиями, обусловленными негативным непосредственным влиянием пандемии на экспортные китайские МСП; второй контур представляет собой негативное влияние пандемии на экономику стран-торговых партнеров Китая, что влечет за собой снижение экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLICATIONS FOR CHINA'S SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES DURING THE PANDEMIC

The article examines the consequences for small and medium-sized enterprises in China due to the impact of the COVID-19 pandemic, as well as a set of anti-pandemic measures. In China's economy, small and medium-sized businesses play a decisive role, forming up to 60% of the country's GDP. As a result of the study, it was found that the COVID-19 pandemic caused both a direct negative impact on the SMEs of the Chinese economy associated with the forced suspension of economic activity during the pandemic, and a complex of long-term negative impacts associated with the violation of established logistics mechanisms, value chains, as well as the introduction of lockdowns in countries that are China's main trading partners. As a result of the study, it was found that the measures of the Chinese government aimed at eliminating the direct negative effects of the pandemic on SMEs, namely, measures in the field of financial and tax support, were quite effective, however, measures aimed at supporting Chinese export SMEs and reorienting exports to the domestic market were not so effective, since they did not solve the problem of increasing structural imbalances. The article identifies two contours that determine the dialectic of the impact of the COVID-19 pandemic on medium and small enterprises in China: the first contour is characterized by global economic consequences caused by the negative direct impact of the pandemic on Chinese export SMEs; the second contour represents the negative impact of the pandemic on the economies of China's trading partners, which entails a decrease in exports.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

DOI: 10.54861/27131211_2022_1_16

УДК 334.72

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ В

ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Лю Шуан, бакалавр, Суйхуаский университет, г. Суйхуа, Китай

Чжан Ян, кандидат экономических наук, Суйхуаский университет,

г. Суйхуа, Китай

Аннотация. В статье исследуются последствия для малых и средних

предприятий Китая, обусловленные влиянием пандемии COVID-19, а также

комплексом противопандемических мероприятий. В экономике Китая малый и

средний бизнес играют определяющую роль, формируя до 60% ВВП страны. В

результате проведенного исследования установлено, что пандемия COVID-19

обусловила как непосредственное отрицательное воздействие на МСП

экономики Китая, связанное с вынужденной приостановкой хозяйственной

деятельности в период пандемии, так и комплекс отдаленных негативных

воздействий, связанных с нарушением устоявшихся механизмов логистики,

цепочек создания стоимости, а также с введением локдаунов в странах,

являющихся основными торговыми партнерами Китая. В результате

проведенного исследования установлено, что меры правительства Китая,

направленные на устранение непосредственных негативных воздействий

пандемии на МСП, а именно – меры в сфере финансовой и налоговой поддержки,

были достаточно эффективны, однако меры, направленные на поддержку

экспортных китайских МСП и на переориентацию экспорта на внутренний

рынок, были не столь эффективны, поскольку не позволили решить проблему

нарастания структурных диспропорций. В статье выделено два контура,

обусловливающих диалектику влияния пандемии COVID-19 на средние и малые

предприятия

Китая:

первый

контур

характеризуется

глобальными

экономическими

последствиями,

обусловленными

негативным

непосредственным влиянием пандемии на экспортные китайские МСП; второй

контур представляет собой негативное влияние пандемии на экономику стран-

торговых партнеров Китая, что влечет за собой снижение экспорта.

Ключевые слова: Китай, пандемия, COVID-19, малые и средние

предприятия, МСП.

IMPLICATIONS FOR CHINA'S SMALL AND MEDIUM-SIZED

ENTERPRISES DURING THE PANDEMIC

Liu Shuang, Bachelor's Degree, Suihua University, Suihua, China

Zhang Yang, PhD in Economics, Suihua University,

Suihua, China

Abstract. The article examines the consequences for small and medium-sized

enterprises in China due to the impact of the COVID-19 pandemic, as well as a set of

anti-pandemic measures. In China's economy, small and medium-sized businesses play

a decisive role, forming up to 60% of the country's GDP. As a result of the study, it

was found that the COVID-19 pandemic caused both a direct negative impact on the

SMEs of the Chinese economy associated with the forced suspension of economic

activity during the pandemic, and a complex of long-term negative impacts associated

with the violation of established logistics mechanisms, value chains, as well as the

introduction of lockdowns in countries that are China's main trading partners. As a

result of the study, it was found that the measures of the Chinese government aimed at

eliminating the direct negative effects of the pandemic on SMEs, namely, measures in

the field of financial and tax support, were quite effective, however, measures aimed

at supporting Chinese export SMEs and reorienting exports to the domestic market

were not so effective, since they did not solve the problem of increasing structural

imbalances. The article identifies two contours that determine the dialectic of the

17

impact of the COVID-19 pandemic on medium and small enterprises in China: the first

contour is characterized by global economic consequences caused by the negative

direct impact of the pandemic on Chinese export SMEs; the second contour represents

the negative impact of the pandemic on the economies of China's trading partners,

which entails a decrease in exports.

Keywords: China, pandemic, COVID-19, small and medium enterprises, SMEs.

JEL classification: G01, F23, O24.

Для цитирования: Лю Шуан, Чжан Ян. Последствия для малых и средних

предприятий Китая в период пандемии // Прогрессивная экономика. 2022. № 1.

С. 16– 27.

Введение

Китай – вторая по номинальному ВВП и первая по показателю ВВП,

рассчитанному по паритету покупательной способности, экономика мира, в

высокой степени интегрированная в глобальные экономические связи и

оказывающая существенное влияние на динамику и архитектуру современной

мировой экономики. Кризисные экономические явления, возникающие в КНР, с

высокой вероятностью транслируются в другие национальные экономики. С

другой стороны, Китайское правительство на протяжении последних

десятилетий успешно применяет меры антикризисного экономического

регулирования, что делает данный опыт интересным для изучения, особенно в

контексте глобальных вызовов, вставших перед человечеством в последние

годы.

Одним из таких вызовов стала пандемия коронавируса COVID-19 и

беспрецедентные противопандемические мероприятия, нарушившие механизм

функционирования подавляющего большинства отраслей экономики. Китай

первым ощутил на себе негативные экономические последствия пандемии, но он

же стал и первой страной, успешно их преодолевшей. Все это делает изучение

18

китайского опыта в сфере преодоления экономических последствий пандемии

актуальной и своевременной задачей.

Малый и средний бизнес особенно чувствителен к влиянию

экономических кризисов: именно средние и малые предприятия принимают на

себя «первый удар» в условиях, когда крупный корпоративный сегмент обладает

значительно большими ресурсами для успешного прохождения кризисного

периода. При этом удар по малому и среднему предпринимательству (далее –

МСП) дорого обходится большинству экономик, поскольку именно данный

сегмент обеспечивает национальной экономике гибкость и поддержание

высокого уровня занятости. Все это и обусловило выбор проблематики данного

исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель статьи: анализ последствий для малых и средних предприятий Китая,

обусловленных влиянием пандемии COVID-19, а также комплексом

противопандемических мероприятий.

Обзор литературы

Влияние, которое оказала пандемия COVID-19 и обусловленные ею

противопандемические мероприятия на сегмент малого и среднего бизнеса в

Китае и других экономиках мира, стало предметом исследований ряда

российских и зарубежных исследователей: как в контексте сравнения китайского

опыта с опытом других стран, так и в связи с тем влиянием, которое оказал удар

по малым и средним предприятиям Китая на китайскую и глобальную

экономику.

Так, В.Л. Ерохин, оценивая влияние пандемии COVID-19 на экономику

Китая в целом, отмечает, что после локдауна в І квартале 2020 г. (первый этап

развития пандемии) большинству представителей китайского малого, среднего и

микро-бизнеса удалось совершить успешный перезапуск: это касается 95,4%

предпринимателей, 96,9% малых и микропредприятий, 95% и более малых

предприятий, задействованных в сфере сельского хозяйства, производства,

транспорта и торговли, 91,3% предприятий сферы общественного питания и

объектов гостиничного бизнеса [2].

19

Этого удалось достичь благодаря комплексной государственной

поддержке: в начале весны 2020 г. малые и средние предприятия Китая были

освобождены от уплаты практически всех налогов на период до конца 2020 г.,

кроме того, государством были выделены льготные кредиты в размере

приблизительно 400 млрд. $ США. Тем не менее, не смотря на то, что

большинство бизнесов малых и средних масштабов деятельности удалось

перезапустить после локдауна, на допандемический уровень загрузки они пока

не вышли: лишь чуть более половины субъектов хозяйствования в данном

сегменте смогли превысить 90% уровень загрузки (по сравнению с 2019 г.), а в

сфере гостинично-ресторанного бизнеса этот показатель составил лишь 18,7%

[2].

Кроме того, В.Л. Ерохин отмечает, что структурные диспроспорции в

темпах отраслевого восстановления представляют собой угрозу для общей

устойчивости национальной экономики Китая: больше всего пострадали

секторы, в которых используется менее квалифицированный труд, что может

стать причиной роста неравенства в доходах между разными слоями населения.

Исследователь приходит к выводу, что кажущееся успешное преодоление

краткосрочных эффектов пандемии COVID-19 может сопровождаться крайне

негативными долгосрочными последствиями, обусловленными социально-

экономическими диспропорциями и структурными проблемами [2].

При этом противопандемические мероприятия, к которым продолжает

прибегать Китай, по максимуму реализуя стратегию препятствования

проникновению COVID-19 на территорию страны, отрицательно влияют не

только на национальную экономику Китая, но и на глобальные цепочки

производства и грузовой логистики.

Похожие результаты получены в исследовании Ping An Group – китайской

группы компаний, работающих в сфере финансовых технологий и цифровой

экономики, – посвященные влиянию пандемии COVID-19 на средние и малые

предприятия Китая. Как отмечается в исследовании, выручка китайских микро-,

малых и средних предприятий в І квартале 2020 г. составила менее 50% от

20

аналогичного показателя 2019 г., сократившись примерно на 6,7 трлн юаней.

Свыше 80% МСП столкнулись с проблемами денежных потоков. Больше всего

пострадали МСП в сфере образования, размещения и общественного питания,

культуры, спорта и развлечений, а также производства. Учитывая значимость

малого и среднего предпринимательства для экономики Китая (поскольку

именно малые и средние предприятия формируют 60% ВВП и обеспечивают 80%

занятости в городах), китайское правительство приняло ряд мер, чтобы помочь

МСП преодолеть трудности, обусловленные пандемией. Среди указанных мер

необходимо отметить финансовую поддержку и политику снижения налогов и

сборов (экономическая поддержка МСП обошлась Китаю в 6,03 трлн юаней) [3].

С другой стороны, противопандемические меры и ограничения,

предпринятые в других странах мира, также негативно сказываются на динамике

восстановления МСП в Китае. В исследовании коллектива китайских ученых во

главе с R. Dai говорится о том, что COVID-19 нанес тяжелый удар по китайским

МСП, задействованным в разных секторах и регионах. При этом основные

проблемы, стоящие перед малыми и средними предприятиями, после выхода из

жесткого локдауна переместились со стороны предложения в сторону спроса.

Отсутствие спроса стало самой серьезной проблемой, особенно для экспортных

фирм. Это было обусловлено тем, что, в ответ на распространение COVID-19

многие страны приняли политику изоляции, тем самым остановив

производственную деятельность, в результате чего Китай столкнулся с

существенным падением внешнего спроса. При этом китайские экспортные

МСП по-прежнему сталкиваются с трудностями, что, по мнению данного

коллектива авторов, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на

глобальную экономику [4].

В статье китайских авторов Jiang Min, Hu Yuanhong, Li Xin также

отмечается существенное влияние COVID-19 на сегмент МСП, особенно в части

негативных

глобальных

экономических

тенденций.

Большая

часть

внешнеторговых предприятий Китая – это МСП, поэтому рецессия в мировой

экономике, обусловленная пандемией, негативно сказывается на малых и

21

средних предприятиях Китая. В настоящее время государство поддерживает

развитие внешнеторговых предприятий малого и среднего бизнеса путем

развития трансграничной электронной торговли, направления экспортной

продукции на внутренний рынок, расширения диверсифицированного

международного рынка и поощрения инноваций во внешней торговле [5].

В этой связи интересным представляется анализ влияния пандемии

COVID-19 и противопандемических мероприятий на малый и средний бизнес в

других странах.

В частности, в работе J. Juergensen, J. Guimуn, R. Narula анализируется

влияние пандемии на малый и средний бизнес в Европе. Авторы приходят к

выводу, что экономический шок от пандемии повлиял на различные типы

производственных МСП в Европе. Причем, как и в случае Китая, имели место

как немедленные последствия, обусловленные локдаунами, так и долгосрочные,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связанные с нарушением глобальных цепочек создания стоимости, в которые

вовлечены малые и средние европейские предприятия [6].

В статье, посвященной влиянию пандемии на малый и средний бизнес

Пакистана, M. Shafi, J. Liu, W. Ren также отмечают, что от COVID-19 пострадало

большинство предприятий SME-сегмента, столкнувшись с финансовыми

проблемами, нарушением цепочек поставок, снижением спроса, сокращением

объемов продаж и прибыли [7].

Таким образом, на основе проведенных исследований можно сделать

вывод, что пандемия негативно сказалась на малых и средних предприятиях по

всему миру. Но особенностями китайской ситуации, сложившейся в МСП в

результате пандемии, является существенная доля малых и средних

предприятий, ориентированных на экспорт, поэтому зависимость китайского

сегмента МСП от внешних рынков более высока, чем в других экономиках, в

которых субъекты малого и среднего предпринимательства в основном зависят

от ситуации на внутреннем рынке.

22

Материалы и методы

Материалами исследования при написании статьи выступали научные

статьи и научно-исследовательские обзоры, статистические материалы и

результаты социологических исследований, касающиеся вопросов влияния

пандемии COVID-19 на малые и средние предприятия Китая и других стран

мира.

В ходе проведенного исследования были применены такие общенаучные

методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение, системный

подход.

Результаты и обсуждение

Малый и средний бизнес Китайской экономики в результате влияния

пандемии COVID-19 и комплекса противопандемических мероприятий,

связанных с нею, испытал ряд негативных последствий: как непосредственных,

так и отдаленных. К непосредственным негативным последствиям можно

отнести невозможность осуществления хозяйственной деятельности в период

жесткого локдауна в первой фазе развития пандемии, а также экономические и

репутационные потери, понесенные малыми и средними предприятиями в этот

период. К отдаленным негативным последствиям относятся проблемы снижения

внешнего спроса на продукцию китайских экспортных СМП, что было

обусловлено нарушением цепочек поставок и снижением спроса на продукцию

промышленного назначения в результате введения локдаунов в странах-

экономических партнерах Китая.

Таким образом, образовалось два контура негативного воздействия

последствий COVID-19 на МСП:

– первый контур – негативное глобальное влияние непосредственного

воздействия пандемии на китайские экспортные МСП, которое привело к сбою

поставок китайских товаров потребительского и промышленного назначения на

американский, азиатский и европейский рынки и к нарушению

сформировавшихся цепочек создания стоимости;

23

– второй контур – негативное влияние локдаунов в национальных

экономиках торговых партнеров Китая, а также нарушение традиционных

каналов логистики на компании в сфере ритейла и производства, что привело к

снижению спроса на продукцию экспортных МСП Китая.

Число торговых партнеров Китая составляет 182 страны, при этом 24%

всего китайского экспорта приходится на ЕС, а 22% – на США (рис. 1).

Таким образом, жесткие локдауны, к которым прибегли для сдерживания

пандемии большинство европейских стран и США, обусловили болезненный

удар по китайскому экспорту.

В этой связи нельзя не отметить меры по переориентации экспортных

МСП на внутренний рынок, к которым прибегло китайское правительство. Тем

не менее, для экономики Китая, в значительной степени ориентированной на

экспорт, данные меры хороши лишь в краткосрочной перспективе, а в средне- и

долгосрочной они могут привести к снижению темпов экономического роста.

Индия

3%

Гонконг

Европейский союз

18%

24%

Россия

3%

Бразилия

США

2%

22%

Япония

10%

Страны АСКАН

11%

Тайвань

2%

Северная Корея

5%

Рис. 1. Структура экспорта Китая в географическом разрезе

Источник: составлено авторами на основе [1]

Для того чтобы Китай в полной степени сохранил свои позиции в качестве

мирового лидера в экспортной торговле, меры правительства должны быть в

24

большей мере направлены на поддержку экспорт-ориентированных малых и

средних предприятий, основанную на двух контурах взаимного воздействия

глобальной и национальной китайской экономики.

Заключение

В краткосрочной перспективе правительству Китая удалось смягчить

негативные последствия для малых и средних предприятий как со стороны

предложения, так и со стороны спроса путем введения льготного кредитования

и освобождения МСП от уплаты налогов в период пандемии. Тем не менее,

отдаленные негативные последствия, обусловленные влиянием пандемии

COVID-19 на глобальную экономику в целом и на национальные экономики

основных торговых партнеров Китая в частности, привели к нарушению

сформированных цепочек создания стоимости, ударив по экспортным китайским

МСП. Переориентация таких малых и средних предприятий на внутренний

рынок может в перспективе негативно сказаться на конкурентных позициях

Китая в глобальной экономике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Годовая статистика международной торговли товарами. Китай. 2020.

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

https://trendeconomy.ru/data/h2/China/TOTAL (дата обращения: 03.01.2022).

2. Ерохин В.Л. Влияние пандемии COVID-19 на экономику Китая:

предварительная оценка и прогноз восстановления. // Маркетинг и логистика.

2021. №1(33). С. 5–16.

3. China’s SMEs Amid the Pandemic Facing cash flow problems and awaiting

government aid. Ping An Digital Economic Research Center Fudan-Ping An Research

Institute

for

Macroeconomy.

2020.

URL:

https://www.pingan.cn/app_upload/file/official/SMEReport2020.pdf

(date

of

application: 05/01/2022).

4. Dai R., Feng H., Hu J., Jin Q., Li H., Wang R., Wang R., Xu L., Zhan X. The

Impact of COVID-19 on Small and Medium-sized Enterprises: Evidence from Two-

25

wave Phone Surveys in China. 2020. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.cgdev.org/sites/default/files/impact-covid-19-small-and-medium-sized-

enterprises-evidence-china.pdf (date of application: 04/01/2022).

5. Jiang Min, Hu Yuanhong, Li Xin. Financial support for small and medium-

sized enterprises in China amid COVID-19. // Финансы: теория и практика. 2020.

№24(5). С. 6–14.

6. Juergensen J., Guimуn J., Narula R. European SMEs amidst the COVID‑19

crisis: assessing impact and policy responses. // Journal of Industrial and Business

Economics. 2020. Vol. 47. pp. 499–510.

7. Shafi M., Liu J., Ren W. Impact of COVID-19 pandemic on micro, small, and

medium-sized Enterprises operating in Pakistan. // Research in Globalization. 2020. V.

2. p. 100018.

References

1. Godovaya statistika mezhdunarodnoi torgovli tovarami. Kitai. 2020.

[Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://trendeconomy.ru/data/h2/China/TOTAL

(data obrashcheniya: 03.01.2022).

2. Erokhin V.L. Vliyanie pandemii COVID-19 na ekonomiku Kitaya:

predvaritel'naya otsenka i prognoz vosstanovleniya. // Marketing i logistika. 2021.

№1(33). S. 5–16.

3. China’s SMEs Amid the Pandemic Facing cash flow problems and awaiting

government aid. Ping An Digital Economic Research Center Fudan-Ping An Research

Institute

for

Macroeconomy.

2020.

URL:

https://www.pingan.cn/app_upload/file/official/SMEReport2020.pdf

(date

of

application: 05/01/2022).

4. Dai R., Feng H., Hu J., Jin Q., Li H., Wang R., Wang R., Xu L., Zhan X. The

Impact of COVID-19 on Small and Medium-sized Enterprises: Evidence from Two-

wave

Phone

Surveys

in

China.

2020.

[Elektronnyi

resurs].

URL:

https://www.cgdev.org/sites/default/files/impact-covid-19-small-and-medium-sized-

enterprises-evidence-china.pdf (date of application: 04/01/2022).

26

5. Jiang Min, Hu Yuanhong, Li Xin. Financial support for small and medium-

sized enterprises in China amid COVID 19. // Finansy: teoriya i praktika. 2020.

№24(5). S. 6–14.

6. Juergensen J., Guimun J., Narula R. European SMEs amidst the COVID‑19

crisis: assessing impact and policy responses. // Journal of Industrial and Business

Economics. 2020. Vol. 47. pp. 499–510.

7. Shafi M., Liu J., Ren W. Impact of COVID-19 pandemic on micro, small, and

medium-sized Enterprises operating in Pakistan. // Research in Globalization.2020. V.

2. p. 100018.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.